Монастырь Киев

В настоящее время на коронавирус проверяют еще 32 служителя Киево-Печерской лавры: у них медики взяли образцы на ПЦР-тесты, результаты тестирования должны быть к концу дня, сообщил мэр Киева Виталий Кличко.

«В Киево-Печерской лавре, которую закрыли на карантин, продолжаются противоэпидемические мероприятия. Также медики контролируют состояние больных с легкой формой вируса, которые лечатся на самоизоляции на территории лавры. Всех служителей осматривают ежедневно. При необходимости — госпитализируют. Вчера отобрали еще 32 образца на тестирование и отправили в лабораторию. Результаты тестов должны быть сегодня», — сказал Кличко в четверг в ходе онлайн-брифинга.

Мэр также сообщил, что есть случаи заболеваний и в Ионинском монастыре.

«Там сегодня работают санитарные врачи. Мы рассматриваем вопрос закрытия его на карантин», — подчеркнул Кличко.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь — мужской монастырь Киевской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата), расположенный в Киеве на Зверинце.

Теги: #киев #кличко #церковь #коронавирусВерсия для печати 17 березня 2015 | Юлия Коминко | Інтерв’ю

Это неровное очертание на кузовах автомобилей узнаваемо и популярно. На любом авторынке теперь можно найти китайские наклейки с православным крестом. Но мало кто знает, что ставшее уже международным, это изображение родом из киевских подземелий, а возрастом — из домонгольской эпохи… Называется оно «Зверинецкий» крест — по названию пещер, в которых много лет назад его впервые увидели монахи из Киевского Троицкого Ионинского монастыря.

Как древний крест попал на современные средства передвижения, рассказывает наместник Ионинского монастыря в Киеве епископ Иона (Черепанов). Именно он служил первую Литургию в подземном храме после десятилетий запустения.

Монастырь на Зверинцé — древний, но неизвестный

Зверинéцкий монастырь в Киеве — это обитель, существование которой не нашло отражения ни в одной из дошедших до нас летописей. О нём узнали только в начале ХХ века, когда во время оползня открылся вход в древние пещеры. Исследователи обнаружили погребальные ниши, жилые кельи и, самое главное, — церковь, которая сохранилась в неизмененном виде с домонгольских времен.

С того же периода берёт свое название и местность — Зверинéц: здесь располагался загородный княжеский дворец, при котором содержались звери для охоты.

На стене у жертвенника в подземном храме были найдены восемь имён. Надпись гласила: «игумени Зверинстии». Из этого, собственно, и стало понятно, что речь шла об отдельном Зверинецком монастыре. Также было очевидно, что обитель просуществовала достаточно долго: раз сменилось восемь игуменов, которых, как мы знаем, избирали пожизненно, следовательно, монастырь действовал довольно длительный срок.

Над жертвенником и над престолом подземной церкви сохранились, причем достаточно хорошо, изображения крестов. Крест четырехконечный с символической Голгофой и надписью «Иисус Христос Ника», что значит «Иисус Христос – Победитель» (Господь победил смерть и диавола).

Зверинецкий крест выходит на поверхность

В середине 1990-х в древней пещерной церкви силами нашей Ионинской братии возобновились богослужения.

В то время я обратил внимание, что на многих греческих книгах, изданных в монастырях, присутствуют логотипы этих обителей. Сделаны они были на основе сохранившихся артефактов – изображений креста или каких-либо характерных надписей.

У меня возникла идея разработать подобный логотип для нашего Ионинского монастыря. И поскольку Зверинецкие пещеры на то время были закреплены за нами, я сфотографировал крест в пещерах и попросил нашу прихожанку, художника, сделать графическое изображение. Оно, собственно, и легло в основу логотипа, который мы стали активно использовать на официальных документах и монастырских изданиях.

Как появились на машинах «пляшущие человечки»

Параллельно, в середине 1990-х в Киеве на машинах стали появляться наклейки в форме рыбки. Рыба – это древний христианский символ, потому что греческое слово «ихтис» (рыба) сокращенно обозначает «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». В настоящее время знак рыбы используется в основном протестантами, которые не почитают креста Христова. Возможно, что и наклейки в форме рыбки как раз были на машинах, принадлежавших членам той или иной протестантской общины.

Появилась мысль: почему бы подобное не сделать нам, православным? Я обратился в фирму, которая занималась наружной рекламой, дал им изображение Зверинецкого креста, по которому они и сделали наклейку.

Мы разместили эти наклейки на монастырских автомобилях. Интересной была реакция охранников ботанического сада, на территории которого расположен наш монастырь. Они с недоумением рассматривали кресты и спрашивали: «что это у вас за пляшущие человечки на машинах?» Крест ведь изображен на неровной глинистой почве и имеет нечёткие формы. Мы же воспроизвели его строго по контурам — так и получились «пляшущие человечки».

Половина Киева ездила на «монастырских» машинах

Примечательно, что наклейки со Зверинецким крестом буквально сразу получили широкое распространение. Прихожане нашего монастыря стали активно использовать их на своих автомобилях, рассказали друзьям и знакомым, и затем люди стали специально приезжать, чтобы приобрести себе на автомобиль такую наклейку. Машин со Зверинецким крестом по Киеву стало ездить множество.

С этим, кстати, связана одна забавная история. Как-то один из наших братий пригнал монастырскую машину на мойку, а мойщик ему говорит: «Что это у вас такая простенькая машина? Вон, водители ваши пригоняют помыть и Мерседесы, и Ауди». Человек подумал, что все транспортные средства, на которых есть наклейки с изображением креста, принадлежат монастырю…

С «пиратскими» изображениями не боремся

Со временем в Киеве стали появляться пиратские изображения нашего креста. Естественно, мы с этим никоим образом не боремся. Во-первых, бесполезно, а во-вторых, — слава Богу, что люди имеют желание и стремление поместить на свою машину не какую-то антихристианскую символику, а символ креста Христова.

В настоящее время в Киеве и других украинских городах наклейки со Зверинецким крестом очень распространены. Сравнительно недавно появились они и в России.

Кстати, я обратил внимание, что наклейки на машинах бывают более-менее нейтральные, однако встречаются и откровенно кощунственные. Например, на многих автомобилях к логотипу наклеиваются рожки, хвостик и рука с трезубцем. Для меня удивительно, что люди сознательно наносят демоническую маркировку на средство, на котором не просто передвигаются из точки А в точку Б, но которому доверяют свою жизнь.

Поэтому, говоря о «пиратских» изображениях Зверинецкого креста — чем больше будет изображений крестного знамени, думаю, тем лучше.

Пусть машина «носит» крест

Многие наклеивают крест на кузов, но при этом не освящают машину. Возможно, не все технически могут осуществить освящение, а многим это даже не приходит в голову. Значительно проще купить на рынке наклейку и прилепить её на багажник, чем договариваться со священником, подгонять машину к храму и совершать «какие-то» ритуалы…

На мой взгляд, если автомобиль «носит» крест, это уже хорошо. Важно, чтобы и самая главная деталь – «прокладка между рулем и сиденьем» — соответствовала тому символу, который на кузове изображен. Ведь если на машине крест, значит, в ней едет христианин. А если человек христианин, он должен соответствовать этому званию, в том числе, и в своих поступках на дороге.

Фото епископа Ионы (Черепанова)

В 1881 году великая княгиня Александра Петровна, будучи изгнанной из дома своим супругом, покинула Петербург и поселилась в Киеве, где приступила к осуществлению своей мысли создания монашеской общины. Последняя задумывалась ею не только как женский монастырь, но и как лечебное учреждение для бедных, в котором роль младшего медицинского персонала выполняли бы монахини и послушницы монастыря. Великой княгине удалось реализовать задуманное, пожертвовав новому монастырю все свои средства (часть средств пожертвовала также её семья). В течение примерно 20 лет (1889—1911) на территории монастыря было построено около 30 зданий — церкви, церковно-приходская школа с общежитием, корпуса для сестёр, золотошвейные и иконописные мастерские, гостиница. В том числе были построены и лечебные учреждения — бесплатная больница с терапевтическим и хирургическим отделениями, приют для слепых и немощных, амбулатория, аптека с бесплатным отпуском лекарств. Главным врачом монастырской больницы был назначен Николай Викторович Соломка, который стал главным помощником великой княгини Александры Петровны, активно оснащая больницы монастыря современным оборудованием, достаточно сказать что первый рентгеновский аппарат в Киеве (и в России) появился именно в монастырской больнице. За первое десятилетие работы (1893—1903 годы) больницей воспользовалось 5020 больных, бесплатно выдано более пяти миллионов лекарств, в хирургическом отделении сделано 2298 операций. Зачастую великая княгиня сама ассистировала хирургам при операциях. В конце XIX века на средства царской семьи были построены новые корпуса терапевтической больницы и поликлиники, после чего количество принимаемых больных выросло до 500 человек в день. Великая княгиня Александра Петровна скончалась в монастыре 13 апреля 1900 года, но осуществление её планов продолжилось и после её смерти.

Проектированием и строительством монастыря занимался Владимир Николаевич Николаев (1847—1911), епархиальный архитектор Киева (позже архитектор Киево-Печерской лавры). Покровская церковь и величественный Никольский собор, эскизный проект которого был составлен сыном великой княгини Петром Николаевичем, были построены Николаевым в псевдорусском стиле. Закладка Никольского собора состоялась 21 августа 1896 года. Первый камень в основания собора заложил император Николай II, второй — императрица Александра Фёдоровна, третий — великая княгиня Александра Петровна. Строительство собора продолжалось 15 лет. 9 мая 1911 года епископ Чигиринский Павел (Преображенский) освятил главный его престол. В настоящее время Никольский собор имеет два этажа и шесть престолов.

В 1925 году монастырь был закрыт; вновь открыт после занятия Киева германскими войсками, осенью 1941 года — по ходатайству монахини Епистимии (Самойленко) и при содействии проживавшего тогда в Киеве архиепископаАнтония (Абашидзе). В монастыре устроил временную резиденцию прибывший в Киев 18 декабря 1941 года на правах епархиального архиерея епископ Львовский Пантелеимон (Рудык). В 1943 году, при приближении фронта к Киеву, сёстры монастыря отказались от эвакуации и 40 дней провели на осадном положении в нижнем храме Никольского собора.

Изучая храмы Белгородской области, нельзя пройти мимо древнего памятника культуры, который находится в Валуйском районе. Речь идет о монастыре Игнатия Богоносца. Он обустроен в меловой горе за рекой Оскол, примерно в 1 км от Успенского Николаевского монастыря. Храм представляет собой сеть пещер протяженностью свыше 600 метров. Их высота достигает 3 метров, а ширина 89 сантиметров.

Исторических сведений о монастыре, подтвержденных документально, очень мало. Некоторые исследователи предполагают, что храм Игнатия Богоносца был основан в VI–VII веках. Впервые он упоминается в царском указе 1613 года, повелевающем создать святую обитель. Также есть более поздние документы, датированные 1897 годом, в которых говорится о проведении восстановительных работ в нескольких подземных галереях. Наиболее опасные участки были усилены, а щели и трещины заделаны.

В 1913 году пещерный монастырь Игнатия Богоносца реконструировали. Однако с приходом советской власти отношение к религии изменилось, его разграбили. Через несколько десятилетий входы в храм взорвали боеприпасами времен ВОВ, обнаруженными на территории Валуйского района.

Возрождение монастыря началось в 2005 году. На протяжении двух лет проводились восстановительные работы в пещерах, облагораживалась территория около монастыря. Также была возведена деревянная церковь, уничтоженная в 20-х годах прошлого столетия.

Официальное открытие пещерного храма состоялось осенью 2007 года.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *