Монастырь кадом

В 1824 году, по завещанию С. М. Богдановой, был передан ее дом с усадьбой и постройками. В 1849 году переименована в женскую общину. Иноческая жизнь организовывалась согласно уставу Саровской пустыни. Первоначально богослужения проходили в Димитриевском храме.
В 1852-1856 годах был построен летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой , который был освящен в 1857 году. Позже, по проекту архитектора Четверикова, к нему были пристроены приделы: с южной стороны, в русско-византийском стиле, во имя Преображения Господня; с северной — во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм со стенными росписями. В южной части возвели колокольню .
В 1858 году была сооружена каменная ограда, затем построен второй и третий храмы. Во второй половине XIX века появились двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки. А в 1868 году монастырь получил новое название, с этого момента он упоминается как Кадомский женский Милостиво-Богородицкий монастырь.
Главной святыней монастыря являлась икона Божией Матери «Милостивая» – образ византийского письма «в сребропозлащенной ризе», украшенной разноцветными каменьями и жемчугом. Другая чтимая икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» была дарована монастырю в 1820 году благотворительницей Феодосией Михайловной Богдановой. Эту икону особенно почитал преподобный старец Серафим Саровский; неоднократно он присылал для нее масло и свечи. В 1870 году при игумении Магдалине для образа была сделана украшенная каменьями серебряная риза.
Еще одной святыней Кадомской обители была сохранившаяся и поныне икона святого великомученика Пантелеимона. На обратной стороне ее находится надпись, свидетельствующая, что образ был написан для Кадомской обители в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон, «по усердию монахинь Виталии и Евфросинии… в благодатную помощь и заступление всем, с верою и усердием прибегающим к св. Пантелеимону и умильно молящимся…»
Весной 1920 года началось целенаправленное разрушение монастыря безбожной властью. Священников, монахинь и детей-сирот (всего около четырехсот человек) выселили. Имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли ценная монастырская библиотека и архив. Были утеряны иконы «Милостивая», «Неувядаемый Цвет», особо почитаемая храмовая Казанская икона из Никиткинской церкви. Уничтожили зимний храм и храм на Никиткинской даче. В других церквях и прочих зданиях монастыря разместились различные хозяйственные предприятия, конторы, учебные заведения.
Возрождение Милостиво-Богородицкого Кадомского монастыря началось по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона в 1997 году.
31 августа 1997 года был освящен северный придел храма иконы Божией Матери «Милостивая» – в честь преподобного Сергия Радонежского. Эта дата считается днем возрождения монастыря.
В 2003 году для Кадомской обители был написан и освящен на Кипре список «Милостивой» (Киккской) иконы Божией Матери. Каждое воскресенье перед Божественной литургией перед этой иконой поется Параклисис с акафистом Божией Матери, совершаемый в монастыре по завету преподобного Серафима Саровского. 24 июля 2004 года в честь преподобного Серафима был освящен южный придел Милостиво-Богородицкого храма, а 24 декабря того же года состоялось освящение главного престола в честь иконы Божией Матери «Милостивая».

Дорогие наши друзья,

мы рады Вас пригласить в паломническую поездку

За духовной поддержкой и советом к чудесному батюшке Афанасию — человеку полному огромной любви!

В этой поездки вы сможете посетить несколько Святых обителей в число которых входит

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский Монастырь.

Царица Небесная явилась монахине Александре в киевском Флоровском монастыре и велела отправиться на север России и посещать все великорусские обители, посвященные Ей. И указала место, на котором обещала основать такую обитель великую Свою, «равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете». Так началась история Серафимо-Дивеевского монастыря, четвертого удела Божией Матери на Земле после Иверии, Афона и Киева.

Укрепляемая глубокой верой в непреложность этого обетования, матушка Александра великими трудами, слезным покаян

Икона Божией Матери «Дивеевская Игумения»

ием, непрестанной молитвой, предстоянием на мысленной Голгофе созидала первую общинку, полагая твердое основание будущей великой обители. Она во всем была руководима Самой Богородицей; несомненно, что только по Ее воле просила молодого иеродиакона Серафима позаботиться о дивеевских сестрах. И впоследствии батюшка Серафим ни одного камушка не положил в обители без благословения Царицы Небесной.

Перелистываем «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Насколько же очевидно Сама Царица Небесная печется о Своей обители. Обещала: «И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу
и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих,
и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных,
с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!» Так и есть на самом деле. Прежде и теперь без больших собственных средств строились и строятся храмы, созидается обитель. До революции проживало в Дивееве 1600 монашествующих. Теперь – в три раза меньше, но среди современных российских монастырей Дивеевский – самый большой по числу насельниц. А посылал-то батюшка Серафим на жительство
в Дивеево только избранных Божией Матерью сестер, как о том свидетельствует «Летопись».

Святыни Монастыря:

Икона Пресвятой Богородицы «Умиление»

1.Икона Божией Матери «Умиление».Работа дивеевских сестер начала ХХ века.
Находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.2.Икона Серафима СаровскогоВ центре Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря, с левой стороны, в резном киоте помещена икона преподобного Серафима Саровского. Это копия с его прижизненного портрета, выполненная на рубеже XIX и XX веков
в иконописной мастерской Дивеевской обители.3.Святые Мощи

В Серафимо-Дивеевском монастыре в мощах почивают преподобный Серафим Саровский, преподобные и блаженные жены Дивеевские,
и многие сестры и паломники ощущают их живое присутствие. Когда мы подходим к святым мощам, словно стирается грань времен. Телом пребывая здесь и подавая нам утешение и помощь, все дивеевские святые духом предстоят пред Престолом Божиим в непрестанных за нас молитвах. Они соединяют земную Церковь с Небесной, свидетельствуют о существовании бессмертной души и вечной жизни. Святые оставляют людям свои мощи как источник радости.

4.Вещи преподобного Серафима Саровского

Сегодня многочисленные паломники Серафимо-Дивеевского монастыря имеют возможность увидеть вещи, принадлжевшие преподобному Серафиму Саровскому. После его кончины они были собраны дивеевскими сестрами
и с благоговением хранились в Преображенском кладбищенском храме, алтарем которого был сруб Дальней пустынки старца. В витринах можно было увидеть мантию, епитрахиль, поручи, суконную мягкую камилавку, деревянные, резанные ножом, нанизанные на ремень, крупные четки работы самого подвижника, которые надевали на бес­новатых, часть

Крестный ход вокруг «Святой Канавке»

завязанных в узелок волос преподобного, кожаную полумантию (от дождя и жара), клобук, шапочку малахай, армяк бурого сукна (носимый осенью и ранней весной), кожаные коты (башмаки), кожа­ные бахилы (сапоги), лапти, кожаные рукавицы (голицы), шубу черного бараньего меха (ее отец Серафим носил в последние годы жизни поверх подрясника из черного сукна), рубаху, чулки, нож, топорик (без топорища), подсвечник, обломки тех камней, на которых молился преподобный.

5.Святая канавка

В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается Святая канавка.»О Канавке говорил мне батюшка, – говорит сестра Ксения Васильевна (монахиня Капитолина), – да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! «Стопочки Царицы Небесной, матушка!»

«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»

5. Дом-музей Блаженной Параскевы Дивеевской

Дом Параскевы-Дивеевской

В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре есть место, где особенно чувствуется благодатная атмосфера Дивеевской старины. Это дом-музей блаженной Параскевы, единственная
из всех пустынька, милостью Божией сохранившаяся
до наших дней.

Милостиво-Богородицкий монастырь расположился в самом сердце Кадома, заняв центральный городской квартал. В своей истории он пережил несколько этапов, на каждом из которых его статус неуклонно повышался. Это происходило до 1920-х годов, когда разразилась катастрофа, и богоборцы попытались уничтожить русское монашество. Но обо всём — по порядку. Кадомская женская обитель возникла в последние годы ХVIII столетия по инициативе благочестивых горожан. В 1793 году несколько девиц из купеческих и мещанских семей решили посвятить себя служению Господу. Они стали жить вместе, соблюдая монастырский устав. Одна из них — Елена Филипповна Рожнова — обратилась к игуменье Рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой прислать в Кадом послушницу Екатерину Варфоломеевну Горскую, чтобы та обучила девиц правилам иноческой жизни. Просьба эта была исполнена, а в сентябре 1795 года вышло официальное постановление: «Устроить келии для женской общины при Димитриевской соборной церкви, на порожнем месте, на котором прежде был воеводский дом». Организацию женской общины поручили Елене Рожновой, которая возвела келью неподалёку от собора, «на воеводском месте», и собрала общину примерно из десяти девиц.

В 1797 году городские власти обратились к епископу Рязанскому и Зарайскому Симону с просьбой разрешить создание женской обители, заявив, что готовы полностью содержать монастырь, а также «престарелых и увечных купеческих и мещанских девиц и вдов». Рязанская духовная консистория приняла половинчатое решение, выпустив 3 июня 1797 года указ о создании богадельни при кадомской соборной Димитриевской церкви. Первой настоятельницей Кадомской женской обители стала Екатерина Варфоломеевна Горская. Дочь сельского пономаря, она поступила послушницей в Рязанский Богоявленский женский монастырь. В 1794 году Екатерину Варфоломеевну перевели в Кадом, вскоре возложив на неё послушание начальницы местного сестричества. Однако душа Горской стремилась в стены родной рязанской обители. Чтобы разрешить свои сомнения, ей потребовался совет духовно зрелого человека. В это время в Саровской пустыни уже подвизался старец Серафим, о которой разносилась молва как о необыкновенном прозорливце. Екатерина Варфоломеевна пришла в Саровскую обитель, чтобы послушать его советы и наставления. Преподобный Серафим благословил её жить в Кадоме и устраивать женскую обитель, сказав при этом, что Царица Небесная поможет ей, а новая обитель прославится в будущем. Сомнения оставили Екатерину Варфоломеевну — с тех пор она постоянно, вплоть до своей смерти в 1840 году, подвизалась в Кадоме. Духовно окормляли кадомских сестёр и другие старцы из Саровской пустыни — игумен Назарий (Кондратьев) и иеромонах Иларион (Здобин), духовник Саровского монастыря.

Сохранилась переписка, которую старцы вели с матушкой Екатериной. Игумен Назарий руководил духовной жизнью сестёр Кадомской богадельни. Он известен тем, что, в своё время вводил в Валаамском монастыре правила иноческого общежития по образцу устава Саровской обители. За несколько недель до смерти отец Назарий благословил матушку Екатерину Варфоломеевну обращаться за советами к его ученику отцу Илариону. Иеромонах Иларион, по утверждению современников, больше других потрудился над устройством монашеской жизни в Кадомской женской общине. Со временем сёстры приобрели участок земли площадью 43 сотки с находящимися на нём строениями и на этом месте построили несколько келий. Уже через три года число сестёр в обители увеличилось до тридцати с лишним человек. Одни насельницы пряли и ткали, другие — красили пряжу и одежду. Некоторые отделывали фольгою образа, шили золотом, занимались шитьём простых одежд и белья, своими неустанными трудами обеспечивая существование общины. Без перерыва, день и ночь, читалась неусыпаемая Псалтирь, с поминовением отошедших в мир иной благодетелей и родственников. Не имея собственной церкви, молились в соборном храме, вместе с мирянами, что конечно же, доставляло монахиням определённые неудобства. Специально для сестёр в 1801 году в Димитриевской соборной церкви был устроен придел во имя великомученицы Екатерины, сохранившийся поныне.

Под духовным руководством саровских старцев сёстры Кадомской богадельни преуспевали в иночестве. Из монастырского синодика видно, что первые из них тайно приняли иноческий постриг и умерли монахинями. Постепенно созревала мысль о создании на месте богадельни полноценного женского монастыря. Однако злой навет городского протоиерея Феоктиста Петрова не дал осуществиться благочестивым планам первой настоятельницы. Екатерину Варфоломеевну Горскую на посту начальницы Кадомской женской общины сменила Акилина Алексеевна Волкова (1786-1858). Матушка Акилина значительно расширила обитель: приобрела несколько участков с домами, выстроила каменный храм в честь Божией Матери «Милостивая» и возвела ещё девять корпусов для сестёр, один из которых — каменный, двухэтажный, крытый железом. Важно, что к этому времени богадельня купила для себя около 400 десятин земли. Очень помогла ей проживавшая рядом с нею поручица Феодосья Михайловна Богданова, в 1820 году прописавшая в завещании сёстрам свой дом с надворными постройками. Эта усадьба понадобилась сестричеству для постройки храма. В 1849 году с разрешения императора Николая I Святейший Синод определил переименовать богадельню в Кадомскую женскую общину. Так был сделан шаг к учреждению в Кадоме женского монастыря. В это время число сестёр в общине достигало ста двадцати пяти человек. Внутренняя её жизнь протекала по-прежнему — по уставу Саровской пустыни, но при этом стали зримо проявляться внешние признаки монастырского уклада. В 1850 году епархиальное начальство разрешило сёстрам носить рясофор, а ещё через год у общины появилась собственная печать.

В 1852 году утверждается проект на постройку каменного храма в честь Милостивой иконы Божией Матери, с двумя пристройками — для больницы и для богадельни. Это посвящение для монастырского храма выбрали потому, что «милостивое соизволение» императора Николая I переименовать богадельню в общину датировалось 12 ноября, то есть днём празднества этой иконы. Уже в 1856 году строительство храма в честь Милостивой иконы Божией Матери завершили — и это, заметим, несмотря на чрезвычайную бедность общины. Одновременно сёстры хлопотали о перестройке зданий в обители и расширений недвижимой собственности, чтобы можно было рассчитывать на получение статуса полноценного монастыря. Появились благотворители, благодаря которым удалось приобрести около 500 десятин земли и леса, а также построить двухэтажный каменный корпус для сестёр и возвести каменную ограду вокруг обители. Третьей настоятельницей Кадомской женской обители стала игуменья Магдалина (в миру Мария Петровна Машкова), родом из дворян Тамбовской губернии. В 1858 году сёстры общим голосованием избрали её своей начальницей. Матушка Магдалина открыла в 1868 году в стенах монастыря женское училище для девочек-сирот из семей священнослужителей, а вскоре, 18 мая 1868 года, Кадомская женская община была преобразована в общежительный Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь. Открытие монастыря состоялось 17 августа того же года.

С каждым годом улучшались условия жизни, во владении монастыря находилось до 570 десятин земли. Количество сестёр достигало в последней четверти ХIХ века двухсот человек. В монастырском училище обучались уже двадцать пять девочек. Тринадцать из них — «вольноприходящие», из разных сословий, а остальные двенадцать — сироты, жившие в здании училища на полном монастырском обеспечении. В дальнейшем, до 1920 года, монастырём управляли ещё три настоятельницы: матушка Агния, Филарета и Рафаила. Стараниями этих игумений было создано Аниковское монастырское поместье, расположенное в 4 км от Кадома; организовано Беловское подворье с огородом, расположенное в 3 км от Кадома; построены второй каменный двухэтажный жилой корпус и ещё один каменный храм. Перед Первой мировой войной обитель располагала собственной библиотекой и обширным архивом, владела 622 десятинами земли. Насельниц насчитывалось около трёхсот шестидесяти.

Весной 1920 года Кадомский женский монастырь был закрыт и разорён, его святыни — осквернены или уничтожены богоборческой властью. Монахинь изгнали с монастырской территории, а в зданиях обители разместились различные лавки, предприятия, конторы, учебные заведения. В храме в честь иконы Божией Матери «Милостивая» устроили зернохранилище: в святом месте застучали веялки, загромыхали телеги с зерном, раздалась пьяная ругань грузчиков. Позже власти едва не устроили в церкви свиноферму, но передумали, остановившись на техникуме. В 1930-х годах церковь обезглавили, лишив её куполов и сбросив колокола. Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» превратили в склад райпотребсоюза. Теперь он стоит обветшавший, с прохудившейся крышей и ободранными стенами, а на его стенах и сводах проглядывают сквозь копоть чудесные лики святых. Третий монастырский храм, деревянный, и вовсе был снесён с лица земли.

Только через семьдесят с лишним лет, в 1997 году, вновь пришли сюда монахини, задавшиеся целью возродить Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь. С осени 2005 года обителью управляет молодая монахиня Евгения (в миру — Мария Валентиновна Свиридовская). Она была принята в сестричество в июне 2005 года, а уже через четыре месяца архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил пострижение послушницы в рясофор и назначил её настоятельницей обители. К 2007 году стараниями настоятельницы выполнен капитальный ремонт корпуса для проживания насельниц и паломников. Отремонтирована часть храма, построена теплица, баня и гараж, строится монастырское подворье. Большой вклад в возрождение монастыря внёс его духовник архимандрит Афанасий (Культинов). Отец Афанасий — личность незаурядная и широко известная в православном мире, к нему за советом ежедневно приезжают сотни людей со всех концов страны. Батюшка говорит: «Есть предание, что здесь преподобному Серафиму явилась Матерь Божия и благословила Кадом. И в наши дни Царица Небесная помогает нам. Обетований о том, что монастырь будет возрастать, много. Если кадомская обитель возродится духовно, то возродится и сам Кадом…».

Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №100, ООО «Де Агостини», 2010

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *