Монастырь Артемия веркольского

В силу многих причин и обстоятельств монастырь постоянно находился в бедственном положении, а в 1764 году по указу императрицы Екатерины II был отнесен к заштатным и за неимением средств должен быть закрыт. Но промыслом Божиим графиня Орлова-Чесменская (в иночестве – Агния) принимает подстриг и выделяет значительную сумму вклада во многие монастыри на поминовение души, в числе которых оказывается и наш монастырь. Получив 5000 золотых рублей, монастырь продолжает свое существование.

Возрождение и подлинное благоустройство обители началось с 1859 года, когда трудами опытного духовника и умелого хозяйственника игумена Ионы (1859-1861 гг.) в монастырь, по милости Божией, стали поступать обильные пожертвования. При наместниках архимандритах Феодосии (1861-1885 гг.) и Виталии (1888-1900 гг.) были подняты из руин находившиеся в запустении после частых пожаров здания и сооружения, а главное возведены новые каменные храмы, братские корпуса, хозяйственные и подсобные постройки, так что к 1910 году в монастыре насчитывалось шесть храмов.

Частым гостем и щедрым благотворителем обители в конце ХIХ — начале ХХ вв. был святой праведный пресвитер Иоанн Кронштадтский. Ежегодно, во время своих поездок на родину в село Сура, расположенное от с. Веркола на 50 км выше по реке Пинеге, он останавливался в хорошо известном ему с детских лет Веркольском монастыре и участвовал в богослужениях. Им лично написан замечательный акафист святому отроку Артемию. А в 1897 году при большом стечении богомольцев Кронштадтский пастырь освятил построенный на пожертвованные им средства величественный собор в Веркольской обители, которая во многом благодаря его усердию сделалась подлинным украшением всего Северного края.
Благосостояние монастыря постоянно возрастало, и по указу Св. Синода от 13 марта 1890 года он был отнесен к первоклассным общежительным монастырям с архимандричьим управлением. А 3 июля 1910 года настоятель Веркольского монастыря архимандрит Варсонофий по Высочайшему повелению и определению Св. Синода был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением на должности настоятеля.
Все это способствовало насаждению и утверждению в обители строгих правил монашеского общежития, особенно в церковном богослужении.
После гражданской войны монастырь не избежал общей участи и был закрыт богоборческими властями. Часть монастырской братии ушла , унеся с собой святыни обители. Мощи прав. отрока Артемия были заблаговременно спрятаны братией от поругания. В настоящее время их местоположение не известно. Надвратный храм с колокольней, каменная стена вокруг обители и многие постройки были затем разобраны, а оставшиеся сооружения использовались не по прямому назначению. От полного разрушения монастырь, по милости Божией, спасли малонаселенность окружающей местности и удаленность от крупных сел и городов.
В годы Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался детский дом для эвакуированных и бездомных детей. В послевоенное время здания монастыря занимала вспомогательная школа-интернат, а затем общеобразовательная школа (до 1997 г.).
В 1990 году сооружения и здания монастыря были переданы РПЦ, и 5-го августа, после 70-летнего вынужденного перерыва, прошло первое богослужение в часовне, на месте преставления св. прав. отрока Артемия. А 17 ноября того же года в малом Никольском приделе Артемиевского храма состоялась первая Божественная Литургия.
25 декабря 1991 года Св. Синодом принято решение об открытии Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря.
С 25 декабря 1991 г. по 6 июля 1995 г. и с июля месяца 1996 г. по 24 февраля 1997 г. наместником монастыря был игумен Иоасаф (Василикив), с 6 июля 1995 г. по 1 апреля 1996 г. – иеромонах Алексей (Тетерин), с 1998 по 1999 гг. – игумен Варнава (Пермяков), а с 1 августа 2000 года н/ст. и по настоящее время – игумен Иосиф (Волков).

По-разному складывалась история Артемиево-Веркольской обители. Богатые пожертвования прислали сюда Государь Алексей Михайлович и его сестра-царица Ирина. Вообще, милостями российских государей и усердием значительного числа людей, обитель в 17 веке была в цветущем положении. Слава угодника Божия Артемия распространилась далеко по Руси.
Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. Однако, по милости Божией, мощи святого отрока всегда удавалось спасти от огня.
В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела.
В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия.
С середины 18 века в монастыре все начало меняться в худшую сторону. Он был выведен за штат. Много испытаний выпало на его долю. В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.
Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.
В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря.
А через два года обитель возглавил иеромонах Феодосий (Орехов). 25 лет он нес здесь послушание. Был возведен в сан игумена, затем архимандрита, отмечен несколькими наградами. Он ввел в обители строгий церковный устав. Многие благотворители стали присылать крупные жертвы и богатые вклады в управление мудрого и доброго настоятеля Веркольского монастыря. И обитель сама стала оказывать помощь нуждающимся. При архимандрите Феодосии воздвигли монастырскую ограду с башнями и очень красивой колокольней, в которой позднее освятили храм во имя Иверской иконы Божией Матери. На их строительство пошло 1 миллион 200 тысяч штук кирпичей, изготовленных на монастырском заводе. Колокольный звон был слышан на 50 верст. При архимандрите Феодосии соорудили также каменный двухэтажный корпус, водопровод и многое другое.
С 1908 по1917 годы Верколькую обитель возглавлял архимадрит Варсонофий (Вихвелин). 3 июля 1910 года он был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением его на должности настоятеля Веркольского монастыря.
В 1907 году было начато строительство 3-этажного трапезного корпуса с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери. Чуть больше двух лет понадобилось для возведения этого великолепного здания, украшенного колонками и другими рельефами.
В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек.
В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь.
Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря.
В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов.
В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.
На месте преставления праведного отрока Артемия, в деревне Ежемень вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. Позднее ее обратили в храм.
Архимандрит Феодосий закончил свой земной путь 5 мая по новому стилю 1885 года и похоронен около Артемиевского храма.
Большой вклад в развитие монастыря внес и архимандрит Виталий, который был здесь настоятелем 12 лет. При нем воздвигли 2-этажный каменный игуменский корпус. А также грандиозный собор, сооружение которого началось 17 сентября 1891 года. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах — великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. Грандиозная постройка храма была окончена в 1897 году.
14 июня архимандрит Виталий в сослужении Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников при необыкновенно большом стечении народа, торжественно освятил верхний храм в честь Успения Божией Матери. На другой день отец Иоанн в сослужении духовенства освятил нижний храм в честь Рождества Христова.
В 1890 году Веркольский монастырь указом Священного Синода был возведен в 1-классный общежительный монастырь, и стал единственным первоклассным монастырем Архангельской епархии, не считая Соловецкого.
Распорядок

18.30 – малое повечерие с тремя канонами (в праздничные дни – без канонов),

вечерние молитвы, чин прощения. После вечернего правила очередной чтец читает акафист св. прав. отр. Артемию

(в воскресные дни ему служится молебен с акафистом).
23.00 – общий отход ко сну.

ХРАМЫ

Артемиевский храм

Когда монастырь вернули православной церкви, то службы начали проходить в Артемиевском храме. Поначалу сделали предел во имя святителя Николая чудотворца, и постепенно стали обустраивать главный храм.

В1991 году привезли колокола и подняли их на звонницу.

В этот же день из часовни на Ежемени перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия.

В июле в монастырь были возвращены из Карпогор часы. Их вновь установили над входом в Артемиевскую церковь. Теперь каждые четверть часа раздается мелодичный звон.

Собор

В годы советской власти в нижнем храме располагалась тракторная мастерская. В Успенском же оставались не тронутыми иконостас и роспись на стенах. Все это сохранялось благодаря учительнице Веркольской школы Екатерине Александровне Стручковой. Но в 70-е годы она уехала, и началось разграбление собора.

Первые насельники увидели его без купола, железо с крыши было сорвано, и на ней росли деревья. На стенах плесень. Полы взломаны. Иконостас разграблен полностью. При наместнике отце Иоасафе (Василикиве) закрыли крышу, вставили стекла во все окна. С помощью вертолета установили купол.

Сейчас собор, к сожалению, продолжает разрушаться. Выпадают кирпичи, от висячей галереи ничего не осталось, исчезает настенная роспись. Для восстановления собора нужны огромные средства.

Казанский храм

За годы безбожия здание пришло в ужасное состояние. Первый этаж провалился на нулевой, не осталось ни одного стекла. Отремонтировали нижнюю трапезную, и до сих пор готовят пищу и трапезничают в ней.

Сейчас идет реставрация всего корпуса. Выполнен очень большой объем работ. Полностью заменена крыша. Здание преображается как внутри, так и снаружи. Все надеются, что скоро молитва вновь зазвучит в Казанском храме.

Ильинский храм

Эту церковь построили в 1697 году. Через два столетия ее разобрали за ветхостью, отреставрировали, собрали вновь в несколько ином виде. В годы советской власти окрестные жители в праздник Ильи пророка всегда приходили к храму и молились около него, потому что вход был закрыт. В 1993 году Ильинскую церковь полностью восстановили, застеклили окна, сделали крыльцо, покрыли новым железом крышу. Александр Георгиевич Закатырин отремонтировал большой крест и сделал четыре новых креста поменьше.

Церковь на Ежемени

В годы безбожия здесь был склад для хранения зерна. Но люди никогда не забывали сюда дорогу. В праздник отрока Артемия, 6 июля, приходили и приезжали сюда пинежане со всей округи.

5 августа 1990 года, в праздник обретения мощей отрока Артемия, настоятель архангельского Свято-Ильинского кафедрального собора, протоиерей Владимир Кузив впервые за много лет отслужил около церкви молебен святому угоднику Божию. В самой церкви в то время еще были сусеки для зерна. В этот же день отец Владимир освятил памятник Федору Александровичу Абрамову в Верколе и отслужил панихиду на могиле писателя.

За прошедшие десятилетия церковь сильно обветшала. К счастью, нашлись жертвователи, которые дали средства на реставрацию. Бригада плотников под руководством Ивана Игната заново обшили ее досками, изготовили и установили два новых купола, заменили окна, ставни и двери, набрали полы.

Все паломники, которые приезжают в монастырь, в любое время года, стараются обязательно прийти в церковь, помолиться и прочитать акафист святому отроку.

Есть здесь необычный 4 метровый крест, про который рассказывают, что несколько веков назад он приплыл на реке Пинеге против течения и остановился напротив церкви.

А с колокольни открывается необыкновенная красота пинежской земли, которая всех приводит в восторг. Отсюда хорошо виден монастырь, отстоящий от церкви на три километра.

Часовня святого отрока Артемия

Часовня во имя праведного отрока Артемия стояла в обители на протяжении четырех веков. С 1639 по 1649 годы в ней находились мощи святого отрока. В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году благотворители дали необходимую сумму для ее восстановления. Бригада мастеров под руководством Ивана Игната всего за несколько месяцев сделала новую часовню на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии, Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом.

БОГОСЛУЖЕНИЯ

Первая Божественная литургия после возвращения монастыря Православной церкви, была отслужена 17 ноября 1990 года в Никольском приделе Артемиевского храма. В связи с тем, что наместнику обители отцу Иоасафу – в то время единственному священнику на все Пинежье – приходилось много ездить по всему району, службы в монастыре были не часто. Лишь с 1998 года, при новом наместнике игумене Варнаве (Пермякове) и с прибавлением братии, служба в обители стала ежедневной. С этого же времени оформились в монастыре устав и чин. Каждый день стал совершаться полный круг богослужений. Так продолжается и поныне.

Пока в 2011 году в д. Веркола не открыли свой храм, местные жители по воскресным и праздничным дням приходили на службу в обитель. Их перевозили на монастырской лодке.

В монастыре до 2013 года было три священника. Нагрузка на них ложилась очень большая, ведь помимо обители, им приходилось ездить на службы по всему Пинежскому району, а ведь некоторые деревни и поселки отстоят от монастыря на сто километров.

Вот как, например, священник добирался до Суры – родины святого Иоанна Кронштадтского. Сначала на лодке переезжал в Верколу. Отсюда ехал 50 км по грунтовой дороге на машине до деревни Остров. Снова на лодке переплывал через Пинегу. И дальше на машине до Суры. К тому же там, куда приезжали батюшки, нужно не только отслужить, но еще и выполнить различные требы. В последнее время появились свои священнослужители в пос. Сосновка и с. Сура.

Многие паломники говорят, что службы в Веркольском монастыре особые, благодатные, одухотворенные, помогающие забыть о суете внешнего мира и окунуться в мир духовный.

ПРАЗДНИКИ

Богоявление Господне

На Крещение люди приходят не только из Верколы, но приезжают даже из Архангельска. Так было, например, и в 2009 году. 18 января утром на службу в небольшой Никольский придел было трудно зайти. Солнце ярко светило в окна и будто бы радовалось вместе со всеми. Весь день и вечер посматривали паломники на термометр, до какой отметки опустится ртуть. Она остановилась на 22 градусах, и многие с облегчением вздохнули, значит, можно будет окунуться в Иордане. На ночной службе все причастились Святых Христовых Таин, и крестный ход направился к Пинеге, к тому месту, где традиционно выпиливают Иордань в виде креста. Игумен Иосиф освятил воду в Пинеге и окропил всех крещенской водой. На душе у каждого было светло и радостно. А потом последовала вкусная трапеза, то ли поздний ужин, то ли ранний завтрак.

Когда рассвело, первыми пошли окунаться в Иордань братия. За ними потянулись паломники. И хотя от Иордани до келий нужно было пройти метров 500, это никого не смущало. Целый день шли и приезжали за крещенской водой люди. А для нужд монастыря на лошадке привезли несколько бидонов крещенской воды, чтобы ее хватило до следующего праздника.

Троица

Троица – один из самых любимых праздников у северян. В это время природа оживает, на деревьях только начинают распускаться листья, появляются первые цветы. Поэтому храм после долгой зимы украшенный березками и тюльпанами, выглядит нарядным и праздничным. Для северян Троица – это знак того, что закончились холода и впереди хоть и короткое, но все-таки лето, с его восхитительными белыми ночами.

Праздник святого отрока Артемия

В монастыре три престольных праздника. 6 июля – день памяти Артемия Веркольского. В этот день Господь забрал отрока в Свои небесные обители. 5 августа – праздник обретения мощей святого угодника Божия и 2 ноября – день памяти небесного покровителя святого отрока, — великомученика Артемия.

Больше всего людей приезжает в обитель 6 июля из Москвы и Санкт-Петербурга, Архангельска и Северодвинска, Киева и Минска и, конечно же, из окрестных деревень и поселков.

Весь день паломники украшают Артемиевский храм и часовню на Ежемени. Вокруг икон отрока сплетаются огромные венки из полевых цветов.

И, конечно же, всюду цветы – у раки, у аналоев, на подоконниках. К вечерней службе в храме и часовне все намыто и убрано. Те, кто впервые попадают в Артемиевскую церковь 6 июля, просто ахают от восхищения.

А впервые день памяти святого праведного отрока Артемия с обнесением его мощей вокруг монастырской ограды с разрешения Священного Синода торжественно отметили в 1888 году. На него приехал епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил, крестным ходом пришли священники и пинежане из всех ближайших приходов, неся с собой чудотворные иконы, в том числе, и знаменитый образ Грузинской Божией Матери из Красногорского монастыря. В том году в празднике приняло участие три тысячи человек.

В 1891 году на день памяти праведного Артемия обитель посетили владыка Александр и Кронштадтский протоиерей Иоанн Ильич Сергиев.

Такие празднования в день памяти праведного Артемия продолжались до закрытия обители.

После восстановления монастыря на праздник неоднократно приезжали правящие архиереи – епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон, ныне архиепископ Ростовский и Новочеркасский, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (+ 2010). В 2008 году обитель посетил архиепископ Берлинский и Германский Феофан и 30 человек из храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. Несколько раз в Веркольском монастыре побывал и митрополит Даниил, назначенный на Архангельскую кафедру в 2010 году.

В праздничный день служба начинается с молебна с акафистом праведному отроку Артемию. Божественная литургия в этот день проходит как-то по-особенному празднично и торжественно. Желающих причаститься Святых Христовых Таин бывает так много, что причащают сразу из нескольких чаш.

Каждый год праздник заканчивается крестным ходом к часовне на Ежемени. Несмотря на то, что путь не близок — три километра в одну сторону и столько же обратно, его стараются пройти и стар, и млад, здоровые и больные. Около часовни священники служат молебен с окроплением святой водой. К часовне крестный ход идет сосновым бором, а обратно — цветущим лугом, если лето теплое, то его покрывают ромашки, а если запоздалое – то одуванчики. После возвращения в монастырь, всех приглашают в большую трапезную, где ждет очень вкусный обед.

ЖИЗНЬ МОНАСТЫРЯ

Сейчас в Веркольском монастыре постоянно проживает около 40 насельников. С 2000 года возглавляет обитель архимандрит Иосиф (Волков). Благочинный – иеромонах Венедикт (Меньшиков), в монастыре с 1996 года. Рухольный иеромонах Рафаил (Бурмистров), в монастыре 1993 года. Иеродиакон Лазарь (Ташхождаев), в монастыре с 2000 года. Иеродиакон Матфей (Барков), в монастыре с 2001 года, иеродьякон Николай (Лабутин). Монахи: О. Антоний (Шубин), О. Иннокентий (Коровин), о.Тимофей (Таюрский), о. Петр (Петров), Серафим(Варакин). Постоянное число трудников около 30 — 40 человек. Кто-то живет здесь совсем немного, некоторые по несколько месяцев, есть и такие, которые находятся уже не по одному году. Настоятель подворья в Архангельске игумен Феодосий (Нестеров), в монастыре с 2000 года. Настоятель подворья в Карпогорах архимандрит Иосиф (Волков), в монастыре с 1998 года. На подворьях есть священники из белого духовенства Почти все священнослужители имеют высшее образование и закончили духовную семинарию. Игумен Феодосий и архимандрит Иосиф учатся в Московской духовной академии.

С 2000 года насельники обители вели занятия в Веркольской воскресной школе. Первые ее ученики уже разъехались по большим городам, но и там дорогу в храм они не забывают.

Послушания в обители самые разные. Одно из самых главных – перевоз людей и груза через реку. На машине сюда можно попасть только зимой, когда встанет река и нарастят лед. Во все остальное время – от весеннего ледохода до осеннего ледостава – на лодке.

Хлеб в монастыре пекут свой в огромной печи. Закладывают туда одновременно по 70 форм. Иногда такого количества буханок хватает на неделю, но иногда приходится печь два, а то и три раза. Хлеб очень вкусный, и его с удовольствием едят и братия, и гости.

Молоко в обители тоже свое. Летом коровушек пасут на сочной траве, а на зиму заготовляют сено. Незаменимая помощница в обители – лошадка. На ней и груз с реки возят, и дрова, и сено, и за грибами ездят, а порой и детишек в телеге прокатят. Лошадку здесь все любят и холят, ведь без нее никуда.

До недавнего времени все здания в монастыре отапливались печками. В 2010 году в трапезном корпусе с Казанским храмом провели паровую систему отопления, в 2012 году отопление появилось и в братском корпусе. Сделали кочегарку, которая работает на дровах, поэтому дров нужно очень много, тем более что зимы здесь длинные и суровые. Обновили систему отопления в Артемиевском храме. Установили шесть новых больших теплиц, так что у насельников будет еще больше своих экологически чистых овощей. В 2011 году построили новую баню с прачечной.

Кроме этих послушаний есть, конечно, и другие. Капусты нужно засолить несколько бочек. Зимой снег с дорожек убрать. Молоко переработать. В храме и келиях чистоту навести. Воды привести. Дров нарубить. Еды каждый день на сорок, а летом и гораздо большее число, человек наготовить. Картошки на целый год нарастить, на огороде и в теплицах — овощей и зелени. В общем, всех послушаний и не перечислить.

А в свободное время у каждого есть любимое занятие – одни идут на рыбалку, другие любят почитать, и, наверное, нет в обители человека, который отказался бы от сбора грибов, тем более, что здесь очень много белых и собирать их огромное удовольствие.

В монастыре живет несколько котов, всеобщих любимцев. Каждый день прилетают голуби, воробьи и вороны, чтобы получить свой обед. Среди них появился почти ручной ворон, которого назвали Карлуша, он берет хлеб прямо из рук.

Удивительно благодатная атмосфера царит в Веркольском монастыре. Побывав здесь один раз, люди приезжают снова и снова. Они говорят, что эту обитель и ее небесного покровителя отрока Артемия просто невозможно не любить.

17:00 – 9-й час, вечерня.

18:00 – вечерняя трапеза (проходит, как и другие общие трапезы,

при чтении «Жития святых» или других книг святых отцов).
18:30 – малое повечерие, чин прощения.

После вечернего правила очередной чтец читает акафист св. прав. отр. Артемию

(в воскресные дни ему служится молебен с акафистом).
23:00 – общий отход ко сну.
Богослужение в дни великих праздников и в воскресение (бдения):

17:30 – вечерняя трапеза
18:30 – всенощное бдение.
7:30 – общий подъем.
8:00 – 3-й, 6-й часы.
8:20 – Божественная Литургия.

Свято-Артемиево-Веркольский Мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Архангельская митрополия, Архангельская епархия
Наместник — игумен Иосиф (Волков)

Храмы монастыря:
1.Трапезная церковь Казанской иконы Божией Матери
2.Собор Успения Пресвятой Богородицы
3.Церковь Артемия Веркольского
4.Церковь Илии пророка
5.Часовня Артемия Веркольского
6.Церковь Иверской Иконы Божией Матери
Церковь Артемия Веркольского на Ежемени

Подворья монастыря:
Архангельское подворье
Карпогорское подворье
Сосновское подворье
Веркольское подворье

treba.verk@yandex.ru 8(818)-567-41-30 http://www.verkola.ru Адрес: Архангельская обл. Пинежский р-н, д. Веркола, монастырь.Идет
История:
В глуши Архангельского края, на левом берегу реки Пинеги вот уже четыре столетия высится знаменитый Артемиев Веркольский мужской монастырь.
Монастырь был основан примерно в 1635 году на месте обретения мощей св. Артемия. Первым ктитором и основателем монастыря является воевода Кевролы и Мезени Афанасий Пашков, который основал монастырь в благодарность за исцеление сына, свершившееся у мощей св. Артемия.
В 1649 году царь Алексей Михайлович назначил монастырю жалование, а через год его сестра Ирина Михайловна пожертвовала монастырю богатые дары. Монастырь был богатым и процветающим вплоть до середины XVIII века. В 1764 году, по указу Императрицы Екатерины II, он был переведен за штат и лишен всех земель и угодий.
В 1840-е годы монастырю угрожало закрытие по бедности, и от закрытия его спасло лишь то, что он оказался в числе 340 обителей, которым по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской полагался капитал в пять тысяч рублей.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, родиной которого является с. Сура (в 50 км от Верколы), почитал св. отрока Артемия и часто заезжал в монастырь. На его деньги был воздвигнут Успенский Собор — венец храмов Веркольского монастыря, который по своему масштабу (способен вместить до 1000 человек) и величию мог соперничать с многими великими храмами России.
К концу XIX века Артемиево-Веркольский монастырь удостаивается титула Первоклассного монастыря. По описаниям современников обитель тогда процветала: «Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной». В то время братия монастыря насчитывала около 300 человек.
Но настали смутные времена. После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 30-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.

История обители насчитывает четыре века. Еще больше лет прошло со дня рождения мальчика Артемия, который стал святым и в честь которого назван монастырь. Артемий родился в 1532 году от кротких и благочестивых родителей Козьмы и Апполинарии. В 12-летнем возрасте во время грозы Господь забрал его в Свои небесные обители. Через 33 года были обретены его нетленные мощи, от которых начались многочисленные исцеления, и спустя еще тридцать лет отрока Артемия причислили к лику святых. По молитвам к праведному отроку выздоровел и смертельно больной сын Мезенского и Кеврольского воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий. Так началась монашеская жизнь в Веркольской обители. Богатые пожертвования прислали сюда Государь Алексей Михайлович и его сестра-царица Ирина. Вообще, милостями российских государей и усердием значительного числа людей, обитель в 17 веке была в цветущем положении.

Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. Однако, по милости Божией, мощи святого отрока всегда удавалось спасти от огня. В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела.

В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия.

С середины 18 века в монастыре все начало меняться в худшую сторону. Он был выведен за штат. Много испытаний выпало на его долю. В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители. Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.

В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря. А через два года обитель возглавил иеромонах Феодосий (Орехов). 25 лет он нес здесь послушание. Был возведен в сан игумена, затем архимандрита, отмечен несколькими наградами. Он ввел в обители строгий церковный устав. Многие благотворители стали присылать крупные жертвы и богатые вклады в управление мудрого и доброго настоятеля Веркольского монастыря. И обитель сама стала оказывать помощь нуждающимся. При архимандрите Феодосии воздвигли монастырскую ограду с башнями и очень красивой колокольней, в которой позднее освятили храм во имя Иверской иконы Божией Матери. На их строительство пошло 1 миллион 200 тысяч штук кирпичей, изготовленных на монастырском заводе. Колокольный звон был слышан на 50 верст. При архимандрите Феодосии соорудили также каменный двухэтажный корпус, водопровод и многое другое. На месте преставления праведного отрока Артемия, в деревне Ежемень вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. Позднее ее обратили в храм. Архимандрит Феодосий закончил свой земной путь 5 мая (н.ст.) 1885 года и похоронен около Артемиевского храма.

Большой вклад в развитие монастыря внес и архимандрит Виталий, который был здесь настоятелем 12 лет. При нем воздвигли 2-этажный каменный игуменский корпус. А также грандиозный собор, сооружение которого началось 17 сентября 1891 года. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах — великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. Грандиозная постройка храма была окончена в 1897 году.

14 июня архимандрит Виталий в сослужении Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников при необыкновенно большом стечении народа, торжественно освятил верхний храм в честь Успения Божией Матери. На другой день отец Иоанн в сослужении духовенства освятил нижний храм в честь Рождества Христова.

В 1890 году Веркольский монастырь указом Священного Синода был возведен в 1-классный общежительный монастырь, и стал единственным первоклассным монастырем Архангельской епархии, не считая Соловецкого.

С 1908 по1917 годы Верколькую обитель возглавлял архимадрит Варсонофий (Вихвелин). 3 июля 1910 года он был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением его на должности настоятеля Веркольского монастыря.

В 1907 году было начато строительство 3-этажного трапезного корпуса с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери. Чуть больше двух лет понадобилось для возведения этого великолепного здания, украшенного колонками и другими рельефами.

В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек.

В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь. Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли.

В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов.

В 1990 году обитель передали Русской Православной Церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Настоятелем Веркольской общины стал священник Иоанн Василикив, который через два года принял монашеский постриг с именем Иоасаф и был назначен наместником монастыря. Он приехал сюда 18 октября 1990 года и увидел оскверненные и разграбленные храмы, здания без стекол, кругом огромные кучи мусора. Монастырь восстанавливали всем миром, и жизнь в нем начала постепенно налаживаться.

Артемиевский храм

Когда монастырь вернули православной церкви, то службы начали проходить в Артемиевском храме. Поначалу сделали предел во имя святителя Николая чудотворца, и постепенно стали обустраивать главный храм. В1991 году привезли колокола и подняли их на звонницу. В этот же день из часовни на Ежемени перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия. В июле в монастырь были возвращены из Карпогор часы. Их вновь установили над входом в Артемиевскую церковь. Теперь каждые четверть часа раздается мелодичный звон.

Собор

В годы советской власти в нижнем храме располагалась тракторная мастерская. В Успенском же оставались нетронутыми иконостас и роспись на стенах. Первые насельники увидели его без купола, железо с крыши было сорвано, и на ней росли деревья. На стенах плесень. Полы взломаны. Иконостас разграблен полностью. При наместнике отце Иоасафе (Василикиве) закрыли крышу, вставили стекла во все окна. С помощью вертолета установили купол. Сейчас собор, к сожалению, продолжает разрушаться. Выпадают кирпичи, от висячей галереи ничего не осталось, исчезает настенная роспись. Для восстановления собора нужны огромные средства.

Казанский храм

За годы безбожия здание пришло в ужасное состояние. Первый этаж провалился на нулевой, не осталось ни одного стекла. Отремонтировали нижнюю трапезную, и до сих пор готовят пищу и трапезничают в ней. Сейчас идет реставрация всего корпуса. Выполнен очень большой объем работ. Полностью заменена крыша. Здание преображается как внутри, так и снаружи. Все надеются, что скоро молитва вновь зазвучит в Казанском храме.

Ильинский храм

Эту церковь построили в 1697 году. Через два столетия ее разобрали за ветхостью, отреставрировали, собрали вновь в несколько ином виде. В годы советской власти окрестные жители в праздник Ильи пророка всегда приходили к храму и молились около него, потому что вход был закрыт. В 1993 году Ильинскую церковь полностью восстановили, застеклили окна, сделали крыльцо, покрыли новым железом крышу. Александр Георгиевич Закатырин отремонтировал большой крест и сделал четыре новых креста поменьше.

Церковь на Ежемени

В годы безбожия здесь был склад для хранения зерна. Но люди никогда не забывали сюда дорогу. В праздник отрока Артемия, 6 июля, приходили и приезжали сюда пинежане со всей округи.

5 августа 1990 года, в праздник обретения мощей отрока Артемия, настоятель архангельского Свято-Ильинского кафедрального собора, протоиерей Владимир Кузив впервые за много лет отслужил около церкви молебен святому угоднику Божию. В самой церкви в то время еще были сусеки для зерна. В этот же день отец Владимир освятил памятник Федору Александровичу Абрамову в Верколе и отслужил панихиду на могиле писателя.

За прошедшие десятилетия церковь сильно обветшала. К счастью, нашлись жертвователи, которые дали средства на реставрацию. Бригада плотников под руководством Ивана Игната заново обшили ее досками, изготовили и установили два новых купола, заменили окна, ставни и двери, набрали полы.

Есть здесь необычный 4 метровый крест, про который рассказывают, что несколько веков назад он приплыл на реке Пинеге против течения и остановился напротив церкви.

Часовня святого отрока Артемия

Часовня во имя праведного отрока Артемия стояла в обители на протяжении четырех веков. С 1639 по 1649 годы в ней находились мощи святого отрока. В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году благотворители дали необходимую сумму для ее восстановления. Бригада мастеров под руководством Ивана Игната всего за несколько месяцев сделала новую часовню на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии. Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *