Моисей скрижали завета

Что такое Ляухуль-Махфуз, и зачем Всевышний Аллах создал ее?

Ответ:

В переводе с арабского языка, словосочетание Ляухуль-Махфуз означает «Хранимая Скрижаль». Аллах Всевышний создал Хранимую скрижаль, исходя из своего атрибута «Знание». Имя «Алим» было проявлено в Хранимой скрижали, так как в ней было записано все, что будет, информация о каждом создании, предопределение касающееся абсолютно всего. Так же, как вся биологическая информация о человеке зашифрована в ДНК, а прожитая им жизнь записана в его памяти.

Слово «хранимая» указывает на то, что информация, записанная на этой скрижали, надежно защищена Аллахом Всевышним от любого вмешательства, изменения и искажений. В Коране Ляухуль-Махфуз упоминается также под следующими именами: «Уммуль-Китаб» (мать книг/главная книга), «Китабун Хафиз» (сохраненная книга), «Китабун Мубин» (ясная книга), «Китабун Макнун» (скрытая книга) и просто «Китаб» (книга).

Имя Ляухуль-Махфуз упоминается в Коране только в одном аяте: «Это – славный Коран, находящийся в Хранимой скрижали» (аль-Бурудж 85/21-22), при этом не дается никаких разъяснений о том, что это. Но в других аятах уже подробно раскрываются ее особенности. В соответствии с этим: нет ничего, что не было бы записано в Хранимой скрижали (аль-Анам 6/59); она хранит знания о том, что произойдет в будущем (Каф 50/4); в ней записаны все бедствия, которые постигнут землю и людей (аль-Хадид 57/22); в ней учтено абсолютно все (Йа-Син 36/12); в ней записано все то, что сокрыто на небесах и на земле (ан-Намль 27/75); к ней не прикасается никто, кроме ангелов, которые созданы чистыми (аль-Вакыа 56/78-79).

Ляухуль-Махфуз – это Хранима скрижаль нашего Господа, в которой записано все, что было, есть и будет, это зеркало божественного знания, книга судеб и программа существования Вселенной.

Небольшим примером Хранимой скрижали можно считать человеческую память. В нашей памяти сохраняются все события, произошедшие с нами; все места в которых мы побывали; звуки, которые мы слышали; вкус того, что мы пробовали; а так же вся другая информация, которую мы получаем в течение всей нашей жизни. Но, несмотря на это, наша память все равно не заполняется полностью.

Память – это сокровищница разума, капитал для размышлений и история нашего «Я». Это один из ценнейших инструментов, которым наделена наша душа. Ум без памяти, становится бесполезным. Так как мы мыслим, опираясь на ранее полученные знания.

Кроме того, у памяти существует и сторона, обращенная к нашей вечной жизни. Память – это документ. Во время отчета в судный день, она предъявит и засвидетельствует все наши благодеяния и грехи.

Так же как все события, происходящие в жизни человека, записываются в памяти, так и все, что произошло, происходит и произойдет во вселенной, записывается в «большой памяти». И обе этих «скрижали» являются проявлением имени Хафиз (хранитель), которым обладает Аллах Всевышний.

Некоторые не понимают, как может абсолютно все, быть записанным на Хранимой скрижали. Следует отметить, что воспринимать выражение «все записано», как запись посредством слов, является не совсем точным. И хотя суть самой Хранимой скрижали и того, что в ней записано, нам неизвестно, но можно предположить, что эта «запись» отличается от записи словами. Строение генов человека очень сильно отличается от записи. Процесс запоминания информации также совершенно не похож стенографирование. Также аудио и видеозаписи производятся без использования карандаша или ручки.

Поэтому каждая запись, имеющаяся в хранимой скрижали, имеет совершенно иную сущность, и не связана со словами.

Возвращаюсь к библейской истории после вынужденного перерыва на летнюю суету сует.
Начало:
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.1, Адам и Ева (+ список источников)
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.2, Каин, Авель и Сиф
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.3. Ной
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.4: от Ноя до Авраама
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.5. Авраам и его дети
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.6, в которой все на букву «И»

Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.8. Моисей: первая Пасха, исход и гора Синай
***
Манна небесная: духовная пища и хлеб насущный
После перехода через море, символизирующего духовное крещение, Моисей повел израильтян по безводной пустыне Сур (касательно ее месторасположения имеются самые различные версии — в зависимости от того, какой именно водоем считать библейским Чермным морем); в месте под названием Мерра нашлась вода, но оказалась горькой, не пригодной для питья, и это вызвало ропот в народе, но Моисей бросил в эту воду указанное Богом дерево, «и она сделалась сладкой». То есть, даже после крещения, обращения к Истине. духовного пробуждения последующий путь не будет легок, и продвижение по нему потребует усилия веры, полного доверия и молитвы Богу: «Когда человек взывает к Богу, Он указывает ему средство для того, чтобы избыть горечь жизни и вкусить ее сладость. Горечь бывает только там, где отсутствует живое общение с Богом.» (Щедровицкий)
«И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах» — что прообразно может означать двенадцать колен Израилевых, которые станут источником «воды живой» для семидесяти «пальм»-народов (т.е. для всего человечества; семьдесят – символическое число, столько народов произошло от Ноя). В Новом завете символика развивается: двенадцать апостолов – ближайших учеников Христа несут «живую воду» Благой вести, а затем и «апостолы от семидесяти» отправятся с нею ко всем народам.
И снова начался ропот, сомнения и волнения: подобно фараону, народ забыл все чудеса Бога, выведшего его из рабства, и требовал еды, тоскуя по египетскому хлебу и котлам с мясом («а в тюрьме сейчас ужин… макароны дают» (с)). И Господь начинает кормить свой народ манной небесной, падавшей с неба подобно дождю каждое утро — и заповедует собирать ее ровно столько, сколько нужно каждому на день (символически это «пища духовная», которой нельзя запастись впрок, «подпитываться» ею нужно постоянно: «хлеб наш насущный дашь нам днесь»…). Этой манной, представляющей собой пищу и духовную, и телесную, израильтяне питались все сорок лет до вхождения в землю обетованную, ежедневно учась жизни с Богом.

Кстати, слово «манна» происходит от еврейского «ман ху?», «что это?» — спрашивали друг друга впервые увидевшие это явление евреи. В наши дни так называют съедобное лишайниковое растение аспицилия, белые комочки которой растут в каменистой местности и разносятся ветром на большое расстояние; сторонники естественной гипотезы происхождения манны предполагают, что именно ею и питались евреи в пустыне; другой вариант — манной были загустевшие капли сока растения тамарикс (см. вики). Короче, как всегда, можно выбрать объяснения чуду на свой вкус, но для нас важен его смысл, а не «способ, как творил Создатель, что считал он боле кстати» (с).

«Моисей повелел взять гомор (меру для зерна), наполнить манной и поставить на святом месте (т. е. в Скинии, когда она будет сооружена). Полный сосуд манны — еще одно чудо Божье: его содержимое не портилось в течение веков. На протяжении поколений он стоял в Скинии, а впоследствии в Соломоновом Храме, и священники показывали его народу.

…Однако ни духовный путь народа Израиля, ни духовный путь человека, освободившегося из-под власти тьмы и стремящегося в Царство Божье, не кончается ни на одном из рассмотренных нами этапов:

  • человек уверовал: «избрал» и «вместил» пасхального Агнца, совершил «исход из Египта»: освободился от власти зла и тьмы
  • «перешел верою» символические воды морские: теперь злой дух-«фараон» не имеет власти над человеком, который принял духовное крещение и «воспевает Господу» в своем сердце
  • достиг места, где растут «семьдесят пальм» и изливаются «двенадцать источников», и начинает питаться «манной небесной»: «…Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек…», направляясь к «земле Ханаанской» — своей небесной отчизне.
  • но и это еще не все: нужно постоянно учиться соблюдению воли Божьей и стремиться полнее узнавать Его заповеди, которые не сразу во всем становятся ясны постигающему их.» (вольная цитата из Щедровицкого)

Поэтому в пятницу манна появлялась в двойном объеме, чтобы можно было запастись ею и на субботу — день, который полностью должен быть посвящен Богу. Заповедь о субботе была уже известна евреям, а сейчас повторно утверждена, а впоследствии закреплена как одна из десяти заповедей.
***
Путь народа израильского оставался тернист даже после явления манны, и когда снова народ забеспокоился о воде, поднялся ропот, грозящий перейти в восстание; и даже после нового чуда, явленного Богом через Моисея (ударом жезла он рассек скалу, из которой забил источник, достаточный, чтобы напоить весь народ), когда люди утолили свою насущную потребность, у них появилось искушение рассматривать происшедшее как случайность или как следствие естественных причин. Ибо признать живое присутствие Господа и Его несказанную милость значит покориться Ему. «…Они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас или нет?»
За этим безверием последовало нападение амаликитян (местных кочевых племен, происходивших от Исава) в месте под названием Рефидим (что можно перевести как «ослабевающие руки»). Это место, где «ослабевали руки» Моисея, молившегося о победе, но еще прежде «ослабли руки» всего народа, ибо воздетые руки символизируют веру и молитвенное обращение к Небесам. Моисей в каком-то смысле олицетворял соборную душу Израиля, поэтому противление народа Богу ослабляло Моисея. «…Руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца». Древнееврейский текст говорит буквально, что руки Моисея были «эмуна» — «верой / твердостью» (того же корня, что и «аминь»), до захождения солнца, поскольку воздевание их к небу свидетельствует о твердой в Божьем содействии. Аарон и Ор, которые духовным соучастием поддерживают Моисея, вместе с ним образуют то сообщество молящихся: «где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я буду между ними».

(Роспись в Николо-Надеинской церкови, Ярославль. В описании указывалось, что изображена битва с амолекитянами царя Саула, а не современников Моисея; но на заднем плане явственно изображен Моисей с поднятыми руками, поддерживаемый собратьями, и на надписи читается его имя; в описании же битвы Саула подобной детали не было. Может, на фреске изобразили битву израильтян с амолекитянами «сферическую в вакууме», потому что таких битв было немало?)
В этом сражении Моисей благословляет на роль полководца человека по имени Иисус Навин, впоследствии именно он возглавит завоевание Земли Обетованной.
***
Скрижали завета и Десять Заповедей
Спустя три месяца после исхода из Египта, израильтяне подошли к горе Синай (где Бог явился Моисею в Неопалимой Купине). Моисей снова поднялся на гору, «и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым… вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда.» Бог учил свой избранный народ летать, как орлы учат орлят, поддерживая их крыльями, чтобы они стали «царством священников» и научили другие народы Истине, чтобы через них мог прийти Спаситель.
И вот, в день великого откровения «гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…» — некоторые исследователи видят в этих строках указание на извержение вулкана.
«И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей». — «Слава Божья наполняет весь мир, Бог вездесущ, Он присутствует всюду, всегда и везде. «Сошел на гору Синай» означает, что на этом священном месте открылось, стало явным для людей присутствие Божье. «Приподнялась завеса», которая скрывает присутствие Божье и дает человеку возможность ощущать себя самостоятельным, независимым существом, словно бы оставленным на произвол судьбы. Однако в святых местах завеса приподнимается, и величие Божье оказывается как бы приближенным, «приоткрытым». Так было с патриархом Иаковом, когда он увидел во сне лестницу от земли до неба на месте будущего иерусалимского Храма, так происходило и с израильским народом у горы Синай, и позднее в Скинии и в иерусалимском Храме, где Господь являлся первосвященникам и открывал им Свою волю.» (Щедровицкий)
«И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее». «Религиозные установления, обряды, обычаи — аналог проведению той «черты» вокруг горы Синай, которую не должен преступать человек. «Переходя черту», человек находится в великой опасности… Древний змий, который соблазнил Адама в раю, и в наше время распространяет оккультные учения, связанные, с одной стороны, с тайнами мироздания, а с другой — с демоническими силами. И это делается для того, чтобы человек вторгался, словно бы в некоем безумном порыве, в то «пространство», которое для него закрыто, чтобы он совершал безрассудные попытки «взойти на гору» и бывал при этом поражен. Восхождение человека к Богу должно совершаться постепенно и гармонично…» (Щедровицкий)

(Рафаэль Санти. Моисей получает скрижали Завета)
Десять Заповедей были впоследствии записаны «перстом Божьим» на двух каменных скрижалях и вручены Моисею. При сопоставлении их оказывалось, что Первой Заповеди соответствовала Шестая, Второй — Седьмая и т. д. Десять Заповедей на скрижалях подобны пальцам на руках — на каждой по пять. И если на первой скрижали начертаны слова, определяющие отношения между человеком и Богом, то на второй — повеления, которые приводят в гармонию отношения между людьми. Когда книжники спросили Иисуса, какая заповедь наибольшая в Законе, он ответил:»…Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь, Бог наш, есть Господь единый; и озлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет». (Марк. 12, 29–31) То есть содержание обеих скрижалей объемлется двумя этими заповедями о любви к Богу и о любви к человеку.

(Лазурко Иван. Скрижали или десять заповедей. Скульптура, гипс)
Полный текст заповедей и комментарии к ним: сопоставление заповедей первой и второй скрижалей. Несколько «притянутыми за уши» показались только связки между заповедями четвертой и девятой.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Всевышний, Бесконечный, Всемогущий Бог нисходит до уровня человека: «Я — твой Бог», устанавливая с ним отношения любви. Народ мог осознать, признать и принять заботу и близость Бога, только выйдя из рабства и поняв, что всей своей жизнью, свободой и ежедневным существованием он обязан только Богу. Человек лишь тогда «дает место» Богу, когда осознает, что он каждый миг «возрождаем», «заново созидаем» Богом из небытия, что без Бога он не существовал бы вообще.
Лжебогом может быть как идол, так и нечто ценное для человека, но ничтожное само по себе — будь то плотские наслаждения или гордыня; лжебог — преграда, скрывающая лик Божий, он не может «вывести человека из Египта», спасти его, не является и причиной его жизни.
6. Не убивай.
Первая заповедь «Я Господь, Бог твой…» подразумевает «Я Тот, Кто дал жизнь как тебе, так и ближнему твоему». Принявший смысл Первой Заповеди не может и не должен убивать другого человека. Он должен чтить образ Божий именно в человеке, который и сотворен по этому образу.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Данная заповедь не запрещает изобразительные искусства: другие части Закона Божьего прямо предписывают, например, изготовить для Скинии завета (переносного Храма в пустыне) изображения ангелов-херувимов. Запрещено поклоняться, как язычники, изображениям вместо истинного Бога, творению вместо Творца. Таким объектом поклонения может оказаться и нечто «высокое», «что на небе вверху»: философская теория, этическая система, убеждения, которые человек ставит превыше всего; нечто более низменное, «что на земле внизу»: успех, слава или богатство; нечто совсем ничтожное, «что в воде ниже земли» — совершенно мерзостные вещи или деяния могут стать объектом поклонения и заслонить от человека Господа.
7. Не прелюбодействуй.
Прелюбодеянием в Библии называется связь с обрученной или замужней женщиной или женатым мужчиной. Этой заповедью запрещается нарушать супружеские права другого человека, разрушать целостность брака. Уклонение от Бога к идолам часто сравнивалось с прелюбодеянием: народ Божий представляется в виде неверной жены, оставляющей Мужа юности своей, Которому она обязана жизнью, пропитанием и изобилием, и идущей за чужими «любовниками», которые не в силах принести ей ни блага, ни мира, ни спасения. Душа идолопоклонника «прелюбодействует» с идолами, с началами немощными, вещественными, ничтожными, забывая единого Возлюбленного своего — Бога.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Человек, как и общество, и все мироздание, «выстроен» иерархически и может быть уподоблен Храму. В самой сердцевине его личности, его внутреннего «я», находится место, которое по аналогии с Храмом может быть названо «Святое святых». Если человек позволяет себе осквернять самое святое, т. е. «напрасно» или «во лжи» произносит имя Божье, то оскверняется все его существо.
8. Не кради.
На уровне земном тот, кто клянется именем Божьим во лжи, произносит его напрасно, делает это часто для того, чтобы присвоить себе чужое. В переносном смысле он как бы совершает «кражу» на высшем духовном уровне: «низводит имя Божье с высоты», прилагая его к чему-то недостойному. Он ложь подтверждает высшей правдой — самим именем Божьим, иначе говоря «крадет».
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
«День субботний» — это «место встречи» души человеческой, возлюбившей Бога, с ее Возлюбленным. Среди суеты и погруженности в земное человек должен очнуться, прийти в себя и вспомнить о Боге. Чтобы по-настоящему святить субботу, о ней надо помнить в течение всех шести предшествующих дней, и все, чем занимаешься, стараться совершать во славу Божию, чтобы предстать перед Ним с чистым сердцем и «войти в покой Его». Данная заповедь подразумевает не только отдых в субботу, но и постоянный и упорный труд в течение шести будних дней.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Кроме буквального смысла, важного в любую эпоху, Девятая Заповедь имеет и смысл скрытый, проявляющийся при сопоставлении ее с Заповедью Четвертой. Истинное свидетельство о Боге — соблюдение предписанного Им субботнего покоя. А ложное свидетельство — его отмена или нарушение. В то же время празднование Субботы и «ангельская» жизнь в этот день, изъятый из-под власти забот и суеты, призваны очищать сердце от лжи, приучать к справедливости, истине и милосердию.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Почитание земных источников собственного бытия делает жизнь человека прекрасной и осмысленной, и он становится достоин продления такой жизни. Эта заповедь входит в число предписаний, регулирующих отношения человека с Богом, неслучайно, поскольку всякое общественное устройство начинается с устройства семьи. Без почтения к родителям распадается и межчеловеческое общение, и связь поколений, и традиция Богопочитания, передаваемая от предков к потомкам…
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Человек, почитающий родителей, благодарен Богу, Который предопределил его духу облечься в плоть именно в этой семье, учится ценить свое и не желать чужого, быть довольным своим уделом, в том числе своей семьей, родителями и близкими, которых Бог дал каждому для возрастания духовного.

Православное толкование десяти заповедей можно прочитать также в «Толковой Библии» Лопухина.
***
Законодательство Моисея
После провозглашения Десяти заповедей Моисей на горе Синай получает от Бога множество постановлений Закона как приспособления Десяти заповедей к разнообразным случаям жизни. Всего этих дополнительных указаний насчитывают 613, и любящие мистику цифр раввины из разделили на 248 (по числу частей, органов и связок человеческого тела) «повелительных» + 365 (по числу дней в году) «запретительных».
Несколько цитат и ссылок на источники по теме:
Сводная таблица законов Моисея с указанием цитат и разбивкой по разделам права (государственное, гражданское, земельное, трудовое, брачно-семейное, уголовное, экологическое (!), судопроизводство): azbyka.ru/shemy/zakon_moiseev.shtml
Подробный разбор всех заповедей, раскрывающих Декалог в практическом ключе, предложен в нескольких главах книги Щедровицкого:
Лекция 7. Моисей на вершине Синая. Мрак над горой и неприступный свет Лекция 9. Ближний и дальний. Враги становятся братьями
Из книги «Мировые религии о преступлении и наказании» (да, и такая книга есть!):
«…В сознании евреев произошло принципиальное изменение: если раньше они осознавали себя всего лишь разрозненными кланами, члены которых связаны кровно-родственными отношениями и во главе которых стоит патриарх, олицетворяющий собой высшую законодательную и исполнительную власть, поскольку именно он носитель Завета с Богом, то теперь возникает представление о том, что каждый человек, обрезанный и ставший частью народа Божия, становится носителем Завета и лично ответственен перед Богом за исполнение данного им закона (Исх. 19:3–8). Весь народ, а не только его предводитель, готовится к получению откровения, затем стоит на горе Синай, видит и слышит Бога и принимает на себя ответственность за исполнение сказанного (Исх. 19:10–25; 20:19–21), то есть именно здесь появляется идея закона как Божественного откровения, непреложного для всеобщего исполнения. И хотя в полной мере представление о личной ответственности сформировалось в еврейской традиции гораздо позже, здесь мы четко видим ее зарождение.»
(www.e-reading.by/chapter.php/1022102/4/Mirovye_religii_o_prestuplenii_i_nakazanii.html)
«Закон Моисея представляет собой системное образование, ключевым элементом которого являются 10 заповедей Божьих, именуемых также Десятисловием, или Декалогом. Они выполняют особую системообразующую роль. Их можно сравнить с конституцией, которая находится в системе всего законодательства и является его основой в том смысле, что все остальные законы должны опираться на конституцию, соответствовать ей, развивать конституционные нормы, охранять ценности, провозглашенные конституцией. Конституция не может иметь какого-либо значения, если не получит развития в соответствующей системе законодательства. Таков статус и Декалога. Выступая в роли конституции, он провозглашает наиболее важные социальные ценности и излагает общие установления относительно их защиты. Конкретизация этих ценностей и все многообразие нарушений указанных в Декалоге установлений содержится в остальной части Законодательства Моисея; в ней же и санкции, которые в Декалоге, как и подобает конституции, не называются.

На горе Синай Моисей получил от Бога текст Завета (Исх. 20, 1-17) и законы, которые он должен был объявить народу своему (Исх. 21, 1-36; 22, 1-31; 23, 1-33). И Завет и законы имели вид договора, т. е. юридически значимого акта. Стороны договора: Бог и еврейский народ. Моисей после встречи с Богом пересказал народу «все слова Господни и все законы», «и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем» (Исх. 24, 3). Только после этого Моисей составляет письменный текст документов в виде Книги Завета, еще раз прочитав текст вслух и еще раз получив одобрение народа. «И сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх. 24, 7). Договор был скреплен кровью, которой Моисей окропил народ. «…Вот кровь Завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24, 8). Потом только Моисей взошел вновь на гору, чтобы получить от Бога «скрижали каменные», «закон и заповеди», которые Господь «написал для научения их» (Исх. 24, 12). «Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божие» (Исх. 32, 16).
Таким образом, текст Библии однозначно свидетельствует о том, что Завет и Законы заключены между Богом и еврейским народом; они не были навязаны ему, а являются результатом его свободного волеизъявления.
…Как и положено договору, он был «сдан на хранение», местом которого по указанию Бога стал ковчег. «И положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь» (Втор. 10, 5).
…Если нарушается хотя бы одна из названных 10 заповедей, рушится вся заповедная система. Согласно ап. Иакову, «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2, 10). Смысл этого положения, которое мы назвали бы системным, не в том, что нарушивший одно законоположение должен отвечать как за нарушение каждого закона, а в том, что в одном деянии нарушается закон как некоторая должная система поведения. «Не все ли равно, где мы перешли через рубеж, где мы перешли с одного берега на другой: мы или на одном берегу, или на другом» , – пишет по этому вопросу Владыка Антоний Сурожский. «
О сравнении Закона Моисея с вавилонским законодательством царя Хаммурапи:
«Законодательные разделы, включающие аподиктические законы (Декалог) и казуистические, прецедентные судебники (Исх. и Втор.), увещания (Втор.), религиозно-этические нормы, благословения и проклятия (Втор. 27 сл.). Книга Завета содержит наставления о культе, правовые нормы, нравственные заповеди и другие правила. Структура этого «Закона» во многом напоминает древневосточные законы, а правовые части иногда буквально совпадают с кодексом Хаммурапи и другими судебниками. Это означает, что Откровение Божье облекалось в форму, соответствующую уровню народного сознания той эпохи.
Многие экзегеты считают, что ряд законов, особенно казуистических, был добавлен в Книгу Завета в эпоху оседлости. Сборник гражданских и церковных законов, именуемый Книгой Завета есть расширение и конкретизация Моисеева Декалога применительно к условиям раннего периода оседлой жизни Израиля. Раздел, относящийся к юридической области, содержит отголоски древневосточного права. Отсюда параллели между Кн. Завета и судебниками Хаммурапи, хурритов, хеттов и ассирийцев.
…Культура Месопотамии (ныне Ирак), которую условно было принято называть вавилонской, в разные периоды соприкасалась с древнееврейской и наложила на нее определенный отпечаток. …С Вавилоном связаны сказания о Потопе и башне. Есть основания думать, что сходство генеалогии десяти допотопных царей в мифологии Двуречья с перечнем десяти праотцев в Библии не случайно. …Если учесть, что Авраам и его предки жили первоначально в Двуречье (Ур Халдейский), то влияние месопотамской культуры представляется естественным.
…Самым выдающимся из древневавилонских царей был Хаммурапи (правил около 1792 – 1750 до н.э.), шестой царь 1-й Вавилонской династии. …Как явствует из древневосточных документов, Хаммурапи объединил под своей властью Шумер и Аккад (север и юг Месопотамии) и сделал Вавилон одной из мировых столиц. Хаммурапи ввел в своем царстве свод законов, которые были высечены на каменных столбах. Параллели между законами Хаммурапи и правовыми нормами Пятикнижия показывают, что эти нормы не являлись продуктом эпохи ветхозаветных царей, а существовали уже в эпоху патриархов.
…Этический монотеизм Моисея ознаменовал поворотный момент в истории ветхозаветной этики. Он впервые раскрыл ее конкретное содержание и связал ее с религией. В Декалоге верность Богу и служение Ему неотделимы от принципов человечности (из 10 заповедей 5 касаются отношений между людьми). Но если в Декалоге большинство заповедей носит запретительный характер, то в примыкающей к нему книге Завета (Исх. 21) можно найти уже позитивные заповеди: повеление воздавать добром за зло; заботиться об угнетенных и обездоленных. Этика Торы, хотя и не тождественна правилам уголовного законодательства, включенного в Моисеевы книги, однако тесно связана с ними. Суть этого законодательства заключается в справедливости. Суровость наказания не должна превышать тяжести преступления (принцип равнозначного возмездия: «око за око, зуб за зуб»). Справедливость имела социальную природу: «В грубом обществе месть и правосудие были почти синонимами».
Правовые нормы Торы многим были обязаны юридической традиции Древнего Востока (например, законы Хаммурапи близки к Ветхозаветному законодательству в сферах уголовного наказания, брака, что свидетельствует за этическую направленность обоих кодексов; Хаммурапи даже заявлял, что издал свои законы, «чтобы сильный не притеснял слабого»). Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в Пятикнижии. Итак, среди внебиблейских текстов Моисеева и домоисеева времени существуют параллели Синайскому законодательству, однако все они сочетают нравственные заповеди со сложным магическим ритуалом.
Исключительный характер богооткровенных заповедей Декалога заключается в том, что он связывает служение Богу не с обрядами, а с фундаментальными этическими нормами. В этом смысле Декалог не имеет аналогий в рамках своего времени. Вместе с древнейшим Моисеевым исповеданием веры (Втор 6:4 – 5) Декалог выражает самую суть вероучения Ветхого Завета – того, что в нем есть непреходящего.»

Скрижали Завета — две каменные плиты, которые, по библейской легенде, переданы Моисею Богом на горе Синай. На них были высечены десять заповедей. В 586 г. войска вавилонского царя Навуходоносора II разрушили храм, где хранился Ковчег Завета — ларец со скрижалями внутри, С тех пор они утрачены.

Считается, что первые законы люди получили от Бога; тот заключил с ними договор, или Завет — как должно поступать. До получения Закона Божьего у них не было писаных правил, каждый жил, как учили его предки и как подсказывала совесть. Но, проявляя заботу о людях, чтобы те не утратили Закон Божий, Бог высек в камне десять важнейших заповедей и передал народу через пророка Моисея.

Книга «Исход» — вторая книга «Пятикнижия», первых книг христианской Библии и еврейской Торы, повествует об освобождении еврейского народа из египетского рабства и об удивительном путешествии евреев к горе Синай под предводительством пророка Моисея. Моисей поднялся на гору, где Бог передал ему две каменные плиты с выбитыми на них «письменами божьими» — текстом десяти заповедей. Тем временем народ начал роптать из-за слишком долгого отсутствия Моисея, своего учителя. Аарон, брат Моисея, собрал у людей золотые украшения и сделал из них идола — Золотого тельца, которому евреи стали поклоняться.

Когда же Моисей спустился с горы Синай и увидел, что народ поклоняется идолу, он в гневе уничтожил тельца, разбил скрижали, данные ему Богом, а многие из отступников, поклонявшихся тельцу, были убиты. Позже Бог велел Моисею самому вытесать из камня новые плиты и снова подняться на гору Синай, где во второй раз высек те же 10 заповедей. Кроме того Бог приказал сделать Моисею из дерева ковчег-ларец, в котором скрижали впоследствии и хранились. День, когда скрижали были переданы Моисею, считается днем заключения священного договора, а ковчег — символом этого союза между Богом и людьми. Ковчег Завета не следует путать с Ноевым ковчегом или ковчегом-корзиной, в котором мать спрятала младенца Моисея, чтобы спасти от гибели.

Кроме новых скрижалей с высеченными на них заповедями, по преданию, в Ковчеге Завета хранились также и обломки старых скрижалей, разбитых Моисеем. Отправляясь на войну, евреи брали их с собой в качестве священного талисмана, а также затем, чтобы святыня не попала в руки врагу. Во время исхода из Египта ковчег со скрижалями хранился в скинии — походном храме. Позднее царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, тем самым сделав этот город центром религиозной жизни народа Израиля. К 950 г. до н.з. сын Давида Соломон завершил строительство Иерусалимского храма, величайшей еврейской святыни. Сюда был торжественно перенесен Ковчег Завета.

Этот храм простоял три с половиной столетия, но в 586 г. до н.э. жестокий царь Навуходоносор II в очередной раз захватил Иерусалим, разграбил и разрушил до основания храм Соломона вместе со всеми святынями, убив и угнав в рабство большую часть жителей Иерусалима. Ковчег со святыми скрижалями в результате этого набега был утрачен.

Нам ничего не известно доподлинно ни о форме и размерах скрижалей, ни о том, как именно выглядели надписи на них. По еврейским преданиям, скрижали представляли собой куб, длина каждой из сторон составляла один локоть. Каждый куб имел сквозное отверстие в виде цилиндра, и надписи на ассирийском и древнееврейском языке были высечены на всех поверхностях — изнутри и снаружи. Примерно в таком виде скрижали изображают в синагогах и еврейских книгах.

В христианской традиции принято иное изображение скрижалей — их представляют в виде плоских продолговатых плит или страниц раскрытой книги, причем верхняя кромка имеет округлую форму. Также нигде нет точного свидетельства, как заповеди располагались на скрижалях. Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, были ли первые пять заповедей высечены на первой скрижали, а другие пять — на второй. Есть версия, что все десять заповедей Договора Божьего располагались на обеих скрижалях, подобно тому, как сегодня мы составляем договоры в двух экземплярах.

Заповеди Божии

Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины

Люди, далекие от Церкви, не имеющие опыта духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты и ограничения. Это весьма примитивный взгляд.

В Православии все гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нарушать нельзя, это приведет к большому ущербу и даже к катастрофе. И физические, и духовные законы даны Самим Богом. Мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни с предупреждениями, ограничениями и запретами, и ни один нормальный человек не скажет, что все эти предписания излишни и неразумны. Законы физики содержат немало грозных предупреждений, также и химические законы. Известна школьная поговорка: «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!» Идем на работу — там свои правила техники безопасности, их надо знать и соблюдать. Выходим на улицу, садимся за руль — должны соблюдать правила дорожного движения, в которых очень много запретов. И так везде, в любой области жизни.

Свобода — не вседозволенность, а право выбора: человек может сделать неправильный выбор и очень сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасностях на жизненном пути. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 10, 23). Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17), — говорит Господь Иисус Христос.

Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).

Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей закона Божиего:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Господь —Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.

Сотворение Евы

Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.

Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно.

Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.

Грехами против первой заповеди являются:

  • атеизм (отрицание Бога);
  • маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
  • язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
  • ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
  • отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью… и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22–23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.

Статуя богини Афины в Ватикане

Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.

Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2, 19). Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание… есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Преподобный Иоанн молчальник

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.

Святитель Николай Сербский. Притча

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.

Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Художник Л. Баранов

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.

Через родителей Бог дал нам жизнь. Таким образом, никакие заботы о родителях не могут сравниться с тем, что мы от них получили. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.

Шестая заповедь

Не убивай.

Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид — все это грехи против заповеди «не убий», потому что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), — говорит слово Божие.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Святитель Филарет Московский пишет, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как-то: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).

Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.

Восьмая заповедь

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.

К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).

Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой — враг мой», — говорят в народе, и действительно наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Грешим мы против девятой заповеди не только тогда, когда возводим клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, тем самым соучаствуя в грехе осуждения.

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Суд над священномучениками

Рассказ преподобного Иоанна Савваитского

Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *