Молитва власию севастийскому

Житие святого

О ранних его годах практически ничего не известно. Впервые упоминается о нем во времена правления Диоклетиана. Он отметился гонениями христиан и жестокому отношению к ним. Немало верующих погибли от жестоких мук из-за его деятельности. В некоторых записях речь идет о том, что он проживал в Малой Армении и занимался врачеванием. Он заслужил своими трудами уважение у людей. Когда решался вопрос о том, кто будет занимать должность епископа, то большинство согласилось, что это его место.

Так и началось праведное житие Власия Севастийского. В то время принятие данного сана было достаточно опасно. Он очень переживал за всех, сто терпели страдания за свою веру в Христа. Стараясь помочь, он проведывал их в местах заключения. В момент обострения ситуации ему и самому пришлось скрыться в пещере гор.

Есть легенда о том, как ему пришел дар исцеления. Во время своего пребывания в пещере он обрел мир и спокойствие. Однажды перед входом в пещеру он заметил раненного волка. Тот без сил упал перед ними. Тогда святой обработал рану и перемотал ее. Потом ушел на молитву. На следующий день волк снова встретил его. Когда снята была повязка, то не осталось и следа. Хищник приклонил голову к его коленям и после убежал. После этого все звери приходили к нему лечится и никому он не отказал.

Охотники, которых наняли для отлова христиан, заметили это и доложили об этом царю. Тот пришел в бешенство. Господь предупредил святого о том, что за ним придут воины. Он последовал за ними. По дороге в темницу он сотворил два чуда. Длительное время епископа подвергали пыткам, но он не отказался от своей веры. Его хотели утопить, но не вышло. Он следовал по воде как по суше. После этого вернулся и погиб от палача.

Длительное время мощи пребывали на территории Севастии. Во время крестовых походов их перевезли в Европу. Большая часть их есть в Маратеи, но найти небольшие частички можно и в прочих храмах. Но и изображение святого также обладает силой. Поэтому чтение молитвы Власию Севастийскому от болезни животных и прочих недугов поможет исцелится.

Молитва

Для прошения можно использовать как специальные тексты, так и произносить все своими словами. Главное требование – они должны идти от чистого сердца. Чаще всего проговаривают молитву при болях в горле Власию Севастийскому. Она содержит в себе следующий текст:

«Услыша нас от селений райский, где ты обитаешь, Святый священномученик Власий, призри нас на земле, с любовию совершающих святую память твою. Благодать испросил ты у Господа исцелять болящих гортанью, также животных и людей врачевать от различных недугов, как читаем об этом в житии твоем. Сам ты, Святый иерарх, так молился Господу: «Господи, услыши молитвы моя и, аще в скотех, как болезнь случится и помянет кто имя мое, глаголя: Боже, молитвами раба Твоего Власия, помози тому, ты, Господи, ускори на помощь и исцеление подаждь в славу и честь святаго имени Твоего!» Исцели же, Власий досточудный, болезни наша и скот наш сохрани здоровым, ибо все суть создания Божий Единым Творцом сотворенные. Воззри на нас милостиво, святитель Божий Власий, ибо ты всякое творение на земле возлюбил, как призванное к бытию Богом. Внемли нам, Власий достохваль-ный, потому что ты перед кончиною своей молил Владыку и Господа нашего 6 тех, которые память твою захотят совершить, да исполнятся они даров Божиих, и пребудут благословенны. Услышь, священномученик Власий, нас, почитающих всечестную память твою, и умоли Господа, который обещался всегда прошения твои исполнять; пусть дома наши всякими благами изобилуются, и мольбы наши о всяких нуждах будут услышаны. Ты знаешь, святой Власий, что, имея все по потребу, человек благодарения вохылает Богу и от довольства духа становится добрым и незлобливым. Не отринь же нас, молящихся тебе, Святый Власий, и будь ходатаем о нас перед Господом, да в благополучии, и во всяком благочестии поживем и по кончине нашей сподобимся неосудженно предстать к престолу Спаса Христа, прославляя Его со Безначальным Его Отцем и животворящим Его Духом во веки. Аминь».

Стоит помнить о том, что перед тем, как просить что-то, желательно поблагодарить Господа о том, что он уже нам дал. Так мы расположим святого к себе. Важно еще и то, что наши прошения не будут исполнены сразу же. Все зависит от силы нашей веры. Прочитать данные тексты можно как в храмах, так и в домашних условиях. Сосредоточится на тексте максимально можно, если остаться наедине и смотреть на лик святого.

Можно посетить храм и прослушать акафист священномученику Власию Севастийскому. А в свечной лавке можно приобрести молитовник с его текстом, который можно прочесть.

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, скорый предстателю и теплый о нас к Богу молитвенниче, священномучениче Власие, призывающих тя во всяких молениях услышати обещавый, яко имеяй дерзновение ко Господу, не престай моляся о чтущих святую память твою, хвалебная пения о тебе Богу приносящих и с любовию тебе зовущих: Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Икос 1

Ангела хранителя пастве твоей даде тя Господь и Бог наш: зряще во благочестии процветшее кроткое и безпорочное твое житие, людие севастийстии потщашася, да будеши во епископа им поставлен. И воистину стадо Христово добре упасл еси. Мы же, видяще о тебе таковое Божие благоволение, взываем сице:

Радуйся, истинный и добрый пастырю стада Христова.

Радуйся, за любовь Христову душу свою положивый.

Радуйся, любви Христовой образ нам в себе явивый.

Радуйся, како пасти стадо Христово служением своим пастырям показавый.

Радуйся, овцы словесныя како жити, житием научивый.

Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 2

Видя на христиан гонение лютое от безбожнаго мучителя Диоклетиана, яко мнози благочестивии людие, страха ради мук и темниц, от града бежавше, в лесах и горах, в вертепах и пропастех земных скрывахуся. Ты же, блаженне Власие, не имея воли Господни на подвиг мученический прежде времени себе вдаяти, таковым людем споследовал еси и в горе пустынней вселися, житие твое тамо в постничестве и безмолвии с молитвою непрестанною провождал еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев, яко человек образ Божий есть и к Первообразу должен себе управити, богомудре Власие, ум и сердце к небесным вперив, в богомыслии и благочестии преуспеваше, и тако сокровищем нетленным обогатися. Темже ангела суща на земли тя почитающе, звании ублажаем сими: Радуйся, на земли, яко на небеси поживый. Радуйся, ангеле земный, хранителю пастве твоей бывый. Радуйся, словесных овец твоих учением Божественных словес питавый. Радуйся, дарования небесная от Господа приемый. Радуйся, врачу телесный, во врача душ от Господа возращенный. Радуйся, и по кончине твоей всякая исцеления обильно всем источаяй. Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 3

Силою Божиею влекомый, к Евстратию мученику, в темнице томимому, нощию пришел еси, святителю Христов Власие, и пад ниц, в дивнем подвизе исповедания Христова его укреплял еси. Видя же его терпение твердое и мужество, прославил дивнаго во святых Своих Бога, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имамы тя сосуд благодати, исполненный многих дарований Христовых, яко и звери лютии исцеление от тебе получают, мы же неоскудных милостей и чудес тобою от Господа сподобляеми, священномучениче Власие, исплетше венец похвалы, благодарно вопием ти:

Радуйся, благодатный дарований небесных носителю.

Радуйся, скотов земных кормителю и целителю.

Радуйся, пастырю добрый, даров Христовых раздаятелю.

Радуйся, паствы твоей истинный наставниче и питателю.

Радуйся, яко звери лютии молитве твоей внимают.

Радуйся, яко притекающии к тебе людие в бедах избавление обретают.

Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 4

Буря житейских гонений от злочестиваго мучителя, юже воздвиже на тя, мучениче Христов Власие, во еже поколебати святую веру твою, ничимже возмогла есть смутити тя, егда посланнии приидоша к тебе, в пещере обитающу, безумное веление того исполнити. Ты же нерадив о муках и временней почести, волю же Господню узрев, страдальческим мужеством вооружился еси, в радости поя Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, яко знамения многая и чудеса деются о имени прославляемаго от тебе Христа Бога нашего, и яко мнози от еллин вероваша в Него, егда шествовал еси, богоносе Власие, на страдания твоя, жена некая приступльше паде ниц к ногама твоима, со слезами моляше тя помощи сыну ея, ибо кость ста в гортани его и бысть яко мертв. Ты же, добрый пастырю, с верою воззвал еси Спасителю всех, да исцелеет отрок ея, и тако моляся, просил еси Господа: аще от человек или скотов кая-либо беда имать кому быти, и той помянет имя твое, помощи всякому, да прославится Имя Его Пресвятое. И виде жена, яко исцеле отрок ея, прослави Бога, хвалу тебе воздая. С неюже и мы усердно вопием ти:

Радуйся, крепкою верою твоею и чудесы ко Христу неверныя обративый.

Радуйся, на страдания за Христа доблестно шествовавый.

Радуйся, в призывании святаго имени Христова твердую любовь и несомненную надежду в себе показавый.

Радуйся, силою молитвы твоея отроку исцеление от Господа даровавый.

Радуйся, не точию человеком, но и скотом врачевание подававый.

Радуйся, и нас во всяких бедах и нуждах дерзновенно призывати тебе подвигнувый.

Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 5

Боготечную звезду, во мраце неверия яко в нощи сияющую и просвещающую души всех, хотящих спастися, видев тя, Агриколай игемон, не восхоте разумети, на страдания за Христа предаде тя и палицами много и немилосердно бити повеле. Ты же, священномучениче Власие, ярость мучителя усрамляя, воспевал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя мучитель непреложную веру твою, за нюже муки всякия терпети готов был еси, страстотерпче Христов Власие, паче же смутися словесы твоими, зане рекл еси: «Твори, еже хощеши, да никако отвратиши мене от исповедания Божия», — в темницу повеле всадити тя. Мы же, дивящеся таковому твердому твоея веры Христовы исповеданию, от всея души воспеваем ти таковая:

Радуйся, исповедниче Божий избранный.

Радуйся мучениче Христов прославленный.

Радуйся, нечестие игемона на судищи посрамивый.

Радуйся, уловлению его льстивому внимати себе отвративый.

Радуйся, ризу твою священную кровми страданий твоих украсивый.

Радуйся, исповедания Христова образ нам в себе явивый.

Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 6

Проповедует тя, блаженне Власие, Церковь Христова, яко истинна добра пастыря, по отшествии твоем в жизнь вечную не оставляющаго верныя, но якоже обещался еси, во всяких прошениях присно нас предваряюща и соблюдающа во всяких скорбех, бедах и нуждах всех, благодарно зовущих о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, блаженне Власие, яко финикс процветший в меру возраста совершения Христова, от Негоже прием небесныя дарования, купно с лики святых во славе на небеси ныне пребываеши и нас молитвами твоими во дворы Господни вселитися готовиши, прилежно вопиющих ти таковая:

Радуйся, яко пред престолом Царя Небеснаго в веселии вечнем ныне пребываеши.

Радуйся, яко с лики Ангел и святых Творцу всех славу воспеваеши.

Радуйся, пред Всевышним ходатаю наш усердный.

Радуйся, наших к Нему молитв возносителю прилежный.

Радуйся, от бед защитниче наш небесный. Радуйся, попечителю наш верный.

Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 7

Хотяще почтити тя, страстотерпче Христов Власие, вдовица некая нища яство уготова, в темницу тебе принесе, и падши к ногама твоима, моляше, да бы ял еси. Ты же, отче святый, благословив вдовицу, заповедал еси ей, глаголя: «Жено, твори такожде память мою, и ничтоже оскудеет в дому твоем, и аще ин кто подобен ти будет и память мою сотворит, даров Божиих исполнится и благословен будет во вся дни живота своего». И виде жена последи, яко благослови ю Бог довольством многим, поведаша всюду яже глаголал еси к ней, поющи Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новыя муки, горшия первых, ищуще вселукавый мучитель, егда из темницы паки на судище возва тя, славне мучениче, хотя бо испытати, принесеши ли жертву богом, или хощеши зле погибнути. Нечестия сия ты отринул еси и силою Божественною укрепился еси: темже ни биения, ни раны, ниже на древе повешание и строгание телесе твоего, имиже мучим был еси, никакоже возмогоша победити славное твое терпение. Ты же рекл еси мучителю: «Бози, иже небеси и земли не сотвориша, да погибнут. Не боюся твоих временных мук, ибо взираю на будущия благая, любящим Бога уготованная». Сего ради тебе, доблестному воину Христову, воспеваем таковая:

Радуйся, многими ранами и страшными муками за Христа страдавый.

Радуйся, повешение на древе и орудии железными строгание Егоже ради терпевый.

Радуйся, богоборства неверных обличителю.

Радуйся, веры Христовой защитниче и хранителю.

Радуйся, немощную нищету идолов суетных показавый.

Радуйся, веру в жизнь вечную и блага будущия исповедавый.

Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 8

Странен и недомыслим образ страдания твоего мучителю показася, нечестиваго бо того веления тебе небрегшу, подверже тя, священномучениче Власие, мучениям тяжким. Жены же благочестивыя, страдания твоя видевше, не убояшася, но кровь твою страдальческую с земли собирающе, исповедницы Христовы себе являху, Богу же воспеваху: Аллилуиа.

Икос 8

Всем сердцем и всею душею Христа возлюбил еси, к Немуже богомудрыя жены, яко пастырь добрый, твоим подвигом страдальческим привлекл еси. Темже, блаженне Власие, похваляюще страдания твоя, с любовию зовем тебе:

Радуйся, страдальче Христов предивный.

Радуйся, честным страданием твоим мучителя удививый.

Радуйся, сострадавшия тебе жены на исповедание Христа подвигнувый.

Радуйся, светильницы света Христова тех соделавый.

Радуйся, будущих ради благ, страдания твоя ни во чтоже вменивый.

Радуйся, твердым веры исповеданием истинно веровати нас научивый.

Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 9

Всякия лести безбожныя отвергше, тебе же, блаженне Власие, последоваша жены богомудрыя, идольскую прелесть посрамити тщащеся, боги дати им игемона просиша, яко бы жертвы жрети тем хотяху, и ко езеру устремишася. Воины же, стрегущии их, мняху, яко прежде омовение по обычаю хотят совершити; они же кумиры тыя во глубину езера ввергоша и тако боги их поругаша, Богу же Истинному воспеша: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство многовещанных пений, имиже достойно воспети тя дерзаем, не довлеет ти, прехвальне Власие: никая бо земная похвала славе небесней равна быти может. Ты же, предстояй ныне во славе Христовой, призри на нас, тебе молящихся и с любовию зовущих:

Радуйся, всем сердцем и душею Христа возлюбивый и себе всецело Ему предавый.

Радуйся, земная вся презревый и небесная селения унаследовавый.

Радуйся, во славу Божию на земли поживый и небесною славою увенчанный.

Радуйся, венец мученический от Христа приемый и к сонму святых мучеников сопричтенный.

Радуйся, на небесех от Ангел и святых проставляемый.

Радуйся, на земли от чтущих святую память твою хвалимый и воспеваемый.

Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 10

Спасти хотя души своя последствующия тебе жены, богоблаженне Власие, егда на место мучения приведени быша, молитву о них прияти о тебе Бога молиша, зане на путь истины привел еси их, темже убо на усечение мечем честныя главы своя предаша и к мучеником Христовым тако приобщишася, на небесех с лики святых поюще: Аллилуиа.

Икос 10

Стена мучеником, слава христианом, столп и утверждение веры и благочестия был еси, священномучениче Власие. Буди и нам грешным, к тебе прибегающим, управитель изряден, веры хранитель, в скорбех и болезнех утешитель и целитель, в бедах и в напастех избавитель и покровитель и во всяких нуждах усердный предстатель, сицевое пение тебе приносящим и с любовию зовущим:

Радуйся, яко тобою вера Христова прославляется.

Радуйся, яко тебе ради неверие посрамляется.

Радуйся, яко тебе ради благочестие укрепляется.

Радуйся, яко тобою богохульницы смиряются.

Радуйся, яко мы, грешнии, упование на тебе возлагаем.

Радуйся, яко мы, недостойнии, спасение тобою от Бога получаем.

Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 11

Песнь хвалебную приносим ти, священномучениче Власие, о мужестве твоем и вере крепкой, юже явил еси, Христа исповедуя, егда виде мучитель твой, яко ни во чтоже вменяеши ни лести его лукавыя, ни мучения тяжкия, имиже от Христа отвратити тя желаше, вопроси тебе: «Аще во езеро ввергну тя, помилует ли тя Христос твой?» Емуже, достохвальне отче, не обинуяся рекл еси: «Аз чту Бога Истиннаго Живаго и во веки спасен буду, и на водах узриши силу Бога моего». И егда во езеро ввержен был еси, назнаменовав воду крестом, яко по суху шел еси. Посем же кончину мученическую за Христа, во главу усечен мечем быв, приял еси, хвалу Богу воспевая: Аллилуиа.

Икос 11

Светодатель Христос Господь, видя душу твою, чистотою блистающуюся, не даде тебе быти под спудом, священномучениче Власие, но постави тя на свещнице архиерейства. Сего ради, не токмо в житии, но и по смерти светел светильник Христов показался еси, яко великий пастырь добре упасл еси паству твою, юже попеченьми своими и при кончине не оставил еси, не о себе точию, но о всем мире, наипаче же о тех, иже восхотят память твою сотворити, молитву усердную Богу принесл еси и блаженный глас Владыки Христа: «Вся прошения твоя исполню», — услышати сподобился еси. Темже молися о нас ко Господу, да просветит нас светом Своего Богоразумия и избавит от церковных нестроений, ересей и расколов и благочестие утвердит в нас, поющих тебе таковая:

Радуйся, светильниче света Христова.

Радуйся, украсителю церковный.

Радуйся, архиерею, Богом избранный.

Радуйся, хранителю веры Православныя.

Радуйся, вражды церковныя упразднителю.

Радуйся, спасения нашего управителю.

Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 12

Благодать Божия, яже в тебе, священномучениче Власие, прежде усечения главы твоея, честное лице твое светом Христовым озари, послежде от гроба твоего многоразличныя исцеления источи, к похвалению тебе всех понуждая, Богу же научая пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поем твоя дивныя подвиги и страдания, священномучениче Власие, имиже память твою светло украсил еси. Темже, благодаряще Бога, дивнаго во святых Своих, хвалебныя пения воспеваем тебе таковая:

Радуйся, Церкви Христовы богоизбранный светильниче.

Радуйся, веры Православныя преславный поборниче.

Радуйся, светило великое, нечестия мрак разгоняющее.

Радуйся, столпе церковный, благочестие утверждающий.

Радуйся, пастырей Церкви преславное украшение.

Радуйся, благочестием твоим верныя возвеселяяй.

Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.

Кондак 13

О многострадальный и всехвальный отче, священномучениче Власие, нынешнее наше приими приношение и избави нас от всяких болезней душевных и телесных, защити нас от враг видимых и невидимых и от всякаго мучения сохрани нас теплым твоим ходатайством пред престолом Всевышняго, да с тобою воспеваем Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Но если Вы готовы для исцеления на все, то стоит воспользоваться данной возможностью. Ведь именно те чудеса, которые он творил еще при жизни, дарят надежду на улучшение ситуации страдающим от страшных недугов длительное время.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом епископе:

yakaev

Сегодня рассказ из цикла «История в деталях» пойдёт о храме Власия, епископа Севастийского, что в Старой Конюшенной слободе. Находится храм в Гагаринском переулке в Москве, его строительство относится к 1644 году.


В письменных источниках храм впервые упоминается в 1625 году, в котором он именуется как церковь Власия на Козьем болоте, однако многие исследователи приходят к выводу, что церковь существовала за долго до этой даты, предположительно с XVI века.

В 1644 году было выдано разрешение на пристройку к храму 4 приделов: во имя Преображения Господня, во имя Казанской иконы Божией Матери, во имя Власия Севастийского и во имя Николая чудотворца. Хотя в 1735 году Никольский придел был снесён и в 1755 году на его месте возведён новый, во имя Иоана Воина.

В 1812-1815 годах церковь, пострадавшая при нашествии Наполеона, бездействовала, заново её освятили 2 февраля 1815 года.

С 1866 по 1872 год вместо старой трапезной (XVII век) была выстроена новая, на средства Федора Куманина, он же оплатил покупку осеребренных царских врат в иконостасе. В 1880 году иконостас опять обновили, его проект подготовил архитектор Александр Каминский.

Первый найденный снимок храма датируется 1881 годом. Фотография была сделана со стороны Большого Власьевского переулка.

На пересечении Гагаринского и Большого Власьевского переулков в 1914 году был сделан следующий снимок. Здест видны только купола и кресты храма, но, что интересно, все здания по Гагаринскому переулку, кроме того, что на переднем плане, сохранились и простояли до наших дней.

В 1921 году в правой пристройке был организован предел во имя Серафима Саровского.
А это храм уже в 1931 году — в сложные для него годы. Через несколько лет он будет закрыт.

Храм закрылся в 1939 году и в нём некоторое время размещались школьные мастерские. К 1966 году храм сильно обветшал, были снесены главы, а крыша была покрыта не полностью. В 1976 году началась реставрация храма, которая должна была завершится в 1980 году, но она продолжалась до 1983 года, после чего работы были свернуты, так и не доведенные до конца. В 1981 году одну часть построек церкви формально приписали к Художественному фонду РСФСР, вторую к Росконцерту. Росконцерт разместил в здании русский народный ансамбль «Баян», участники которого помогали при проведении реставрационных работ, они же обратились к московской общественности с просьбой о помощи в восстановления храма и после чего, к реставрации присоединилось много добровольных помощников.
Храм в 1987 году уже предстаёт перед нами после реставрации:

Храм был возвращен Русской православной церкви в 1991 году.
1996 год — ограды вокруг храма ещё нет:

Регулярные богослужения начали проводиться с 7 ноября 1997 года.
Расположен храм Власия, епископа Севастийского, что в Старой Конюшенной слободе по адресу: Гагаринский переулок, д.20, корп.2. Ближайшие станции метро: «Смоленская» либо «Кропоткинская».
При написании статьи кроме моих собственных фотографий были использованы снимки старой Москвы с сайта www.oldmos.ruTags: Москва, история в деталях, православие, храмы

Житие и страдание святого священномученика Власия, епископа Севастийского, и других, пострадавших с ним,
Память 11 февраля

В те древние времена, когда нечестивые служили идолам и многие люди поклонялись созданию и делу своих собственных рук, тогда просияла и вера многих святых, и в числе их процвело благочестие святого славного мученика Власия. Этот святой, удаляясь от всякого злого дела, всю жизнь свою прожил кротко и праведно, богоугодно и беспорочно. Его сограждане — жители города Севастии, находившегося в Каппадокии1, — люди благочестивые, желали, чтобы Власий был поставлен у них епископом, и желание их было исполнено.

Новый пастырь ревностно пас стадо Христово в то время, когда на Церковь Христову были воздвигаемы частые гонения, и многие, претерпев страдальческие подвиги, удостаивались венца мученического. В то время, в царствование Диоклитиана2, подвизался добрым подвигом и святой великомученик Евстратий один из пяточисленных мучеников, вместе со своими товарищами3; он до крови стоял за веру Христову, и за то был заключен в темницу. Здесь посетил его ночью святой Власий, подкупив стражу темничную большим количеством золота. Власий ублажал мученика Христова, который так мужественно переносил страдания.

Евстратий отдал Власию свое завещание, составленное перед своей кончиной, делая в нем распоряжения о своем теле и об имении, о чем повествуется в его житии. Святой Власий скрывался от рук мучителей, что делали тогда и многие другие святые, не выдавая себя на мучения без особенного Божия соизволения; немногие христиане жили тогда в городе, да и то это были тайные поклонники Христа; большинство, из страха мук, бежало в пустыни, горы и вертепы; некоторые же, не будучи в состоянии вынести мучений, поклонялись на время идолам. Так и святой Власий не только в Диоклитианово царствование, но также и в царствование Ликиния4 (при этом императоре он и пострадал) скрывался от лютых гонений в одной пустынной горе, которая называлась Аргеос5; здесь он обитал в пещере и подвизался в безмолвии и постничестве, воссылая непрестанные молитвы Богу. К нему приходили дикие звери, и если заставали святого в безмолвной молитве беседующим с Богом, то они, как бы разумные существа, не прерывали его Богомыслия, но стояли перед пещерой, дожидаясь, пока святой, окончив свою молитву, не выйдет к ним, и не уходили до тех пор, пока святой, выйдя и возложив на них свои руки, не благословит их; если же какой-либо зверь чувствовал себя больным, то приходил к святому и через возложение святой руки его получал исцеление.

В это время игемон Агриколай всячески старался погубить возможно большее число христиан, предавая их разным ужасным мукам, одних он предавал мечу, других приказывал сжигать на огне, третьих — потопить в реках, иных же — отдать на съедение зверям. Для последней цели он приказал своим ловчим поймать возможно большее число хищных зверей. Исполняя это повеление, ловцы вышли на лов и, обходя горы и пустыни, пришли также и на гору Аргеос, где скрывался святой епископ Власий; подойдя к пещере святого и увидя перед ней множество резвящихся зверей, они сказали друг другу: «Пойдем и посмотрим, что это там происходит».

Приблизившись, они увидели, что святой Власий сидит у себя в пещере, как бы в каком-то чертоге, и воссылает Богу усердные молитвы. Ничего не сказав святому епископу, они возвратились домой и рассказали все, что видели, игемону Агриколаю; тот приказал большому числу воинов отправиться вместе с ловчими, схватить скрывающихся там христиан и привести их к нему. Придя на ту гору и войдя в пещеру, посланные воины нашли там одного только святого Власия, который возносил Богу молитвы и прославлял Его святое имя.

— Выйди отсюда, — сказали они Власию, — и ступай с нами в город: тебя зовет игемон.

Услышав это, святой обрадовался и сказал:

— Хорошо, дети мои, пойдем вместе; Господь вспомнил обо мне: Он являлся мне трижды в эту ночь, говоря: «встань и принеси Мне жертву, как подобает тебе по твоему званию епископа». Итак, вовремя, дети мои, вы пришли сюда сегодня, Господь мой, Иисус Христос, да будет с вами».

На пути язычники, видя кротость святого и слушая его учение, а также поражаемые его чудотворениями, обращались к истинному Богу; ибо его молитвами многим болящим подавались от Господа исцеления, и не только людям, но и животным; когда к нему приносили или приводили больных, он возлагал на них руки свои, возносил о них молитву и отпускал совершенно здоровыми. У одной женщины был единственный сын; во время еды рыбья кость засела у него в горле, так что он не мог произнести ни слова и был уже при смерти; мать, взяв его полумертвого, отнесла к святому и положила у его ног, горько плача и взывая: «Помилуй сына моего, раб Спасителя нашего Иисуса Христа, он один только у меня».

При этом она рассказала Власию, что случилось с ее сыном. Святитель Божий, вложив свою руку в горло отроку и возведя очи к небу, стал так молиться Господу: «Спаситель мой! Ты помогаешь всем, кто с верою призывает Тебя: услышь мою молитву, и кость, засевшую в горле сего отрока, изыми невидимою Твоею силою и исцели его. И в остальное время, если случится что с человеком или с животным и станут поминать имя мое, говоря: «Боже, помоги молитвами раба твоего Власия», то Ты, Господи, скорый на помощь, помоги тем и подай исцеление в славу и честь святого Твоего имени».

Молясь так, он исцелил отрока и вернул его матери, которая в великой радости немолчно воссылала хвалы Богу. Вследствие таких чудес имя Власия прославилось не только в Севастии, но даже и в Никополе6. Когда святой находился еще в дороге, недалеко от Севастии, то произошло следующее.

Одна бедная вдова не имела ничего, кроме одного только поросенка; волк, подкравшись, схватил его. Бедная женщина стала горько плакать; увидев, что идет святой, она бросилась к нему и со слезами стала рассказывать ему о своем горе. Святой, улыбнувшись, сказал ей: «Не предавайся скорби, женщина, не плачь: твой поросенок будет возвращен тебе живым и невредимым».

Сказав это, святой продолжал свой путь, а к убогой вдовице прибежал тот волк, неся в зубах ее поросенка; он пустил его перед ней без всякого повреждения и убежал обратно в пустыню; вдова же взяла своего поросенка, радуясь и хваля Бога.

Когда святой Власий достиг Севастии, игемон Агриколай, узнав об этом, тотчас приказал заключить его в темницу. На другой день, воссев на судилище, Агриколай приказал принести к себе святителя Божия; увидев его, игемон сначала обратился к нему с такими льстивыми словами: «Радуйся, Власий, возлюбленный друг богов наших и наш!»

На это святой отвечал ему: «Радуйся и ты, державный игемон, но не называй богами бесов, которые будут преданы вечному огню вместе с теми, кто им поклоняется».

В гневе игемон приказал немилосердно бить святого; после долгого истязания святой снова сказал игемону: «Безумный обольститель душ человеческих, неужели ты думаешь своими муками отвратить меня от истинного Бога? Нет, это невозможно, ибо я уповаю на Иисуса Христа, Который укрепляет меня; впрочем, поступай, как хочешь».

Видя непоколебимую веру святого, игемон повелел снова отвести его в темницу.

Тогда та бедная вдова, пораженная мужественными страданиями, которые святой Власий претерпел за Христа, и его твердым постоянством в святой вере, заколола своего поросенка, которого невредимым получила из зубов волка, сварила голову и ноги, положила на блюдо; сюда же она добавила еще семян, земных плодов и огородных овощей, сколько можно было ей по ее бедности; спрятав все это в корзину и зажегши свечу, она принесла эту корзинку святому в темницу; припав к ногам мученика, она стала умолять его, чтобы он взял эту пищу и вкусил бы ее. Воздав хвалу Богу, святой вкусил принесенной пищи; затем, благословив вдову, он сказал ей: «Женщина, таким образом совершай каждый год мою память, тогда ничто из нужного в доме твоем не оскудеет; если же кто другой уподобится тебе и будет совершать мою память, тот получит в изобилии дары Божии и благословение Господа пребудет на нем во все время его жизни».

Благочестивая вдова, получив такое наставление от святого, возвратилась в дом свой, славя Бога; и к ней применимо евангельское изречение: «в целом мире сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф.26:13).

Между тем нечестивый мучитель, вторично воссев на судилище, приказал привести на истязание святого Власия.

— Власий, — сказал он мученику, — принесешь ли ты жертву богам? Тогда останешься живым. Или же ты хочешь подвергнуть себя мучительной смерти?

На это святой отвечал:

— «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10:11), а смерть, которой ты грозишь, дарует мне жизнь вечную.

Видя такую непоколебимость святого в вере, игемон повелел, обнажив, повесить его на дереве и сильно строгать железными орудиями. После долгого мучения святой мученик сказал игемону:

— Нечестивый и исполненный скверны человек, неужели ты хочешь устрашить меня ранами, когда мне помогает Иисус Христос? Я не боюсь твоих видимых мук, ибо взираю на будущие невидимые блага, обещанные любящим Бога.

После этого мучитель приказал снять его с дерева и отвести его снова в темницу. Когда святого Власия вели в заключение, за ним следовало семь благочестивых и богобоязненных женщин, которые, собирая каплющую на землю из тела святого кровь, помазывались ею. Слуги, сопровождавшие святого, увидев это, взяли их и привели к игемону, говоря:

— И эти женщины — последовательницы Христа. Тогда игемон обратился к женщинам и сказал:

— Одумайтесь, принесите жертвы богам, и получите от меня великие почести.

Честные и святые жены отвечали ему:

— Если тебе, игемон, хочется, чтобы мы поклонились богам твоим и принесли им жертвы, то прежде всего нам следует очиститься; итак, пойдем к ближайшему озеру и обмоем в нем по обычаю лица наши и все тело: повели нам принести туда и богов твоих; омывшись, мы поклонимся им на берегу того озера.

Обрадовавшись, игемон приказал принести своих идолов; вложив их в мешки и запечатав оловом, игемон отдал их женщинам; затем приказал воинам, чтобы они сопровождали женщин с идолами до берега озера и оттуда опять с честью привели бы их обратно. Взяв на свои плечи мешки с идолами, женщины понесли их к берегу озера; придя туда, где озеро было очень глубоко, они стали просить воинов отойти от них, как бы стыдясь раздеться при них, и немного подождать, пока они не совершат омовения. Когда те отошли, каждая из женщин бросила в озеро идола, которого несла, и скверные идолы быстро погрузились в воду, как олово. Увидев это, воины с гневом схватили их и, отведя к игемону, рассказали ему о потоплении идолов. Игемон изменился в лице от ярости и зарычал на воинов, словно лев: «Злые слуги, почему вы не удержали богов, зачем вы не препятствовали женщинам бросать их в глубину озера?»

В ответ на это воины сказали: «Светлейший игемон, эти женщины обманули тебя и с хитрым намерением взяли богов твоих; не зная их коварства, мы не держали их».

Тогда и святые жены сказали игемону: «Истинный Бог не знает людской лести, а боги твои, сделанные из бездушного камня и дерева, золота и серебра, лестью были взяты нами и потоплены; не в силах они были ни избавить себя от рук наших, ни спасти себя от потопления: как же могут они других спасать и избавлять от бед?»

Исполнившись ярости, игемон приказал разжечь печь, растопить олово, принести железные гребни и трезубцы и семь раскаленных докрасна медных досок, сделанных наподобие одежды; все это он приказал положить на одной стороне, а на другой положил мягкие одеяния и различные женские украшения и сказал тем святым женам: «Выбирайте себе одно из двух: или поклонитесь богам и принесите им жертвы, тогда сохраните себе жизнь, будете ходить в тех светлых одеждах и драгоценных украшениях; если же вы не исполните этого, то потерпите все сии муки, приготовленные для вас».

Одна из тех женщин, у которой было два сына — отрока, схватила светлую одежду и бросила ее в печь, где та и сгорела; а отроки стали просить мать свою, говоря: «Дорогая мать наша, не оставь нас погибнуть на земле сей, но как ты воспитала нас сладким твоим молоком на земле, так помоги нам достигнуть и Царствия Небесного».

После того игемон повелел повесить их обнаженными и строгать тело их железными гребнями. Тогда воины увидели, что вместо крови из язв их истекает молоко, а тела их стали белы как снег; ангелы Божий, сходя с небес, укрепляли святых жен среди мук и утешали их так: «Не бойтесь, но продолжайте свой подвиг, подобно доброму земледельцу, который, начав жатву, оканчивает ее; исполнив дело, он получает благодарность и награду от своего господина и возвращается с радостью в свой дом. Так и вы подвизайтесь, чтобы получить от Спасителя нашего Иисуса Христа вечную блаженную жизнь».

Потом игемон повелел снять их с того дерева и бросить в огненную печь. Когда их бросили туда, огонь тотчас же погас там, и они вышли из печи без всякого вреда. Тогда игемон сказал им:

— Оставьте волшебство ваше и принесите жертву богам нашим.

Святые жены единогласно отвечали ему:

— Не будет тебе добра, сын диавола, не оставим мы Господа нашего Иисуса Христа, не станем мы кланяться камню и дереву, идолам, тебе подобным, глухим и бесчувственным, ибо призваны мы в Царство Небесное.

Услышав это, игемон приказал отсечь им мечом головы. Когда они были приведены на место, где их ожидала кончина, они просили воинов:

— Переждите немного, пока мы помолимся Богу.

Преклонив свои колена, они стали так молиться: «Слава Тебе, великому и прославленному Богу нашему, слава Тебе, Христе, царствующему во веки и призвавшему нас на путь спасения, ибо кто так велик, как Ты, внушивший нам отречься от тьмы и приступить к истинному свету Твоему! Молим Тебя, Господи, причти нас к Твоей первомученице Фекле7, прими молитву за нас от святейшего отца нашего и пастыря Власия, наставившего нас на истинный путь».

Помолившись так и поднявшись с земли, они простерли свои руки к небу и, возведя свои очи, с чистым сердцем единодушно возопили к Богу: «Слава Тебе, Христе Боже наш, что сподобил нам стать на сем месте, как бы овцам на заколение, за имя Твое святое: мы желаем быть жертвами Тебе, приими же души наши на небесный Твой жертвенник».

Два упомянутых отрока, приступив к матери своей, сказали ей:

— Мать, вам готовы венцы от Господа на небесах, а нас препоручи доброму страстотерпцу святейшему епископу Власию.

Тогда палач, приступив, отсек святым семи женам их честные головы; такова была кончина их.

После сего игемон, приказав привести из темницы святого Власия, спросил его:

— Принесешь ли ты ныне жертвы богам или нет?

— Окаянный слепец, — отвечал святой, — не видишь ты истинного света: кто из тех, кои познали Бога Живого, принесет жертвы или поклонится бездушным идолам? Знай же ты, омраченный и нечестивый человек, что оставил ты Бога Живого и поклоняешься бесчувственному камню; не боюсь я твоих угроз, мучай меня, как хочешь, — вот, я предаю тебе за Христа моего тело мое, один Бог имеет власть над душою моею.

Тогда игемон сказал святому:

— Если я прикажу бросить тебя в озеро, разве может помочь тебе тогда твой Христос, Которому ты поклоняешься?

— Слепой и неразумный, — отвечал святой, — ты, почитая идолов, считаешь себя спасенным; а я, почитая Христа, неужели не покажу тебе на водах силы Бога моего?

Тогда игемон приказал его вести к озеру и бросить в глубину; святой же, придя на берег, ознаменовал воду крестным знамением, пошел по воде, как по суху, и, достигнув середины озера, сел на воде, как на земле, и обратился с такой речью к стоявшим на берегу воинам и слугам мучителя:

— Если вы имеете богов, то покажите их силу: идите и вы по воде.

Тогда шестьдесят восемь мужей, призвав имена богов своих, вступили в озеро, желая идти по воде, и все внезапно погрузились в воде, как бы олово, и погибли. Ангел же Господень, сойдя с небес к святому, сказал ему: «Исполненный Божией благодати архиерей, сойди с воды и восприми венец, уготованный тебе от Бога».

Сойдя на землю, святой с лицом, сиявшим, подобно яркому снегу, пришел к игемону и стал укорять его. Тогда игемон издал смертный указ для Власия такого содержания: «Власий не повинуется мне, презирает царя, хулит богов наших, погубил в воде своим волшебством шестьдесят восемь мужей — за все сие он должен быть усекнут мечом вместе с двумя отроками».

Вместе с отроками Власий выведен был от игемона. Придя на место казни, он молился о своих согрешениях, о всем мире, в особенности же о тех, которые будут совершать его память; и о таковых он молился, чтобы их не касалась никакая болезнь, чтобы дома их были исполнены всяких благ и чтобы услышаны были молитвы их. В то время сошло свыше на него светлое облако, которое осенило его, и из облака послышался глас Христов: «Все прошения твои исполню, возлюбленный мой подвижник».

Тогда палач усек честную голову его, а за ним и двум вышеупомянутым отрокам на одном утесе за городской стеной в Севастии; это произошло в одиннадцатый день месяца февраля8.

Одна благочестивая женщина по имени Елисса, взяв святые тела мучеников, с честью погребла их на том же месте; от гробницы святых подавались болящим исцеления.

Узнав о страдальческой кончине святителя Христова Власия, та вышеупомянутая женщина, имевшая одного поросенка, почтила память святого, собрав к себе соседей и знакомых, и Бог благословил ее дом всяким довольством. Подражая ей, другие благочестивые люди также начали ежегодно совершать память святого Власия, принося в церковь свечи и фимиам, собираясь в домах своих единоверцев и подавая милостыню нищим и убогим. С тех пор и начался тот благочестивый обычай, которого и доныне некоторые еще держатся, а именно совершать память святого священномученика Власия по примеру той вдовицы, которая первой совершила такое воспоминание, и бывает сие воспоминание в славу Господа нашего Иисуса Христа, с Отцом и Святым Духом славимого и поклоняемого во веки. Аминь.

Тропарь, глас 2:

Божественное прозябение, цвет неувядаемый, лозы Христовы розго многострадальная, богоносе Власие: верою чтущыя память твою веселия твоего исполни, моляся непрестанно о всех нас.

Другой кондак, глас 8:

Священия помазанием, и мучения кровию украсился еси славне Власие, и сияеши всюду в вышних ликуя, и нас назирая в храм твой пришедшыя, и в нем тебе непрестанно зовущыя: всех нас соблюди.

1 Каппадокия — большая область в восточной половине Малой Азии. Севастия — город Каппадокии на границе с Малой Арменией, в северо-восточной части области.

2 Царствовал с 284 по 305 г.

3 Память их совершается Церковью 3 декабря.

4 Царствовал с 307 по 324 г.

5 Аргеос — иначе Аргей — большая, покрытая на самой вершине вечным снегом, а при подножии своем прекрасным лесом, гора Малой Азии, часть Антитавра, в северо-западной Каппадокии.

6 Никополь — город в Малой Армении, на границе почти при реке Ликусе, ныне Эндерес.

7 Память ее 24 сентября.

8 Святой священномученик Власий пострадал и скончался около 316 года. Мощи его перенесены на Запад во время крестовых походов; части их находятся во многих странах Европы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *