Моисей скрижали завета

Мария Озмитель,
специально для сайта www.Mount-Moses.com
© Stratomedia, Inc.

Жизнь святого пророка Моисея

Исх. 2:10 «и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его»

Святой пророк Моисей родился в семье Амрама и его жены Иохаведы примерно в 1526 г. до н.э. Египтянами было тогда решено убивать всех новорожденных еврейских детей, чтобы не дать израильскому народу увеличивать свою численность. Отцу святого пророка было явление, говорившее о великой миссии этого младенца и о Божием благоволении к нему. Поэтому родители, укрывавшие сына до 3 месяцев, предали судьбу ребенка Богу и, положив его в корзину, опустили в реку Нил. Эта корзина была найдена дочерью фараона, принцессой Термутис, усыновившей мальчика и давшей ему имя Моисей, что значит «вынутый из воды». Слово «мо» по-египетски означало «вода», а спасённых из воды назвали «узес», поэтому египетский вариант имени мальчика звучит «Моузес».

Таким образом, Моисей, став приемным сыном дочери фараона, вырос среди египетской знати, получил хорошее образование и был наделен значительной властью. Известно, что он занимал пост командующего египетской армией и помог фараону одержать победу над напавшими на него эфиопами. При дворе фараона он провел около 40 лет, пока однажды не совершил преступление – в гневе убил надсмотрщика, истязавшего рабов-израильтян. После этого он был вынужден бежать в пустыню и скрываться.

Моисей поселился в земле Мидиамской, расположенной на Синайском полуострове. Он женился на дочери священника Иофора (другое имя – Рагуил) и пас его скот. В честь тестя Моисея русло Вади-Шаиб сейчас также называется Иофоровой долиной. Такую жизнь пророк вел еще 40 лет.

Первый призыв Бога Моисей услышал там же, в Мидиаме, когда во время выпаса скота оказался возле горы Хорив.

Исх. 3:1-5: «провел он стадо далеко в пустыни, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место на котором ты стоишь, есть земля святая»

Здесь Моисей получил свое первое откровение и указание от Бога об освобождении израильского народа из Египта.

На этом месте, у подножия горы Синай, и сейчас растет тот самый терновый куст – Неопалимая Купина.

После этого святой пророк возвратился ко двору фараона и вместе со своим братом Аароном, который был более искусным оратором и про которого Бог сказал Моисею «и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами» просили отпустить еврейский народ. 9 месяцев длились переговоры Моисея и фараона, и было это время самым тяжелым как для евреев, поскольку фараон ужесточал режим рабства, так и для египтян, которых постигли сверхъестественные 10 казней египетских. После же последней казни, длившейся только одну ночь, но самой страшной – смерти всех первенцев, евреи вышли из Египта.

Точный маршрут, по которому совершался Исход сейчас неизвестен. Однако, как и было велено Богом у Неопалимой Купины, через три месяца странствий Моисей привел народ к горе Синай.

Пророк Моисей на горе Синай

Исх. 19:1-3: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы. Моисей взошел к Богу , и воззвал к нему Господь с горы…»

Израильский народ, пришедший с Моисеем, был испуган величественными явлениями, сопровождающими Божественное явление: гора Синай сотрясалась, была окутана дымом и пламенем, сверкали молнии и гремел гром и голос Бога был слышен всем. Люди в страхе отошли от горы и ждали возвращения пророка. Своему брату Аарону Моисей передал полномочия решать дела и вопросы остававшихся перед горой людей.

40 дней находился Моисей на горе Божией и получил от него основной Закон – 10 Заповедей, начертанных на каменных Скрижалях. Это время показалось народу слишком долгим и они усомнились в правоте пророка. Собравшись у Аарона они потребовали показать им бога, выведшего их из Египта, и Аарон, испугавшись их необузданности, собрал золотые серьги и отлил из них золотого тельца. Моисей, спустившись со Скрижалями с горы и увидев праздненство и поклонение идолу, разгневался и разбил, данные Богом Заповеди. Моисей жестоко покарал свой народ за отступничество, убив около трех тысяч человек, но просил Бога не наказывать их. И Бог смилостивился и говорил с Моисеем в скинии, и явил ему славу Свою, указав ему расселину, спрятавшись в которой пророк мог видеть Бога сзади, потому что лица Всевышнего видеть человеку нельзя.

По велению Бога Моисей сделал из камня новые скрижали, подобные первым, и снова поднялся на гору Синай. Там Господь дал ему еще законы, которые нужно было соблюдать еврейскому народу. Считается, что в книге Исход перечислены Заповеди, написанные на первых, разбитых скрижалях, а во Второзаконии – то, что было начертано во второй раз. Второй раз пророк Моисей пробыл на горе также 40 суток, без еды и питья. Когда он спускался с горы с новыми Скрижалями Завета в руках на его лице остался отпечаток сияния божественной славы, как будто бы от него исходили яркие лучи. Это заставило скептический народ поверить и принять Закон, ставший базой не только их веры, но и всего их жизненного устройства.

Десять заповедей

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в тот день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; поэтому благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Странствование по Синайской пустыне

Еще сорок лет вел пророк Моисей свой народ к земле обетованной – Ханаану. Он оставался служителем Божиим, но войти в новую страну ему было нельзя за маловерие, проявленное и им, и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе. Пророк Моисей умер около 120 лет от роду перед тем как израильтяне закончили свой трудный путь и вошли в землю Обетованную. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни единого человека из тех, кто вышел с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и согрешил, поклонившись золотому тельцу у Хорива. Таким образом был создан действительно новый народ, живующий по Закону, данному Богом на Синае.

Почитание пророка Моисея

У иудеев:

Как пишет Леннарт Меллер, ученый написавший значительный труд по исследованию Пятикнижия «Дело об Исходе»: «для евреев Моисей – символ существования всей еврейской нации. Именно в тот период времени небольшое племя стало израильским народом под названием евреи. Пятикнижие Моисеево является неотъемлемой частью национального самосознания Израиля».

Иудеи называют пророка Моисея Моше Рабейну и считают его главным пророком, который говорил непосредственно с Богом, и получил для них Тору на горе Синай.

Христианами:

Для христиан пророк Моисей также один из самых великих ветхозаветных пророков. Ключевым моментом является не историческое рассмотрение факта вывода израильского народа из рабства, а духовный смысл получения 10 заповедей.

Теологи трактуют фигуру святого пророка Моисея как Ветхозаветный прообраз Иисуса Христа: как через пророка Моисея был дан людям Ветхий Завет, так через Христа – Новый Завет; как Моисей вывел израильтян из рабства к Земле Обетованной, так Сын Божий помогает человечеству освободиться от греха и достичь Царства Небесного.

В Новом Завете пророк Моисей и пророк Илия (также получивший свое первое Божественное откровение на горе Синай) являются ученикам Христа во время Преображения на горе Фавор.

Русская Православная церковь отмечает день памяти пророка Моисея 17 сентября (по новому стилю.)

Достаточно богата иконография пророка Моисея. Это связано с давностью традиции почитания этого святого. Образ пророка Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Мусульманами:

Пророк Муса (мусульманская распространенная транскрипция) почитается как великий пророк, которому на вершине горы Джебель Муса был ниспослан Таурат.

Могила святого пророка Моисея находится на горе Нево, но найти ее невозможно. Бог скрыл это место для того, чтобы еще не окрепший в вере народ не сделал здесь места поклонения. И поэтому до сих пор величайшему пророку поклоняются там, где он проявил силу своей веры, где был избран Богом – на священной горе Синай.

Что такое Ляухуль-Махфуз, и зачем Всевышний Аллах создал ее?

Ответ:

В переводе с арабского языка, словосочетание Ляухуль-Махфуз означает «Хранимая Скрижаль». Аллах Всевышний создал Хранимую скрижаль, исходя из своего атрибута «Знание». Имя «Алим» было проявлено в Хранимой скрижали, так как в ней было записано все, что будет, информация о каждом создании, предопределение касающееся абсолютно всего. Так же, как вся биологическая информация о человеке зашифрована в ДНК, а прожитая им жизнь записана в его памяти.

Слово «хранимая» указывает на то, что информация, записанная на этой скрижали, надежно защищена Аллахом Всевышним от любого вмешательства, изменения и искажений. В Коране Ляухуль-Махфуз упоминается также под следующими именами: «Уммуль-Китаб» (мать книг/главная книга), «Китабун Хафиз» (сохраненная книга), «Китабун Мубин» (ясная книга), «Китабун Макнун» (скрытая книга) и просто «Китаб» (книга).

Имя Ляухуль-Махфуз упоминается в Коране только в одном аяте: «Это – славный Коран, находящийся в Хранимой скрижали» (аль-Бурудж 85/21-22), при этом не дается никаких разъяснений о том, что это. Но в других аятах уже подробно раскрываются ее особенности. В соответствии с этим: нет ничего, что не было бы записано в Хранимой скрижали (аль-Анам 6/59); она хранит знания о том, что произойдет в будущем (Каф 50/4); в ней записаны все бедствия, которые постигнут землю и людей (аль-Хадид 57/22); в ней учтено абсолютно все (Йа-Син 36/12); в ней записано все то, что сокрыто на небесах и на земле (ан-Намль 27/75); к ней не прикасается никто, кроме ангелов, которые созданы чистыми (аль-Вакыа 56/78-79).

Ляухуль-Махфуз – это Хранима скрижаль нашего Господа, в которой записано все, что было, есть и будет, это зеркало божественного знания, книга судеб и программа существования Вселенной.

Небольшим примером Хранимой скрижали можно считать человеческую память. В нашей памяти сохраняются все события, произошедшие с нами; все места в которых мы побывали; звуки, которые мы слышали; вкус того, что мы пробовали; а так же вся другая информация, которую мы получаем в течение всей нашей жизни. Но, несмотря на это, наша память все равно не заполняется полностью.

Память – это сокровищница разума, капитал для размышлений и история нашего «Я». Это один из ценнейших инструментов, которым наделена наша душа. Ум без памяти, становится бесполезным. Так как мы мыслим, опираясь на ранее полученные знания.

Кроме того, у памяти существует и сторона, обращенная к нашей вечной жизни. Память – это документ. Во время отчета в судный день, она предъявит и засвидетельствует все наши благодеяния и грехи.

Так же как все события, происходящие в жизни человека, записываются в памяти, так и все, что произошло, происходит и произойдет во вселенной, записывается в «большой памяти». И обе этих «скрижали» являются проявлением имени Хафиз (хранитель), которым обладает Аллах Всевышний.

Некоторые не понимают, как может абсолютно все, быть записанным на Хранимой скрижали. Следует отметить, что воспринимать выражение «все записано», как запись посредством слов, является не совсем точным. И хотя суть самой Хранимой скрижали и того, что в ней записано, нам неизвестно, но можно предположить, что эта «запись» отличается от записи словами. Строение генов человека очень сильно отличается от записи. Процесс запоминания информации также совершенно не похож стенографирование. Также аудио и видеозаписи производятся без использования карандаша или ручки.

Поэтому каждая запись, имеющаяся в хранимой скрижали, имеет совершенно иную сущность, и не связана со словами.

СКРИЖА́ЛИ ЗАВЕ́ТА (לוּחוֹת הַבְּרִית — лухот ха-брит), две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей. Согласно Исх. 34:28; Втор. 4:13, 9:9–11, Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай.

Десять заповедей («…наставление и заповедь, которые Я написал») были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи» (Исх. 32:15–16). Эти скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу (Исх. 32:19). Впоследствии Моисей по Божьему велению (Исх. 34:1–4) высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз. На этих скрижалях Бог начертал те же слова, которые были написаны на разбитых. Скрижали Завета именуются также «скрижалями свидетельства» (Исх. 34:29), так как они свидетельствуют о Завете, заключенном Богом с народом Израиля. Скрижали завета хранились в Ковчеге Завета, который был установлен Соломоном в построенном им Иерусалимском храме (I Ц. 8:9).

По талмудической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге (ББ. 14б), и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну (Тосеф., Сот. 7:18). Царь Иошияху, предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег с разбитыми скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов (Иома 52б). Выражение лухот ха-брит служило прозвищем Иехуды ха-Наси (ТИ., Кил. 9:32б). Слова шиврей лухот («обломки скрижалей») впоследствии применялись к престарелым мудрецам, которым стала изменять память.

Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; его помещают над ковчегом в синагоге; на нем обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей. Время возникновения этого обычая не установлено, но уже в испанском переводе Библии 15 в. изображен Моисей, поднимающий скрижали в форме каменных прямоугольников, на каждом из которых — первые слова пяти заповедей. Под влиянием христианского искусства итальянского Ренессанса почти во всех странах скрижали Завета стали изображаться как страницы раскрытой книги дугообразной сверху формы.

Мы, конечно, знаем, что на горе Синай Всевышний даровал нам законы и главные десять заповедей были записаны на двух каменных табличках. Но часто, когда нам задают вопрос о десяти заповедях, мы ничего не можем сказать, кроме «не убей» и «не укради». Давайте вспомним, что же там было ещё. Итак, первая заповедь:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».


Мы привыкли понимать заповедь как указание: «Это делай, а то не делай». Ну, к примеру: «Ешь овощи и не ешь много сладкого». Всё просто и понятно. Но с первой заповедью так не получается! Что делать? Чего не делать? Если то же самое выйдет и с другими заповедями, нам будет очень сложно жить! Хорошо, давай сначала поговорим об остальных, а в конце разберёмся с первой.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Ура! Написано «Не делай»! Вроде всё ясно: нельзя создавать идолов, поклоняться им и, уж конечно, нельзя приносить им жертвы. Казалось бы, понятно и без объяснений: кто же будет считать каменную статую богом? Однако если бы всё было так просто, об этом не было бы написано в Торе. Ведь идолом может быть не только предмет. Да, в наше время никто не считает статуи богами. Тем не менее, люди часто создают себе других идолов. Возьмем, к примеру, деньги. Иногда человек приносит им в жертву всю свою жизнь. Он не обращает внимания на семью, друзей, все его мысли устремлены к тому, чтобы стать богатым.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Это, наверное, самая трудновыполнимая заповедь. Так привычно сказать: «Господи, когда же придет маршрутка?». А теперь представим себе Всевышнего, который слышит: «Боже, ну что за погода!», «Господи, когда же закипит чайник», «Бог ты мой, сколько работы». За постоянными жалобами Он может не услышать, когда нам на самом деле понадобится помощь!

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела.


Шесть дней Всевышний создавал мир, а на седьмой любовался тем, что получилось. У этой заповеди много смыслов. Нам нужно время, чтобы побыть с семьей, отдохнуть, подумать о том, что прошло за неделю, и суббота создана для того, чтобы понять, как прекрасен мир.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

За соблюдение этой заповеди обещана награда. Но что же таится под странным словом «почитать»? Как «почитать»? Можно ли «почитать» издалека? В еврейской литературе целые книги посвящены тому, что скрывается под этим понятием. Чтить — значит, и помогать, и любить, и общаться, и слушаться.

Не убивай.

Вот мы и дошли до любимой заповеди. Как видишь, она совсем не первая, а шестая. Но, конечно, очень важная.

Не прелюбодействуй.

Это сложное слово напоминает: очень важно быть преданным своей семье. Поженившись, муж и жена надеются, что их семья будет самой счастливой. И хотя так происходит не всегда, все мы должны прикладывать усилия к тому, чтобы наши семьи были крепкими и дружными.

Не кради.

Это вторая любимая всеми заповедь. Каждый знает, что красть плохо. Но иногда мы не задумываемся, что даже проезд «зайцем» — тоже кража.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Мы помним: ложное свидетельство в суде может стоить невиновному многих лет тюрьмы. Однако не только в суде нельзя говорить о другом неправду. В еврейской традиции запрещены также сплетни и обсуждение человека за его спиной.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.


Знал ли ты раньше, что у нас есть заповедь, запрещающая зависть? Зависть может привести к ужасным последствиям, даже к убийству. Поэтому нужно с детства учиться бороться с ней, хотя это не так-то просто.
Вот мы прочли все заповеди и вернулись к первой. Как же нам её выполнить?

Представьте себе, что у нас есть пазл, состоящий из девяти частей. Сколько всего картинок? Во-первых, на каждой кусочке есть какое-то изображение. Но когда мы соберём пазл, у нас появится ещё одна, общая картинка. Заповеди со второй по десятую — это как бы части пазла: соблюдая их, мы подтверждаем, что Он —

Господь, Бог наш, Который вывел нас из земли Египетской, из дома рабства.

Вся хвала Аллаху.
Ибн Манзур сказал:
«Аль лаух – любая широкая, плоская поверхность или кусок дерева»
Аль Азари сказал: «аль Лаух это плоская поверхность дерева, и лопатка (животного), если на ней что то написано, также может быть названо как лаух»
Аль Лаух – это что-то, на чем написано.
Аль Лаух: Аль Лаух аль Махфуз, употреблено в аяте: «находящийся в Хранимой скрижали» означает, где хранятся приказы Аллаха.
Каждая широкая кость называется Лаух.
Множественная форма алваах. (Лисан аль Араб, 2:584)
Ибн Кясир сказал:
«ин аль Лаух аль Махфуз» означает, что это находится среди высшей группы (т.е. ангелы), защищена и сохранена от искажений, исправлений или изменений.
Ибн Гайм сказал: «Сохранена» — большинство читающих читают это с касрой, т.е. это описание Лаух. Это указывает на то, что шайтаны не способны принести ее вниз, потому что место защищено, и они не могут достичь его. И она сама защищена, и шайтаны не могут добавить или взять из нее что нибудь.
Аллах, описал ее как защищенную, в следующем аяте:
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9) и в этой суре ее местоположение было описано как защищенное.
Аллах защищает это место, и защищает ее от добавлений и изменений. Он защищает ее от того чтобы значения были изменены, и он защищает ее буквы от добавлений и изменений… (аль Табийан фи Агсаам аль Гуран, стр 62)
В некоторых книгах по тфсире сказано, что Лаух аль Махфуз находится перед Исрафилем, или что она сделана из зеленого хрисолита…. но ни одно сообщение не может быть доказано. Это часть гейба, который не принимается без доказательств.
Аллаху известно лучше.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *