Молитва от искушений

Содержание

Искушение

Библия ясно проводит мысль о том, что жизнь христианина на земле подобна жизни солдата на войне. Но в отличие от войны железным оружием, наша борьба ведется на духовном уровне.

Искушение является формой духовной атаки, которую дьявол предпринимает против христианина. Если представить человеческую душу в виде крепости, то атаку враг предпринимает в самом уязвимом месте, где стена слабее всего, где есть брешь в крепостной стене. В прямом смысле – это слабости, вредные привычки, зависимости – любые изъяны нашего характера. Например, если человек привык искать утешения к бутылке, то самым легким способом в трудный период жизни искусить его тягой к алкоголю. Если у христианина был печальный опыт беспорядочной сексуальной жизни, то сатана попробует подтолкнуть его к этому проверенному методу снятия стресса и т.п.

В каждом искушении присутствуют три действующих стороны: дьявол (бесы), человек и Бог. Дьявол хочет «украсть, убить и погубить”, – так описал его Христос, – именно таковы его цели в искушениях. Бог же позволяет искушениям происходить, потому что рассчитывает на победу человека над искушением, в результате которой слабая сторона характера укрепляется, образно говоря, брешь в крепостной стене заделывается. Божий расчет на нашу победу оправдан еще и тем, что Он выставляет планку, не позволяя искушениям превысить наши возможности. (1Кор.10:13)

Если все это так, то тогда

почему мы, христиане терпим поражения и уступаем в искушениях?

Планка, установленная Богом, всегда выше той, которая когда-либо нами была достигнута. Т.е. сегодняшнее искушение как правило сильнее вчерашнего или оно вообще другое. У нас нет опыта, на который можно было бы положится, как для альпиниста, покоряющего почти 9-километровый Эверест, недостаточно опираться только на опыт восхождения на 5-километровый Эльбрус. В этом случае необходимым ресурсом является вера, а вера всегда имеет дело с невидимым, с новым, прежде не испытанным.

В процессе искушения нам всегда кажется, что искушение сильнее, чем мы можем вынести. Важно помнить ключевое слово – всегда! Поэтому, если человек рассчитывает на свои силы (поскольку он вычисляет в уме, на что он способен даже когда говорит, что способен на все!), наступает момент, когда он готов уступить силе искушения. Любопытно, что даже те христиане, которые уповают на Божью помощь, снова и снова оказываются в ситуации, когда этой помощи недостаточно. Они видят, что ее нет, или ее не хватает. Например, христианка, которая живет с неверующим мужем, которая готова выносить многие трудности и переносит их, усердно молясь Богу, в определенный момент говорит себе: «Я этого больше не перенесу!”

Готовность сдаться является переломным моментом искушения. Брешь становится больше. Уступка в искушении приносит временное облегчение, как сдача в плен выглядит облегчением в сравнении с продолжением сражения под огнем противника, в котором очень небольшой шанс выжить. Но счастья поражение не приносит, еще и потому, что грех – очень жестокий господин. Поражение в искушениях сопровождается страданиями совести, помимо прямых последствий греха в виде испорченных отношений (если это неверность в браке), здоровья (если это алкоголизм), духовной немощи (если искушение отвадило нас от молитвы и доверия Богу). Те есть, поначалу большинство из нас все же не считает уступку искушениям чем-то хорошим. Мы стараемся собраться с силами, чтоб в следующий раз победить.

Увы, на этот раз против нас работает еще один фактор – опыт поражения. Этот опыт добавляет свой голос в целых хор голосов, убеждающих нас, что бороться бесполезно. Поэтому выстоять в повторных искушениях еще труднее, так что искусителю требуется даже меньше усилий, чтобы сломить волю человека.

Если же уступки и поражения повторяются снова и снова, то наступает момент, когда для сохранения самоуважения и хоть каких-то остатков достоинства, люди вынуждены прибегать к самоутешительным лживым теориям: «Все так делают!”, «Ничто человеческое мне не чуждо!” «Если бы Бог действительно хотел избавить меня от этой зависимости, Он помог бы мне…” и т.д.

Наконец, еще один шаг по нисходящей совершается, когда человека уже не нужно искушать грехом, а он сам его ищет. В грехе, каким бы отвратительным он ни был, всегда есть обольщение наслаждением. Если у человека уже нет никакого другого наслаждения – его взаимоотношения с близкими разрушены, отношения с Богом формальны и безжизненны, здоровье подорвано, восприятие прекрасного искажено – то остается последнее: временное греховное наслаждение. Оно, как наркотик, постоянно требует увеличения дозы (то есть, невинные прежде грешки вроде простительной гордости, одноразовой пьянки, короткой вспышки гнева или легкого флирта постепенно переходят в неизлечимую гордыню, тяжелые запои, неврастению и извращенный секс. Но а что делать человеку, если грех – это его единственное утешение в жизни? Вот так, шаг за шагом, постепенно, человек опускается с уровня подобия Богу, до подобия животному, движимому инстинктами и, наконец, до подобия бесам. Это и есть окончательная цель сатаны. Как выразился Клайв Льюис, в ад нисходят не люди, а то, что осталось от людей.

Как же выстоять в искушении?

Прежде всего важно распознать, что это искушение. Это не очень трудно, потому что практически постоянно, в любой момент времени мы находимся под тем или иным искушением. Иаков предупреждает: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью” (Иак.1:13-14). Похоть – это сильное желание. Сильное желание покушать становится поводом к искушению нашуметь на свою жену, сорвать гнев на детях или разозлиться на официанта. Сильное желание получить цветы на день рождения, искушает женщину обидеться на мужа, отказать ему в близости или просто пребывать в мрачном настроении целую неделю и запомнить этот день на всю жизнь.

Сила искушения заключается в том, что оно рисует ужасные картины будущего, если мы ему не уступим, и прекрасные, если поддадимся. Искушение переживаниями о завтрашнем дне изображает нас бездомными, в лохмотьях, голодными и опустившимися. Искушение сексом рисует восхитительную картину удовлетворения и счастья, которое мы пропустим, если начнем флиртовать с этим мужчиной. Дьявол искушал апостола Павла страхом, рисуя картины ужасных страданий и позорной казни. Что же тогда следует сделать оказавшись в искушении? Ответ настолько прост и даже примитивен, что мы и не помышляем о том, чтобы к нему обратиться.

Мы были научены серьезной борьбе с напряжением всех своих сил односторонней трактовкой искушения Христа в пустыне. Нас учили, что раз Иисус победил сатану Писанием, то и нам нужно заучивать, запоминать строки из Библии, чтобы в момент искушения процитировать нужный отрывок Священного Писания. Не удивительно, что этот метод не работает, хотя мы редко осмеливаемся подвергать его критике – это же Слово Божье, как оно может не работать? После очередного поражения, мы полагаем, что недостаточно изучали Слово, недостаточно заучили его. Начинаем стараться еще больше до очередной неудачи. Н метод этот не работает по другой причине: ничто не звучит фальшивее, искусственнее, нереальнее, чем библейские стихи в момент искушения. Если вы когда-либо были искушаемы страхом завтрашнего дня, вы наверняка замечали, насколько поверхностными казались вам в тот момент слова Христа: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их” (Мф.6:26).

Взять лом веры

Апостол Павел, как и Иисус, победили сатану не потому, что вовремя вспомнили подходящее место Писания, а тем, что цитируемые ими места из Библии отразили их жизненную философию. Если выразить ее самым простым образом, то она прозвучала бы так: «Ну и что?!”

Дьявол угрожал апостолу муками и пытками, и он ответил: «Ну и что?!” Рассказывая о трудностях, с которыми Павел и его спутники столкнулись в Эфесе, он сказал, что они уже «не надеялись остаться в живых” (2Кор.1:8).
– Я убью тебя! – проскрежетал сатана.
– Ну и что? «Жизнью ли то, или смертью, ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем!” (Филип.1:20).

– Я прикажу бросить вас в огненную печь, и тогда какой бог избавит вас от руки моей?
– Ну и что?! «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся”. (Дан.3:17-18)

– Я дам Тебе все царства мира, если Ты поклонишься мне.
– Ну и что? Что особенного в этих царствах и власти?

– Если ты не сотворишь хлеб из камня, то умрешь!
– Ну и что? Главная пища – это слово исходящее из уст Божьих.

– Если ты не уступишь давлению начальника, тебя уволят!
– Ну и что? Бог даст мне лучшую работу. А если и не даст, то лучше иметь грязную работу и чистую совесть, чем наоборот.

– Твоя жизнь не имеет смысла, тебе лучше покончить с собой!
– Ну и что? Даже если это так, то самоубийство нисколько не прибавит смысла вечному существованию моей души.

Против лома нет приема

Почему этот примитивный ответ искушению лучше богословски аргументированной позиции, подтвержденной 8 цитатами из Ветхого Завета и 21 цитатой из Нового? Видите ли, искушение имеет дело не со здравым смыслом, а с ощущениями. Оно побеждает нас не аргументами разума, а страхами. Оно апеллирует не к мудрости, а к эмоциям. Соломон учит отвечать глупому по глупости его; сражаться с эмоциями доводами разума бесполезно. Вот почему пофигистский ответ «ну и что!” оказывается ломом веры, против которого у сатаны нет приема. «Ну и что?” Победой на Голгофе и воскресением, Бог поставил такую планку искушения, что самое худшее, что может дьявол сделать христианину – убить его тело. И тогда, о ужас, он немедленно перенесется на небеса и будет вечно пребывать в блаженстве со своим Спасителем. Понимаете ли вы, что дьявол этого-то делать как раз и не хочет! Между тем, именно смертью, как чем-то самым страшным, и угрожает нам.

Но самое главное, почему против этого лома у сатаны нет приема – при этом подходе к искушению, мы с самого начала отказываемся сражаться с искушением.
В этом и состоит парадоксальный секрет христианской победы. Потому что, в тот самый момент, как мы отказываемся бороться с искушением, в действие вступает передовой отряд небесной силы. Противостаньте дьяволу, – советуют апостолы Петр и Иаков, – твердою верою, и он убежит от вас (1Петр.5:9, Иак.4:7). Твердой верой во что?
В то что у нас достаточно собственных сил, чтобы справиться с искушением? Нет, это не соответствует истине, а верить нужно в истину.
Тогда, может быть, верой в то, что с Божьей помощью, мы справимся с искушением? Немного теплее, но не то. На практике это чаще всего выглядит так, что поначалу мы напрягаем все свои силы, свою собственную праведность, свою порядочность, силу воли, а потом, когда видим, что наших сил недостаточно, мы начинаем призывать силу Божью. Но она почему-то не приходит.
Библия учит нас тому, что Божьи войны так не ведутся. Они начинаются с того, что впереди идет Бог, и Он сражается, иногда при этом используя наши руки, а иногда и нет, как нередко случалось в древней истории Израиля.

Как Божья война может выглядеть на практике сегодня?

Например, дьявол искушает вас страхом будущего, а вы достаете лом веры: «Ну и что? Даже если я умру от голода, я немедленно вознесусь на небеса”. Но это еще не все. Последнее, что добивает дьявола окончательно и делает искушение бессмысленным – ваше немедленное обращение ко Христу. Ведь, если вы понимаете, что вы бессильны, немощны, что вся ваша сила, воля, опыт бесполезны и даже вредны в борьбе с искушениями, вы немедленно обращаетесь ко Христу.
«Ты – слаб!” – искушает лукавый – «И ты сейчас побежишь за этой юбкой!”
«Господи, он прав! Я в самом деле слаб и хочу бежать за этой юбкой. Но у меня есть Ты. Я принадлежу Тебе. Все мое – Твое. Моя жизнь не принадлежит мне, делай через меня то, что Ты хочешь…” Продолжайте этот диалог и вы не заметите, как юбка исчезла, а искушение ушло.

Сатанинская цель в искушении – отдалить вас от Бога как можно дальше. Если же он увидит, что всякий раз, когда начинает искушать вас, вы немедленно начинаете общение с Христом, что искушением он подталкивает вас к молитве, ближе к Богу, он перестанет это делать. Думаю, что он не перестанет искушать вас вообще, но будет делать это теперь по другому. Раньше он искушал вас сексом или выпивкой, теперь будет внушать мысли о том, как вы духовны сильны, какой вы зрелый христианин, и как сильно вы любите Бога. Не так, как прочие…

Наша борьба не прекратится вплоть до последнего дыхания. Но
1. искушения никогда не будут непреодолимыми.
2. мы никогда не достигнем уровня христианской зрелости, чтобы справляться с искушениями своими силами.
3. изначальное согласие на самых худший вариант из возможных («Ну и что?!”), и постоянно осознание того, что мы ни на что не годимся, сразу поворачивает наш взор ко Христу, и искушение грехом превращается в молитву и очередной диалог с Богом.

Теперь вы понимаете, почему Иаков сказал: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения” (Иак. 1:2)

Сегодня новостные ленты пестрят сообщениями о том, что Папа Римский Франциск утвердил изменения в итальянском переводе молитвы «Отче наш». В новой редакции слова «не введи нас во искушение» будут заменены на «не дай нам поддаться искушению». О необходимости изменить текст он говорил еще в 2017 году: «Бог не вводит в искушение, а помогает вам сразу же подняться после падения… Это неудачный перевод, потому что здесь говорится о Боге, который склоняет к искушению. Но тот, кто побуждает к искушению, – это сатана, это роль сатаны». Ранее были внесены изменения во французский перевод. Реакция католиков, разумеется, оказалась весьма неоднозначной.

На мой взгляд, прежний перевод не был неудачным, но действительно мог быть превратно истолкован, как если бы Бог намеренно подставлял человеку подножку. Славянский текст – это буквальный перевод с греческого и при условии правильного понимания является совершенным. Мой главный тезис: слово «искушение» следует понимать не столько как действие субъекта, а как обозначение пространства.

Как понимается слово «искушение» в Евангелии?

1) «Не введи нас во искушение»

Обратимся к заключительному прошению молитвы Отче наш. Если просят «не введи», у кого-то может закрасться сомнение, значит, всё-таки Бог «вводит»… Кстати, в Евангелии от Луки (11:4) опущена вторая часть, во многих рукописях отсутствует «но избави нас от Лукавого».

Прежде всего, имеет смысл прочитать это прошение как единое целое «не введи нас во искушение, но избави нас от Лукавого». Подобным же образом необходимо читать целиком и предыдущее прошение – «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», чтобы увидеть внутреннюю логику фразы, в которой мысль разворачивается определенным образом. «Не введи нас…, а вытяни нас из…».

Остается открытым вопрос, как переводить концовку – «от лукавого», «от Лукавого», «от зла», «от Зла». Любой знает, что в роли искусителя выступает лукавый, известный под своими традиционными именами «дьявол» (сеятель раздоров, баламут) и «сатана» (враг). В Евангелии от Матфея он выступает в роли искусителя в эпизоде трех искушений Христа в пустыне. Итак, непременно следует держать в уме обе части прошения.

2) Кто искушает в Ветхом Завете?

Слово «искушение» довольно трудно понять современному человеку. В современном языке «искушение» чаще всего понимается как соблазн, прельщение. Одно не исключает другого, но это не является его основным значением. Если обратиться к Ветхому Завету, некоторые моменты покажутся довольно странными.

На иврите глагол nissâ означает «искушать», «подвергать испытанию». В книге Исход упоминается город Масса, его название – это причастие, образованное от глагола nissâ: «Он назвал это место именем Масса и Мериба – Испытание и Ссора – из-за ссоры сынов Израилевых и потому что они испытывали Господа (они искушали Его), говоря: «Господь среди нас, да или нет?» (Исх 17:7). В псалмах имя Масса навсегда останется как день искушения: «Не ожесточите сердца вашего, как это было в Мериве, как тогда — в пустыне, в Массе» (= как в день искушения в пустыне) (Пс 94:8).

Кто искушает в Ветхом Завете? Тут возможны несколько вариантов:
· Бог искушает человека, подвергая его испытаниям (Быт 22:1; Вт 8:2);
· в случае Иова сатана искушает человека с позволения Бога;
· дьявол незаконно присваивает себе эту власть и искушает человека;
· человек искушает Бога, например, требуя пищу (Пс 77:18);
· человек искушает человека.

Поэтому ответить однозначно на этот вопрос достаточно сложно. Когда мы проводим расследование, прежде всего задаем вопрос «Кто виноват?». Нам важно установить причину и найти виновного. Вопрос «Кто искушает?» стихийно направляет нас на поиск «действующей причины». О, нет! Слово «искушение» – обозначает пространство, в котором искушают, пространство насилия, в котором проходит испытание… необходимо однажды найти более подходящее слово.

3) В Евангелии об искушении говорится в терминах пространства.

● Мир сей / грядущий мир:
пространство суда и осуждения / пространство не-суда и неосуждения.

Это непривычно и отлично от наших мыслительных категорий. Однако, если мы способны оказать гостеприимство гостю из дальней страны и другой культуры… Так вот Евангелие для нас — гость из неведомой страны и бесконечно далекой культуры. Убедиться в этом можно, обратившись к слову «суд» или «осуждение». Суд – это имя «мира сего», век сей есть пространство суда. Так же «искушение» – это имя «мира сего», который «испытывает на прочность» нашу веру, наши добродетели.

С одной стороны, есть мир сей, мир искушений и соблазнов, с другой стороны, – грядущий мир (будущее Царство). Аналогичным образом, во что бы то ни стало настаивать на возвращении долга там, где его можно было бы «оставить», «отпустить», «снять», – характерная черта того установленного порядка, который и называется «век сей». Впрочем, слово kosmos также означает прежде всего порядок, ho kosmos outos (мир сей) – это порядок мира, в котором мы оказались в момент первого рождения. Апостол Иоанн говорит: «Бог не послал своего Сына в мир, чтобы судить мир, но чтобы через Него спасти мир. Всякий верующий в Него (кто слышит Его), не приходит на суд – другими словами, слышание Слова даёт возможность выйти из пространства суда. Вера делает так, что я обретаю свободу не участвовать в суде, я не сужу и сам не буду осужден. «Тот, кто не верит (не слышит), уже осужден за то, что не верит», то есть он остается в том пространстве суда, в котором мы оказались по первому рождению» (Ин 3:17-18).

Пространство суда – пространство убийства, смерти, ненависти. В этом пространстве правит отец лжи, ненависти, князь века сего. Он противостоит Царству. Поэтому сыны Царства молятся: «Да приидет Царствие Твое» и, для оказавшегося в пространстве суда и искушения, поиск виновного не может быть первоочередной задачей.

● Осознать искушение, при этом не искать виновных.

Условно говоря, со времен Аристотеля западный человек нацелен на установление причины. Это позволяет достичь определенного прогресса в некоторых областях (например, в развитии техники). Но это, несомненно, закрывает доступ к чему-то более существенному. Как бы научиться мыслить искушение, не зацикливаясь на вопросе о причинах, виновных и «основаниях»? Этот вопрос может показаться странным, поскольку в сознании современного человека даже Бог предстает, по сути, как действующая причина. Он всё сотворил! Но «первопричина» это далеко не главное значение слова «творец». Да, таков бог Вольтера. Великая первопричина, виновник, часовщик, компьютер, программист вселенной – это изобретение Запада, оно ничего общего не имеет с Евангелием. Вы скажете: Бог – Творец. А вот и нет, не в этом смысле.

4) Другие аспекты искушения: вызов, испытание…

Чтоб сделать шаг вперед к пониманию, чем отличается насилие, когда речь заходит об искушении, я бы предложил слово вызов. Искушение – это вызов.

Когда речь заходит «об оставлении долгов», обычно возникают две крайности: отрицание и досада. Отрицание: я никому ничего не должен, мне не в чем извиняться, все вокруг небезгрешны, мы ни с кем не ссорились. Пока отрицание не исчезнет, чуда не совершится. Но есть и другой способ говорить о своем грехе, который усугубляет ситуацию, то есть удваивает грех. Если я исповедую грех, но воспринимаю это слово как стигмат, как обвинение, это оборачивается досадой. Нужно избегать и того, и другого. И отрицания, и досады. Тогда исповедь и прощение станут источником радости и евангельского ликования. Библия говорит о грехе только в перспективе избавления, освобождения, примирения, прощения, что не оставляет ни отрицания, ни досады. Все другие разговоры о грехе – сугуб грех есть.

Со словом «грех» связано множество искажений, очень важно это слово понять и услышать в его родном контексте. Итак, мы отвергли отрицание, отвергли досаду, остается вызов. Вызов может быть суровым испытанием, провокацией. Еще одно слово, которое должно быть правильно услышано.

Слово «испытание» имеет положительное значение. Тогда искушение представляется как возможность испытать, проверить, увидеть лучшее. Это слово рисует в воображении плавильную печь, в которой грубая руда проходит через испытание огнем и превращается в чистое золото или серебро: именно таково изначальное значение слова «искушать» в иврите. К тому же, вызов – это благородный спортивный термин, он не является чем-то абстрактным, это момент проявления силы, возможность выйти победителем.

5) Зачем Иисус искушает Филиппа (Ин 6:5)?

Итак, вызов, провокация, испытание, тест. Именно словом «искушение» Иоанн характеризует вопрос, который Иисус задает Филиппу перед тем, как совершить умножение хлебов в пустыне. У синоптиков, наоборот – ученики задают вопрос: «Разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?» (Лк 9:13). У Иоанна инициатива принадлежит Иисусу. Увидев толпу, он говорит Филиппу: «Где бы нам купить хлеба, чтобы накормить их?» (Ин 6:5). Затем евангелист добавляет: «Он говорил так, желая его испытать» (искушая его). Что это значит? Ему важно, чтоб Филипп озвучил то, что у него сейчас на сердце. Он озвучивает то, что совершенно противоположно тому, чему посвящена вся глава: истинный хлеб не покупается и не продается, он посылается как дар, как благодать.

По сути вся эта длинная глава посвящена одному: «Хлеб, который дам Я, – это плоть Моя, Я отдаю ее ради жизни мира» (ст. 51). Ответ Филиппа открывает возможность преподнести главный урок: хлеб как синоним жизни не является товаром, предметом купли-продажи. Евангелист произносит ключевой глагол – «дать», «даровать» – этой главы и Молитвы Господней. «Хлеб наш насущный даждь…».

Подвергнуть испытанию, искушению, означает открыть близкому ученику глаза на то, что он самого главного еще не понял. Искушение раскрывает глаза ему и нам на существующую проблему.

6) Избави нас от Лукавого или от зла?

Вы скажете: если так часто говорят о «Князе мира сего», значит существует какой-то князь («принц») и он действительно имеет какое отношение к первооснове («принципу») бытия вселенной? Быть может, он является первопричиной? И какова его природа? Еще один камень преткновения: как переводить слово poneros, зло или Лукавый? В данном случае имеется в виду отвлеченная идея или конкретное существо? В конце концов, хорошо известны его имена: дьявол (баламут), Сатана (обвинитель, клеветник), pseudos (лжец и ложь, отец лжи, фальсификатор).

Особенность нашего мышления состоит в том, что мы способны представить себе либо абстрактные вещи, либо лица. Мы обречены выбирать: либо то, либо другое, либо «принц», либо «принцип». Несомненно, не то, и не другое, по крайней мере, в том виде, как мы себе их представляем.

У атеистов может возникнуть аналогичный вопрос в отношении Бога: это идея или существо, чье имя является причастием, образованным от глагола «быть»? Не то, не другое, по совершенно другой причине. Здесь мы упираемся в ограниченность наших категорий и поэтому необходимо усилие мысли.

7) «Кто искушает»? Имеет ли этот вопрос смысл?

Нередко слово «искушение» возникает в контексте ситуации, которую хотелось бы назвать вызовом. Мы увидели несколько вариантов ответа на вопрос «кто искушает?»

Когда мы молимся «Не введи нас во искушение, но избавь нас от Лукавого», несомненно, это слово употребляется в отрицательном значении, именно поэтому мы и просим извлечь нас оттуда. Не исключено, что в голову может закрасться мысль, будто искушает Бог. И тогда имеет ли смысл сам вопрос «кто искушает»? Это покажется довольно непривычным для нас, но сам вопрос о причине или виновнике должен быть поставлен под сомнение. Это в принципе неуместный вопрос. Следует, конечно, понимать, что нам трудно обойтись без него.

Когда подобный вопрос задают Христу, Он решительно уклоняется, уходит от порочной попытки установить причинно-следственные связи там, где это неуместно: «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но , чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:2-3).

Болезнь оказывается не по причине греха, но ради явления славы. Концовка Отче наш также парадоксальным образом переводит вопрос об искушении совершенно в иную плоскость. «Яко Твое есть Царство»… Есть два противоположных пространства: ho kosmos outos (мир сей), в который мы приходим в момент первого рождения, и есть мир грядущий. В иудаизме времен Иисуса Христа они обозначались понятиями ‘олам ха-зе (мир сей) и ‘олам ха-ба(грядущий мир). Это две управляемые области, у каждой есть своя тональность, свое собственное напряжение… Есть этот мир, которым правит «князь мира сего», и есть Царство, которое приходит со Христом, то есть с Царем-Мессией, помазанным на Царство. И главный вопрос не «кто виноват?», а «кто царствует?», «чье царство»? Евангельская весть состоит в ответе именно на этот вопрос: Христос воскрес, то есть Иисус царствует.

Итак, надлежит привыкнуть к мысли, что в Новом Завете искушение обозначает пространство суда, пространство купли-продажи, пространство насилия, в котором царит вызов. Но главное – это откровение христического пространства, пространства дара и благодарения, в котором царствует воскресший Христос.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге


  • Юлия Баяндина

    Джон Норкросс, Джонатан Норкросс и Кристин Лоберг — авторы книги «Прокачай себя» — точно знают как устоять перед искушающей песней сирен. Они предлагают начать со следующих научно обоснованных способов:

    Сделайте короткую передышку

    Сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Снизьте вашу физическую тягу и успокойте ваши вышедшие из-под контроля мысли. Релаксация поможет вам пройти через большое число потенциальных срывов.

    Прекратите

    Когда вы начинаете верить, что ваше желание — это то, что вам необходимо, жестко скажите себе, что вы не пятилетний ребенок без воли и самодисциплины. Когда мои пациенты пытаются убедить меня, что они беспомощны, я просто их спрашиваю: «А вы сможете сопротивляться за тысячу долларов?» 99% отвечает: «Конечно». Это доказывает, что они обладают необходимыми навыками для сопротивления. Поэтому настройте свой ум.

    Скажите: «Да, я могу»

    Напомните себе, в недвусмысленных выражениях, что вы уже не раз успешно сопротивлялись. Подтвердите свой уровень постоянства.

    Пройдитесь

    Исследования показывают, что быстрая ходьба снижает тягу. У некоторых работает более медленная медитативная ходьба. В прямом смысле уйдите от ваших побуждений.

    Используйте здоровую противоположность

    В периоды искушений и тяги используйте здоровые альтернативы. Чем покупать новую вещь, загляните в свой шкаф и подумайте, какие вещи вы могли бы раздать. Чем прозябать на диване, встаньте и начните активно действовать. Чем злобно молчать после ссоры с партнером, начните спокойный, конструктивный разговор о проблеме.

    Придумайте глупость, чтобы отвлечься

    Найдите отвлекающее действие, которое полностью займет ваши руки и мысли. Для меня это компьютер и ответы на электронную почту, для других хорошим отвлечением может быть пазл, видеоигра или разминка.

    Поощряйте себя

    Если вы столкнулись с тягой, подкрепите себя, чтобы не сбиться с пути. Укрепляйте свою решимость, вознаграждая постоянство.

    По книге «Прокачай себя»

    Книга уже на Озоне.

    • Shares

    Вера в Христа Спасителя дарует людям вечную жизнь, но не освобождает от влияния окружающего мира. Мы также поддаемся искушениям и грешим. Что делать, когда искушения подступают и какие есть методы, чтобы побороть соблазны? Читайте мнения.

    Грег Лори, евангелист и пастор из церкви «Жатва» в Южной Калифорнии:

    Искушение, которое к нам приходит, оно ведь выглядит привлекательно, иначе оно бы не было искушением. Дьявол на протяжении многих лет умело его использует, чтобы навредить нам.

    Только Иисус никогда не поддавался искушению. Будучи Богом, и в то же время человеком, Он проходил через определенные искушения, так же как и мы.

    Если рассмотреть послание Иакова 1:14-16, можно увидеть пять стадий искушения.

    Говоря о первом этапе, к каждому христианину ежедневно приходят искушения, но это пока не является грехом. Искушения приманивают вас всячески, но у вас есть выбор — поддаться им или нет.

    Вы обольщаетесь вашими собственными желаниями. Что часто является ошибкой для большинства из нас, потому что мы не до конца противостоим искушениям.

    Когда мы уже поддаемся искушению, впадая в обольщение, наша воля слабеет, искушение выглядит еще более заманчивым в наших глазах. После, мы начинаем размышлять о нем, как бы обрабатываем его, взвешиваем его, но у нас все еще есть выбор отбросить его.

    «Похоть зачавши, рождает грех”. Таким образом, решение в нашем сердце принято, а значит, мы уже согрешили, процесс запущен. Сначала короткое удовольствие и состояние эйфории, а затем, когда вы осознаете, что уже все сделали, тогда вас начнет одолевать чувство вины, которое приведет к нечувствительности и сожалению.

    И наконец, говоря о последнем этапе, последствие греха – смерть.

    «Душа, согрешающая, смертью умрет” и «плата за грех смерть”, так говорится в Слове Божьем. Теперь вы разделены с Богом, и если вы будете продолжать так поступать, то в конечно итоге это приведет к полному краху. Если человек смертельно ранен, то ему нужна соответствующая помощь. Нам, нужно обратиться к Богу с раскаянием о своих грехах.

    Сергей Худиев, православный апологет, проповедник:

    Соблазн — это то, что грозит лишить Вас этого, отторгнуть от спасения, побудить Вас уйти от вечного света в вечную тьму.

    В соблазне могут переплетаться разные причины — наши собственные плохие привычки, больные страсти и ложные убеждения; дурной пример и лживые слова других людей; внушения духовных сил зла. Церковь видит за злом не просто человеческое несовершенство, а некую личностную силу, которую Господь назвал «князем тьмы». У нас есть враг, желающий нашей гибели; и первое, чего он хочет добиться, — это отторгнуть нас от Церкви, если мы уже с ней связаны, или помешать нам в нее прийти, если мы еще не в ней.

    Мы обязательно столкнемся с соблазнами, и они будут самыми разнообразными. Но если мы будем стоять лицом к истине и помнить о реальности той духовной битвы, в которую мы вовлечены, их течение нас не унесет. Наша вера, как говорит Писание, есть якорь безопасный и крепкий. Как говорит святой апостол, «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11-12).

    Рик Уоррен, пастор мегацеркви Saddleback, автор книг:

    Сатана любит обособленных верующих, отделенных от жизни в Теле, изолированных от Божьей семьи и неподотчетных духовным лидерам, потому что он знает, что они беззащитны и бессильны против его действий.

    Никто из нас не застрахован от искушений. В зависимости от ситуации, и вы, и я способны на любой грех. Бог знает это, поэтому Он возложил на каждого из нас ответственность поддерживать друг друга на жизненном пути. Христиане не должны думать о своих собственных делах, потому что их дело – заботиться о других людях.

    «Но наставляйте друг друга каждый день…, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:13).

    Люди призваны быть вовлеченными в жизни друг друга. Если кто-то духовно колеблется прямо сейчас, то ответственность других христиан помочь этому человеку остаться на правильном пути и в правильном общении.

    В Послании Иакова 5:19 написано: «если вы знаете людей, которые отвернулись от Божьей истины, не «списывайте» их. Идите за ними. Верните их».

    Поместная церковь также обеспечивает духовное покровительство благочестивых лидеров. Бог дает пастору ответственность хранить, защищать, оборонять и заботиться о духовном благополучии своей паствы.

    Джойс Майер, всемирно известная проповедница и автор книг-бестселлеров:

    Преодоление искушений даёт нам уверенность в том, что мы способны распознавать обман врага и противостоять ему.

    Будьте на шаг впереди дьявола

    Я уверена, что, только понимая природу искушения и решительно противостав ему, мы сможем быть на один шаг впереди дьявола. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иакова 1:12). Перенести искушение значит, справившись с собой, не поддаться соблазну, не изменить своё отношение к людям и сохранить преданность Богу. Иисус никогда не изменял Своё отношение к людям во время искушений, и мы, возрастая духовно, должны следовать Его примеру. Иисус хорошо понимает, с чем мы сталкиваемся в искушениях. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха» (Евреям 4:15).

    Не игнорируйте предупреждений

    «По данной мне благодати (незаслуженному Божьему расположению), всякому из вас говорю (предупреждаю): не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Римлянам 12:3). Через многих помазанных проповедников Бог предупреждает нас и наставляет в том, как поступать в различных жизненных ситуациях. Нам обычно не нравится слышать о том, что если мы не изменимся, нас ждут проблемы. Мы ошибочно полагаем, что дело проповедника – уговаривать нас ходить в церковь и делать хорошие дела. Однако наши духовные наставники ответственны за то, чтобы предупреждать нас о надвигающихся опасностях.

    Противостаньте искушению и вы победите

    Я считаю, что мы получаем слишком много информации из мира и недостаточно используем информацию, которую даёт нам Святой Дух. Но нам нужна именно эта, внутренняя информация. Бог и дьявол ведут войну за наши души и «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Галатам 5:17). Искушение – не редкое явление, нам приходится сталкиваться с искушениями изо дня в день. Но Бог дал нам необходимое снаряжение для того, чтобы противостоять искушениям: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Коринфянам 10:4–5). Эти библейские строки убеждают нас в необходимости познавать Бога, чтобы мы могли предвосхищать атаки дьявола, противостоять им и одерживать победы. Иногда мы слишком усложняем христианство.

    Высокая цена заурядности

    Сатана хочет, чтобы мы оставались на прежнем уровне жизни, но Бог желает, чтобы мы поднялись на новый уровень. Дело в том что Бог может сделать для нас только то, во что мы верим. Будьте осторожны, чтобы не оказаться в «нормальном» духовном состоянии. Я не хочу быть заурядным человеком, потому что Бог, которому я служу, не заурядный. Бог есть Бог превосходства и совершенства, и я хочу следовать Его примеру. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её; какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»(Матфея 16:25–26). За низкий уровень жизни человек платит высокую цену. Нет ничего драгоценнее мирной, радостной, праведной и святой жизни здесь на земле и обетования вечной жизни на небесах. Если вы приняли Христа, а сами продолжаете противиться Божьей воле, поступаете по собственной воле, идёте на поводу своих чувств, негативно мыслите – значит вы живёте на низком уровне.

    Тим Челлис, христианский блогер, назвал восемь способов, как Бог дарует нам благо через искушения:

    1. Искушение побуждает душу молиться. Чем яростней искушает сатана, тем ревностней святой молится. Олень убегает от опасности, едва завидев охотника, – точно так же и душа быстро бежит к престолу благодати под огненными стрелами сатаны. Когда Павел был подавлен «ангелом сатаны”, он «трижды молил Господа… чтобы удалил его”. Все, что побуждает нас молиться, служит нам к добру.
    2. Искушение тренирует нашу способность противостоять греху. Чем больше Божье дитя искушаемо, тем чаще он сражается с искушением. Чем чаще сатана искушает богохульством, тем больше святой трепещет от ужаса перед богохульными мыслями и кричит: «Отойди от меня, сатана!” Когда жена Потифара усилила свое искушение, Иосиф усилил и свое сопротивление. Искушение, которое дьявол использует как «шпоры”, понуждая нас совершить грех, Бог использует как узду, удерживающую нас от греха!
    3. Искушение исцеляет от гордости. Павел говорил о «жале в плоти”, которое ему было дано, чтобы он «не превозносился” (2 Кор. 12:7). Это жало Бог послал Павлу, чтобы его не раздувало от гордости! Намного лучше, когда нас смиряет жало неудачи, чем когда превозносит успех. Чтобы уберечь христианина от высокомерия, Бог может попустить ему оказаться в лапах сатаны на некоторое время, пока он не будет исцелен от раздувающей его гордости.
    4. Искушение испытывает наши сердца. Дьявол искушает нас, чтобы прельстить грехом, обмануть, но Бог допускает искушение, чтобы проверить нас. Искушение испытывает нашу искренность и зрелость – открывает, насколько наше сердце предано Христу. Слабый христианин уступает сатане при первом же искушении, подобно тому как дитя отдает свои деньги (данные ему для обеда) при первом же требовании хулиганов. Сильный христианин умело орудует духовным мечом и скорее умрет, чем уступит искушению. Отвага христианина нигде не проявляется в такой степени, как на поле битвы (духовной).
    5. Искушение делает нас способными утешать других. Христиан должен пройти сквозь горнило дьявольских искушений, прежде чем он научится говорить слово «во время” тем, кто измучен, проходя через подобные испытания. Тот, кто уже прошел тем или иным опасным, извилистым путем, лучше всего снаряжен для того, чтобы помочь другим, идущим этим же путем. Подобным образом, тот, у кого кровоточат раны, нанесенные когтями сатаны, действительно может утешить других жертв сатаны. Никто не обладает такой способностью разоблачать скрытые коварные замыслы дьявола, как тот, кто прошел его школу искушений.
    6. Искушение открывает отцовское сострадание Бога. Больше всего внимания и любви получает ребенок больной, получивший травму. Когда святой переживает жестокие искушения, Христос молится, и небесный Отец испытывает к нам особое сострадание. Когда сатана поражает душу «болезнью”, с исцелением приходит Бог. Как говорил Лютер, «искушения толкают нас в объятия Христа”. Именно в искушениях больше всего проявляется присутствие Христа.
    7. Искушения побуждают нас больше желать небес. Небеса – место вечного отдыха, где мы будем избавлены от всяких искушений. Когда орел парит под облаками или восседает где-то на вершине, его не тревожат враги. Точно так же, когда верующие будут вознесены на небеса, их не сможет совращать старый Змий – дьявол. В этой жизни после окончания одного искушения следует другое, поэтому усталость от искушений побуждает Божьих детей еще больше желать неба.
    8. Искушения приводят в действие силу Христа. Христос – наш Друг. И когда мы искушаемы, Он задействует всю Свою силу, чтобы нам помочь. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь” (Евр. 2:18). Если бы христианину пришлось в одиночестве сражаться с «голиафом ада”, у него не было бы ни никаких шансов на победу. Но Иисус Христос дарует избыток сил и новых ресурсов благодати. «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас” (Рим. 8:37).

    • Shares

    INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

    Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *