Митрополит алфеев

«Я не согласен с такой формулировкой, что храмы открыты для избранных. Храмы сейчас открыты для тех, кто совершает богослужения, в том числе для того, чтобы богослужения транслировались онлайн. <…> Тот факт, что уже священники московские некоторые заразились, говорит о том, что это очень рискованно сейчас — совершать богослужения, но мы продолжаем их совершать для того, чтобы не оставить людей хотя бы в режиме удаленного доступа без участия в богослужениях», — сказал митрополит.

По его мнению, привилегия присутствия в храме во время режима самоизоляции «сейчас заключается в том, что каждый из участников таких богослужений рискует заразиться, или рискует стать переносчиком вируса».

Ранее сообщалось, что управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай) заразился коронавирусной инфекцией и проходит лечение в стационаре. Настоятель Богоявленского Елоховского кафедрального собора протоиерей Александр Агейкин 21 апреля умер на 49-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией.

С начала пандемии коронавирусом в мире заразились более 2,7 млн человек, свыше 190 тыс. умерли. В России, по сведениям федерального оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, зарегистрировано 68 622 случая заражения, выздоровели 5 568 человек, умерли 615. Правительство РФ запустило ресурс стопкоронавирус.рф для информирования о ситуации в стране.

В Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви вышла в свет книга митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней.
Книга представляет собой краткое изложение исторического пути Православной Церкви, насчитывающего двадцать столетий. Обращение к историческому опыту православия никогда не может быть лишним, поскольку мы сами погружены в историю и являемся ее частью.
Современное бытие Православной Церкви основано на ее историческом опыте. Православие исторично по самой своей сути, оно укоренено в истории: вне исторического контекста невозможно понять своеобразие Православной Церкви, ее догматического учения и канонического устройства, ее богослужебного строя и социальной доктрины. Поэтому обращение к истории, к истокам имеет для нас не только познавательное, но и воспитательное, духовное значение.
Книга легла в основу 10-серийного документального фильма митрополита Илариона (Алфеева) Церковь в истории (Телеканал Культура 2012 г), в котором автор знакомит зрителей со всеми вехами истории Церкви и проводит их по местам главных событий: по Иерусалиму и Афинам, Риму и Константинополю, Владимиру и Киеву, Петербургу и Москве.
Современное бытие Православной Церкви основано на ее историческом опыте. Православие исторично по самой своей сути, оно укоренено в истории: вне исторического контекста невозможно понять своеобразие Православной Церкви, ее догматического учения и канонического устройства, ее богослужебного строя и социальной доктрины. Поэтому обращение к истории, к истокам имеет для нас не только познавательное, но и воспитательное, духовное значение, — пишет автор.
Содержание:
Предисловие
Раздел I. Первое тысячелетие
1. Раннее христианство
Христос — основатель Церкви
Апостольская община
Эпоха мученичества
Раннехристианская письменность
2. Эпоха Вселенских Соборов
Тринитарные споры
Христологические споры
Иконоборческий спор
Значение Вселенских Соборов в истории
христианства
Богословская литература эпохи Вселенских
Соборов
3. Становление монашества и аскетическая
письменность
Становление монашества
Аскетическая письменность
4. Крещение славянских народов
5. Итоги первого тысячелетия
Раздел II. Второе тысячелетие
1. Поздняя Византия
Великий раскол
Крестовые походы и Лионская уния
Церковная литература поздневизантийского
периода. Исихазм и паламитские споры
Флорентийская уния и падение Византии.
Православие под турецким игом
2. Православие на Руси
Православие в Киевской Руси
Православие в Московской Руси
Православие в Западной Руси. Брестская уния и ее
последствия
3. Русская Церковь в синодальный период
Синодальная эпоха в истории Русской Церкви
Русские духовные писатели синодального периода
Православие в русской культуре XIX века
Русская религиозная философия
4. Православие в XX веке
Гонения на веру в России
Русское рассеяние в XX веке
Возрождение Русской Православной Церкви
Древние Восточные Патриархаты на современном
этапе
Православие в Европе
Православие в Америке, Австралии и Азии
5. Православная Церковь на пороге третьего
тысячелетия
Цитированная литература

Молодые годы

Митрополит Волоколамский Иларион (мирское имя: Григорий Валерьевич Алфеев) родился в Москве, 24 июля 1966 года.

В период с 1973 по 1984 года проходил обучение в Московской музыкальной школе имени Гнесиных.

В возрасте 15 лет исполнял обязанности чтеца в Московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке.

С 1983 года служил иподиаконом под началом владыки Питирима (Нечаева), митрополита Волоколамского и Юрьевского; трудился при Издательском отделе Московского Патриархата в статусе внештатного сотрудника.

Закончив школу в 1984 году, поступил в Московскую государственную консерваторию, на композиторский факультет.

В период с 1984 по 1986 год проходил срочную службу в рядах ВС СССР.

В начале 1987 года, оставив (по собственному желанию) учёбу в консерватории, поступил в Виленскую Свято-Духову обитель.

19 июня 1987 года принял монашеский постриг с наречением имени Иларион.

Священническое служение

21 июня 1987 года возведён в сан иеродиакона, а два месяца спустя, 19 августа, — в сан иеромонаха.

В период с 1988 по 1989 год служил настоятелем нескольких храмов Виленской епархии (в городе Тельшяй, селах Колайняй и Титувенай).

В 1989 году заочно закончил курс обучения в Московской Духовной семинарии.

В 1990 году принимал участие в деятельности Поместного Собора РПЦ, представляя Виленскую и Литовскую епархию.

В 1991 году окончил Московскую Духовную академию, трудился преподавателем в МДАиС (читал лекции по дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Гомилетика, Греческий язык, Православное Догматическое Богословие).

С 1992 по 1993 год преподавал в Православном Свято-Тихоновском богословским институте и Российском православном университете св. апостола Иоанна Богослова Новый Завет и Патрологию соответственно.

В 1993 году окончил аспирантуру при МДА.

В том же году, по решению руководства, направлен в Оксфордский университет для прохождения стажировки. Занимаясь учёбой за рубежом, совмещал её с пастырской деятельностью при Сурожской епархии.

Оксфордский университет окончил в 1995 году, со степенью доктора философии.

С 1995 года трудился в ОВЦС Московского Патриархата.

С 1997-го и вплоть до 2002 года руководил секретариатом по межхристианским связям.

В период с 1995 по 1997 год работал в Смоленской и Калужской Духовных семинариях преподавателем Патрологии.

Вместе с тем, в 1996 году преподавал в Свято-Германовской семинарии, на Аляске, Догматическое Богословие.

С 1996 года входил в состав клира московской церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье.

С 1996 по 2004 год состоял в членстве Синодальной богословской комиссии РПЦ.

В 1997-1999 годах вёл курс по Догматическому Богословию для студентов Нью-Йоркской Свято-Владимирской духовной семинарии; преподавал в Кембриджском университете, на богословском факультете, Мистическое Богословие Восточной Церкви.

В 1999 году удостоен степени доктора богословия Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже.

В 2000 году возведён в звание игумена.

7 января 2002 года посвящён в сан архимандрита.

Епископское служение

14 января 2002 года отец Иларион был рукоположен во епископа.

С 17 июля 2002 года — епископ Подольский, глава представительства РПЦ при международных европейских организациях.

С 7 мая 2003 года — епископ Венский и Австрийский.

1 февраля 2005 года удостоен звания приват-доцента богословского факультета при Фрибурском университете.

С 31 марта 2009 года — председатель ОВЦС Московского Патриархата; постоянный член Священного Синода, викарий Патриарха Московского и Всея Руси, епископ Волоколамский.

20 апреля 2009 года посвящён в архиепископа.

1 февраля 2010 года возведён в сан митрополита.

26 июля 2010 года введён в состав Патриаршего совета по культуре, а 22 марта 2011 года — в состав Высшего Церковного Совета.

5 октября 2011 года назначен на должность председателя Синодальной библейско-богословской комиссии.

Является автором множества богословских произведений разной направленности, участником религиозных телепрограмм.

Святой Илларион. Автор неизвестен

Митрополит Иларион (прозвище Русин) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель, древнерусский писатель, мыслитель, церковно-политический деятель.

Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде.

Великий князь Ярослав Мудрый, собрав епископов, впервые поставил в митрополиты «русина» независимо от Константинополя. Под 1051 г. «Повесть временных лет» сообщает об избрании Илариона общерусским митрополитом (это был первый митрополит Киевский из русского духовенства), до поставления Иларион был священником церкви Святых Апостолов в княжеской пригородной резиденции Берестово.

Иларион был «мужъ благь, книженъ и постникъ», уже известный как автор «Слова о законе и благодати» — замечательного памятника древнерусского торжественного красноречия, содержащего мысли о праве Руси на равенство среди христианских народов и ее месте во всемирной истории.

«Это, — по словам Д С. Лихачева, — совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания, и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмическая организация речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают «Слово» Илариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства».

Написано оно было между 1037 и 1050 гг. Иларион стал фактическим основателем Киево-Печерского монастыря. Он участвовал вместе с Ярославом Мудрым в создании первой рус. библиотеки при Софийском соборе; был причастен к становлению древнерусской правовой системы; поддерживал Ярослава Мудрого в борьбе за независимость от Византии.

Его перу принадлежат также «Молитва», «Исповедание веры» и «Слово на обновление Десятинной церкви». Иларион прослеживает вселенский ход истории, судьбы христианизируемой Руси и дает объяснение причин и движущих сил эпохальных событий.

Иларион убежден, что мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к «благодати» (христианству). Славянам, как и другим народам, уготовано пройти две стадии, два состояния.

Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет древних славян из несовершенного прошлого (язычества) в совершенное будущее (обращение в христианство).

В сочинении едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов. Исключение составляют только нуден, возвеличившие свое превосходство н застывшие в рабском состоянии законности.

Русский монах-летописец. Иллюстрация из кн. История государства Российского

Исходя из идеи равенства всех народов утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина», осуждаются претензии Византии на монопольное обладание «благодатью» и кичливость греков перед «молодыми народами» как лишенными собственной истории варварами.

Иларион высказывает мысль о великом предназначении Руси, ее способности творить великие свершения. С одной стороны, русская история — это часть мировой, а с другой — богатое и славное событиями прошлое, в котором прославляются даже великие деяния языческих князей.

Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви.

Само «Слово” является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание «русский народ”, а не обычное для того времени понятие «Русская земля”.

Иларион был давно известен киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое «Слово о законе и благодати”, ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской истории.

Рождество Христово. Новгородская школа. Первая половина XV в.

Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа, «спотыкавшегося” ранее «на путях погибели”, а ныне «во всех домах своих” восклицающего: «Христос воскресе из мертвых!” Эти-то, славящие Христа, и молят Бога «еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им”, то есть открыть, для чего новообращенным дано ощутить и осознать свою общность, для чего определено им быть единым народом, каковы в качестве такового их обязанности.

Иларион недолго занимал митрополичий престол, так как самостоятельное поставление русского митрополита являлось очевидным нарушением обычных правил. Это ли или что другое сыграло свою роль, мы не знаем, однако после смерти Ярослава Мудрого Иларион оставил кафедру, которую с 1055 занимает новый митрополит — грек Ефим.

Иларион же, поселившись в Киево-Печерском монастыре, принял схиму. Душа его давно тяготилась миром и стремилась к созерцанию и безмолвию. Будучи еще пресвитером в Берестове, он, по свидетельству «Повести временных лет”, «ископа печерку малу двусажену” на берегу Днепра на месте, где «бе… лес велик”, и в ней, «приходя с Берестова отпеваше часы и молящеся ту Богу в тайне”.

В обители он переписывал книги в келье преподобного Феодосия, пребывая у него в послушании и спрашивая советов, когда случались затруднения и искушения. Память прп. Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября.

Русская древняя рукопись. Иллюстрация из кн. История государства Российского стр.8

Настолование митрополита Иллариона (миниатюра Радзивиловской летописи)

Ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, заведующий кафедрой внешних церковных связей.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 1981 г. поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 года был иподиаконом у митрополитa Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории.

В 1984-86 годах служил в армии.

В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря пострижен в монашество, а 21 июня в том же соборе рукоположен во иеродиакона архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым).

19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе г. Вильнюс по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен в иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (Кузнецовым).

В 1988 – 1990 гг. служил настоятелем храмов в городе Тельшяй, селе Колайняй и селе Титувенай Виленской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора города Каунаса.

В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1989 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил филиал аспирантуры МДА при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

В 1991 – 1993 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в Московских духовных школах. В 1992 – 1993 гг. преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете имени святого апостола Иоанна Богослова.

В 1993 году был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (ныне — митрополита; Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии.

В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

С 1995 года работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 года по 2002 год возглавляя Секретариат по межхристианским отношениям.

В 1995 – 1997 годах преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 году читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

С января 1996 года состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (Подворье Православной Церкви в Америке).

С 1996 по 2004 год был членом Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В 1997 – 1999 годах читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского университета (Великобритания).

В 1999 году Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже удостоен степени доктора богословия.

На Пасху 2000 года в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 игумену Илариону (Алфееву) по возведении в сан архимандрита определено быть епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.

7 января 2002 года, в праздник Рождества Христова, в Смоленском кафедральном соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан архимандрита.

14 января 2002 года в Москве, в Храме Христа Спасителя, рукоположен во епископа. Хиротонию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей, в том числе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси).

Определением Священного Синода от 17 июля 2002 года назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

1 февраля 2005 года избран приват-доцентом богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария) кафедры догматического богословия.

24 августа 2005 года удостоен Макарьевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

31 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Священный Синод, освободив епископа Илариона от управления Венской и Австрийской и Венгерской епархиями, назначили его председателем Отдела внешних церковных связей, постоянным членом Священного Синода с титулом «епископ Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси».

9 апреля 2009 года назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.

20 апреля 2009 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа.

1 февраля 2010 года возведен в сан митрополита.

18 августа 2010 года назначен настоятелем Патриаршего подворья – храмов святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.

В 2010 году избран почетным доктором Российского государственного социального университета и почетным профессором Русской христианской гуманитарной академии.

В 2012 году — почетным профессором Уральского государственного горного университета и почетным профессором Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского.

В 2013 году — почетным доктором Института теологии Белорусского государственного университета.

В 2014 году — почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета и почетным доктором Великотырновского университета имени святых Кирилла и Мефодия (Болгария).

Действительный член Академии Российской словесности.

Член Союза композиторов России.

Председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», председатель редакционной коллегии журналов «Церковь и время» (Москва), «Богословские труды» (Москва), член редакционной коллегии сборника «Studia Monastica» (Барселона), научно-исторической серии «Византийская библиотека» (Санкт-Петербург).

Имеет церковные, государственные, общественные, академические и иные награды.

Основные научные труды и публикации:

Автор более 800 публикаций по патристике, догматическому богословию, церковной истории, проблемам духовного образования, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

Автор музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, «Страстей по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра, симфонии для хора и оркестра «Песнь восхождения» на слова псалмов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *