Монастырь антония Великого в Египте

Святой Антоний родился и подвизался в Египте, но его честные мощи по Промыслу Божию пребывают во Франции – в аббатстве Сен-Антуан и в православном храме близ деревни Сен-Лоран-ан-Руайан.

Этого угодника Божия называют «Великим» не только по величию совершенных им подвигов, но и по тому значению, какое имела его личность для утверждения и распространения идеалов монашеской жизни во всем христианском мире.

Будущий святой родился в Египте ок.250 года в богатой семье и был воспитан в христианской вере. В 18 лет юноша лишился родителей и остался один с малолетней сестрой. Однажды он шел в храм и размышлял о святых апостолах, которые отреклись от мира и пошли за Христом. Войдя в церковь, юноша услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мт. 19:21). Антонию показалось, что это было сказано Господом лично ему.

Вскоре он раздал всё имущество, которым располагал, бедным жителям своего селения, но не знал, как поступить с сестрой. Озабоченный этой мыслью он снова идёт в храм и слышит: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы» (Мт. 6:34). Антоний поручил сестру благочестивым христианкам и навсегда покинул родительский дом, чтобы всецело посвятить себя Господу.

Первое время он пребывал близ города у одного старца-отшельника, стараясь во всем ему подражать. Посещал и других пустынножителей, чтобы научиться у них той или иной добродетели. Слова Священного Писания так легко входили в его душу, что он вскоре знал его наизусть. Уже тогда, в самом начале монашеского пути, святой Антоний прославился своими аскетическими подвигами, и его стали называть «другом Божиим».

Ища уединения, преподобный ушел сначала в одну из отдаленных пещер, а затем перешёл Нил и поселился в развалинах воинского укрепления. Это место было известно лишь нескольким преданным ему людям, которые два раза в год приносили св.Антонию хлеб, опуская провиант сквозь дырявую кровлю.

Преподобный терпеливо переносил холод и зной, голод и изнуряющую жару. Он почти не спал, проводя день и ночь напролёт в беспрестанной молитве. Но самым тяжелым, по признанию самого св.Антония, была борьба с различными помыслами, тоской по миру и дьявольскими кознями. Враг рода человеческого являлся отшельнику то под видом чудовищ, то в облике страшного «черного отрока». Иногда святой подвижник изнемогал и готов был впасть в уныние. Тогда сам Господь являлся ему или посылал Ангела для ободрения.

Так, в непрестанной борьбе с искушениями преподобный прожил в уединении двадцать лет. Но однажды к св.Антонию явились люди, узнавшие о его монашеских подвигах, и захотели поселиться рядом с великим подвижником. Вскоре пустыня преобразилась: тут и там стали возникать жилища иноков, которые во всем старались подражать св. Антонию. Сам же преподобный не устанавливал для учеников строгих правил. Он лишь стремился укоренить в них благочестивый дух, внушить им преданность Божьей воле, научить труду и неусыпной молитве.

Но многолюдство тяготило св.Антония, и он ушел еще дальше в пустыню, поселившись на склоне горы. Здесь преподобный стал обрабатывать небольшое поле, чтобы самому выращивать хлеб и не зависеть от своих учеников. В молитвах, сугубом посте и богомыслии подвижник прожил в египетской пустыне до глубокой старости и умер в возрасте 106 лет.

Именно святого Антония Церковь считает основателем отшельнического монашества. Как говорил св. Иероним, он был «человеком, возбудившим общее стремление к этому образу жизни». Монашеские традиции, установленные Антонием Великим, создали такие братские общины, где более молодой и слабый находил духовную поддержку у более опытных и утвердившихся в подвиге иноков, где общая молитва укрепляла друг друга, где аскетизм был не самоцелью, а лишь средством для духовного возрастания.

Еще при жизни святого отшельническое монашество как особый вид духовного подвига получило широкое распространение во всем христианском мире. Ближайшие сподвижники преподобного Антония святой Иларион, святой Епифаний и Харитон Исповедник основали монастыри в Палестине. Современник святого Антония Евстафий Севастийский считается родоначальником монашества в Малой Азии. Личный пример подвижничества и высокой духовной жизни преподобного привлёк к монашеству святителя Василия Великого. Среди учеников св.Антония был и «апостол Галлии» — св. Мартин Милостивый, основавший первые монастыри на французской земле. А благодаря «Житию святого Антония», написанному святителем Афанасием, имя великого подвижника стало известно повсюду – даже в Африке.

Место своего захоронения св.Антоний, предчувствуя скорую смерть, просил оставить в тайне, чтобы избежать в будущем посмертной славы. Но через 200 лет его мощи были чудесным образом обретены и перевезены в Александрию. В 604 году их торжественно перенесли в Константинополь.

Около 1070 года византийский император Диоген IV передал мощи святого Антония дофинскому вельможе Жозелину, который возвращался в Галлию из паломничества в Иерусалим. Поначалу барон хранил их в собственном замке, а затем передал на хранение в церковь Ла-Мон-Сен-Дидье. Спустя годы на месте ветхой церкви был построен монастырский храм, который является наиболее древним архитектурным памятником в аббатстве Сен-Антуан.

Несмотря на религиозные войны и революции, потрясавшие Францию, мощи святого Антония сохранились до наших дней. Часть из них пребывает в раке под главным престолом монастырского храма, которую можно увидеть через овальные окошки с бронзовой решеткой. Ежегодно в день Вознесения Господня в соборе аббатства Сен-Антуан проходит церемония открытия раки для поклонения святым мощам и совершается крестный ход.

Другая часть мощей хранится в православном монастыре Преподобного Антония Великого вблизи деревни Сен-Лоран-ан-Руайан, основанном в 1978 году архимандритом Плакидой (Дезеем) вместе с православными монахами и братией со Святой горы Афон.

Монастырь Святого Павла – популярная среди туристов достопримечательность Хургады, которую посещают, как правило, вместе с монастырем Святого Антония. Расстояние между монастырями – 13 км. В среднем за посещение 2-х святынь путешественникам придется заплатить порядка $50. Монастырь Святого Павла – коптский. Кстати, интересно, что Антония и Павла можно нередко увидеть на иконах.

Дата основания монастыря Святого Павла – V век н.э. Интересно, что монастырь основан на том самом месте, где в стародавние времена в пещере проживал святой Павел.

Изначально монастырь являлся всего лишь небольшой часовенкой. Сегодня здесь можно увидеть так называемый «хусн» — башню, которую в прошлом возводили для защиты от набегов бедуинов. В прошлом до башни добирались по большому разводному мосту. Сегодня башню считают чуть ли не самым совершенным с архитектурной точки зрения объектом в монастыре.

Другой интересный туристический объект в монастыре – церковь Св. Марии. Есть и другие 3 церкви, куда открыт доступ туристов. Обратите внимание на настенные росписи на библейские сюжеты, выполненные в начале XVIII века.

Монастырь Св. Антония в Египте (Египет) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Подворье монастыря Св. Антония

Монастырь Св. Антония Великого в Египте — старейший в стране. Более того, после монастыря Св. Екатерины в Синае, он самый крупный по территории, занимаемой монастырскими и храмовыми комплексами, — около 7 га. Кроме всего прочего, обитель эта очень почитается христианами Египта, именно здесь все они собираются для того, чтобы отпраздновать Пасху — Воскресение Господне. Ведь, как известно, преподобный Антоний, впоследствии названный Великим — самый известный христианский святой в истории Египта, некогда полностью перешедшего от язычества к православию.

Абзац истории

Антоний родился в христианской семье. Он был богат, но после смерти родителей в возрасте всего 20 лет решил отречься от мирского. В Евангелии он прочел наставление, где говорилось: человек, желающий обрести совершенство, должен раздать свое богатство нищим и уйти вслед за Богом, чтобы обрести сокровище духовное. Так он и сделал: ушел в горы и поселился отшельником в тесной пещере. До самой своей смерти он жил в горах и каждый день проделывал многокилометровый путь за водой и обратно. Сейчас этот путь устилает лестница в 1700 ступеней, ведущих к пещере Антония.

Антоний считается отцом монашества, а точнее — основателем отшельничества в Египте. Он отправился в уединение еще будучи совсем молодым.

С Павлом Фивейским Антоний познакомился во время одного из своих посещений Александрии, города, на тот момент носившего статус столицы Египта. Павел был глубоко потрясен общением с Антонием, и впоследствии именно он принимал участие в похоронах учителя и закладке антонианского монастыря. Павел исполнил последнюю волю учителя: сделать тайное захоронение, чтобы никто не знал, где находится его гробница. Современные арабы-христиане уверяют, что святой Антоний до сих пор покоится под стенами монастыря. Однако французы опровергают эту версию, полагая, что мощи Антония были найдены и перевезены в монастырь Сент-Антуан.

О святом Павле, в честь которого назван второй христианский монастырь, известно немногое. Однако его имя связано с легендой: святой, решивший вести жизнь отшельника в пустыне, жил благодаря подаяниям… ворона. Тот каждый день прилетал, чтобы принести ему хлеба и фиников. Павел не общался с другими христианами, он жил уединенно и слишком далеко от мирской суеты. Известно, что умер он в почтенном возрасте — более ста лет. Его могила находится под стенами монастыря, названного в честь святого.

Первые постройки монастыря были заложены в 3 веке нашей эры, практически сразу же после смерти Св. Антония. Тогда же на место его погребения стали стекаться верующие со всего Египта, а также из других стран — Сирии, Эфиопии. Сюда переселилось и множество монахов из долины Вади-Натрун, чьи монастыри были разрушены бедуинами. Так обитель росла и населялась новыми иноками. Страна хранила верность кресту до самого нашествия арабов и тотальной «муслимизации», зачастую – насильственной и неизбежной. И монастырь также пострадал от набегов арабов-мусульман. В 11 веке он был полностью разрушен, пустовал около 100 лет, и лишь спустя это долгое время был вновь отстроен коптами.

Монастырь Святого Антония в Египте

Обитель в наши дни

Сегодня монастырь Св. Антония поражает своей величественностью и удивительным ощущением святости и благодати не только паломников, но и обычных туристов. Одна из самых древних построек в монастырском комплексе — это церковь, которая была заложена еще в первые годы существования монастыря. Конечно, она не сохранилась в первозданном виде, но может похвастаться внутренними интерьерами с фресками 13 века. Это одноименная церковь — церковь Св. Антония, помимо которой в монастырском комплексе есть еще несколько церквей.

Больше всего туристы любят находиться у святых источников, самый знаменитый среди них, согласно легенде, обнаружен самим Антонием, вода в нем обладает целебной силой.

Выше монастыря на расстоянии около 2,5 км расположена пещера Антония, в которой он проводил годы своей жизни, отказавшись от мирских утех. Внутри каменного грота есть алтарь с несколькими иконами, а на большие церковные праздники здесь проводят богослужения. Удивительно, но вокруг монастыря, в таких же небольших пещерах, до сих пор обитают монахи — старцы, которые отреклись от благ цивилизации.

Практическая информация

Монастырь расположен в 290 км на юг от столицы Египта Каира на севере провинции Красное Море. От Хургады до монастыря можно добраться с групповой экскурсией — это лучший вариант посещения святыни.

Монастырь открыт ежедневно с 4:00 до 17:00, кроме последних дней Великого Поста перед Пасхой.

Вход в монастырь бесплатный.

Почитание мощей – древняя церковная традиция. Еще в римских катакомбах почитались мощи первых мучеников. В течение веков эта традиция развивалась, есть прекрасный текст святого Августина, объясняющий, почему мощи святого, как и физическое тело любого человека, достойны почитания. Тело – это тайна, знак, через который проявляет себя в этом мире личность человека. Мощи – это то же самое тело, которое осязало, благословляло, исцеляло, страдало. Почитая мощи, мы являем нашу веру в воскресение.
Воскресение затронет всего человека: это воскресение и бессмертной души, и человеческого тела.
Мы не относимся к реликвии как к какому-то магическому предмету. Мощи – это воспоминание о жизни человека, своеобразный памятник этой жизни. Жизни, которая была прожита для Бога, посвящена братьям и которая стала знаком бескорыстной любви. Прикасаясь к тому, что осталось от тела святого, мы вступаем в отношения со всей историей жизни святого, историей его отношений с Богом и ближними. Мне кажется важным подчеркнуть, что мощи – это своеобразный ответ на наши человеческие потребности. Потребность видеть, потребность прикоснуться. Мы ведь храним фотографии тех, кого любим, а от святых нам остаются мощи.
Святой Антоний умер в 1231 году, по завещанию святого его похоронили в церкви Пресвятой Богородицы, где мощи Антония пребывали с 1231 по 1261 год. Потом было решено перенести мощи в новую базилику в Падую; прибыл святой Бонавентура, генерал Ордена, вместе с братьями, которые в тот момент собрались на генеральный капитул в Ассизи. Братья решили открыть гроб, чтобы посмотреть, в каком состоянии находятся мощи. И тогда св. Бонавентура обнаружил не подвергшийся тлению язык святого. Это сразу было воспринято как чудесный Божий знак: в то время как от тела остался лишь скелет, язык был естественного цвета, словно у живого человека. Орган, который мы используем при общении, у великого проповедника не подвергся тлению. Это было как бы Божественным подтверждением аутентичности проповеди Антония. В 1981 году было произведено повторное распознание мощей. Тогда нетленный язык святого поместили как главную реликвию в реликварий.
В 1981 году были обнаружены, также нетленные гортань и голосовые связки св. Антония. То есть, мы видим, что весь речевой аппарат святого остался не подверженным тлению.

Из интервью с о. Энцо Пойана OFMConv. «Каждый стоит столько, сколько он стоит в очах Господних». Альманах «Брат Солнце», 4/2008.

Фото: Капелла Реликвий в Базилике Святого Антония (panoramio.com)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *