Моление о чаше икона значение

Распространённый сюжет иконографии Иисуса Христа, основанный на известном библейском сказании, отражает один из важных моментов в его земной жизни и христианской вере. Образ «Моление о чаше» можно встретить во многих христианских храмах.

Сюжет иконы

В основе иконографии иконы Иисуса Христа «Моление о чаше» лежит событие, предшествующее аресту Спасителя и Его мученической смерти на кресте. Зная о скорых тяжёлых испытаниях и предательстве своего ученика Иуды, он отправился в Гефсиманский сад, чтобы духовно подготовиться к предстоящим страшным событиям. Сопровождавших его апостолов Иисус попросил поддержать его и бодрствовать рядом во время его молитвы.

Икона Спасителя «Моление о чаше»

Но Иоанн, Пётр и Иаков уснули глубоким сном, оставив учителя наедине с душевными терзаниями, чем очень расстроили его. Иисус Христос возносил Господу столь усердную молитву, что со лба его струился кровавый пот.

Он обратился к Всевышнему с тремя молитвами следующего содержания:

  1. В первом обращении он просил предотвратить грядущие страдания.
  2. Во второй молитве говорилось о готовности выполнить замысел Божий.
  3. Третья молитва Иисуса отражала покорность и смирение, с которыми он исполнит своё предназначение.

Важно! Обретя покой и внутреннее согласие, Спаситель вернулся к своим ученикам, предупредил их о приближающихся стражниках. А также указал им, что в трудных ситуациях нельзя отчаиваться, потому что только бодрый дух и искренняя усердная молитва помогут избежать искушений.

Живописное отражение религиозного сюжета

Известный библейский сюжет получил широкое распространение и в светской, и в религиозной живописи.

На большинстве икон «Моление о чаше» изображена крупная фигура Христа на фоне Елеонской горы и сада на ней раскинувшегося. Иногда на заднем плане виднеются стены города. Фигуру Спасителя, преклонившего колени и сложившего руки в молитвенном жесте, обволакивает божественный свет. Он смотрит на ангела, держащего в руках чашу, которая символизирует предстоящие Сыну Господнему страдания и испытания.

Моление о чаше. Картина Андреа Мантенья

Некоторые изводы иконы представляют собой многофигурные композиции, в которых на втором плане изображаются фигуры спящих апостолов и спешащих в сад стражников и Иуду. Эти дополнительные персонажи усиливают чувство одиночества, которое испытывает Иисус во время своих душевных терзаний и последующей молитвы.

Еще об иконах Иисуса Христа:

  • Икона Тайная Вечеря
  • Икона Крещение Господне
  • Спас Всемилостивый

Интересно! Иконописное живописное изображение этого сюжета, практически не отличается от работ светских художников. Библейский сюжет «Моление о чаше» можно увидеть в многочисленных христианских храмах, музеях и на фото в различных печатных и электронных каталогах.

Значение иконы

В образе «Моление о чаше» выражен один из основных принципов христианства — покорность замыслу Всевышнего и вера в Его Силу. В момент молитвы в Христе борются человеческая и божественная сущности. Иисус, как и любой человек, страшится предстоящих испытаний и смерти. Но Сын Божий принимает уготованные ему мучения и с покорностью следует воле Отца.

Таким же образом должны вести себя в трудных ситуациях простые люди. Преодолеть отчаяние, укрепить дух и придать сил поможет искреннее прошение, обращённое к Господу. Только смиренная просьба о помощи и вера в Господа преодолеют испытания, определённые человеку Высшими силами.

Православный интернет-магазин Святцы — иконы Иисуса Христа «Моление о чаше».

В чем помогает

С молитвой к образу Господа «Моление о чаше» приходят как к последней надежде на помощь в следующих ситуациях:

  • потеряв надежду в тяжёлых жизненных обстоятельствах;
  • отчаявшись найти верный путь в решении важных вопросов;
  • испытывая душевное смятение;
  • подвергаясь сильному искушению и дурному влиянию.

    Икона Иисуса Христа «Моление о чаше»

Наибольшую силу имеет молитва, произносимая на Страстной неделе. Чтобы она была услышана, важно выполнить следующие условия:

  • постараться очистить разум от злых помыслов;
  • выразить готовность следовать замыслу Господа;
  • со смирением принять любую его Волю.

Перед образом зажигают свечу или лампаду и становятся подобно Иисусу Христу на колени. Служители церкви рекомендуют читать перед этой иконой четыре молитвенных обращения:

  • Молитва Господня (Отче наш);
  • Молитва Святому Духу;
  • Молитва к Пресвятой Троице;
  • Символ веры.

Следует знать! Молиться перед любым святым образом можно, не только произнося специальные акафисты. Смиренную просьбу или покорную благодарность можно выражать собственными словами. Главное, чтобы они были искренними и шли из сердца.

Икона Господа «Моление о чаше» может располагаться в домашнем иконостасе. По молитве, возносимой пред ней Господу, верующие люди получают помощь, когда отчаяние и чувство одиночества одолевают душу и разум.

Моление о чаше

Господь наш Иисус Христос соединяет в себе две природы — божественную и человеческую. Именно благодаря этому, Ему удалось пройти все этапы жизни, чувствовать, воспринимать мир также как простые смертные. Он доказал, что слабый человек все же способен, с помощью Божией, преодолевать любые искушения, оставаясь собой, сохраняя верность Богу. Икона «Моление о чаше» отображает совершенно уникальный момент в Его судьбе, а также многому учит.


История иконы Моление о Чаше

Христос пришел, чтобы отдать свое тело на растерзание, пролил безгрешную кровь. Все ради того, чтобы люди могли попасть обратно в потерянный ими рай. Моление Христа сначала было о том, чтобы избежать уготованной участи. Уже затем Его молитва выражает полное смирение с Божьей волей. Христианам здесь подается урок — каждый должен испить свою чашу страданий, уготованную Господом, подчинить свой рассудок, волю и все существо воле Бога.

Нам не всегда понятны и приятны замыслы Создателя. Но чтобы в итоге состоялась победа, необходимо принимать их — по вере, ведь рассудком это сделать невозможно. Все человеческое начало до конца противится смерти, даже часто отрицает ее, хотя она неизбежна.

«Моление о чаше» — легко узнаваемый сюжет, который вдохновил многих художников и даже поэтов на создание удивительных по глубине произведений. Кого может оставить равнодушным Иисус, который молится Отцу? Ведь Он сам является тем, кому поклонялись многие люди. Сегодня, когда нам известен и понятен весь замысел спасения, легко рассуждать об этом, но тогда лишь немногие исповедовали Христа как Сына Божьего.

Икона «Моление о чаше» помогает проследить, через какие этапы прошла человеческая душа Христа. Евангельское описание очень трогательно показывает эти моменты. Ночь, вот-вот придут стражники, чтобы арестовать Иисуса, Он об этом прекрасно знает. Приближающая смерть и муки пугают Его, заставляют земную плоть трепетать, Он испытывает страх, скорбь, сомнения. Это все выражено художником в той позе, в которой находится Спаситель.

  • На иконе Он предстает коленопреклоненным.
  • Иногда в стороне изображаются спящие апостолы. Они уснули, хотя Учитель просил их поддержки.
  • Руки Господа воздеты в молитве, лицо обращено к небу.
  • С небес ангел приносит золотую чашу — символ страданий и смерти, которые необходимы для завершения плана спасения людей.

Значение этого моления — показать людям, как молитва укрепляет дух. Испытывать искушения доводится самым лучшим, разница в том, как человек себя при этом ведет. Необходимо подражать Христу, до конца исполнять свой долг, невзирая на сложности. Также образ напоминает, что необходимо проявлять твердость в вере, даже если кажется, что больше нет сил, что все идет неправильно. Господь поможет пройти путь до конца.

О чем молиться? О том, чтобы Бог забрал из сердца отчаяние, помог найти правильное решение в сложных обстоятельствах. Укрепление веры, поиск раскаяния и утешения — вот о чем просят перед иконой «Моление о чаше». Хорошо обратиться к ней во время Великого поста, особенно во время Страстной недели.

Молитвы перед иконой Моление о чаше

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Отличная статья 0
Читайте далее:

Моление о чаше. Популярные сюжеты

Один из популярных сюжетов в западноевропейской живописи. К нему обращались художники разных эпох и разных стран: в Нидерландах — Кук ван дер Альст; в Италии — Андреа Мантенья и Джованни Беллини, Тинторетто; в Германии — Альбрехт Дюрер, Альбрехт Альтдорфер и В. Гюбер; в Испании — Эль Греко.

Евангелисты рассказывают, что после Тайной вечери Христос с тремя учениками ушёл в Гефсиманский сад молиться. С ним были Пётр и братья Заведеевы — Иоанн и Иаков. Христос сказал им: «Душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38). И, отошедши немного, молился, и во время молитвы обратился к Отцу своему небесному, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. Иисус Христос, «находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44).

Помолившись, Он вернулся к ученикам, и увидел их спящими, и сказал Петру: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 40–41).

Сказав это, Христос опять отошёл молиться и после молитвы, вновь подойдя к ученикам, по-прежнему находит их спящими. И в третий раз отошёл Он молиться, а вернувшись к ученикам, в третий раз застал их спящими; и тогда сказал им: «Вы всё еще спите и почиваете? вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня» (Мф. 26: 45–46).

Это предатель Иуда успел уже привести стражников и фарисеев, пока Христос, в борении с минутной слабостью своей, усердно молился до кровавого поту и пока трое учеников его спали глубоким сном.

Обычно европейские художники, обращавшиеся к этому сюжету, точно следовали евангельскому тексту и изображали молящегося Христа, и ангела небесного с чашей в руке, и вдалеке идущих Иуду и стражей, и троих спящих учеников. Но при сравнении, например, картин «Моление о чаше» Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Альтдорфера и Эль Греко (вариант, находящийся в Испании, в церкви Санта Мария города Андухар) видно, как не похожи картины друг на друга, хотя изображено одно и то же событие, случившееся в одном и том же месте и с одними и теми же действующими лицами.

«Моление о чаше» Андреа Мантеньи обильно символами. Коленопреклонённый Спаситель молится на скале, которая символизирует мужество, силу, твёрдость в вере. Ведь, несмотря на проявление минутной слабости, Христос сказал Богу Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет». С неба Ему являются ангелы. Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель. В руках другого ангела — копьё, указывающее на то, что копьём будет пронзен распятый Христос. У третьего ангела — колонна, символ Страстей Господних. По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики — символ робости и плотских похотей. Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. У подножия крепко спят трое Его любимых учеников. Сон — символ духовной смерти. Возле них три что-то грызущих кролика. Это указывает, что в учениках ещё много человеческих слабостей, которыми и объясняется их сон. На высоком полусухом дереве сидит пеликан — символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа. Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. Согласно преданию, пеликан вскармливал своих мёртвых птенцов кровью, после чего они воскресали, а сам он умирал. Эта аллегория указывает на добровольную жертву Христа ради спасения человечества, ради нравственного воскресения людей. Поэтому Данте называл Его — nostro Pellicano (наш Пеликан). Скала, на которой находятся Христос и его ученики, отделена от остального мира руслом ручья, через который перекинут мосток. Мост, соединяющий два берега, символизирует переход из одного мира в другой: от мира смертных и смерти к миру вечной жизни, бессмертия. На бесплодной скале рядом с учениками видны ростки новой жизни: растёт молодое деревце и местами пробивается травка сквозь камни. Этим художник выразил мысль, что новое христианское учение уже дало ростки в душах учеников и обещает их преображение в апостолов, проповедников новой веры.

В картине Андреа Мантеньи так много символов, так много усилий зритель тратит на их расшифровку, что пропадает цельность образа, разрушается гармония эстетического восприятия произведения. Кроме того, символы применены без должного такта, иногда они слишком очевидны и навязчивы. Поэтому картина Андреа Мантеньи становится очень рассудочной, идеи в ней преобладают над образностью.

Джованни Беллини отталкивался при создании своей картины «Моление о чаше» от разобранного выше произведения Андреа Мантеньи. Он заимствовал у мужа своей сестры некоторые элементы композиции и символики. Христос и его ученики тоже находятся на скале, омываемой рекой, через которую перекинут мост. Но есть и значительные отличия от картины Мантеньи. Возле спящих учеников стоит сухое мёртвое дерево, которое резче подчеркивает их духовный сон. Скала бесплодна. Зато справа видна ограда с открытой дверцей, за которой живая жизнь: трава, молодые деревца. Это напоминает слова Христа о том, что он дверь и входящий через эту дверь спасётся. Здесь не мост, а открытые внутрь, в новую жизнь, ворота означают переход от мира смертных в мир бессмертия, вечной жизни. У Беллини действие происходит на рассвете, что символизирует конец темноты, в которой пребывало человечество до появления христианства.

В отличие от Беллини у Альтдольфера действие происходит в ночной тьме. Кроваво-красное небо на горизонте и красные одежды Христа и двух учеников подчёркивают драматизм происходящего. Альтдольфер сосредоточил своё внимание на молитве Христа и передаче ощущения тревожного ожидания крестной муки Спасителя.

У Эль Греко действие картины происходит также ночью, при луне. Но Христос освещен ярким светом, исходящим с небес. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме. Холм — символ высоты духа, а зелень холма символизирует бессмертие и рост духа святого в человеке. Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом. Оно подчёркивает духовный сон учеников. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. В христианском искусстве мирт символизирует обращение язычников в христианскую веру, указывает на будущую апостольскую деятельность спящих учеников. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность. Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь.

Хотя рассмотренные четыре картины по-разному изображают одно и то же евангельское событие, их объединяет одна общая поразительная деталь: художники на переднем плане размещают трёх крепко спящих апостолов, прежде всего обращая внимание зрителей именно на их беспробудный сон. Почему им так важно изображение такого сна? Один ответ напрашивается сам собой: противопоставление молящегося Христа спящим апостолам необходимо по смыслу изображаемого события и наглядно выражает идею: «Дух бодр, плоть же немощна». Да и символика изображённого становится яснее при построении композиции на основе антитезы: сон как символ духовной смерти человека и бодрствование как работа над совершенствованием души.

Но и после этого объяснения остаётся в нашем сознании недоумение, зачем художники так настойчиво выставляют перед зрителями слабость апостолов, проявленную ими в одну из самых трудных минут земной жизни Спасителя. Любой верующий христианин знает, как мужественно проповедовали они Слово Божие по всей земле среди разных народов, несмотря на преследования, поругание, тюрьмы и ссылки. Апостола Петра за проповедь Слова Божия язычники распяли, только в отличие от Христа — вниз головой; об этом умолял мучителей сам апостол, считая себя недостойным в точности повторить смерть своего Божественного Учителя. Все христиане знают также, что апостол Иоанн, прозванный Богословом, был не только мужественным проповедником, но и одним из авторов Нового Завета: он автор Евангелия от Иоанна, трёх апостольских посланий и Апокалипсиса, написанного во время ссылки на острове Патмос. А энергичный и деятельный брат его Иаков был казнён отсечением головы.

Все трое с давних времён почитаются как великие святые. Кажется, из чувства благоговейного почтения ко всем троим не стоило бы так наглядно выставлять их слабость, тем более что построение композиции картины целиком во власти художника. Что мешало любому из названных выше художников поместить спящих апостолов в укромном местечке где-нибудь на втором плане? Но апостолы изображены в непробудном сне, крупно, подробно, на переднем плане, и в этом есть явный умысел.

Некоторые зрители могут подумать, рассматривая картины: «И святые были не лучше нас, грешных, если могли пренебречь просьбой Спасителя бодрствовать, пока он молится», — и будут неправы.

В ту трагическую ночь в Гефсиманском саду ни Пётр, ни Иоанн, ни брат его Иаков ещё не были теми мужественными и самоотверженными проповедниками Слова Божия, какими знает их весь христианский мир; у них ещё не было той духовной высоты, которая осияла их ореолом святости. Недаром же на картинах Альтдорфера и Эль Греко все трое изображены без нимбов — символов святости.

Воскресение из мёртвых Иисуса Христа стало поворотным событием в судьбах апостолов. До этого они не раз проявляли слабость веры при самых разных обстоятельствах, за что упрекал их Христос в маловерии. Так было во время бури на море, когда испуганные ученики стали будить спокойно спавшего в лодке Учителя и просить Его спасти их. Он же сказал им: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8:26). Потом усмирил бурю. Так было и в случае с бесноватым. Однажды к апостолам привели бесноватого мальчика, прося исцелить его, но они не смогли излечить больного, зато это сделал Христос, а ученикам так объяснил их неудачу: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).

Как-то раз, будучи в Иерусалиме, Христос проповедовал в синагоге перед иудеями и между прочим говорил о том, что Он — хлеб жизни, тот живой хлеб, сошедший с небес, питаясь которым, человек будет иметь «жизнь вечную» (Ин. 6:54). Ученики не поняли иносказательной речи своего Учителя, как это не раз бывало с ними и прежде, и с сомнением говорили между собой: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6:60).

Эта нетвёрдость веры, эти недоумённые сомнения свидетельствуют о том, что ученики воспринимали Иисуса Христа не как Бога Живого, а как великого пророка, который поможет своему народу добиться свободы и независимости от Рима. Об этом и говорили двое учеников по дороге в Эммаус: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21).

И к учению Христа относились ученики не как к Божественным заповедям, а как к одному из многих этических учений, известных в античном мире, поэтому и не были готовы жертвовать за него своими жизнями. И становится понятным, как мог Пётр трижды отречься от своего Божественного Учителя во время распятия Его, боясь подвергнуться такой же участи.

И только воскресение из мёртвых Иисуса Христа, потом сорокадневное Его пребывание среди учеников, наконец сошествие на них Духа Святого завершили их духовную подготовку к апостольскому служению — проповеди Слова Божия по всему языческому миру, созданию повсюду христианских общин и Церкви Христовой, несмотря на суровые гонения.

Теперь, зная всё это и возвращаясь к картинам на тему «Моление о чаше» с изображением на первом плане беспечно и безответственно спящих троих учеников: Петра, Иоанна, Иакова, — понимаем ещё одну таящуюся в этих картинах мысль о том, как слаб человек без веры и как неузнаваемо преображает его искренняя глубокая вера, вооружая бодростью духа, любовью к людям, мужеством и бесстрашием при исполнении долга.

Наконец, при внимательном рассматривании картин, о которых идёт речь, неизбежно само собой возникает ещё раздумье о трагическом одиночестве Иисуса Христа во время Его земного жертвенного и искупительного служения. С мольбой обращаясь к Небесному Отцу, стоящий на коленях Спаситель является центром композиции этих картин. Позади Него, на дальнем плане, видны римские стражи вместе с Иудой, идущие арестовать Христа, а на переднем плане спящие ученики, — словом, вокруг Него либо враждебность, либо непонимание, и только с небес несёт Ему ангел неотвратимую чашу.

Описание иконы Моление О Чаше
Совершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. Находясь на западном склоне Елеонской горы, сад возвышался над Иерусалимом, и с него открывался живописный вид на Храм и окружающие его великолепные постройки. Когда Господь посещал Иерусалим, Он неизменно собирался со Своими учениками в Гефсиманском саду. Зная это, Иуда, один из апостолов (который покинул Тайную вечерю, чтобы предать Спасителя) решил именно сюда привести стражу, чтобы они могли здесь арестовать Христа. Зная о приближении воинов, Господь стал готовиться к предстоящему суду у первосвященников и к Своей крестной смерти. Чувствуя необходимость молитвы в этот решающий момент, Господь сказал апостолам: «Сидите тут, пока Я помолюсь.» Отойдя на небольшое расстояние, Господь начал скорбеть и

Икона Моление О Чаше — описание
МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ По окончании вечери, Христос и ученики Его встали и пошли из Иерусалима на гору Елеонскую. Близ горы Елеонской находился сад, называвшийся Гефсиманским. Оставив там учеников и взяв с собой только Петра, Иакова и Иоанна, Иисус отошел помолиться. Он знал, что приближаются самые страшные часы его страдания. «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуете со Мной, сказал Он оставшимся с Ним ученикам. И, отойдя немного, упал лицом на землю и начал молиться, говоря: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша эта, впрочем, не как я хочу, но как Ты хочешь». Выражение «чаша эта» взято из древнего обычая- осужденных на казнь заставляли выпивать чашу, в которой к питью был подбавлен яд. Обыкновенно открывались двери тюрьмы, стража вносила чашу и подавала ее уже осужденному на смерть. Конечно, каждый надеялся, что чашу пронесут мимо него. Кончив молиться, Он подошел к ожидавшим Его троим ученикам и застал их спящими. «Не могли ли вы и один час бодрствовать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *