Многоженство

Святые последних дней верят, что брак между одним мужчиной и одной женщиной отвечает данному Господом закону бракосочетания. В библейские времена Господь повелевал некоторым людям практиковать многоженство – брак между одним мужчиной и более чем одной женщиной1. В откровении Господь заповедал Джозефу Смиту учредить практику многоженства среди членов Церкви в начале 1840-х годов. Более полувека некоторые Святые последних дней практиковали многоженство под руководством Президента Церкви2.

Святые последних дней не понимают всех Божьих замыслов, в соответствии с которыми Он, через Своих Пророков, учредил практику многоженства. В Книге Мормона упоминается одна причина, по которой Бог дал такую заповедь: увеличить количество детей, рожденных в завете Евангелия, чтобы «воздвигнуть… потомство «3.

Благодаря многоженству в домах верных Святых последних дней родилось множество детей. Оно также сформировало мормонское общество XIX столетия во многих аспектах: вступление в брак стало доступным практически для всех, кто желал этого, неравенство материального положения снизилось благодаря тому что малоимущие женщины становились членами семей, более устойчивых в финансовом плане; повысилось число браков, заключенных между представителями разных этнических групп, что помогло сплотить многонациональную популяцию иммигрантов. Многоженство также способствовало созданию и укреплению чувства единства и принадлежности к группе Святых последних дней. Члены Церкви стали видеть себя особым «народ, взяты в удел» и связанным заветом: исполнять заповеди Бога, несмотря на внешнее противостояние4.

Истоки многоженства в Церкви

На протяжении тысячелетий полигамия была разрешена во многих культурах и религиях, однако в Западной культуре ее, за редким исключением, отвергали. Во времена Джозефа Смита единственной легальной формой брачных отношений в США была моногамия.

Откровение о многоженстве, записанное в Учение и Заветы 132, отчасти стало результатом изучения Джозефом Смитом Ветхого Завета в 1831 году. Святые последних дней понимали, что они живут в последние дни, которые в откровениях обозначались как «устроение полноты времен»5. Древние принципы, например, связанные с Пророками, священством и храмами, еще предстояло восстановить на Земле. Многоженство, которое практиковали древние патриархи, такие как Авраам, Исаак, Иаков и Моисей, было одним из этих древних принципов6.

Это же откровение, в котором говорилось о многоженстве, содержало откровение о вечном браке – учение о том, что брачные отношения могут продолжаться и после смерти. Церемонии моногамного и полигамного бракосочетания, проведенные силой священства, могут запечатывать любящих и любимых людей друг к другу на вечность, при условии их праведности7.

В откровении о браке были высказаны общие принципы; в нем не объяснялось детально, как именно должно практиковаться многоженство. Находясь в Наву, Джозеф Смит заключил брак с несколькими женами и передал другим Святым последних дней право практиковать многоженство. Эта практика внедрялась с осторожностью и постепенно, и ее участники давали обет держать свою вовлеченность в тайне, ожидая того момента, когда мужья и жены смогут публично признать свой брак.

Многоженство и семьи в Юте XIX века

В промежуток между 1852 и 1890 годами Святые последних дней открыто практиковали многоженство. Большинство полигамных семей жило в Юте. Женщины и мужчины, жившие в полигамном брачном союзе, свидетельствовали об испытаниях и сложностях, но также и о любви и радости, которые они находили в своей семье. Они верили, что такова заповедь Бога для их времен и что послушание способно принести великие благословения им самим и их потомкам. Церковные руководители учили, что участники полигамного брачного союза должны стремиться развивать в себе щедрый дух бескорыстия и чистую любовь Христову ко всем остальным членам семьи.

Хотя у ряда руководителей были крупные полигамные семьи, у двух третей многоженцев было всего по две жены. Церковные руководители признавали, что женщинам особенно трудно жить в полигамном браке. По этой причине женщинам, которые были несчастливы в браке, был доступен развод; можно было также повторно выходить замуж. В период первого десятилетия заселения Юты женщины иногда вступали в брак в юном возрасте, что в те времена было типичным для женщин, живущих в приграничных районах По состоянию на 1857 год, когда практика полигамии достигла своего пика, приблизительно половина Святых последних дней какую-то пору своей жизни провели в полигамной семье: в качестве мужа, жены или ребенка. В течение последующих трех десятилетий процентный показатель прихожан, практикующих многоженство, устойчиво снижался.

В годы, когда людей публично обучали принципу многоженства, следование ему ожидалось не от всех Святых последних дней, хотя от каждого требовалось принятие его в качестве откровения от Бога. В действительности, такая система брачных отношений не могла стать всеобщей в силу соотношения численности мужчин и женщин. Женщины были вольны выбирать себе супругов, решать, вступать ли им в полигамный или моногамный союз или выходить ли замуж вообще. Некоторые мужчины вступали в полигамный брак по просьбе церковных руководителей, в то время как другие сами становились инициаторами процесса; от всех требовалось получить разрешение церковных руководителей, прежде чем вступить в полигамный брак.

Антиполигамные законы и конец практики многоженства

Начиная с 1862 года, правительство Соединенных Штатов Америки приняло несколько законов, направленных против практики многоженства. В 1880-х годах, после того, как Высший суд США в 1879 году признал конституционность антиполигамных законов, федеральные чиновники начали преследовать полигамных мужей и жен. Считая эти законы несправедливыми, Святые последних дней проявляли гражданское неповиновение, продолжая практиковать многоженство и стараясь избежать ареста. Для этого они переселялись в дома своих друзей или родственников или скрывались под вымышленными именами. Когда же их осуждали в суде, они платили штрафы и отбывали тюремное заключение.

Один из законов, направленных против полигамии, позволял правительству США конфисковывать церковное имущество. Вскоре чиновники пригрозили конфисковать храмы у Святых последних дней. Работа спасения как живущих, так и умерших оказалась под угрозой. В сентябре 1890 года Президент Уилфорд Вудрафф ощутил вдохновение выступить с Манифестом. «В силу того, что Конгрессом были приняты законы, запрещающие многобрачие, кои законы объявлены конституционными судом высшей инстанции, – объяснил Президент Вудрафф, – я настоящим заявляю свое намерение подчиняться этим законам и употреблять свое влияние на членов Церкви, в которой я председательствую, чтобы и они поступали подобным образом»8.

Последствия появления этого документа не сразу проявились в полной мере. Господь, по Своему обыкновению, изрекает «строку за строкой; здесь немного и там немного»9 Как и в начале, угасание практики многоженства в Церкви происходило постепенно и поэтапно, и процесс этот был полон сложностей и неопределенности.

Манифест прямо указал на намерение Президента Вудраффа покориться законам США, и в целом, согласно этой политике, практика заключения новых полигамных браков подошла к концу. Однако в Мексике и Канаде, с санкции некоторых церковных руководителей, продолжало заключаться небольшое количество полигамных браков. Как правило, церковные руководители не были инициаторами подобных брачных союзов, и получить их разрешение было сложно. Обычно один либо оба супруга, вступивших в такой брак, должны были дать согласие оставаться в Канаде или Мексике. В виде исключения в промежуток между 1890 и 1904 годами в США было заключено небольшое количество полигамных браков.

Роль Церкви в них стала предметом напряженных публичных дебатов после того, как Рид Смут, один из Апостолов, был избран в Сенат США в 1903 году. На апрельской Генеральной конференции в 1904 году Президент Церкви Джозеф Ф. Смит выступил с категоричным заявлением, известным как Второй Манифест, объявив, что вступление в новый полигамный брак будет наказываться отлучением от Церкви10. Со дней Президента Смита Президенты Церкви непрестанно подчеркивают, что Церковь и ее члены больше не имеют полномочий вступать в полигамные союзы, и подтверждают искренность своих слов, призывая местных руководителей проводить церковные дисциплинарные советы для прихожан, не подчиняющихся этому правилу.

Многоженство стоит в ряду самых сложных аспектов Восстановления. Для многих прихожан, практикующих многоженство, оно служило испытанием веры. Многоженство нарушало стандарты культуры и законодательства и вело к гонениям и высмеиванию. Несмотря на эти трудности, оно принесло Церкви огромную пользу. Родословная многих Святых последних дней восходит к этим Святым XIX века, которые оставались верными своим заветам Евангелия, будучи праведными матерями и отцами, преданными учениками Иисуса Христа, убежденными членами Церкви, руководителями и миссионерами, а также хорошими гражданами и видными общественными деятелями. Современные Святые последних дней чтят и уважают этих верных пионеров, которые так много сделали для их веры, семьи и общества.

Ресурсы

Церковь признает вклад ученых в исторические материалы, представленные в этой статье. Их труд используется с разрешения.

Информацию о полигамии животных см. В разделе «Сексуальное поведение животных» § «Полигамия и полигамия» . Для полигамии у растений см. Репродуктивная морфология растений .


Отношения
( Схема )

  • Достижение совершеннолетия на Самоа

Часть серии о
Антропология родства
Терминология
Тематические исследования

Феминистка Сексуальность
Социальная антропология
Культурная антропология

Полигамия (от позднего греческого πολυγαμία , polygamía , «состояние брака для многих супругов») является практика женитьбы нескольких супругов . Когда мужчина состоит в браке более чем с одной женой одновременно, социологи называют это полигинией . Когда женщина состоит в браке с более чем одним мужем одновременно, это называется полиандрией . Брак с участием нескольких мужей и жен можно назвать групповым браком .

В отличие от многоженства, моногамия — это брак, состоящий только из двух сторон. Как и «моногамия», термин «полигамия» часто используется де-факто , независимо от того, признает ли государство эти отношения. В социобиологии и зоологии исследователи используют полигамию в широком смысле, чтобы обозначить любую форму множественного спаривания .

Во всем мире разные общества по-разному поощряют, принимают или запрещают полигамию. В обществах, которые допускают или терпят полигамию, в подавляющем большинстве случаев принятой формой является полигамиия. Согласно Кодовой книге этнографического атласа (1998), из 1231 отмеченного общества 588 имели частую полигинию, 453 — эпизодическую, 186 — моногамную и 4 — полиандрию — хотя более поздние исследования показывают, что полиандрия может встречаться чаще, чем считалось ранее. В культурах, практикующих полигамию, ее распространенность среди этого населения часто коррелирует с классом и социально-экономическим статусом.

С юридической точки зрения, во многих странах, хотя закон признает только моногамные браки (человек может иметь только одного супруга, а двоеженство незаконно), прелюбодеяние не является незаконным, что приводит к ситуации фактического разрешения полигамии, хотя без юридического признания для неофициальных «супругов».

Научные исследования классифицируют систему спаривания человека как в первую очередь моногамную, при этом культурная практика полигамии составляет меньшинство, основываясь как на опросах населения мира, так и на характеристиках репродуктивной физиологии человека.

Доклад

Вопрос многоженства в истории религий

Подготовила

Петрова Мария

Введение

1. Многоженство в иудаизме

2. Многоженство в исламе

3. Многоженство в христианстве

Заключение

Введение

Тема многоженства, слава богу, меня не затрагивает в прямом смысле, однако она вызвала у меня интерес год назад. Мой знакомый, будучи религиозным христианином, после двух неудачных браков решил, что многоженство – единственный способ стать счастливым в семейной жизни. При этом он желал остаться христианином, каждое воскресенье он исправно ходил в церковь. Его можно понять с точки зрения психологии, но главным аргументом моего знакомого была Библия. И конечно же он восхищался царем Соломоном, его 700 женами и 300 наложницами.

Я человек не религиозный, однако, считаю, что есть некоторые общепринятые уклады, от которых тяжело отказаться. В этом докладе я хочу сделать попытку разобраться с темой многоженства, ибо, как оказалось, она на самом деле актуальна и для сегодняшнего мира.

Многоженство было приемлемой практикой не только для исламистов, полигамия была нормой для большинства основных религиозных течений. Только в последнее время религиозные лидеры поменяли свое отношение к полигамии. В этом докладе мы разберем три основных ветви религии — иудаизм, ислам и христианство.

1. Многоженство в иудаизме

Истоки возникновения многоженства ведут ко временам еще до пророка Моисея. Мы можем дать отсылку к Еврейской Энциклопедии, которая гласит: «В связи с тем, что нет свидетельств о полиандрическом образе жизни примитивного еврейского общества, многоженство (полигамию) можно считать широко распространенным явлением, возникновение которого следует отнести к древнейшим временам, а существование которого продолжалось практически вплоть до наших дней».

Таким образом, полигамия это широко распространенное явление в истории иудаизма, такое же, как и содержание любовниц. Сам основатель иудаизма, Моисей, имел две жены, что подтверждает распространенность полигамии уже в те времена, когда писались иудейские законы.

Однако уже в 11-м веке раввин Гершом бен Иуда запретил многоженство на тысячу лет. Запрет лег на восточно-европейских евреев, при этом евреи испанского и португальского происхождения продолжали практиковать многоженство. Сейчас, хотя запрет уже снят, современный Израиль запрещает заключать полигамные браки. Но это не отменяет того факта, что евреи, которые уже стали многоженцами, могут получить гражданство в Израиле без каких-либо трудностей. Сейчас по оценке Джозефа Гината , многоженство является распространенным явлением среди 180 000 бедуинов Израиля и эта цифра продолжает увеличиваться. Средиземноморские евреи и по сей день пользуются случаем и берут в жены до четырех женщин, как им разрешено местными раввинами.

2. Многоженство в исламе

Как известно, многоженство в исламском мире процветает и в современности. Но откуда же оно проистекает? Естественно, что из их священных законов, описанных в книге Коран. Дословно в Коране сказано: «…Женитесь на тех женщинах, что приятны вам (которые вам по душе), — двух, трех или четырех. А если боитесь вы , что не будете одинаково справедливы , то — на одной или — на рабыне (на подневольной) . Это — наиболее приближенное к благополучной семейной жизни » (Св. Коран, 4:3).

Согласно сказаниям, сам пророк Мухаммед имел по разным данным от 10 до 23 жен и еще пару наложниц. Этому есть логическое объяснение. В те времена войны и вражда были заядлыми гостями в мусульманском мире. А это провоцировало резкий спад рождаемости и как последствие исчезновение целой нации.

Или же часто бывало такое, что женщины оставались вдовами, не успев прожить со своим супругом и полугода. Чтобы не допустить такого, каждому мужчине было разрешено брать до четырех жен. Таким образом восстанавливалось равновесие в обществе и находили приют сироты и вдовы.

По исламским законам, мужчина, который захочет взять вторую, третью и четвертую жену, должен быть как морально готов к тому, что бы ко всем относиться одинаково, так и должен мочь их обеспечить.

Множество споров возникает на почве такого отношения к многоженству в исламском мире, но все же это явление продолжает существовать и по сей день, а значит, такой подход имеет место быть.

3. Многоженство в христианстве

Священная книга христиан — это Библия. Там изложено Божье слово и то, как должен жить христианин. Исходя из того, что Ветхий Завет «кишит» примерами многоженства, и в Новом Завете тоже есть такие примеры, можно с полной уверенностью утверждать, что полигамия в семейной жизни была частым явлением.

Первым многоженцем, который упоминается в Ветхом Завете, был Ламех. У него было 2 жены (Быт. 4:19). Так же был упомянут Моисей и 2 его жены разных национальностей: мандианитянка Сепфора (Исх. 2:21) и эфиоплянка(Чис. 12:1). У царя Давида в гареме было 18 женщин, в этот состав входили и жены и наложницы. Сын Давида обогнал отца на этом поприще. И как я уже говорила, у царя Соломона было 300 жен и 700 наложниц(3 книга Царств 11:3).

Помимо многочисленных случаев многоженства в пятикнижии также прописаны правила и принципы для подобных случаев. Например, «если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10).

Так же существовало такое понятие, как левиратский брак. Такой брак делал обязательным многоженство для мужчины, у которого умер брат, а жена стала вдовой без наследника. Брат должен был взять в жены вдову, при этом факт наличия первой жены был не важен.

В периоду между Ветхим и Новым Заветами многоженство уже становится спорным и подвергается критике. И уже в Новом Завете в трех местах указывается, что епископ, дьякон и пресвитер должны обладать лишь одной женой(1 послание Тимофею 3:2, 3:12, послание Титу 1:6). На этой почве возникает много споров – кто-то утверждает, что запрет накладывается на всех христиан, кто-то считает, что это правило распространяется на весь народ. Так же есть сторонники еще одного толкования этих строк: кто-то считает, что священнослужители не имеют права разводиться со своими первыми женами.

Были проведены исследования, в ходе которых выяснилось, что такое изменение во взглядах на моногамию пришло в христианство под влиянием греко-римских учений. В них запрещалось многобрачье, однако проституция и внебрачные связи допускались.

В конце второго – начала третьего века нашей эры Тертуллиан излагал, что многоженство не является законным и правильным образом жизни человека:

«На самом деле мы не запрещаем союз мужчины и женщины, благословенный Богом как школа рода человеческого, и созданный для наполнения земли и для распространения по всему миру и, следовательно, допускается, но по отдельности. Ибо Адам был единственным мужем Евы, и Ева была его единственной женой, единственной женщиной, единственным ребром».

Однако, не смотря на то, что сейчас подавляющее большинство христиан считает моногамию нормой для своих религиозных взглядов и церковь проповедует запрет многоженства, всегда есть исключения из правил.

Например, христианский религиозный деятель Юджин Хиллман остается при своем мнении: «Нигде в Новом Завете нет ни одной заповеди, утверждающей, что брак должен быть моногамным, так же как нет ни одной ясной заповеди, запрещающей многоженство».

Среди сторонников многобрачья в наше время есть и такие знаменитости, как Мартин Лютер. Во времена Протестантской реформации он заявил, что «если мужчина желает жениться на двух или более женщинах, мы не должны запрещать ему этого, потому что это не противоречит Священному Писанию».

Так же в истории мы можем наблюдать влияние демографической ситуации определенного региона на вопросы о многоженстве. Таким образом после событий Тридцатилетней войны по причине существенной потери в мужской части населения был установлен декрет парламентом в Нюрнберге. И начиная с 14 февраля 1650 года мужчинам было разрешено брать в жены до 10 человек.

многоженство христианство иудаизм ислам

Заключение

Для того, что бы разобраться в вопросе многоженства, надо обладать достаточным количеством знаний. Мы не можем осуждать практику, существовавшую веками, основываясь на современных предрассудках и установках. Вопрос о праведности многоженства так и останется спорным. Каждый человек сам для себя должен решать вопросы, связанные с религией и нравственностью.

Опубликовано 21.05.2013

Почему Бог разрешал многоженство в Библии и это считалось нормой, а сейчас многоженство считается развратом и прелюбодеянием? Во 2-ой книге Царств 12:7-8 сказано, что Бог отдал Давиду царство Саула, включая всех его жен. Значит ли это, что Бог поощряет полигамию (многоженство)? Насколько я знаю, никакого запрета об этом в Библии нет.

И сказал Нафан Давиду: «Ты — тот человек! Вот что говорит Господь, Бог Израиля: <Я помазал тебя на царство в Израиле, Я избавил тебя от руки Саула. Я дал тебе дом господина твоего, и дал тебе жён господина твоего, и царства Израиля и Иудеи. И если бы этого было мало, Я дал бы тебе ещё больше. (2-я Царств 12:7,8)

Ответ:

Многоженство в Библии

Многоженство в Библии, в том числе и в Ветхом Завете, никогда не считалось нормальным. Бог никогда этого не утверждал. Нигде в Библии даже и предположения нет о том, что Бог хотел, чтобы мужчины имели много жен. Библия является записью произошедших событий, конечно, упоминая и о мужчинах, имевших много жен, даже в иудейской среде. Тем не менее нет никаких доказательств, что Бог был счастлив об этом. Существует доктрина о прогрессивном откровении, которая говорит о том, что со временем Бог более точно показывает волю Своим людям. Ветхий Завет был дан более примитивным людям и Бог позволял им совершать многие вещи. Например, Он позволял мужчинам разводиться с их женами, в то время, как Иисус непреклонен в этом. Иисус Христос сказал, что Бог позволил им это сделать из-за их жестокосердия (Евангелие от Марка 10:2-5).

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. (От Марка 10:2-5)

Другими словами, хотя Бог всегда ненавидел разводы, Он позволял иудеям разводиться (на самом деле многие их этих людей имели мало веры и доверия Богу). Так что Бог был против разводов, никогда не утверждал, что они Ему по сердцу, но Он позволял разводиться.

Тоже самое применимо к теме многоженства в Библии. Бог никогда не утверждал, что Он за эту идею. Вы нигде в Библии не найдете вдохновения от Бога на эту тему. Технически, многоженство никогда не было позволено Богом, как и нет особых указаний, делающих такие браки нелегальными.

Вот на что еще хотелось бы обратить внимание. Все примеры подобных браков в Ветхом Завете несут в себе одно и тоже послание: Это ведет к полной катастрофе. Авраам, имеющий двух жен, потерпел катастрофу. Соломон, имеющий множество жен, потерпел катастрофу. Давид имел несколько жен, что полностью уничтожило его семью. Я могу любому доказать из Библии, что многоженство против Божьей воли. Стоит отметить, что Новый Завет нигде прямо не осуждает человека, имеющего больше одной жены. Позвольте мне предположить почему. Я знаком с одной ситуацией в Нигерии, в которой человек, имеющий трех жен, начал изучать Библию. Что ему было делать? Должен ли он был развестись с двумя из них? Если да, то с какими из трех? Каков бы был результат развода? Был бы секс с оставшейся прелюбодеянием с момента развода? На самом деле нет никакого логического решения этой проблемы. Этого человек так и был принят в церковь с его тремя женами, но церковь точно никогда не одобряла такие браки.

Так что ответ заключается в том, что никогда не было «ОК» иметь больше, чем одну жену, но вопрос возникает из-за того, что Бог проявил терпение из-за ситуаций в мире и из-за наших злых сердец.

Я не эксперт в еврейском языке, но ваша версия, включающая женитьбу Давида на всех женах Саула, возможна. Но в тоже самое время этот отрывок это не доказывает. Если бы он это сделал, может мы бы узнали это из других отрывков второй книги Царств. Что мы точно знаем, так это то, что Давид имел больше, чем одну жену. У него было несколько жен, одной из которых была дочь Саула.

Насколько я знаю, нет никаких упоминаний о том, что Давид когда-либо женился на женах Саула. У Соломона были сотни жен. Эти жены, особенно те, что не были еврейками, стали причиной падения Соломона. Бог позволил Давиду жениться на более чем одной женщине, но вы нигде не найдете доказательств, что Бог хотел этого. Результат обоих браков – Давида и Соломона, был печальный и катастрофический. Так что Библия очень ясно показывает последствия такой практики.

Я не верю, что Бог вдохновлен многоженством. Для иудеев было позволительно иметь полигамные браки, но Бог никогда не вдохновлял людей иметь много жен. Многоженство в Библии нигде не поддерживается, вы никогда не найдете закон об этом.

Джон Окс

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

Многоженство нельзя считать практикой, распространенной лишь в исламской религии. Наоборот, это явление было хорошо известно с давних времен еще среди «обладателей Писания», то есть среди иудеев и христиан. На самом деле, лишь в последнее время их религиозные лидеры стали неодобрительно отзываться о полигамии или объявлять ее полностью запрещенной. Но если кто-то из нас решит посмотреть на раннюю историю этих религий, обнаружит много интересных свидетельств того, что многоженство было вполне приемлемой практикой, если не сказать еще сильнее – одобрительным поступком.

Многоженство в иудаизме

Многоженство существовало среди потомков Израиля еще до времен появления пророка Моисея. Он лишь продолжил эту практику, не став даже ограничивать определенное количество жен, на которых еврейский мужчина мог жениться. Так, Еврейская Энциклопедия сообщает нам:

«В связи с тем, что нет свидетельств о полиандрическом образе жизни примитивного еврейского общества, многоженство (полигамию) можно считать широко распространенным явлением, возникновение которого следует отнести к древнейшим временам, а существование которого продолжалось практически вплоть до наших дней».

Другим широко распространенным явлением было содержание любовниц. В более позднее время Талмуд Иерусалима ограничил количество женщин, содержать которых разрешалось мужчине. Так, некоторые раввины советовали не брать больше четырех женщин. В конце концов, многоженство было объявлено вне закона, но сделали это сами раввины, а не Господь. Запрещение полигамии приписывают раввину по имени Гершом бен Иуда, который жил в XI-ом веке и объявил многоженство запретным для восточно-европейских евреев (ашкенази) на тысячу лет (этот срок истек в 1987). При этом евреи-сефарды (испанского или португальского происхождения) продолжали практиковать многоженство в своей жизни. Уилл Дюран (Will Durant) отметил: «Многоженство существовало среди обеспеченных евреев, живших в исламских странах, но было крайне редким явлением среди евреев, живших в христианском мире» . По оценкам Джозефа Гината (Joseph Ginat), профессора социологии и культуры антропологии в Университете Хайфы, многоженство распространено среди 180 000 бедуинов Израиля и эта цифра продолжает увеличиваться. Также случаи многоженства нередки среди средиземноморских евреев, живущих в Йемене, там раввины разрешают евреям брать до четырёх жен. В современном Израиле, если жена не может рожать или умственно неполноценна, раввины дают мужу право жениться на второй женщине, не разводясь при этом с первой женой.

Многоженство в христианстве

Иисус также допускал многоженство для своих последователей, хотя сам не стал создавать семью, и в течение своего пребывания на земле ни разу не женился. Как отметил христианский религиозный деятель Юджин Хиллман (Eugene Hillman): «Нигде в Новом Завете нет ни одной заповеди, утверждающей, что брак должен быть моногамным, так же как нет ни одной ясной заповеди, запрещающей многоженство». Несмотря на это, Римская Церковь запретила полигамию, чтобы соответствовать греко-римской культуре, которая предписывала иметь только одну законную жену и при этом разрешала внебрачные связи и проституцию.

Римский император Валентиниан I (Valentinian I), живший в IV веке, позволил христианам брать двух жён. В восьмом веке король Карл I Великий (Charlemagne), силой захватив и церковную, и государственную власть, объявил полигамию дозволенной, показав при этом собственный пример, взяв шесть или, согласно некоторым сообщениям, девять жён. Как отмечает Джозеф Гинат, автор книги «Полигамные семьи в современном обществе», Католическая Церковь обычно проявляла недовольство, но иногда разрешала вторые браки политическим лидерам.

Св. Августин (St. Augustine), судя по всему, также не видел в этом явлении ничего, что могло бы считаться безнравственным или греховным. Он писал, что полигамия не была преступлением, но была юридически узаконенным институтом в стране. В своей книге «Польза брака» (том 15, параграф 17) он писал о полигамии:

«…оно считалось разрешенным среди древних отцов: сказать законно ли это теперь, я не тороплюсь. Ведь теперь нет той же потребности рождения детей, какая была тогда. Раньше, несмотря на то, что жёны рожали детей, позволялось жениться на других женщинах, чтобы получить более многочисленное потомство. Но теперь это, конечно, не требуется».

Он отказывался осуждать патриархов, несмотря на то, что те продолжали разрешать многоженство. В другом месте он написал: «Именно в наше время и в соответствии с римской традицией непозволительно брать другую жену, чтобы сожительствовать с более, чем одной женщиной».

Во времена Протестантской Реформации Мартин Лютер сказал: «Я признаю, что если мужчина желает жениться на двух или более женщинах, мы не должны запрещать ему этого, потому что это не противоречит Священному Писанию». Он посоветовал Филипу Гессенскому (Philip of Hesse) хранить свой второй брак в тайне, чтобы избежать общественного скандала. Один из великих английских поэтов и известный представитель пуританского направления христианства (Церковь Англии) Джон Милтон (1608 — 1674) написал: «Я не сказал «брак одного мужчины с одной женщиной», чтобы не обвинить косвенно святых патриархов и столпы нашей веры, Авраама и других, которые имели более одной жены одновременно, в обычном грехе. Иначе я вынужден был бы исключить из статуса праведников Божьих целое потомство, произведённое от них, истинно, всех сыновей Израиля, для которых сама святость была создана. Как сказано во Второзаконии (xxiii. 2): «Сын блудницы не может войти в общество Господне даже к десятому поколению»». А вот сведения, датированные 14 февраля 1650 года, когда парламент в Нюрнберге установил своим декретом, что по причине больших потерь среди мужчин, погибших в течение Тридцатилетней Войны, каждому мужчине разрешается брать в жёны до десяти женщин.

Африканские церкви долго признавали полигамию. На конференции в 1988 году в Ламбете они заявили: «На протяжении длительного периода Англиканской общиной признавалось, что полигамию в Африке, так же как и традиционный брак, следует одинаково считать проявлением верности и справедливости». Христианский президент Кении Мваи Кибаки (Mwai Kibaki), победа которого Пресвитерианской Церковью Восточной Африки была приписана «руке Бога», имел нескольких жен. А освободившись от контроля белых христиан, постапартеидная Южная Африка также легализовала институт многоженства.

Переместимся в Соединенные Штаты, где «Церковь Иисуса Христа Современных Святых» длительное время позволяла полигамию для своих последователей. А после того, как Церковь запретила многоженство, различные группы последователей откололись от нее, дабы продолжать эту практику. Многоженство среди этих групп сохраняется и по сей день, особенно в штате Юта, в соседних штатах, а также во многих отколовшихся общинах и среди отдельных ее последователей, не относящих себя ни к какому церковному объединению.

В Соединенных Штатах многоженство считается вне закона, но оно существует неофициально. Так, приблизительно 30 000 — 80 000 человек живут как многоженцы на Западе. Как правило, это семьи мормонов или отдельные христианские группы, которые продолжают поддерживать многоженство как почитаемую временем и Библией практику.

Таким образом, обсуждая вопрос многоженства в современном мире, необходимо иметь достаточно знаний по этому предмету и его истории, прежде чем пытаться обвинить Ислам и мусульман в отхождении от общепринятых правил. Никому не разрешается осуждать практику, существовавшую на протяжении всей истории человечества, основываясь лишь на современные предрассудки и предубеждения. Наоборот, нужно постараться как можно лучше исследовать этот предмет, и, что немаловажно, – стремиться найти Божественное руководство.

Примечания:

См. статью под названием «Pilegesh” там же, по ссылке: (http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=313&letter=P).

Кристофер Смит (Christopher Smith), «Polygamy’s Practice Stirs Debate in Israel,” Salt Lake Tribune Dec. 7, 2001.

Пегги Флетчер Стак (Peggy Fletcher Stack), «Globally, Polygamy Is Commonplace,” The Salt Lake Tribune 20 Sep. 1998.

«Polygamy Reconsidered», с. 140.

Там же, с. 17.

Матильда Джослин Гейдж (Matilda Joslyn Gage), «Woman, Church And State,” с. 398.

Пегги Флетчер Стак (Peggy Fletcher Stack), «Globally, Polygamy Is Commonplace,” The Salt Lake Tribune 20 Sep. 1998.

Св. Августин (St. Augustine), lib. ii. cont. Faust, ch. xlvii.

Деферрари (Deferrari), vol. 27: «Saint Augustine — Treatises on Marriage and Other Subjects” (1955), pp. 31, 34, 36, 18.

Матильда Джослин Гейдж (Matilda Joslyn Gage), «Woman, Church And State,” p. 398-399.

Матильда Джослин Гейдж (Matilda Joslyn Gage), «Woman, Church And State,” p. 400.

О. Хенсен (O. Jensen), «A Genealogical Handbook of German Research» (Rev. Ed., 1980) p. 59.

Робин Гилль (Robin Gill), «Churchgoing and Christian Ethics” (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1999) 249,

Сэм Гонза (Sam Gonza), «Churches Celebrate Kenya’s New President,” Christianity Today Feb 20. 2003.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *