Митрополит серапион

«Ваше Преосвященство, боголюбезнейший владыка Серафим, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, православная полнота Тульской митрополии, словом мира и любви о Христе приветствую всех вас.

Как в глубокой древности пророк Божий Иона принес народу Ниневии горькую, но необходимую для их спасения весть, сегодня и я, милостью Божьею, ваш пастырь, приношу вам горькую и исполненную глубокой сердечной скорби весть.

В сегодняшний день, в Великую среду, утром, мной получено предписание от главного государственного санитарного врача по Тульской области, связанное с наличествующей на территории области ситуацией по эпидемии коронавирусной инфекции.

В этом официальном письме объявляется предписание, которое мы обязаны в соответствии с действующим законодательством нашей страны исполнить обязательно.

Два основных его пункта гласят следующее:

Запретить с 15 по 30 апреля посещение гражданами религиозных объектов; подведомственных территорий, зданий, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений.

Не допускать освящения пасхальной снеди на территории и в зданиях храмов.

Главный государственный санитарный врач по Тульской области А. Э. Ломовцев.

На основании этого предписания, во исполнение решения Епархиального совета, всем настоятелям храмов Тульской митрополии, игуменам и игуменьям мужских и женских монастырей довести данное постановление главного государственного санитарного врача до сведения своих прихожан, разместить текст и вывесить его не только на досках объявлений, но и на входных дверях, которые ведут на территорию, для того, чтобы люди могли ознакомиться с этим, хотя мы обязательно доведем это постановление и через средства массовой информации.

Богослужение духовенству и церковному причту благословляется совершать неукоснительно в соответствии со всеми требованиями и каноническими постановлениями Церкви.

Крестный ход на Пасху желательно совершать внутри храма.

Учитывая, что трансляция Пасхального богослужения будет осуществляться телеканалами «Cпас» и «Союз» и местными телевизионными каналами, те, кто пользуется интернетом, могут выбрать любую трансляцию, которые организуются сегодня во множестве и отдельными монастырями, и отдельными приходами.

В связи с этой особой ситуацией благословляется верующим освящать пасхальные снеди, то есть куличи, творожные пасхи, пасхальные крашеные яйца дома по совершении троекратного пения пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Если в доме есть освященная Крещенская Богоявленская вода, то тогда окропить ею с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Если святой воды нет, то сам богомолец, складывая персты для осенения себя крестным знамением, осеняет снедь и также благословляет: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Будем по-христиански помнить о том, какова была реакция жителей Ниневии, неверующих, некрещеных, не относящихся к истинному исповеданию иудейской веры, а многобожников, на ту проповедь, которую произнес им пророк Иона. Они приняли это всей глубиной своего сердца с осознанием того, что недостойны милости и благости Божией. Помните, в течение трех дней, начиная от первого лица государства до последнего младенца, до всего скота, ни капли воды, ни крошки хлеба, лежали все в придорожной пыли, посыпали головы свои пеплом, каялись, и Бог пременил Свой Страшный суд на милость, так что Иона возревновал не по разуму, когда увидел, что пророчество, которое он возвещал как пророк истинного Бога, как слово истинного Бога, оказывается, может быть не исполнено.

То, что мы сегодня видим в жизни всего содружества наций человеческого рода на лице земли — вирусная пандемия,— обязывает нас к тому, чтобы понять, что искушать Бога или здоровье своих ближних мы не имеем никакого права! Нам нужно смириться с этой тяжелой утратой в эти знаменательные, святые и покаянные дни, обновляющие нас, что мы будем лишены причастия Святых Христовых Таин и в Великий четверг, и в Великую субботу, и в самый день Светлого Христова Воскресения, и, как понимаю, в соответствии с этим постановлением и даже на Светлую седмицу, до тех пор, пока не будет разрешения на то, чтобы были сняты карантинные меры, и это будет зависеть от нашего христианского благора — зумия и совестливой ответственности. Если мы примем это для себя как дисциплину осознанного и раскаянного сердечным состраданием в покаянии Божьего суда над нашим недостоинством, то Господь пошлет милость, и молитвы наши, которые мы усердно возносим о том, чтобы прекратилась пандемия, могут принести свой плод. Если будем искушать Бога, то это время может продолжаться достаточно долго.

Со смирением примем на себя этот крест и будем помнить, что молитва, как и слово Божие, не может быть скована ни временем, ни пространством. Ни в коем случае мы не должны принять это время как каникулы для самодозволенности и беспечности, мы должны провести его в сокрушенном сердечном покаянии, и, когда Господь откроет Свою благость и когда мы, омытые слезами покаяния, вновь войдем под своды наших храмов и с дерзновением приступим к Чаше Господней, то это уже не будет формальное причащение, формальное исполнение традиций и обрядов, это будет выражением выстраданного любовью и верностью к Богу чувства покаяния и благодарности за Его безграничную милость.

И да будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми нами».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Во исполнение решения Епархиального совета Тульской епархии № 5 от 14 апреля 2020 года, на основании Предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий от 14.04.2020 г. главного государственного санитарного врача по Тульской области А. Э. Ломовцева, включающего следующие требования:

«1. Запретить с 15.04.2020 г. по 30.04.2020 г. посещение гражданами, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования религиозных объектов, подведомственных территорий, зданий, строений, сооружений.

Не допускать освящения пасхальной снеди на территории и в зданиях храмов. «,

ОПРЕДЕЛЯЮ:

Исполнить вышеуказанное предписание главного государственного санитарного врача по Тульской области и в установленные им сроки совершать богослужения только при участии клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. О принятии данного указания к исполнению надлежит доложить отцам благочинным рапортом на мое имя.

Сообщить прихожанам о поступившем предписании главного государственного санитарного врача по Тульской области.

Выдержку из предписания главного государственного санитарного врача по Тульской области разместить на дверях храмов или воротах храмовой территории.

Во внимание к эпидемиологической ситуации, в качестве исключения, находящиеся на самоизоляции могут совершить благословение куличей, пасох, яиц и прочей пасхальной снеди самостоятельно следующим образом: перед пасхальной трапезой следует трижды пропеть тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», затем окропить снеди освященной водой (если она есть) со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Если нет освященной воды — осенив крестным знамением.

Алексий,

митрополит Тульский и Ефремовский.

Расскажите об этом всем!

Биография

Николай Фадеев родился в 1933 году в Москве в семье служащих.

Окончил семь классов средней школы. В 1951 году, в возрасте 18 лет, поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру.

В 1952—1955 годах служил в рядах Советской Армии. После демобилизации вернулся в Троице-Сергиеву лавру.

27 июня 1957 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Пименом (Извековым) был пострижен в монашество с именем Серапион в честь архиепископа Серапиона Новгородского.

18 июля того же года архиепископом Иоанном (Лавриненко) был рукоположён в сан иеродиакона.

В 1962 году окончил Московскую духовную семинарию и продолжил обучение в Московской духовной академии.

7 апреля 1965 года Патриархом Алексием (Симанским) был рукоположён во иеромонаха.

В 1966 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Православное учение о Воплощении», после чего учился в аспирантуре при МДА.

В 1968 году с наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) посетил Францию, Бельгию и Голландию.

В 1969 году назначен референтом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В том же году в составе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в собеседованиях с богословами Малабарской Церкви в штате Керала, Индия. В 1970 году был включён в состав паломнической группы для поездки в Грецию и на Афон.

15 мая 1970 года возведён в сан игумена.

24 февраля 1971 года решением Священного Синода вместе с иеромонахом Иринеем (Середним) направлен на церковное служение в Патриаршее подворье в Токио с возведением их в сан архимандрита, которое состоялось 25 февраля 1971 года.

В мае 1971 года освобождён от должности клирика патриаршего подворья в Токио.

С 15 сентября 1971 года — помощник наместника Троице-Сергиевой Лавры.

Архиерейство

2 февраля 1972 года решением Священного синода назначен представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском и епископом Подольским, викарием Московской епархии.

5 марта 1972 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве состоялась его архиерейская хиротония, которую совершали патриарх Московский и всея Руси Пимен, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин), архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев), архиепископ Дмитровский Филарет (Денисенко), архиепископ Тульский и Белёвский Ювеналий (Поярков) и епископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин).

С 14 по 18 мая 1973 года по приглашению предстоятеля Коптской церкви папы Шенуды III принимал участие в праздновании 1000-летия кончины святого Афанасия Великого.

5 августа 1974 года решением Священного синода освобождён от должности представителя Московского патриархата при патриархе Антиохийском с представлением ему времени на лечение.

17 апреля 1975 года решением Священного синода назначен епископом Иркутским и Читинским.

С 24 октября по 1 ноября 1977 года в составе делегации Русской православной церкви участвовал в торжествах по случаю 100-летия освобождения Болгарии от османского ига.

7 сентября 1979 года возведён в сан архиепископа.

24 апреля 1980 года решением Священного синода назначен архиепископом Владимирским и Суздальским. Добился возвращения церкви святых мощей благоверного князя Андрея Боголюбского.

12 мая 1984 года назначен временно председателем хозяйственного управления Московской патриархии, от чего был освобождён 18 июня 1985 года.

С 29 сентября по 6 октября 1984 года сопровождал патриарха Пимена при посещении Сербской православной церкви.

12 мая 1987 года перемещён на Кишинёвскую и Молдавскую кафедру, в связи с чем 13 мая 1987 года был возведён в сан митрополита и награждён правом ношения второй панагии.

Как пишет Николай Митрохин, «введённые им чудовищные поборы с духовенства, хамство и декларируемое намерение русифицировать молдавскую православную жизнь не встретили понимания подчинённых». Кроме того, митрополит Серапион встретил противодействие набиравшего силу молдавского националистического движения. Имел постоянные ссоры с молдавским духовенством и в конце концов был вынужден подать прошение о переводе на другую епархию.

6 июля 1989 года решением Священного синода назначен митрополитом Тульским и Белёвским.

С этого времени начался процесс возрождения епархии. В Туле за время его служения были открыты 14 храмов, а по всей епархии — около 80. Практически во всех храмах Тулы шла реставрация, обновление, ремонт. Восстанавливалась колокольня Свято-Никольского храма, приобрели первоначальный вид храмы Сергия Радонежского и Вознесения в Заречье, Щегловский монастырь и Успенский собор в Кремле. Успенский мужской монастырь со скитом и подворьями создан в промышленном городе Новомосковске, где прежде не было ни одного храма.

Скончался в 5 часов утра 19 ноября 1999 года после тяжёлой болезни (сахарный диабет). Отпевание состоялось 20 ноября и прошло, согласно завещанию, в самом его любимом из тульских храмов — Свято-Никольском. Похоронен, по его же завету, в Параскево-Пятницком храме села Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.

27 мая 2013 года исполняется 80 лет со дня рождения присно-поминаемого митрополита Серапиона (Фадеева).

Передиреев Р.С. Портрет митрополита Серапиона. 2011 х/м

27 мая 1933 года в г. Москве в семье Фадеевых родился мальчик, которому нарекли имя Николай. По окончании школы он ушел в Троице-Сергиеву лавры. Насельником обители преподобного Сергия, с перерывом на службу в армии, он был более 20 лет. В монашеском постриге получил имя Серапион в честь Святого Серапиона, архиепископа Новгородского. В 1966 году будущий Владыка Серапион закончил Московскую духовную академию. За работу «Православное учение о Воплощении Сына Божия» был удостоен кандидатской степенью по догматическому богословию. В 1969 году окончил аспирантуру, а через два года был возведен в сан архимандрита. Владыка Серапион знал 5 языков.

Как вспоминает митрополит Тульский Алексий (Кутепов):

«…среди братии Троице-Сергиевой Лавры я увидел очень интересного, очень своеобразного человека, который и стал потом моим духовным наставником, руководителем — это был владыка митрополит Серапион (Фадеев). Здесь, в Тульской епархии, он окончил свое служение. А тогда, в Лавре, это был очень энергичный, такой звонкий, сияющий, светозарный молодой архимандрит.»

В своем служении Владыка Серапион исполнял различные послушания: был клириком Патриаршего подворья в Токио, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриаршем Антиохийском и всея Востока. В 1975—1979 годах возглавлял Иркутскую и Читинскую епархию. В 1979 г. Владыка был возведен в сан архиепископа.

С 24 апреля 1980 года по 11 мая 1987 года был архиепископ Владимирский и Суздальский. Владыка Серапион великолепно владел словом, знал множество пословиц и поговорок. Свое пребывание на Владимирской кафедре он подытожил просто: «Был во Владимире семь лет, семь месяцев и семь дней».

В 1987—1989 годах митрополит Кишиневский и Молдавский. С 1989 года по 1999год – митрополит Тульский и Белёвский.

Владыка Серапион скончался на 67 году жизни 19 ноября 1999 года.

Согласно своего завещания митрополит Серапион был погребен в с. Пятница Владимирской епархии, на месте подвижнических трудов святого праведного Петра Великодворского. Здесь он часто бывал во время своего нахождения на Владимирской кафедре. Владыка приезжал сюда для молитвы и только к нему выходил из затвора отец Михаил (Охлестин), бывший инок Валаамского монастыря.

Во время нахождения Владыки Серапиона на Владимирской кафедре в 1982 г. по Благословению Святейшего Патриарха Пимена было установлено празднование Собора Владимирских святых. На рапорт Архиепископа Серапиона (Фадеева) об установлении празднования Собору Владимирских святых Святейший Патриарх Пимен положил резолюцию «Установить день празднования 23 июня / 6 июля, с благословением употреблять настоящую Службу в день праздника». 6 июля 1982г. Владимирский край впервые, торжественно чествовал в день Владимирской иконы Божией Матери святых, в земле Владимирской просиявших. На службе звучали песнопения Владимирским Святителям, Святым благоверным князьям, святым мученикам, святым преподобным отцам и святым преподобным матерям, блаженным и праведным из Службы Владимирским Святым, составленной Архимандритом Алексием (Кутеповым), ныне митрополитом Тульским.

3 марта 1987г. Архиепископу Серапиону после его обращения во Владимиро-Суздальский музей-заповедник были переданы по акту мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского «на постоянное хранение Епархии и общине Успенского собора».

В своих воспоминаниях Митрополит Екатеринбургский Кирилл (Наконечный) дает исчерпывающую характеристику масштабу личности Владыки Серапиона:

«Владыка Серапион… Могучая фигура, не в смысле только каких-то размеров. У него была одна жизнь, и вся эта жизнь — Церковь. Все, что он делал, он делал для блага Церкви. В этом заключался весь смысл всей его жизни. Он отдал полностью себя Церкви. Когда мы говорим о непонятой русской душе, то можно представить Владыку Серапиона. Он был настоящим русским. В нем все сочеталось: широта и доброта, неуемная жизнь, ее вкус, ее радость. Он очень любил монашествующих. В его представлении эти люди олицетворяли высшее служение, поэтому, как мог, он им помогал.

На свете можно много встретить умных людей, но мудрых встретишь редко. Он был мудрым человеком и очень хорошо знал человека, мог безошибочно говорить о нем, давать характеристики. Владыка Серапион многих вывел в жизнь, очень много людей, которые, соприкоснувшись с ним, состоялись.»

Духовная академия встретила праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Вспоминая Благовещение Девы Марии, Церковь празднует одно из главный событий в деле спасения человека. К воплощению Своего Сына Господь подготавливает человечество уже со времени совершения Адамом первого греха. Но Творец никого не заставляет следовать этим путем насильно. Наступает момент, когда человек должен согласиться с Божественным домостроительством или отвергнуть его. И это согласие от лица всех людей приносит совсем юная девушка Мария, Которая целиком и полностью вверяет себя Господу и является Той, Кому выпала честь стать Матерью воплотившегося Бога.
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы епископ Петергофский Силуан в храме Иоанна Богослова возглавил торжественную вечерню в соединении с Литургией святителя Иоанна Златоуста, которую предварили чинопоследования 3, 6, 9 часов и изобразительных.
После запричастного стиха протодиакон Кирилл Журавлёв огласил молящимся послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, касающееся сложной эпидемиологической обстановки в стране.
По заамвонной молитве владыка ректор и духовенство совершили славление перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы.
После этого ректор академии обратился к молящимся с архипастырским словом, посвящённым значению нынешнего праздника. Епископ Силуан особо отметил, что Благовещение Пресвятой Богородицы — это праздник начала нашего спасения, день радостного и утешающего известия, что в мир уже совсем скоро придёт Господь — Спаситель человечества от вечной смерти. И чтобы стать полноправным соучастником этого спасения христианину необходимо обратить пристальное внимание на себя, осознать необходимость Божественной Помощи во врачевании своего ума, воли и тела: «Нынешнее событие, это не только праздник Пречистой Божией Матери, которой явился архангел Гавриил с радостной вестью о рождении Спасителя, а также и праздник для всех нас: ветхих и слабых людей. Мы должны четко осознавать, в чём мы нуждаемся больше всего в этой жизни — мы нуждаемся в спасении и нуждаемся в Спасителе. В чем и от чего именно желаем мы получить спасение? В первую очередь спасение нашего ума, повреждённого грехопадением. От того ума, который постоянно жаждет и алчет, и, если мы не в состоянии наполнить его чем-то благим и значимым, он наполняется страхом, мечтаниями и греховным помыслом.
Господь сможет нас спасти только тогда, когда мы поймём, что наша воля — это частица божественного дарования, которая используется не по назначению. Вместо того, чтобы волей как инструментом направлять свою жизнь к небесному, она становится рабой греховных прихотей. Так, мы, слабовольные и безвольные, делаем то, чего не следует делать, но на исполнение Заповедей Божьих, на любовь и прощение, творение блага и совершенствование, сил в себе не находим. Осознавая свою слабость и невозможность исключительно собственными способностями достигнуть исправления, с надеждой ожидаем спасительной помощи свыше.
И, конечно же, нам нужно спасение от Господа во врачевании и сохранении нашего болезненного тела и ослабленных чувств. В сегодняшних скорбных обстояниях не будем же опускать из нашего внимания и из наших молитв всех составляющих частей нашей духовной жизни, в которых каждый из нас нуждается в милосердном спасении от Господа — в спасении нашего падшего ума, нашей рабской воли и нашего страдающего тела.
Пусть же милосердная Пресвятая Богородица, получившая ныне радостную весть от архангела Гавриила, от каждого из нас услышит такое же благое приветствие и порадуется, увидев нашу любовь к Ней. Мы верим, что Ее милостивым заступлением все наши скорби и волнения превратятся в радость. Будем же всегда благовестить земле радость велию своим примером — мужественным стоянием в вере, истине, доброте и любви».
Затем ректор академии вручил протодиакону Кириллу Журавлёву, клирику храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова Академии на Неве, серебряную медаль «Святого апостола Петра» в связи с 40-летием со дня его рождения.
Справка: Великое повечерие и полиелейную утреню накануне в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил епископ Петергофский Силуан в сослужении академического духовенства.
За вечерней в соединении с Божественной литургией ректору академии сослужили: архимандриты Софроний (Смук) и Августин (Никитин), иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий), священник Глеб Санюк, иеромонахи Алексий (Дурнев), Феофан (Друганов) и Филарет (Гавщук); протодиакон Кирилл Журавлёв, иеродиаконы Филипп (Панфилов) и Мелитон (Павлов), а также диакон Максим Горкавченко.
С проповедью после чтения Евангелия к молящимся обратился иеромонах Феофан (Друганов). Во время сугубой ектении владыка ректор прочитал молитвы о мире в Украине и Сирии, а также о прекращении пандемии короновирусной инфекции.
За богослужениями пела группа смешанного хора под управлением Александра Рассадина.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *