Моисей это пророк

И ГНАЛ ГОСПОДЬ Событие, описанное в 14-й главе библейской книги «Исход», не может не будоражить воображение. Якобы Красное море расступилось перед евреями, которых пророк Моисей уводил из египетского плена. Они прошли по дну и тем самым спаслись от неминуемой расправы, которую готовили преследователи — воины фараона. Моисею, конечно, помог Бог. И этим, собственно, все легко объясняется. «Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18), — говорил он сам, правда, по другому поводу. Однако народ, а избранный — чаще других, интересуется: могло ли такое чудо произойти на самом деле? А если могло, то как и где?

Очередной «подход» к проблеме недавно сделали американские специалисты из Национального центра атмосферных исследований (National Center for Atmospheric Research (NCAR) и Университета Колорадо (University of Colorado at Boulder (CU). И вроде бы нашли вполне правдоподобное объяснение. — Разгадка таится в словах «Исхода», — говорит один из авторов исследования, Карл Дрюс. И приводит их: «…и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушей, и расступились воды. И пошел народ Израиля среди моря по суше: воды же были им стеной по правую и по левую сторону». По мнению ученого, сильный восточный ветер стал причиной удивительного явления — буквально сдул воду. И она обнажила некий перешеек, по которому смогли пройти люди. НЕ КРАСНОЕ МОРЕ, А ЧЕРМНОЕ Наивно полагать, что ветер — любого направления — мог сдуть Красное море. Хотя некоторые ученые и такого не отрицали. Сначала израильские и американские специалисты Натан Палдор и Дорон Ноф предположили, что проход обнажился в районе нынешнего Суэцкого канала. Там как раз расположен коралловый риф. А российские ученые Наум Вольцингер и Алексей Андросов подсчитали, что скорость ветра должна была быть ураганной — более 120 километров в час. И дуть он был обязан с северо-востока. А Библия все-таки поминала восточный ветер. Дрюс и его соратник Вэйчин Хань вообще не стали рассматривать Красное море, а поставили убегающих евреев на берег Чермного моря, то есть Камышового. Возможен и такой перевод библейского текста. Кстати, и по-английски названия созвучны: Red Sea — Красное море, Sea of Reeds — Камышовое море. Иными словами, американские исследователи перенесли «брод» примерно на 120 километров севернее. И чуть южнее Средиземного моря. Это дельта Нила, восточная ее часть. И лиманы, которые там имелись. Один из них находился около древнего города Танис. Назывался озером Танис. Сейчас — Мензала. Перенос исхода — из моря в озеро — конечно, слегка умаляет масштаб чуда. Но не настолько, чтобы уж совсем ему не изумиться. ПОДУЛ ВЕТЕР По снимкам со спутников и по имеющейся археологической информации исследователи прикинули, какой могла быть местность три тысячи лет назад. И определили, что дно озера-лимана в некоторых местах было похоже на валик. А он-то и мог обнажиться от ветра. С помощью компьютера Дрюс и Хань определили, каким образом. — Мы проводили моделирование очень близко к тексту «Исхода», — уверяют ученые. И сообщают: восточный ветер, дующий примерно 12 часов со скоростью 101 километр в час, способен раздвинуть воды и создать проход от одного берега до другого. Это примерно 5 километров. Суша могла бы продержаться около 4 часов, затем резко скрыться. Что, собственно, и произошло: «Погнались Египтяне, и вошли за ними в середину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его… и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря… И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них…» Если верить «Исходу», то помощь Всевышнего организовал Моисей посредством особого жеста: «И простер Моисей руку свою на море». Но он мог просто заслоняться от ветра, который все-таки был силен. Хотя совсем уж без чудесных явлений не обошлось: «двинулся и столб облачный от лица их и стал позади них; и вошел в середину между станом Египетским и между станом Израильтян, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь». Что это было такое, ученые не поясняют. Возможно, смерч.

Чтобы скрыться, евреям надо было перебраться на другой берег (пунктирная стрелка).

Восточный ветер согнал воду и создал проход (сплошная стрелка).

ДРУГОЕ МНЕНИЕ Божественное чудо в лаборатории Моделирование, проведенное Дрюсом и Ханем, лишило создание прохода по дну моря мистики. Мол, такое вот явление природы. Кстати, нечто подобное произошло в дельте Нила в XIX веке: ветер тогда согнал слой воды толщиной более 3 метров. А в прежних объяснениях мистика присутствовала обязательно. Даже у серьезных ученых.

В 1994 году Шуго Уено и Масакацу Ивасака из Университета Токио (Япония) заявили, что воспроизвели божественное чудо лабораторным путем. Ученые обмотали трубу проводами. Навели электромагнитное поле. И налили внутрь воду. Она расступилась — вдоль оси трубы образовался проход. Магнитная сила, которая действовала на воду, превзошла гравитационную. И Шуго с Мацакацу, не смущаясь, назвали свое достижение «эффектом пророка Моисея» (The Moses Effect). И намекнули на то, что Господь Бог, помогавший евреям, действовал именно таким способом. И в Красном море, а не там, где помельче. Посредством «эффекта» японцы еще подвешивали в «невесомости» капельки воды. Но маленькие, поскольку тогда сумели создать искусственное магнитное поле, которое в 500 тысяч раз превышало земное. В недавних американских экспериментах (превышение в 10 миллионов раз) в воздухе уже парили шары воды диаметром почти 6 сантиметров. А уфологи, естественно, грешат на НЛО. И полагают, что он скрывался в том самом «столбе облачном», который светился. А потом буквально вдавил морскую воду так, что обнажилось дно.

10 декабря 2019 года Microsoft окончательно прекратила официальную поддержку последней версии своей мобильной платформы Windows 10 Mobile (1709). По крайней мере, все так считали, но похороны мобильной Windows, которая, по факту, мертва уже очень давно, оказались преждевременными.

Обновлено: Да, сегодня также Microsoft «убила» Windows Phone 8.1, закрыв магазин приложений.

10 декабря в день предполагаемых похорон Windows 10 Mobile (1709) разработчик выпустил прощальное накопительное обновление Windows 10 Mobile под номером KB4522812. И на соответствущей странице официального сайта технической поддержки Microsoft есть дополнительное обновление о продлении поддержки еще на месяц — до 14 января 2020 года. Таким образом, именно 14 января 2020 года должно стать официальной датой смерти последней версии Windows 10 Mobile 1709 — после этой перестанут выходить обновления, а также отключится резервное копирование и другие внутренние службы Microsoft.

Это шаг видится крайне странным, особенно на фоне того, что поддержка пакета офисных приложений Office на мобильном Windows 10 Mobile истекает только 12 января 2021 года. С другой стороны, возможно это решение как-то связано с Windows 7. Как известно, в этот же день, 14 января 2020 года истекает бесплатная расширенная поддержка Windows 7, после чего прекратится выпуск обновлений системы безопасности. Что интересно, на следующий день после этого, 15 января, должен состояться релиз нового браузера Edge на движке Chromium, который, к слову, будет поддерживать «семерку» — после 14 января Microsoft предложит платную расширенную поддержку Windows 7 для бизнес-пользователей, а остальных попытается согнать на Windows 10 с помощью надоедливых полноэкранных уведомлений.

Моисей (евр. Моше, XV—XIII вв. до н. э) – великий пророк, служитель Божий, освободитель еврейского народа, основатель иудаизма. Является главным пророком этой религии и «отцом” всех последующих пророков.

В переводе с древнееврейского его имя означает «взятый из воды”, а с египетского – «мо” (вода) и «удше” (спасенный). Родился Моисей в еврейской семье, родителями его были Амрам и Иохаведа. В то время египетский фараон приказал утопить в Ниле всех новорожденных еврейских мальчиков. Но матери Моисея удалось спрятать своего ребенка и оставить в корзине у берега Нила, где мальчика нашла дочь фараона.
Термутис, дочь Рамзеса II, сжалилась над младенцем и оставила у себя на воспитание. Она дала ему отличное образование, вводила в суть государственных дел и научила всей египетской мудрости. Он также стал отважным воином, совершил с египетским войском поход в Эфиопию, где женился на принцессе Фарбис.

Увидев однажды, как жестоко обращаются с еврейским народом, в порыве злости и гнева Моисей убил египетского надзирателя. Фараон узнал об этом, и Моисею пришлось бежать на Синайский полуостров. Там он был пастухом. Моисей жил у священника, и женился на его дочери, родившей ему двух сыновей.
Выпасая овец у горы Хорив, Моисей услышал голос Бога из пылающего тернового куста, который призывал его к освобождению еврейского народа. Вернувшись в Египет, Моисей со своим братом Аароном просили фараона об выведении народа Израиля в Землю Обетованную.

Разгневавшись, Бог наслал на страну ужас в виде так называемых «10 казней египетских”, превратив воды Нила в кровь, послав людям и животным болезни в виде воспалений и нарывов, а также нашествия саранчи, жаб, мошек и мух, наслал тьму, град и огонь, а также смерть младенцев и скота.

Наконец, когда фараон разрешил евреям уйти из Египта, начался Исход. Бог указывал им путь через Синайскую пустыню к Земле Обетованной. Во время скитаний по пустыне, Бог посылал им воду и еду. На протяжении долгих сорока лет блужданий каждый день давал им с неба манну.
Достигнув горы Синай, Бог дал Моисею Десять заповедей – правила жизни иудеев, которые легли в основу Торы, законодательства Моисея.

Странствуя по пустыне следующие 40 лет, Моисея и его народ сопровождали невзгоды, связанные с согрешениями перед Богом и маловерованием. Моисей продолжал молиться за сыновей Израиля. Однако в Землю Обетованную так и не вошел – он умер перед самым входом в нее, на горе Нево в 1272 г. до н.э. Прожил Моисей 120 лет, погребен был в долине Синайского полуострова.
Моисей оставил после себя огромное литературное наследие – первые пять книг Библии, так называемое «Пятикнижие”.

Оценка по биографии

Рамсес II Великий — третий царь XIX династии, сын фараона Сети I и его супруги Туйи, правил около семидесяти лет, из которых половину воевал. Самый древний из мирных договоров, сохранившихся в истории — это высеченнный на камне текст договора Рамсеса II с царём хеттов Хаттусили III, который был подписан спустя несколько лет после знаменитой битвы при Кадеше.

Текст договора, изначально составленный на серебряной табличке клинописью, был переведен на египетский язык и увековечен на стенах Карнака и Рамессеума.

Я у статуи Рамсеса II. Карнакский храм. 27 июня 2015

При Рамсесе II Египет достиг своих максимальных границ. Во время его длительного правления, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, в том числе уникальные скальные храмы Нубии в Абу-Симбеле.

Я в Абу-Симбел. 30 октября 2014

Для расширения границ Египта Рамсес II проводил множество военных экспедиций, реорганизовал армию и создал военный флот.

Для строительства городов в дельте Hила на земле Гесем, где на протяжении нескольких сотен лет пасли свой скот евреи, требовались тысячи рабочих. Рамсес обратил в рабов дикий кочевой народ, живший на землях Гесем. Книга Исход повествует «И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес».

Как пишет Елена Уайт: «…евреи быстро заселяли страну и их увеличивающаяся численность внушала страх царю и народу, опасавшихся, как бы в случае войны они не объединились с врагами Египта.

Но выселению их из страны препятствовали серьезные основания, среди них было немало талантливых и умных людей, которые во многом содействовали процветанию государства. Царь нуждался в таких работниках для возведения великолепных дворцов и храмов, поэтому он уравнял их в правах с египтянами».

«Сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» — говорится в Книге Исход.

Моисей

Их численность стала так очевидна, что фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола.

«В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Не имея более возможности его прятать, мать Моисея оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание» — так пишет Тора.

Существуют предположения, что это была Термутис, дочь Рамсеса II, или Хатшепсут, дочь Тутмоса I, знаменитая правительница Египта XVIII династии, женщина – фараон.

Каковыми же были реальные события тех давних времён?

Существует широко распространенная легенда: «В младенчестве, оказавшись на руках фараона Рамсеса II, Моисей снял с него корону и одел себе на голову.

Фараон сразу углядел в этом поступке дурное предзнаменование, по поводу чего созвал совет мудрейших. Мудрецы с готовностью подтвердили, что ребенок несет угрозу безопасности самому фараону и его дому.

И в подтверждении осознанности действий маленького Моисея поставили перед ним два блюда, одно с золотом, другое — с раскаленными углями. Ребенок протянул руки к золоту, но архангел Гавриил направил ее к блюду с углями. Моисей схватил один из тлеющих угольков и сунул его в рот, чем прижег себе язык. С тех пор якобы страдал косноязычием».

Может быть здесь следует искать ключ к разгадке всех событий, происшедших с Моисеем в дальнейшем.

Хатшепсут

Дочь фараона, в самом деле, воспитывала приемного сына, от которого отказался слишком суеверный венценосный отец. И вся эта история с найденным в речном тростнике младенцем — лишь инсценировка, позволившая спасти жизнь ребенку, и в то же время оградить его от каких-либо поползновений на престол?

Тогда никакой легенды нет. В этом усыновленном ребенке — Моисее, действительно текла кровь фараона.

Фрейд, в статье «Моисей и монотеизм» провел глубокий анализ личности Моисея:

«Как правило, в случае реальных героев реальной бывает бедная семья; вымышленной, приписанной — знатная. Но в случае Моисея что-то не сходится».

Фрейд доказывает, что Моисей был египтянином, в котором впоследствии захотели видеть еврея.

Рамсес II

По утверждению Иосифа Флавия, «дедом Месу (Моисея) был Рамесу II (Рамсес II). Моисей был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта.

Иосиф Флавий рассказывает, что египетские войска в походе на эфиопов возглавлял Месу и эфиопы были разгромлены и покорены.

«Моисей доказал египтянам свою доблесть, равно как и то, что он родился для унижения их и для возвышения евреев. Возблагодарив после покорения эфиопов Господа Бога, Моисей вступил в брак с эфиопской принцессой и повел египетское войско обратно на родину.

Египтяне, которые спаслись благодаря Моисею после победы над эфиопами, почувствовали к нему большую ненависть и боялись, что Моисей ввиду своего успеха задумает совершить государственный переворот в Египте.

Ввиду этого они стали советовать царю убить его. Царь и сам уже подумывал об этом, отчасти оттого, что завидовал военным удачам Моисея, отчасти из страха быть свергнутым им. Когда ж его к этому подстрекнули так же и книжники, фараон окончательно решил избавиться от Моисея. Узнав заблаговременно об этом коварном замысле, Моисей тайно бежал».

Иосиф Флавий

Как гласит Библия, Моисей огорчённый рабским положением евреев, в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами евреями, и, опасаясь наказания, «убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской».

Моисей вернулся в Египет после вступления на трон фараона Мернепта, преемника Рамсеса II. Как написано в Исходе: «Спустя долгое время, умер царь Египетский» и Бог явился Моисею, чтобы убедить его взять на себя миссию по освобождению евреев. Если рассматривать Моисея, как внука фараона и одного из претендентов на трон, для него смерть Рамсеса II — самый благоприятный момент для предъявления своих претензий на трон. Но получив призыв Бога и возвратившись на берега Нила, Моисей просил фараона освободить сынов Израилевых из Египта.

Сыны Израиля двинулись в путь, перешли через море, в третий месяц по выходу из Египта подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью Заповедями, ставшими основой Торы.

Так кто же вывел евреев из Египта и благодаря кому Сыны Израиля стали настоящим народом? Сын или Внук Великого Рамсеса II ?

  • «В учении Христа, может быть, всего удивительней то, что уровень понимания человека высок, но не завышен. Что бы там ни говорили богословы, я думаю, что Христос создал своё учение именно как человек, а не Бог. В его учении нет ничего такого, что не было бы подтверждено человеческим опытом.

    Если что и было в его учении божественного, так это точность в понимании реальных возможностей человека. Было бы странно и непоследовательно, если бы он, будучи Божьим Сыном, принял смерть именно как человек, а учение, которое он оставил людям, было бы результатом божественного откровения.

    Как раз потому, что он учение своё создавал на основании пусть и гениального, но человеческого опыта, он и смерть принял как человек — неохотно, томясь духом, тоскуя.

    Уподобляясь древним грекам, представим случившееся так. Бог сказал своему сыну: «Что-то я перестал понимать людей. Один глупый рыбак может так запутать леску, что десять умных рыбаков её не распутают. Сойди к людям и пройди как человек весь человеческий путь. Дай им урок и возвращайся обратно. Но если и это им не поможет, я эту лавочку прикрою вообще». Кажется, подвиг Христа был бы гораздо убедительней, если бы он, родившись человеком, забыл, что он Бог, и люди узнали бы об этом только после его воскресения. Но это только кажется. Если бы Христос не знал, что он Богочеловек, не было бы не только подвига его человеческой смерти, но не было бы и подвига снисхождения Сильного к слабым, дабы помочь им восстановить силу духа. Это урок терпения и любви, тем более что мы понимаем: при повышенной тупости учеников он мог в любой миг прервать этот урок и удалиться от людей. Но он не прервал урок, его прервали.

    Человек ужасно не любит снисходить. И чем упорнее, обдирая ногти, он карабкается вверх, тем неохотнее он снисходит к тем, кто внизу. Но чем сильнее человек, чем легче ему даётся высота, тем легче он снисходит к слабым. По лёгкости снисхождения к слабым мы познаем истинную высоту человека. При всей своей внешней простоте, учение Христа гибко следует природе человека, протягивая ему руку, когда он падает, и удерживая его от гордыни, когда он возвышается. Человек живёт, преимущественно ориентируясь или на уколы совести, или на логику выгоды, пусть иногда и широко понятую. Уколы совести тормозят жизнь, заставляют отступать, делать зигзаги на жизненной дороге, но это настоящая жизнь без обмана и самообмана, где тише едешь, дальше будешь. Человек, следующий логике выгоды, не склонен обращать внимание на уколы совести. При этом чем шире логика выгоды, скажем, якобы выгода всего человечества, тем глуше уколы совести. Человек, следующий логике выгоды, видит ясные стреловидные дорожные знаки, не подозревая, что это вытянутые змеи и они могут привести только к змеиному гнездовью.

    Рационалистическая организация общества — это та же логика выгоды, разумеется, широко понятая. Она всегда сводится к тому, что, прежде чем поднять человека, на него надо наступить. Но если рационалистическая модель общества сводится к тому, что на человека надо наступить, прежде чем его поднять, не является ли само желание наступить на человека подсознательно первичным, а вся остальная модель разумного общества наукообразным оправданием этого желания?

    Крупская в своих удивительно тусклых воспоминаниях о Ленине рассказывает вот что. Ссылка в Сибирь. Ленин развлекается охотой. Страшно азартен. Осенний Енисей. Идёт мелкий лёд, шуга, Ленин с товарищем по ссылке на лодке переправляется на островок, где полно застрявших там и уже выбеленных зайцев. Они стреляют по зайцам. Зайцы мечутся по островку. Им некуда деться. Они мечутся, как овцы, простодушно пишет Крупская. Из этого следует, что островок был совсем крошечным, потому что бег зайца совсем не похож на бег овцы. Но зайцы в этих условиях бестолково мечутся и обречены, как овцы. Отсюда и сравнение с овцами. Охотники стреляют и стреляют по зайцам. Набили полную лодку зайцев, пишет Крупская. Из её слов видно, что так бывало не раз. Значит, Ленин не случайно однажды сорвался, увидев множество зайцев? Это важно. Всякая охота предполагает, что охотник имеет шанс убить дичь. А дичь имеет шанс улететь или убежать. Здесь у зайцев никаких шансов не было. Это была бойня. Прообраз грядущей России.

    Владимир Ульянов дворянин. Образованный человек. Нет никакой возможности сказать, что он не ведает, что творит. Здесь мы видим более или менее завершённого Ленина. Натура в чистом виде. Но когда он стал собой? Я думаю, с юности он не мог не замечать, что его часто заносит. Не обязательно внешне, как с этими зайцами, скорее внутренне. Охладев от азарта, он не мог иногда не почувствовать омерзение, может быть, не столько от своих поступков, их ещё могло и не быть, сколько от мыслей о том или ином человеке, исполненных ненависти или презрения. В то же время, будучи невероятно самолюбив, он не мог не заметить, что в учебе он гораздо одаренней многих. И это окрыляло его и утешало. Временами, может быть страдая от своего бушующего темперамента, он не мог не пытаться связать со своей одарённостью и оправдать своей одарённостью ненависть и презрение к людям. Такое желание, я думаю, было, но до конца сгладить это противоречие он не мог. Мешало то воспитание, которое он получил в семье».

    Искандер Ф.А., Ленин на «Амре» / Человек и его окрестности, М., «Время», 2006 г., с. 55-58.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *