Молодой священник

Священник – это не просто профессия, а выбор всего жизненного пути. Немногие способны на него, потому что он требует не только определенных знаний и навыков, но и общей склонности к принятию сана, духовности, ответственности и зрелости. Есть много распространенных вопросов, касающихся служения церкви. В частности, как стать священником без семинарии? В каком возрасте можно избрать такую профессию? Есть и другие вопросы, и все они, без сомнения, требуют подробных и обстоятельных ответов. Так давайте же узнаем, как стать священником, и кто может посвятить себя служению церкви.

Кто может стать священником?

Посвятить себя служению церкви при желании может практически каждый мужчина. Однако путь этот нелегок и предполагает большую выдержу и веру. Еще до получения богословского образования священник должен проявлять склонность к служению, воспитывать в себе высокие моральные качества, укрощать свои низменные и греховные устремления и, конечно, часто посещать церковь. Будет лучше, если он заранее изучит церковные книги и песнопения, ознакомится с тем, как совершают службу и так далее. Это существенно облегчит дальнейшее обучение.

Обретение профессии и поступление

Тем, кто задается вопросом о том, как стать священником в России, необходимо знать определенные правила. Первостепенной задачей является получение образования в духовной семинарии. Поступающий в нее должен соответствовать следующим правилам:

  • возраст: от 18 до 35 лет, мужчина;
  • семейное положение: женат впервые или холост;
  • полное среднее образование;
  • рекомендация от православного священнослужителя.

После предоставления всех требуемых бумаг абитуриент проходит собеседование, на котором оцениваются мотивы поступления, искренность намерений, а также умение правильно и связно излагать свои мысли.

На вступительных испытаниях оценивается знание Ветхого и Нового Заветов, Катехизиса и истории Русской Православной Церкви. Кроме того абитуриенты должны пройти письменный экзамен – изложение на церковно-историческую или библейскую тему. Проверяется знание основных молитв и песнопений, а также вокальные данные. Обязательное требование – это умение читать Псалтырь на церковно-славянском языке.

Как проходит обучение?

Те, кто интересуются, как стать священником, должны знать еще условия обучения в семинарии. Вступительные экзамены проводятся в августе. Занятия, как и в других образовательных заведениях, начинаются с первого сентября. Обучение в семинарии – это жесткая проверка веры и правильности выбора жизненного пути. В ней царит строгая дисциплина, и не все могут пройти этот этап до конца.

Отметим, что студенты, приехавшие из других городов, получают место в общежитии на все пять лет обучения. Естественно, семинаристы должны неукоснительно соблюдать правила обитания в нем, в частности, ночи необходимо проводить в своей комнате.

Всем учащимся предоставляется стипендия. Молодые люди, прошедшие обучение, могут рассчитывать на рукоположение в священники. Это возможно только после прохождения исповеди и сдачи еще одного экзамена. При этом отметим, что обучение в семинарии не гарантирует обязательное получение сана.

Приходской священник или монах?

Еще до окончания семинарии студенты должны определить, намерены ли они жениться. Это решение является очень ответственным, ибо менять свое семейное положение после посвящения уже нельзя. Итак, будущий служитель церкви должен либо избрать путь монаха, которому запрещено вступать в брак, либо жениться и стать приходским священником. При этом предполагается абсолютная моногамность не только от посвящаемого в сан мужчины (он не может расторгнуть брак или жениться повторно даже в случае вдовства), но и от его супруги: она не должна быть вдовой или разведенной.

Что происходит после окончания семинарии?

Закончив образование, выпускников распределяют по приходам, к которым они и прикрепляются. С течением службы становится возможным получение нового сана. Первая ступень церковной иерархии – это дьякон. За ней следует уже непосредственно рукоположение. А высшая степень священничества – это уже сан епископа. При этом тем, кто желает знать, как стать священником, необходимо знать еще одну деталь.

Монахи (те, кто избрал безбрачие) имеют больше возможностей продвинуться вверх в церковной иерархии. Только у них есть шанс получить сан епископа и стать митрополитом, возглавив целую епархию. Кроме того, исключительно из монахов выбирается Патриарх. Если же выпускник выбрал путь женатого приходского священника, он не может подняться выше протоиерея в должности настоятеля.

Можно ли стать священником без специального духовного образования?

Есть вопрос, который интересует многих желающих посвятить себя церкви. Он звучит так: «Можно ли и как стать священником без семинарии?» На самом деле, это возможно, но только при том условии, если глава его прихода лично произведет обряд посвящения. Сразу нужно отметить, что получение сана таким образом практикуется в очень немногих церквях. Так что без специального богословского образования в семинарии все же не обойтись. Это непременное условие для получения сана.

А что у католиков?

Тем, кто интересуется, как стать католическим священником, нужно знать некоторые нюансы. Путь к служению в церкви оказывается еще более сложным, чем принято в православии. Первым отличием является, то, что в католицизме не существует так называемого белого духовенства. Таким образом, священник не может создавать семью. Обучение будущих служителей церкви происходит в семинариях, в которые можно поступить или после получения высшего образования, или окончив гимназию.

В первом случае обучение займет четыре года, во втором – восемь. Стоит отметить, что юноша, желающий прийти в семинарию, уже должен быть ревностным католиком и хотя бы два года активно участвовать в приходской жизни. Завершив обучение, будущий священник должен шесть месяцев отслужить в церкви качестве дьякона и убедиться в верности выбранного пути. По истечении этого времени производится обряд рукоположения в сан и назначение в определенный приход.

Таким образом, путь католического пастора хоть и не во многом, но отличается от того, как стать православным священником.

Возрастные ограничения

Как уже упоминалось в статье, попасть в семинарию может только мужчина в возрасте не младше 18 и не старше 35 лет, то есть, закончив учебу, можно стать священником в 40 лет или раньше. Однако некоторые люди начинают испытывать тягу к этому призванию гораздо позже установленных сроков. Они задаются вопросом: «Можно ли в этом случае стать священником?»

Вариантом для таких людей может стать заочное обучение в духовной академии – там возрастной предел до 55 лет. Но есть одно условие: абитуриент должен нести церковно-приходское послушание, и это должно быть подтверждено документально.

Даже после поступления нужно ежегодно предоставлять характеристику с места несения послушания, причем ее необходимо заверять у правящего архиерея. В любом случае, вопрос священничества после установленных сроков должен решаться в индивидуальном порядке.

Как стать женой священника?

Многие верующие девушки хотят выйти замуж за священника. Однако такая жизнь – это тоже своего рода призвание, и не каждая оказывается к этому готова. Но тем, кто все же интересуется, как стать женой священника, нужно знать некоторые детали.

В первую очередь стоит понимать, что молодой человек, учащийся в духовной семинарии, не может знакомиться привычным образом, например, посещая вечеринки или концерты. Невестами будущих батюшек обычно становятся девушки из верующих семей, посещающие церковь или регентский класс при семинарии. Как мы уже упоминали, избранница священника не может быть вдовой или разведенной и к тому же должна быть девственницей, впрочем, как и ее жених. При этом разрешение на свадьбу семинаристу может дать только ректор.

Кстати, предъявляются определенные требования и к профессии будущей жены священника. Она никак не должна компрометировать своего супруга. А раньше существовало предписание, запрещающее служителям церкви жениться на актрисах, эта профессия считалась недостойной.

Как бы то ни было, девушки, желающие соединить свою судьбу со священником, должны осознавать, что этот выбор сопряжен с определенными трудностями. Например, жена должна последовать за мужем в любой, даже самый удаленный и бедный приход и не жаловаться, что супруг гораздо больше внимания уделяет другим людям.

Кроме того, жизнь матушки часто вызывает обсуждение церковных прихожан, она все время на виду. Таким образом, этот путь предполагает высокую ответственность и требует большой моральной силы и выдержки, чтобы быть не просто спутницей, но и опорой, и надежным тылом для своего супруга.

Профессия или призвание?

Теперь мы знаем, как человеку стать священником. Однако к числу основных требований следует причислить еще и определенные моральные качества: сила духа, терпение, стремление помогать и словом и делом, любовь к людям. Те, кто желают стать священниками, должны быть готовы к жизни по особым канонам, к добровольному отказу от многих радостей и удовольствий.

Не каждый готов к подобным шагам. И совершаться они должно исключительно по велению сердца, только тогда этот путь становится истинно праведным и благим. И тогда вопрос о том, как стать священником и то, насколько это трудно, отходит на второй план. А первостепенным становится уже стремление достойно проявить себя на этом непростом поприще. Таким образом, священничество — это в первую очередь не профессия, а призвание и выбор, определяющий целую жизнь человека.

Духовная поддержка

Страдание – это не проблема, требующая решения,

и не вопрос, требующий ответа,

это тайна, требующая присутствия.

Наша духовность не измеряется лишь тем, в какой храм мы ходим и ходим ли вообще. Духовная составляющая включает наши представления о цели и смысле жизни, о том, в чем смысл существования в мире. Для многих людей, чувствующих, что их жизнь подходит к концу, духовные вопросы очень важны. Может оказаться, что духовный человек начинает сомневаться в своей вере. Человек, который никогда не был религиозным, начинает задаваться вопросами:

  • Что случится, когда я умру – есть ли жизнь после смерти?
  • Почему я заболел? Может, Бог меня наказал?
  • В чем ценность моей жизни?

Кто обретает смысл в борьбе с чувством вины, гнева и отчаяния. Кто-то хочет обрести прощение, мир в душе надежду. Если мы игнорируем эти вопросы, то, облегчая физические симптомы, мы оставляем пациента с его «духовной болью». Чтобы понять, как лучше организовать духовную поддержку, мы должны узнать об убеждениях и заботах пациента. Иногда нам трудно спрашивать о таких вещах, и мы лишь видим в человеке христианина, мусульманина или индуиста, вместо того, чтобы узнать о духовном пути человека, о том, что скрывается за этими названиями.

Вот несколько полезных вопросов:

  • Что для вас самое важное?
  • Что помогает вам переживать трудные времена?
  • Есть ли у вас вера, которая помогает вам обрести смысл жизни?
  • Вы молитесь когда-нибудь?

Слушание – один из «важнейших инструментов» для оказания духовной поддержки. Наша задача состоит не в том, чтобы говорить, что и о чем должен думать пациент, а в том, чтобы быть с ним, когда они ищут ответы на свои вопросы.

Никто не определит для вас смысл вашей жизни, его нужно искать и обрести.

Если пациенты спрашивают нас о наших убеждениях, мы можем поделиться с ними, но мы ни в коем случае ни должны навязывать наши взгляды. Мы можем помолиться вместе с пациентом или за него, если пациенты и те, кто за ним ухаживают, не чувствуют неловкости.

Внимание к потребности иметь предметы, являющиеся для пациента священными, может оказаться очень важным и значимым для пациента. Это дает им возможность исповедовать свою веру и обретать покой.

Духовная помощь нужна не только пациентам, но и их родственникам, а также персоналу хосписа, ежедневно соприкасающимся с человеческими страданиями и смертью подопечных. По благословению Владыки Филарета протоиерей Александр (Стреха), настоятель религиозной общины «Приход храма Великомученика Георгия Победоносца в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви», приступил к служению в хосписе в сентябре 2006 года.

За время сотрудничества с Православной Церковью на базе хосписа образовался небольшой «приход», в котором еженедельно приступают к таинству исповеди и причастия 10 -15 человек, совершаются церковные таинства для больных, проводятся беседы на духовно-нравственные темы, организуются вечера памяти. Духовная поддержка пациентов и их семей продолжается и после выписки их из больницы. Опека хосписом близких, переживших утрату, продолжается в течение года.

Служение протоиерея Александра в хосписе отмечено благодарственным письмом Мингорисполкома в адрес Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха вся Беларуси Филарета.

Иерей Дионисий Костомаров, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Новой Ботанике, Орел

В одном из храмов города Орла, где я служил в свое время, появился новый батюшка. Священник был молодой, но служил давно, около десяти лет.

Шла первая седмица Великого Поста. Протяжные, неторопливые службы. Голос чтеца монотонен, темные тона облачений, земные поклоны, аромат воска. Атмосфера собранная, напряженная. Человека как будто зовут пройти путь от покаяния и изменения своей жизни к любви, ко Христу. В церкви по вечерам негде яблоку упасть: читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Пробуждающаяся весна, освобождающийся от оков холодов мир.

И вот пришла череда служить тому молодому священнику. После окончания покаянного канона большинство прихожан уходит, а к завершению великого повечерия остаются совсем немногие: самые стойкие, самые благочестивые — костяк прихода. Многие из них известны своей строгостью к исполнению устава: не просто ограничивают себя в еде, но и вычитывают Псалтирь, перечитывают Евангелие.

В тот вечер они были удивлены: молодой священник не делал положенные земные поклоны во время чтения молитвы Ефрема Сирина. Скажет «И не осуждати брата моего» и просто крестится, немного преклоняя голову. Конечно, настоятелю позвонили в тот же день, несмотря на позднее время. И конечно, не один человек: как вообще можно терпеть такое? Молодой, только что на приходе, а уже так нарушает устав. Демонстративно, на первой седмице.

Я того священника знал, мы с ним до сих пор близкие друзья, хотя он давно служит в другой епархии, принял постриг, теперь архимандрит. А еще я знал, что за полгода до перевода на тот приход батюшка в паломничестве попал в беду: он упал с горы и у него было больше 10 переломов, в том числе открытые переломы ног. Долго лежал в реанимации. Непонятно было, выживет ли. Непонятно было, будет ли ходить. Его, слава Богу, вылечили. Вылечили, кстати, евреи в клинике в Хайфе. Несмотря на то, что страховка не покрывала всего лечения. Священник не мог даже встать, но в больнице его мыли каждый день. Потом уже, во время реабилитации в Курске, за три недели отца не помыли ни разу, в палате стоял ужасный, обволакивающий смрад. А ведь наши, русские, православные.

Те, кто тогда жаловался настоятелю, ничего об этой грустной истории, разумеется, не знали. Но знали, что поклон после слов «не осуждати брата моего» надлежит делать.

Эта история не о том, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Она про пост: зачем он? Пост нужен, чтобы не наши желания управляли нами, а мы — ими. Он о способности к самоконтролю, о направлении сил на добро. И воздержание и упражнения в благочестии тут не цель, не вещь в себе, но только средство. И если средство и цель меняются местами, то смысл сразу исчезает. Точнее, меняется с точностью до противоположного: думая о том, как ты угождаешь Богу, какие силы на это затрачиваешь, невольно начинаешь сравнивать себя с другими, «мытарями и грешниками».

А я знаю по себе, как сильно бывает желание вынести вердикт, когда видишь чужую глупость, чужой грех, чужие ошибки. Но, как бы банально это ни звучало, суд — он не мой, но Божий. От меня Господь ждет участия в чужой беде, непрохождения мимо. А если на это ни сил, ни доброты нет, то хотя бы — что я не стану тем, кто добивает слабого или оступившегося.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *