Молитва от обиды

1. Не играйте в игру «нет, я не обиделся» (по крайней мере с самим собой). Если чей-то поступок или слова задели вас за живое, то не стоит хорохориться и твердить себе, что обижаются только слабаки. Признайтесь себе, что вы обиделись и постарайтесь понять, что именно вас задело.


Не стоит принимать какие-либо решения в состоянии обиды, лучше сделать небольшую паузу. Как говорила Скарлет О’ Хара: «Об этом я подумаю завтра».
2. Человеку тяжело простить тогда, когда он считает виноватым другого. Но если вы поймете и прочувствуете, что автором обиды являетесь вы сами, то будет проще. Не меня обидели, а я обиделся. Это моя реакция на несбывшиеся ожидания, которые я сам же и построил. Только не впадайте в самообвинение и жалость к себе. Всем свойственно ошибаться, и ни вы, ни ваш обидчик – не исключение.
3. Я понимаю, что иногда обида бывает очень значительной и исходит от очень близкого человека, и не так-то просто на деле смирится с такой ситуацией. Гораздо проще отпустить обиду, если выговориться. Сказать тому, на кого вы обиделись о своих ощущениях. Обида это тот камень преткновения, об который часто разбивается корабль отношений. Очень важно развивать способность к диалогу, обсуждению проблем. Молчаливые укоры (пусть сам догадается) и скандал – не продуктивны. Они никак не могут помочь разрешить возникшую проблему, а вот у диалога есть шанс.
Если нет возможности сказать о своих чувствах обидчику, напишете ему письмо (отправлять его адресату не обязательно). Вы почувствуете значительное облегчение, когда выразите свои чувства словами.
4. Чем большей значимостью вы наделяете человека или то, что вас задело, тем острее вы будете ощущать обиду, и тем больнее вам будет. Если вас покритикует мало знакомый человек, вы легко сможете пропустить это мимо ушей, а вот если эти же слова будут исходить из уст вашего начальника, то и отношение к ним будет совершенно другим. Кто-то почувствует себя в этой ситуации совершенно подавленным. Не стоит забывать, что любой человек высказывает лишь свое мнение, свое субъективное видение ситуации. Это не истина в последней инстанции. А еще, невозможно нравится всем и всегда, обязательно найдется тот, кто будет в чем-то вами не доволен.
5. Чем меньше ожиданий вы возлагаете на близких, тем меньше вероятность того, что вы будете на них обижаться. Не стоит придумывать, что и какими словами должен сказать вам ваш партнер или отец. Если они этого так и не скажут, вы будете разочарованы. Предоставьте им возможность выражать свои чувства естественным для них, а не для вас, образом. Научитесь принимать их такими, какие они есть. Если все же есть что-то такое, чего вам очень-очень хотелось бы услышать от любимого, скажите ему о своем желании, а не сидите и не ждите, когда он сам до этого догадается. Многие женщины обижаются, что мужчины перестают дарить им цветы. Дуются, обижаются, но упорно продолжают молча ждать, «когда он уже наконец сам догадается, ведь мужчина должен….». Не стоит ждать и злится, проще сказать о своем желании: «Мне будет очень приятно, если в следующий раз ты подаришь мне цветы». Иногда повторить нужно дважды, но это точно сработает лучше, чем обида на то, «какой он невнимательный».

6. Противоядие от обиды – прощение. Но, наверняка найдется тот, кто захочет возразить: не все и не всегда можно простить. Да, безусловно, есть поступки и слова, которые навсегда меняют отношения между людьми. Но простить в данном случае значит не пытаться вернуть ситуацию или отношения в прежнее состояние, а отпустить, и жить дальше. Жить настоящим, а не прошлым.

Тропарь, глас 8-й:
Блаженство Евангельское возлюбив, Богомудре Иоанне, чистоту сердца почтил еси. Темже суету мира сего пренебрегл, устремился еси зрети Бога, Иже тя прослави чудесы во врачевании различне страждущих. Сего ради молим тя: проси нам у Христа Господа всяких скорбей избавления и получения Царства Небеснаго.

Кондак, глас 6-й:
Благочестиваго воина Христова, победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно, Иоанна мученика, достодолжно песньми восхвалим, чудодействуя бо, подает обильная исцеления страждущим людем, и молится Господу Богу от всяких бед спасти правоверныя.

Молитва:
О, великий Христов мучениче Иоанне, правоверных поборниче, врагов прогонителю и обидимых заступниче. Услыши нас, в бедах и скорбях молящихся тебе, яко дана тебе бысть благодать от Бога печальныя утешати, немощным помогати, неповинныя от напрасныя смерти избавляти и за всех зле страждущих молитися. Буди убо и нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша, яко да твоею помощию и поборством по нас посрамятся вси являющии нам злая. Умоли Господа нашего, да сподобит ны грешныя и недостойныя рабы Своя получити от Него неизреченная благая, яже уготова любящим Его, в Троице Святей славимаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Этому же святому молятся об отыскании украденного.

Известная детская поговорка «На обиженных воду возят» актуальна и для многих взрослых. Что такое обида? Это нереализованные чувства и эмоции по отношению к какому-то объекту. Обидой можно назвать неудовольствие, неудовлетворенность тем, как развиваются события. В основном обижаются больше девушки, однако и парням свойственна эта негативная привычка. Обида – это несогласие с несправедливым отношением, оскорблением, обманом или неблагодарностью. Зачем же избавляться от этого чувства, ведь на первый взгляд оно не несет ничего плохого?

Зачем избавляться от обиды?

У каждой болезни есть свои кармические причины. Обида – это мощнейшая эмоция, которая несет вред не только тому, кто обижается, но и тому, на кого обижаются. От обиды поневоле катятся слезы, начинает болеть голова. Обида может съедать сознание, нарушать обычный ритм человека. Эта негативная эмоция, если ей не дать выхода или не избавится от нее, словно яд может отравить человека. Последние исследования ученых говорят о том, что затаенная обида может стать причиной роста доброкачественных и злокачественных опухолей.

Деструктивное воздействие состоит в том, что обида способна ухудшить настроение не только носителю, но и окружающим. В теории все понятно, однако почему же, когда наступает момент обиды, немногие могут найти в себе силы и отпустить это чувство? Почему мы лелеем и бережем обиду, а когда нас прямо спрашивают «Ты обиделся?» или «Ты обиделась?» молчим и хотим, чтобы собеседник предпринял какие-то меры по устранению причины нашего плохого самочувствия.

Откуда возникает обида и нужно ли обижаться вообще?

Плюсов в обиде практически нет. Однако тот, кто обижается, на некоторое время чувствует свою значимость. Многие любители обижаться знают, что за обидой следуют уговоры, извинения и многие другие знаки внимания, которых, возможно, в повседневной жизни человеку не хватает. Сначала неосознанно, а затем вполне целенаправленно человек вызывает в себе чувство обиды. Часто такие люди провоцируют скандалы, выяснения отношений, притягивают негативные события, бурно реагируют на любую критику. Им очень важно иметь моральное право обижаться, так как это дает им мимолетное утешение и повышение собственной самооценки.

К сожалению, от такой стратегии страдает не только обидчик, но и тот, кто вынужден постоянно придумывать новые поводы и обижаться. Этот порочный круг следовало бы разорвать, но для того, чтобы решить проблему ее стоит сначала признать. Наш сервис BrainApps приготовил пошаговую инструкцию, рассказывающую, как бороться с обидой.

5 шагов, как бороться с обидой

Итак, мы выяснили, что обиду стоит искоренять, так как она отравляет жизнь людям. Но как побороть обиду, если она прочно въедается и не отпускает сознание? Действительно, без должной полготовки сложно справится с обидой. Человек мысленно прокручивает ситуацию, вызвавшую обиду, в своей голове. Он бы и рад отпустить обиду, но даже тело не хочет это делать. Губы сжимаются сильнее, по щекам текут слезы, в душе – чувство глубокой скорби и несправедливости. Знакомо? Тогда самое время взять под контроль свои эмоции и научится с ними справляться по-взрослому.

Шаг 1

Чтобы побороть обиду, следует проанализировать, что же ее вызвало. Дайте словесное обозначение проблемы.

Например, не «Шеф козел», а «Я обиделся, потому что думал, что в этом месяце уж точно получу прибавку, но шефу показалось, что я недостаточно трудолюбив и он снова, в который раз лишил меня денежного вознаграждения. А я на него очень рассчитывал, ведь взял телефон в кредит и хотел бы за него рассчитаться побыстрее.»

Лучше всего материализовать свои наблюдения, то есть написать причину обиды на листике или рассказать кому-то. Однако не увлекайтесь, не старайтесь взваливать свои проблемы и обиды на посторонних людей. От того, что они вас выслушают, легче не будет. Лучше всего рассказывать о трудностях друзьям или родственникам, которые найдут слова для поддержки. Некому пожаловаться? Запишите причину обиды на диктофон. Полегчает.

Шаг 2

Проанализируйте проблему, разберитесь в ситуации, задавая себе наводящие вопросы. Подумайте, почему обидчик был несправедлив по отношению к вам? Что могло спровоцировать его отношение? Правильно ли вы вели себя с обидчиком, не стали ли ваши слова или поступки причиной, которая спровоцировала несправедливые поступки обидчика? Будьте максимально холодны в рассуждениях, избегайте оскорблений и навешивания ярлыков.

Шаг 3

Представьте себе, что данная ситуация – это точка отсчета. Какие есть выходы? Обычно чтобы избавится от обиды достаточно просто поговорить с обидчиком, однако не стараться отомстить ему, а спокойно объяснить свои чувства. Кстати, если вы использовали наш совет и написали на листе бумаги причину своей обиды, можете разорвать этот листок или сжечь его. Такая материализация избавления от проблемы очень действенна.

Шаг 4

Если не получается решить ссору мирным путем, а обидчик не считает себя неправым, бывает очень сложно признать, что и вы виноваты тоже. Будьте выше вашего обидчика и простите его. Отпустите ситуацию с миром без демонстрации своего неудовольствия. Вы удивитесь, насколько легче вам будет.

Шаг 5

Каждый раз, когда у вас получится успешно избавиться от проблемы, благодарите Вселенную за преподанный урок. С точки зрения психологии, каждая поборотая обида – это шаг навстречу к сильной, уверенной личности.

Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовию,
без которых молитва не бывает услышана!
Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне!

Православный молитвослов и Псалтирь. — М. :
Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 832 с

«Православный молитвослов и Псалтирь», выпущенный издательством Сретенского монастыря, содержит ежедневное утреннее и вечернее правило православного христианина; каноны, акафисты и последование ко святому Причащению; тексты Всенощного бдения и Божественной Литургии и Псалтирь. Молитвослов дополнен песнопениями из служб воскресных и будничных, песнопениями из служб на всякую потребу и молитвами на разные случаи жизни. Сюда включены редкие молитвы о семье, о близких, молитвы за Отечество, «Богородичное правило», «Пяточисленные молитвы», а также «Канон преподобному Паисию Великому об избавлении от мук умерших без покаяния» и «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Есть в новом молитвослове разделы «В помощь кающемуся», «О молитве», «Пояснение церковнославянских слов и богослужебных терминов» и многое другое. Молитвослов составлен священником Сергием Филимоновым.

Из «Поучения святителя Игнатия (Брянчанинова) о молитвенном правиле:

«Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных богодухновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени».

«Цель правила — доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, истинно богоугодных. Такими мыслями и чувствами наполнены благодатные молитвы святых отцов».

«Возлюбленные! Покорим свою свободу правилу: оно, лишив нас свободы пагубной, свяжет нас только для того, чтоб доставить нам свободу духовную, свободу во Христе. Цепи сначала покажутся тягостными, потом сделаются драгоценными для связанного ими. Все святые Божии приняли на себя и несли благое иго молитвенного правила; подражанием им и мы последуем в этом случае Господу нашему Иисусу Христу, Который, вочеловечившись и указав нам Собой образ поведения, действовал так, как действовал Отец Его (Ин. 5, 19), говорил то, что заповедал Ему Отец (Ин. 12, 49), имел целью исполнить во всем волю Отца (Ин. 5, 30). Воля Отца и Сына и Святаго Духа — одна. По отношению к людям она заключается в спасении людей».

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Канон покаянный ко господу нашему Иисусу Христу

Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии

Канон Ангелу Хранителю

Канон святому Иоанну Предтече

Акафист Иисусу Сладчайшему

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист святителю Николаю

Последование ко Святому Причащению

Благодарственные молитвы по Святом Причащении

Час девятый

Всенощное бдение

Часы третий и шестой

Божественная Литургия

Песнопения из служб воскресных восьми гласов

Песнопения из служб будничных

Песнопения из служб общих ликам святых

О знаках господских и богородичных

Праздников и святых

Песнопения из служб праздничных

Песнопения из служб Триоди постной

Песнопения из Триоди цветной

Канон Пасхи, глас 1

Часы Пасхи

На литургии в дни Пасхи

Песнопения из служб на всякую потребу

Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело

Благодарение за всякое благодеяние Божие

О путешествующих

О болящих

О умножении любви

О заключенных

Во время бедствия и при нападении врагов

Во время бездождия

Во время безведрия

Различные молитвы

О даровании молитвы

Молитва Оптинских старцев на начало дня

Перед началом всякого дела

По окончании дела

Молитва идущего в церковь

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Перед вкушением пищи

На благословение пищи и пития мирянами

После вкушения пищи

Молитва к Пресвятой Богородице от человека, собирающегося в путь

Перед выходом из дома

На освящение всякой вещи

Перед чтением духовных книг

Две утренние молитвы

Молитва чтимому святому

Молитва в день рождения

Молитва Антиоха монаха Пандекта из малого повечерья

Молитва на вхождение в новый дом

Молитва по соглашению

Песнь хвалебная святителя Амвросия, епископа Медиоланского

Молитвы иерея (свт. Иннокентия, митрополита Московского)

Молитва иерея (праведного Иоанна Кронштадтского)

Молитвы за ближних

Молитва Богу Отцу

Молитвы ко Господу Иисусу Христу

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Молитвы святым угодникам Божиим

Молитвы на разные случаи в семейной жизни

Благословение на вступление в брак

О покровительстве вступающим в брак

О счастии брака

О совете и любви между мужем и женой

Об обретении своего жилища

О послании работы преподобного Алексия Зосимовского

О всякой семейной и бытовой нужде

При неплодстве

Молитва супругов о даровании детей

При желании иметь дитя мужского пола

Молитвы о благополучном о рождении здоровых детей

При недостатке материнского молока

Молитвы отца или матери о детях

О воспитании детей в христианском благочестии

О развитии ума у детей

Молитва перед началом обучения

Молитва о плохо учащемся отроке

О благостоянии детей в обществе

О потерянных детях

В печали о детях, где они находятся и живы ли

При нарушении сна у младенцев

В болезнях младенцев

О покровительстве детям

О целомудрии и благополучном замужестве дочерей

Молитва девицы о замужестве

О спасении от насилия

При женском недомогании

Об устранении семейных неурядиц

О заступничестве вдов и сирот, о помощи в нужде

О благополучии второго брака

О благополучном возвращении сродников из дальней поездки

О помощи в житейских делах, о благословении Божием над домом

Молитвенное последование с каноном покаянным о грехе убийства чад во утробе (аборте)

Молитвы, в скорбях и искушениях творимые

В скорби или недуге

В беде, печали и скорби

О ненавидящих и обидящих нас

Просьба защиты от обидчика

Молитва о примирении враждующих

Об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы

Об укрощении людского гнева

О умирении вражды между близкими

О помощи в бедности и нужде

Молитва ко Господу о прощении, заступлении и помощи

При опасности потопления

О спасении от насилия

При нападении зверей

От укушения гада

При нападении грабителей

Об обращении заблудшего

Во время голода

От засухи, грозы, града

Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского

1. Правило, читаемое во время скорби

2. Правило, читаемое во время искушений

Молитвы за болящих

Молитва о том, чтобы с любовью

ухаживать за болящими

Канон за болящего

Молитва на всякую немощь

Молитва до и после чтения Евангелия

Молитва на немощного и неспящего

Молитва во время эпидемии

Молитва благодарственная

Молитвы об исцелении телесных недугов

Молитвы об исцелении болящего от телесных недугов

О терпении болезней и несчастий

От разных недугов и болезней

Головные болезни

Глазные болезни, слепота

Зубная боль

Болезни сердца

Немота

Потеря слуха и болезни ушей

Грудные болезни

Болезни чревные, грыжа

Болезни ног

Увечье или боль рук

Горячка, лихорадка, жар

Женские немощи

Проказа

Бессонница

Паралич

Болезни крови

Нарывы

Кожные болезни и язвы

Водянка

При общей слабости, бессоннице и потере аппетита

Рак

Молитвы об исцелении душевных и духовных недугов

При обуревании души неверием

В отчаянии

В унынии

О даровании покаяния

От гордыни и самомнения

От сребролюбия

От недуга пьянства

При обуревании плотской страстию

В душевной болезни

Об укреплении в перенесении поста

Об избавлении от мыслей о самоубийстве

При гневливости

О возвращении церкви отпавших от нее по навету диавольскому

Молитвы святым об исцелении от беснования

Молитвы, при нападении нечистой силы творимые

Молитва для защиты от нечистой силы

Об умягчении злых сердец и при защите от напастей злых человек

Правило об избавлении от злых помыслов

О прогнании лукавых духов и за злых людей

От мысленных бесовских искушений

Во время брани плотской

Правило от осквернения

Молитвы Ангелам на каждый день недели

Молитвы перед иконами Божией Матери

Перед иконой «Неопалимая Купина»

Перед иконой Иверской

Перед иконой Казанской

Перед иконой «Всех скорбящих Радость»

Перед иконой «Скоропослушница»

Перед иконой «В скорбех и печалех Утешение»

Перед иконой «Знамение»

Перед иконой Боголюбская

Перед иконой «Спасительница утопающих»

Перед иконой «Млекопитательница»

Перед иконой «Утоли моя печали»

Перед иконой «Державная»

Перед иконой Коневской

Перед иконой «Слово плоть бысть»

Перед иконой Феодоровской

Перед иконой «Прозрение очес»

Перед иконой «Живоносный Источник»

Перед иконой Виленской «Одигитрия»

Перед иконой «Неупиваемая Чаша»

Перед иконой Владимирской

Перед иконой «Недремлющее Око»

Перед иконой «Достойно есть»

Перед иконой Тихвинской

Перед иконой «Троеручица»

Перед иконой Почаевская

Перед иконой Смоленской «Одигитрия»

Перед иконой «Всецарица» (Пантанасса)

Перед иконой «Успение» Киево-Печерской

Пред иконой Серафимо-Дивеевская

Перед иконой Абалацская

Пред иконой Покрова Пресвятой Богородицы

Задостойники

Богородичное правило

Пяточисленные молитвы

Молитвы за Отечество

Тропарь Святому и Животворящему Кресту и за Отечество

Молитва о спасении державы Российской

и утолении в ней раздоров и нестроений

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Молитвы русским святым

Молитва о благостоянии мира

Молитвы за воинов

Во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных

Молитва против супостатов

Молитва перед сражением

Об охранении жизни воинов на поле брани

Молитва о возвращении мирных времен преподобного Ефрема Сирина

Молитвы о заключенных

Молитва о в узах сущих

Молитва иная

Молитва узника в темнице заключенного

Молитва заключенного к Божией Матери

Молитва заключенного к святому Иоанну Предтече

Молитва заключенного к Ангелу Хранителю

Молитва великомученице Анастасии, именуемой Узорешительница

Преподобному Петру Афонскому

Напутствие христианина перед смертью. Заупокойные молитвы

Кончина человека

Последование при разлучении души от тела

Последование по исходе души от тела

Иные заупокойные молитвы

Моление о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял ее

Молитва по исходе души из тела

Молитва Ангелу Хранителю

Молитва ко Пресвятой Богородице

Молитва за всех в вере скончавшихся православных христиан

Молитва вторая за всех в вере скончавшихся православных христиан

Молитва третья за всех в вере скончавшихся православных христиан

Молитва четвертая за всех в вере скончавшихся православных христиан

Молитва за умирающего

Молитва за всякого усопшего

Молитва за благодетелей, особенно руководивших к добродетели

Молитва за пастырей Православной Церкви

Молитва за наставников и воспитателей

Молитва за обидевших и ненавидевших нас

Молитва за скончавшихся вне своего Отечества, за безродных и убогих

Молитва о скончавшихся в состоянии душевного заболевания

Молитва вторая о скончавшихся в состоянии душевного заболевания

Молитва о упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни

Моление о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных

Молитва за усопших внезапной (скоропостижной) смертью

Молитва вдовца за супругу

Молитва детей за родителей

Молитва родителей за детей

Молитва вдовицы за супруга

Молитвы об усопших

Семнадцатая кафизма (поминальная), чтомая в дни особого поминовения усопших

Последование панихиды

Чин литии, совершаемый мирянином дома и на кладбище

Моление мученику Уару за некрещеных

Приготовление усопшего к погребению

Молитвословия на поминальной трапезе

Канон преподобному Паисию Великому об избавлении от мук умерших без покаяния

О молитвенном утешении сродников живот свой самовольне скончавшаго

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

О грехе самоубийства

Псалтирь пророка Давида

В помощь кающемуся

О молитве

Как должно молиться в церкви

Правила о поклонах и крестном знамении

Поучение святителя Игнатия (Брянчанинова) о молитвенном правиле

Чин келейного чтения канонов и акафистов

О молитве Иисусовой

О даровании молитвы

Молитва человека, страдающего рассеянием, невниманием, нерадением в молитве

Молитва Оптинских старцев о даровании молитвы Иисусовой

Правило преподобного Серафима Саровского для мирян

Указатель

I. Тропарей, кондаков и молитв пред чудотворными иконами Божией Матери

II. Основных тропарей, кондаков и молитв святым

Пояснение церковнославянских слов и богослужебных терминов

Книгу можно приобрести:

Все мы постоянно на кого-нибудь обижаемся и не всегда понимаем, как быстро погасить это вредное и изматывающее чувство в себе самих. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которым надо приступать с чистым сердцем. Вот только если миряне могут отказаться от причастия в случае обиды, то у единственного служащего священника такого выхода нет — ему надо служить в любом случае. Именно поэтому мы попросили пастырей рассказать о том, как уничтожить обиду максимально быстро.

«Отказ от Причастия — это капитуляция перед грехом»

Священник Валерий Духанин:

— Если мирянин из-за обиды на кого-то отказывается от Причащения, то тем самым он демонстрирует свою полную капитуляцию перед грехом. Вместо того, чтобы сделать внутреннее усилие, покаяться, исповедаться, обратиться за помощью к Господу, он отказывается от Причащения Святых Таин Христовых. То есть он соглашается с состоянием греха на данный момент и отказывается от единения с Господом в таинстве Евхаристии. Это очень неправильно. И всякая наша обида указывает на нашу слабость, на то, в чем нам стоит над собой поработать до ближайшей Литургии. Ибо жить обидой долгое время — это ад и мучение.

В этом смысле у священника назад дороги нет. Ему предстоит служить Литургию, а Литургия — Царство Божие, явленное на земле. Свет и радость этого Царства превыше каких-то земных обид. Ибо никакие ущемления и несправедливости на земле не сравнимы с изобилием Любви Божией, открывающейся в Божием Царстве. Допустим, кто-то сказал тебе обидное слово, кто-то обманул или предал, а тут Сам Бог открывает тебе двери Рая как Царства Любви. Что для тебя чье-то слово, чье-то предательство, если рядом с тобой Сам Господь, отверзающий райские двери?

Иногда наши немощи сильнее нас. Бывает трудно совладать со своими чувствами. И нужно посмотреть на себя как бы со стороны — увидеть всё безобразие этого состояния противной обиды. А после этого, воздохнув от самого сердца, сказать Господу: «Боже, прости меня грешного, немощного, помоги освободиться от этой обиды, спаси тех, на кого я обижен, даруй мне свободу любви». От такого чистого, сердечного воздыхания на душе станет легче. А на Литургии молись об обидчиках.

Еще важно взглянуть на проблему с совершенно иной стороны. Тот, кто отнесся к нам несправедливо и злобно, сам страдает от своих немощей, мучается от своих недостатков. И значит, он нуждается в нашей духовной помощи. Не мы ущемлены нашим обидчиком, а он сам ущемил себя тем, что вот так поступает с ближними. О нем надо молиться, чтобы духовно помочь ему. И, конечно же, воздавать за зло добром. Только так его душа может опомниться, протрезветь, раскаяться. Через прощение и молитву мы привлекаем в свою жизнь Божию благодать. А благодать приносит духовную свободу, она утешает того, кто понес несправедливость, она преображает тех, кто когда-то другим причинял обиды.

!Обиды бывают не без попущения Божия»

Священник Алексей Веретельников:

— Священник, как и любой христианин, должен понимать, что любая обида на кого-то является в первую очередь следствием нашей гордости. Понятно, что бывают очень серьезные обиды — как раны. Но чтобы преодолеть чувство обиды, особенно во время Литургии, во-первых, необходимо молиться за обидчика. Это обязательное условие.

Во-вторых, необходимо не воздавать обидой за обиду, злом за зло, которое было причинено нам. Каяться, смиряться, искренне молиться, чтобы Господь помог справиться с этой обидой. В том числе вполне уместно использовать самоукорение, чтобы приобрести смирение, чтобы от обиды действительно не осталось никого следа. В противном случае служение на литургии будет в осуждение священнику, если он будет жить этой обидой и мыслить худое по отношению к обидчику. Потому что одним из древнейших предписаний к совершению Евхаристии были слова Господа: несешь жертву к алтарю — прежде примирись с братом твоим.

Поэтому необходима молитва, не воздаяние злом за зло, самоукорение, смирение, сознание того, что даже если обида была по «человеческой правде» действительно сильная, то она имела место не без попущения Божьего, чтобы, может быть, покрыть какие-то собственные грехи.

«Слово «прости” надо говорить всегда, даже через силу»

Священник Димитрий Шишкин:

— С обидой на кого-то, как мне кажется, ещё не так всё сложно (если случай не слишком «запущенный»). Тем более, если нас обидели напрасно. Потому что мы можем, по крайней мере, этому чувству обиды в себе противиться сознательно и исповедовать это своё противление и несогласие с обидой перед Господом и — служить литургию. Более того, дерзну предположить, что сознательная борьба с греховным чувством обиды и с корнем его — самолюбием — вменяется человеку (и священнику) в духовный труд, даже в исповедничество. И хоть эта борьба непроста, но греха в присутствии и даже тяготении такого чувства нет, если (опять же) сам человек ему противится.

Другое дело — если ты сам кого-то обидел вольно или невольно. Вот здесь дело обстоит сложнее, тем более, если не успел примириться, попросить прощения или это невозможно по тем или иным причинам. Тогда надо сугубо и горько укорять себя перед Господом и осуждать, не оправдываясь, а также молиться за того человека, которого обидел. Просить у Господа прощения, но всё равно служить литургию в полном осознании своего ничтожества, в крайней надежде на милосердие Божие в виду искреннего желания примирения.

Вообще всецелое примирение — это дар Божий, и одного формального произнесения слова «прости» бывает недостаточно. Но все отцы святые говорят, что, если есть возможность это самое «прости» произнести, пусть даже через силу, — обязательно надо это сделать. Просто ради Христа, ради исполнения заповеди о примирении. И даже если человек не откликнется с радушием на такое изъявление покаяния, это всё-таки будет с нашей стороны действительным шагом к примирению. И дальше уже можно продолжать молиться и о самом человеке, и о примирении с ним, надеясь, что появится удобный повод для полного и обоюдного исполнения просимого.

Главное здесь — не соглашаться в сердце с отчуждением и обидой, как с чем-то привычным и допустимым. Просить у Господа о прощении обидчика так, как мы сами хотим, чтобы прощал нас Господь.

«Если не обрывать помыслы,
молитва Богу превращается в её прямой антипод»

Священник Александр Дьяченко:

— Услышал ваш вопрос и вспомнил, что в течение последних нескольких лет дважды испытывал очень сильную обиду. Помню, не откладывая дела в долгий ящик, ездил к батюшке в соседний с нами храм и каялся в том, что имею это горькое чувство, и молился о тех, кто меня обижал. Это для того, чтобы иметь право приступить к служению литургии.

Потом обе непростые для меня ситуации в разное время обсуждал с епархиальным духовником, спрашивая у него совета, как правильно поступать в каждом из случаев.

Тема, затронутая вами, очень важна, и не только для священника. Постараюсь объяснить почему. Я по натуре человек не обидчивый: кроме тех двух упомянутых мной ситуаций, за двадцать лет служения у престола других и не припомню. Не вспоминаются. Но стоит только прийти в храм на литургию, начать подготовку к проскомидии, как тут же, словно черная стая, слетаются воспоминания о множестве мелких сиюминутных обид, неприятностей, досад. Например, вспоминается, как долго мне задерживали ту или иную иерархическую награду или как обошли каким-нибудь юбилейным крестом и прочая подобная чепуха. На память лезет то, что в реальной жизни меня никогда не беспокоило и никак не волнует. И вдруг чепуха вырастает до размеров проблемы! Как же — обидели!

Имея опыт, зная заранее, что сейчас начнёт проявляться недовольство, готовлюсь отражать помыслы Иисусовой молитвой. И далее в течение всей литургии приходится «стоять на страже». Внимательно слушать самого себя, контролируя все приходящие помыслы. Особенно во время анафоры.

Спросите любого священника: литургия — самая, не подберу другого эпитета, сладкая часть нашей жизни. В то же время это ещё и время высокой духовной борьбы.

Анализируя собственное состояние, мысли, переживания во время других служб, научился вычленять греховные помыслы, приходящие во время молитвы. Чаще всего они одни и те же. Вовремя их обрывать и не отвлекаться на них умом. Это очень непросто, но без этого не обойтись, иначе молитва Богу превращается в её прямой антипод.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *