Митрофан баданин

В недавно прошедшем интернет-конкурсе «Великие имена России» наши соотечественники большинством голосов поддержали переименование Мурманского аэропорта в честь последнего Русского Императора государя-страстотерпца Николая II. Результаты голосования показательны. Граждане современной России с почтением относятся, в том числе, и к дореволюционному периоду нашей истории.

Именно об этом и многом другом телеканалу «Царьград» в эксклюзивном интервью рассказал епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин). Человек, посвятивший Крайнему Северу (сначала как офицер Северного флота, затем как монах и священник и, наконец, как архипастырь Мурманской митрополии) более 40 лет служения.

Николай II – оболганный Государь

***

Молодые офицеры Северного флота почитают царственных страстотерпцев

«Царьград»: Владыка, благословите! Вы прекрасно знаете ситуацию в Мурманской области, в своей епархии и всей митрополии: в Североморске, Мурманске, других городах и весях. К сожалению, мнения разделились: несмотря на то, что большинство голосов в результате интернет-голосования набрал государь-страстотерпец Николай II, существуют и другие мнения. Каковы реальные настроения в регионе?

Епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин). Фото: Телеканал «Царьград»

Владыка Митрофан: Когда я впервые услышал, что губернатор Мурманской области Марина Васильевна Ковтун объявила, что среди многих имён, которые вносятся в списки для голосования, присутствует имя императора Николая II, честно говоря, сначала воспринял это несколько настороженно и скептически. Сам я человек, выросший в советское время, и поэтому прекрасно знаю, как этот вопрос, отношение к последнему императору, трактовался в Советском Союзе. И это отношение было не просто настороженным или скептическим, оно было резко отрицательным — вплоть до необъяснимой ненависти, всячески подогреваемой различными эпитетами: «кровавый», «безвольный», «пьяница» и так далее. Будто бы хуже его никого в нашей истории не было. Именно поэтому я был сильно удивлён результатами, которые явил наш народ.

Чем можно объяснить эту перемену? Ведь еще совсем недавно тех, кто почитает императора и трезво относится к завершающему периоду династии Романовых, было очень немного. Но у меня есть ответ, почему эта перемена произошла, и почему данная тенденция будет нарастать. Скажем прямо, уходят в прошлое люди, отравленные целенаправленной, продуманной и неутомимой пропагандой, которая продолжалась 70 лет. Когда постоянно внушалась ненависть к прошлому нашего государства и особенно – периоду правления последних представителей дома Романовых. И появляется новое поколение, которое часто принято критиковать, однако на самом деле все не так, как порой пытаются представить.

Как известно, я возглавляю Североморскую епархию, которая непосредственно создавалась как плацдарм для духовного окормления стратегического арктического направления, непосредственно нашего Северного флота, который стоит на этих важнейших рубежах нашей безопасности. И постоянно общаюсь с молодыми офицерами и военнослужащими срочной службы. И вот однажды, по инициативе командования Северного флота, была проведена так называемая викторина, посвящённая последней Царской семье. Честно говоря, когда я узнал об этой инициативе, был очень насторожен и взволнован. Особенно когда меня пригласили в жюри, оценивать выступления команд от различных соединений флота. И был готов к негативным клише, которым буду вынужден возражать.

Но в итоге я был удивлён удивительно доброжелательным отношением и даже совершенно необычной симпатией, которую проявляли военнослужащие к образу Царской семьи. В выступлениях этих молодых мичманов и офицеров, лейтенантов, старших лейтенантов, капитан-лейтенантов, многие из которых даже ещё не женаты, о святых царственных страстотерпицах, о невинно убиенных юных девушках говорили с удивительным почтением и даже с некоторой завистью: мол, где бы сейчас найти таких себе невест. Вот какой замечательный пример даёт история последней Царской семьи ребятам, не отравленным пропагандой идеологического отдела КПСС.

Царская семья. Фото: www.globallookpress.com

То, о чем говорили участники викторины, они нашли в письмах и дневниках Царской семьи. Всё это сейчас легко найти в интернете, и кто желает, может раскрыть для себя подлинный образ духовной жизни этих замечательных представителей завершающего периода нашей славной дореволюционной истории. И лично для меня было откровением, что оказывается, это я в себе всё ещё ношу эту войну с Николаем II и с «прогнившим царским режимом», штампы о котором нам внушали. Но у сегодняшних молодых людей ничего этого нет. Они уже судят не по клише идеологического отдела ЦК КПСС товарища Суслова, а по тому, что видят и читают реально. Идеологический морок, которым мы были отравлены, уходит.

«Ц.»: А есть ли разница между вашим кафедральным городом, Североморском, городом офицерским, и соседним Мурманском? Казалось бы, считанные километры, общий аэропорт, но существует ли ментальная разница между горожанами?

Владыка Митрофан: Да, разница состоит именно в этом. Североморск, наш кафедральный город, главная база Северного флота, как и другие военно-морские базы – город молодёжи. Как я уже сказал, это новое поколение, с одной стороны, не отравлено советской идеологией, а с другой – это, по сути, чистый лист. Они глядят на лица святых царственных страстотерпцев, узнают о том, как эти девушки сами штопали свою одежду, в годы войны ухаживали за ранеными, ассистировали в тяжелейших хирургических операциях, думают о том, какие это мужественные люди, какое у них воспитание, какой пример и образец являют они для каждой современной семьи. Уверен, именно эти молодые ребята в значительной степени и привели к результатам прошедшего интернет-голосования.

В Мурманске же намного больше людей старшего возраста, и там традиционно сильны коммунистические настроения. Более того, в советское время именно Мурманск был единственным областным центром, который на различных партийных съездах и конференциях с гордостью отчитывался, что не имеет ни одной церкви. Под бурные продолжительные аплодисменты. Это вообще-то нонсенс, хотя бы на кладбищах всегда сохраняли церкви, уважая православные традиции тех, кто их соблюдал тогда. Но Мурманск – это другая стезя.

Необходима демифологизация образа императора Николая II

Император Николай II. Фото: www.globallookpress.com

«Ц.»: Тем не менее в ходе конкурса «Великие имена России» многие впервые узнали, что, во-первых, Мурманск – последний город, который был основан ещё в Российской Империи, как Романов-на-Мурмане, фактически основан императором Николаем II. Но, что не менее важно, именно последний Русский Государь был основателем гражданской и военной авиации. Что бы Вы ответили невоцерковлённому человеку, который мало что знает и понимает о святости последней Царской семьи, на вопрос, в чём историческая значимость государя-страстотерпца и вообще последнего периода русской дореволюционной истории?

«Венец багряный»: мученический подвиг царской семьи

Владыка Митрофан: Мы говорим о чудовищной несправедливости, которая была проявлена к последнему периоду династии Романовых. Ведь именно обострённое чувство справедливости всегда было одной из характерных черт русского народа. Поэтому мы, в первую очередь, должны быть справедливы к достижениям императора Николая II. Вы правильно сказали: это и город, и порт, и военно-морская база, основанные непосредственно волевым решением и мудростью Государя. Это и железная дорога, которой пользуются и сейчас, знаменитая «мурманка».

Представьте, каким было наше государство, если в 1916 году, уже после двух лет тяжелейшей мировой войны, принесшей колоссальные расходы и жертвы, принимается решение проложить дорогу до Крайнего Севера. И эта дорога строится не трудами, кровью и костями спецпереселенцев и узников ГУЛАГа, а реальными промышленниками, реальными рабочими. Проложена дорога, основана флотилия Северного Ледовитого океана. Это какую надо было иметь имперскую мощь!

Недавно я слушал доклад военных. Они приводили цифры того, что представляла собой тогда флотилия, и как профессиональный моряк, офицер, когда услышал, что до революции только минно-тральных кораблей на Крайнем Севере стояло 44 единицы, то сразу обратил внимание, что и в советское время такого количество тральщиков у нас не было! И это якобы «нищая» Россия взяла и вдруг образовала целый флот на своих крайних северных рубежах.

В свое время мы познакомились с людьми с Урала. Для екатеринбуржцев Царская семья – особая тема. Там давно преодолели этот морок, переименовали город — больше он не Свердловск, а Екатеринбург. И этого не хватает другим регионам, в том числе и нашему Мурманску, который был основан именно как Романов-на-Мурмане. Этот город основывался так, чтобы показать: российская власть присутствует здесь, на Мурмане. Еще после Февральской революции 1917 года взяли и убрали власть, оставили только Мурманск. А что такое «Мурманск», кто такие «мурмане», «норманы»? Это показывает только то, что мы являемся родиной норвегов, викингов.

Мурманск. Фото: ppl / .com

«Ц.»: И важно напомнить, что город был основан вскоре после торжественного празднования во всей Российской Империи 300-летия Дома Романовых.

Владыка Митрофан: Да-да, именно поэтому Романов-на-Мурмане и утверждал память о трехсотлетней династии Романовых, и показывал, что на этих берегах мы стоим навсегда, что это наши исконные, русские места.

«Ц.»: Что опять-таки демонстрирует неразрывность русской истории и то, что её предреволюционный период необходимо демифологизировать.

Царская семья. Последний год

Владыка Митрофан: Именно. И только что упомянутые мной ребята из Екатеринбурга заинтересовались вопросом, что действительно представляла собой Российская Империя перед революцией. Не из бесконечных большевистских агиток: «нищая Россия», «лапотная Россия», «царь-кровопийца» и так далее. Они подняли статистические материалы, годовые отчёты, аналитические статьи серьёзных экономистов и создали 24-страничный календарь на два года по каждому из направлений: энергетика, торговля, денежная реформа, военная реформа, авиация и так далее.

Так, если кто-то не знает, могу рассказать: тот же самый «ленинский» план ГОЭЛРО разработало правительство Николая II, и Ленин просто присвоил все эти проекты и материалы. И так — по 24 направлениям: читаешь и потрясаешься. Наша Империя была на таком подъёме, что еще несколько лет, и она бы вырывалась в мировые лидеры. За время правления Николая II только население страны увеличилось на 50 миллионов человек, а ведь народ плодится только тогда, когда есть, что кушать, и уверенность в завтрашнем дне.

«Ц.»: Наши оппоненты уверяют, что если бы всё было так хорошо, Империя бы не рухнула в одночасье.

Владыка Митрофан: Величайшая Империя рухнула не из-за материальных проблем, но только потому, что потеряла духовные скрепы. Кстати, по тем же самым причинам рухнул и Советский Союз. Ушла объединяющая идея, выветрилась, больше никого не грела. Несмотря на все наши мощные армии, флот, многочисленные предприятия и колоссальные планы, всё рухнуло в единочасье. И я очень боюсь, как бы это не повторилось снова.

«Ц.»: Сейчас мы смотрим на результаты конкурса «Великие имена России» и видим, что не только в Мурманске, но и в ряде других городов побеждают правители исторической России. В том числе те, кто причислен к лику святых: в Пскове — равноапостольная княгиня Ольга, в Петербурге сейчас идет завершающий этап голосования и побеждает благоверный князь Александр Невский. В Краснодаре победила Екатерина Великая, в Воронеже – Петр I, в Калининграде – императрица Елизавета Петровна. Ведь все это о чём-то это говорит, что современные люди XXI века не разделяют нашу историю и с почтением относятся к дореволюционному периоду. Это обнадёживает?

Владыка Митрофан: Безусловно. Это как раз та самая тенденция, которая дает нам большую надежду. У нас великая история, тысячелетняя история Святой Руси, и, несмотря на то, что десятилетиями нам пытались доказать, что «наша Родина – революция», этого не удалось сделать, не удалось отсечь дореволюционную историю и сделать нас «Иванами, родства не помнящими». И, в первую очередь, для этого пытались втоптать в грязь последнего императора, убедить, что при нём творилась мерзость, распутинщина, что все были пьяницы и прелюбодеи. Ложь бесконечная!

В качестве примера. В 1917 году, ещё после Февральской революции, арестовали и посадили в Петропавловскую крепость фрейлину Анну Вырубову, ближайшую и преданнейшую подругу императрицы Александры Федоровны. Ту самую Вырубову, которая на страницах желтой прессы считалась главной любовницей Распутина и чуть ли не организатором «придворных оргий». И в крепости врачи, осматривавшие заключенную, были в шоке: Вырубова оказалась девственницей (вскоре после освобождения из заключения бывшая фрейлина приняла монашеский постриг – прим. ред.).

А. Вырубова. Фото: www.globallookpress.com

«Ц.»: То есть, как сейчас говорят, был тотальный чёрный пиар против Царской семьи и окружающих их людей. И, как и сейчас, подобное очернение государства и Церкви было явным заказом извне…

Владыка Митрофан: Однозначно.

Единство русской истории: Россия у нас одна

«Ц.»: В этой связи не могу не задать Вам несколько личный вопрос. Известно, что Ваши предки служили Российской империи: один прадед — в Российском императорском флоте, другой — непосредственно Дому Романовых. Хотелось бы, чтобы Вы немного рассказали об этом, а также о том, как в юности сами посвятили себя служению советскому Военно-морскому флоту. Можно ли разделять служение дореволюционному Отечеству, советской России и сегодняшней постсоветской России. Или Россия у нас одна?

Царские дни в Екатеринбурге: Крестное шествие православной России

Владыка Митрофан: Конечно же, мы должны осознать это и прийти к внутреннему единству. Должны преодолеть этот чрезвычайно пагубный раскол, привнесённый в наше общество. Постоянно подчёркивалось, навязывалось: «эта проклятая царская Россия», «эти кровожадные белогвардейцы» и так далее. Подчёркивая, что славными отцами-командирами были только красные, остальные – кровавые преступники, что все позитивные изменения начались только после победы «Великой октябрьской социалистической революции» и так далее.

В истории моей семьи, слава Богу, устраиваются династии. И это чрезвычайно важно. Каждый должен понимать, откуда он родом, чья кровь в тебе течет. Во мне живут все предки, я не возник «из ниоткуда»: «из комсомола», «из партии». Во мне – вся великая история моей страны, и мои предки в этой истории занимают свое особое, важное место. Да, один мой прадед служил с адмиралом Макаровым, совершил две кругосветки под его началом.

Мой отец – подводник, военный моряк, участник Великой Отечественной войны, капитан первого ранга. И мы с братом даже не сомневались, что должны продолжить династию и стать военно-морскими офицерами. И, надеюсь, сделали это достойно. Я 26 лет отдал Северному флоту, как и мой брат, мы были командирами кораблей, реально плавающими, а не штабными. И честно служили Родине — независимо от того, какая была власть.

Другой мой прадед, Степан Никитич, был управляющим дворца великого князя Михаила Александровича Романова, брата царя-страстотерпца, удивительно достойного человека. Вообще потомки Александра III — это лучшее, на мой взгляд, что сумела создать наша великая история, некий апогей. Люди высочайшей духовности и нравственности.

Великий князь Михаил Александрович Романов. Фото: www.globallookpress.com

Великий князь Михаил Александрович Романов – младший брат царя, в пользу которого он передал престол. И Михаил сказал, что готов его принять в том случае, если законно избранный народный орган, Государственная дума, подтвердит этот образ правления: конституционную монархию, самодержавную или еще что-то.

«Ц.»: Это очень важный момент, о котором спорят многие историки, но большинство людей мало об этом знают. Как и о том, что расстрел Михаила Александровича фактически предварял расстрел Царской семьи.

Владыка Митрофан: Да, его расстреляли первым в Перми, потому что он был чрезвычайно опасен. И над его очернением активно, но практически безрезультативно трудилась жёлтая пресса, которая получала соответствующие вливания, что и сейчас у нас происходит с отдельными представителями СМИ, работающими на разрушение нашего государства. А тогда это была целая кампания, чтобы очернить императора и его близких, отделить их от народа.

Если говорить про семью Николая II, императрицу Александру Федоровну, они были настолько оболганы, что их уже не надо было расстреливать, поскольку они никакой опасности не представляли. Уже не было никаких монархистов, никто не пытался их спасать. Это только большевистские агитки в духе: «Белая армия, черный барон, вновь нам готовят царский трон». На самом же деле белое движение шло под одним лозунгом: наказать хамов, укравших у нас, интеллигенции, плоды Февральской революции.

Николай II и Александра Федоровна. Фото: www.globallookpress.com

А вот великий князь Михаил действительно был опасен. Поэтому его и расстреляли первым. За ним стояла армия, у него был колоссальный авторитет, знаменитая «Дикая дивизия» ждала команды войти в Петроград. Эти ребята в бурках и черкесках навели бы порядок, поскольку крайне не любили всю эту братию, выбившуюся из кабаков, удравшую с фронта, дезертиров и прочий люмпен-пролетариат. Они писали: князь, почему не зовёшь, сколько можно терпеть всё это?! А он отвечал: не хочу крови. Исходил из того, что не может восходить на престол через кровь. И в итоге был расстрелян первым.

«Ц.»: Совсем недавно в Издательстве Московской Патриархии вышла книга «Романовы» в рамках серии «Славные фамилии России». Это очень важно, но крайне мало. А могла бы Церковь организовать полномасштабный проект, развенчивающий набор мифов, которые касаются государя-страстотерпца Николая II, святых царственных страстотерпцев и вообще Дома Романовых и всей дореволюционной истории? Причём не банальную апологию всего, что было в течение 300 лет царствования Романовых, но в том числе с критикой того, что в итоге привело к крушению Российской Империи.

Владыка Митрофан: На мой взгляд, та беда, которая поселилась в русском народе в 1917 году, была попущена Господом как наказание за вероотступничество, за попрание идеалов, которыми жила наша страна в течение тысячелетия, создавая величайшую империю мира. Эта беда, эта чернота, которая поселилась в душах людей, определяла все дальнейшие 70 лет правления большевиков, всю атмосферу в обществе, построенную на ненависти, поиске врага, внутреннего и внешнего.

Сегодня очень важно исцелиться от этого морока, который живёт в душах, но для этого нужно время. И отношение к последнему императору, царю-страстотерпцу – это своего рода «лакмусовая бумажка», определяющая, насколько твоя душа исцелена. Если у тебя по-прежнему «Ходынское поле», «Кровавое воскресенье» и так далее, значит у тебя внутри ещё какая-то беда, ты ещё под влиянием всего того, что 70 лет жило и владело нашей страной. Но повторюсь, появляется новое поколение.

Фото: www.globallookpress.com

При этом я полностью понимаю позицию руководства государства по многим вопросам, касающимся советского прошлого, в том числе темы мавзолея. Не надо мучить людей, которые прожили жизнь ради этой идеи. Время идет, и люди очищаются от всего этого. Приходят новые люди, которые понимают, что такое русская история, насколько она велика, и насколько прекрасные люди рождались в нашей стране и возглавляли ее.

«Ц.»: Сердечно благодарю вас, владыка, за эти замечательные слова. И в завершение нашей беседы я бы хотел Вас попросить сказать несколько слов архипастырского наставления сотрудникам телеканала «Царьград» и нашим зрителям. Благословите, владыка.

Владыка Митрофан: Желаю всем вашим сотрудникам продолжать это замечательное дело, это движение, это духовное делание, которое совершает ваш замечательный канал «Царьград». Чтобы само это слово — «Царьград» — звучало как можно чаще в нашей стране, чтобы мы понимали, откуда мы родом, и чтобы мудрость Божья не оставляла вас никогда и вела вас дальше по пути вашего служения!

Епископ Митрофан

Епископ Североморский и Умбский

c 24 ноября 2013 года

Избрание

2 октября 2013 года

Церковь

Русская православная церковь

Учёная степень

кандидат богословия

Имя при рождении

Алексей Васильевич Баданин

Рождение

27 мая 1953 (65 лет)

  • Ленинград, РСФСР, СССР

Принятие священного сана

13 июня 2000 года

Принятие монашества

11 июня 2000 года

Епископская хиротония

24 ноября 2013 года

Епи́скоп Митрофа́н (в миру Алексей Васильевич Бада́нин; род. 27 мая 1953, Ленинград) — епископ Русской православной церкви, епископ Североморский и Умбский.

Кандидат богословия. Автор многих книг и публикаций по истории Крайнего Севера, богословию и проблематике агиографического наследия Церкви.

Биография

Потомственный военный моряк. Его прадед 12 лет отдал Императорскому флоту, служил под началом адмирала Макарова, прошел вместе с ним два кругосветных похода. Его отец, капитан 1-го ранга, участник войны, служил на подводных лодках в 50-е годы XX века. Другой прадед игумена Митрофана, Степан Пименов, был управляющим дворцом Великого князя Михаила Александровича.

Родился в 1953 году в Ленинграде во Дворце Великого Князя Михаила Александровича. Его семья проживала во флигеле Дворца вплоть до 1959 года.

В 1976 году окончил Высшее военно-морское училище и в том же году в звании лейтенанта начал службу на Северном флоте. С 1979 года — в должности командира корабля и в дальнейшем командовал кораблями различных классов.

В 1995 году окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова.

В 1997 году демобилизовался по сокращению в звании капитана 2 ранга.

В 1999 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2005 г., поступив в аспирантуру.

В 2000 году получил благословение от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на принятие монашества.

11 июня 2000 года архиепископом Мурманским Симоном (Гетей) пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь святителя Митрофана, первого патриарха Константинопольского.

13 июня того же года рукоположён во иеродиакона, а 25 июня — во иеромонаха. Назначен настоятелем Успенского прихода села Варзуга.

До меня в Варзуге сменилось четыре священника, после чего все они, показав себя с худшей стороны, перестали быть священниками. Варзуга поедала их. Когда владыка Симон сказал, что отправляет меня в Варзугу, я не ожидал этого. Страшно, когда сюда отправляли четырёх человек, и они переставали быть священниками. <…> Было тяжело. Жить негде, дом не достроен. Наступила зима — нет ни воды, ни дров, печку пришлось переделывать несколько раз. Не всегда был свет. В храме холодно. Надо готовиться к причащению. Хлеб превращается в камень, его не разрезать, вино льдом покрывается. Прикоснуться к металлическим предметам невозможно. Через всё это надо было пройти. Потом Господь послал помощников. Постепенно ситуация стала меняться, изменилось отношение людей.

28 марта 2007 года возведён в сан игумена.

23 сентября 2009 года на заседании диссертационного совета ПСТГУ состоялась защита его диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия «Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых исторических документов (опыт критического переосмысления)».

Архиерейское служение

2 октября 2013 года решением Священного Синода избран епископом Североморским и Умбским.

1 ноября 2013 года наречён во епископа. Чин наречения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

24 ноября 2013 года в храме Сошествия Святого Духа в посёлке Первомайское города Москвы хиротонисан во епископа Североморского и Умбского. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя), епископ Красногорский Иринарх (Грезин), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Воскресенский Савва (Михеев).

C 17 по 28 ноября 2014 года в Москве слушал двухнедельные курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви.

25 декабря 2014 года решением Священного Синода утверждён в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Луостари Печенгского района Мурманской области.

14 июля 2018 года решением Священного Синода включён в состав Высшего Церковного Совета как председателя Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту.

Книги

  • «Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария и Мария». Мурманск, 2002.
  • «Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей». Мурманск, 2002. (Православные подвижники Кольского Севера: Книга I).
  • «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления». Мурманск, 2003. (Православные подвижники Кольского Севера: Книга II).
  • Знание или любовь? О допустимости научных методов в толковании Евангелия. Мурманск, 2005.
  • Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского. Мурманск, 2006. (Кольский патерик: Книга I).
  • Предание о Тихвинской иконе Божьей матери, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск — СПб., 2007. (Святыни Кольского Севера: Выпуск I).
  • Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития. СПб. — Мурманск, 2007. — (Православные подвижники Кольского Севера: Книга III).
  • Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию жития. Мурманск — СПб, 2009. — (Православные подвижники Кольского Севера: Книга IV).
  • Варзуга. Жемчужина Кольского Севера. К 590-летию первого русского поселения на Кольском Севере. Мурманск — СПб, 2009.
  • «Неугасимая лампада «Курска». К 10-летию трагедии 12 августа 2000 года». Мурманск — СПб. 2010.
  • Жития новомучеников Кольского Севера. СПб. — Мурманск, 2011. — (Кольский патерик: Книга II).
  • Молитвословия Всем святым Кольским и чтимым иконам. СПб., — Мурманск, 2011.
  • Житие преподобного Варлаама Керетского чудотворца в краткой редакции, со стихотворным его изложением в форме акафиста. СПб., — Мурманск, 2011. (Кольский патерик: Книга III).
  • Икона Великого князя. СПб., — Мурманск, 2012.
  • Кашкаранские святыни Терского берега. СПб., — Мурманск, 2012. (Святыни Кольского Севера: Выпуск II).
  • История Кандалакшского монастыря. СПб., — Мурманск, 2012.- (Святыни Кольского Севера: Выпуск III).
  • Князь Александр Невский и Кольский Север. Неизвестные страницы жития. СПб., — Мурманск, 2013. (Кольский патерик: Книга IV).
  • Война и любовь. СПб., — Мурманск, 2013.
  • Правда о русском мате. СПб., — Мурманск, 2014.
  • Кольский Север в средние века. СПб., — Мурманск, 2017 г. (В трёх томах).
  • Духовные истоки русской революции. СПб., — Мурманск, 2018.

Статьи

  1. Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского из обнаруженного древнего канона 1657 года письма Соловецкого монаха Сергия (Шелонина) // Материалы научно-практической конференции II Ушаковские чтения. Мурманск, 2005. С. 252—262.
  2. Краткий исторический обзор географических мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XVI по XXI вв. // III Ушаковские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2006. С. 43 — 50.
  3. Варлаам Керетский // Православная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. С. 632—633.
  4. Герман Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XI. С. 227—228.
  5. Гурий Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. С. 470—471.
  6. Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие // Материалы XIV Богословской Конференции ПСТГУ. М., 2004.
  7. Просветители Кольского Севера преподобные Феодорит Кольский и Тифон Печенгский. Опыт православной миссии в XVI веке // Первые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2007.
  8. Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале Канона письма соловецкого монаха Сергия (Шелонина)) // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2009. Т. — LXI.
  9. Mitrofan Badanin. La missione tra i Lapponi: San Trifon di Pečenga, San Feodorit di Kola e i loro discepoli // Le missioni della chiesa ortodossa russa. Atti del XIV Сonvegno ecumenico internazionale di spiritualita ortodossa sezione russa. L’Italia, Bose. 2006.
  10. Проблема трактовки житийного образа прп. Трифона Печенгского в свете новых исторических документов // IV Ушаковские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2008.
  11. Святитель Макарий и опыт православной миссии на Кольском Севере в XVI веке // IV Макарьевские чтения. Сборник научных статей. Можайск, 2008.
  12. Образы восхождения к православной святости на примере житий святых Кольского Севера XVI века. Уникальность пути при единстве цели. // IV Трифоновские образовательные чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2009.
  13. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере Житий святых Кольского Севера // Прославление и почитание святых. XVII Международные Рождественские образовательные чтения. Материалы конференции. М., 2009. С. 33-42.
  14. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере житий святых Кольского Севера // Церковный Вестник. М., 2009. № 6. С. 11.
  15. Нравственный пример святых, как верный ориентир в духовных поисках. По материалам агиографии святых Крайнего Севера // Вторая международная конференция «Амвросианские чтения». Сборник статей. Милан. 2009.
  16. Иона Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XXIII.
  17. Нравственный пример святых Кольского Севера, как верный ориентир в духовных поисках в условиях современного мира // V Трифоновские образовательные чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2010.
  18. Возвращение к традиционным духовным ценностям — верный путь качественного скачка в повышении учительского потенциала // Новой школе — нового учителя. Материалы Областной научно-практической конференции. Мурманск, 2010.
  19. Варзуга — старейшее поселение Кольского Севера. Исторический путь формирова¬ния духовности и традиций // Вторые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2010.
  20. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человека с христианской точки зрения // Вторая международная научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)». Сборник научных статей. М., 2010.
  21. Путь страданий со Христом, как уникальная возможность исцеления человеческой природы // Третьи Феодоритовские чтения «Страдания и скорби в спасении человека». Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2010.
  22. Некоторые аспекты духовных причин катастроф и потрясений в жизни современного человека. К десятилетию трагедии АПЛ «Курск» // Третья международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2010.
  23. Крайний Север, как феномен человеческой Истории // Четвёртые Феодоритовские чтения «Север и история». Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2011.
  24. Проблема исторического познания мира в «постхристианской» науке // Четвёртая международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2011.
  25. Человек — домоправитель творения Божьего. Опыт преображения окружающей природы в агиографическом наследии Крайнего Севера. XX международная богословская конференция. Монастырь Бозе. Италия. 2012.
  26. История Кандалакшского (Кокуева) монастыря // Православная Энциклопедия. М., 2012. Т. XXVII.
  27. Икона Дома Романовых. К четырёхсотлетию спасения России от врагов в 1612 году заступлением Божией Матери ради Казанской иконы Ея. // Пятые Феодоритовские чтения «Дом Романовых в истории». Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2012.
  28. К 400-летию Дома Романовых. Христианское свидетельство представителей династии в завершающий период правления // Пятая международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2012.
  29. Мученики XX века // Пятые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2013.

Примечания

  • Игумен Митрофан: «Храм меняет обстановку вокруг себя», «Аргументы и факты», 2010
  • «Курск» ушел в небытие для того, чтобы мы вернулись из небытия // «Православие и мир», 12 августа 2011
  • Трифонов-Печенгский монастырь: обитель для покаявшихся разбойников // «Православие и мир», 24 декабря 2012
  • Замкнутый круг епископа Североморского Митрофана // «Православие и мир»

Ссылки

Исследование епископа Митрофана (Баданина), правящего архиерея Североморской епархии, образованной на берегах Кольского полуострова, посвящено серьезной проблеме в современном духовном состоянии нашего народа и его вооруженных сил. Речь идет о ненормативной… Исследование епископа Митрофана (Баданина), правящего архиерея Североморской епархии, образованной на берегах Кольского полуострова, посвящено серьезной проблеме в современном духовном состоянии нашего народа и его вооруженных сил. Речь идет о ненормативной лексике, нецензурной брани. Это явление, к сожалению, становится обыденным фоном нашей жизни и беспрепятственно продолжает страшную работу по разрушению духовного и физического здоровья людей. . .О духовных истоках этой беды, о древних языческих корнях русского мата, его магической энергетике и о необходимости возвращения к истинным духовным ценностям нашего народа рассказывается в этой книжке. Книга получила положительную оценку Святейшего Патриарха КИРИЛЛА и благословлена для активного распространения в обществе. .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *