Молох

Молох

Эту страницу предлагается объединить со страницей Молк. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/23 августа 2016.
Обсуждение длится не менее недели (). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

У этого термина существуют и другие значения, см. Молох (значения).Молох

Моло́х, также Мо́лох (лат. Moloch, греч. Μολόχ ← ивр. ‏מולך‏‎ «царственный»), Милхом — упоминающееся в Библии божество моавитян и аммонитян (3Цар. 11:5, 11:7), которому приносили в жертву детей (Иер. 7:31); по-видимому, мог обозначать эпитет верховного божества, так же, как и Баал (соб. «владыка»).

Описание

Еврейская Библия запрещает под страхом смерти отдавать детей на служение Молоху (Книга Левит Лев. 18:21; Лев. 20:2). О «проведении детей через огонь» говорится в Библии (Втор. 18:9, 10) наряду с гаданием, колдовством и другими «мерзостями» язычества. В более поздней еврейской интерпретации «проведение через огонь» означает также языческую инициацию детей, а «грех Молоха» — обращение детей в язычество или же рождение от язычницы.

Местом ханаанского культа Молоха была, по Библии (Иер. 32:35), Долина Еннома. В иудаистической традиции человеческие жертвоприношения были запрещены; иудейский царь Иосия уничтожил геенну (4Цар. 23:10) в долине Еннома.

До середины XX века было распространено мнение, основанное на Библии, о Молохе как о западносемитском и карфагенском божестве, которому приносили в жертву людей (часто детей). Также предполагалось, что Молох тождественен аммонитскому Милькому, Мелькарту или добиблейскому Яхве. После публикации в 1935 немецким семитологом Отто Эйссфельдтом исследования Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen, und das Ende des Gottes Moloch многие специалисты считают, что божества по имени Молох никогда не было, а словом mlk в Библии обозначается западносемитский обряд человеческих жертвоприношений, известный как молк; однако отрицание существования божества Молох не получило полной поддержки специалистов.

По мнению Джона Дэя, в Ветхом завете речь скорее идёт об имени божества, а не о названии обряда, что подтверждается внебиблейскими источниками — ханаанский MLK упоминается в двух заклинаниях из Угарита. В обоих случаях он упоминается в связи с местом под названием Аштарот-Карнаим в северном Заиорданье, которое в других угаритских текстах связывается с рефаимами. Он также упоминается как Malik в списках богов из Эблы, Мари и Угарита, а в аккадских текстах malku отождествляется с Нергалом — месопотамским богом подземного мира. Возможно, Молох Библии — западносемитский бог подземного мира, а превращение его имени в название жертвоприношения — это явление карфагенского культурного ареала.

> См. также

  • Молк

Примечания

  1. Молох — статья из Большой советской энциклопедии.
  2. А. Ю. Юрьева Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. // М. Центрполиграф, 2009 — с. 258
  3. Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва Словарь ударений русского языка. // Рольф, 2000 — с. 236
  4. Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. М. В. Зарва. 2001 — с. 272
  5. Орфоэпический словарь русского языка. — И. Л. Резниченко, М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003 — с. 554
  6. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935—1940
  7. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949—1992.
  8. dic.academic.ru — Новый словарь иностранных слов — EdwART, 2009.
  9. Молох — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  10. Шифман И. Ш. Молох // Мифы народов мира. Том 2. — М.: Советская Энциклопедия, 1992. — ISBN 5-85270-072-X.
  11. Шифман, 1992, с. 169.
  12. 1 2 Шифман, 2006, с. 119.
  13. Фролов, 2002, с. 15.
  14. Липински, 1992, с. 45.
  15. Шифман, 1987, с. 197.
  16. Molech: A God of Human Sacrifice in the Old Testament (англ.) (Cambridge, 1989; ISBN 0-521-36474-4)
  17. John Day, Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan (англ.). Bloomsbury Publishing, 2010. стр. 223
  18. George C. Heider, Cult of Molek: A Reassessment (англ.). Bloomsbury Publishing, 1987. стр. 100
  19. Francesca Stavrakopoulou, King Manasseh and Child Sacrifice: Biblical Distortions of Historical Realitie (англ.). Walter de Gruyter, 2004. стр. 217

Литература

  • Молох, божество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Молох — статья в энциклопедии «Кругосвет»
  • Молох — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Липински Э. Пантеон Карфагена // ВДИ. № 3, 1992. — М., 1992.
  • Фролов Э. Д. Бык Фалариса: миф и реальность в предании об акрагантском тиране VI в. до н. э. // Античное государство. Политические отношения и государственные формы в античном мире. — СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2002. — ISBN 5-288-013125-8 (ошибоч.).
  • Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. — М.: Политиздат, 1987.
  • Шифман И. Ш. Молох // Мифы народов мира. Том 2. — М.: Советская Энциклопедия, 1992. — ISBN 5-85270-072-X.
  • Шифман И. Ш. Возникновение Карфагенской державы // Карфаген. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — ISBN 5-288-03714-0.

Города Акко · Ахзив · Арвад · Берит · Библ · Гадрумет · Карфаген · Ликсус · Могадор · Сарепта · Сидон · Симира · Сур (Тир) · Триполи · Угарит · Утика
Личности Финикийские правители · Правители Карфагена · Карфагеняне · Ахирам · Азимилк · Ганнон · Пигмалион · Санхуниатон · Табнит · Хирам I
Язык и письмо
Религия Баал · Мелькарт · Молох · Танит · Усоос · Ям
Прочее
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставить шаблон-карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Молох

Наиболее яростно Книга Левит выступает против одного особого вида идолопоклонничества.

Библия осуждает все виды идолопоклонничества, любое преклонение перед божеством, которое предстает в виде реального подобия человека, животного или составного существа. Можно возразить, что идол — это не почитаемый бог, а лишь видимое изображение невидимой божественной сущности. Но даже если так, обычный верующий должен отождествлять этот видимый объект с богом.

Яхвисты считали идолопоклонничество настолько опасным, что на протяжении всех библейских времен они все категоричней и решительней выступали против любых изображений божества. При этом особый гнев вызывал у них один из идолов.

Лев., 20: 2. …кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти…

В данном случае Молох — это, скорее всего, вариант слова «мелех» («melech»), что означает «царь». Это характерное обращение к богу отдельного народа, подобно обращению «господь». Спустя столетия авторы Библии все чаще избегали говорить об идолах как о царях или владыках и называли их словом «bosheth» («срам»). Когда к словам были добавлены диакритические знаки, слово «melech» снабдили пометкой, которая принадлежала слову «bosheth». Так слово «мелех» («melech») превратилось в «Молох» («Molech»),

Культ почитания Молоха включал в себя приношение в жертву детей. Первобытные люди верили, что если принести в жертву богу самое дорогое для них, то это произведет на бога наибольшее впечатление и он скорее откликнется на просьбу молящегося. Поэтому во времена самых страшных бедствий в жертву Молоху приносили детей, иногда даже царского рода.

В последние дни царств, когда положение часто становилось безнадежным, случались подобные жертвоприношения. Существует предположение, что детей сжигали заживо внутри медного идола, но возможно, что их вначале убивали, а затем приносили в жертву.

Один из последних царей Иудеи, Ахаз, принес своего сына в жертву именно таким образом:

4 Цар., 16: 3. Но он … сына своего провел через огонь, подражая мерзостям язычников…

Несомненно, в те времена многие люди употребляли слово «мелех» при обращении к Яхве и были уверены, что совершают правильные жертвоприношения Богу — ведь и Авраам был готов принести в жертву своего сына Исаака. Разумеется, те, кто не одобрял человеческие жертвоприношения, могли тут же указать им, что Бог не допустил этого. Но даже и тогда пророкам приходилось с большим трудом доказывать, что Бог не принимает подобных жертв. В Книге Левит об этом говорится решительно и строго, а Иеремия, говоря о недовольстве Бога евреями, пересказывает его слова:

Иер., 7: 31. И они… сожигают сыновей своих и дочерей своих в огне; чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Значения в других словарях

  1. молох — орф. молох, -а (ящерица) Орфографический словарь Лопатина
  2. МОЛОХ — (библ. мулех, финик. молек, букв. — царствующий, владыка) — в религии зап. семитов (финикийцев, ханаанеян, израильтян, аммонитян и др.) божество, для умилостивления к-рого убивали и сжигали детей (преим. из знатных семейств). В Иудее культ… Советская историческая энциклопедия
  3. молох — МОЛ’ОХ, молоха, мн. нет, ·муж. 1. Символ жестокой и неумолимой силы, требующей жертв от людей (·книж. ). Молох войны. Приносить жертвы молоху. 2. Род австралийской ящерицы (зоол.). (По имени семитического божества Malek, которому приносились человеческие жертвы.) Толковый словарь Ушакова
  4. молох — МОЛОХ, а, м. (книжн.). О слепой и беспощадно убивающей силе . м. войны. Толковый словарь Ожегова
  5. Молох — (царь; Лев 18:21, 3 Цар 11:7, Иер 32:35, Деян 7:43) — название языческого божества у Сиро-Финикиян и Аммонитян. По описанию раввинов идол Молоха представлял медную статую с бычьею головою, прочими человеческими членами… Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. молох — МОЛОХ 1. МОЛОХ, -а; м. Книжн. Жестокая неумолимая сила, требующая множества человеческих жертв. М. войны. Толковый словарь Кузнецова
  7. молох — 1) -а, м. (с прописной буквы). книжн. Употребляется как символ жестокой неумолимой силы, требующей множества человеческих жертв. Молох войны. □ От зарева заводских огней лицо Боброва приняло в темноте зловещий медный оттенок —. Малый академический словарь
  8. МОЛОХ — (греч. Μολόχ) Молех (евр. Molek). До сер. 20 в. считалось (на основании Библии), что М.- это почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене божество, которому приносились человеческие жертвы, особенно дети. Существовала гипотеза, что… Мифологическая энциклопедия
  9. молох — (иноск.) — предмет поклонения (намек на Молоха, металлическую фигуру с бычачьей головой — идол, которому приносили в жертву живых людей, — детей) Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  10. молох — сущ., кол-во синонимов: 5 агава 25 бог 375 ваал 4 рогатый дьявол 2 ящерица 51 Словарь синонимов русского языка
  11. Молох — I Моло́х (греч. Molóch, библейское — молех, милком) божество западно-семитских племён (в Библии М. упоминается в качестве божества аммонитян), для умилостивления которого сжигали преимущественно малолетних детей. По мнению ряда исследователей… Большая советская энциклопедия
  12. молох — – 1) миф. у древних финикиян, карфагенян, аммонитян и моавитян – бог солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы; 2) * нечто, требующее тяжёлых жертв, например, молох войны; 3) австралийская ящерица, всё тело которой… Большой словарь иностранных слов
  13. МОЛОХ — МОЛОХ — ящерица семейства агам. Тело (дл. до 22 см) покрыто острыми искривленными шипами. Обитает в песчаных пустынях Австралии. Способен менять окраску в зависимости от температуры и освещения. Охраняется. Большой энциклопедический словарь
  14. Молох — М’олох (родственно слову «мелех», см.) (Лев.18:21 ; Лев.20:2 -5; 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:10 ; Иер.32:35 ; Ам.5:26 ; Деян.7:43) — божество сирийцев, финикиян и аммонитян, изображавшееся в виде человека с бычьей головой и протянутыми вперед руками… Библейский словарь Вихлянцева
  15. Молох — орф. Молох, -а (библ.; неотвратимая сила, требующая множества человеческих жертв) Орфографический словарь Лопатина
  16. молох — 1. моло́х/¹ (символ жестокой силы). 2. моло́х/² (ящерица). Морфемно-орфографический словарь
  17. Молох — Cогласно Библии, божество, которому приносились человеческие жертвы (особенно дети). Почиталось в Палестине, Финикии и Карфагене Краткий религиозный словарь
  18. молох — 1. молох I м. Страшная ненасытная сила, требующая беспрестанных человеческих жертв. II м. Австралийская ящерица семейства агам с широким, приплюснутым телом, покрытым, за исключением нижней части, многочисленными шипами. 2. Молох… Толковый словарь Ефремовой

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *