Моисеевы законы

Законодательство Моисея

Древние правила, приписанные в Библии пророку Моисею, устанавливали организацию древнееврейского общества на строго и узконациональном начале. Еврейская община формировалась как замкнутый социальный организм, связанный общими традициями, религиозными правилами и, главное, особыми отношениями с Богом, недоступными другим народам. Согласно завету, еврейский народ заключил своего рода политический договор с Богом, по которому народ обязывался хранить переданные через Моисея правила и законы, но и Господь должен был соблюдать свое особое благоволение к народу: «Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их — и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить» (Левит. 20–22). Такой условный договор внес в политическую организацию и основы правовой жизни древних иудеев весомый теократический элемент: правящий слой составляли так называемые левиты, исполнявшие одновременно священные и судебно-административные обязанности. Религиозный характер сохранял и высший орган народа — собрание 70 старейшин (по 6 от каждого племени — клана).

Основой — и исторической, и принципиальной — всего древнееврейского права стали так называемые Десять заповедей, согласно Библии, переданные через Моисея еврейскому народу откровением. Заповеди стали принципиально новым словом в истории права: впервые оформились не казусные, но общие правила правового поведения, хотя и в значительной степени религиозные по содержанию. Заповеди содержали три, условно, группы предписаний. Первая — главные требования древнееврейской религии: единобожие, запрет на поклонение другим богам и на идолопоклонство. Вторая — постановления религиозно-житейского характера, требования к образу жизни: соблюдение субботнего, выходного от всех дел дня, почитание родителей. Третья непосредственно касалась общих правовых отношений и запретов такого поведения, которое, завету, теперь преступно не только в человеческом, но и в религиозном смысле: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй на ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни дома его, ни поля его, ни рабы его, ни вола его, ни всего, что есть у него (См.: Исход. 20. 2-17; Второзак. 5. 7-21).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Законы Моисея — это фундаментальные правила, которые дали основу нескольким религиозным традициям: иудаизму, христианству и исламу. Человеку может показаться, что уложить в голове целое Священное Писание сложно. И он будет прав. Но все законы Бога можно свести к десяти простым правилам, которые понятны каждому из нас. Поговорим о них самих, истории их появления и актуальности сегодня.

10 заповедей Моисея— это Закон Божий

Десять заповедей приводятся в книге Исход (20:1-17):

  1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

Моисей получает десять заповедей от Бога

  1. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
  2. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  3. Не убивай.
  4. Не прелюбодействуй.
  5. Не кради.
  6. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  7. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

С небольшими изменениями текст повторяется в книге Второзакония (5:4-21).

Моисей дал миру 10 заповедей, он мог быть пророком, жрецом или художественным образом

Законы Моисея — это правила, которые дал своему народу и миру один из величайших пророков в истории человечества. Хотя он считается первым автором Библии и важным в ней персонажем, из книг Пятикнижия мы узнаём мало подробностей о самом Моисее. Да и те довольно спорны. Сегодня есть несколько разных взглядов на фигуру Моисея.

Моисей — это иудейский пророк. Такая версия традиционна для иудаизма, христианства и ислама. Она согласуется со священными текстами этих религиозных традиций. Если кратко, то Моисей был иудейским младенцем, который волей случая попал к египетской царице. Когда он вырос, то решил заступиться за свой народ, освободил его от Египетского рабства, а попутно установил иудейскую религию. Историк Иосиф Флавий настаивает на реальности Моисея.

Не утихают споры о том, кем был Моисей, если он реальная личность

Моисей — это собирательный образ. Ряд противоречий в Библии не позволяет всецело довериться её авторитету. Многие исследователи отмечают этот факт и настаивают на том, что Моисей — это не историческая личность, а некое художественное обобщение в образе идеального пророка иудейских лидеров за несколько тысячелетий. Доказать или опровергнуть это невозможно.

Моисей — это египетский жрец. Влиятельность этой фигуры, его возможность свободно посещать фараона, уровень образования, сила духа — всё это позволяет делать выводы о том, что Моисей был не простым человеком, а выходцем из египетских жрецов. Такая версия популярна у независимых исследователей и эзотериков. Например, на неё намекает Е.П.Блаватская, той же версии придерживается философ Э.Шюре.

В любом случае вклад Моисея в мировые духовные традиции невероятен. Без него могло бы не существовать не только православие, но и монотеизм.

Моисей получил 10 заповедей на горе Синай

Обстоятельства, при которых евреи получили закон Моисеев, описывает Ветхий Завет. Народы Израиля вышли из земли Египетской и некоторый срок бродили по пустыне. Наконец, встал вопрос о том, как установить правильные отношения между Богом и Его народом.

По приказу Бога Моисей взошёл на гору Синай. Стоит отметить, что сегодня всё больше исследователей склоняется к тому, что многие века люди неправильно опознали ту самую гору. Настоящий Синай носит название Джабаль-эль-Лауз. Там-то Моисей и получил десять заповедей от Творца.

Моисей мог получить 10 заповедей на горе Джабаль-эль-Лауз

Так об этом пишет Библия:

(Исход 19:17–25)

«И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей. И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть , и чтобы не пали многие из него; священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь. И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее. И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их. И сошел Моисей к народу и пересказал ему»

10 заповедей хранились в Ковчеге Завета

Если опустить подробности, то в целом дальнейшая история такова. Иудеи стали жить по Закону Божьему.

Людям, не соблюдающим заповеди, приходилось тяжело во время Моисея, так как их могла постичь тяжёлая кара, например, избиение камнями, а то и хуже.

При Моисее за нарушение заповедей могли побить камнями, а то и хуже.

Скрижали, на которых высекли 10 заповедей, хранились в золотом ларце под названием Ковчег Завета. Чем он был, не ясно. Вещь эта обладала сверхъестественными способностями: летала и могла убить человека, который не умел с нею обращаться.

Ковчег Завета хранился сперва в Скинии Собрания — переносном храме-палатке. Затем святыню поместили в главный иудейский храм. Но при захвате вавилонянами храм разрушили. Что стало с Ковчегом Завета и скрижалями, неизвестно.

Моисей со Скрижалями Завета, на них записаны 10 заповедей (рисунок Г.Доре)

Некоторые христианские общества распространяют слухи, будто у них есть сохранившееся реликвия. Но подтвердить это не пытаются. В любом случае верующим досталось нечто большее, чем Скрижали Завета, — Закон Божий, которому можно следовать и так.

Некоторые заповеди вызывают споры у толкователей

Далеко не все заповеди понятны человеку. Некоторые требуют обстоятельного разбора, чтобы понять, для чего они.

Первые четыре касаются отношений с Богом:

  • 1 заповедь — о единстве Бога. Это утверждение монотеизма. В эпоху Моисея герметичность традиции равнялась выживанию, поэтому данное правило выше всех.
  • 2 заповедь — отрицание кумиров, то есть авторитетов. Любой авторитет может быть губителен для человека. Только Бог всегда желает ему лучшего.
  • 3 заповедь — о поминании Бога всуе. Человеку дана жизнь, чтобы научиться в ней действовать, принимать самостоятельные решения и прилагать волю. Человек, который во всём уповает на Господа, не развивается. Он не использует дар жизни ни для чего.
  • 4 заповедь — об отдыхе. В делах можно забыть о духовном, о любви, о доброте. Чтобы этого не было, Бог требует от человека выделять «островки» без работы, для отдыха. Не обязательно понимать заповедь буквально и отдыхать именно по субботам. Это глупость.

Следующие заповеди посвящены отношениям людей с окружающим миром:

  • 5 заповедь — почитать отца и мать — обычно не вызывает вопросов.
  • 6 заповедь — не убивай. Самое логичное — дословное её применение, не убивать никого. Так поступают самые верующие и требовательные к себе люди. Но очень популярны «удобные» людям толкования, где «убивай» трактуется только как уголовное преступление. Это даёт жестоким людям возможность вычеркнуть из заповедей военные убийства и убийства животных. Оснований для этого Писание не даёт. Оно строго и лаконично сообщает: «не убивай», без уточнений, что кого-то можно.

6 заповедь запрещает убийство вообще всего живого, а не только невинного человека

  • 7 заповедь — не прелюбодействуй. Тоже очень сложная тема. Здесь много домыслов и противоречий. Под прелюбодеянием в самом традиционном его толковании подразумевают сексуальную неверность супруга, измену. А интимную связь до брака обычно называют блудом. Но термины сильно перемешались и стали взаимозаменяемыми. И всё же 7-ая заповедь — это не запрет интимных отношений в целом или их разновидностей в частности, а заповедь о неразрывности связи брака с интимной жизнью человека.
  • 8 заповедь — не кради. Здесь вряд ли нужны пояснения.
  • 9 заповедь — не лжесвидетельствуй. Тоже довольно прозрачная формулировка.
  • 10 заповедь — не завидовать. Есть меткое замечание, что зависть лежит в корне всех грехов. Первое на земле убийство (Каином Авеля) началось с зависти. Если нравится нечто, как у кого-то другого, надо за него порадоваться и добиться того же своими силами.

Зависть — страшнейший из грехов, из-за него совершаются все остальные

В христианстве и православии в частности Иисус Христос — Бог, а потому Его называют источником 10 заповедей

В Новом Завете есть такое высказывание Иисуса Христа:

(Иоанн. 14:21)

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам»

Почему же Закон Моисея и Божий внезапно превратился в 10 заповедей Иисуса Христа?

Дело в христианском взгляде не ситуацию. Христианство считает Иисуса Христа не просто Сыном Божьим, но Его неотъемлемой частью, то есть тоже Богом. Так что Всевышний Бог (Яхве в иудейской традиции) — это в то же время и Иисус Христос. И заповеди, само собой, Его, Божьи.

С этой точкой зрения не согласны люди, которые считают Иисуса Христа простым человеком, пророком, архангелом или выдумкой, но в рамках православной традиции эта фраза Спасителя выглядит вполне логично и соотносится с вероучением.

Хотя Скрижали пропали, человечество сохранило память о 10 заповедях

Что же касается Моисея, то десять заповедей православные называют его законом не из-за авторства, а потому что именно он, главный пророк Ветхого Завета, принёс миру Скрижали.

Сам же Иисус Христос дал человечеству ещё одну заповедь, которая обобщает все прочие:

Однажды к одному Святому, жившему в поместье, пришёл нищий с узелком, который оставил в прихожей.

Святой отличался глубокой преданностью Богу и не был к чему-либо привязан. И вот неожиданно загорелась конюшня. К Святому подбежал охранник, беспокойно крича:

— Конюшня горит, что прикажете делать?

— Пусть горит, Бог дал, Бог взял, — ответил Святой.

Через некоторое время снова прибегает охранник и кричит:

— Огонь перешёл на поместье, что прикажете делать?

— Пусть горит, на всё Божья Воля, — ответил Святой.

Через некоторое время снова прибегает тот же охранник и кричит:

— Огонь уже на пороге, что прикажете делать?

Нищий в страхе кинулся бежать за узелком в прихожую, а Святой беззаботно ответил ошеломлённому охраннику:

— Всё, что я имею, дал мне Бог, и он также может забрать в любой момент всё, что ему будет угодно. Я всегда готов отдать все временные инструменты, в том числе и тело. Если он хочет проверить мою преданность, я всегда готов.

Через какое-то время пошёл дождь, и поместье было спасено.

Во всех древних цивилизациях были созданы письменные своды законов .

Это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовал обычай. Закон сам по себе вырос из обычного права, когда закрепился в представлениях членов одной общности. Он распространился во времени и стал моральной нормой. Понятия «закон» и «справедливость» отождествлялись, а задачи законодателей соответствовали, казалось бы, высшим проявлениям гуманизма.

В древнейших цивилизациях существовала разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника.

Преступник – это «преступивший черту», отделяющую его от мира людей, живущих по общепринятому закону. И тем не менее наказания разным преступникам полагались различные.

Так, знатное лицо отделывалось незначительным денежным штрафом или религиозным покаянием. А обычный общинник иной раз рисковал не только частью имущества, а то иногда и всем своим имуществом, иной раз – собственной жизнью.

Иногда общинника за пустяковую провинность подвергали тяжкому наказанию и объявляли жертвой гнева богов.

В античной истории были примеры, какой несчастной была жизнь изгнанника.

Государство стояло на стороне интересов высших слоев общества: самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против власти, укрывал беглых рабов и т. д.

Неравноправие, царившее в обществе, распространялось и на семью. Все имущество находилось в распоряжении главы семьи, которому принадлежало право организовать хозяйственную деятельность в своей семье, наказывать других членов семьи. Иногда за тягчайшие провинности глава патриархальной семьи мог продать кого-либо из членов семейства в рабство.

Деспотическое устройство патриархальной семьи иллюстрируется тем, что по закону можно было продавать в рабство детей – за неуплату долгов. Женщина обычно занимала в семье весьма унизительное положение.

Исключение составляли архаические общества, где сохранились значительные пережитки матриархата. Там женщина сохраняла независимость и распоряжалась собственным имуществом.

Дети оставались в роде матери, а отца-чужеродца за тяжелую провинность могли подвергнуть жесткому наказанию по всем правилам кровной мести. Закон оберегал частную собственность и сурово карал за кражу или порчу чужого имущества. Защищались права наследования. Даже рабы при всей тяжести их положения имели определенные права. Права личности лучше всего защищались в законах царя Хаммурапи.

Срок долгового рабства ограничивался тремя годами, дети рабынь, усыновленные своим свободным отцом, тоже становились свободными и могли наследовать имущество.

Сурово наказывались клеветники и лжесвидетели. Это означает, что функции государства заключались не только в подавлении и угнетении, – они были гораздо шире и сложнее.

Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и не в равной мере, определенными гарантиями.

Законы упорядочивали отношения между людьми, возлагали на них ответственность за свои проступки, внушали, что у них есть права, реализацию которых можно требовать.

С дальнейшим ходом исторического развития некоторые права свободных общинников становились формальными, в то время как за представителями знатных родов закреплялись личные привилегии, получившие сакральное обоснование.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *