Монахиня гавриилия подвиг любви

Подвиг любви. Геронтисса Гавриилия

. ВВЕДЕНИЕ – 9_______ЖИЗНЕОПИСАНИЕ – 12
1. Константинополь – 12
2. Салоники – 19
3. Афины – 20
4. Англия – 22
5. Греция – 29
6. Отшествия – 36
7. Индия – 44
8. Вифания – 91
9. Чётки – 100
11. Новый Иерусалим – 109
12. В Африке – 112
13. Путешественница – 117
14. Дом Ангелов – 124
15. На острове Эгина. 1989 – 1990 – 145
16. Испытание – 149
17. На острове Лерое – 152_______СКАЖИ, МАТЬ – 156
А – 158
1. О любви – 158
2. О Любви, о любви-влечении – 164
3. О любви, о смирении – 171
4. О святой Филофее – 172
5. О святом Данииле Столпнике – 172
6. О послании святого Иакова Брата Господня – 172
7. О Святом Духе – 173
8. О святости и мудрости сегодня – 173
9. Об апостоле Фоме – 174
10. О святых Ангелах – 174
11. О вечном настоящем Божием – 178
12. О неподвижности – 179
13. Об аудитории слушателей – 179
14. Об исправлении других – 181
15. Об Алане в Индии – 182
16. Об изменении жизненного шествия – 191
17. Что изменилось с рясой – 191
18. О грехе – 192
19. О Баба Амте – 192
20. О её возрождении – 196
21. О неудачах – 196
22. О жизненных несоответствиях и о несправедливости – 199
23. Об отсрочках – 199
24. После Отшествия – 200
25. Об ответе на любовь – 201
26. Об антицерковниках – 202
27. Об Отказе – 204
28. О Предание себя (Богу) – 204
29. О предании в Руки Его – 205
В – 206
1. О следе лодки – 206
2. О Вифании – 206
3. Какие она советовала книги – 208
Г – 209
1. О Браке – 209
2. О Германии 1970 года – 210
3. О гуру и безумии – 211
4. О Юдифь Гранди, голландской миссионерке в Индии – 214
Д – 216
1. О Данииле пророке – 216
2. Когда мы не судим – 218
3. О том, что «Я не существую» – 218
4. О Втором Пришествии – 220
5. О праве другого – 220
6. Об испытании – 222
7. О ста долларах в Индии – 223
8. О двух составных частях Креста – 225
Е – 226
1. Об эгоизме – 226
2. О сотворении кумира – 227
3. О мире между людьми – 228
4. О Церкви – 228
5. О милости – 229
6. О Свободе – 232
7. Об Осведомлённости её – 235
8. Об Освящении работы и об Искуплении (очищении) любви – 235
9. О том, что «по когтю льва» древних – 236
10. Об Авторитете – 236
11. О знаменитых людях, которых она знала – 237
12. О Пустынножительстве – 238
13. О Красном Кресте – 240
14. О Благодарности – 240
15. О «Благодарю» – 241
16. О Юношестве – 241
Z – 243
1. О Зависти – 243
2. О том, что есть Жизнь – 244
О – 244
1. О Божественном Причащении – 244
2. О Воле Божией – 244
3. О том, что «Бог и я на земле» – 245
4. О тёплой молитве – 246
I – 246
1. О Миссионерстве – 246
2. Об Индии – 249
К – 256
1. О Злых, которые не существуют – 256
2. Об Истощании – 257
3. О том, что Голова – только – 258
4. О чётке – 258
5. О жизни в миру – 258
6. О бесцельных разговорах – 259
7. Об усталости – 260
Л – 261
1. Об отце Льве Жиле (православный иеромонах русской Церкви) – 261
2. О Проказе – 261
3. О решении проблем – 263
М – 263
1. О доме на улице Мидии – 263
2. О Великой Седмице – 265
3. О Великом вторнике – 265
4. О том, что значит «Переменить мысль» – 266
5. О Перевоплощении – 267
6. Не противься злому – 267
7. Об Извещении монашества – 270
8. О Монашестве – 274
N – 276
1. О Посте – 276
2. О трезвении в монастыре – 278
Е – 279
1. О внезапном вразумлении – 279
2. О разделений и вере – 279
О – 280
1. О группе – 280
2. Об исповедании веры – 285
3. О видениях и благодати – 293
4. О Православии – 293
5. Нет магнитофону – 294
П – 295
1. О сыне – 295
2. О Богородице, протестантам – 298
3. О примере – 299
4. Об «уроке от ног» – 300
5. О попущении Божием – 302
6. Об отце Кирилле из Катунак (монастырь на Афоне) – 302
7. О пяти языках – 303
8. О вуали и о каменной дочери Авраама – 303
9. Об окружающей обстановке – 304
10. Намного больше того, чего мы достойны – 304
11. О вере и свободе – 308
12. Вера – Вера – Вера, и Да – 309
13. О монашеском житии – 310
14. О политике и политическом строе – 318
15. Предзрех Господа – 320
16. О молитве – 320
17. О молитве и об экзаменах – 321
18. О молитве без любви – 321
19. О Лице – 322
20. О первых извещениях – 322
Р – 323
1. О молчании при «болтовне» – 323
2. О Кресте – 323
3. О Любви, которая на Кресте – 324
4. О переживании (при посещении больного) – 325
5. О человеческой встрече – 327
6. О спутнике – 328
7. Об отношениях людей (между собой) – 330
Т – 333
1. Чего ищут люди – 333
Y – 333
1. Несколько советов для здоровья – 333
2. О гордости – 334
3. О терпении и нетерпении – 335
Ф – 336
1. О фарисее – 336
2. О дружбе – 336
3. О страхе – 337
4. О страхе смерти – 337
5. О физиотерапии – 339
6. О свете и тьме – 342
7. О Светлом Венце – 344
X – 345
1. О радости Христовой – 345
2. О связи божественной благодати и любви – 349
Ч – 349
1. О душе – 349
П – 350
1. О времени Божием – 350_______ИЗРЕЧЕНИЯ – 352_______ПЕРЕПИСКА – 384
1. Из писем к Baba Amte, индийскому другу и брату – 387
2. Из писем к еврейскому писателю, другу и брату Yehuda Hanegbi – 401
3. Письма Dr. Sinha, индийскому врачу и другу – 413
4. Письмо к матери предполагаемой буддистки – 416
5. Письмо злому и неверующему супругу – 418
6. Письмо – ответ на вопросы Димитрия К. – 419
7. Письмо о безмолвии – 421
8. Письмо в священную миссию (миссионерство) – 422
9. Письмо к утренней «на восток» искательнице – 423
10. Письма монахине – 428
11. Письмо о беспокойстве – 431
12. Письмо о Любви и не Любви – 431
13. Письмо матери о крещении ребёнка – 433
14. Письмо родственнице больного – 435
15. Из письма к матери дочери в преддверии развода – 436
16. Письмо о проверке здоровья – 437
17. Открытое письмо современной девочке, С.В. – 438
18. Письмо о страхе – 439_______ПРЕСТАВЛЕНИЕ – 444
ЭПИЛОГ – 457
ПРИЛОЖЕНИЕ – 459


1. О МОНАШЕСТВЕ И МОЛИТВЕ
– Геронтисса, вы были всегда рядом с людьми и всегда их любили. Ощущаете ли вы изменение вашего с ними отношения, после того как вы стали монахиней?
– Страх был очень большой… Я думала, что все удалятся от меня, Что те, кто не любили Рясу, сказали бы: «Подальше, подальше». Однако, наоборот, едва вошла Ряса, приходят, просят совета и применяют его на деле. Здесь – благодать Божия. Истина! <…> Монашество имеет великую харизму сделать тебя безликим. «Одна монахиня приехала… Один монах приехал… Один батюшка мне сказал…» Когда потеряешь свою собственную значимость ради Бога, тогда на самом деле принадлежишь Ему…
– Сестра, к счастью, что вы не родились… монахиней! Потому что вы приобрели опыт человеческой жизни, тогда как иначе, если бы вы были монахиней с детства, то были бы весьма односторонняя… Не знаю, имели бы ту возможность, какую сейчас имеете, дабы переживать всякое человеческое чувство и проблему, с каковыми приходят люди к вам советоваться.
– Если бы я была с молодости монахиней, это означало бы, что я была бы уже совершенной, дабы взял меня Бог сразу на эту ступень, так что я могла бы жить в Его радости с четырнадцати лет, и всё.
– Да, но вы помогаете очень многим здесь в миру. Практически!
– Не имеет значения, где я. Потому что, когда у тебя нет возможности практически или лично помочь человеку, пошли известие Богу, возьми этого человека, положи мысленно к ногам Христовым, проси Его, да даст Он ему благословение Своё, и тогда ты будешь в порядке. Это бывает постоянно. Это делают и монахи, живущие полностью вдали от мира. Они ушли не потому, что не любили мир. Ушли, поскольку очень любили его, и хотели бы ничего не делать другого, кроме как молиться за него. Монахи совершают молитвы и посты. Т.е. делают две высшие ступеньки любви к Богу. Молитва их становится бомбой и очищает миллионы стрем… Не только пустыню, но и полмира. И если сегодня мир стоит на ногах, это потому, что тысячи монахов молятся за него. Когда возьмёте и прочитаете аскетов пустыни, тогда осознаете их мудрые Слова… Какая простота, какое смирение… Как будто они ничего не сделали… И вместе с тем… остались вечными.
Кто не знает, говорит: «Э, что делает монах? Молится? Чепуха! Дела! Дела! Они нужны нам!» Они – не правы. Потому что более сильного действия, чем действие молитвы не существует. «Много бо может молитва» – говорит Писание, и особенно усиленная… Ибо является силой… энергией. Видишь, говорит, и гору можешь переставить верой и молитвой <…> Только по благодати Божией. Скажи Ему: «Господи, возьми от меня гордость»… На другой день Он начинает работу! Во всяком случае, в конце концов приходим к заключению, что никто из нас, несмотря на любовь, не может изменить другого, ни посоветовать, ни повлиять на него. Понимаем, что только посредством молитвы мы могли помочь. К этому выводу пришла и сестра Мария, пятьдесят лет как отшельница. «Чувствую себя, – говорит, – намного ближе ко всему миру, чем когда иду по университетской улице…»

✓ О трезвении в монастыре
– Истинная жизнь в монастыре такова. Совсем не думаешь о жизни в миру. Величайшее благо, что даёт тебе монастырь. Ни с кем не говоришь. Старайся использовать время, зная, что ты находишься на другом поприще жизни. Тогда как если придёт теперь кто-нибудь и скажет: «Ах! Не знаешь, что делается… Убийство! Такой-то… Другой…», то ты не можешь, не можешь. Все эти образы, какие приходят на ум, хотя они не останутся, но бывает как что-то на миг… как бы что-то другого цвета обрызгивает человека. Это очень тонкая тема влияния внешнего мира на наш внутренний мир.
– А мы легко поддаёмся соблазну.
– Да.
– Для чего Он сказал нам «непрестанно»? Объясняет это?
– Да. И «бодрствуйте»… «Бодрствуйте, да не внидете в искушение». Всё время мы должны быть на страже. Мы должны быть приуготовлены. Но всё в охранении, когда мы бываем в присутствии Божием и Ангелов. Во всём. Во всём. И потом появляется привычка, и тебя уже не искушает. Любопытно… Бывает как бы разум раздвоенным. Одна часть прилеплена туда, друга сюда… Поняла? Однако надо постоянно быть там. Если переборет здесь, то человек испытывает утомление. Тогда вновь обращается к Нему. Это от Бога, раз и со¬единишься с Ним… Прилепилась душа моя за Него. Поэтому все Святые и ас¬кеты настаивают на частом причащении Божественных даров.
✓ «Молитва – не дело… Некое состояние души»
…Господь сказал: «Скоро вы рассеетесь все и оставите Меня Одного, но Я не Один, т.к. Отец Мой всегда со Мной…» Так же и мы, если подумаем, никогда не бываем одни. И как только обратим к Нему и взгляд и ум, найдём удобую позицию по отношению к Нему, прежде всего, и потом по отношению к людям. Т.е., если что-то желаете, просвещения, сразу бегите прежде к Евангелию, вместо того, чтобы иметь помощь у людей, особенно в том случае, когда нет подходящего человека – это моё начало. В Евангелии – Жизнь Вечная, т.е. Он Сам… Бог дал нам совесть: Самого Себя. Следовательно, в совести мы всегда найдём ответ…
Ещё одно, что очень помогает, как знаем, – постоянная молитва. Она не есть то, что бывает словами, и даже мыслью. Молитва – не дело: некое состояние души. И где бы вы ни оказались, что бы ни делали, в каком бы кругу ни были, душа ваша да находится в состоянии молитвы. Потому что душа от Бога. Следовательно, когда вы поможете ей молитвой и Иисусовой молитвой, дабы она соединилась с Именем Святым, тогда оно (состояние) продолжается, что бы вы ни делали <…>
– Однако повседневная жизнь, работа, брак, любовь к другому, дети, заботы, все эти вещи не оставляют времени. Если и хочешь, не имеешь времени…
– Не требуется время. Потому что, я же сказала вам, молитва – состояние души. Когда моешь посуду, как говорит «Странник», среди своих обстоятельств, и говоришь: «Господи, помилуй… Господи, помилуй…» – и когда идёшь зажигать плиту, или убирать кровати: «Господи, помилуй… Господи, помилуй… Господи, помилуй…» Всё, что мы делаем днём, можем делать, но позади всего этого, как бы слушая далёкую музыку, да имеем мысль о Боге, о Существе Божием… Ничего нет невозможного.

✓ О чётке
– Когда берём чётки и думаем о тех, за которых хотим помолиться, нашим двигателем является любовь. «Боже мой, Ты знаешь, как я люблю этого человека. Эта любовь моя – не моя, ибо Ты – источник Любви. От этого источника беру я, и Тебе приношу этого человека. И прошу Тебя, да дашь ему Просвещение, да дашь ему Милость, да дашь ему Силу, да дашь ему Веру, дай все богатые Твои щедроты. И молю тебя о… (и после того как скажешь такое предисловие, берёшь один узелок и говоришь) о таком-то, таком-то, таком-то. И приносишь мысленно к ногам Христовым этих лиц, как будто и они сами действительно коленопреклоненно молятся перед Ним, как говорит Паломник. У меня есть опыты многих лет, что Бог творит много чудес через такую молитву. Потому что Бог хочет иметь нас Своими соработниками. Какими бы ничтожными мы ни были. Ибо мы создания Его, и этими созданиями Он действует.
<…> Если не любите, не смейте молиться. Потому что не дойдёт до Ушей Божиих. Мерзость пред Господом. Приходят и говорят: «Не выдерживаю такого-то! Конечно, я не хочу ему зла, но прошу Бога, да просветит его». И я говорю: «Как ты смеешь?» Если скажу: «Прошу Тебя, Господи, просвети этого человека, которого я не люблю», Он мне скажет: «Какая тебе польза, если ты его не любишь. Возлюби его прежде и приходи просить Меня. Сразу тебе это сделаю» Потому что сказал: «Любите врагов».
✓ Письма монахине (Афины, 1986 г.)
…Да. «Вот Родос, вот и… умирание». Если не произойдёт умирание страстей, не может произойти… скачка́ Воскресения. Знай, что Бог приводит нас туда, где мы находимся. Нельзя никогда чувствовать, что ты в заточении. Прими силу от Него, а не от людей – как бы хороши они тебе ни казались. Никогда не забывай Воскресение ваий и Великую пятницу, в которую ты последовала. И Господне: «Внемлите от человек…» Тем не менее, тогда только мы – Его, когда, зная всё это, любим всех, друзей и недругов, ибо Он нам даёт это как Свою заповедь. Тогда мы живём в прекрасном мире Его везде и всегда. Заботься о постоянном единении с Ним чётками, покаянием, (молитвой) «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», громко, как бы Ему говоришь, так чтобы в уме не было места войти другой мысли. До сего дня я делаю это день и ночь, годами, и Он даёт мне Свою силу.
Как ты благословенна, что Бог позвал тебя в пустыню, дабы Он говорил сердцу твоему, как говорит Пророк. Сегодня у тебя есть не только благие чины Ангелов, но и светлые духи всех аскетов, которые болели, страдали, мучились только лишь для того, чтобы сломать своё «Я» и стать как маленькие дети и соединиться с Тем, Кто сказал: «Благодарю Тебя, Отче Небеси, яко утаил ecu тайны Твои от мудрых и открыл их младенцам. Ей, Отче Мой Небесный, ибо таково было благоволение Твое».
Малое дитя, дорогая Г., не знает, кто находится около него, богатый или бедный, молодой или старый, добрый или злой, свой или чужой, но всем он даёт свою улыбку и продолжает играть.
Смею сказать, что все успехи наши в мире – есть НИЧТО для того места, где ты находишься. Поэтому смотри на новую свою жизнь, как будто ты упала из безконечности на некую неизвестную Планету… Страх! Трепет. Но вот, перед тобой что происходит: все чины святых Ангелов! Они ограждают тебя, любят, понимают все языки – разума, сердца и души, и научают тебя петь вместе с ними постоянно: «Свят, Свят, Свят» – день и ночь. Помни это хорошенько, дорогая Г., потому что, когда будешь находиться с людьми, не будешь иметь времени для чего-либо другого, кроме как применять на практике побуждение Господа: «Просящему у тебя дай…» И потом быстрёхонько опять бежать назад ко сверхмирному светлому их обществу!

Мы, люди, говорим, что любим Христа всем сердцем: но восстаём и плачем, когда наши ближние дают нам оплеуху, или своими словами, или делами. Почему всё-таки? Потому что не живём жизнь по Христу. Мы хотим благополучия, хотим, чтобы наша любовь, какую мы отдаём, получала признание, или, по крайней мере, хотим, чтобы оставили нас в покое… Только живя с людьми, мы можем понять, являемся ли мы людьми, или нет. Господь сказал: «Радость Мою даю вам», но добавляет: «не так, как мир». А мы, люди, ожидаем радость от людей! Несчастные люди!
Где бы я ни была, в жизни моей принимала всё как волю Божию, и жила, как будто я была на месте том всегда… Только так хочет Бог. Никогда не думай о будущем. Оно – Его! Целая земля – зал ожидания для Вечности.
Делаем ли мы каждую минуту нашей жизни то, что полагается? Любовь, согласно с заповедями Божиими, и имея Образцом Лицо Христово? Никогда не будем забывать то, в чём Он нас заверил: «И вот Я буду с вами до скончания веков…» Т.е. подумаем: «Как бы мы вели себя, если бы Иисус Христос был видимым, возле нас всегда и везде?» Таков – образ жизни.
Будем смотреть на людей только как на то, что заключено в скобки на нашем пути. Просящему у тебя дай. Как я вижу из твоего письма, ты – на хорошем внутреннем пути. Нераздвоенная. Живи, как Он сказал нам: «Веруйте в Бога и в Меня веруйте». Ничего более. Никогда не строй планов согласно с планами других. Мы – дети Божий. Не тленных родителей, подобных нам самим. Не верьте людям, «имже несть спасения». Такова действительность в «корзине суетности».
Веруй! Веруй! Веруй! У Бога ты «любимое дитя», как все мы.
С любовью Христовой, объединяющей нас.
* * * …Поздравляю с Пасхой! Получила оба твоих письма. Радость моя велика, что ты живёшь жизнью, какую хочет Христос. Это – цель нашей жизни, и только так мы проводим жизнь, для которой Бог запечатлел нас Святым Духом Своим. И если не делаем так, то мы предатели. Пусть не знают об этом те, кто живут в Корзине Суетности и судят, и порицают, и осуждают, и живут заблуждаясь и других прельщают… Ты же «по Мне гряди…» День и ночь, где ни окажешься, не забывай (слово): «Только Бог и я на земле», и служи Ему, как Ангелы Его. И люби, как Он любит ВСЕХ и ВСЯ. Тогда каждую минуту будет радость, тишина, любовь, благословение. Ибо ты будешь воистину СВОБОДНОЙ и РАБОЙ только ТОГО, Кому Богородица сказала: «Се, раба Твоя».
Знаю, что ты знаешь всё это: не пишу тебе, чтобы научить, но да уверю тебя, что радость, которую ты переживаешь, – единственная ИСТИНА.
✓ «Только Бог и я на земле…»
– Сестра, скажите нам, почему говорят: «Только Бог и я на земле?» Что значит?
– Это для того, чтобы тебя не увлекли знания и наставления человеческие. Очень необходимо. Потому что всегда сила тьмы пошлёт вокруг тебя людей, которые кажутся овцами, но в глубине волки, как говорит Господь. И часто злой дух приведёт к тебе любимых лиц, чтобы увлечь тебя. Когда он увидит, что ты прилагаешь усилия, дабы достигнуть Пути Божия, то присылает их, и они совлекают тебя. Самые любимые твои лица могут обступить тебя и делать такие вещи, которые не имеют никакого отношения к Истине Божией. Поэтому всегда спрашивай себя: если бы невидимый Христос был здесь, Видимым, как бы я отнёсся к этому? Что бы сделал? И тогда тебя охватит такой ужас, что не сможешь ничего выговорить… Да! <…> Если у человека есть немного фантазии, и он будет иметь постоянно Господа Иисуса Христа, как Богочеловека, рядом с собой, знаете какой происходит трепет? Страшный и ужасный!

– Предзрех Господа предо мною выну…
– Тогда каждый раз, когда будем открывать уста, подумаем: «Что скажет Он? Как посмотрит на это? Как посмотрит на нас? Что скажет нам?» Это один способ. Когда меня спрашивают некоторые ребята: «Что делать, чтобы удержать уста и помысел?» – говорю им: «Если Его имеешь рядом с собой, посмеешь ли? Нет. Неужели осмелишься, поскольку Он невидимый???»
2. О ЛЮБВИ И РАДОСТИ ХРИСТОВОЙ
…Мир беден любовью. Все ищут любви, но когда она к ним приближается, они не узнают её, потому что никогда её не чувствовали. Бедный Мир! Только любовь встречается с вечностью, к которой она и принадлежит…
<…> Ты пишешь о любви… Да. Бывает так: Бог «дождит» Свою любовь на меня. Если удержу её для самой себя, умру, потому что не выдержу силы её. Если же всею силою огня возлюблю другого, зная, что это любовь Его, тогда происходят поразительные вещи в этом другом – кто на самом деле «был привлечён» Богом придти, дабы я возлюбила его. Сразу увидишь, что в нём происходит преображение. Намечается новое шествие, и, если он осознает, что эта любовь не от меня, а от Бога, на него приходит благословение. Иначе, если он не поймёт этого и начнёт благодарить меня за эту любовь, всё уничтожит. Но если поймёт, тогда и он, в свою очередь, даст другому и другому от этой любви, не ожидая, однако, ответа или благодарения… И тогда все мы радуемся, ибо мы ощущаем единение через любовь эту, которая есть Бог. И получается нечто другое. Мы сразу узнаём всех тех, кто бывает в этой Любви. Как превосходно…
<…> Любовь – от благодати Божией. Мы рождаемся ею. Поскольку мы создания Божии и поскольку Бог – Любовь есть. То, что Бог именно это, конечно, невозможно нам осознать только разумом. Потому что разум наш ограничен. Но дух, душа не ограничены. И душа чувствует Бога. Земными глазами мы Его не видим. Глазами души видим Его. Помнишь притчу о бедном Лазаре и о богатом? Лазарь пошёл в недра Авраама, а богатый – в ад, и мучился. И говорит Аврааму: «Отче, пошли Лазаря к братьям моим, сказать, что я мучаюсь, чтобы и они не делали неправду». Здесь мы видим нечто: что этот человек, злой и немилостивый к бедным, любил братьев своих. Другими словами, видим, что, если любишь только друзей, какая награда твоя?.. И грешники то же делают. Здесь различие христианина. Нужно любить и не своих. Каждого человека считать братом своим. Тут – великое Таинство и Тайна Христова. Итак, когда Авраам отвечает, говорит ему: «Имеют Моисея и Пророков. Если не веруют Моисею, и тому, кто придёт из другого мира и скажет им, не поверят». Поэтому Господь сказал апостолу Фоме: «Блаженны не видевшии и верующии». Почему? Потому что они с духовной, душевной и таинственной стороны Его увидят.
Когда веруешь глубоко, всей душой, почувствуешь присутствие Божие так сильно, как действительность. И тогда уже не будет существовать ничего другого. Отдаёшь свою руку в Его Руку и, куда бы Он ни повёл тебя… пойдёшь! Для людей ты можешь быть безумным. Для людей ты можешь быть отсталым, странным. Многие тебя осудят: «Сегодня здесь, а завтра там» – скажут… Но лучше для тебя, если осудят люди, нежели Бог в один день. Когда услышишь Глас Его и ты скажешь «Нет», чтобы не явиться для людей плохим, это будет очень ужасно.

– Ужасно… Но как нам приобрести такую любовь?
– Любовь, как я уже сказала, даётся нам от Бога. Потому что Бог есть Любовь. Любовь, какую мы даём другим, есть от Источника, идёт к нам, и снова уходит назад, к Источнику.
– Как прекрасно.
– Но любовь не может иметь меры. Она безгранична. Как говорит апостол Павел, она «всё покрывает, всему надеется, радуется, о добром, жалеет о неправде, никогда не отпадает». И как я уже много раз говорила, если отдашь всю свою любовь человеку, и тот не принимает, любовь эта вернётся обратно к тебе. Господь говорит об этом: «Если придёшь в дом, дай ему мир. Если не примут его, мир возвратится к тебе». Всё так… Но не забудь и другое. Что то, что бывает с добром, о чём молимся, что благословляем, возвращается к нам, и что так же бывает и со злом… Поэтому нужно нам быть страшно внимательными. И не помыслим против! Потому то сделаем вред себе. Понял ли, как происходит? Что касается неблагодарности, вычеркни её. Благодарность же другого следует удалять из ума. Ты имей её прежде для Бога, и потом для всего мира. Ожидать благодарности очень мизерно и низко… Неблагодарность принимай и радуйся!
– Допустим, я ощущаю горечь…
– И горечи не должно быть. Потому что эту горечь Бог чувствует за нас. Я говорила об этом и в тот раз. Что Он нам даёт день и ночь? Что даёт?
– Всё.
– Мы должны быть благодарными. Богу. И созданиям Его <…>
– Т.е., сестра, любовь всё может сделать?
– Всё! Такая сила! Любовь и молитва могут перевернуть весь мир! Не землетрясение! Не потопы!
– Итак, то важно, что вы любите знакомых и незнакомых. Как души…
– Да. Знаешь, почему? Потому что, как я всегда говорю, Бог, когда нас создал, вдунул в нас и дыхание Своё. Это Божие дыхание – любовь. Перестанем любить? Перестанем жить. Без Дыхания – не можем. Итак, когда любишь одного и не любишь другого, значит, что ты не любишь никого. Понял, что получается? Ибо Бог дал нам любовь, сердце, глаза, все дары Свои для этой цели. Прежде всего, дабы мы любили Его всею силою души пашей и всем существом, как говорит первая заповедь, и, во-вторых, чтобы мы не отделяли самих себя от других. Ближнего своего, «яко сам себя», говорит. Кто я, чтобы сказать: «Этот? Но он – плохой, нельзя его любить. Тот? Но он – лжец. Что у меня с ним общего?» А! Нет, брат мой! Любовь не такая. Любовь любит всяческая, как Бог любит нас всех, со всем нашим мусором! Есть ли у Него некоторые причины не любить нас? И со всем этим. И говорит нам это: «на праведных и неправедных дождит и даёт солнце благим и лукавым». Не так ли?
– Когда вы видите человека, как понимаете его? По взгляду ли? По манере говорить?
– По всему. Затем, по многой любви Божией и, потом, по многому опыту жизни можно понять, кто он приблизительно. По внешности его, по взгляду, голосу, его позиции, по всему. И понимаешь, что он за человек. Но это не означает, что ты изменишь о нём мнение, или будешь говорить с ним плохо, или будешь избегать его. Потому что встреча ваша может изменить этого человека, или может изменить тебя в чём-либо <…>

– Как хорошо, сестра. Как бы и нам достичь такого состояния, любить весь мир так, просто…
– Но для этого мы родились! Чтобы любить. Но смотри, что происходит. Виноват образ нашего воспитания. Говорят: «Не играй с этим ребёнком, он плохой. Не разговаривай с тем, он лгун». Так начинается зло. Ибо ребёнок, когда родится, готов полюбить всех. Также не знает «твоё» и «моё». Возьмёт твою сумку, откроет, найдёт в ней, что ему нравится, и берёт. Ребёнок – не вор! Просто, не понимает чувства собственности. Имеет одну общую любовь. Помню, и я, маленькая девчушка, очень любила людей. Не позволяла матери спуститься встретить гостей, но говорила ей: «Подождите, я схожу встречу их, а потом вы придёте». И ходила, и сидела, и разговаривала со взрослыми – как говорят дети. Но я очень любила людей, может быть потому, что любой ребёнок хочет любить. Если не дашь любви, не получишь, вначале… Потом не беспокойся уже, поскольку получишь любовь Божию. Её даёшь, и уже тебя не касается, любят тебя или нет… Совсем. Тебя касается, любишь ли ты, с Ним ли ты.
– Скажите мне и другое о любви. Как нужно давать?
– Смотрите. Как я уже говорила, если прекращает человек любить, перестаёт дышать. Она – как бы наше дыхание. Мы сделаны, замешаны, так сказать, с любовью. Так? Но это нечто неопределённое. Теория… Любовь, любовь, любовь. Однако проявляется. Прежде всего в выражении, с которым вы будете говорить с близкими, в том, что вы будете делать его всегда первым – т.к. любовь и смирение — синонимы, знайте это. Любовь и смирение идут вместе. Когда любишь человека, не можешь быть эгоисткой перед ним, всегда ставишь другое лицо первым. Бываешь смиренным перед любимым лицом. Так? Терпение, прощение… всё – в Любви. Любовь – когда ставишь себя на место другого. Это то, что сказал Христос: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». И то, что Он сказал законнику, спросившему Его: «Иди, и ты твори так же». Не обращая внимания, какой он. Хороший или плохой. Чужой или свой. Любовь говорит: возлюби любого за то, что есть он. Для того чтобы продвигался вперёд он. За то, что ожидает его. Не в отношении тебя. Никогда в отношении тебя. Так нас любит Бог.
– Сестра, это полноценная любовь. Т.е. ты любишь своего друга и, естественно, достигаешь правильного выражения любви тем, что вы сказали. Однако тем, что «Люби врага своего», входишь в противоречие с тем, что мы называем самосохранением.
– Скажу вам одну странную вещь из опыта. Человек, который любит, не может чувствовать, кто враг его. Это абсолютно невозможно. Придут другие и скажут ему об этом, и опять он не поверит. Не может поверить этому. Но даже если сам узнает и убедится, опять же пожалеет его, скажет: «Э! Бедный… Как он так чувствует?» Не скажет: «Смотри, что он обо мне думает… И кто он?» или ещё хуже… Говорит в подражание Иисусу. Когда делаешь всё, и величайшие жертвы, и когда отдаёшь ещё и самого себя полностью, и снова тебя не узнают, подумай опять, что ты раб неключимый Господу. Что бы ни делал… Ибо когда мы подумаем о безграничной Любви и Милосердии Господнем, и что всё принимаем от Бога, то мы чем воздадим? Только тем, чем можем воздать: снисхождением, радостью, приношением… всем этим.

И вы увидите и другое. Сколько мы делаем всё это, не думая о себе, столько не устаём, не болеем, ни от чего не страдаем. Когда приносите свою любовь весь день или работой, или страннолюбием… вот, как, когда я спросила вас незадолго до этого, не устали ли вы – т.к. столько времени вы на ногах, заботясь о нас, – вы ответили: «Совсем не устала». Знаете, почему? Потому что мы не чувствуем усталость, когда любим. Это так. Чем ты воздал? Мы не можем воздавать Богу, но будем воздавать всем, кто «по образу и подобию»! Как вам нравится?
✓ О праве другого
– Когда человек имеет любовь, терпение, послушание и смирение, он приобрёл и этот мир и Рай. Но кто препятствует? Всегда сила тьмы, которая говорит нам, что мы правы. Так?
– Мы никогда не правы?
– Никогда. Всегда «прав» другой! Это очень важно… Знаете почему? Потому что он своим «Я» – прав. Зачем же мне пытаться убедить его моим «Я»?
– Значит, мы покоряемся под «Я» другого и под право другого…
– Не покоряемся, как вы мыслите. Делаем, что считаем правильным, но не будем вести с ним бесцельные беседы, не будем осуждать, не будем терять тишину. Он будет продолжать свой путь, и оставим его на волю Божию. Он не может нам повредить. Потому что мы имеем над собой некое Начало, которое согласно с нашей правдой. Есть духовник, есть геронтисса, есть Владыка, есть вся Церковь, которая согласна. Сверх всего, есть Евангелие, которое говорит: «Вот – правда, вот – заповедь». Не так ли? Но об этого рода мыслях скажу, что у меня есть корзина, которую я называю «Корзина Суетности», и, как мы выбрасываем ненужные бумаги, так и эти мысли я бросаю туда, и они меня не волнуют. Потому что не должен человек огорчаться из-за этого. Порой придёт безбожник, какой-нибудь противник, начнёт бесцельные беседы с мыслью расстроить вас. Никогда этого не показывайте, хотя вы огорчены, ранены и всё такое. Не показывайте этого. Ибо тогда он выиграл свою игру. Так? В другой раз придёт ещё большая сила. Если же вы снова проявите бесстрастие, то он скажет: «Напрасно я бью здесь. Пойду бить в другом месте…» Поэтому прежде всего нет – гневу! Потому что Господь говорит: «Не противься злому» (Мф 5:39). Потому что, когда мы идём против чего-нибудь, убиваем себя в ссоре. Если придёт кто-нибудь в это время и увидит нас, поймёт ли он, кто прав, а кто не прав? Никогда! Мы становимся оба лукавыми и от лукавого. Поэтому говорю вам: когда начинается беседа, которая идёт к ссоре, один из двоих, если он Божий человек, должен молчать и говорить в себе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас». Через две минуты всё прекращается.
✓ О связи Божественной благодати и любви
– Благодать Божия, в связи с нашими делами и жизнью, часто удаляется от нас. Иногда с большим трудом, молитвой и покорением (воле Божией) и смирением, снова приходит. Но ключом ко всему этому является степень нашей любви. Как-то я спросила Ангелов: «Чего же от меня хочет Бог? Какую работу мне сделать? Где мне быть?» И ответ был категоричным! «Ни куда идёшь, ни что делаешь, ни как живёшь, ни если помогаешь другим. Одно имеет значение. Кому и Сколько любви даёшь везде. Везде, без различия».

– Когда говорите «Кому и Сколько», что вы подразумеваете?
– Кому – когда даёшь любовь, не ожидая награды. Так? Сколько – должно быть неограниченно и со своей жертвой. Потому что, если в любви нет жертвы, это не любовь по Богу. Но какая жертва? Жертва, которую ты не чувствуй! В такой степени. Не говори: «Я сделала такую жертву и, смотри, безрезультатно…» Это – фарисейство!
✓ О радости Христовой
– Является ли радость неотъемлемым элементом христианина? Если веруешь во Христа, будешь ли всегда радостным?
– Будешь. Ибо Христос сказал: «Мир Мой даю вам, не как мир». И далее говорит: «Радость Мою даю вам, не как мир». Т.е. эта радость, как благодать Божия. Из нас истекает. Не ожидаем, чтобы другой нас сделал радостными, потому что прежде Христос нас делает радостными.
– Хотя видите больных людей, бедных, немощных… каждый день, вы радостны.
– Да. Потому что люблю их от всего сердца. Соединяю свою жизнь с их жизнью, но одновременно помышляю, что если я, смертный и грешный человек, могу так сильно любить, то тем более их любит Бог, Который, к тому же, создал их, и они дети Его. Другими словами, Он первый «отвечает» за них. Он знает, почему они болеют. Он знает, что произойдёт в душах их в результате этой болезни. Он знает, какова цель всего. Я не могу ни судить, ни вникать. Но что я делаю? Беру этого больного внутрь себя. Со всей любовью горячо молюсь о нём и предаю его к Ногам Христовым. Т.е. говорю: «Боже мой, Ты дай чаду Твоему благодать Твою, дай ему прощение Твоё, дай ему милость Твою, дай ему Свет Твой, дай ему здравие души же и тела, и яви волю Твою в жизни его». Потому что, когда не бывает явлена воля Божия в жизни человека, он лежит больным долгое время, чтобы извлечь уроки и опыты. Поскольку в кровати можешь подумать, можешь оставаться один, можешь найти ответы на массу вопросов. Кто находился долгое время в кровати, – и я долго оставалась в молодости в кровати – понимает, какой это дар для него, грешного. Потому что грех должен быть очищен. Сидя в кровати, мы можем быть одни. Ни собраний, ни внешних представлений, ничего… И всё это помогает…
Таким образом, я совершаю молитву и оставляю его в руках Божиих. Могу ли я сделать большее? Нет! Если я сделаю так, потом, конечно, благодать Божия не переменится. Не могу плакать над этим. Могу плакать над своими грехами и просить прощения. Это – другое дело. Но плакать о каком-нибудь другом чаде Божием… нет. Да, я буду соболезновать всем своим сердцем. Такое соболезнование приведёт меня на путь молитвы. Молитва будет как соединение с Богом… Бог хочет, чтобы в этом мире мы любили, дабы Он совершил Своё чудо – на самом деле, Он хочет, чтобы человеческая душа соединилась с Ним, я это осознала. Поэтому священники и люди Божии, когда совершают молебен, видят сразу, что происходит перемена в душе человека, о котором бывает молебен, хотя он находится далеко. И другой человек говорит тебе: «Знаешь, что я почувствовала? С того момента – некую другую силу», и т.д. Потому что нет более сильной вещи, чем действие молитвы. Молитва – это действие Божие. Это так… И прежде всего, прежде всего, нам нужно и другое: слушать Голос Божий. Не разговаривать.
– Т.е. радость может стать постоянной?
– Да. Даже и когда делаем что-либо важное, например, когда молимся и кто-нибудь придёт и постучит в дверь, Святой говорит тебе: не отсылай его, сделай вид, что ты не молилась, открой и скажи: «Проходи, брат мой». Когда будем так думать, только о брате, а не о себе самих, Радость будет постоянная. Тогда мы отражаем лицо другого. Если мы бываем зеркалом, в котором другой человек видит своё лицо, и это зеркало радостное, то он не может видеть ничего, кроме этого. Это очень важно.
3. О БОРЬБЕ С ПОМЫСЛАМИ И О БЕЗМОЛВИИ
– …когда не думаешь о Боге, тогда не имеешь силы соединиться с Богом, и приходит очень сильный помысел…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *