Молитва чревоугодника

Аудио

При желании похудеть с помощью воли всё получалось, а сейчас при желании избавиться от чревоугодия воля не помогает даже при сильной молитве. Почему так происходит? Что-то не так?»

Не так. Здесь странное выражение «сильная молитва». Это где такие динамометры продают, чтобы силу молитвы измерять? Молитва ценится по результату. Если человек потянулся в постели и ещё до того как почистить зубы, не вставая, сказал горе сей: «двигнись и ввергнись в море», и она это сделала, значит эта молитва была хорошая и угодная Богу. Вот и всё. Только по результату. Сама по себе молитва она же ничего не может сделать. Это магическое представление о молитве, как о некоем заговоре. А если человек обращается к Богу, а Бог, который творит чудеса, — Он один — послушал человека и сделал то, что человек у него просил — вот это результат. Рассуждать о силе молитвы также глупо, как рассуждать о силе Божией. Бог бесконечно силен — даже может Собственные законы нарушать: по воде ходить или благословлять другим ходить, как Марии Египетской, например. Поэтому, когда человек рассуждает о силе молитвы, это значит, что он ничего не понимает. А если обратиться к Богу и попросить: «Господи, избавь меня от чревоугодия!», если человек серьёзно этого хочет, то потихонечку он будет побеждать благодатью Божией эту страсть.

То есть не силой воли?

Нет. Силу воли нужно направить на неустанность в молитве.

Своего малыша побаловать велосипедом можно уже с того момента как он начнет ходить. Для этого подойдут трехколесные велосипеды с жестко зафиксированными педалями на переднем колесе, которые первоначально будут выполнять декоративную функцию. Но по мере взросления непоседы, он будет пытаться и сам их крутить.
Сиденье у велосипеда должна быть или рифленое или с резиновыми вкраплениями, чтобы ребенок не соскользнул с него. Для безопасности производители оснащают велосипеды ремнями безопасности или ручками ограничителями. Обязательно присутствие широкой подножки с бортиком впереди

    Ее не было час и семь минут. Вернувшись, бабушка сняла

    жакет, (Выбираем) поправила прическу и вынула из кошелька на (велосипед) ремне, который она носит на поясе, чтобы (для) ее не ограбили,27 фунтов 18 пенсов. Спотыкаясь, (малыша) я потащился к дому Пандоры в отцовских (Выбираем) сапогах для рыбной ловли, но не обнаружил (велосипед) в доме любимой ни души. Заглянул в (для) щель почтового ящика и увидел, что пандорина рыжая кошка валяет по полу шубу моей матери. , чтобы ножки не попадали в колесо.
    Также немаловажны и дополнительные аксессуары, которые облегчат вашу прогулку: козырек защитит от солнышка, корзинки освободят вас от груза игрушек

      Телефонная трубка в моей руке снова начала оледеневать.

      — Ты (Выбираем) можешь мне перезвонить? — торопливо добавил (велосипед) я. — Потому что ты сейчас (для) должен следить за спагетти? — спросила (малыша) она. — Ну да. В Европе (Выбираем) это объясняется усталостью от изысков, в (велосипед) России — резким упрощением культуры и (для) политики, а также конфронтацией с некоторыми странами, где основой кулинарии являются специи. , музыкальная панель развлечет малявочку, ручка управляющая велосипедом и т.д. Основное колесо имеет размер 8-12 дюймов.
      Для возраста 3-7 лет велосипед уже нужен более серьезный. В таких моделях два колеса плюс два колесика являются съемными. Способствует выработке чувства равновесия, правильной осанки

        Разве что сама Соль, Сабрина, Пабло со своей каракатицей,

        Мануэль (Выбираем) с его подружкой, Гвидо и (велосипед) Томас. Пилар, девушка Томаса сидела (для) молча и сверлила глазами Соль. (малыша) — Думаю, достаточно, — услышали (Выбираем) все зычный голос директора. Тот (велосипед) стоял на пороге класса и (для) сверлил глазами собравшуюся толпу. – Прошу на места. Спиритто и Колуччи отняли достаточно времени. , координации движения и концентрации. Когда ребенок научиться держать равновесие, колесики можно снять. Диаметр больших колес варьируется в пределах 14-20 дюймов.
        Далее стоит выбрать велосипед, который находится в категории подростковые для 8-12 лет

          5. Замечания Леши Руднева. 22. Пущино — Москва, 1997г.

          1.РЕЗЮМЕ (Выбираем) МАРШРУТА Вместе с верхним течением Зилим весной (велосипед) – тройка. Пройденный нами маршрут в целом, (для) наверно, можно отнести ко II к.с. (Леша (малыша) Руднев говорит – I с элементами II). (Выбираем) А если мы отдельно хотим, так тут (велосипед) сразу за скалой площадочка неплохая есть. Метров (для) еще сто проплыть надо. А команда у них – сплошные школьные учителя, обалдеть можно! , диаметр колес 24 дюйма. Это уменьшенные копии настоящих горных велосипедов, на которых будут кататься не только во дворе.
          От взрослых моделей детские велосипеды отличаются весом, размером колес и рамы, наличием дополнительных аксессуаров и веселыми картинками.
          Профессиональные новости из мира архитектуры
          Техно кариес точит Синий Зуб, или уязвимость Bluetoth.

          Как в наши дни, когда тело и его потребности в особом почете, уберечь ребенка от чревоугодия? Как научить его простому отношению к еде? О чревообъядении, сладкоядении и гортанобесии в детском возрасте – в нашем материале.

          Старец Амвросий Оптинский говорил: «В настоящее время, кажется, более, чем когда-нибудь, желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и затруднениями”. Слова эти сказаны в 19 веке, который многим из нас представляется благодатным временем для православия. Но если уже и в ту эпоху существовали трудности для людей, живущих в православных традициях, то что говорить о сегодняшнем времени, полном куда более серьезных искушений?

          Наверное, не ошибусь, если скажу, что наиболее уязвимыми оказываемся мы сейчас для низшей человеческой страсти – чревоугодия. Она рождается из естественных потребностей тела и зачастую называется «сластолюбием”, то есть любовью человека к чувственным наслаждениям.

          Жизнь для пищи

          «Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям”. Такую характеристику дает святитель Игнатий Брянчанинов чревоугодию или, как он его называет, чревообъядению.

          «Не жизнь для пищи, но пища для жизни дарована от начала, а мы как будто для ядения пришли в мир, так все проживаем на это”, –

          – писал об этом общечеловеческом пороке Иоанн Златоуст.

          Ни для кого не секрет, что современные люди – особо искушаются чревоугодием. Я бы даже сказала, нам от него никуда не деться. Продукты доступны как никогда. Они стали привлекательнее – упаковка, улучшители вкуса, подсластители. Большой вклад вносит реклама – симпатичные, благополучные, позитивные люди говорят о пользе и хорошем вкусе продуктов, аппетитно едят их в кадре, вызывая подсознательное желание купить и попробовать такое же. Визуализация процесса еды безусловно оставляет впечатление в умах и душах. Особенно в детских.

          Игнатий Брянчанинов, который жил задолго до появления рекламы, телевидения и интернета, писал: «Способность принимать впечатления особенно сильно действует в детях и молодых людях”. И прибавляет: «Этой способностью, хотя и большей, но ограниченной, по ограниченности всех свойств человека, надо пользоваться весьма благоразумно и осторожно…”.

          Вместе со своей дочкой я пересмотрела немало мультфильмов. И могу сказать, что в тех, которые созданы сравнительно недавно, прослеживается одна характерная особенность – много места уделяется питанию, еде, рассуждению о том, кто и что любит. Тепло, мило, иногда иронично, но всегда с пониманием показываются гастрономические предпочтения героев. Как-то незаметно подчеркивается, что любой персонаж имеет полное право любить тот или иной продукт и наслаждаться им. Детей будто сознательно готовят к «правильному” взгляду на чревоугодию. Оно оправдано, сравнительно безобидно и есть одно из главных законных человеческих удовольствий.

          Особенно удивителен для меня мультсериал «Shopkins” («Шопкинс”). Действие разворачивается в супермаркете, где разные товары (в основном продукты питания) общаются, дружат, веселятся. Очень подробно показано устройство супермаркета, обыграны свойства товаров, которые имеют характеры и ведут себя как мы. Все эти йогурты, пончики, булочки, чипсы, сыры и т.д., имеют симпатичные, очаровательные мордочки. Истории, которые происходят с ними – просты и примитивны. И поскольку нас с детства учили видеть смысл во всех произведениях искусства, к которым мультипликация тоже относится, напрашиваются вопрос: о чем этот мультфильм? О том, как устроен супермаркет? О том, какая милая и смешная эта еда? Если мультфильм действительно об этом, то не служит ли он доказательством того, что из детей сознательно и целенаправленно растят грамотных потребителей?

          Герои мультсериала «Shopkins”

          Кто не лакомится, тот в скафандре

          Из святоотеческой литературы мы знаем, что есть два основных вида чревоугодия: чревобесие и гортанобесие. Чревобесием называется желание есть как можно больше. Это обыкновенное обжорство, когда важно не столько качество, сколько количество съедаемой пищи. Наверное, правильно будет назвать чревобесием современную привычку к перекусу между основными приемами пищи, привычку что-то постоянно жевать, которую давно и прочно переняли наши дети.

          Что касается гортанобесия, это любовь ко всяким вкусностям, лакомствам, буквально – услаждение гортани. Уверена, что не ошибусь, если скажу, что за последние двадцать-двадцать пять лет мы привыкли есть, что повкуснее. Многие ли сейчас варят утром кашу или днем суп?

          Как никогда востребованы кулинарные передачи. Десятки популярных и сотни менее популярных блогов о том, как повкуснее приготовить еду, кулинарные шоу и передачи на ТВ. Создается впечатление, что все вокруг увлеклись гастрономией. Обновляются традиционные рецепты, предлагаются новые, даются советы что и в какой стране лучше попробовать. Само по себе ничего плохого, но незаметно подвигаются в сторону более важные сферы человеческой жизни, пропуская кулинарию вперед на неподобающее ей первое место. Весь мир как будто поет гимн чревоугодию! Было вкусно, но можно приготовить еще вкуснее и еще, и еще… Мы стали как та девочка из сказки про «Гусей – лебедей” у которой «и сливочки не едятся”.

          Потребность населения есть «повкуснее” стараются удовлетворить производители продуктов питания. Вот, например, рекламный ролик наггетсов компании «Мираторг”. Ролик рассчитан на семейную аудиторию. В стихотворной форме, с мягким юмором, «уютно” и «по-домашнему” рассказывается о наггетсах, которые делаются и для детей заботливых, и для детей с хорошим аппетитом и даже для детей, которых «мамы растят на особой планете”. Не трудно догадаться, что дети «с другой планеты”, это те, кого мамы кормят полезной, невкусной и конечно же исключительно овощной пищей. В кадре несчастное дитя открывает свой скафандр и с радостью поглощает полуфабрикаты, оставляя овощи в сторонке.

          Как-то незаметно большинство современных детей получило ежедневный доступ к лакомствам. Детские «вкусняшки” в магазине всегда на самом виду. Стойки с шоколадками, чупа-чупсами и т.д. – у каждой кассы. Мимо не пройдешь. Бери – не хочу! А дети хотят. И мамам, бывает, приходится проявлять чудеса дипломатии, чтобы не покупать разной пищевой ерунды.

          Когда дочке было четыре года, мы часто заходили в продуктовый магазин у дома, где подобных лакомств было сверх нормы. Время от времени она просила меня что-нибудь там купить. Я отказывала: «это – плохо”, «а это – вредно”. Как-то раз дочка поставила меня своим вопросом в тупик: «Это правда вредное?”. «Да”. «Раз оно вредное, зачем его тогда продают? Почему его тогда другие покупают?” И правда, почему? Ведь все же хоть раз слышали, что это вредно. Особенно – детям.

          Да, дома можно приучить ребенка питаться просто и правильно. Но потом он пойдет в детский сад, школу и увидит совсем другое отношение к еде. Как научить ребенка не ставить еду на одно из главных мест в жизни, когда всё и все просто вопиют об обратном? Если верить СМИ, в Европе и США за попытку упорядочить питание в семье, можно и без ребенка остаться. Наши соцслужбы тоже могут забрать ребенка из семьи, если обнаружат в холодильнике прокисший суп или не найдут там молока.

          Основной инстинкт

          «Бог мне свидетель, я скорее украду или убью, но не буду голодать”, – клянется Скарлетт О’Хара из романа «Унесенные ветром”. Боязнь голода, страх,что настанет такое время, когда на еду не хватит денег, – это тоже такая форма чревоугодия, которая живет во многих людях и особенно сильна в старшем поколении. Не будем говорить, насколько эти опасения обоснованы, но уж сильно преувеличены – это точно. У большинства озабоченных воображаемым грядущим голодом людей, есть родные, которые в экстремальной ситуации не дадут им пропасть.

          Архитипична ситуация, когда бабушки стремятся докормить своих «голодных” внуков или возмущаются, что ребенка плохо (точнее недостаточно разнообразно и обильно) кормят дома родители. Желание поесть – свято! Помню, с каким откровенным непониманием смотрели на меня мои мама и папа, которые в целом стараются придерживаться православия, когда я приучала свою восьмилетнюю дочку к посту перед причастием.

          Прививка от чревоугодия

          Как уберечь ребенка от чревоугодия, если все мы от него так или иначе страдаем? О нездоровом стиле питания современного человека постоянно говорят и пишут медики, но они не берут в расчет духовные корни проблемы. Между тем, многих ли вы видели людей, которые после диет, смогли бы удерживать сброшенный вес хотя бы лет пять? Может для обуздания своих аппетитов, нужен не просто отказ от приема тех или иных продуктов, но изменение состояния своего духа?

          Святые отцы недаром называли чревоугодие большей среди всех страстей. Иоанн Лествичник в главе с ироничным названием «О любезном для всех и лукавом владык – чреве” говорит, что тот, кто считает, что победил чревоугодие, – глубоко ошибается. Слишком основательно сидит оно в человеческой природе. «Чудно было бы, если бы кто-нибудь прежде сошествия своего в гроб освободился от сей страсти”.

          Заставляя каждую страсть говорить, откуда она берется, Авва Иоанн говорит как бы от имени чревоугодия: «Дверь, которой я вхожу, есть свойство снедей, а причина моей ненасытности привычка, основание же моей страсти – долговременный навык, бесчувствие души и забвение смерти”.

          В святоотеческом опыте накоплено достаточно рецептов борьбы с чревоугодием. Основной инструмент борьбы – это пост. Один из основных принципов – умеренность. Иоанн Кассиан Римлянин писал, что касательно воздержания в пище не может быть установлено одно для всех правило. «Потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одною силою души, но должна соразмеряться и с силою тела”. Он подчеркивает, что «не для всех также питательны овощи, или зелья, или сухой хлеб. Еще – иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тяжесть, если съест фунт или полфунта”.

          Но, какую бы меру себе человек не выбрал, главное не вдаваться в пресыщение. Поэтому прекращать есть необходимо еще до того, как наступило чувство сытости.

          Для человека, желающего держать в узде страсть чревоугодия, имеет значение и состав пищи. Об этом писал Иоанн Лествичник, давая советы монахам, которые подходят нам и нашим детям: «Отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности…”. То есть лучше есть простую пищу в достаточном количестве, чем рафинированную – в небольшом.

          Интересный способ обуздания аппетита дает авва Дорофей. В одной из глав «Душеполезных поучений”, книги, которую Игнатий Брянчанинов советовал одной молодой матери взять как настольную для воспитания дочери, авва Дорофей помогает молодому монаху, своему ученику Досифею, перейти к умеренному питанию. Досифей вырос в богатой семье и не привык отказывать себе в пище. За обедом он мог съедать больше килограмма хлеба. Авва Дорофей понемногу уменьшал его порции и ждал в течении недели и больше, пока он привыкнет к такому количеств пищи. Затем снова немного сокращал порцию, и так, постепенно, без большого насилия над желудком, добился того, что послушник стал упореблять небольшое количество еды.

          В общем и целом, святые отцы советуют в питании держаться золотой середины: не совершая аскетических подвигов, к которым мы неспособны, не переходить на хлеб и воду, выбирать продукты подходящие именно тебе, и порции подходящие именно тебе, прекращать есть до насыщения, избегать слишком вкусной еды. И, самое главное, они говорят, что если будешь стараться удерживать себя от излишеств в пище, то Господь сам начнет тебе помогать.

          Психолог Галина Петкау

          Комментирует психолог Галина Петкау: Преподобный Серафим Саровский говорил: «Только досыта ничего не вкушай, оста­вляй место Святому Духу”. В Священном писании написано, что у нас три врага: дьявол, мир и плоть. Плотское – это чревообъядение, сладкоядение. Человек хочет чего-то особенного и сам себе угодить не может. Это бывает абсолютно у каждого, независимо от пола и возраста.

          Все мы от плоти подвергаемся искушениям. И с этими искушениями, в частности, со страстью чревоугодия, приходится бороться всегда. Если человек злоупотребляет едой, его дух – падает. Бывает, в жизни человека наступает момент, когда он сам себе говорит: все, я справился с этим грехом, я победил его. Это самообман, который в православии называют прелестью. Это означает, что человек возомнил о себе, что он стал чуть выше, чем был раньше. Он думает, завтра у меня уже все будет хорошо, но на следующий день впадает в еще более сильное искушение и срывается. Поэтому нужно всегда быть на страже.

          Вообще, это относится к любому греху, не обязательно к чревоугодию. Если человек уже достаточно зрелый, ему понадобится больше времени, благоразумия, терпения и настойчивости, чтобы очиститься от страсти, которая в нем укоренилась. Но не стоит забывать, что капля камень точит, что благодаря направленным усилиям, непременно будут происходить сдвиги, пусть и медленные. Другое дело, что кто-то борясь с чревоугодием, просить помощи у Бога и получает ее, а кто-то не приемлет этот путь и надеется только на свои силы.

          Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
          Александр Ужанков Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
          Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
          Александр Ужанков
          «Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с «Евгением Онегиным”». Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
          Александр Ужанков Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
          Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
          Александр Ужанков
          «Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь». Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
          Александр Ужанков Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
          Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
          Александр Ужанков
          17 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии прошла очередная встреча из цикла «Духовные основы русской литературы». Лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов”» прочитал профессор, филолог Александр Ужанков. Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
          Александр Ужанков Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
          Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
          Александр Ужанков
          Главная задача встречи — рассмотреть духовную и душевную основу повести с помощью «учения о прилоге» преподобного Нила Сорского. Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
          Александр Ужанков Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
          Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
          Александр Ужанков
          3 февраля профессор Александр Ужанков, преподаватель Сретенской семинарии, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», рассказал о «Повести о Петре и Февронии Муромских» в Актовом зале Сретенской семинарии. Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
          Александр Ужанков Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
          Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
          Александр Ужанков
          Загадки и тайны шедевра древнерусской словесности. Место, время его возникновения и автор. Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО)
          Александр Ужанков Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО)
          Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
          Александр Ужанков
          В лекции рассматривается русская цивилизация как третья православная. Рассматриваются четыре краеугольных камня цивилизации: вера, язык, история и культура. Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
          Архиеп. Верейский Амвросий Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
          Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
          Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
          Осуждение – разновидность гордости. Пагубность страсти осуждения. Осуждая других, невозможно заметить свои грехи. Осуждение и рассуждение. Осуждение греха и грешника. Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
          Протоиерей Вадим Леонов Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
          Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
          Протоиерей Вадим Леонов
          Различие гордости и тщеславия. Страсти, губящие в человеке всё доброе. Сложность борьбы с гордостью и тщеславием. Смирение как основная добродетель.

          Ее читают и в храмах, и в домах на протяжении всего поста. И объяснена эта молитва, казалось бы, глубоко и подробно. Но суть святых вещей, суть слов, рожденных Святым Духом, такова, что от умноженных усилий по изучению и истолкованию открываются новые оттенки и грани смысла. Этот труд не несет усталости, наоборот, укрепляет труженика, радует и указывает дальнейший путь.

          Обратим внимание на то, что в этой молитве речь идет о духовной борьбе, то есть о такой борьбе, где один дух противостоит другому. Дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви» дай мне (просит человек словами святого Ефрема), а «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» не давай. На языке Библии «не давай» может означать «не допусти». Так и в молитве Господней «не введи во искушение» означает «не допусти впасть в искушение»

          Это может показаться назойливым напоминанием, но скажем еще раз о том, что пост – это духовная борьба, а не гастрономическое явление. Один дух, то есть один духовный настрой и образ мыслей, противостоит здесь другому духу. И тот и другой дух ведут борьбу за право поселиться в духе человека, о котором сказано: «И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23).

          Итак, целостный человек – это единство духа, души и тела, сохраняемое без порока. Подобная целостность у святого Ефрема называется «целомудрием» и поставлена в начало всех благих прошений. Это не только удаление от блуда во всех его разновидностях, но цельность человека, единого в делах, словах и мыслях. Молитвенная просьба, таким образом, заключается в том, чтобы дух человеческий воспринял в себя дух добродетелей и оградился от духа греховного.

          Есть короткая притча Христа о закваске, которую женщина вложила в три меры муки, доколе не вскисло все. Три меры муки это и есть дух, душа и тело, которые должны соединиться под действием «закваски» Святого Духа.

          А что же «иной дух»? Он стремится влезть в человека, чтобы родить свою модель поведения и мышления. Человек – существо умное, и, следовательно, грехи у него гнездятся в умной сфере, а не в телесной. Через телесную сферу грехи лишь только проявляются. Есть, к примеру, блуд, но есть и «дух блуда». Вот читаем у Осии: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5: 4) И еще у того же пророка: «Дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего».

          Так же можно мыслить обо всех грехах. Есть чревоугодие, а есть дух чревоугодия — обжорства и лакомства. Есть хорошо известный по нынешним временам дух стяжательства, зависти, несытости. Этот дух представляет уму деньги в качестве высшей ценности и посягает на то, чтобы всему назначить цену, даже вещам бесценным по определению. По душам целых поколений сей дух пронесся с разрушительной силой урагана, и именно духовное противостояние способно ему сопротивляться. Все остальное не действует: с ветром, как известно, шашкой не повоюешь.

          Человеку, положим, ничего не надо, все для жизни у него есть. Но зашел человек в супермаркет, хлынули на него призывы рекламных акций, вид товарного изобилия, втянул человек носом сладкий воздух, пропитанный ладаном маммоны, и вот ему уже все надо, всего хочется. Что это? Это пример вторжения в сознание особого духа и пример победы этого духа над человеком.

          Так что святой Ефрем отрывает нас от плоти и уводит в более тонкие сферы, где совершаются самые важные события жизни, самые катастрофические поражения и самые героические победы.

          Отметим также, что в этой молитве упоминаются грехи не самые явные, не самые бросающиеся в глаза. Казалось бы, подумаешь – празднословие. Что такого особенного? Или – праздность. В этом перечне нет ни пьянства, ни обжорства, ни гнева с раздражительностью, ни парения ума на молитве. Нет многого, в чем регулярно каются православные люди. Очевидно, преподобный – человек опытный, и свою молитву он преподносит нам как плод этого подвижнического опыта.

          Подвижнический опыт заключается вначале в отсекании грубых и явных грехов. «Не пью, не курю, матом не ругаюсь». На этой стадии может родиться квази-протестантское благодушие и уверенность в собственной святости. Но это – у людей глуповатых и поверхностных. Подвижнический же опыт влечет человека дальше, и там, куда он человека влечет, грех открывается взору, как тончайшие сети, разбросанные повсюду. Шагу нельзя ступить, не зацепив одну из нитей, а эта нить тянет другую, а та – третью, и… коготок увяз – всей птичке пропасть. Становятся заметны и связи между грехами и страстями, так что уже нечто казавшееся ранее маловажным теперь видится как начало пути, ведущего в пропасть.

          Первое, что названо святым Ефремом, это «праздность», вернее «дух праздности». Для подвижника праздность – это сон на посту. Подвижник должен непрестанно чередовать полезные труды – молитву, труд, чтение, чтобы всегда быть подобным котлу, стоящему на огне. На горячий котел, по слову Пимена Великого, мухи не садятся. И тогда оку духовного труженика открывается, что «дух праздности» есть один из господствующих духов современности. Не трудиться и не учиться хочет «усредненный» современный человек, но отдыхать (от чего?), накапливать впечатления, расслабляться. На сленге это называется «отрываться», «зажигать», «балдеть». Не будь этой самой идеи праздности и стремления к ней, как к подлинному счастью, грех не маршировал бы так победно по улицам городов «цивилизованного» мира.

          Но наш мир есть не только мир «расслабляющийся». Он же есть и мир унывающий. Само веселье нынешнее зачастую свидетельствует о глубоком надрыве в душе человека. Это не народные гулянья после сбора урожая. Это попытка забыться или раствориться в шуме. Депрессии, нежелание жить, потемки сознания, от которых спасаются наркотиками и алкоголем, то есть еще большими потемками, это же болезни века. Действительно: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…»

          Уныние есть язва лютая, быть может, лютейшая. Серафим Саровский говорил об этой страсти как о самой тяжелой. Куда бы ни бежал, принесешь ее с собою. Чем больше будешь стремиться к веселью и легкости, тем на более тяжкие приступы уныния себя обречешь. Оно не уйдет, вспугнутое твоим смехом. Оно терпеливо постоит за спиной, подождет, а когда устанешь смеяться, снова возьмет за горло. Воистину, мы вступили в эпоху, когда молитва святого Ефрема стала нужна всем без исключения.

          Любоначалие же, это, просто говоря, желание начальствовать, властвовать, управлять. На каждой руке по пять пальцев и все – указательные. Пушкин не зря назвал эту страсть «змеей сокрытой». Есть ведь многие, кому командовать некем. Но дайте им в подчинение на один только день пару человек – и вы удивитесь рвению и административному восторгу! А домашний деспотизм не отсюда ли растет, когда маленький человечек тиранит домочадцев, реализуя свои наполеоновские комплексы? На работе он – паинька и почти ангел, а дома – лев, выбежавший из клетки. Говорят, хочешь узнать человека – дай ему власть. А я бы сказал, что не надо так испытывать человека. Это опасный эксперимент. Пусть лучше молится человек молитвой Ефрема Сирина. Она его на сто процентов касается.

          И еще одна грань становится заметна. Простые профессии нынче не в чести. Деток двигают в юристы, в менеджеры, в банковскую сферу. То есть туда, где «рулят процессом», а не гвозди забивают. Скоро десять банкиров выстроятся в очередь к одному электрику, потому что банкиров будет больше, чем электриков или столяров. А корень все там же – в любоначалии, в страсти к белым рубашкам, кожаным портфелям, служебному транспорту и высоким мыслям о личной значимости. Отче Ефреме, моли Бога о нас!

          Все три духа, упомянутые выше, и поведенческие модели, этими духами созданные, открыто бросаются в глаза. Можно ожидать, что и четвертый дух не стоит особняком, но встроен в систему. Так оно и есть! Дух празднословия завершает перечень, и он же, как смог, накрывший большие города, плотным облаком покрывает нашу жизнь.

          Празднословие – это свобода слова помноженная на рабство мысли или на ее отсутствие. В нынешнем мире нам разрешено говорить все или почти все. Но велено говорить громко и всем сразу, так, чтобы никто никого не слушал, но все просто выговаривались. Это в эпоху цензуры слова были и оружием, и драгоценностью. В эпоху болтовни самые важные и емкие речи рискуют утонуть в тоннах макулатуры, рискуют затеряться в толпе слов, сказанных без надобности, праздно.

          Культура слова связана с культурой молчания. Кому не о чем молча думать, тому и говорить не о чем. Говорить «просто так» нельзя. Это все равно, что есть, не чувствуя голода, и этим разрушать здоровье. Слово – это семя. Оно оплодотворяет, если оно живо. И совсем не зря существует такое понятие, как «словоблудие», потому что говорение ни о чем есть разновидность духовного излития семени на землю (ср.: Быт. 38: 9). Чуть далее об этом говорится, что это было «зло пред очами Господа». Празднословие – враг молитвы, враг тишины, враг серьезных мыслей. Его одного хватит, чтобы оказаться в аду, поскольку «за всякое слово праздное дадут ответ люди в день судный».

          Мы, сами того заранее не желая, увидели, что в четырех страстях, названных святым Ефремом, пред нами предстали не просто четыре греховных духа. Предстал перед нами некий один дух, впитавший в себя все другие. и дух этот – дух мира сего. Это дух мира праздного, тоскливого, болтливого, высокомерного и, как ни странно, уверенного в себе. В этом противоречивом и больном мире мы живем, дух этого мира смешивается с воздухом, которым мы дышим, и травит нас постоянно. Так как же нам не бежать со всех ног в храмы Божии? Как же нам оставаться в бездействии?

          Слава Богу, введшему нас «во пречестные дни сии».

          Приступим в святые дни поста к Богу с верой и дерзновением. Будем часто приносить Владыке жизни нашей прошения об исцелении нашего сокровенного внутреннего человека. Молитвы собственные сочинять не будем. По большей части, все нужное уже сказано. Нужно лишь потрудиться понять и усвоить смысл церковных молитвословий. Как в орехе, нужно разгрызать твердую скорлупу привычных слов, чтобы добраться до ядра духовного смысла и ощутить его вкус.

          Таких орешков в золотых скорлупках у нас еще немало.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *