Молитвы православные

Боже Святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый; давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.
Также молятся Ангелу-хранителю ребенка и великомученику Георгию Победоносцу.

Прежде всякого дела, очнувшись от сна, христианин обращается к Богу. Сегодняшним православным христианам даже эти короткие утренние молитвы слушать порой приходится в аудиозаписи: по дороге, за рулем, или находясь в общественном месте. Вездесущая спешка и суета совершенно поглощают бесценное время современного человека. Если же речь идет о погоне за большими заработками — и головы к небу бывает некогда поднять.

Даже и христианам приходится отвоевывать у повседневности сокровенные минуты для спокойного и сердечного обращения к Богу. Потому распространились записи молитв. Особенно популярна аудиозапись молитвенного правила в исполнении монахов Оптиной пустыни. Их приятно слушать — они записаны в хорошем качестве, а голоса уважаемых и широко известных исполнителей безукоризненны.

Утренние молитвы в Оптиной пустыни были записаны в аудиоформате и теперь широко распространены в сети. На сайте нашей паломнической службы они представлены совершенно бесплатно. Но как относятся пастыри к этой форме молитвы? Является ли такое правило полноценным?

Протоиерей Димитрий Смирнов, рассуждая над аналогичным вопросом, предостерегает от такой молитвы. Известный московский пастырь говорит о расслаблении и привыкании, которые влечет за собой прослушивание молитвенного правила в аудиозаписи. Причем поначалу человек даже может ощущать себя более сосредоточенным. Но спустя некоторое время придет зависимость. А для молитвы нам должно хватать самих себя, а не технических средств. Впрочем, священник допускает, что слушать молитвы в записи может быть «уместно и даже эффективно”, но лишь как временное, небезопасное послабление.

Протоиерей Всеволод Чаплин:

– Конечно, лучше молиться так, чем не молиться. Иногда у человека нет просто другой возможности, особенно, например, у больного человека. Но если Вы здоровы, полны сил… попробуйте… хотя бы иногда становиться на молитву перед иконами. Мы ведь славим Бога не только разумом, не только даже сердцем, не только душой. Мы славим Бога и своими телами. И проявляем благоговение к Богу, в том числе вставая перед иконами на молитву, в том числе — делая хоть маленький, но подвиг. Молитва утренняя, или вечерняя, требует 15 минут…

Итак, прослушивание утренних молитв, даже Оптиной пустыни, не вполне заменяет собственного предстояния Богу. Допускается их слушать в записи, избегая большего зла (вовсе не молиться). По возможности нужно заставлять себя вернуться к полноценной келейной молитве и читать молитвы самому.

Тропари Троичные

Восставшие от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильнее: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Слава: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже Пети Тя, Святая Троице: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

И ныне: Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Господи помилуй. (12 раз)

Тропарь – краткая песнь, в которой прославляются дела Бога или святых Его. Троичный – относящийся к Пресвятой Троице, обращенный к Ней, посвященный Ей.

Припадаем Ти – припадаем к Твоим стопам. Блаже, Сильнее – звательный падеж слов Благой, Сильный при обращении к Богу.

Одр – ложе, кровать. Воздвигл мя еси – Ты воздвиг (поднял) меня. Устне – уста. Во еже Пети Тя – для того, чтобы воспевать Тебя.

Коегождо – каждого. Страхом – в страхе, от страха. Зовем – здесь: да взываем, да восклицаем (в греческом тексте молитвы буквально: воскликнемте).

+ Каждый из этих тропарей завершается троекратным славословием Пресвятой Троице – песней, взятой от Ангелов – и призывом о помиловании по молитвам Пресвятой Богородицы.

Восставшие от сна, припадаем Ти, Блаже… Едва пробудившись от сна, мы обращаемся, и должны непременно первым делом обращаться, к Триединому Богу со славословием ангельским и ради предстательства о нас Божией Матери просим себе помилования: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

От одра и сна воздвигл мя еси, Господи… После сна и ум, и сердце, и уста наши бывают ленивы к Богу и обращаются к мирским вещам – и мы просим, чтобы Сам Господь просветил наши сердце и ум, а уста открыл на ангельское славословие и помиловал бы на по заступлению Пресвятой Богородицы: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Внезапно Судия приидет… Мы вспоминаем тот страшный час, когда Небесный Судия, Господь Иисус Христос, второй раз придет в человеческом виде на землю – придет судить людей за их дела, которых уже нельзя будет скрыть: всякая правда и неправда откроются, и не для одного Бога всеведущего, но и для всех людей; каждый из нас тогда увидит и узнает все дела своего ближнего, узнаем мы и сами свои дела, которые уже забыли. Страшен будет тот час, потому что нечем нам будет оправдаться перед Богом; только и остается надежда на ходатайство о нас святых Ангелов и Божией Матери, к заступлению Которой мы прибегаем: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богродицею помилуй нас.

Данный молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, для тех у кого по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Выбор перевода осуществлялся на большом количестве источников, основным из которых была книга «Молитвы и песнопения православного молитвослова с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимов

Читать онлайн

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *