Молитвы при душевной боли

В жизни каждого человека были ситуации, когда вроде бы всё хорошо, но постоянно появляется чувство тяжёлого камня на плечах, а из глаз как будто сами с собой льются слёзы. Часто люди списывают это чувство на усталость, плохое настроение, стараясь отмахнуться от давящих ощущений. А на самом деле так проявляется душевная боль, которая ослабляет человека как в духовном, так и в физическом смысле.

Причины душевной боли

Чтобы избавиться от тяготящего чувства необходимо разобраться в причине его появления. А это иногда оказывается самым сложным делом на пути избавления от боли. Причины возникновения душевной боли носят явных и скрытый характер.

Душевная боль ослабляет человека как в духовном, так и в физическом смысле

Явные причины

  1. Самой распространённой явной причиной является смерть близкого человека. Душевную боль в этом случае излечить полностью невозможно. Но в некоторых случаях её можно облегчить разговором об ушедшем человеке с окружающими людьми, добрыми делами, сделанными от его имени, и даже слезами. Но наибольшее облегчение принесут искренние молитвы Господу.
  2. Сложная психологическая ситуация, которую человек держит в себе, пытаясь решить её в одиночку или забыть о ней. А в этой ситуации необходимо поделиться с более опытным человеком своими переживаниями. Это может быть родственник, близкий друг или священник, способный перенести эмоции рассказчика, дать напутствие или оказать помощь.
  3. Умирание души из-за отсутствия духовной пищи. По церковным догматам, каждая душа создана для жизни рядом с Господом в Благодати его. Но большинство современных людей не помнят об этом, предаваясь суетным мирским делам и не обращая внимания на сигналы больной души. Излечить её можно покаявшись в своих неправедных мыслях, желаниях и поступках. После этого следует не забывать о молитвах и добрых делах, питающих душу Божией Благодатью.

На заметку! Священнослужители говорят, что подавление душевной боли негативно отражается на физическом и душевном здоровье. Если человек боится поделиться своими переживаниями с людьми, то у него всегда есть возможность обратиться за помощью к Господу, который по милости своей утешит и поможет своим детям.

Неявные причины

Душевные переживания, возникающие при внешне счастливой жизни, тяжело выявить и ещё труднее вылечить. Есть несколько самых распространённых причин их возникновения.

Подавление душевной боли негативно отражается на физическом и душевном здоровье

  1. Жизнь человека не соответствует предназначенному Создателем пути. Часто бывает так, что у внешне успешного человека, имеющего хорошую работу, интересное увлечение, уважение в обществе, пропадает желание заниматься привычными делами. Он становится апатичным, подавленным и замкнутым. При этом сам он дать объяснения своему состоянию не может. На самом деле это сигналы души, говорящие, что место, которое занимает человек ему не предназначено. Не обращая на них внимания и продолжая заниматься привычными, но опостылевшими делами, люди загоняют себя в отчаяние, которое заканчивается печальными последствиями и для физического и для духовного тела человека. Для исправления ситуации понадобятся сила воли, вера в себя и в помощь Господа. Бросить привычную жизнь тяжело и страшно. Но занимаясь любимым занятием, человек обретает душевный покой и начинает жить в согласии с собой и со Всевышним.
  2. Часто можно наблюдать ситуацию, когда человек, окруженный большим количеством знакомых, друзей и даже родственников, чувствует себя одиноким и тяготится привычного общества. Душа мечется в физической клетке, обрекающей её на постепенное истощение, так как без любви и понимания невозможно душевное спокойствие и умиротворение. Боясь выйти за привычный круг общения, человек лишает себя возможности открывать для себя новых людей, общение с которыми принесёт успокоение душе, так как она будет на одной волне с их душевными оболочками.
  3. Подмена истинных ценностей одна из основных причин, душевных болей в современном обществе. Люди стремятся к материальному благосостоянию, признанию в обществе, высокому социальному положению, забывая, что это всё тлен. Перед лицом Господа все будут равны, и только прижизненные добрые дела и молитвы любящих близких людей спасут душу от мук в час Божьего суда. Именно таков был замысел Создателя, о котором он напоминает через боль в душе.

Важное о православии:

  • О сотворении мира в православии
  • Крестные страдания Иисуса Христа
  • О человеческой душе

Боль души: знак или наказание

Современный человек, испытывая душевную боль, воспринимает её как наказание. Но это неверно, так как именно душевные страдания помогают людям постичь своё истинное предназначение.

Важно! Боль в душе — знак, который помогает встать на путь, уготованный Создателем. Воспринимать её как наказание нельзя, так как в Священном Писании говорится, что через страдание обретается место в Царстве Божием.

Способность чувствовать душевные страдания говорит о том, что человек живёт и у него есть шанс на спасение этой тонкой и хрупкой материи от вечных мук. Наказанием является неспособность человека слышать Глас Божий, передаваемый через душевные страдания. Это значит, что душа человека умерла, и его земное существование не ведёт к душевному совершенствованию, которое помогает достичь гармонии с собой и Господом.

Боль в душе и желание плакать возникают по разным причинам. Помощью во всех ситуациях будет осознание наличия проблем, и искреннее желание сделать всё возможное для их решения.

Что делать когда болит душа?

Составляющие душевной боли

Душевная боль — термин, который часто используют обычные люди, но им относительно редко пользуются специалисты, врачи психотерапевты и психиатры.

Боль в душе – пожалуй, наиболее частая жалоба, с которой приходят на прием к врачу и может рассматриваться как частый симптом многих пограничных психических состояний психиатрических заболеваний.

Боль в душе или душевная боль – каждый человек определяет и описывает врачу это состояние по-своему. Мы постараемся в этом коротком тексте собрать наиболее распространенные жалобы со стороны как пациентов, так и их родственников.

Душевная боль – как люди определяют это состояние?

Тем, кому довелось пережить душевную боль, описывают её как мучительное трудно описываемое обычными словами страдание, с которым человек, чаще всего, остаётся один на один. Обезболивающие средства не спасают, успокоительные и алкоголь, могут лишь усилить эти мучения. В некоторых случаях лишь сон способен на какое-то время отодвинуть, отдалить это страдание.

Употребление алкоголя или успокоительных препаратов в качестве избавления от душевной боли опасно развитием зависимости и, в дальнейшем, усилением боли в душе.

Окружающим, обычно, не видно «со стороны» внутренних переживаний человека, так как это усиленно скрывается от посторонних глаз. Мы же должны выглядеть достойно и наши проблемы не должны видеть другие!

Часто наши пациенты признаются в том, что даже самые близкие люди не понимают (или не могут понять), не видят (или не могут увидеть) и даже не верят в то, что душевные переживания могут носить характер невыносимой, иногда даже физически ощущаемой, боли.

При депрессиях боль в душе (или душевная боль) может достигать такой степени выраженности, что становится не выносимой, ни физически, ни психологически.Человек начинает «метаться», стонать и «кричать» от переживаемых им страданий. Нарушается сон, который часто сопровождается тревожными сновидениями, которые могут восприниматься как предзнаменование или «вещий сон», не редко происходит обильное потоотделение во сне.

Трудно описать словами боль в душе, так как каждый человек это ощущает по своему, чаще всего пациенты затрудняются конкретизировать или сформулировать эти тягостные ощущения. В некоторых случаях, душевная боль может проявляться отчетливыми физическими ощущениями, такими как:

  • чувство давления,
  • «окаменения»,
  • жжения или холода в груди,
  • тяжести или боли в области сердца,
  • болей или неприятных ощущений в области живота (желудка, кишечника),
  • боли или тяжести между лопатками или спине,
  • чувство тошноты,
  • сердцебиения (тахикардия, грудная жаба, холод в груди).

И практически всегда боль в душе сопровождается неприятными переживаниями, такими как:

  • подавленность,
  • апатия,
  • тоска,
  • тревога,
  • «безрадостность»,
  • «чувство эмоционального онемения»,
  • «ощущение отсутствия чувств»,
  • другими ощущениями, не редко самыми экзотичными.

Чтобы избавиться от тяготящего чувства необходимо разобраться в причине его появления. А это иногда оказывается самым сложным делом на пути избавления от боли. Причины возникновения душевной боли носят явных и скрытый характер.

Душевная боль ослабляет человека как в духовном, так и в физическом смысле

  1. Самой распространённой явной причиной является смерть близкого человека. Душевную боль в этом случае излечить полностью невозможно. Но в некоторых случаях её можно облегчить разговором об ушедшем человеке с окружающими людьми, добрыми делами, сделанными от его имени, и даже слезами. Но наибольшее облегчение принесут искренние молитвы Господу.
  2. Сложная психологическая ситуация, которую человек держит в себе, пытаясь решить её в одиночку или забыть о ней. А в этой ситуации необходимо поделиться с более опытным человеком своими переживаниями. Это может быть родственник, близкий друг или священник, способный перенести эмоции рассказчика, дать напутствие или оказать помощь.
  3. Умирание души из-за отсутствия духовной пищи. По церковным догматам, каждая душа создана для жизни рядом с Господом в Благодати его. Но большинство современных людей не помнят об этом, предаваясь суетным мирским делам и не обращая внимания на сигналы больной души. Излечить её можно покаявшись в своих неправедных мыслях, желаниях и поступках. После этого следует не забывать о молитвах и добрых делах, питающих душу Божией Благодатью.

На заметку! Священнослужители говорят, что подавление душевной боли негативно отражается на физическом и душевном здоровье. Если человек боится поделиться своими переживаниями с людьми, то у него всегда есть возможность обратиться за помощью к Господу, который по милости своей утешит и поможет своим детям.

Душевные переживания, возникающие при внешне счастливой жизни, тяжело выявить и ещё труднее вылечить. Есть несколько самых распространённых причин их возникновения.

Подавление душевной боли негативно отражается на физическом и душевном здоровье

  1. Жизнь человека не соответствует предназначенному Создателем пути. Часто бывает так, что у внешне успешного человека, имеющего хорошую работу, интересное увлечение, уважение в обществе, пропадает желание заниматься привычными делами. Он становится апатичным, подавленным и замкнутым. При этом сам он дать объяснения своему состоянию не может. На самом деле это сигналы души, говорящие, что место, которое занимает человек ему не предназначено. Не обращая на них внимания и продолжая заниматься привычными, но опостылевшими делами, люди загоняют себя в отчаяние, которое заканчивается печальными последствиями и для физического и для духовного тела человека. Для исправления ситуации понадобятся сила воли, вера в себя и в помощь Господа. Бросить привычную жизнь тяжело и страшно. Но занимаясь любимым занятием, человек обретает душевный покой и начинает жить в согласии с собой и со Всевышним.
  2. Часто можно наблюдать ситуацию, когда человек, окруженный большим количеством знакомых, друзей и даже родственников, чувствует себя одиноким и тяготится привычного общества. Душа мечется в физической клетке, обрекающей её на постепенное истощение, так как без любви и понимания невозможно душевное спокойствие и умиротворение. Боясь выйти за привычный круг общения, человек лишает себя возможности открывать для себя новых людей, общение с которыми принесёт успокоение душе, так как она будет на одной волне с их душевными оболочками.
  3. Подмена истинных ценностей одна из основных причин, душевных болей в современном обществе. Люди стремятся к материальному благосостоянию, признанию в обществе, высокому социальному положению, забывая, что это всё тлен. Перед лицом Господа все будут равны, и только прижизненные добрые дела и молитвы любящих близких людей спасут душу от мук в час Божьего суда. Именно таков был замысел Создателя, о котором он напоминает через боль в душе.

Важное о православии:

Современный человек, испытывая душевную боль, воспринимает её как наказание. Но это неверно, так как именно душевные страдания помогают людям постичь своё истинное предназначение.

Важно! Боль в душе — знак, который помогает встать на путь, уготованный Создателем. Воспринимать её как наказание нельзя, так как в Священном Писании говорится, что через страдание обретается место в Царстве Божием.

Способность чувствовать душевные страдания говорит о том, что человек живёт и у него есть шанс на спасение этой тонкой и хрупкой материи от вечных мук. Наказанием является неспособность человека слышать Глас Божий, передаваемый через душевные страдания. Это значит, что душа человека умерла, и его земное существование не ведёт к душевному совершенствованию, которое помогает достичь гармонии с собой и Господом.

Боль в душе и желание плакать возникают по разным причинам. Помощью во всех ситуациях будет осознание наличия проблем, и искреннее желание сделать всё возможное для их решения.

Что делать когда болит душа?

Хочется также сказать о том, что любые душевные переживания (по мнению современных психологов) состоят из нескольких простых элементов:

  1. Эмоций.
  2. Мыслей.
  3. Неприятных ощущений или дискомфорта в теле.
  4. Визуальных образов (представлений, неких картинок перед глазами).

Совет 1. Время лечит

Если у человека болит душа, что делать? Нередко возникает логический вопрос. Ведь никому не хочется лишнее время страдать и проводить в тяжелых раздумьях. Первый совет гласит: время лечит. И это верно. Данная истина известна еще с незапамятных времен. Всяческие душевные переживания старинные доктора лечили исключительно временем (ну и трудом).

Человеку нужно некое время насытиться своими переживаниями. В этот час необходимо все хорошенько обдумать, прожить еще раз прошлые события. Свою боль нужно еще раз – последний – прочувствовать. Только после этого может появиться чувство завершенности. Нередко после этого люди уже начинают отпускать свою проблему, постепенно прощаясь с ней. Пройдет время, и от переживаний не останется и следа. Об этом всегда надо помнить, смотря в будущее, а не в прошлое.

Однако в данном совете есть одно «но». Разбираясь, как справиться с душевной болью, нельзя слишком увязать в своей проблеме. Ведь она может «затянуть» надолго в свои сети. Если на протяжении недели состояние не улучшается, то нужно искать помощи на стороне. Ведь так можно постепенно загнать себя в длительную депрессию, справиться с которой очень и очень трудно.

Все причины переживаний боли в душе, как уже говорилось выше, можно разделить на две группы:

  • первая – болезни (психические расстройства и нарушения поведения),
  • вторая – психологические (психогенные), конфликты между «действительным» и «желаемым» (истинные неврозы).

Помочь человеку, испытывающему душевную боль можно и нужно.

В одних случаях помощь — это беседа и поддержка или, наоборот, изоляция и временное одиночество.

В других – нейрометаболическая терапия с применением особых методов психотерапии и медикаментов, постоянный строгий присмотр со стороны лечащего врача.

Универсального средства помощи от душевной боли, к сожалению, не существует. Каждый случай требует индивидуального решения.

Лечение

Можно ли снять или облегчить душевную боль самостоятельно? Если можно, то как?

Если боль в душе не является симптомом психического расстройства, то самостоятельно лечить душевную боль можно попробовать некоторыми мероприятиями, такими как: принять контрастный душ, попробовать дать физическую нагрузку (приседания, бег, плавание), попробовать уснуть.

Если душевная боль – это проявление какой-либо болезни, то нужна помощь специалиста врача-психотерапевта или психиатра. Проблема заключается в том, что, как правило, при психических расстройствах может снижаться критическое отношение к своему состоянию, и заболевший не ищет помощи, не обращается к специалисту.

Что делать если Вас или Вашего близкого охватила и не отпускает боль в душе? Если она, кроме того, еще и усиливается день ото дня?

Ответ один. Нужно идти к врачу-психотерапевту или психиатру.

Во-первых, он знает, как быстро помочь и снять это мучительное чувство.

Во-вторых, если душевная боль является проявлением какого – либо психического расстройства и потребуется лечение, то врач психотерапевт сможет подобрать терапию (медикаментозную и психотерапевтическую).

В клинике Брейн Клиник осуществляется адекватная помощь всем обратившимся с разными видами и разной степенью выраженности болью в душе.

Звоните 7 495 135-44-02

Мы поможем Вам или Вашим близким избавиться от душевной боли!

Мы помогаем в самых тяжелых случаях, даже если предыдущее лечение не помогло.

Совет 2. Помощники

нужно помнить, что никто не решит проблему лучше ее хозяина. Не нужно надеяться на то, что психолог решит все тревожащие душу вопросы. Отнюдь нет, он покажет пути выхода из ситуации. Далее же придется действовать самостоятельно. Следующий вариант выхода из трудной душевной ситуации – помощь родителей или иных близких родственников.

Стоит помнить о том, что никто, кроме самых дорогих и родных людей, не сможет лучше помочь. Мама, папа, сестра, брат, тети-дяди – это те личности, которые искренне переживают и постараются сделать все, чтобы помочь своему родственнику. Всегда надо искать помощи у родных, ведь они нередко дают очень дельные советы.

И последний способ, как унять душевные переживания, чувства – обратиться за помощью к друзьям. Это те люди, которые не станут, скорее всего, копаться в прошлом, а откроют глаза на настоящее (особенно если речь идет о молодежи). Только хорошие товарищи могут закружить в круговороте дня, не давая своем другу ни минуты передышки.

Несколько слов о медикаментах

Как еще можно себе помочь, если болит душа, что делать в такой ситуации? Так, иногда можно услышать простой совет: нужно принять определенные медикаменты. Это так называемые антидепрессанты или просто успокаивающие препараты. Но данный совет весьма опасный. Все дело в том, что самостоятельно назначать какие-либо медикаменты себе очень и очень опасно.

Это может крайне негативно сказаться на здоровье. Антидепрессанты же должен назначать исключительно лечащий доктор после определенного осмотра и диагностирования заболевания. Тут нужно уточнить: не так уж и много существует таких душевных проблем, при которых помогают лекарства. Нужно научиться справляться со всем самостоятельно, без влияния посторонних химикатов.

О том, как избавиться от душевной боли, могут рассказать очень многие люди. Ведь чаще всего используемый способ – это прием различных расслабляющих средств. Это может быть алкоголь, легкие наркотики. Несомненно, на краткий период они могут принести облегчение, затуманив сознание. Но это совершенно не выход из сложной ситуации.

Ведь на следующий день ощущения возвращаются, и к этому еще примешивается и тяжелое физическое состояние. Так что хуже становится вдвойне. Кроме того, прием вышеописанных средств негативно влияет на состояние здоровья человека, а в некоторых случаях приводит к зависимостям, с которыми справиться ох как нелегко.

Совет 3. Нужно говорить

Если у человека болит душа, что делать, чтобы справиться с данным состоянием? Так нужно рассказать о своей проблеме. Однако открыться перед человеком, пусть и близким, далеко не всегда легко и просто. В таком случае отлично подойдет дневник. Нужно постараться излить все свои чувства и переживания на бумагу.

Делать записи нужно в то время, когда очень плохо. Писать придется на протяжении минимум недели. Далее же все надо будет перечитать. Уже после прочтения написанного может многое проясниться. Кое-что покажется смешным, а от кое-чего уже получится и так избавиться. Стоит помнить о том, что, посмотрев на проблему со стороны, ее можно лучше понять и прояснить для себя некоторые моменты.

Совет 5. Творчество

Следующий совет, как избавиться от душевной боли – заняться любимым делом. Нужно делать все, чтобы просто не вспоминать о своей проблеме. Лучше всего в таком деле поможет творчество. Вышивка, рисование, выжигание по дереву, велоспорт, музыка – это те вещи, без которых просто невозможно себе представить нормальную жизнь. Занимая свое время полностью, на негативные мысли и уныние просто не хватит времени.

Совет 6. Волонтерство

Если человека мучают различные душевные страдания, можно попробовать заняться волонтерством. В таком случае нужно отправиться в ближайшую общественную организацию и предложить себя в качестве помощника на бесплатной основе. При этом можно рассказать о причинах такого поступка. В таком случае человека могут отправить на различные собрания, где люди делятся своими проблемами.

Послушав рассказы иных людей, человек может сделать простой вывод, что его проблема еще не так и страшна, что с ней можно справиться. Ведь существуют и более сложные и страшные ситуации. При этом, помогая людям, можно отлично самоутвердиться, поняв, что еще очень полезен обществу и другим людям. А такие мысли очень благоприятно влияют на процесс выздоровления от душевных страданий.

Совет 7. Клин клином вышибают

Что делать, если у человека сильная душевная рана? Можно постараться справиться с ней подобным образом. К примеру, если причиной страданий является разрыв с любимым человеком, нужно начать встречаться с иными людьми. Если уволили с работы или выгнали из института – можно пойти на курсы и освоить новую профессию.

Совет 8. Нет – прошлому, да – настоящему и будущему

Нужно помнить о том, что жизнь одна. Второй раз ее прожить просто не получится. Поэтому нужно стараться сделать все, что можно именно в данную минуту, тут и сейчас. Как говорится, от жизни надо брать максимум. Если же периодически возвращаться в прошлое, можно не успеть за изменениями, которые происходят сегодня.

Однако сказать – это не сделать. Тут все гораздо сложнее. Простой совет, как не думать о том, что было: если возникает такое желание, и мысли возвращаются назад, нужно просто заставлять себя визуализировать иное будущее. Это отличный способ ускорить душевное выздоровление. Надо придумать себе картинку светлого будущего и всякий раз к ней возвращаться. И если все сделать правильно, придуманный мир вскоре станет реальностью, и жизнь снова пойдет по восходящей линии.

Совет 9. Нужно отдавать

Всем известна простая истина: нужно больше отдавать, а не получать. Ведь это приносит огромное моральное удовлетворение. Если на душе плохо, надо постараться улучшить жизнь всем окружающим. Можно помочь маме сделать генеральную уборку, подарить папе долгожданный спиннинг или погулять с ребенком сестры.

Отчего болит душа?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Отчего болит душа? За что наказывает Господь? Как сохранить душевный мир? Как стяжать дух мирен? Что делать, если потерял душевный мир, любовь, если с каждым днем становишься все хуже и хуже, и кажется, что уже душа умерла и никак не воскреснет…

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«Бывает, встретишь знакомого: вид у него понурый, голова опущена, ни на кого не смотрит, что ни скажешь ему, – ничему не радуется, ничто его не интересует. «Что с тобой? Ты заболел?» – «Нет, я здоров, у меня болит душа… «

Тело свое мы видим, можем осязать. Видим раны и ссадины, чувствуем, когда болит сердце, почки. И тогда мы идем к врачу, и врач выписывает нам лекарства. Но что делать, когда болит душа? Как исцелить ее? Все, кому знакомы боль души, знают, что эту боль никакими снадобьями, напитками не залить. Душа мучается, страдает, часто даже тогда, когда в жизни есть все: работа, семья, достаток.

Отчего страдает душа? Оттого, что мы забыли о ней, не заботимся, не питаем. Тело мы моем, одеваем, кормим, а душу? Как тело не может обходиться без пищи, так и душа. Ей нужна духовная пища: молитва, чтение Священного Писания, добрые дела. Те, кто часто творят добро, знают, как умиротворяется душа после каждого благого дела. Недаром святые говорят: «сделал доброе дело – себе сделал».

За чистотой тела мы следим строго. Представьте себе человека, который несколько десятков лет не мылся. С ним и общаться неприятно, и самому ему неловко появляться в обществе. Душа, как и тело, требует омовения. Сколько греховной грязи накопилось на ней, она уже задыхается, а у кого-то совсем пропитана грехом и не чувствует угрызений совести. И такой человек говорит: у меня все хорошо, я не грабил, не убивал, я – человек неплохой. У таких людей душа уже не болит, она для Бога и добрых дел мертва.

Но тем, у кого душа еще жива, кто способен чувствовать боль, есть возможность исцеления. Христос сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.2:28). Давайте остановимся, проанализируем всю свою жизнь, вспомним, кому мы причинили зло (делом, словом, помышлением), кого осудили, оклеветали, обманули, – все это осквернило душу, нанесло глубокие раны.

Иные страдают из-за больного самолюбия, тщеславия, гордыни; допустим, человек способный, а все таланты приписывает только себе, забывая, что их даровал Господь, и заслуги в том самого человека никакой нет. Кто-то раздражается, обижается, а то и скандалит… Так и множатся наши грехи, а значит, и раны душевные. Тогда и надо обратиться к духовному врачу – священнику, придти в духовную лечебницу – Церковь, и на исповеди в Таинстве Покаяния рассказать все Господу в присутствии священника. Господь через священника прощает нам грехи и дает благодатные силы на борьбу с грехом. В покаянии мы очищаем душу, добрыми делами залечиваем раны, а молитвой – питаем…

Господь – полнота Любви, Он никогда никого не наказывает. Любовь не может наказывать. Мы, когда грешим, сами себя наказываем. Каким путем? За наши грехи благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть демонов. И мы сами себя ставим под удар наказания. А Господь никого не наказывает.

Слово «наказание» имеет следующий смысл. Родители дают наказ своим детям, чтобы они слушались, вели себя нравственно – не курили, не ругались, не сквернословили, не пьянствовали. Если дитя исполняет наказ родителей, то ему все будет удаваться в жизни. А если он наказ родителей не исполняет, он сам себя наказывает. Подрался – на него заводят дело в милиции. Украл что-то – то же самое. То есть сам себя человек наказывает.

Как сохранить душевный мир? Это нетрудно, надо только себя настроить, сказать себе, что с сегодняшнего дня я больше не буду обращать внимание на пустяки, не буду раздражаться, обижаться, сердиться на ближних, а все, что бы ни случилось, буду принимать с благодарностью и не буду роптать; начну считать, что посланное мне – по грехам моим. Если мы так себя не настроим, то вся жизнь пройдет впустую: какими мы были – с пороками и страстями – такими и останемся. Для того, чтобы в душе всегда были мир и покой, надо всецело предаться Богу, чтобы Господь жил в нас, а мы – в Нем. Когда мы будем жить не по своей воле, а по воле Божией, тогда все станет на свои места, душа умиротворится и успокоится.

Как стяжать дух мирен? Все знаем, как стяжать, но не все хотим потрудиться. Теорию знаем, а на практике – ну никак не получается! Знаете, как настраивает себя смиренный человек? Он доволен и рад всему, что ему дает Господь. Местечко дали, где уберется только подстилочка – он и рад этому; там поспит и Бога поблагодарит.

Однажды в Александрии в большой праздник съехалось в монастырь множество нищих, калек и убогих. Места, где можно переспать, многим не нашлось; прямо в коридоре устраивались. Один старец после молитвы в своей келье через полуоткрытого дверь слышит: «Господи, Господи, как Ты нас любишь! Как все прекрасно, как хорошо! Вот, у меня рогожа – я ее подстелил, ею же и накрылся. Сколько людей голодных сейчас, а мы сегодня даже поели, хоть и не досыта, но поели. Многие люди в холоде, в тюрьме, в камерах находятся, воздуха там нет. А здесь все прекрасно, все хорошо. Мы на свободе, а есть люди, которые белого света не видят. У них кандалы на руках и ногах и цепи. А здесь полная свобода. Господи, какая Твоя милость великая!» Так благодарил Господа больной нищий. Надо уметь благодарить Господа везде и всегда. Тогда и душа умиротворится.

Когда Юлиан – отступник – злейший враг христиан уничтожал веру православную, жил и служил в Каппадокии святитель Василий Великий. Там было 17 еретических храмов ариан, и только один православный. За очень короткое время святитель поработал так, что стало 17 православных и остался один еретический. Приехал представитель Юлиана – Модест, стал убеждать святого, чтобы он прекратил свою деятельность, перестал исповедовать веру Христову, чтобы перешел в арианство, пугал его смертью, ссылкой, лишением богатства. Святитель Василий Великий ответил на это так:

– То богатство, которое ты думаешь у меня отнять, я давно передал через руки нищих, вдов и сирот в потусторонний мир. У меня ничего не осталось, кроме кожаных книг. Ты меня пугаешь ссылкой, но Бог на всяком месте. Где бы я ни был – везде Господь. Ты меня пугаешь смертью, а я к этому стремлюсь! Быстрее хочу разрешиться от тела и соединиться с Господом.

Вот как рассуждали святые люди.

Бывают у человека разные периоды. Поначалу, когда ребенок только учится ходить, его поддерживают родители. У него еще нет своей силы стоять: с помощью родительской он стоит на ножках и радуется. А когда родители его отпускают, позволяют самому свободно идти, он постоит немного и падает. Так и у нас. Господь Своею благодатию нас поддерживает; мы тогда себя чувствуем сильными, крепкими – все можем! Крепко стоим в вере и можем ходить. Но как только благодать отошла от нас – мы падаем и не в силах подняться, чтобы идти.

Поэтому на себя надеяться никогда не надо. Надо всецело предаться в руки Божий. Почему у нас нет сил духовных? Потому, что надеемся на себя, на свои силы. А ведь если Господь нам не поможет, мы ничего сделать не сможем. Потому-то всегда надо уповать на помощь Божию, помнить, что Господь все управит, как лучше».

Обновленный God of War получился удачным переосмыслением серии. Игра глубже предыдущих частей: она поднимает много важных проблем, заставляет поразмыслить, а не бездумно нажимать треугольник на геймпаде. Кратос прекрасно чувствует себя в новом сеттинге.

Взаимодействие с персонажами холодной скандинавской мифологии изящно вплетает древнегреческого титана в окружающий мир. По виртуальному Мидгарду не удастся изучать норманнский фольклор, но его герои в целом переданы верно и близко к тексту.

Лаувейя

Игра начинается с похорон жены КратосаАрт с изображением Лаувейи

В игре: Жена Кратоса, мать мальчика Атрея. Великанша с добрым сердцем. Воевала против жестокого Одина. Из-за того, что Кратоса подолгу не было дома, воспитание Атрея легло на плечи Лаувейи. Она обучила его языкам, смастерила ему лук и тренировала парня стрелять.

В мифологии: Имеет трех сыновей-странников. Это знаменитый Локи и великаны Хельблинди с Бюлейстом. Из-за разногласий с мужем живет среди гор в уединенном доме. Лаувейя — богиня леса и деревьев. Изящная и симпатичная девушка. Всегда радушна и гостеприимна. Скандинавы верили, что лучшее подношение богине — посадить дерево.

Бальдр

В игре: Главный антагонист героя. Сын Одина и Фрейи, сводный брат Тора и Тира. В детстве мать нанесла защитные руны на тело ребенка. Руны-то сработали, сделав его неуязвимым, но лишили его возможности чувствовать что-либо, будь то боль или удовольствие. С тех пор он озлоблен на весь мир. В God of War используется слегка искаженный миф о Бальдре. После того, как он поранился о стрелы Атрея, к нему возвращается способность чувствовать. Оказалось, что Фрейя, пытаясь защитить сына, взяла со всего живого и неживого обещание, что никто его не тронет. Не удалось взять слово только от омелы, из которой и был сделан наконечник стрелы.

В мифологии: Бог весны и света. Бальдру вдруг стали сниться зловещие сны, и тогда Один отправился в царство мертвых, чтобы понять, что они означают. Там он узнает, что юноша умрет от руки собственного брата. Аналогичным образом мать Бальдра решает защитить сына. Но Локи, узнав, что Фрейя еще не взяла обещания с одного кустарника, сделал из него стрелу, обманом заставив брата Бальдура выстрелить и убить его.

Кристофер Вильгельм Эккерсберг, «Смерть Бальдра», 1817

Ёрмунганд

В игре: Ящер, появившийся таинственным образом в Озере Девяти, помогает Кратосу и Атрею в странствии и сражениях.

В мифологии: Третий сын Локи. Змей, обвивающий всю Землю и поедающий свой хвост. Часто используется как противник Тора. По легендам во время Рагнерека, главной битве Северных богов, он и Тор должны убить друг друга. Яд из оторванной головы Ёрмунганда обольет сына Одина, и тот скончается на месте.

Тор сражается с Ёрмунгандом

Фрейя (она же Фригг)

В игре: Богиня, помогающая Кратосу и Атрею в их путешествии. Бывшая королева валькирий и жена Одина, мать Бальдра.

В мифологии: Богиня любви, брака, а также покровительница домохозяек. Обитает во дворце тумана или моря Фенсалире. Является предсказательницей, хотя никому и не может раскрыть будущего.

Фригг — королева Асгарда

Синдри и Брок — братья-дварфы (братья Хульдра)

В игре: Выковавшие топор Кратоса дварфы, также ответственные за прокачку снаряжения. Братья добавляют в игру юмора и время от времени разряжают напряженную атмосферу.

В мифологии: Локи поспорил с братьями, что они не смогут создать предметы, более диковинные и изящные, чем волосы Сиф, корабль Фрейра Скидбладнир и копье Одина Гунгнир. Брок помогал Синдри раздувать меха в кузнице. Дварфам удалось сделать золотое кольцо Драупнир, вепря с золотой щетиной Гуллинбурсти и молот Мьёллнир. Последний был признан лучшим творением, и Локи проиграл спор. Когда пришло время отдавать голову, на которую спорил Локи, тот отказался, сказав, что тогда повредится шея. К сожалению, шея в правилах пари не оговаривалась, и все сошлись, что достаточно будет зашить богу обмана рот.

Дварф за работой

Мимир

В игре: Бог знаний и мудрости, союзник Кратоса и Атрея. Раньше был советником и послом богов, пока Один не заключил его в тюрьму за 109 лет до событий игры.

В мифологии: Великан, живший среди асов. Знаменит своей мудростью и знаниями. Во время войны асов с ванами был обезглавлен. Один забрал его голову с собой. Именно из-за Мимира Один стал одноглазым: главному богу пришлось пожертвовать правым глазом, чтобы оживить голову Мимира и советоваться с ней.

Один и его главный советник

Тор

В игре: Бог грома, молний, штормов и силы; сын Одина, муж Сиф, отец Магни и Моди, а также сводный брат Бальдра. Не появляется напрямую в игре, однако часто упоминается многими персонажами.

В мифологии: Сын Одина и Ёрд, борец с великанами-ётунами. Защитник людей и богов от чудовищ. Главное оружие — молот Мьёллнир, выкованный братьями-дварфами. Во время падения мира суждено сразиться с Ёрмунгандом и, победив в битве, самому погибнуть.

Магни и Моди

В игре: Сыновья Тора, племянники Бальдра и вторичные антагонисты игры, пытающиеся убить Кратоса.

В мифологии: Магни — сын Тора, унаследовавший молот Мьёльнир после смерти отца, один из богов нового мира, воздвигнутого после Рагнарёка. Моди — бог воинской ярости, покровитель берсерков. Вместе с Магни создает новый мир.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кирилл Молоканов@KefirCO (79 lvl)

Если вы внимательно вслушаетесь в то, как люди описывают свой опыт социального отчуждения, вы заметите интересную закономерность: мы используем слова, обозначающие физическую боль, чтобы описать психологически тяжелые события: например, «мое сердце разбито». На самом деле, в английском языке есть несколько способов выражения чувств, связанных с непринятием, не только те, которые обычно относятся к физической боли. Однако применение таких слов для обозначения отчуждения или изолированности типично и для других языков — не только для английского.

Почему мы описываем опыт социального отчуждения словами, связанными с физической болью? Правда ли чувство социальной изоляции сопоставимо с физической болью, или это просто фигура речи? В лабораторном исследовании мы предположили, что «боль» социальной отверженности (социальная боль) — это не просто лексическое выражение. С помощью серии исследований мы с коллегами показали, что социально болезненные опыты — такие, как разлука или изоляция, возбуждают процессы в тех же нервных участках, что и физическая боль. Здесь я привожу данные, на основании которых мы поняли, что процессы при физической и социальной боли частично совпадают, а также исследования, которые напрямую тестируют это наложение. Я покажу несколько, возможно, неожиданных последствий этого совпадения, а также расскажу, что означает эта общая нервная схема для нас и что она говорит о социальной боли.

Действительно ли отвержение причиняет боль? Хотя утверждение о том, что отказ «причиняет боль», может показаться натянутым, с точки зрения эволюции есть некий смысл в том, что страдания при физической и социальной боли частично совпадают. Как вид млекопитающих, люди рождаются достаточно незрелыми, неспособными обеспечить себя едой и защитой. Поэтому младенцам, чтобы выжить, нужно быть всегда рядом с тем, кто о них заботится. Позднее причастность к социальной группе становится критически важной для выживания; ее участники извлекают выгоду из общей ответственности за добычу еды, борьбу с хищниками и заботу о детях. На основании того, что социальная изоляция так губительна для человека, было выдвинуто предположение, что в течение нашей эволюционной истории система социальной привязанности сформировалась по принципу системы физической боли, заимствуя болевой сигнал как раздражитель при социальной отделенности. Вероятно, социальная связь была столь важна для выживания, что болезненные ощущения, связанные с физическим повреждением, были включены для обеспечения таких же страданий от социального разобщения — чтобы люди стремились избежать изолированности и сохранить близость с другими.

Последующие исследования подтвердили эти начальные данные. Субъекты, которые признались, что в повседневной жизни чаще чувствуют себя ненужными, продемонстрировали более значительную нервную активность в ответ на эпизод социального отторжения. В некоторых случаях простой просмотр картинок-раздражителей приводят в действие нервные участки, связанные с телесной болью.

Исследования на людях и животных показали, что при физической и социальной боли происходят похожие процессы. Они проистекают в двух участках мозга: в передней части поясной извилины коры головного мозга и в меньшей мере в передней доле мозга. Обе они задействованы, когда млекопитающие испытывают физическую боль или страдают из-за изолированности.

Что касается физической боли, передняя часть поясной извилины коры головного мозга и передняя доля мозга передают эмоциональный, неприятный, элемент болезненного опыта. Он может быть разделен на два компонента: сенсорный, который предоставляет информацию о том, где ощущается раздражитель боли, и эмоциональный, который запечатлевает неприятные ощущения от раздражителя — как это ни банально, так оно и есть. После нейрохирургии, во время которой удаляется элемент передней части поясной извилины, чтобы облегчить трудноизлечимую хроническую боль, пациенты отмечали, что они все еще могут определить место раздражителя, но их больше не беспокоят болезненные ощущения. Похожие симптомы наблюдались при повреждении передней доли. Повреждение соматосенсорной коры — участка, отвечающего за локализацию боли, — мешает пациентам определить, откуда идет боль, но оставляет чувственные страдания. Нейровизуализация также подтверждает это разделение. Субъекты, которым под гипнозом увеличили болезненность раздражителя без смены сенсорного компонента, показывали возросшую активность в передней части поясной извилины коры головного мозга, а не в первичной соматосенсорной коре, которая отвечает за чувствительный элемент боли.

Интересно, что некоторые из нервных участков, связанных с болью, также способствуют специфическому поведению при разлуке с нужным человеком, что проявляется в выражении страданий. Младенцы многих видов млекопитающих издают специальные страдальческие звуки (например, человеческие дети плачут) при отлучении от заботящегося субъекта. У этих звуков адаптивная цель (для взрослых — это сигнал отыскать младенца), то есть они препятствуют длительной разлуке. Спинное и вентральные подразделения играют важнейшую роль при производстве этих озвученных страданий. Повреждения в этих зонах у обезьян устраняет озвучивание страданий, тогда как электрическая стимуляция у макак приводит к спонтанным болезненным крикам.

На основе данных, обнаруживающих нервные участки, задействованные при физической боли людей и страданиях млекопитающих от разлуки, мы решили исследовать, будут ли эти участки играть роль при социально болезненном опыте человека. В одном таком исследовании каждому участнику говорили, что по интернету он будет присоединен к двум другим людям и вместе они будут играть в игру с передачей мяча. Участник эксперимента при этом был подключен к сканеру МРТ. Через специальные очки он видел виртуальные воплощения двух других игроков с их именами, а также свою руку. Нажатием кнопки участник решал, кому кинуть мяч.

В действительности не было других игроков; участники эксперимента играли с заранее установленной компьютерной программой. В первом раунде они были включены в игру все время, а во втором — социально исключены, так как два других игрока переставали кидать им мяч. В качестве реакции на это отторжение у субъектов наблюдалась сильная активация в передней части поясной извилины коры головного мозга и в передней доле мозга — двух участках, связанных с физической болью. Более того, субъекты, которые сильнее переживали из-за эпизода изоляции («я чувствовал себя отвергнутым», «я чувствовал себя ненужным») также показали более высокую активность в передней части поясной извилины, подтверждая предположение, что непринятие действительно «причиняет боль».

Наконец, разлука или отторжение — не единственные возбудители нервной активности, связанной с болью. Другие социально болезненные опыты — как, например, тяжелая утрата — также задействуют эти нервные участки.

Последующие исследования подтвердили эти начальные данные. Субъекты, которые признались, что в повседневной жизни чаще чувствуют себя ненужными, продемонстрировали более значительную нервную активность в ответ на эпизод социального отторжения. В некоторых случаях простой просмотр картинок-раздражителей приводят в действие нервные участки, связанные с телесной болью. К примеру, просмотр картин Эдварда Хоппера активировал переднюю часть поясной извилины и переднюю долю мозга. Кроме того, социально чувствительные люди при просмотре видео, на котором кто-то делал неодобрительное выражение лица (возможный знак социального отвержения), показывали более высокую активность в передней части поясной извилины.

Наконец, разлука или отторжение — не единственные возбудители нервной активности, связанной с болью. Другие социально болезненные опыты — как, например, тяжелая утрата — также задействуют эти нервные участки. В ответ на просмотр изображений недавно умершей матери или сестры (наравне с фотографиями незнакомых женщин) участники эксперимента продемонстрировали повышенную активность в передней части поясной извилины и передней доле. Более того, женщины, которые потеряли ребенка в результате вынужденного аборта, при просмотре фотографий улыбающихся младенцев продемонстрировали более высокую активность в передней части поясной извилины по сравнению с теми, кто родил здорового ребенка. Итак, различные виды социально болезненных событий — от отвержения до утраты — частично полагаются на те нервные участки, которые играют непосредственную роль при телесной боли.

В пределах пересечения физической и социальной боли можно ожидать интересные результаты — к примеру, что люди, более чувствительные к физической боли, острее ощущают и социальную боль, и наоборот. Это не выдуманная гипотеза, она была проверена в ходе нескольких исследований. Лучшее доказательство тому можно найти в сведениях о пациентах — люди с хронической болезнью гораздо больше, чем здоровые, заботятся об отношениях со своим партнером, а депрессивные люди с высокой социальной чувствительностью более восприимчивы к боли, чем те, кто себя контролирует.

Второй результат пересечения физической и социальной боли — то, что факторы возрастания или убывания одной влияют на другую в той же мере. Таким образом, факторы, которые, как считается, уменьшают социальную боль (как, например, чувство социальной поддержки), также должны уменьшить физическую боль, а те, что уменьшают телесную (к примеру, обезболивающее), также уменьшают социальную. Мы нашли доказательства обоих этих утверждений. Чтобы выяснить, уменьшает ли социальная поддержка физическую боль, мы попросили женщин оценить неприятность ощущений от горячего раздражителя, приложенного к их предплечью, в то время как они выполняли различные задания. Во время одного из заданий они получали социальную поддержку (а именно — держали за руку возлюбленного), во время других — нет (к примеру, они держали либо руку незнакомца, либо мягкий шарик). Мы обнаружили, что участницы чувствовали боль гораздо слабее, когда держали за руку своих партнеров, чем когда были с незнакомцами. Что еще интереснее, мы обнаружили, что участники чувствовали гораздо меньше боли, когда смотрели на изображения их любимых, чем при просмотре картинок с незнакомцами или предметами. Очевидно, что даже мысль о социальной поддержке может уменьшить как физическую, так и социальную боль.

Когда я рассказываю об этом эксперименте, люди часто спрашивают: «Если это действительно правда, значит, обезболивающие могут уменьшить страдания социальной боли?». Вопрос задается в шутку, ведь это кажется невероятным, но на самом деле, ответ на него — да, могут. Для проверки этой идеи мы исследовали, может ли лекарство тайленол уменьшить чувство социальной боли. В первом таком исследовании участники принимали нормальную дозу тайленола или плацебо в течение трех недель. Их попросили оценить ежедневный уровень болезненных ощущений. Те, кто принимал тайленол, отметили уменьшение болезненных ощущений с 9 дня и до 21, тогда как те, кто принимал плацебо, не заметили никаких изменений. В другом исследовании люди принимали тайленол или плацебо в течение трех недель и затем поиграли в виртуальную игру по передаче мяча (в которой они под конец подвергались социальному исключению). Как показал сканер МРТ, у тех, кто принимал тайленол, в ответ на социальную изоляцию нервная активность была меньше. Эти исследования доказывают, что, как бы это ни было удивительно, обезболивающее тайленол избавляет также от социальных страданий.

Хоть и болезненные, мучение и душевная боль из-за разрушенных социальных отношений выполняют ценную функцию, а именно обеспечивают поддержание тесных социальных связей. Так как отверженность причиняет боль, люди замотивированы избегать ситуаций, в которых возможно отторжение.

Некоторые другие последствия пересечения физической и социальной боли также были исследованы. Один феномен может быть лучше понят в свете этого пересечения — агрессия, вызванная отказом. Годами люди ломали голову над доказательством того, что социально отчужденные субъекты с большей вероятностью действуют агрессивно по отношению к другим. На самом деле это близко к правде — стоит только вспомнить частые новости о стрельбе в школе, которые устраивали ученики, которых впоследствии описывали как аутсайдеров. На самом деле в мысли о том, что отторжение провоцирует агрессию, есть некий смысл; хотя, казалось бы, учитывая важность поддержания социальных связей, почему в ситуации изоляции человек предрасположен к агрессии скорее, чем к просоциальному поведению? Ведь было бы более логично, если бы он пытался восстановить социальные связи? Тем не менее в свете пересечения физической и социальной боли агрессивная реакция на изоляцию более оправданна. Из исследований хорошо известно, что животные в качестве реакции на болевой раздражитель нападают на тех, кто рядом. Вероятно, это такая адаптивная функция: при угрозе физического повреждения они нападают. Если система социальной боли действительно включает части системы физической, агрессивный ответ на социальное отторжение может быть побочным продуктом реакции на телесную боль — такая неадекватная адаптивная функция в социальном контексте.

Другое возможное последствие этого пересечения — физиологический стресс, который происходит в ответ на социально опасные ситуации. Хорошо известно, что случаи физической угрозы вызывают физиологическую реакцию (например, повышение уровня кортизола) для мобилизации энергии и ресурсов. Однако также было показано, что социально опасные ситуации — как, например, выступление перед строгой или враждебной аудиторией — могут привести к таким же физиологическим реакциям, тоже к повышению уровня кортизола. В то время как кажется логичной мобилизация энергии при физически опасной ситуации, неясно, зачем она нужна организму при возможности негативной оценки или непринятия другими лицами. Тем не менее если угроза социального отвержения интерпретируется мозгом таким же образом, что и угроза физического повреждения, физиологический стресс может запускаться в обеих ситуациях.

Один из выводов описанных открытий: отлучение или расставание может так же подрывать организм, как и физическая боль. Даже если мы относимся к телесной боли серьезнее и считаем ее более обоснованным поводом для беспокойства, боль от социальной утраты может быть столь же тяжелой, что доказывает активация нервной системы.

Можно задаться вопросом, за что людям приходится нести эту тяжелую ношу — социально-физическую боль? Хоть и болезненные, мучение и душевная боль из-за разрушенных социальных отношений выполняют ценную функцию, а именно обеспечивают поддержание тесных социальных связей. Так как отверженность причиняет боль, люди замотивированы избегать ситуаций, в которых возможно отторжение. В течение эволюционной истории поддержание социальных связей увеличивало шансы человека на жизнь и репродуцирование. Опыт социальной боли, хотя временно болезненный, — это эволюционная адаптация, которая способствует социальному объединению и, следовательно, выживанию.

Давид, как и Иеремия, был плачущим пророком, и данный псалом является одним из его плачей, который был написан во время или, по крайней мере, относился ко времени величайших бедствий, как внешних, так и внутренних. Страдает ли кто? Болен ли? Воспойте этот псалом. Он описывает те ситуации, с которыми мы часто встречаемся. Псалом начинается со страдальческих жалоб, а заканчивается радостной хвалой, подобно молитве Анны, у которой вначале был скорбный дух, но по мере продолжения молитвы лицо прояснялось. В этом псалме Давид жалуется:

(1) на телесные страдания; (2) на душевные страдания из-за осознания греховности, как на заслуженное основание для боли и болезни; (3) на оскорбления со стороны своих врагов по поводу телесных и душевных страданий. Здесь (I) он изливает свои жалобы перед Богом, умоляя Его не гневаться и вернуть прежнее благоволение (ст. 2-8).

(II) Он убеждает себя в получении скоро благоприятного ответа (ст. 9-11). Этот псалом похож на Книгу Иова.

Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.

Стихи 2-8. Эти стихи говорят языком сердца, смиренного провидениями, языком сокрушенного духа, находящегося в великих страданиях, посланных для пробуждения совести и умерщвления порочности. Тот, кто не вопиет к Богу, когда Тот ограничивает его, накапливает гнев; а тот, кто сеет со слезами, находясь под порицанием Господа, как Давид, получает милость. Давайте в данном псалме обратим внимание на то,

I. Как Давид представляет Богу свои скорби. Он изливает свои жалобы перед Ним. К кому еще может идти дитя со своими жалобами, как не к своему отцу?

(1) Он жалуется на телесную боль и болезнь: «…кости мои потрясены» (ст. 3). Его кости и плоть были поражены, как у Иова. Хотя Давид был царем, он был болен и страдал от боли; его царская корона не могла спасти его от головной боли. Великие мужи являются людьми, и они тоже подвержены обычным бедствиям человеческой жизни. Хотя Давид был сильным человеком, мужем войны от юности своей, но это не могло оградить его от душевных расстройств, которые очень скоро заставляют сильных мужей кланяться себе. Хотя он был хорошим человеком, но в то же время его благочестие не могло удержать его в хорошем здоровье. «Господи! вот, кого Ты любишь, болен». Пусть с болью и болезнью нам поможет примириться тот факт, что такова была участь некоторых наилучших святых и что их примером мы направляемся и получаем ободрение представить наши бедствия Богу, который является Господом для тела и информирован о его нездоровье.

(2) Давид жалуется на внутренние трудности: «И душа моя сильно потрясена», что намного хуже потрясения костей. Дух человека переносит его немощи, если он пребывает в хорошем состоянии, но если дух поражен, то скорбь становится невыносимой. Болезнь Давида вновь воскресила в его памяти грех, и он рассматривает ее как знак недовольства Божьего; это было потрясением для его души и заставило воскликнуть: «Я немощен; исцели меня». Очень плохо, когда у человека одновременно страдают и кости, и душа, но именно такова бывает иногда участь Божьего народа; и часто его горе усугублялось тем, что оно продолжалось довольно продолжительное время, что здесь выражается попыткой уговорить: «Ты же, Господи, доколе?» (ст. 4). В такие времена мы должны обращаться к живому Богу, Он является единственным целителем и тела, и души, а не ассирийцы или бог Экрона.

II. Впечатление, которое эти бедствия накладывают на него. Они очень тяжелы; Давид был утомлен воздыханиями своими, он каждую ночь омывал ложе свое и слезами омочал постель свою (ст. 7), пока почти не выплакал свои глаза (ст. 8). «Иссохло от печали око мое». Давид был смел и умен, чтобы так скорбеть из-за внешней беды, но когда грех тяжелой ношей лег на его совесть и он был вынужден вспомнить свои беззакония, когда его душа была поражена ощущением Божьего гнева и осознанием того, что Бог отступил от него, – тогда он скорбел тайно и его душа отказывалась от утешения. Это поддерживало его глаза не только бодрствующими, но и рыдающими. Обратите внимание, (1) что часто участь многих наилучших людей заключалась в том, чтобы быть мужами скорбей. Таким был сам Господь Иисус. Наш путь лежит через долину слез, и мы должны приспособиться к температуре этого климата.

(2) Требуется огромная сила духа, чтобы остаться мягким и смягчиться, имея доказательства Божьего недовольства. Давид, который мог столкнуться лицом к лицу с Голиафом и многими другими могущественными врагами с непоколебимой храбростью, растаял в слезах при воспоминании о грехе и осознании божественного гнева; и это не было умалением его характера.

(3) Истинные просители рыдают в уединении. Фарисеи маскировали свои лица, чтобы явиться людям скорбящими; но Давид скорбел ночами в постели, где он лежал, общаясь со своим сердцем, и ни один глаз не был свидетелем его скорби, кроме всевидящего ока Господа. Петр вышел, прикрыв свое лицо, и зарыдал.

(4) Печаль из-за греха должна быть большой; так было с Давидом: он рыдал так горько и обильно, что слезами омочал постель свою.

(5) Ликование нечестивцев из-за скорбей святых усиливало его горе. Глаз Давида старел из-за его врагов, которые радовались его страданиям и неверно истолковывали его слезы. В этой великой скорби Давид был прообразом Христа, который часто рыдал и восклицал: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мат 26:38).

III. Прошения, которые Давид возносит Богу, находясь в скорбном и затруднительном положении.

(1) Как самого величайшего зла Давид боится гнева Божьего. Это было полынью и желчью в страдании и несчастье; это был тот настой, который делал чашу горькой, и поэтому он молится (ст. 2): «Господи! не в ярости Твоей обличай меня (хотя я и заслужил ее), и не во гневе Твоем наказывай меня». Он не молится: «Господь, не обличай меня; Господь, не наказывай меня», ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Давид может вынести обличение и наказание, если Бог подарит ему свет Своего лица, а Своим Духом даст возможность познать радость и веселье милости Его; страдания телесные будут переносимы, если будет даровано утешение для души. Неважно, пусть болят его кости, лишь бы гнев Божий не возбуждал сердечную боль; и поэтому Давид молится: «Господи! не в ярости Твоей обличай меня, чтобы я не погиб от нее». Здесь псалмопевец выступает в качестве прообраза Христа, для которого самым большим страданием было бедствие в Его душе и отсутствие улыбки Его Отца. Он никогда не жаловался на ярость Своих врагов: «Почему они распинают меня?» или на недоброжелательность Своих друзей: «Почему они оставили меня?» Иисус воскликнул громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Поэтому давайте бояться гнева Божьего больше какой-либо внешней проблемы и остерегаться накапливать его для дня Гнева.

(2) Как самого великого блага Давид желает, чтобы Бог восстановил к нему Свое благоволение и дружбу. Он молится,

чтобы Бог пожалел его и посмотрел с состраданием. Псалмопевец считает себя очень несчастным, а несчастный человек – подходящий объект для милости. Поэтому он молится: «Помилуй меня, Господи! Во гневе вспомни о милости и в справедливости Своей не будь строг ко мне».

Чтобы Бог простил его грехи, ибо в этом заключается милость, и именно ее он здесь просит: «Помилуй меня».

Чтобы Бог был с ним в мире: «Обратись, Господи, верни мне Твое благоволение и примирись со мною. Похоже, что Ты удалился от меня и пренебрегаешь мною; более того, Ты держишься от меня на расстоянии, как тот, кто гневается; но сейчас, Господи, обратись и приблизься ко мне».

Чтобы Бог особым образом сохранил внутреннего человека и его стремления, что бы ни случилось с телом: «Господи, избавь душу мою от греха, от погибели навсегда». Мы имеем неизреченную привилегию и право приступить к Богу во время страданий – это также наш долг, таким образом мы можем бороться с Ним и тогда мы не будем искать Его напрасно.

IV. Призывы, которые многократно звучат в прошениях Давида, предназначены не для того, чтобы заставить Бога что-то сделать (ибо Он знает наше положение и истинные заслуги лучше, чем мы можем сформулировать их), а для того, чтобы побудить к действию себя.

(1) Он умоляет Бога о милости, и из этого стиха мы можем взять для себя наилучшее ободрение в молитве: «Спаси меня ради милости Твоей».

(2) Он просит Господа о славе: «Во гробе кто будет славить Тебя? Господь, если Ты избавишь меня и утешишь, то я не только возблагодарю Тебя за избавление и буду побуждать других присоединиться ко мне в благодарении, но и всю свою новую жизнь я посвящу служению Тебе и Твоей славе. И весь остаток своей жизни я буду с благодарностью вспоминать Твое благоволение; тогда во всех случаях я буду побуждать себя служить Тебе. Если же я умру, то лишусь возможности чтить Тебя и делать добро для других, ибо во гробе кто будет славить Тебя?» (ст. 6). Лишь это лишает душу возможности жить и действовать, а верные души всегда с радостью помнят Бога и благодарят Его. Но после второй смерти (а возможно, находясь в душевных страданиях под гневом Божьим, Давид имел ужасные предчувствия) нет приятных воспоминаний о Боге; там бесы и осужденные духи хулят Его, а не славят. «Господь, не позволь мне навсегда остаться во власти Твоего гнева, ибо это sheol, сам ад, и тем самым не лишай возможности славить Тебя». Тот, кто истинно ищет славы Божьей, кто стремится и наслаждается прославлением Господа, может молиться в вере: «Господь, не посылай меня в то ужасное место, где нет благоговейных воспоминаний о Тебе и где благодарения не возносятся к Тебе».

Смерть телесная лишает нас возможности и способности славить Бога в этом мире и служить интересам Его царства среди людей, противостоя силам тьмы и приводя многих на этой земле к познанию Бога и посвящению Ему своей жизни. Некоторые считают, что радость святых на небесах более привлекательна и безгранично выше тех утешений, которые святые имеют на земле. В то же время служение святых на земле, особенно таких выдающихся, как Давид, заслуживает особой похвалы и способствует большей славе божественной благодати, чем служение святых на небесах, которые не вовлечены ни в борьбу против греха и сатаны, ни в наставничество о теле Христа. Придворным нравится жить в присутствии царя, но воины на поле битвы приносят больше пользы; и поэтому у нас есть добрый повод молиться, чтобы, если такова воля Божья и у Него нет больше работы для нас или наших друзей в этом мире, Он забрал нас или их служить Себе. Уйти и быть со Христом – самое счастливое событие для святых, но их пребывание здесь во плоти более полезно для Церкви. Именно это имел в виду Давид, когда молился: «Во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс 29:10; 87:11 113:26; Ис 38:18). И именно это Христос имел в виду, когда сказал: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира». Мы должны воспевать эти стихи, глубоко осознавая ужасы гнева Божьего, которого мы должны бояться превыше всего, благодаря, что не находимся в подобной ситуации, и сострадая тем, кто злостраждает. Если же мы попали в такую беду, то давайте утешать себя, что этому предшествовал прецедент и что если мы смиримся и будем молиться, как Давид, то недолго будем в подобной ситуации.

Стихи 9-11. Какая внезапная перемена к лучшему! Тот, кто стенал, рыдал и весь исчах (ст. 7,8), здесь выглядит и говорит очень радостно. Изложив свои прошения Богу и отдав Ему свою ситуацию, он абсолютно уверен в благоприятном ответе, и его печаль превращается в радость.

I. Давид отделяет себя от нечестивцев и беззаконников и придает себе сил противостоять их оскорблениям: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие» (ст. 9). Когда он был погружен в свои несчастья, (1) он боялся, что гнев Божий определит ему разделить участь делающих беззаконие; но сейчас, когда облако грусти покинуло его, он стал уверен в том, что его душа не будет сообщаться с грешниками, ибо они – не его народ. Давид начал подозревать, что является одним из них, так как на него навалилась тяжесть гнева Божьего, но сейчас, когда все его страхи умолкли, он велит им уйти, зная, что он должен быть среди избранных.

(2) Беззаконники потешались и насмехались над ним, спрашивая: «Где твой Бог?», с ликованием видя его подавленное настроение и отчаяние. Но теперь у Давида есть ответ тем, кто порицал его, ибо Господь, который был готов вернуть ему Свою милость, теперь утешил его дух и вскоре завершит его избавление.

(3) Возможно, беззаконники искушали его поступать так, как они, отбросить свою религию и предаться греховным удовольствиям. Но Давид говорит: «Удалитесь от меня; я никогда не буду слушать ваши советы; вы хотите, чтобы я похулил Бога и умер, а я благословлю Его и буду жить». Таким же образом мы должны использовать милости Божьи и еще больше укрепить свое решение не иметь ничего общего с грехом и грешниками. Давид был царем и использовал этот случай, чтобы вновь вернуться к своей цели и использовать свою власть для подавления греха и реформирования образа жизни (Пс 74:5; 1 0:3). Если Бог так много сделал для нас, то мы должны изучать, что нам следует делать для Него. Похоже, что наш Господь Иисус одолжил эти слова у Своего отца Давида, когда после передачи в Его руки суда Он скажет: «Отойдите от Меня все делатели неправды» (Лук 13:27), научая сейчас нас произносить то же самое (Пс 118:115).

II. Давид убеждает себя, что Бог был и будет милостивым к нему, несмотря на настоящее проявление гнева.

(1) Он уверен в благоприятном ответе на молитву, которую только что вознес. Он осознает, что Бог слышит его в то время, когда он еще говорит (как в Ис 65:24; Дан 9:20), и поэтому говорит об этом как о свершенном акте и повторяет с ликованием: «Услышал Господь голос плача моего» (ст. 9), «Услышал Господь моление мое» (ст. 10). Благодаря работе, совершенной Божьей благодатью в его сердце, он знает, что его молитва была благосклонно принята, и поэтому не сомневается в том, что в нужное время он получит действенный ответ. Его слезы имели голос и громко отозвались в ушах Бога милосердия: «Услышал Господь голос плача моего». Молчаливые слезы не имеют способности говорить. Молитвы Давида были воплем к Богу: «Услышал Господь моление мое и постановил: «Да будет так», поэтому вскоре я получу ответ на свои прошения».

(2) С этого места он высказывает предположение о том, что все его молитвы услышаны: «Услышал Господь моление мое, и поэтому Господь примет молитву мою, ибо Он дает и не укоряет за прошлые даяния».

III. Давид либо молится об обращении, либо предсказывает гибель своих врагов и преследователей (ст. 11).

(1) Эти слова можно воспринять и как молитву об их обращении: «Да будут постыжены все они за противостояние мне и за порицания в мой адрес. Пусть они (как настоящие раскаявшиеся грешники) будут взволнованы собственным безрассудством; пусть они станут сдержаннее и спокойнее; пусть им будет стыдно за то, что они сделали мне, пусть они постыдятся себя».

(2) Если они не обратятся к Богу, то здесь предсказывается их поражение и гибель: «(Они) будут постыжены и жестоко поражены (так можно прочитать эти стихи)»; и это будет вполне справедливо. Они радовались, когда Давид был поражаем (ст. 3,4), и поэтому, как это обычно происходит, зло обратилось на них самих – они сами будут жестоко поражены. Лица тех, кто не воздаст славу Богу, будут вечно носить отпечаток стыда.

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны воздавать славу Богу как Господу, который готов услышать молитву; должны признавать Его благоволение к нам и то, что Он слышит наши молитвы. Мы должны ободрять себя, уповать на Господа и доверять Ему в самых великих бедах и трудностях.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Псалтирь, 6 псалом

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *