Молокане

Ссылка или рай?

В начале XIX века Николай I издал указ, согласно которому вероисповедание молокан было отнесено к ереси. Всех мужчин, уличенных в ее распространении, император велел отправлять на воинскую службу на Кавказ. Туда же ссылали негодных к службе и представительниц женского пола. Удивительно, что при этом молоканам разрешалось проводить привычные им богослужения, но без публичности и огласки. Таким образом члены организации, признанной сектой, чувствовали себя на Кавказе достаточно свободно. К тому же среди последователей «духовного христианства» прошел слух о скором пришествии мессии неподалеку от горы Арарат. Не мудрено, что вскоре многие молокане сами желали оказаться в благодатном крае.

Со временем государство стало поощрять таких добровольцев. На протяжении всего пути на Кавказ молокане получали бесплатный ночлег и корм для лошадей. Со дня прибытия в течение 2-х лет поселенцы имели право находиться на полном обеспечении местных властей. Кроме того молоканам выделяли землю до 10 десятин и бесплатный домашний скот, а также они получали льготы на выплату казенной подати до 8-ми лет.

Не удивительно, что, по историческим сведениям, к 1849 году на Кавказе проживало более 65 % всех российских молокан и представителей других религиозных течений, признанных сектантскими. Кроме них туда же устремились беглые крестьяне, преступники, дезертиры и просто те, кто желал переехать.

Молокане

Молокане

Численность

92 000 — 182 000

Расселение

США — 10 000
Мексика — 2 000
Россия — 50 000 — 100 000
Украина — 10 000 — 20 000
Грузия — 5 000 — 15 000
Азербайджан — 5 000 — 10 000

Армения — 10 000 — 25 000

Язык

Русский язык

Религия

Духовное христианство

Входит в

Русские

Медиафайлы на Викискладе

Русские поселенцы (скорее всего, молокане) в Муганской степи (начало XX века)

Молока́не — одно из течений духовного христианства.

В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов императора Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. У молокан утвердилась уверенность о существовании царского указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, «государственном совете», который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Эта записка послужила поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губернии.

Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), «дух-и-жизники» (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.

Основы веры

В. Верещагин. «Молодой молоканин», 1865

Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Согласно их учению они:

  • признают поклонение Богу только «в духе и истине» (Иоан. 4:23);
  • не признают видимых икон и креста;
  • не признают почитание святых;
  • отрицают необходимость священнической иерархии, клира;
  • не совершают крестного знамения;
  • считают греховным употребление в пищу свинины и спиртного, табакокурение и употребление наркотиков.

История

Молоканские старейшиныМолокане. 1870-е годы

Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. По-видимому, «молокане» — это прозвище, которое дали им православные. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан. Имеет некоторое распространение версия, связанная с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1Пет. 2:2).

В самом начале молокане и духоборы как «духовные христиане» были единым религиозным течением. Семён Уклеин после знакомства с Иларионом Побирохиным разводится со своей женой, берет в жены дочь Илариона и с православия конвертируется в духовное христианство. После слушания в консорциуме в 1765 году и после формирования религии Семён Уклеин, который был достаточно знаком с учением Тверитинова, в частности, согласно некоторым источникам, имел в своём распоряжении записки Тверитинова, он впоследствии не соглашается с некоторыми убеждениями Побирохина и развивает новое направление в духовном христианстве.

Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

Ниже приведена выписка, выполненная Е. И. Финогеновым, из «Актов, собранных Кавказской Археографической комиссией» (архив ГУ Наместника Кавказского, том X, изд. под ред. пред. комиссии дейст. стат. советника Ад. Берже. Тифлис, типография Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1885 год):

Шемахинская губерния. Записка о русских переселенцах-раскольниках в Каспийской области стр. 281, 293.

1. Историческое изложение.
Первое поселение раскольников в Каспийской области началось в Карабахской провинции, на урочище Кызыл-Кишлака в 1830 году сосланными по суду казаками земли Войска Донского, содержавшими духоборческую секту. Но распоряжение правительства по сему предмету сделано было ещё в 1829 году.

Распоряжений правительства о переселении из России в Закавказский край раскольников из дел Каспийской палаты государственных имуществ не видно, кроме нижеследующего: 1830 года, октября 20-го, высочайше утверждённое мнение государственного Собрания о духоборцах-молоканах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными ересях. Государственный совет… положил: для руководства о духоборцах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными, ересей постановить следующее…

2. Различие расколов.
В каспийской области поселены раскольники: старообрядцы, молокане, духоборцы, скопцы, иудействующие, или субботники.
Молокане: веруют в Христа, но отвергают все наружные обряды и церковные таинства.

МЕСТА ПОСЕЛЕНИЯ.
В 1834 году были поселены на урочище Алты-Агач выходцы из России по добровольному желанию, а в 1840 году из переселившихся из села Алты-Агач, в числе 315 душ мужского пола, основано новое село на урочище Хильмилли. Оба села состоят и в настоящее время в Кушинском участке, из населения молокан преимущественно.
В 1843 году на урочище Чухур-Юрт поселились переселенцы из Карабахского уезда Варащинского участка села Кызыл-Кишлака, в числе 57 душ мужского пола и 46 женского пола молоканской секты и переселенцы из России. Также в 1843 году поселены при станции Маразы Кобринского участка, тоже молокане из России, а в настоящее время, в 1844 году, основано новое поселение на урочище Джабаны Кущинского участка.
Прибывали в Хельмилли: в 1840 — 352; в 1841 — 12; в 1842 — 3; в 1843 — 14; в 1844 — 17 человек.

БЛАГОУСТРОЙСТВО.
В каспийской области все поселения русских раскольников устроены по образцу деревень и сёл внутренних губерний в России. В Ширванском уезде в селе Хильмилли и Чухур-Юрт отбиты по одной улице, на коих указано строить дома. Раскольники тех селений не соблюдают строго правил даже в том, чтобы улицы были прямы. Лучшего устройства дома находятся в Ширванском уезде, в селениях Алты-Агач, Топчи и Хильмилли.

УПРАВЛЕНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, С/ХОЗЯЙСТВО.
Сельское управление в раскольничьих селениях состоит из старосты, десятских и писаря. В Ширванском уезде писари получают: в селе Хильмилли 100 руб. с канцелярскими припасами; в Алты-Агаче — 90 руб.; в Топчи — 120 руб. без канцелярских припасов.
Школ в раскольничьих селениях нет.

Сельское Хозяйство у переселенцев ведётся по принятым правилам их праотцами с тою только разницей, что плодородие земли поселяет между ними ещё большую беспечность, чем прежде в России, ибо даёт достаточные урожаи без употребления тщательной обработки и удобрения полей. Кроме того, закостенелость в старинных обычаях, непредприимчивость и отвращение от всякого рода нововведений овладели ими до невероятной степени.

НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ.
Раскольники, поселенные в Каспийской области, ведут себя вообще трезво, скромно, миролюбиво между собою, а главы семейств заботятся о благосостоянии своих жён и детей. Пьянство между раскольниками весьма редко.

Раскольники между собою очень доверчивы, но к другим жителям не только не доверчивы, но даже весьма скрытны, что увеличивается тем более, чем ближе известное обстоятельство к их пользе касается, и вообще они делаются пред теми скрытными, которые составляют их начальство или имеют какое-либо влияние.

Молокане за историю существования своего течения испытывали множество трудностей и невзгод. Если при правлении Александра I община находилась в милости у власти, то с приходом Николая I начались гонения. Были введены запреты на молитвенные собрания молокан и проведение обрядов, воспрещалось нанимать их на работу. Несмотря на то, что указом было запрещено выдавать паспорта, люди были все же приписаны к месту проживания, и это затрудняло торговлю, поиск работы, хотя движение распространялось во всех губерниях центральной части Российской империи.

В 1830 годах по указу Николая I для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Уходя из южной части России, они бросали дома и хозяйства. Расселяясь в Закавказье, молокане осваивали новые территории, среди которых была Мугань и Ставропольский край. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.

Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день.

Молокане были в числе первых переселенцев, прибывших в Амурскую область. К 1890 году молокан насчитывалось 5454 человека.

В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тысяч человек. Большинство из них жили в Закавказье (в том числе в Карсской области, впоследствии отошедшей к Турции), и на Северном Кавказе.

Обширный район в южной части Владикавказа до сих пор в народе называют Молока́нкой по названию Молоканской слободы, многие строения которой сохранились до наших дней. В этом районе продолжает функционировать молоканский дом собраний, на собраниях бывают около 150 человек. Один из центральных городских садов Баку носил ранее наименование «Молоканский садик» (до Революции — Мариинский сквер, ныне официально — Сад им. Хагани); это название популярно среди бакинцев по сей день. В Тбилиси, Грузия, по сей день в обиходе пользуются названием городского района «Молоканский базар».

Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. После того, как Карсский регион в 1921 году окончательно отошёл к Турции, полномочный представитель РСФСР Буду Мдивани приехал в Карс, посетил деревни, где жили молокане, и пропагандировал среди них коммунистические идеи. Советские власти считали, что по своему укладу жизни молокане близки им, поскольку вели коллективное хозяйство. Однако у молокан главным была их религия, поэтому они оставались равнодушными к пропаганде Мдивани. Но визиты советского представителя к молоканам сильно обеспокоили турецкие власти, которые решили избавиться от них. Последнее крупное переселение молокан из Турции в Ставропольские степи произошло в 1962 году, так как в стране, где доминирует ислам, жить стало небезопасно.

Молокан начали призывать в турецкую армию, из-за чего большинство молокан в 1920-е годы переселились в США, Канаду, Чили, Новую Зеландию, Маньчжурию. Часть молокан перебралась в СССР. Последняя волна молокан прибыла в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Их поселили в Ставропольском крае и Астраханской области, где они и их потомки живут до сих пор.

В Ставропольском крае проживает достаточно большое количество представителей молокан. На сегодняшний день общины молокан существуют в Ставропольском крае:

  • сёла Преображенское, Ачикулак, Казьминское, Кочубеевское, Ивановское, посёлок Иноземцево;
  • города Будённовск (бывш. Карабаглы, Святой Крест, Прикумск), Изобильный, Михайловск и других .

Советское правительство также выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации.

Молокане в Америке

В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад).

По пути на Русскую горку, где живут сан-францискские молокане, наш проводник рассказывал историю их переселения. Когда-то, давным-давно, молокане жили на Волге. Их притесняло царское правительство, подсылало к ним попов и миссионеров. Молокане не поддавались. Тогда их переселили на Кавказ, куда-то в район Карса. Они и там, в новых местах, принялись делать то, что делали веками, — сеять хлеб. Но жить становилось всё труднее, преследования делались ожесточённее, и молокане решили покинуть родную страну, оборотившуюся к ним мачехой. Куда ехать? Люди едут в Америку. Поехали в Америку и они — пятьсот семейств. Было это в тысяча девятьсот втором году. Как они попали в Сан-Франциско? Да так как-то. Люди ехали в Сан-Франциско. Поехали в Сан-Франциско и они. … В Америке молокане хотели по-прежнему заняться хлебопашеством, но на покупку земли не было денег. И они пошли работать в порт. С тех пор сан-францискские молокане — грузчики. В городе молокане поселились отдельно на горке, постепенно настроили домиков, выстроили небольшую молельню, которую торжественно называют «Молокан-чёрч», устроили русскую школу, и горка стала называться «Русской горкой». И. Ильф, Е. Петров «Одноэтажная Америка»

В 1935 году Кэнтуэлл, Джон Джозеф ординарий Архиепархии Лос-Анджелеса пригласил для организации католической миссии среди молокан священника Михаила Недоточина и основал приход Русской католической церкви святого апостола Андрея в Эль Сегундо.

На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения.

В 1997 году при поддержке американских молокан был построен Молоканский центр в селе Кочубеевском Ставропольского края.

В Краснодарском крае (Отрадненский район) был хутор Новый Ардоган, куда переселяли из Карса; с 1900 по 1978 годы там жили молокане, осталось кладбище.

Известные представители

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела. Добавьте , предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 22 мая 2019 года.

  • Зиновий Захаров
  • Александр Степанович Проханов

> Музеи

  • Этнодеревня казаков-некрасовцев и молокан в Левокумском районе Ставропольского края.

Примечания

  1. 1 2 Taxonomy of 3 Spiritual Christian groups: Molokane, Pryguny and Dukh-i-zhizniki. www.molokane.org. Дата обращения 19 марта 2019.
  2. Taxonomy of Molokane, Pryguny and Dukh-i-zhizniki — songs, holidays, prophets, communion and books (англ.)
  3. 1 2 Духовные христиане молокане.. molokan.narod.ru. Дата обращения 19 марта 2019.
  4. Юлия Попова. Молокане: русские, которые нашли убежище на Кавказе. https://russian7.ru/ (21.10.17). Дата обращения 19 марта 2019.
  5. Асиф Масимов Ариф оглы Асиф Масимов: История, кулинарные и бытовые традиции у молокан Ивановки. bookscriptor.ru. Дата обращения 7 октября 2019.
  6. 1 2 Семёнов, 2001.
  7. Гузиков И. В. Калмыковы: от Таврии до Средней Азии и обратно // Мелитопольский краеведческий журнал, 2014, № 3, с. 74-81
  8. Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей, со включением некоторых пунктов сопредельных с ними стран / Сост. преп. Благовещ. муж. гимназии Александр Кириллов. — Благовещенск : тип. т-ва Д.О. Мокин и К°, 1894. — 4, IV, 543 с.; 25..
  9. кандидат исторических наук Самарина, Ольга Ивановна. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02. http://www.dissercat.com/. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Дата обращения 19 марта 2019.
  10. Цивилизация российских молокан — исчезнувшая Атлантида в Карсе. РИА Новости (20150525T1740+0300Z). Дата обращения 19 марта 2019.
  11. Самарина, 2004.
  12. Общины. http://molokans.info/. Дата обращения 19 марта 2019.
  13. Администрация Целинского района | Общественно-политическая жизнь района | Религиозные объединения. www.tselinaraion.ru. Дата обращения 19 марта 2019.
  14. Нитобург Э. А. Молокане в Америке // «США — ЭПИ». — М., 1997. — № 10.
  15. Колупаев В. О русских в Лос-Анджелесе — по документам итальянского центра «Христанская Россия» в Сериате» // Ежегодник историко-антропологических исследований. М, 2013
  16. Molokan Center, Kochubeevskoe, Stavropol’skii krai, Russian Federation. www.molokane.org. Дата обращения 19 марта 2019.
  17. Lyubomir Мизеракль. Из истории вероисповедания молокан. https://pandia.ru/ (10 мая 2012). Дата обращения 19 марта 2019.
  18. Ставропольском крае открылась этнодеревня казаков-некрасовцев

Литература

  • Бирюков П. Песни, псалмы и гимны русских сектантов, рационалистов и мистиков // История русской литературы. Т. 1. М., 1908.
  • Бороздин А. К. Очерки русского религиозного разномыслия. СПб., 1905.
  • Буткевич Т. И. Русские секты и их толки. М. 2018.
  • Высоцкий Н. Г. Первый опыт систематического изложения вероучения и культа «людей божиих». М., 1917.
  • Гузиков И. В. Нововасильевка молоканская // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 1, с. 27-29
  • Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. СПб., 1888.
  • Дубровин Н. Ф. Наши мистики-сектанты. Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий // Русская старина, 1895, январь.
  • Каретникова М. С. Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения. — Альманах по истории русского баптизма, третье издание. — СПб.: Библия для всех, Протестант, 2006. — С. 3—84. — ISBN 5-7454-0380-2.
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е г. XIX века — 1917 г.). М., 1965.
  • Костомаров Н. И. Воспоминания о молоканах // Отечественные записки, 1869, № 3.
  • Кудинов Н. Ф. Столетие молоканства в России. 1805—1905. Баку, 1905.
  • Кулаков А.Е. Религии мира. — М.: Астрель, 2003. — ISBN 5-17-017645-7.
  • Малахова И. А. Духовные христиане. — М.: Политиздат, 1970. — 128 с. — (Библиотека «Современные религии»). — 60 000 экз.
  • Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1983.
  • Плотников К. История и разбор учения рационалистических сект. Пг., 1914.
  • Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1915.
  • Рождественский Т. С., Успенский М. И. Песни русских сектантов и мистиков. СПб., 1912.
  • Терлецкий В. Н. Хилиастические течения в русском сектантстве. СПб., 1912.
  • Тульпе И. А. Курс лекций «Христианское сектантство в России» для студентов-религиоведов кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ, 2001
  • Тульпе И. А. Христианство и изображение: опыт русского сектантства / И. А. Тульпе // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2008. — Т. 9. № 2. — С. 87-100
  • Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
  • Чухраєнко О. А. Молитовний будинок молокан в Астраханці // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 1, с. 27-29
  • Семёнов, И. Я. История закавказских молокан и духоборов. — Ереван, 2001. — 124 с. — (Авторское издание). — PDF. — 600 экз. — ББК 63.5. — УДК 39(G). — ISBN 99930-4-021-5.
  • Самарина, О. И. Общины молокан на Кавказе : история, культура, быт, хозяйственная деятельность. — Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Ставрополь, 2004.

Ссылки

  • Балакина, Марина Кто такие молокане?. Фотопроект Марины Балакиной. Republic (12 августа 2019). Дата обращения 13 августа 2019.
  • molokans.info: О прошлом и настоящем духовных христиан молокан (архив. документы, публикации, генеалогия, фото- и фоно-архивы)
  • molokanin.ru: Духовные Христиане Молокане (печатные и аудиоматериалы по молоканству на сайте С. П. Петрова, г. Тамбов)
  • сдхм.рф: «Союз общин Духовных Христиан молокан в России» (сайт религиозной организации с. Кочубеевское)
  • molokane.org: Духовные христиане мира — Spiritual Christians Around the World (англ.)
  • pryguny.ru: Cайт о молоканах-прыгунах и книге «Дух и Жизнь»
  • Сайт молоканского села Ивановка (Азербайджан)
  • Сайт молокан Красносельска (Армения)
  • Авраам Шмулевич, Марк Кипнис. Субботники (Иудействующие). КЕЭ, том 8, колонка 635—639
  • «Молокане: между небом и землей, между Россией и Арменией», Благовест-Инфо, 25.12.2007
  • «Из Грузии уезжают молокане», Newsru.com, 25.02.2009
  • Russian Molokan Church service, September 14, 1938 (англ.)
  • Молокане в Мексике

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 15107475q · GND: 4350010-9 · LCCN: sh90004123 · SUDOC: 111406250

Севернорусские
(север европейской части России)

водлозёры • выгозёры • заонежане • поморы • пустозёры • сицкари • тудовляне • усть-цилёмы • ягутки

Южнорусские
(юг европейской части России)

горюны • карамыши • карелы • ляхи • мамоны • мещёра (мещеряки) • группы однодворцев (индюки • талагаи • щекуны • ягуны) • паны • полехи • саяны • севрюки • цуканы

Урал, Сибирь и Дальний Восток

Казаки

амурские • астраханские • гребенские • донские • енисейские • забайкальские • кубанские • некрасовцы • оренбургские • семиреченские • сибирские • терские • уральские • уссурийские • хопёрские

Другие группы

духоборы • кацкари • липоване • молокане • сибиряки • уральцы

Россия

Башкортостан • Дагестан • Чечня

Бывший СССР

Абхазия • Азербайджан • Армения • Белоруссия • Грузия • Казахстан • Киргизия • Молдавия • Таджикистан • Туркмения • Узбекистан • Украина (Киев • Закарпатская • Кировоградская • Львовская • Черновицкая) • Прибалтика (Эстония • Латвия • Литва)

Восточная Европа

Болгария • Республика Сербская • Польша • Сербия • Чехия • Хорватия

Западная Европа

Германия • Италия • Финляндия • Франция • Швеция
Великобритания: Лондон

Северная и Южная Америки

Аргентина • Боливия • Бразилия • Канада • Мексика • США • Уругвай

Азия

Индия • Иран • Корея • Непал • Япония • Турция
Китай: СУАР • Шанхай • Харбин • Дальний

Океания

Африка

Марокко • Мозамбик • Тунис • ЮАР

Эмиграция

• Белая
• Религиозная: Духоборы • Липоване • Молокане
• Некрасовцы

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Они:

  1. признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоан.4:23),
  2. не признавая видимых икон,
  3. не признают святых,
  4. не имеют церковной иерархии, клира,
  5. не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят.
  6. не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения.

Существующие населённые пункты

  • Украина
    • Посёлок Южный. Приазовский район, Запорожская область
    • Посёлок Нововасилевка. Приазовский район, Запорожская область
    • Посёлок Новоспасское. Приазовский район, Запорожская область
    • Посёлок Астраханка. Приазовский район, Запорожская область
  • Россия
    • Село Максимовка, Богатовский район, Самарская область
    • Посёлок Цимлянский. Шпаковский район, Ставропольский край
    • Станица Новомарьевская. Шпаковский район, Ставропольский край
    • Село Надежда. Шпаковский район, Ставропольский край. Дом Собраний.
    • Город Михайловск. Шпаковский район, Ставропольский край
    • Село Казьминское. Ставропольский край.
    • Село Новоблагодарное. Предгорный район, Ставропольский край
    • Село Кочубеевское. Ставропольский край. Центральная церковь Молоканского собрания.
    • Село Тяглое-Озеро. Пестравский район Самарской области.
    • Сёла Плодородное и Ольшанка, хутор Одинцовка. Целинский район Ростовской области.
    • Деревня Горки. Спасский район Нижегородской области.
    • Село Кабаево. Республика Мордовия. Дубёнский район.
    • Село Павлодаровка. Горьковский район Омской области
    • Сёла Каменка, Каменная Балка, Благодарненский район, Ставропольский край
    • Село Юца. Предгорный район, Ставропольский край
    • село Шилово, Бондарский район, Тамбовская область, большая часть жителей в советское время были молокане (женщины молоканки от рождения не стригли волосы), есть молоканское кладбище, сейчас село практически вымерло.
    • Село Тамбовское,Терский район, Кабардино-Балкария
  • Армения
    • Село Чамбарак (бывший Красносельск).
    • Сёла Фиолетово и Лермонтово (Лорийская область).
  • Азербайджан
    • Ивановка — село в Исмаиллинском районе.
    • Новосаратовка — село в Кедабекском районе.
    • Чухур юрд — Шемахинский район
    • Ново-Ивановка (главным образом, населённый пункт не молокан, а староверов; находится недалеко от Новосаратовки) — село в Кедабекском районе.
  • Грузия
    • сёла Давитиани (быв. Свободное) и Ульяновка (Лагодехский район), Сатапле (быв. Красногорск) (Сагареджойский муниципалитет).

В посёлке Новокумском Ставропольского края действует историко-этнографический музей молокан и казаков-некрасовцев при Центре традиционной русской культуры. В музее, в частности, собран этнографический материал, связанный с проживанием молокан в Турции.

В селе Павлодаровка, Горьковский района Омской области есть молоканское кладбище, где похоронены переселенцы-молокане из Тамбовской губернии. В хуторе Новосальском Дубовского района Ростовской области есть молоканское кладбище.

В селе Вязовка Волгоградской области сохранилось молоканское кладбище. Оно находится неподалёку от той части села, которую местные жители до сих пор называют Молокановкой.

Молокане в искусстве

  • В 2009 году в Турции вышел на экраны художественный фильм режиссёра Мурата Сарачолу «Deli Deli Olma» о жизни молокан и турок на востоке Турции.
  • В 1997 году Е. И. Финогенов написал стихотворение о жизни и обычаях молокан села Хильмилли (Азербайджан) с царских до перестроечных времен:

Далеко отсюда, за Кавказом,
Чай, на самом краешке Земли,
Есть село, для нас ценней алмаза
С тамошним названьем ХИЛЬМИЛЛИ!…

  • В романе В.Пикуля «Баязет» один из главных героев в течение нескольких дней живёт у местных молокан. Описываются их быт, жизнь, традиции. Так же говорится, что у молокан было спрятано несколько мешков с фальшивыми монетами Российской Империи и станок-пресс для их производства.
  • В повести И.Ильфа и Е.Петрова «Одноэтажная Америка» описывается встреча авторов с молоканами, проживающими в Сан-Франциско. Перебравшиеся в Америку в 1902 году пятьсот семей поселились обособленно, на горе, образовав в городе так называемую «Русскую горку».
  1. 1 2 Molokane. Short Description and History
  2. (англ.) Pryguny and Molokane in Baja California, Mexico. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 14 августа 2012.
  3. Taxonomy of Molokane, Pryguny and Dukh-i-zhizniki — songs, holidays, prophets, communion and books (англ.)
  4. 1 2 Молокане
  5. ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕЛИНСКОГО РАЙОНА РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  6. 1 2 Самарина О. И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность. — Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Ставрополь, 2004.
  7. Нитобург Э. А. Молокане в Америке // «США — ЭПИ». — М., 1997. — № 10.
  8. Molokan Center, Kochubeevskoe, Stavropol’skii krai, Russian Federation — 1997
  9. Село на Кавказе названо в честь Саратова. — Риэлт МЕГ, 17 августа 2009 года.
  10. В азербайджанском селе будет открыт Музей русской культуры и быта. — ИА REGNUM, 28 апреля 2006 года.
  11. …большая часть поселилась в Восточной Грузии, а именно в районах Сигнахи и Сагареджо, где в деревнях Красногорск и Ульяновка молокане насчитывали 1365 человек.
  12. Сайт фильма «Deli Deli Olma» (тур.), (англ.)
  13. Блоги@Mail.Ru: Хильмилли
  • Сайт молокан Красносельска Армении
  • По следам молоканства
  • Молитвенник Молокан
  • Молокане
  • Molokane.org: Molokan Home Page (англ.)
  • Авраам Шмулевич, Марк Кипнис. Субботники (Иудействующие). КЕЭ, том 8, колонка 635—639
  • «Молокане: между небом и землей, между Россией и Арменией», Благовест-Инфо, 25.12.2007
  • «Из Грузии уезжают молокане», Newsru.com, 25.02.2009
  • Официальный сайт постоянных Духовных Христиан Молокан в России
  • Russian Molokan Church service, September 14, 1938 (англ.)

Молокане

Эта секта получила свое название от духоборческой в 80-х годах прошлого столетия. Основателем её был зять Побирохина, крестьянин Тамбовской губ. Борисоглебского у., портной по ремеслу, Семен Матвеев Уклеин. Прежде православный, он вступил в секту духоборцев; затем отделился от них и основал около себя свой кружок. Избрав из своих последователей, по примеру Побирохина, 70 апостолов, он торжественно с пением псалмов вошел с ними в Тамбов, чтобы открыто проповедовать новое учение. Но полиция захватила и заключила их в тюрьму. Мнимые апостолы обратились в православие и были освобождены; сам Уклеин отдан на увещание духовенству и, притворно обратившись в православие, также освобожден. Однако и после этого он продолжал пропаганду своего учения, только осторожнее, чем прежде. Он путешествовал по губерниям Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Екатеринославской, Астраханской, в земле Войска Донского и на Кавказе; а последователи занесли его учение в губернии Курскую, Харьковскую, Рязанскую, Пензенскую, Нижегородскую, Симбирскую, Оренбургскую и в Сибирь. Успех пропаганды еще более упрочился, когда с воцарением имп. Александра I, вместо преследований, настала веротерпимость к сектантам. Со времен имп. Николая I их постигла та же судьба, какая и духоборцев: в указах касательно одних обыкновенно стояло имя и других; между прочим, правительство назначило им для поселения места в Закавказье; многие из них переселились туда добровольно под влиянием распространившегося слуха (в 1830-х годах) об имеющем явиться там царе – Христе. В 1885 г. там считалось до 35 тысяч молокан. В последнее время молокане в значительном числе сами стали поглощаться штундобаптизмом, а некоторые стали заражаться учением толстовцев. Молокане, не поддавшиеся влиянию штундистов и толстовцев, считаются более или менее спокойными сектантами, имеющими в сравнении с последователями новых сект мало склонности к пропаганде своего лжеучения. Молоканством эта секта стала называться потому, что последователи ее в пост ели молоко. Сами же сектанты объясняют это название тем, что вкушают «словесное молоко»; обыкновенно же они называют себя «духовными христианами». Единственным источником вероучения молокане признают Св. Писание, причем библейские изречения толкуют произвольно, искажая их смысл до неузнаваемости, соответственно своему заранее измышленному лжеучению. Относясь враждебно к Православной Церкви и дерзостно глумясь над ее установлениями, молокане утверждают, что в настоящее время истинную церковь составляют только они, «духовные христиане», которые не приемлют ни преданий, ни постановлений соборных, а исповедуют только то, чему учит Библия. Они отвергают в церкви иерархию в смысле лиц, обладающих особыми полномочиями и особыми дарами благодати. «Один, говорят они. Архиерей – Христос; все мы – братья, все и священники; в церкви нашей нет ни больших, ни малых, все равны по благодати, есть только старцы – руководители в вере, но не священники и не учители». Догматическое учение молокан излагается в так называемых «обрядниках». Относительно воплощения и Лица Спасителя Уклеин учил, что Сын Божий для спасения рода человеческого бессеменно родился от Девы Марии. Но это рождение не означает принятия действительной человеческой плоти. Плоть Христова была не действительная, а такая, какую имел архангел Рафаил, сопутствовавший Товии. Сию плоть Сын Божий принес с неба и вселился с нею в утробу Богородицы. Не имея действительной плоти человеческой, Христос и не умирал, подобно всем людям, а умер особым каким-то образом. Воскресение мертвых, по их учению, будет не духовное, а плотское. В этом заключается все богословие Уклеина. Подобно духоборцам, молокане, признавая только духовное поклонение Богу, отвергают православное учение о таинствах и обрядах, о поклонении иконам и т.п. Что касается поста, то, по учению молокан, должно поститься не в определенные времена, а когда человек чувствует свою греховность и преобладание плоти над духом, причем пост должен состоять в совершенном воздержании от всякой пищи и пития. В пищу же можно употреблять все, кроме свиней, рыб, не имеющих чешуи, и т.п. Богослужение молокан состоит в чтении и пении известных мест из Св. Писания, преимущественно из Псалтири. Порядок в этом случае соблюдается такой. Старейший начетчик, которого молокане именуют «пресвитером», садится обыкновенно в переднем углу и, раскрывши Библию, прочитывает стих из нее; слушающие мужчины и женщины, парни, девицы и подростки подхватывают прочитанный стих и поют его все нараспев. Пение их, большей частью, однообразно и монотонно и отзывается напевом некоторых русских песен, конечно, не гармонирующих с высоким значением священного текста. Эти собрания их продолжаются несколько часов, и обыкновенно в то время, когда отправляются богослужения в православно-христианских храмах. Относительно государственной и гражданской жизни Уклеин учил, что для его последователей, как «духовных христиан», мирские власти и человеческие законы не нужны, а потому уклонения, напр., от платы податей, военной службы, присяги и т.п. для молокан являются непозволительными. С течением времени учение Уклеина и порядки, введенные им, стали подвергаться большим или меньшим изменениям. Молоканство в настоящее время разделяется на четыре толка; донской, прыгунов, общих (см. ниже) и староуклеинский. Особенностью учения староуклеинского толка является то, что старое поколение до сих пор содержит еретическое учение основателя секты Уклеина о Лице Иисуса Христа; молодое же поколение постепенно оставляет это учение, заменяя истинным учением. Молоканство считается сектой разлагающейся и вымирающей, подтверждением чего служит массовый переход молокан в штундизм и крайний упадок нравственности среди молокан. Грозящее секте разложение сознается и самими молоканами, которые, с целью поддержать свою секту, открыли в Баку «Общество образованных молокан» и «Общество самопросвещения духовных христиан». Оба общества имеют в виду цели религиозно-просветительные в духе учения своей секты. С той же целью молоканами издается печатный орган секты «Духовный христианин».

Молокане донского толка именуют себя «евангелическими христианами». Начало ему положено беглым помещичьим крестьянином, приписавшимся потом к казакам Павлоподольской станции Моздокского у., Исаией Крыловым, бывшим одним из главных помощников основателя молоканства, Уклеина. Общие догматические верования донских молокан этого толка, по-видимому, почти тождественны с верованиями молокан вообще. Подобно последним, донские молокане также отвергают почитание Божьей Матери, ангелов, угодников Божьих, мощей, креста, икон, крестное знамение и установленные посты. Но наряду с этим у них есть много похожего на практику Православной Церкви. Так, хотя они и учат, что имеют первосвященника Иисуса Христа, Который есть священник всегда; но из среды себя избирают человека в наставника и рукополагают его все, возлагая на него руки, при чтении молитв по чину Православной Церкви; только такой наставник, или «пресвитер», и считается у них правоспособным совершать их «священнодействия». В числе этих «священнодействий» донские молокане признают крещение, которое совершается у них через троекратное погружение крещаемого в воду, причем самая вода освящается молитвой, в коей испрашивается невидимое сошествие на воду Святого Духа. В сороковой день после рождения младенца у них положено чтение наставником очистительной молитвы родившей жене. Совершается у донских молокан также и причащение, предваряемое молитвами на освящение хлеба и вина и возглашениями наставника: «Со страхом Божиим и верой приступите», «Приимите ядите сие есть тело Христово» и т.п. Вообще донские молокане признают крещение, покаяние, или исповедь, причащение, или преломление хлеба, брак и елеосвящение, придавая им значение таинств, а не простых обрядов; причем чины совершения этих таинств, а также и других молитвословий, оказываются во многом заимствованными из православных служебника и требника. Сближаясь этим с Православной Церковью, донские молокане однако же всегда питали симпатии только к протестантству. Они охотно читают протестантские сочинения, к трудам же православных авторов относятся недоверчиво, видя в них искажение и намеренное «затемнение» истины. Этим и объясняется то обстоятельство, что в конце прошлого столетия среди молокан донского толка возникло сильное протестантское движение: одни из них прямо перешли в штундобаптазм, другие образовали особый толк – новомолоканство (см. штундомолокане). Донские молокане встречаются также в Таврической и в Оренбургской губерниях.

А знаете ли вы что в Армении есть село с необычным названием Фиолетово, где с 1820 года живут ссыльные молокане из Тамбовской губерни? А кто такие молокане? До поездки в Армению я тоже не знал о существовании такой христианской секты. Молокане это особая этнографическая группа русских и представители одного из направлений так называемого Духовного христианства. В царское время молокане считались чуть ли не самыми опасными для веры еретиками. Нельзя сказать, что молокане это секта с едиными правилами, среди них выделяют тоже различные группы: «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие. Самые необычные на мой взгляд это молокане-прыгуны. Цитирую Википедию:
Основателем и идейным вдохновителем данной секты являлся крестьянин Лукьян Петрович Соколов, который, неправильно истолковав слова псалма «окропиши мя иссопом», ввёл обычай сопеть друг на друга при богослужениях, чтобы «очистить и облагодатствовать», а также другие обряды, например такие, как «воскрешение дев» и «обряд, пробуждающий дух».
Обряд воскресения дев заключался в том, что во время моления одна из участвующих девушек во время исступления падала на пол и притворялась мёртвой. По указанию Соколова кто-нибудь из присутствующих дул и сопел на неё, целовал, после чего девушка «оживала», что убеждало присутствующих в её «воскрешении». Обряд, «возбуждающий дух», состоял из скакания и прыганья (что и явилось поводом для названия секты). Прыгуны объясняли свои действия во время данного обряда ссылкой на Библию, которая гласила о том, что библейский царь Давид «пред сенным ковчегом скакаше, играя». Исходя из этого прыгуны считали что Святой Дух может снизойти к избранным людям только во время прыжков, сопровождаемых пением молитв, и только это якобы поможет им достичь Бога. В совершении своих обрядов и празднований прыгуны, чаще всего, придерживались Торы. Вместо воскресенья, в отличие от православных и подобно иудеям, праздновали субботу, а также праздновали еврейскую пятидесятницу и прочие еврейские праздники. Пасху прыгуны праздновали точно так же, как иудейский Песах, однако во время празднования всё же упоминали о Христовом воскресенье, в которое веровали.
1. На дорогах Армении встречаются поистине удивительные экспонаты. Кажется, что скоро этот мотоцикл развалится, но я уверен, то еще мои дети, когда будут путешествовать по Армении лет через двадцать увидят этот же мотоцикл.

2. Даже в небольшом селе, дедушка одевается со вкусом.

3. А вот и указатель в то самое Фиолетово.

4. Дома отличаются от армянских. Больше похоже на украинские мазанки, разве что крыши не из сена.

5. В чем их основное отличие от традиционных православных? Они по своему толкуют Библию и не признают креста, икон, священническую иерархию, не совершают крестного хода. Ну и самое позитивное на мой взгляд отличие — это отказ от свинины, табака, алкоголя и наркотиков.
6. Откуда пошел термин «молокане» так точно и неизвестно. С одной стороны считается что их так прозвали православные из-за привычки пить молоко даже в пост. По другой версии из-за их предпочтений употреблять в армии и тюрьмах молочные продукты, т.к. в них точно не может быть свинины.
7. Молокане не ругаются матом, стараются жить своей общиной.
8. В седе Фиолетово живет около 750 жителей. Почти все русские.
9. Деревня находится в низине, в стороне от трассы. Дороги убитые. Как и мы смотрели на местных, так и они смотрели на нас с любопытством. Особо сюда никто не ездит. Было бы больше времени — можно было бы напроситься в гости. Наш гид по Армении — Ваге джан, сказал что так уже не раз делали его туристы. Молокане очень гостепреимные люди.
10. Старшее поколение исключительно с бородами. Молодежь кто как.
11. Местная социальная сеть 🙂
12. Вокруг поселения много засаженных полей. Удивительно насколько наш мир многообразен. Какие армяне молодцы, что не выгнали этих людей со своих земель и мирно сосуществуют все вместе. Ваге джан рассказал нам, что у армян считается крутым нанять молокан к себе на работу. Они очень трудолюбивы, честны и по полной программе вкладываются в то, что делают.
13. Летом здесь спокойно можно снимать рекламу для Альпийского шоколада 🙂
14. Таких старичков на ходу еще можно встретить
15. И их не мало!
16. В этой фотографии всё прекрасно: и сотрудник ГАИ, который остановился посреди дороги и автомобилист, который через две сплошные обгоняет его по встречке.
17. А это город Ванадзор. Город сильно пострадал во время землятрясения 1988 года. Как видите, в городе не заморачиваются вопросами визуального мусора. Глаза реально разбегаются от обилия рекламы.
18. Мужик похожий на Луи де Фюнеса 🙂
19. Центральная площадь Ванадзора. Чем-то отдаленно напоминает центральную площадь в Ереване.
20. Маша и медведь на армянском
21. А внутри магазина ящики с водкой, на которых просто суровейший креатив 🙂
22. Извиняюсь за качество фото, снимал на ходу от пояса. Сотрудница полиции.
23. В Армении через каждые 5-10 минут на дороге попадаются различные автомастерские.
24. Так неестественно выглядят эти домики на фоне гор.
25. В такие моменты всегда вспоминаю фильм Пункт Назначения.
26. А это Пушкинский перевал. 11 июня 1829 года Александр Пушкин по его собственным словам, здесь встретил арбу, на которой переправляли в Тбилиси тело убитого в Тегеране Александра Грибоедова.
27. Современное искусство.
28. А это Одзунский монастырь VI века! Последняя реставрация была сделана в 2014 году итальянцами.
29. Очень спокойное место.
30. Внутри храма.
31. А это памятник надгробие, который виден слева от храма на 28 фото. Четырехметровые столбы с еще сохранившимся древним орнаментом.
32. Могили священников. Это не меч, это посох.
33. Не только старые мотоциклы и автобусы можно встретить на дорогах, но и Победу!
34. Трудолюбивый народ.
В следующем отчете мы с вами побываем ещё в одном древнем монастыре, переберемся в Грузию и узнаем, что означает красная ленточка на заборе у азебрайджанцев.
На связи! 🙂

Молокане

Одна из сект духовных христиан, возникшая в России во второй половине XVIII века. Отвергают священников и церкви. Изначально ожидали скорого Второго Пришествия.

Большая просторная комната, длинные деревянные скамейки и столы. Бородатые мужчины в косоворотках и женщины в косынках и сарафанах, много детей. На столе самовар. Звучит плавная русская речь. Деревня графа Толстого? Жители российской глубинки на свадьбе? Ничего подобного. Калифорния. XXI век. Молоканское молитвенное собрание.

* * *

В 60-х — 70-х годах XVIII века из духоборческой среды выделилось движение молокан. Основал секту некто Семен Матвеевич Уклеин — портной.

Некоторое время Уклеин жил в семье своего тестя, духобора Иллариона Побирохина, принял его веру, но через несколько лет поссорился с ним и ушел из дома, бросил семью и создал собственную секту. В окружении 70 приверженцев, «апостолов», Семен Уклеин помпезно вошел в Тамбов, где был арестован и содержался в тюрьме, пока не отказался от своего учения. Однако вскоре после освобождения основатель молоканства принялся снова активно пропагандировать свою веру в Саратовской, Астраханской, Самарской и других губерниях.

Семен Уклеин, в отличие от духоборов, противопоставил авторитету официальной Православной церкви не свободный дух, а авторитет Библии. Она для молокан ассоциируется с образом духовного молока, которым кормится человек. Самоназвание течения молокане объясняют словами из Первого соборного послания апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Пет. 2:2).

Есть и другие версии. Возможно, впервые слово «молокане» появилось в 1670 г. В одном из документов оно было применено по отношению к тем, кто игнорировал большинство из 200 постных дней в году. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали сектантов, другие — с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост, третьи — с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. И даже есть убеждение, что название «молокане» происходит от слова «мало»: «мало кануло», «мало по сравнению с православными».

Первые молоканские общины представляли собой коммуны наподобие раннехристианских групп. Это полностью соответствовало образу жизни рыболовов — первых последователей молоканства. Рыбаки на Волге и до возникновения нового учения работали артелями.

Молоканские общины управлялись и управляются выборными руководителями — наставниками и старцами. Духовное руководство находится в ведении старцев-провидцев, разъезжающих по общинам с изъяснениями планов Божьих. «Они не священники и не учителя, ибо не обладают никакими полномочиями от Бога». Все обряды наставники обязаны исполнять бесплатно.

Молокане признают Троицу, но считают, что Бог-Сын и Святой Дух, хотя и единосущны Богу-Отцу, но не равны ему в божественности. Интересно отношение сектантов к Христу. В XIX веке допускалось признание Иисуса простым смертным человеком. Заслуга же Христа видится только в том, что он духовно просветил людей своим примером служения истине. Душа человека существовала изначально как образ Божий еще до сотворения мира и пала еще до Адама. Таким образом, грех праотца не переходит на его потомков. Каждый грешит и искупается сам, следовательно, не нужны и искупители. Святых и иконы молокане отвергают.

Каждый же человек в принципе может общаться с Богом без посредников. Толковать Библию каждый сектант может по-своему, хотя, как правило, это прерогатива старца-пресвитера.

Пост соблюдается молоканами только в дни страданий Христа. Однако еще в начале своего существования, в Среднем Поволжье, у сектантов возникли некоторые религиозные ограничения в пище: они не едят свинину, рыбу, не имеющую чешуи. В настоящее время в молоканстве существуют, например, общины пресников, которые, кроме того, не едят ничего квасного, кислого, лука и сахара.

Сектанты отвергают воинскую службу и не дают клятв. Приверженцам секты не разрешается ходить в увеселительные и общественные заведения.

Отвергаются сектой некоторые церковные таинства, многие ритуалы упрощаются. Богослужение у молокан состоит в чтении Библии (а у прыгунов и книги «Дух и Жизнь») и пении псалмов, а осуществляется в домах членов общины. Культ песни играет огромную роль в жизни молокан. Регулярно издаются так называемые «Сионские песенники». Многие музыкальные народные произведения дошли до нас именно благодаря молоканам и их консерватизму в песенной традиции.

Все действие происходит в больших комнатах, называемых молоканами «горнцами»; посередине комнаты ставится стол, по бокам — лавки, на которых справа садятся мужчины, слева — женщины.

Служба состоит из нескольких частей, действия всех присутствующих, их место на скамьях или за столом строго регламентируются. Чтение книг, приготовление пищи и обслуживание пришедших выполняют дежурные. Значительное место на «собраниях» занимают поцелуи — лобзания.

Традиционны блюда, подаваемые на службе, — чай, борщ, лапша, вареное мясо (ни в коем случае не свинина), компот. В некоторых общинах особенно внимательно следят за своеобразным молоканским кошером. Еда должна быть приготовлена членом секты. Можно увидеть в молельных домах молокан деревянные ложки и самовары. Одежда участников церемонии зачастую напоминает наряды русских крестьян сто-и двухсотлетней давности. Мужчины носят длинные бороды.

Дома членов общины обычно содержатся в абсолютной чистоте. Среди книг — Ветхий Завет, «Дух и жизнь» (настольная книга, сочинение четырех виднейших идеологов молоканства). Часто они дополнены сборниками песнопений, в том числе рукописными.

В начале XIX века в секту входили представители самых разных слоев населения: бедные и богатые, рыбаки, крестьяне, подрядчики, немцы и русские…

В 10-х — 30-х годах позапрошлого века молоканство приобретает новые черты, привнесенные из Западной Европы. Среди сектантов распространяется мистическое учение немца Юнга-Штиллинга, изложенное им в книге «Победная повесть, или Торжество христианской веры». Юнг-Штиллинг излагает идеи о конце мира, наступлении «тысячелетнего царства Христа». И то и другое должно было якобы произойти в 1836 г. В 1817 г. начинается массовое переселение молокан на Кавказ. По мере приближения великого события волнения усиливались; фанатики продавали и раздавали свое имущество и шли встречать Христа в то место, которое указал Юнг-Штиллинг — в край Закавказский, между Каспийским и Черным морями. Отсюда, из «Араратского царства», истинные последователи Христа, подобно пассажирам ковчега, должны были начать историю нового, праведного человечества. Молокане шли с пением гимнов, одетые в белые одежды. Шествие привлекало новых последователей.

Царский закон от 1830 г. о насильственном выселении молокан в Закавказье был истолкован наставниками секты в пользу «промысла Божьего». Среди молокан появлялись люди, провозглашающие себя спасителем — Христом (как, например, Лукиан Петров), пророком Илией (как мелитопольский молоканин Терентий Беловзоров — кстати, выданный полиции самими сектантами).

Конца света в 1836 г. не произошло. Этот факт вызвал глубокое разочарование среди молокан. Но и после 1836 г. хилиастические идеи не исчезли. Вскоре появились новые наставники, которые объявили, что Юнг-Штиллинг ошибся в сроках. Точного времени наступления тысячелетнего царства никто, мол, не знает, но «час близок».

Еще до «конца света» было положено начало расколу молоканства. В первую очередь возникли три молоканских течения: секта «Общего упования» (общие молокане), секта постоянных и секта Кавказских прыгунов (или просто прыгунов).

Общие молокане — течение, возникшее в 1830 г. Его возглавили самарские наставники Попов и Яковлев. Молокане, принадлежащие к этой ветви, стремились воплотить на практике идеал групповой собственности. Они жили домами по 30–50 человек. Хозяйством руководили 12 выборных «апостолов» во главе с «судьей». Вскоре после возникновения секта общих развалилась, руководство ее было арестовано. Многие верующие вернулись к своему частному хозяйству. Другая часть общих через некоторое время очутилась в Азербайджане, где объявили построенное село-коммуну Николаевку Новым Иерусалимом.

Из среды общих выделились прыгуны. Это течение возглавил крестьянин Соколов. Он объявил себя духовным прозорливцем, единым толкователем слова Божьего. Значительную роль в укреплении этого учения сыграл и Максим Гаврилович Рудометкин.

В своей Закавказской общине он ввел «хождение в духе» — пляски в молитвенном собрании, сопровождающиеся подпрыгиванием. Рудометкин называл себя «Христом», пророком над пророками. У подножья горы Арарат лидер прыгунов «венчался на царство». Его последователи до сих пор называют себя максимистами. Прыгуны практикуют мистические «радения» и признают пророков, которые в момент «сошествия Святого Духа» разражаются потоком неконтролируемой и непонятной окружающим речи. Кроме того, эти радикальные молокане отказываются от официального брака; как правило, не употребляют в пищу мясо. На собраниях скачут, хлопают в ладоши, кричат хором, сопят друг на друга (это делается на основании одного из псалмов: «Окропи меня иссопом, и я буду чист»).

Отмечают сапуны (так еще называют прыгунов) иудейские праздники. Прыгуны ждут всадника на белом коне, который поведет их в Новый Иерусалим, или Сион. С самого начала своего существования секта прыгунов подвергалась жестоким преследованиям. Соколов и Рудометкин были заключены в тюрьму, а после убиты.

Наиболее богатые молокане объединились в секту постоянных. В глазах правительства эта секта была не очень опасной. Среди постоянных были зажиточные крестьяне, купцы, фабриканты и т. д. В поисках компромисса с церковью и властью еще дальше постоянных пошли приверженцы так называемого молоканства донского толка. Эти сектанты признали ряд православных молитв, обряды водного крещения и причащения.

В начале XX века молокан в России было уже полмиллиона.

* * *

После революции духовные христиане пытаются создать единую молоканскую организацию. В 1920 г. проходит I всесоюзный съезд молокан. В 1921 г. молокане организовали Союз Духовных Христиан-молокан, который просуществовал до 30-х годов.

Интересно, что сектанты стремились сотрудничать с различными направлениями духовного христианства в стране и с многочисленными сектами во всем мире — Армией спасения, квакерами и т. д. Советская власть относилась изначально к сектантам достаточно терпимо. Вот, например, выдержка из Постановления XIII съезда РКП(б): «Особо внимательное отношение необходимо к сектантам, из которых многие подвергались жесточайшим преследованиям со стороны царизма и в среде которых замечается много активности. Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственные культурные элементы». При этом совершенно не подразумевались гонения на сектантов по религиозным соображениям.

В 1991 г. молокане создали Союз общин Духовных Христиан-молокан, в котором предполагалось объединить общины молокан всех направлений. В настоящее время в Союз входят в основном постоянные молокане. Единства среди сектантов нет. Так, в 1994 г. в с. Кочубеевском Ставропольского края был образован еще один самостоятельный Союз общин Духовных Христиан-молокан России. Молокане издают несколько печатных органов — журналы «Вестник Духовных Христиан-молокан», «Млечный путь», «Слово веры» и др.

Общая численность молокан в конце XX века составляла 300 тысяч человек, рассеянных по всему миру. В США около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», большинство из них живет в окрестностях Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Общины молокан есть в Армении, Мексике и Австралии. В России около 150 молоканских общин: в основном на юге страны. В 1990-х годах много молокан переехало из Закавказья в Ставропольский и Краснодарский края, в Сальские степи (Ростовская область), на юг Тульской области.

Как и многие секты, сложившиеся еще в старой России, молоканские общины не занимаются активной миссионерской деятельностью. Свою веру духовные христиане (они же веденцы и сионцы) передают по наследству. На юге России, в Армении и Азербайджане есть ряд молоканских сел, все жители которых придерживаются дедовской веры. По свидетельству соседей, молокане «не похожи на обычных русских — любят работать и не любят грязи». Молокане крайне негативно относятся к пьянству, зачастую скептически — к светской литературе.

Семьи сектантов многодетны. Браки с людьми, не принадлежащими к секте, не приветствуются. К таким смешанным парам старцы могут не пойти детей «кстить» (т. е. крестить). Сам этот обряд имеет очень мало общего с традиционным крещением. Так что брак «на сторону» возможен только ценой полного выпадения из общины. Случаи подобного отступничества, впрочем, не так уж редки. Не поощряется и развод.

Языком молитв, религиозных песнопений и священных текстов даже в тех местах, где молокане говорят по-английски (как в Австралии и США), остается только русский. Сектанты в речи не используют мата и канцеляризмов. Среди молокан до сих пор чрезвычайно распространены фамилии Уклеин и Рудометкин.

Молокане — это одни из «протестантов от православия». Они, как и протестанты, не признают авторитета господствующей Церкви, обходятся без церковной иерархии, выбирая старцев из своей среды. Как и протестанты, молокане уважают исключительно Священное Писание. С другой стороны — сектанты создают своеобразный заповедник русской старины — сохраняют утварь, одежду, говор и песни. В этом смысле они хранители народных традиций.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *