Монах ферапонт

Прп. Ферапонт Белозерский

Ферапонт Белозерский (ок. 1335 — 1426), Можайский, Лужецкий чудотворец, преподобный

Память 27 мая в день кончины, 27 декабря в день обретения мощей в 1514 г., в Соборах Вологодских, Московских и Радонежских святых

В миру Феодор, родился около 1335 года в Волоколамске в семье бояр Поскочиных. С детства он пользовался обшей любовью, и при этом проявил стремление к благочестивой жизни и иночест­ву.

Он тайно ушел из родительского дома и, в тридцатипятилетнем возрасте, пришел в Московский Симонов монастырь. Здесь он упросил братию и архимандрита, преподобного Феодора, впоследствии архиепископа Ростовского, тотчас его постричь в иночество, минуя обычно долгий период послушничества. Новоначальный инок был отдан под руководство опытного старца и вскоре строгостью жизни приобрел расположение всей братии. По словам жития, святой хотя и был «не хитр грамоте, но душевную доброту и ум здрав стяжа».

В этой обите­ли инок Ферапонт сблизился с преподобным Кириллом Белозерским, вместе они проходили подвиг спасения в постничестве и молитвах и слушали духов­ные наставления преподобного Сергия Радонежского, посещавшего монастырь для поучения братии.

Архимандрит и братия оказывали Ферапонту особое доверие, посылая его с поручениями в дальние места. Однажды по монастырским делам был пришел Ферапонт в Белозерье пешком из Москвы, было ему тогда около 60 лет. Он обошел эти земли, поражавшие суровой северной красотой и располагавшие к уединению. Тогда же преподобному Кириллу было явление Божией Матери, Которая повелела ему идти на север и основать обитель. Когда вернулся из путешествия Ферапонт, Кирилл обратился к нему с расспросами о виденном на севере, спросив, есть ли там места уединенные, где можно было бы безмолвствовать иноку. «Весьма много там таких мест, отче», — отвечал преподобный Ферапонт и вызвался сопровождать Кирилла в путешествии по Белозерской стране. Так, проведя в Симонове около четверти века, по благословению игумена подвижники отправились на Белоозеро.

Около года Ферапонт разделял труды Кирилла по устроению новой обители, а потом, по благословению старца, в 1398 году удалился к северо-востоку на расстояние 15 верст в отличавшееся красотой и полюбившееся ему место между Бородавским и Павским озером. В то время Ферапонт не имел намерения основывать монастырь, но искал уединения для полного безмолвия и первые годы жил один, в построенной им деревянной келье. Однажды приходили разбойники, угрожая ему смертью и требуя уйти из этих мест и отдать богатство, но Ферапонт не отступил, и они устыдились искать у монаха сокровищ. Вскоре к отшельнику стали приходить люди, прося разрешения разделить его труды. Образовалась немногочисленная братия, числом около десяти иноков, положившая начало монастырю, названному впоследствии Ферапонто­вым. Преподобный не согласился стать в нем игуменом. Житие говорит, что он называл себя «самым черным и самым грешным», во главе обители был другой человек, чье имя осталось неизвестным. Ферапонт же выполнял самые тяжелые работы: за всю братию колол дрова и носил воду.

В 1408 году в обители была построена первая деревянная церковь в честь Рождества Богородицы . Обитель благоустраивалась. Преподобный по-прежнему подвизался в тяжких работах, не опуская церковной службы и правила келейного. Братство его умножалось, и пример преподобного одушевлял всех любовью к суровым подвигам: иноки трудились вместе со святым наставником над строительством келлии, переписыванием книг, украшением храма. В монастыре был введен обще­жительный устав, строго соблюдавшийся иноками. Святой подвижник сам обладал даром совета, но по-прежнему иногда ходил за духовными наставлениями к своему другу, преподобному Кириллу Белозерскому, и получал от него великую пользу. В своей обители преподобный Ферапонт был духовным отцом для всех: к нему в келлию приходили за советами в смущениях духовных, по его мыслям располагалось все в обители. Никто не смел держать в келлии что-нибудь, кроме икон, святых назидательных книг и орудий простого рукоделия. В храме и трапезе царила глубокая тишина.

Известность о подвигах угодника Божия распространилась далеко за пределы Белозерского края. В начале XV столетия земли, на которых располагались Кирил­лов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского князя Андрея Димитриевича, сына великого князя благоверного Димитрия Иоанновича Донского. Князь Андрей давно желал построить общежительную обитель близ Можайска, но, в поисках готового к такому начинанию страца:

«…положи з бояры своими, где вы собрести такова мужа и невозмогоша, всех обошед и обыска, никто не смея дерзнути к таковому начинанию» . В 1408 году князь, узнав о высокой духовной жизни белозерского подвижника от побывавшего в Ферапонтовой обители своего наместника, пригласил старца для беседы.

Ферапонт не знал, зачем его вызывали в Можайск, от путешествия отказывался, считая, что старцу неуместно идти «в мир, на смех людям», но по настоянию князя отправился в путь. Князь встретил его с большими почестями и обратился с просьбой — дать жизнь новому монастырю. На первый раз преподобный отвечал только слезами, долго отказывался, но по размышлении и молитве, смирился и остался, глубоко тоскуя об оставленной им обители в Белозерье. Так он в третий раз начал все заново.

При бога­тых средствах князя недалеко от Можайска, в местечке Лужки (ныне в черте города), на правом холми­стом берегу Москвы-реки, преподобный скоро основал второй монастырь с глав­ным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Белозерской обители. Боголюбивый князь, глубоко почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь не только новоустроенному монастырю, но не оставлял своими милостынями и прежние его обители. Желая возвысить свой монастырь, князь Андрей Димитриевич исходатайствовал его настоятелю сан игумена, а затем архимандрита. Так, по благословению святителя Фотия Московского, преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита.

В новой обители святой старец прожил 18 лет и преставился в глубокой старости 27 мая 1426 года.

Мощи и почитание

Прп. Ферапонт Белоезерский. Мон. Иулиания (Соколова), Сергиев Посад, 1970-е годы

Тело преподобного Ферапонта было погребено в Лужецкой обители у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был построен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта.

Почитание его началось вскоре после преставления. В 1502 году вновь отстроенный Богородице-Рождественский собор Ферапонтова монастыря был расписан знаменитым иконописцем Дионисием с сыновьями Владимиром и Феодосием. На южной стене собора над захоронением преподобного Мартиниана уже тогда была изображена фреска с припадающими к престолу Богородицы Ферапонтом и Мартинианом — заступников и молитвенников за обитель .

В 1514 году были обретены нетленные мощи святого Ферапонта, прославленные многочисленны­ми чудотворениями. Канонизация преподобного Ферапонта состоялась после Московского Собора 1547 года, на одном из соборов между 1549 и 1551 годами, когда игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию житие и сви­детельство святости угодника Божия.

Житие святого существует в виде нескольких рукописных списков и кратких популярных их редакций. Наиболее полным считается список, хранившийся в Санкт-Петербургской духовной академии. Эта рукопись, как считал историк В. О. Ключевский, была составлена иноком Ферапонтова монастыря Матфеем в середине XVI века во время Макарьевских соборов по канонизации русских святых. По житию преподобного Кирилла можно уточнить некоторые данные о нем, не включенные в житие Ферапонта.

Мощи святого впоследствии почивали под спудом в соборной церкви Лужецкого монастыря. В 1812 году наполеоновские войска учинили в нем разгром, пожар и осквернение. Тогда исчезла серебряная рака над захоронением Ферапонта, пропало и житие его, однако сами мощи не были тронуты, так как они находились под спудом. В конце XIX века житие святого было вновь составлено по рукописным сказаниям в архиве Лужецкого монастыря, собранным его настоятелем архимандритом Дионисием.

Имя святого Ферапонта закрепилось не только в названии основанных им монастырей, но также в бывшая подмонастырской слободе, которая стала селом Ферапонтовым, и в части Бородаевского озера, которая прилегает к монастырю и называется Ферапонтовским, или Монастырским озером. В честь преподобного освящена одна из надвратных церквей Ферапонтова монастыря. Среди икон, изображающих святого Ферапонта, самым древним является сохранившийся храмовый образ из надвратной церкви.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Житием чистым просветився,/ в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение/ и, духовному твоему учителю последствуя,/ ум свой к небесным управль,/ стаду твоему наставник был еси,/ тем тя молим, отче Ферапонте:/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Преблагий Спас наш Христос умножил есть милость Свою к нам, даровав нам в застунника и целителя, преподобного отца нашего Ферапонта, иже просвещает нас образом святого жития своего, и ныне молитвами своими ограждает обитель свою от врагов и разрушений, страну сию от глада и напрасные смерти, чтущих же память его всех от болезней и от лютых страстей.

Использованные материалы

  • Житие c портала Русские святые:
  • Житие с сайта Вологодской епархии:
  • Статья сайта Русский Биографический Словарь:
  • Каталог икон на сайте PravIcon.com
    • (икона)

Так по житию с сайта Вологодской епархии. См. . По житию проекта «Русские святые» — в 1337 году. См.

Дата по житию с сайта Вологодской епархии. Житие проекта «Русские святые» датирует постройку храма 1398 годом.

Несохранившаяся в Лужецком монастыре надпись на церковной стене, над захоронением Ферапонта, цит. по житию с сайта Вологодской епархии.

Ныне осталась лишь плохо сохранившаяся часть фрески

Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям
будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины
отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4, 3-4)

Как рождаются околоцерковные мифы

1. Гость с неба или ночной путешественник?

Сначала появился фильм. Авторские права фильма принадлежат некоему иеродиакону Авелю, с Тульских краев.

Фильм представлял из себя интервью с группой паломников из Тулы, к которым в автобус, припаркованный возле ворот монастыря «Оптина Пустынь» 18 апреля 2003 года в 4.20 утра зашел некий священнослужитель, впоследствии сочтенный ими за убиенного Оптинского инока Ферапонта (Пушкарева). После в среде православных стали появляться листовки, со скорректированным изложением «явления».

Некие активисты распространения этой информации внушают людям мысль, что это «явление» — чуть ли не начало новой эпохи, и что указания «явившегося» – непременный залог спасения души и возрождения России.

Что же мы видим на экране? Некоторые моменты фильма сразу вызывают у внимательного зрителя вопросы и заставляют усомниться в том, что вошедший в автобус – именно тот, кем некоторые паломники его впоследствии сочли.

1. В ночь на 18 апреля 2003 года автобус был полон. В фильме же мы видим несколько человек. Что это означает? Не то ли, что далеко не все паломники разделяют точку зрения «активистов»?

2. Сразу же «напрягает» эмоциональная взвинченность женщин, рассказывающих о «явлении». Нездоровый восторг, почти кликушеская возбужденность – такому состоянию можно ли доверять?

3. В 4.20 утра в апреле – почти полная темнота. Как известно, все монахи очень похожи друг на друга: бороды, клобуки, облачения – все почти одинаковое. Как же смогли паломники узнать того, кого они до этого даже на фото никогда не видели? Собственно на мысль о том, что «явившийся» – о. Ферапонт их навели гораздо позже.

4. Известно, что о. Ферапонт был в иноческом постриге, он не был ни диаконом ни иеромонахом. К паломникам же явился священник, с золотистым (наградным) крестом. Нигде в житиях святых мы не видим, что на небесах существует посмертная хиротония, следовательно, необходимо сразу же отвергнуть мысль о том, что пришедший в автобус священник – о. Ферапонт. Признать возможность посмертной хиротонии — недопустимый модернизм, не вписывающийся в Православную Святоотеческую традицию.

5. Сам ночной монах ни словом, ни намеком не дал повода думать, что он – гость с небес. А то, что он принял подарки – груши, бананы и т.д. – подтверждает его земной адрес.

2. Дополнения к Апокалипсису.

Это то, что касается самого факта «явления». Что же сказал ночной гость?

В общем-то, он не сказал ничего страшного. Сначала «священник» вкратце изложил житие схимонахини Сепфоры. Насколько точно – не имеет принципиального значения.

Потом последовала проникновенная речь о Божией Матери – в ней тоже нет ничего, что бы могло вызвать недоумения.

Далее пошли пророчества: «- Настанет такое тяжелое время, — продолжал монах, — так тяжело будет, что вся Россия, все люди станут на колени пред Божией Матерью. Все будут молиться, просить заступничества и помощи. А пред этим событием будет трехдневный пост, какого никто не знает. Все будут стоять на коленях и каяться. Сама Царица Небесная явится нам на 3-й день поста в 10 часов вечера. Вся нечисть отлетит в одну секунду, и Россия засветится. Свет прольется на Россию, снизойдет великая благодать, и Россия воссияет. Будет очень хорошая жизнь».

Что же предсказывается?

1. Тяжелые времена (какого рода тяжесть – не говорится).

2. Всеобщее покаяние Русского народа.

3. Явление Божией Матери в третий день поста (какого не ясно) в 10 часов вечера.

4. Мгновенное просветление России и «очень хорошая жизнь» (что значит хорошая – тоже не ясно).

Насколько реальны эти предсказания, и насколько они в духе Православной традиции?

В начале говориться об очень тяжелом времени. В это верится легко. Но следующее утверждение не совсем реальное: вся Россия, все люди станут на колени пред Божией Матерью. Увы, не видно предпосылок. Реально православных у нас около 2 % населения. Откуда у остальных такая сознательная вера? Тяжесть наступающих времен как раз в том, что оскудевает вера, исчезает покаяние. Все меньше и меньше людей потенциально готовы встать на колени и покаяться в своих грехах. Кстати, Апокалипсис, описывая последние судороги мира, не только не говорит о покаянии людей, напротив: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, … и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откр. 9; 20-21); «… и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16; 11).

Итак, пророчества Апокалипсиса не дают оснований верить во всеобщее покаяние в «тяжелые времена», как бы не хотелось.

Предсказание о явлении Божией Матери на 3-ий день поста в 10 часов вечера можно не комментировать – никаких других источников, с которыми можно было бы сравнить его нет.

Непонятен и смысл пророческих слов вся нечисть отлетит в одну секунду, и Россия засветится. Свет прольется на Россию, снизойдет великая благодать, и Россия воссияет. «Нечисть» здесь понимается как нечто внешнее, не имеющее отношение к людям, но на самом деле она – в душе каждого из нас. И в один миг «просветления» она не испарится. Изживать ее из сердца – труд всей жизни, иначе придется отказаться от всех Святых отцов-аскетов Церкви. Эта мечта о наступлении рая в одной отдельно взятой России сродни большевистским утопиям и хилиастким ересям.

Далее монах повелевает почтить это грядущее явление Божий Матери ежедневным молитвенным трудом: «- В память об этом событии, — подчеркнул монах, — молитесь на коленях каждый день Божией Матери в 10 часов вечера. Она явится именно в этот час. А чтобы не забывать, имейте при себе маленький будильничек, заведенный на это вечернее время.

— А какой иконе молиться? — кто-то задал вопрос.

— Молитесь за спасение России иконе Божией Матери «Державная», — ответил монах. Паломники спросили:

— А что читать, как молиться? Он ответил:

— Покаянно. Кто как может. А можно, как делали древние святые: распростершись на полу крестообразно молиться-покаянно (орфография листовки – Иг. Игнатий).

— По какому времени молиться?

— По которому живете, — ответил он».

3. ГУЛАГ возвращается?

Далее монах, который, по мнению некоторых паломников, является о. Ферапонтом, сошедшим с небес, говорит: «- А вот совсем недавно к нам приезжали высокие чины из ФСБ… Но вы же знаете, какие наши старцы! И перед силою святыни они не могли лгать. Их уста сказали, что гонения на нас готовы, готовы все тюрьмы. Они против воли своей стали рассказывать, что на Соловках все подготовлено, все зарешечено, и в течение двух дней он будет полностью переоборудован в концлагерь и заполнен… если мы не будем молиться и каяться. Для каждого из вас уже готовы наручники и кандалы. Ждут только команды».

Пропагандистов «явления» не смущает тот факт, что инок с небес говорит о том, что к нам приезжали высокие чины из ФСБ. Никак органы и на небо добрались? Или монах был не с небес, а откуда поближе? Скорее второе.

По сути его слов: вы же знаете, какие наши старцы! Известно, что в Оптиной есть только один человек, которого можно назвать старцем. Множественное число вносит туман в этот вопрос. Зачем?

Далее: на Соловках все подготовлено, все зарешечено, и в течение двух дней он будет полностью переоборудован в концлагерь. Проверить информацию о Соловках несложно: там ныне монастырь – можно позвонить: уж не зарешечен ли он? Но, во-первых – это дезинформация, во-вторых: тюрем в России и без Соловков хватает, стоит ли переживать по этому поводу? Надо будет — найдут куда посадить, и наручников хватит на всю страну.

Но откровения ночного гостя на этом не кончились: » — Не верьте тем, кто говорит вам, что скоро конец света. Пройдут еще роды родов, и жизнь на земле будет еще продолжаться. Конец света никому не открыт».

Но если конец света никому не открыт, то откуда ему известно, что пройдут еще роды родов, и жизнь на земле будет еще продолжаться? Ведь это есть прямое указание на время! Как можно не видеть этого вопиющего противоречия?

4. Новое слово в языковедении и «духовный расизм».

Далее монах открывает свои обширные познания древних языков: «Потом стал говорить нам о святости древнееврейской письменности:

— Каждые буковки древнееврейской письменности — это святость. Изначально они уходят корнями к царю Давиду, их нужно лобызать. Еврейский народ очень глубокой веры, как от неба до земли».

Кроме несправедливого отнесения истории зарождения древнееврейского языка к временам царя Давида (интересно, а Моисей на чем скрижали писал?), здесь присутствует интереснейшей утверждение о святости самих букв еврейского алфавита. Надо сказать, что нигде в Писании или Святоотеческом предании мы подобного утверждения не встретим.

Говорить можно о святыне богодухновенного текста, но утверждать святость самого алфавита, его передающего – нечто новое. Здесь недалеко до магизма. Уж не каббалу ли проповедует гость?

«- Два народа, — продолжал монах, — еврейский и русский — были выбраны Богом не случайно. Еврейский народ за глубокую веру в Бога, а русский народ — за добрую, широкую душу. А в совокупности получается – Крест» — продолжает монах.

Надо отметить, что в Православном учении отсутствует идея о превосходстве того или иного народа или наоборот, о ущербности какой-либо нации. Подобные утверждения звучат некорректно по отношению к другим народам, проповедуют некий духовный расизм.

Если избранники Божии только евреи и русские, что кто же греки – наши отцы по вере? Где, грузины, копты — единокровники свв. Антония и Макария, сербы, румыны, болгары и т.д.?

5. Что это было?

«- Ну вот, а теперь мы с вами все в пасхальной радости! — закончил монах» — высказывание для этого дня (а дело было накануне Лазаревой субботы) более чем странное.

«- И не верьте, что будет конец мира!» — выходя из автобуса сказал монах. Ошибся, видно, апостол Иоанн Богослов – отменил конец света странный ночной гость.

После этого, выйдя из автобуса, монах исчез – толи в темноте скрылся, то ли в воздухе растворился – непонятно, но почва для мифа готова. Вывод некоторыми паломниками был сделан однозначно – это было небесное явление. Позже их навели на мысль, что явившийся был инок Ферапонт.

Что можно сказать об этом «явлении»? Во-первых, то, что это не тот случай, из-за которого вообще нужно всерьез спорить. Не будет греха не верить в это явление, но и если кто верит – нет ничего страшного.

Лично я не собираюсь следовать указанию молиться в 10 часов вечера каждый день в память предсказанного монахом явления Божией Матери. Но если кто помолится – хуже не станет.

Менять символ веры и подлаживать Св. Предание под откровения «небесного гостя» также не стоит.

Что же это было? Три варианта: Небесное явление, бесовское искушение, или чисто земное дело – зашел человек на огонек.

Что касается возможности небесного явления, то возражения против такого варианта изложены выше.

В дополнение к написанному можно привести несколько Святоотеческих цитат о правильном отношении даже ко всяческим явлениям.

6. Святые Отцы о явлениях.

Вот что пишет о небесных явлениях Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Так, христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность».

Что это значит? Что чем меньше внимания мы уделяем явлениям и чудесам, даже истинным, тем лучше. Надо трудиться над очищением своей души.

«Относительно гласов и явлений нужна еще большая осторожность: здесь ближе и зловреднее прелесть бесовская. Многие из святых и искусных Отцов были обмануты бесами, хитро скрывающими и обличающими свою ложь и тьму призраками истины и света; тем удобнее могут быть обмануты ныне, и непонятнее. Нужно долгим временем и опытом приучить ум и сердце к отличению добра от зла, под какой бы личиной ни маскировалось зло. Поэтому святые Отцы заповедали, чтобы новоначальные не вверялись никаким гласам и явлениям, – но отвергали их и не принимали их, предоставляя дело суду и воле Божией, а для себя признавали смирение более нужным всякого гласа и явления. Глас Христов – Евангелие; будем вслушиваться в него и ему повиноваться».

Крайняя осторожность нужна в этих делах. Даже искусные ошибались и гибли, что же о нас говорить!

7. Тест на болезнь.

И все же мне лично думается, что это «явление» и не небесное и не бесовское. Просто некий монах (или даже выдающий себя за такового) зашел в автобус и сказал свое частное мнение по некоторым вопросам. Его приняли за небесного посланца – бывает.

Откуда набор такой информации в голове? Всякое может быть. Мне лично знаком хороший, благочестивый монах, кстати, который просто психически болен. Я очень легко могу его представить идущим ночью с кадилом по лесу, говорящим нелепицы паломникам, вещающим о явлениях и чудесах.

Собственно и сама эта история «явления» — показатель нездоровости нашей церковной атмосферы, болезненной падкости на чудеса и знамения, отсутствия твердого фундамента подлинной духовной жизни.

Ну, какая для нас разница, во сколько молиться? Главное молиться! Неужели нас без страшилок о лагерях и наручниках уже и на молитву не загнать?

8. Голос Оптиной Пустыни.

Что добавить еще? Перед публикацией данной статьи, я позвонил в Оптину пустынь. Мне было интересно знать, как сами Оптинцы относятся к шуму вокруг «явления» и к самому «явлению»?

Наместник монастыря архимандрит Венедикт высказался однозначно: «Мы почитаем наших убиенных братий, многие люди приходят на их могилы и получают по их молитвам помощь от Господа. Но к этому «явлению», якобы о. Ферапонта мы все относимся категорически отрицательно, точнее – мы не считаем это истинным явлением. К сожалению, наш народ не навык еще распознавать ложные чудеса и явления. А высказывания о Кресте как пересечении «глубины еврейской веры» и «широты русской души» – кощунственны. Обязательно напишите об этом и о нашем отношении к этой шумихе».

Наверно больше к данной теме добавить нечего. Остается надеяться, что шумы улягутся, и встревоженные «чудом» люди сконцентрируют свое внимание на том, что в отличие от всех «чудес» имеет серьезное значение для их душ: на повседневном труде по очищению собственного сердца.

Игумен Игнатий (Душеин)

Цитата по безымянной листовке, распространявшейся в г.Обнинске.

Кстати, Соловецкий лагерь – это еще первый опыт, детские шалости Советской власти по сравнению с тем кошмаром, что начался лет через десять после закрытия СЛОНа.

У тех, кто читал книги Ветхого Завета, мнение о глубине веры этого народа может сложиться иное.

Святитель Ингатий Брянчанинов Т.2 Стр. 16-17.

Святитель Ингатий Брянчанинов. Письмо 129 (221, 59).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *