Митрополит евсевий

Архиепископ Евсевий (Саввин) пришёл в Псковскую епархию в 1993 году. И сразу обозначил себя в первую очередь политиком. «Жизни тебе в епархии не будет», — предупредил он отца Павла Адельгейма и православно объяснил, что знакомый епископ ему всё рассказал про псковского батюшку (этим знающим архиереем, вероятно, мог быть покойный митрополит Макарий, в своё время написавший на Павла Адельгейма донос в КГБ). Обещание владыка держал: лишил отца Павла двух приходов, отлучил от финансирования созданный Адельгеймом приют для детей-инвалидов, а в 2008-м снял с батюшки сан настоятеля храма святых Жён-мироносиц. Ещё были громкие суды с прихожанами, у которых отнимались все церковные полномочия и передавались правящему архиерею. Конфликт дошёл и до патриарха, который на общецерковном суде потребовал у священнослужителей «взаимного прощения и примирения в духе Евангельской любви».

Владыка не отреагировал.

Параллельно противостоянию с Адельгеймом глава епархии ополчился на журналистов. В январе 2008 года в газетах «Правда» и «Псковский рубеж» вышла статья Олега Дементьева «Осиное гнездо под золотыми куполами», где местные жители фактически обвиняли ныне покойную игуменью Елисавету (Беляеву), на тот момент настоятельницу Спасо-Елеазаровского монастыря, в рэкете. Автор предполагал, что она угрозами заставляет людей продавать землю монастырю, а монахинь — зарабатывать совсем не христианскими методами. Выход материала совпал со строительством резиденции архиерея в Елизарово.

Владыка Евсевий возглавляет Псковскую епархию с 1993 года.

Игуменья Елисавета обратилась в суд и взыскала с журналиста 20 тысяч рублей за ущемление чести, достоинства и деловой репутации. Олег Дементьев ответил обращением к президенту, где указал на неправомерное расширение охранной зоны монастыря. Через несколько дней владыка Евсевий предал неверующего журналиста анафеме. «В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игуменьи Елисаветы (Беляевой)» Олег Дементьев «отлучается от православного церковного общения и предаётся анафеме — проклятию», — сообщал разосланный пресс-службой епархии релиз (авторские орфография и пунктуация сохранены. — Л. П.).

Олег Дементьев мог составить компанию Льву Толстому, также отлучённому от церкви после выхода оскорбившего её иерархов романа «Воскресение», но выяснилось, что митрополит Евсевий традиционно превысил свои полномочия. Глава синодального информационного отдела Московской патриархии Владимир Легойда заявил, что «от церкви может быть отлучён только тот, кто является ее членом», и что анафеме должен предшествовать целый ряд действий, в том числе попытка вступить в переговоры. «Анафема в любом случае не вступит в силу без согласия патриарха Кирилла», — подчеркнул церковный чиновник. В патриархии очередную выходку скандального архиерея предпочли замять.

В 2013 году митрополит Евсевий снова оказался в центре внимания федеральных СМИ из-за «пасхального скандала». В главный праздник всех православных он разъезжал по Пскову на «Мерседесе», где вместо госномера висела табличка со скромной надписью «Владыка». «Считайте это милой пасхальной шуткой», — прокомментировала инцидент епархия, а чуть позже уточнила, что табличку митрополиту подарили и с тех пор на каждые Пасху и Рождество он вешает её на автомобиль. «В ГИБДД об этом знают, разрешение получено», — утверждали клирики. Полицейские оказались не в курсе и всё-таки выписали штраф 5 тысяч рублей «за владыку», правда, на имя водителя.

Всё это время одним из главных заступников архиерея был показательно религиозный губернатор Андрей Турчак. По неофициальной информации, по его распоряжению новость про «владычный госномер» даже вынималась из печатной версии региональной «Комсомолки». В 2015 году Андрей Анатольевич ходатайствовал за Евсевия в патриарших кругах: владыка тогда перешагнул предельный для архиерея возраст 75 лет и по правилам мог уйти на покой. Источник «Псковской губернии», близкий к епархии, утверждает, что одним из главных аргументов губернатора была просьба не раскачивать ещё одну лодку в нестабильном приграничном регионе: мол, владыка с ролью примиряюще-объединяющего пастыря справляется, а смена духовного лидера может обернуться «разбродом и шатаниями».

Владыку оставили, но в конце 2016 — начале 2017 года Псковская епархия только за три месяца отметилась тремя же федеральными скандалами. Первый грянул в начале декабря, когда Псковский городской суд приговорил тогда ещё настоятеля храма святых Жён-мироносиц протоиерея Сергия (Иванова) к трём годам лишения свободы условно и штрафу 15 тысяч рублей за хранение оружия и наркотиков в крупном размере. Митрополит Евсевий прокомментировал ситуацию спустя три недели: назвал всю информацию клеветой, а её распространителей пообещал вычеркнуть из книги жизни. Правда, позже под давлением общественности всё-таки временно запретил в служении осуждённого настоятеля.

В январе 2017 архиерей уволил сельского священника игумена Романа (Загребнева), который был настоятелем храма Святителя Николая в посёлке Заянье Плюсского района, за отказ молиться за патриарха Кирилла. Также официальными причинами запрета в служении и снятия священнических и монашеских одежд были названы распространение своих книг еретического содержания, смущение народа ложными измышлениями, клевета на церковное священноначалие и уход в раскол. По информации источников «Псковской губернии», конфликт между игуменом Романом и митрополитом начался ещё в 2011 году и был связан с некими финансовыми обязательствами. Плюсские прихожане митрополита не поняли и ответили коллективным письмом в патриархию с просьбой вернуть батюшку.

Распоряжение о снятии крестов с псковских священников. Источник: diak-kuraev.livejournal.com

Но владыка уже был занят: он снимал нагрудные кресты с псковских священников. 26 февраля он проводил чин прощения у себя в Троицком кафедральном соборе и ожидал увидеть на богослужении всё духовенство Пскова, но 18 клириков в это же самое время вели службу у себя в приходах и к митрополиту прийти не смогли. Тот в ответ не смог их простить: архиерейской резолюцией лишил батюшек права носить нагрудные кресты аж до Пасхи.

Терпение псковских священнослужителей лопнуло. «Это ли (имеется в виду снятие нагрудных крестов. — Л. П.) не показатель, что «старец» заигрался на своём месте и уже давно пережил свой яд?» — поинтересовались они у Московской патриархии. В первых числах марта те самые восемнадцать (среди них были как священники, так и диаконы. — Л. П.) отправили патриарху Кириллу жалобу на архиерея, где сообщали о «лицемерном чине прощения», который обернулся «духовным насилием» над клиром. По мнению авторов письма, массовка из батюшек была нужна Евсевию для того, чтобы «пустить пыль в глаза общественности и богомольцам, создать иллюзию массового уважения и почитания его высокопреосвященства и привить к себе «любовь» пастырей «духовным» кнутом».

Припомнили митрополиту и его манеру общения: «вопиющее, свинское обращение и отношение к духовенству в канцелярии епархиального управления и на церковных службах», «злоупотребление своим положением, духовный садизм». Всё это священники ласково назвали «старческим безобразием» и посоветовали «оставить эпатажного митрополита ещё года на два». «Этого будет достаточно, чтобы митрополит Евсевий окончательно развалил Псковскую епархию, обратил в бегство в иные конфессии остатки православных верующих и само духовенство», — пригрозили обескрещенные батюшки.

Уставший от публичных псковских конфликтов патриарх Кирилл, по информации известного богослова Андрея Кураева, сразу после истории с жалобой лично назначил управляющим канцелярией митрополии эконома Донского монастыря медийного иеромонаха Фому (Демчука). Именно он, вероятно, возглавит епархию. По другой информации, Псковскую епархию возглавит некий молодой иеромонах из Троице-Сергиевой лавры, благо получать сан игумена, архимандрита, епископа, архиепископа в «особых случаях» в РПЦ можно и с разницей в два дня. Сам же митрополит Евсевий «на покое» будет жить и молиться в одном из домиков-коттеджей Елеазаровского монастыря.

Того самого монастыря, который он так рьяно защищал от Олега Дементьева.

«Уже давно я, сознавая свою немощь, просил Святейшего о помощи через его посланника. Слава Богу, Святейший благословил, и мы ныне встречаем дорогого иеромонаха Фому», — отреагировал на приезд посланца из патриархии невозмутимый митрополит. На передачу дел у него есть четыре месяца: в мае архиерею исполнится 78 лет, после чего Священный синод одобрит его прошение об отставке. Пасха в этом году пройдёт 16 апреля, и у псковичей есть все шансы полюбоваться на прощально-праздничный владычный автозаезд.

№8 (97) / 20 •сентября• ‘10

Светлана Ладина, Иерусалим Паломничество

•В этой теме:•

Паломничество

Русские православные приходы Европы: Будапешт и Вена

Юлия Комлева, кандидат исторических наук

«…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»
Мф. 18,3

Хватит! Хватит заинтриговывать читателей, пора все объяснить, а то и вправду кто-нибудь решит, что корреспонденты ПВ разъезжают по заграничным командировкам . Ну, в самом деле, в третьем номере подряд «Встречи на Святой Земле. Иерусалим. Светлана Ладина». Напрашивается вопрос: откуда у журнала, зарабатывающего на благотворительные проекты, средства на отправку своих журналистов в дорогостоящие турне?

Отвечаю: никто меня туда не отправлял. Просто у мужа был отпуск, и мы решили выбраться дня на три на Святую Землю. Такой недолгий срок выбрали по многим причинам. Причина первая: он-то был в отпуске, а я-то нет. Причина вторая: не хотелось надолго оставлять детей одних. Причина третья: чем дольше пробудешь на Святой Земле, тем больше святынь тебе предложат посмотреть. А душа-то маленькая. В нее бы вместилось посещение Храма Гроба Господня и Гробницы Божией Матери — уже хорошо.

Одним из результатов этой частной паломнической поездки стали три материала, объединенные в рубрику «Встречи на Святой Земле». Мы уже писали в одном из номеров ПВ, что корреспондент «Православного вестника» — это диагноз. Симптомы: каждая возможность для написания интересной статьи должна быть использована, а если такой возможности нет, ее надо создать.

Как уже поняли наши постоянные читатели, во время поездки нам очень повезло с гидом (см. ПВ №5), удалось пообщаться с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Исидором (Минаевым) (см. ПВ №4). А сегодня — рассказ еще об одном удивительном знакомстве.

Представьте себе: узкие улочки Старого Иерусалима, по обе стороны — тесно прижавшиеся друг к другу невысокие дома. Из окна на втором этаже торчит штырь с подвешенной на него корзиной и каким-то приспособлением для спуска-подъема этой корзины. Наш гид Рафаил поясняет: «Это здание Иерусалимской Патриархии. А это — окно кельи архимандрита Евсевия. В этой корзинке по праздникам он спускает подарки для детей». Корзина наводит на мысль о том, что батюшка, видимо, затворник. И пообщаться с ним не удастся. Эх.

На следующий день вечером в ресторанчике нашего отеля во время ужина (кстати говоря, ассортимент блюд позволял совершенно спокойно пережить Великий Пост и не вздыхать по мясу и колбасе, поскольку изобилие овощей и фруктов с лихвой все покрывало) — так вот, во время ужина в зал входят четверо ребятишек из нашей паломнической группы вместе с невысоким пожилым священником в греческом одеянии. Он говорит по-русски с приятным мягким акцентом — люди старшего поколения, смотревшие фильм «Цыган» с Михаем Волонтиром, могут вспомнить манеру говорить главного героя -очень похоже. Батюшка радостно здоровается и представляется: «Я — архимандрит Евсевий!». Так начинается наше знакомство.

Вместе с детьми он поет колядки, дарит детям и взрослым воздушные шарики, кипарисовые крестики и бумажные иконы, и с неподдельным интересом беседует с каждым, кто оказывается рядом. Это просто лучистый фейерверк доброты, детской открытости и дружелюбия. Честно говоря, первое время мы смотрим на него с интересом и долей настороженности — ну, не привыкли мы к таким архимандритам. Мы очень уж взрослые, а он, старше нас в два раза, совсем как ребенок. Замечательный ребенок! И, ясное дело, что невозможно не увязаться за ним с диктофоном в руках.

Отец Евсевий, почему все это: шарики, подарки, колядки? Вы похожи на Деда Мороза…

Я — архимандрит Евсевий для взрослых, а для детей я — Евсюша. Я не Дед Мороз, а старший помощник Деда Мороза по раздаче подарков, а младшая помощница — Снегурочка. Правильно?

Правильно.

Что еще сказать? Я член Братства греческой Иерусалимской Патриархии, Гроба Господня. Я грек родом, учился в Питере, у вас в России. Там познакомился с русским Дедом Морозом (забыл, в каком городе он живет). Я каждый год езжу в Россию посещать своих друзей, знакомых.

А где учились в Питере?

Где учился? В духовной академии, где еще можно учиться?

А как давно Вы живете в Иерусалиме?

С детства, я здесь уже 44 года. Родился я в Греции. Когда мне было 12 лет, я приезжал сюда впервые. Здесь окончил семинарию. В 1979 году, когда стал иеромонахом, Священный Синод послал меня в Россию, в духовную академию. Я учился при Брежневе, при коммунизме. И Питер тогда был Ленинградом, потому называлась ЛДА — Ленинградская Духовная Академия. Ваш нынешний Патриарх Кирилл был нашим ректором.

У вас удивительное взаимопонимание с детьми.

Послушайте, моя радость — помогать детям. Я на это трачу много денег из моей зарплаты, но я не жалею, с радостью делаю, потому что дети заслуживают любви, понимаете это? Когда я был ребенком и учился в школе, у нас были трудные времена — по всему миру были такие времена. Тогда не было такого изобилия подарков. То, чего мы лишились маленькими — не хочу, чтобы и современные дети лишились. Откуда эти подарки? От Деда Мороза через помощника его, отца Евсевия, Евсюши. И, когда даришь те же подарки, конечно, общаешься с детьми и молишься за них в храме. У меня и в келье все детское, и даже елка есть, потому что ко мне приходят дети-паломники — русские, греки, арабы.

А паломники из России как-то отличаются?

Это долгий разговор. Надо много чего говорить об Иерусалиме, о паломничестве. Какие трудности есть у паломников, какие отрицательные стороны паломников вообще православных, какие проблемы есть между паломниками русскими, греками. Вот я приеду в Россию — я часто там бываю — или вы приедете еще раз — и мы с вами поговорим.

* * *

«Эй!» — это отец Евсевий кричит уже трем молодым женщинам, выходящим из дверей небольшой лавочки. Они, увидев его, приветственно кричат что-то в ответ и присоединяются к нам. Они — гречанки, замечательно красивые, мы все почему-то друг другу рады, как старым друзьям. Отец Евсевий знакомит нас, мы общаемся, при этом батюшка выполняет роль переводчика. В какой-то момент он, обращаясь ко мне, говорит что-то по-гречески. И, пока я удивленно хлопаю глазами, отец Евсевий заговаривает с гречанками по-русски. Теперь и они недоумевают. Отец Евсевий, глядя на нас, посмеивается: «С вами по-гречески, с ними по-русски — смешение языков, Вавилонская башня! Там, наверное, так же было!» И мы смеемся вместе с ним.

Прощаемся с новыми знакомыми и провожаем батюшку до дверей Иерусалимской Патриархии. Уже стемнело. Ворота должны запереть, и отец Евсевий торопится, словно муравьишка из мультика (Помните? «Солнышко скроется, муравейник закроется!»). Мы договариваемся о том, что когда-нибудь встретимся. Когда? Не загадываем, но надеемся, что это устроит Господь. На прощание мы благословляемся у отца Евсевия и возвращаемся в отель совершенно счастливые. Вот оно — будьте как дети.

* * *

Сфотографировать отца Евсевия в полутемных переулочках как следует не получилось. В поисках фотографий для публикации я полезла в Интернет — а вдруг? Результаты превзошли все ожидания. Я нашла даже несколько статей о «старшем помощнике Деда Мороза»:

«С приветственным словом к участникам международного научного мероприятия обратился представитель Иерусалимского Патриарха архимандрит Евсевий, который отметил, что связи между Византией, Грецией и Иерусалимской Патриархией существуют с момента Крещения Руси через Византию, что сразу же положило начало традиции русского паломничества в Святую Землю. Также греческие Иерусалимские патриархи посещали Святую Русь и искали там помощь моральную, духовную и, в том числе, финансовую, поскольку святые места и Гроб Господень были в опасности. В коммунистический период связи между Грецией, Иерусалимом и Россией были прерваны, но после посещения Святой Земли Патриархом Алексием I между патриархиями возникла договоренность посылать со Святой Земли учиться в Россию священников». «Нам необходимо усилить связи между Греций, Иерусалимской Патриархией и Россией. Я хотел передать вам патриаршее благословение нашего Иерусалимского Патриарха Феофила, который поручил мне прийти сюда к вам. Вчера у Гроба Господня мы молились за Россию, пусть сегодняшнее заседание пройдет с успехом», — сказал архимандрит Евсевий». (сайт «BestPersons.ru»)

«18 июня 2009 года в храме св. Иоанна Богослова Леушинского подворья состоялась Божественная Литургия, которую возглавил архимандрит Евсевий, клирик Иерусалимской Патриархии, которой служит в храме Гроба Господня и патриаршем храме свв. Константина и Елены… Служба совершалась как на церковнославянском, так и на греческом языках. На службе употреблялись некоторые особенности служения Литургии в храме Гроба Господня». (сайт «Леушинское подворье»)

Слава Богу, подарившему нам эту удивительную встречу со старшим помощником Деда Мороза, представителем Иерусалимского Патриарха, выпускником духовной академии, клириком храма Гроба Господня, для взрослых — архимандритом Евсевием, для детей — Евсюшей. Господи, сделай так, чтобы мы когда-нибудь снова встретились!

•В других номерах:•

№8 (120) / 10 •февраля• ‘16

Паломничество

Ворота Старого города

Беседовала Светлана Ладина

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Паломничество

Скажи мне, Господи, путь. Записки русского паломника о болгарском монастыре

Материал подготовила Марина Буханова, прихожанка и добровольный помощник монастыря во имя святого Георгия в Помории (Болгария)

Митрополит Евсевий (Саввин)

Евсевий (Саввин) (род. 1939), митрополит б. Псковский и Порховский

В миру Саввин Николай Афанасьевич, родился 15 мая 1939 года в селе Стегаловке Долгоруковского района Орловской области .

В 1956 году окончил среднюю школу.

В 1957 году поступил в Московскую духовную семинарию, в 1961 году — в Московскую духовную академию.

В 1963 году вступил в братию Троице-Сергиевой Лавры, 15 октября 1964 года пострижен в монашество архимандритом Пименом (Хмелевским) с наречением имени в честь мученика Евсевия, епископа Лаодикийского, 22 ноября рукоположен во иеродиакона архиепископом Донатом (Щеголевым).

В 1965 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, 14 ноября того же года рукоположен во иеромонаха митрополитом Никодимом (Ротовым).

25 ноября 1965 года назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

28 ноября 1968 года назначен секретарём Русской духовной миссии в Иерусалиме. Возведён в сан игумена.

С 1969 года служил настоятелем Казанского храма города Ельца Липецкой области и секретарём Воронежского епархиального управления.

С 1971 года состоял в братии Троице-Сергиевой Лавры, учился в аспирантуре при Московской духовной академии, с 1977 года исполнял послушание благочинного.

С 1982 по март 1984 года исполнял обязанности наместника Троице-Сергиевой Лавры.

Посетил Иорданию, Грецию, Кипр, Святую Гору Афон, Болгарию, Египет. В 1982 году был почетным гостем на Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы».

28 марта 1984 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Алма-Атинским и Казахстанским. 1 апреля того же года состоялась архиерейская хиротония в Богоявленском патриаршем соборе, которую возглавил митрополит Таллинский и Эстонский Алексий. Ему сослужили: митрополиты Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков); архиепископы Владимирский и Суздальский Серапион (Фадеев), Зарайский Иов (Тывонюк) и епископ Солнечногорский Сергий (Фомин).

20 июля 1990 года назначен епископом Куйбышевским и Сызранским.

С 31 января 1991 года именуется «Самарский и Сызранский».

Евсевий (Саввин), архиеп. Псковский

25 февраля 1991 года возведён в сан архиепископа.

23 февраля 1993 года назначен архиепископом Псковским и Великолукским.

25 февраля 2008 года возведён в сан митрополита.

30 мая 2014 года Священный Синод заслушав его прошение о почислении на покой в связи с достижением 75-летия, согласно пункту 26 главы Х Устава Русской Православной Церкви, — благословил продолжить управление Псковской епархией .

25 декабря 2014 года был назначен главой новообразованной Псковской митрополии с титулом «Псковский и Порховский» .

14 мая 2018 года был почислен на покой с выражением благодарности и определением местопребывания в Псково-Печерском Успенском монастыре .

Сочинения

Литература

  • ЖМП. 1984, № 4, с. 14; № 5, с. 6; № 6, с. 10-15; № 9, с. 7; № 11, с. 25; № 12, с. 34.
  • -«-, 1985, № 8, с. 28.

Награды

  • Светские
    • государственный орден Почёта

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Московской Патриархии:
  • Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, сайт Псковского епархиального управления:
  • Биография на сайте Русское Православие:

Липецкая область была образована 6 января 1954 года, см. Энциклопедия Всемирная история Липецкая область, (исторический очерк (последний абзац)

Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В., Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.,

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 мая 2014 года. ЖУРНАЛ № 33 —

«Образована Псковская митрополия Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 25 декабря 2014,

«Священный Синод избрал епископа Егорьевского Тихона главой Псковской митрополии», официальный сайт Русской Православной Церкви, 14 мая 2018,

Патриаршее поздравление митрополиту Псковскому Евсевию с 30-летием архиерейской хиротонии:

Высокопреосвященный Евсевий (Никольский), митрополит Крутицкий, был первым епископом и строителем самостоятельной Владивостокской епархии с 1899 по 1918 годы.

Владыка Евсевий родился 21 января 1860 года в семье священника Тульской епархии Иоанна Никольского, получив в святом крещении имя Евгений. Когда подошло время, Евгений Никольский поступил в Тульское духовное училище и затем в духовную семинарию. По ее окончании он продолжил свое богословское образование в стенах Московской Духовной Академии, которую в 1885 году закончил со степенью кандидата богословия. Выпускника академии направили в Могилевское духовное училище преподавателем русского и славянского языков. В 1888 г. он назначен помощником смотрителя того же училища, одновременно исполнял обязанности делопроизводителя училищного правления. 3 августа 1893 г. Евгений Никольский в возрасте 33 лет принимает монашеский постриг с именем Евсевий в честь священномученика Евсевия Самосатского. 5 августа того же года монаха Евсевия рукоположили в сан иеродиакона, 6 августа — в сан иеромонаха, таинство хиротонии совершал преосвященный Николай (Налимов), епископ Гдовский. 11 сентября 1893 г. молодого иеромонаха назначили членом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета, а 18 октября — новое назначение: ректором Иркутской духовной семинарии. 6 ноября 1893 г. возведен в Петербурге в сан архимандрита. В Иркутске помимо ректорства и преподавания в семинарии архимандрит Евсевий являлся редактором «Иркутских епархиальных ведомостей», преподавателем училищного совета, деятельным членом Иркутского миссионерского общества.

26 января 1897 г. архимандрита Евсевия хиротонисали во епископа Киренскаго, викария Иркутской епархии. Хиротонию совершил архиепископ Иркутский и Верхоленский Тихон (Троицкий-Донебин) в сослужении епископа Рязанского и Зарайского Мелетия (Якимова), епископа Забайкальского и Нерчинского Георгия (Орлова), епископа Якутского и Вилюйского Никодима (Преображенского).

4 октября 1897 года владыку Евсевия назначают епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. 4 февраля 1898 г. он прибыл в кафедральный город Благовещенск и управлял епархией до 1 января 1899 года, когда произошла реорганизация огромной епархии: она была поделена на Благовещенскую и Владивостокскую указом Императора Николая II от 24 декабря 1898 г. Владыку Евсевия назначили епископом Владивостокским и Камчатским. Преосвященный прибыл в кафедральный город Владивосток 7 марта 1899 г.

Вновь учрежденная Владивостокская епархия заняла обширную территорию площадью 1 200 000 кв. верст, объединяя город Владивосток, Приморскую область (Южно-Уссурийский край, Чукотка, Камчатка) и остров Сахалин. В те времена началось активное освоение и заселение необжитых земель Дальнего Востока переселенцами из центральной России. Приезжавшие сюда люди нуждались в духовном попечении. О состоянии Владивостокской епархии в это время можно судить по путевым заметкам протодиакона В. А. Островидова во «Владивостокских епархиальных ведомостях»: «В строительстве русской далекой окраины видим массу несообразностей, потому что в нем отсутствовал твердый духовный фундамент. Ко времени открытия Владивостокской епархии в ней было всего пятьдесят пять церквей и приходов. Вот в такую необитаемую и дикую страну прибыл строить «дело Божие» епископ Евсевий». Первое время владыке даже негде было жить, поэтому, по любезному приглашению генерал-губернатора Гродекова и губернатора Чичагова, он проживал в губернаторском доме.

Ясно, что требовались неустанные труды по организации епархиальной жизни. С этой целью владыкой Евсевием была открыта Духовная Консистория, образовано Епархиальное попечительство, учреждены религиозно-просветительное Уссурийское Братство Пресвятой Богородицы и Епархиальный миссионерский комитет.

Владыка не чурался выезжать по глухим местам не только Приморья, но дважды был и на далекой Камчатке. Вместе со всеми он нес тяготы неустроенной жизни. Господь благословил труды епископа и его паствы добрыми плодами.За все время пребывания на кафедре владыки Евсевия в епархии возведено свыше 170 церквей, открыто более 100 церковно-приходских школ: владыка особенно пристальное внимание уделял развитию просвещения и народного образования. Высокопреосвященный Евсевий издал специальный Указ «О введении всеобщего обучения в пределах Владивостокской епархии» (1910 г.), который позволил устроить школы в таежной глубинке, улучшить их содержание и охватить общеобразовательный уровень всего населения городов и сел области. Он благословлял открывать библиотеки и братства, миссионерские станы для корейцев. В 1910 г. создано Православное Камчатское благотворительное братство, которое возглавил иеромонах Нестор (Анисимов), будущий архиерей и камчатский миссионер .

Под управлением епископа Евсевия основан и полностью благоустроился Южно-Уссурийский женский Рождество-Богородицкий монастырь. Стал центром духовно-просветительной жизни Приамурского края Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь на р.Уссури, получивший известность и за пределами Приморья благодаря налаженной работе типографии и изданию в ней духовной литературы. В пригороде Владивостока на Седанке владыкой было устроено архиерейское подворье с домовой церковью. Во Владивостоке открыта церковь-школа в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В 1903 г. по инициативе владыки Евсевия было начато издание «Владивостокских епархиальных ведомостей». Многообразными были труды архипастыря…

Указом Государя Императора Николая II от 6 мая 1906 г. (по старому стилю) епископ Владивостокский Евсевий был возведен в сан архиепископа. 12 июля 1908 г. состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а в январе 1909г. архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле.

Владыка немало сил отдавал миссионерскому служению. В 1910 году в Иркутске состоялся Всероссийский миссионерский съезд. В его работе принял участие архиепископ Евсевий и архимандрит Павел. Съезд рекомендовал для улучшения работы корейской миссии назначить ее начальником самостоятельного епископа. И в 1912 году архимандрит Павел (Ивановский) был хиротонисан во епископа Никольск-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. По инициативе епископа Павла во Владивостоке с 5 по 8 июня 1913 года прошел первый миссионерский съезд Владивостокской епархии, который принял ряд решений, направленных на улучшение миссионерской службы в епархии. Был организован переводческий комитет. В 1914 году владыкой Евсевием был учрежден епархиальный миссионерский совет, в который входило кроме епископа Павла еще 6 человек. В 1912 г. в Никольске-Уссурийском была создана викарная кафедра, управляющий ею епископ Павел занимался миссионерской деятельностью среди корейцев.

Владыка Евсевий был близок к простому народу, недаром архипастыря так любило местное население. К нему шли со всякой нуждой, со всякой скорбью. Он благословил создание Южно-Уссурийского общества детского приюта. Под его благословляющую руку притекали приамурские генерал-губернаторы, военные губернаторы, видные российские военачальники: Куропаткин, Гродеков, Чича, Линевич, сотни и тысячи русских патриотов русско-японской войны. При нем во Владивосток прибыла благословенная Порт-Артурская икона Пресвятой Богородицы.

Во Владивостоке владыка Евсевий имел постоянное жительство у моря, среди таежной растительности на Седанке в Архиерейском подворье, которое выросло на пустом месте, и стало замечательным ансамблем каменного зодчества.

В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствования в Священном Синоде, участвовал в прославлении святителя Ермогена.

В июле 1917 г. архиепископ Евсевий и епископ Павел выехали в Москву, где приняли участие в работе Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Принимал участие в интронизации новоизбранного Патриарха Тихона 21 ноября (4 дек.) 1917 года. После завершения работы Поместного Собора (1918 г.) вернулся в епархию, но вскоре был назначен в состав Священного Синода и вместе с епископом Павлом выехал в Москву. По окончании срока своей деятельности в Священном Синоде, не имея возможности вернуться в родную епархию из-за гражданской войны, архиепископ Евсевий был временно назначен на управление Смоленской епархией, а в мае 1920 года — на московскую митрополичью кафедру с возведением в сан митрополита Крутицкого. В Москве он стал ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона. Общение с Первосвятителем Русской Православной Церкви — человеком удивительной чистоты и силы духа — утешало владыку Евсевия в разлуке с домом, ибо домом для него навсегда осталось Приморье.

Служение владыки Евсевия было высоко оценено Церковным Священноначалием: в 1912 г. ему вручена была Высочайшая грамота и Орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, он был удостоен нагрудного знака «За содействие церковному и школьному строительству». Митрополит Евсевий награжден многими российскими медалями и орденами, в т.ч. орденом Св.Анны I степени.

В феврале 1922 г. Высокопреосвященнейший Евсевий — первый Епископ Владивостокской епархии. Преставился ко Господу и упокоен на кладбище Новодевиьчего монастыря в Москве. Отпевание владыки совершил Святейший Патриарх Тихон со многими иерархами и богомольцами в храме Христа Спасителя.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *