Монахи древней Руси

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года.

I. Освященный Архиерейский Собор 24-29 июня 2008 года, будучи первым Собором Русской Православной Церкви с участием епископата Русской Зарубежной Церкви, поручил Священному Синоду по надлежащем рассмотрении «принять решение по вопросу, связанному с прославлением святых Русской Православной Церковью Заграницей, канонизированных в период разделения» (определение по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых).

Соответствующая работа велась под председательством Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в рабочей группе для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских ХХ века, канонизированных Русской Православной Церковью Заграницей в период разделения, созданной Священным Синодом 6 октября 2008 года (журнал № 73). С 2013 года эта работа была продолжена под председательством Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона в рабочей группе по согласованию месяцесловов Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, сформированной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

7 октября 2015 года очередное заседание этой рабочей группы прошло под председательством Предстоятеля Русской Православной Церкви и при участии первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Участники заседания отметили результаты изучения подвига лиц, почитаемых в русском зарубежье. Была признана возможность общецерковного прославления следующих святых, ранее канонизированных Русской Зарубежной Церковью:

страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина), принявшего страдания вместе с царской семьей в Ипатьевском доме (†1918, память 4 / 17 июля);

святителя Ионы, епископа Ханькоуского, совершавшего свое архиерейское служение в Маньчжурии с 1922 года и до своей кончины (†1925, память 7 / 20 октября);

священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине (память 10 / 23 июня).

Деятельность рабочей группы по согласованию месяцесловов Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви продолжается. Изучаются материалы, касающиеся других царских слуг, сопровождавших царскую семью в Екатеринбург — графини А.В. Гендриковой, И.М. Харитонова, А.С. Демидовой, а также убиенных в Алапаевске вместе с преподобномученицами великой княгиней Елисаветой и инокиней Варварой князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей. Рассматриваются также обстоятельства жизни и кончины других лиц, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви.

II. В 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента учреждена комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви. При исследовании святцев было установлено, что ряд широко почитаемых (в том числе издревле) в Русской Православной Церкви святых еще не получил общецерковного прославления. К таковым относятся:

Синодальная комиссия по канонизации святых, изучив жития перечисленных подвижников благочестия, направила в Священный Синод предложение об их общецерковном прославлении.

Кроме того Комиссия по канонизации святых рассмотрела возможность общецерковного прославления праведного Павла Таганрогского, причисленного к лику святых для местного почитания в Ростовской епархии в 1999 году. Члены Комиссии констатировали, что почитание праведного Павла распространилось не только в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви, но и за их пределами. Предложение о его общецерковном прославлении также было направлено в Священный Синод.

III. Священный Синод, рассмотрев в своем заседании от 24 декабря 2015 года (журнал № 95) представленные материалы, определил включить в предлагаемую на утверждение Освященного Архиерейского Собора повестку дня Собора вопрос об общецерковном прославлении перечисленных выше местночтимых святых.

С учетом изложенного, заслушав доклад епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Освященный Архиерейский Собор определяет:

1. Благословить общецерковное почитание следующих местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви:

  • преподобного Александра Пересвета;
  • преподобного Амфилохия Почаевского;
  • преподобного Андрея Осляби;
  • преподобного Аристоклия Московского;
  • преподобного Варлаама Серпуховского;
  • преподобной Вассы Псково-Печерской;
  • святителя Геннадия, архиепископа Новгородского;
  • преподобного Герасима Болдинского;
  • святителя Геронтия, митрополита Московского и всея Руси;
  • преподобной Досифеи, затворницы Киевской;
  • страстотерпца праведного Евгения врача;
  • преподобного Елисея Лавришевского;
  • святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея Руси;
  • святителя Ионы, епископа Ханькоуского;
  • преподобного Ионы Псково-Печерского;
  • преподобного Корнилия Крыпецкого;
  • преподобного Корнилия Переяславского;
  • преподобноисповедника Кукши Одесского;
  • преподобного Лаврентия Черниговского;
  • преподобного Леонида Устьнедумского;
  • преподобного Марка Псково-Печерского;
  • преподобного Мартина Туровского;
  • святителя Мины, епископа Полоцкого;
  • священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих;
  • праведного Павла Таганрогского;
  • святого благоверного князя Ростислава (в крещении Михаила) Смоленского;
  • преподобного Симеона Псково-Печерского;
  • святителя Симеона, первого епископа Тверского;
  • преподобного Симона Сойгинского;
  • святой праведной княгини Софии Слуцкой;
  • преподобного Феофила Христа ради юродивого, Киевского;
  • святителя Филарета (в схиме Феодосия), митрополита Киевского;
  • святого благоверного князя Ярослава Мудрого.

2. Составить отдельную службу каждому из благословляемых к общецерковному почитанию святых, если таковая до сих пор не была составлена, а до времени составления отдельных служб отправлять службы по Общей Минее, каждому по его чину.

3. Общецерковное празднование памяти благословляемых ныне к общецерковному почитанию святых совершать в прежде установленные дни.

4. Писать благословляемым ныне к общецерковному почитанию святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.

5. Опубликовать жития благословляемых ныне к общецерковному почитанию святых, если они уже составлены, или составить заново и опубликовать для назидания в благочестии чад церковных.

6. Сообщить имена перечисленных подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.

7. Подтверждая ранее принятые решения Архиерейских Соборов и Священного Синода, касающиеся канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской, в то же время считать необходимым дальнейшее изучение обстоятельств жизни и кончины лиц, подвергшихся в годы гонений на Церковь насильственной смерти в связи с исповеданием ими веры во Христа.

8. Отметить, что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов которого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания некоторых лиц.

9. В необходимых случаях имена вышеупомянутых лиц до завершения изучения не помещать в общецерковном месяцеслове, при возможном сохранении сложившейся традиции местного почитания, где таковая имеется.

10. Соответствующие исследования ряда дел могут быть завершены лишь после открытия всех архивных документов.

11. Предпринять необходимые усилия для обеспечения ознакомления епархиальных архиереев с материалами следственных дел, касающихся лиц, пострадавших в годы гонений и почитаемых во вверенных этим архиереям епархиях.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»
(Мф. 16:24)

Почему мы взяли цитату из евангелия от Матфея в качестве эпиграфа? Потому что в этой статье речь пойдет о монахах. И не о простых монахах, а о настоящих подвижниках, которые прославили Христа всей своей жизнью. Всех их обьединяет одно – Святая Гора Афон.
Стоит отметить тот факт, что Православный мир в 2016 году отмечает тысячелетнее присутствие монашества из Руси на Святой Горе. Впервые присутствие таких монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году.
В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители. Речь шла о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне существует как скит Богородицы. Примечательным есть то, что первой Покровительницей русcких афонитов стала именно Богородица, которая считается игуменьей Святой Горы.

Полуостров Афон – это 60 километров береговой линии, посередине – гора высотой до двух километров. На сегодняшний день – это место, где спасаются миллионы людей. Одни обретают веру, живя там. Другие – глядя на великих подвижников современности.
Мы подготовили Вашему вниманию подборку из жизнеописаний нескольких афонских старцев – выходцев из территории исторической Руси, которые оставили свой след в истории Православия.

Иоанн Вишенский (между 1545—1550 — после 1620)

По происхождению галичанин, родился в городе Судовая Вишня (современная Львовская область). Биографические данные о Вишенском весьма скудны. Известно, что он был высокообразованным человеком и в молодости проживал некоторое время в Луцке.
Приблизительно в 70-х годах XVI века, из-за несогласия с феодальным строем Речи Посполитой, стал монахом на Афоне, который был в те времена центром православного монашества на Востоке. Поддерживал тесные отношения с Львовским братством. Литературную деятельность начал одновременно с острожской группой полемистов, в частности, Василием Суражским.
В 1621 года Киевский Собор постановил вызвать Иоанна, в числе прочих, в южную Русь. О том, посетил ли Иоанн Русь, ничего не известно. Умер около 1630 года, оставив после себя добрую память среди афонитов.

Преподобный Силуан Афонский (1866–1938)

Родился в Тамбовской губернии в крестьянской семье. С детства желал стать монахом, но по настоянию отца поступил на военную службу. Уволившись с нее, отправился в 1892 году на Афон, где был пострижен в русском монастыре св. Пантелеимона. В 1911 году принял схиму с именем Силуан.
Согласно его биографии, составленной его учеником архим. Софронием (Сахаровым), с самого начала послушничества стяжал дар молитвы. В то же время испытал и многочисленные искушения. Его воспоминания, размышления были заботливо сохранены о. Софронием и изданы им. Скончался старец в 1939 году, прославлен в 1988 году Константинопольским Патриархатом.

Архминдрит Софроний (Сахаров) (1896 – 1993)

Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, под влиянием прогулок с няней и молитв, здоровье его стало поправляться.
В 1921 г. Сергей Сахаров эмигрировал из России; несколько месяцев провел в Италии, затем – Берлин и Париж. В этот период он получает приглашение на крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение – видение Нетварного Света.
Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только служению Богу. Через некоторое время он принимает монашеский постриг с именем Софроний в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона.
Архимандрит Софроний тихо скончался 11 июля 1993 г. в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе, вдали от Святой Горы Афон.
Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Русскому читателю хорошо знакома книга «Старец Силуан», которую многие имели возможность прочесть еще в «самиздате». Среди других наиболее важных творений отца Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». Относительно последней он свидетельствует: «…я там писал целую мою исповедь за всю мою жизнь. Там приведено все самое важное из моей жизни в Боге…».

Преподобный Паисий Величковский (1722 — 1794)

Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.
Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г., в возрасте 36 лет, был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.
На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского.
Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился в 1794 г., 15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.
Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.

Афонский Казак Пантелеимон

На завершение этого обзора мы хотели бы оставить для Вас что-то интересное. В нашем понимании, «Афонский Козак Пантелеимон» – это такой себе собирательный образ, в котором сочетались все известные и неизвестные монахи, пришедшие с территории исторической Руси.
Совсем недавно украинскими исследователями на Афоне был обнаружен старинный скит «Черный Выр». Как показывают документы, эта община была основана запорожскими казаками (!) в 1747 году.
На сегодняшний день ведутся исследования этого воистину сакрального для наших соотечественников места. Это память, это история, этот монастырь – настоящий свидетель духовности запорожских казаков. Верим, что в скором времени этот скит будет восстановлен и наполнен историческими потомками первых жителей этой святой обители.

Страница 1 из 2

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам…

Родился Преподобный Сергий в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Преподобный (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Естественно, что тогда он не мог и подумать о славе этого места. Оно привлекло его именно своей пустынностью и удаленностью от людей. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.

Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного Сергия, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши – игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Преподобный Сергий шел путем подвижников первых веков христианства – преподобных Антония и Макария Великих, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и многих других. Каждый шаг своей монашеской жизни он сверял с их писаниями. Святые старцы и пустынники далеких восточных пустынь указывали боголюбивому русскому юноше путь в небесные обители. Преподобный Сергий почитал и первых подвижников русского монашества – Антония и Феодосия Печерских и их многочисленных последователей. Преподобный стремился достичь в своей жизни того идеала святости, которого уже достигли они, шествуя к Богу тесным путем, заповеданным Спасителем однажды и на все времена. Мужественно перенося искушения, он устремлял свой взор к Горнему и всеми силами стремился к единению с Богом – цели жизни всякого человека.

Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но мы знаем, что часто Господь подает славу тому человеку, который всячески старается ее избежать, и, напротив, отнимает славу у стремящегося к ней. «Не может град укрытися верху горы стоя» (Мф. 5, 14),– говорит Господь. Человек, искренне убегающий земного почета и славы, приобрел смирение — основание христианских добродетелей. Такой человек может привести к Богу не только свою, но и другие души. Так было и с преподобным Сергием. По ближним и дальним весям и городам распространился слух о том, что в радонежском лесу живет необыкновенный подвижник. Вскоре вокруг Преподобного стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним соделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Вообще, смирение можно назвать добродетелью, определяющей святость преподобного Сергия. В жизнеописании Преподобного, составленном его учеником Епифанием Премудрым, много свидетельств, подтверждающих это. Например, такое: однажды, при жизни преподобного Сергия, в обитель пришел крестьянин, слышавший о подвигах и славе ее знаменитого настоятеля. Пришедший попросил братию показать ему игумена Сергия. Монахи указали на старичка в бедной, заплатанной одежде, который обрабатывал грядки за монастырской оградой. Крестьянин не поверил и оскорбился: «Вы смеетесь надо мной! Я шел сюда, чтобы увидеть прославленного игумена, богато одетого и окруженного слугами, а вы показываете мне какого-то огородника, наверное последнего в монастыре человека…» Преподобный Сергий, услышав сетования пришельца, оставил свои труды, с любовью поприветствовал его и усадил с собою за трапезу. «Не скорби, брате, — утешил его Преподобный, — Бог так милостив к месту сему, что никто отсюда не выходит печальным. И тебе Он скоро покажет того, кого ты ищешь». Во время их беседы в обитель прибыл князь, окруженный многочисленной свитой. Князь бросился к ногам угодника Божия, попросив у него благословения. Тогда-то крестьянин понял, кем был смиренный огородник. После отъезда князя он со слезами умолял преподобного Сергия простить его невежество и неверие. «Не скорби, чадо! – сказал ему смиренный игумен. – Ты один справедливо рассудил обо мне, ведь все они ошибаются».

Управление монастырем не привлекало, а тяготило преподобного Сергия. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые монахи возмутились против своего игумена, преподобный покинул монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач. Только через 3–4 года, после вмешательства святителя Московского Алексия, преподобный Сергий вернулся в нашу обитель. Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял Преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав. Преподобный обратился к московскому митрополиту Алексию, который стоял тогда во главе Русской Церкви. По благословению святителя Алексия в нашей обители и был введен общежительный устав. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест – символ митрополичьего сана. Преподобный отказался от столь великой чести. «Прости, Владыко, – отвечал он, – я от юности своей не носил золота, а тем более под старость желаю пребыть в нищете». Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, – сказал ему Преподобный, – дадим им; если хотят злата и сребра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить». Эти слова преподобного Сергия являются как бы истолкованием известных евангельских слов: » Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Именно за эту верность небесному идеалу, которой наши благочестивые предки учились у ног великих русских святых, Господь щедро подавал Руси ее экономическую и политическую мощь. Небесное и земное удивительно соединялось в истории нашей святой Отчизны. И битва на поле Куликовом 8 сентября 1380 года началась с того, что схимонах нашего монастыря Александр Пересвет, пришедший на поле брани из послушания преподобному Сергию, приняв вызов татарского богатыря, поразил его и сам пал жертвой этого поединка.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам…

Преподобный и после своей блаженной кончины не оставлял своей обители. В 1408 году во время игуменства преподобного Никона Радонежского († 1426) все постройки нашего монастыря были сожжены при нашествии полчищ татарского хана Едигея, но, благодаря чудесному предупреждению преподобного Сергия о грядущем нашествии, братия успела удалиться, сохранив от осквернения святыни и книги.

В 1422 году при строительстве первого каменного храма нашего монастыря, Троицкого, были обретены святые мощи преподобного Сергия, которые и стали главной святыней этого храма. И вот уже более шестисот лет мощи Преподобного являются источником благодатной помощи для людей, с верой приходящих к этой великой святыне. Исцеления больных и изгнания бесов, помощь в скорбных семейных и тяжелых жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе — множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам преподобного Сергия. Недавно были опубликованы свидетельства о чудесах и исцелениях от мощей преподобного Сергия в наши дни.

Преемником преподобного Сергия был его ученик Никон, также прославленный Церковью в лике преподобных. В историю нашей обители преподобный Никон вошел как ее строитель и благоукраситель, продолжатель дела своего духовного отца. Именно преподобному Никону довелось восстанавливать обитель после разорительного нашествия хана Едигея. При виде пепелища на месте родной обители преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1412 году в день памяти преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца.

О благоустроении обители преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения – близ преподобного Сергия. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Никон дал братии последнее наставление и благословение и сказал: «Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию – Христос зовет тебя». Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и был погребен близ раки преподобного Сергия.Именно преподобным Никоном для росписи Троицкого собора были приглашены лучшие иконописцы – преподобные иноки Андрей Рублев († ок. 1427) и Даниил Черный. Для иконостаса Троицкого собора преподобным Андреем Рублевым была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы – величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию.

Православная икона – это окно в иной мир, и человек, благоговейно предстоящий перед ней, без многих слов и доказательств убеждается в бытии удивительного мира Божией святости и красоты. «Евангелие научает нас святой жизни, а икона эту жизнь показывает», – писал один из современных знатоков иконописи. Иконостас православного храма (кстати, до иконостаса Троицкого собора наша Церковь не знала высоких иконостасов) зримо указывает на то, что в богослужении принимают участие члены не только земной, но и Небесной Церкви. Богоматерь, пророки, апостолы, мученики Христовы молятся с нами и о нас, и эта связь отдельных частей Единой Христовой Церкви жива и непрестанна. Ереси иконоборцев древних (VIII – IX вв.) и иконоборцев современных (многочисленные протестантские течения) не являются лишь «отвлеченным богословием». Иконоборцы всех времен разрушали и разрушают связь между земной и Небесной Церковью, и понятна ревность о Православии святых, знающих о торжествующей реальности этой связи.

Впоследствии, в связи с общим упадком духовной жизни, церковное искусство становилось все более и более земным, превращаясь, в лучшем случае, в благочестивую иллюстрацию сюжетов Священного Писания. Этот процесс очень хорошо заметен, например, при сравнении икон преподобного Андрея Рублева и религиозной живописи в некоторых других храмах нашей Лавры. Но Дух Святой дышит где хочет (Ин. 3, 8), и многочисленные иконы, написанные с отступлением от иконописных канонов, прославлены от Господа благодатью чудес и исцелений.

В Троицком соборе в наши дни совершаются монашеские постриги. Как во времена преподобного Сергия, так и сейчас всякий человек, приступающий работать Господу, дает Ему три обета – обет безбрачия, нестяжания и послушания. Постригаемый трижды подает игумену ножницы в знак того, что его никто не принуждает к выбору иноческого пути. После этого игумен трижды крестообразно постригает волосы на его главе. При постриге человеку дается новое имя, как символ того, что он родился для жизни новой, осмысленной святостью.

Вплотную к Троицкому собору примыкает придел в честь преподобного Никона Радонежского, построенный в 1548 году. Святой учитель и его святой ученик вместе предстоят пред Господом в Его Небесном Царстве, а здесь, на земле, в нескольких шагах друг от друга покоятся их честные останки.

Зеленая пристройка к Никоновскому приделу носит название «Палатка трех мощей». В ней находятся мощи святителя Иоасафа, митрополита Московского, святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, и преподобного Дионисия Радонежского, в разное время бывших настоятелями нашего монастыря. Имя последнего святого напоминает нам о времени, получившем в русской истории название Смутного. Как тогда, в начале XVII века, так и сейчас, в начале XXI, внешние беды и нестроения были проявлением тяжких духовных недугов, которыми страдала Россия. В сентябре 1608 года наша обитель была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев. Осажденных было всего 2000 человек, но они решительно отказались от предложения сдаться. Лишь заступничеством преподобного Сергия можно объяснить то, что 16-месячная осада не принесла полякам успеха. Защитники обители неоднократно видели помогавшего им преподобного Сергия. В «Сказании об осаде» описываются удивительные случаи благодатной Божией помощи осажденным в это критическое для обители и всей Русской земли время.

После снятия осады в январе 1610 года настоятелем монастыря стал cвятой архимандрит Дионисий. Помощь раненым и уход за больными, питание алчущих и предоставление крова бездомным – вот основные занятия троицких иноков того времени. Когда московские купцы, корыстно используя время разрухи, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все запасы монастырской пшеницы, сбив цену и сохранив жизнь тысячам людей.

Прекращение cмуты в Московском государстве в начале XVII века тоже связано с именем преподобного Дионисия Радонежского. Ученик святого Патриарха Ермогена, преподобный Дионисий, так же горячо, как и он, любил Русскую землю и страдал вместе с ней. Вместе с келарем обители Авраамием Палицыным он посылал во все концы Отечества грамоты, призывавшие к борьбе с «ворами». В октябре 1611 года одна из таких грамот достигла Нижнего Новгорода, где незадолго до этого благочестивому горожанину Косме Минину Сухоруку трижды являлся преподобный Сергий Радонежский с призывом собирать войско и идти на освобождение Москвы.

Вскоре стараниями Космы Минина и нижегородцев было собрано ополчение, которое возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский. В августе 1612 года нижегородское ополчение пошло на Москву и у стен Троице-Сергиева монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен. Летопись говорит, что, когда ополченцы подходили к монастырю и выстраивались для молебна, дул столь сильный ветер от Москвы, что многие восприняли это как знак Божия неблаговоления к их походу. Но когда молебен был закончен, воинов, лошадей и пушки окропили святой водой, то противный ветер утих и неожиданно подул сильный ветер по направлению к Москве, как бы от самого гроба преподобного Сергия.

25 октября 1612 года преподобный Дионисий служил еще один – благодарственный молебен в Успенском соборе освобожденного Московского Кремля.

Трудно переоценить значение Троице-Сергиева монастыря в судьбах России. Великий Игумен земли Русской преподобный Сергий никогда не оставлял нашу Родину своим заступничеством и молитвенным покровом. И сейчас как никогда мы должны особенно усердно прибегать к его помощи, потому что наша жизнь стала настолько страшна, что только Божие чудо сможет изменить ее к лучшему…

После окончания Смуты святому Дионисию было поручено исправление богослужебных книг. Это вызвало зависть его недоброжелателей. По их доносу святой был брошен в темницу. Ему было предписано ежедневно в присутствии толпы народа совершать тысячу земных поклонов. Не довольствуясь этим, Преподобный добавлял еще тысячу поклонов от себя. Он говорил жалевшим его, что происходящее с ним не беда, а лишь всеблагое проявление Промысла Божия, устрояющего спасение каждого человека. Это отношение святого страдальца к скорбным жизненным обстоятельствам может служить надежным ориентиром и для нас, зачастую «лучше Бога» знающих, что нам полезно, и малодушно убегающих скорби Креста Христова.
Здание Митрополичьих покоев приобрело современный вид в конце XVIII века. Здесь останавливается Святейший Патриарх Алексий II. Патриарх – настоятель Троице-Сергиевой Лавры, а повседневное управление обителью возложено на патриаршего наместника в сане архимандрита.

Ансамбль Соборной площади украшает прекрасная белая церковь Сошествия Святаго Духа на апостолов. Она была построена в 1476–1477 годах псковскими мастерами. У северной стены этой церкви, под спудом, покоятся мощи преподобного Максима Грека. Выходец из Греции, получивший прекрасное образование в Европе, он убедился в том, что идеалы эпохи Возрождения глубоко чужды Евангелию Господа нашего Иисуса Христа. Максим Грек удалился на Афон, где принял монашеский постриг. В 1518 году он прибыл на Русь. В Москве Максим Грек занимался книжными трудами и переводами. Около 1525 года он был оклеветан и большую часть своей жизни на Руси провел в темницах и изгнаниях. На стене темницы, в которую он был заключен, преподобный Максим углем пишет канон Святому Духу.Святой Максим Грек известен также как ревнитель о христианской нравственности. Когда Великий князь Василий III захотел развестись со своей законной женой Соломонией Сабуровой и жениться на Елене Глинской, святой Максим обличил государя, напоминая ему о высоте и святости христианского брака. Василий III не послушал преподобного Максима, а от брака, который обличал преподобный, родился будущий государь Иоанн IV Грозный. Преподобный Максим скончался в 1556 году. Известны случаи исцелений и избавлений от опасности по его святым молитвам.

Успенский собор начал строиться в 1559 году. Вся история его постройки связана с именем Иоанна Грозного – первого русского царя. В 1585 году, через год после его кончины, собор был торжественно освящен. Кроме главного престола, в честь Успения Божией Матери, за иконостасом собора находятся еще три придела. Один из них, в честь Святителя Николая Чудотворца, был устроен 9 мая 1609 года. Тогда, в разгар осады, в монастыре началась повальная цинга, уносившая множество жизней. Иноки обратились к помощи и заступлению святителя Николая и освятили придел в его честь в Успенском соборе. После этого эпидемия пошла на убыль. Два других придела освящены в честь святых великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины. Имена этих святых носили государь Феодор Иоаннович и его супруга царица Ирина, в царствование которых и был освящен Успенской собор. На столпе в юго-восточной части собора находится икона святых Феодора Стратилата и Ирины. Мы видим, как благоговейно относились к своим небесным покровителям наши предки, устраивая в их честь храмы, помещая там их иконы. И каждому из нас дается в Таинстве Святого Крещения имя того или иного святого Православной Церкви. День, когда Церковь празднует его память, является днем нашего тезоименитства, или именин. Мы должны особо чтить память нашего небесного ходатая: изучать его Житие, подражать его добродетелям, особо молиться ему, почитать день его памяти церковной молитвой и причащением Святых Христовых Таин. В лавках и киосках нашей Лавры можно приобрести иконы многих святых, их жизнеописания и творения, а также другие святыни и духовную литературу.

В Успенском соборе находятся мощи двух святых московских митрополитов прошлого века – святителя Филарета (Дроздова; † 1867) <в 2004 году перенесены в Храм Христа Спасителя в Москве> и его преемника по Московской кафедре, святителя Иннокентия (Вениаминова; † 1879). Святитель Филарет известен как подвижник, выдающийся проповедник, богослов и церковный администратор.

В историю русской культуры навсегда вошла его прекрасная поэтическая переписка с А. С.Пушкиным.

«Дар напрасный, дар случайный жизнь, зачем ты мне дана иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена…» – вопрошал великий поэт, измученный пустотою своей жизни.

«Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана. Не без воли Бога тайной и на казнь осуждена…» – эти слова духовного вразумления и утешения он получил в ответ от святителя Филарета.

Святитель Иннокентий, апостол Америки и Аляски, проповедник слова Божия на Алеутских островах, с 1868 года – московский митрополит.

В Успенском соборе находится также деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 года по 1422 год. Это одна из святынь нашей обители.В крипте под Успенским собором покоится прах двух последних русских Патриархов – Алексия I († 1970) и Пимена († 1990). В криптовом храме три престола. Центральный посвящен Всем святым, в земле Российской просиявшим. Множество угодников Божиих давала Православию наша земля во все времена. Их число особенно увеличилось в недавние годы гонений, постигших Русскую Церковь. Новомученики и исповедники Российские – почти наши современники, кровью засвидетельствовавшие свою верность Христу.

Строительство Трапезного храма было завершено в 1692 году. В этом году наша Церковь праздновала 300-летие со дня кончины преподобного Сергия. В честь Преподобного и был освящен главный престол этого храма. Первоначальный иконостас храма не сохранился. В 1948 году здесь был установлен иконостас из разрушенного в 30-е годы нашего века московского храма Николы Большой Крест. В Трапезном храме есть еще два малых придела – во имя преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. Эти приделы были устроены в 50-е годы нашего века. Долгое время была неизвестна судьба святых мощей Иоасафа Белгородского и Серафима Саровского, оскверненных в безбожные годы. И только в 1991 году в Казанском соборе Петербурга были чудесным образом обретены мощи двух этих святых. А в нашем храме приделы в их честь существовали рядом друг с другом уже около сорока лет! Это одно из многочисленных свидетельств Промысла и Всеведения Божия. И каждый из нас, вглядевшись в собственную жизнь, увидит явные случаи Божией помощи лично ему. Как говорил один из лаврских проповедников: «Нет людей, которым не помогал бы Бог – есть люди, у которых плохая память…»

Возле Трапезного храма находится небольшая церковь в честь явления Божией Матери преподобному Сергию. Свидетелем этого дивного события, во многом определившего последующую историю нашей обители, сподобился быть ученик и келейник преподобного Сергия – преподобный Михей Радонежский. «Бодрствуй, чадо, мы будем в сей час иметь чудесное посещение» – такие слова услышал однажды святой Михей от своего игумена. И тотчас Сама Пречистая Владычица Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова явилась и великой славе Своему избраннику. «Нe скорби об обители твоей, – сказала Она преподобному, – отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу, Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его…» В 1734 году над гробницей преподобного Михея была построена церковь в честь этого события. церковь называют также Михеевской.В 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора был обретен целебный источник. От воды из этого источника получил исцеление слепой монах Пафнутий. Последующие чудеса утвердили православный народ в вере в чудодейственность этой воды, и к источнику потянулись страждущие со всех концов России. Часовня над источником была сооружена в конце XVII века.

Сень над чашей с крестом – самое позднее архитектурное сооружение нашей обители – была устроена в 1873 году. Памятный обелиск сооружен в 1792 году. На каждой стороне обелиска находятся памятные медальоны, на которых увековечены заслуги Лавры перед Отечеством.

Колокольня Лавры – самая высокая в России. Ее высота – 88,5 метра. Колокольня строилась более 30 лет и была закончена в 1770-х годах. До революции лаврская звонница насчитывала 42 колокола. Самый большой из них (и самый большой в России), царь-колокол, весом в 67 – тонн, в конце 20-х годов нашего века был сброшен с колокольни и разбит. За несколько лет до этого было совершено одно из самых кощунственных деяний безбожных лет – вскрытие мощей преподобного Сергия. Это произошло 11 апреля 1919 года. Вокруг колокольни плотным кольцом стояли красноармейцы: «строителей новой жизни» не отпускал страх, что колокола своим звоном соберут верующих к Лавре. Но на другой день колокола все же зазвонили! Собралось великое множество людей, желавших приложиться к мощам аввы Сергия. Очевидец вспоминает, что, прикладываясь к открытым мощам, многие закрывали глаза, «чтобы не оскорбить своим грязным взглядом наготу Преподобного». Сейчас наша звонница насчитывает 23 колокола – почти вполовину меньше, чем до революции.

Лавра была национализирована решением СНК 1 ноября 1918 года Спустя год, 10 ноября 1919 года, согласно решению Сергиевского исполкома, монастырь был закрыт. Последний наместник «старой» Лавры архимандрит Кронид, немощный и ослепший старец, к концу жизни, в 1937 году, был арестован по сфабрикованному обвинению и расстрелян. Возобновление Лавры как монастыря Русской Православной Церкви произошло в 1946 году. С 1919 по 1946 год в Лавре располагались музей, педагогический институт, другие организации. В некоторых зданиях жили люди. На Пасху 1946 года в Успенском соборе возрожденной обители состоялось первое богослужение.

Отвечает иеромонах Кирион, заведующий канцелярией Саввино-Сторожевского мужского монастыря:

— Чёткого принципа здесь нет, в каждом монастыре имена при постриге даются по-разному. Где-то имя дается по месту пострига и по святым старцам, которые в нем подвизались или же по самому дню пострига… Меня, например, постригали в день 40-ка святых мучеников Севастийских.

Вопрос-ответ Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Постригающий может дать имя и по наитию, подбирая человеку имя святого, которое ему подходит. К примеру, моего собрата тоже назвали в честь тех же Севастийских мучеников — Мелитоном, что в переводе с латинского переводится как «медовый» и действительно — он очень мягкий человек.

Я же Кирион, что в переводе означает жрец, депутат. Бывает и так, правда редко, что будущий монах решает сохранить свое мирское имя или же сам предлагает какое-то — это не возбраняется. Но чаще всего будущий монах впервые слышит свое имя на постриге.

При постриге будущий монах дает три обета: послушания, целомудрия и нестяжания. Он отрекается от всего мирского и начинает новую духовную жизнь. Это своего рода рождение нового человека. А ведь всем новорожденным мы даем имена, так и здесь, вступив на монашескую стезю, человеку дается новое имя. После пострига монахи уже не отмечают день рождения, указанный в паспорте. Теперь вся братия будет его поздравлять с днем Ангела — днём его пострига в монахи.

Читайте также: Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви

*День памяти сорока Севастийских мучеников является одним из наиболее почитаемых праздников в православии. Его отмечают 22 марта. Согласно писанию в 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. В городе Севастии военачальник-язычник приказал своим сорока православным воинам отречься от Христа. Не смотря на то, что их заставили зимой простоять без одежды всю ночь, а потом подвергли страшным пыткам — они не отказались от Господа.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *