Монах лазарь Афанасьев

Виктор Васильевич Афанасьев – русский писатель, поэт, литературовед, автор более 50 книг, просветительских очерков и статей. Афанасьев на протяжении четверти века активно печатался в церковной периодике, был главным редактором православного журнала «Глаголы жизни», член Союза писателей России, автор многих биографических книг о русских поэтах 19-го века.

Известно его биографические сочинение о Жуковском, Батюшкове, Иване Козлове, Языкове, Лермонтове. В энциклопедическом словаре «М. Ю. Лермонтов», приуроченном к 200 – летию со дня рождения поэта, им написана вступительная статья «Парус одинокий», статьи и очерки о Лермонтове и его окружении.

Судьба поэта не была легкой. Он родился в 1932-м году 22 мая в Москве. С детства любил литературу, рано начал писать стихи, когда ему исполнилось девять лет началась Великая Отечественная война, которая принесла тяжелые испытания.

В 1943-м году он стал работать помощником продавца в книжном магазине; учился переплётному делу, в дальнейшем освоил немало разных профессий, побывал во многих уголках России. Афанасьев постоянно занимался самообразованием, много писал, выпускал рукописный журнал «Памяти прошлого». А в 1946-м году начал печатать свои стихи вместе с другом детства Вадимом Кожиновым.

Первый сборник стихов вышел в 1969-м году. В 70-е годы автор резко прекращает поэтические опыты, почувствовав как будто оскудение своего дара, переходит к жанру художественной биографии, литературного портрета. В серии «Жизнь замечательных людей» выходят книги о Рылееве, о Жуковском, о Лермонтове

В 1971 году Афанасьев принят в Союз писателей России.
Вскоре он понял, что все написанное ранее было лишь подготовкой к творчеству иного рода. С 90-х годов начинают выходить созданные Афанасьевым жизнеописания великих подвижников: преподобного Серафима Саровского (книга «Дивный старец»), первая полная биография великого святого, преподобного Антония Великого, оптинского старца Варсонофия, духовные очерки и жития святых. Целый ряд его работ был напечатан в журнале «Московской Патриархии» и других периодических изданиях.
Начинается яркий взлёт духовно-поэтического творчества, выходят сборники духовных стихов «Лествица», «Зреет жатва». Названия их примечательны. В них поэт раскрывает состояние человека, совершающего жизненный путь в нелёгком восхождении от дольнего к горнему, в постоянном памятовании о грядущей жатве Господней.

Доктор богословия, доктор филологии Михаил Михайлович Дунаев проницательно указывает на характерные черты подлинно духовной поэзии. «Истинно православное религиозное чувство, нужно помнить, отличается всегда сдержанностью, строгостью выражения и отсутствием какой бы то ни было экзальтации и слащавости (что весьма ощутимо бывает у католиков), – и это составляет важную особенность Афанасьева как поэта. Также и в том особенность его стихов, что при всей искренней индивидуальности выраженных в них переживаний они всегда могут быть соотнесены с мудростью надличностной. Это укорененное в православном сознании свойство миропонимания: ничего не вносить в него слишком от себя, от своего мудрствования, от стремления выпятить неповторимый собственный взгляд на мир. Православная вера проверяется всегда истинами Писания и духовным опытом святых отцов. Оттого-то она и истинна. Потому-то автор » Лествицы» и не боится сопоставления его стихов со святоотеческой мудростью: они, напротив, рассчитаны на такое сопоставление»
Заглавное стихотворение сборника «Лествица» – одно из ключевых:

Как страшен для меня был этот день, –
Вскарабкался я на одну ступень,
Взглянул наверх, – а там лазурь небес…
Напрягся я и на вторую влез,
И вот душою радостен и смел,
Но весь в поту, я третью одолел!
Взглянул наверх: как тёмен свод небес!
А вкруг меня с крюком летает бес,
Да крюк-то острый и в крови уж тех,
Кто рвался к небу, обгоняя всех.

Отцы Церкви предупреждали об опасности самого духовного возвышения: чем выше, тем опаснее бесы и тем больше опасность падения.

Истина дана всем в Откровении Божием и запечатлена в полноте православия. Каждый человек должен как бы вновь долгими усилиями в поте лица своего обретать её в себе. Поэт порой шествует чуть впереди многих, заставляя посредством своего дара, от Бога полученного, в глубине души своей заново сознать, пережить издавна знаемое , но так забываемое в повседневности:

Вот я стою в преддверии…
– Веруешь ли? Не лги!
– Верую! Моему неверию
Господи, помоги!
Душу ослепшую, вялую,
Боже, восставь, пробуди!
Веру умножь мою малую!
В правде меня утверди!

Поэзия помогает каждому высветить в душе его то, чего он не сознает или даже таит от себя порою. Поэзия пробуждает покаянные чувства, столь потребные душе:

Помилуй, Владыко вселенной, –
Мне глаз не поднять к небесам…
Душа моя – храм разоренный,
А тот разоритель – я сам.
Я храм этот строю и рушу,
И падаю день ото дня…
Спаси мою бедную душу
От дьявола и от меня!

Православное жизнеощущение основано на смирении, на страхе Божьем.Эти великие ценности положены в основу православный духовности, а также сознание того, что без помощи Божьей не одолеть своего пути:

Душа моя не птица
И крыльев нет у ней,
Её удел тащиться
На паре костылей.
Дай, Господи, терпенья
Идти на костылях:
Один из них – смирение,
Другой же – Божий страх.
Иду через потёмки
Нет – нет да встану вдруг
Опоры мои ломки
И падают из рук
– Других ты не получишь, –
Я говорю тогда, –
Скрепи-ка их получше
И в путь! А то беда
Ты молишься не много,
И дух твой словно спит,
А кто же кроме Бога
Тебе их укрепит?

О потребности такого укрепления, такой помощи – многие стихотворения Афанасьева. Они становится выражением молитвенного состояния человека, покаянный мольбы:

Тебя в своем сердце убогом
И дома и в храме святом
Просил я, о Боже, о многом,
Но чаще всего не о том.
Дай то,что всего мне дороже,
Чем жить и дышать я рождён,-
Подай мне любовь к Тебе, Боже, –
И буду я с нею спасён!

Всё, о чем пишет Виктор Васильевич – и есть Церковь Христова, которая хранит всех вне времени и пространства. Его стихи о России, о пути народа к Богу, об ощущении своей связи со всем, о единстве человека с Творцом, о духовном единстве с нашими предками

Мы без имён помянем ныне
Безвестных всех за все века,–
Их души там, в небесной сини,
Услышат нас наверняка
Весь сонм их с именем Христовым
В тот час движением одним
Падёт перед Его престолом
И нас помянет перед Ним.

Помимо лирических стихотворений Афанасьев сложил несколько поэм, одна из которых посвящена игумену земли Русской, преподобному Сергию Радонежскому, написана в традиции похвалы святому. Это яркое произведение русской духовной поэзии.
В 1999-м году Виктор Васильевич принял монашеский постриг и наречен Лазарем в честь преподобного Лазаря иконописца. Оптинская тема стала едва ли не главной в творчестве монаха Лазаря. Им написаны жития оптинских старцев (Исаакия, Варсонофия, Моисея, Антония, Нектария). Книги «Житница жизни», «Оптинские были», создан фундаментальный труд по истории Оптинской пустыни; много книг написано для детей. Документальное повествование – «Жизнь Петра Аркадьевича Столыпина». Монах Лазарь (Виктор Васильевич Афанасьев) на 83-м году жизни преставился о Господе. Похоронен в Оптинской пустыне, на монастырском кладбище великой обители, рядом с могилами убиенных оптинских насельников: иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима, жития которых он написал.

Нина Ивановна Колобаева

поэт, публицист

Иван Андреевич Крылов (родился 13 февраля (2 февраля по старому стилю) 1769 года в Москве, умер 21 ноября (9 ноября по старому стилю) 1844 в Санкт-Петербурге) — русский писатель, поэт, драматург, журналист, член Императорской Академии наук (с 1811). В зрелом возрасте Крылов избрал своим основным жанром басни. Всего известно 205 стихотворных басен его сочинения.

Жизнь и творчество

Рано оставшись без отца (1778), Крылов не получил хорошего образования, но с самого детства много читал, занимался самообразованием и овладел французским, английским, итальянским, древнегреческим языками. В 1777 он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем тверского магистрата.

В конце 1782 Крылов оказался в Санкт-Петербурге, куда он вместе с младшим братом и матерью приехал хлопотать о пенсии после смерти отца, в свое время отличившегося при защите Яицкого городка от пугачевцев, и поступил на службу в Казенную палату (до 1788). С 1790 он служил в Кабинете Ее Императорского Величества Екатерины II, откуда впоследствии был уволен по болезни. В эти годы Крылов написал несколько комических опер («Кофейница» (1782), «Бешеная семья» (1788), трагедий («Клеопатра» (1785), «Филомела» (1786)) и комедий («Сочинитель в прихожей», «Проказники» (1786-1788)), издавал журналы (сатирические: «Почта духов», «Зритель»; «Санкт-Петербургский Меркурий»). Но в конце 1793 был вынужден уехать из Санкт-Петербурга и, поступив на службу в 1797 к князю Сергею Федоровичу Голицыну, уехал к нему в деревню в качестве учителя детей. В 1801 князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов стал его секретарем, однако уже в 1803 он вторично вышел в отставку.

В 1806 Крылов вернулся в Санкт-Петербург, где сблизился с Александром Николаевичем Олениным и по его протекции в 1808 поступил на службу в Монетный департамент. Крылов написал несколько пьес, которые с успехом шли в театрах , а также собрание басен, которые вышли в 1809 отдельным изданием и утвердили за ним почетное место в русской литературе.

С 1811 Крылов стал членом «Бесед любителей русского слова», с 1818 членом «Вольного общества учреждения училищ по методе взаимного обучения», сотрудничал в журналах «Соревнователь» и «Полярная звезда». В 1811 Крылов был избран членом Академии Наук, а в 1841 назначен ординарным академиком по отделению словесности.

С 1812 по 1841 Крылов служил в Императорской Публичной библиотеке, где занимался каталогизацией книг. Впервые в России применил шифры для указания места книги в хранилище и подготовил специальные правила пользования книгами в читальном зале, отдельные положения которых сохранились до сих пор.

В 1841 в возрасте 73 лет Крылов вышел в отставку. Последние годы прожил в доме № 8 на 1-й линии Васильевского острова. По его завещанию друзья и знакомые писателя после смерти вместе с извещением о похоронах получили экземпляры нового издания его басен.

В 1851 в Летнем саду Санкт-Петербурга соорудили памятник И. А. Крылову , изображающий баснописца в окружении его героев.

Цитаты

  • Басни понятны каждому; читают и слуги, и дети… ну, и скоро рвут

  • Ужинать перестану в тот день, с которого не буду обедать

  • Рудник хорош, когда его разроют, а богач, когда его зароют

  • Плохо царей наших кормят, — надувательство кругом (по возвращении с обеда у царя)

  • У сильного всегда бессильный виноват («Волк и ягненок»)

  • От радости в зобу дыханье сперло («Ворона и лисица»)

  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь («Квартет»)

  • А я скажу: по мне уж лучше пей, да дело разумей («Музыканты»)

  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет («Лебедь, щука и рак»)

  • Осел был самых честных правил («Осел и мужик»)

  • Не дай Бог с дураком связаться! Услужливый дурак опаснее врага («Пустынник и Медведь»)

Сочинения Крылова

  • Полное собрание сочинений в 3 т. СПб., 1847
  • Полное собрание стихов в 2 т. Л., 1935-1937

Ссылки

  • (на англ. яз.)

Литература

«Вокруг света» о Крылове

Статьи

  • Май 2003 Рождение каменной симфонии (Санкт-Петербург глазами Крылова)

  • Июнь 2003 Осень классицизма (в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, которой управлял А. Н. Оленин, работали И. А. Крылов и Н. И. Гнедич)

Вопрос — ответ

  • 3.10.2006 Когда же свиньи будут реабилитированы? (в басне Крылова «Свинья и дуб» Хавронья предстает олицетворением глупости и недальновидности, на самом же деле, свинья не только не вредит дубу, но, взрыхляя вокруг него землю, только помогает лучшему росту этого дерева)

Крылов и сегодня живёт среди нас, «как живой с живыми говоря». Образы и крылатые строки его басен с детских лет запечатлелись в нашем сознании. Они применяются нами в самых разнообразных случаях жизни, они вошли в наш разговорный язык, стали пословицами.

С глубочайшим уважением и восторженностью отзывались о таланте Крылова и его великом значении для России Пушкин, Тургенев…

…Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года. Отец его, Андрей Прохорович Крылов, весь век тянул солдатскую лямку, с большим трудом дослужился до офицерского чина и, выйдя в отставку, умер в Твери. Покойный оставил вдове Марии Алексеевне, тихой неграмотной женщине, и двум своим сыновьям лишь сундучок с книгами. Его старшему сыну Ивану в ту пору едва минуло девять лет. У мальчика были незаурядные способности, живой природный ум, влечение к литературе и ненасытная жажда знаний. Крылов прекрасно знал русскую литературу, самостоятельно изучил итальянский и французский языки, занимался математикой.

Детство и юность Крылова были трудными. Десяти лет от роду он зарабатывал себе на хлеб службой в канцелярии…

…Уже в четырнадцать лет он написал первую пьесу «Кофейница», в которой поднял

свои еще не окрепшим голос против крепостнического самоуправства помещиков.

В 1806 году в журналах начинают появляться крыловские басни. И всем истинным ценителям поэзии становится ясно: в литературу российскую пришёл великий баснописец.

…В своих блистательно остроумных и мудрых баснях Крылов обличал невежество и тупость, чинопочитание и алчность, чванство, лицемерие и жестокость…

Крылов стал знаменит, его начали приглашать всюду — все хотели из уст самого сочинителя услышать новые басни. Тучный, добродушный, проницательно-лукавый, Крылов уклонялся от неугодных приглашений, ссылаясь на то, что якобы «тяжёл на подъём». Так родилась легенда о талантливом ленивце, что никак не вязалось с его могучей работоспособностью.

Общеизвестно, что творец языка — народ, и писатель черпает из богатейшей языковой сокровищницы народной в меру своего таланта. Крылов вошёл в русскую литературу как представитель самого народа, «весомо, грубо, зримо» опрокинувший архаичные, салонные литературные формы и понятия. Он ввёл в отечественную литературу и навсегда утвердил в ней изумительные образцы живой народной речи. Предельная простота поэтического языка, совершенство литературной формы в сочетании с весёлым лукавством и глубокой народной мудростью сделали творчество Крылова подлинно национальным достоянием русской культуры.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *