Монастырь Кипр

Христианство пришло на Кипр в 45 году нашей эры, когда апостолы Варнава, Марк и Павел совершали миссионерское путешествие по острову. Римский проконсул Сергий Павел проникся проповедью апостолов, и на долю Кипра выпало стать первой христианской Римской провинцией.

Начавшаяся тогда история Кипрской Церкви прошла через множество этапов, память о которых хранят монастыри и святые места Кипра, до сих пор привлекающие множество паломников и туристов со всего мира. В данный момент на острове расположены 12 мужских и 19 женских действующих монастырей.

Монастырь Святого Неофита (Неофита Затворника)

Монастырь Святого Неофита — ставропигиальный, то есть независимый от местной епархиальной власти и подчиняющийся исключительно патриарху. Этот мужской монастырь расположен недалеко от деревни Тала, немного западнее Пафоса, на высоте 412 метров над уровнем моря.

В начале XII века монах Неофит обустроил на месте будущего монастыря пещеру для собственного затворничества (оборудованная внутри скалы келья сохранилась до сих пор). Здесь монах провёл в одиночестве 11 лет, а 1170 году его жилище начало постепенно преобразовываться в скит, и, позднее, — в монастырь, для которого в 1187 году Неофит написал первый устав. Однако, монастырская жизнь показалась Неофиту слишком бурной, и 1197 году он выкопал над скитом новую келью — «Новый Сион», а учеников стал навещать лишь один раз в неделю. После кончины Неофита Затворника насельники монастыря продолжали обустраивать монастырь и заниматься сельским хозяйством.

Главный храм монастыря был построен в начале XVI века. Сейчас в нем можно полюбоваться на резной иконостас и прикоснуться к мощам Неофита, найденным на территории монастыря в 1756 году, а в древней келье сохранились фрески, созданные ещё при жизни основателя монастыря.

На территории монастыря расположен также музей, в котором представлены рукописи Неофита, иконы разных веков, античная керамика, книги и многое другое. На одном этаже с музеем размещены гостевые комнаты.

Добраться до монастыря можно на рейсовом автобусе из Пафоса. Вход в пещеру (скит) Неофита Затворника платный, на территорию современного монастыря — свободный.

Монастырь Святого Креста (Ставровуни)

Монастырь Святого Креста (Ставровуни), один из старейших на Кипре, был основан в 327 году по приказу Римской императрицы Елены, которая активно участвовала в распространении христианства на острове. Главная святыня монастыря — крест благоразумного разбойника со вложенной в него частицей Животворящего Креста. По преданию, Елена причалила к острову на обратном пути из Иерусалима, где она, повинуясь видению, нашла Животворящий крест, а также кипарисовые кресты разбойников, казнённых вместе с Иисусом. Наутро один из кипарисовых крестов воспарил над Олимпом: именно в этом месте было решено построить монастырь, для которого Елена пожертвовала частицу Животворящего Креста и один из гвоздей, которым было пронзено тело Христа.

В 1426 году монастырь пострадал от атаки Египетской армии, а затем находился во власти католиков вплоть до того момента, когда остров захватили турки. Время от времени в монастыре останавливались затворники, однако полноценное восстановление этого места началось лишь в 1888 году, после крупного пожара.

Водопровод и электричество появились в монастыре лишь в конце XX века. В настоящий момент здесь можно увидеть восстановленные фрески, а также кипарисовый крест в серебряном окладе, содержащий частицу Животворящего Креста. Монастырь занимается производством ладана; кроме того, на его территории работают иконописные мастерские.

Добраться до монастыря можно по скоростной дороге из Лимассола в Никосию (ехать по ней нужно до указателя на Ставровуни). Женщин в монастырь не пускают, а с правилами посещения для мужчин лучше ознакомиться заранее.

Монастырь Хрисороятисса

Мужской монастырь Хрисороятисса расположен в горах Троодос, на высоте 700 метров над уровнем моря. Как гласит легенда, основатель монастыря, отшельник Игнатий, обнаружил икону Богородицы на берегу Средиземного моря и принял решение построить в честь этой иконы церковь в горах.

Главный храм обители и другие современные монастырские постройки относятся к 1760-70 годам.

В 1820-х годах, во время греческой войны за независимость, в монастыре укрывались восставшие, за что настоятель Иоаким был арестован Османскими властями и впоследствии казнён. После пожара 1967 года, разрушившего большую часть монастыря, здания были восстановлены. Однако, в наши дни в монастыре живёт только настоятель.

В монастырском музее, открытом для посещения, можно увидеть собрание икон, а также богослужебную утварь и облачение XVII-XX веков, рукописи, расписные пасхальные яйца и другие древние реликвии. Кроме того, здесь демонстрируется частная коллекция картин игумена Дионисия (настоятеля монастыря), а спустившись в погреба можно увидеть оборудование для изготовления вина, произведённое в середине XVII века. Винодельня рядом с монастырем работает и сейчас: посетителям предлагают местное вино, мёд и сувениры.

Монастырь Киккос

Монастырь Киккос, расположенный в горах Троодос, на высоте более тысячи метров над уровнем моря, — одна из самых известных православных святынь Кипра, а также самый богатый монастырь на острове. Киккская икона Божией Матери, авторство которой приписывают апостолу Луке, считается чудодейственной и привлекает тысячи паломников.

Монастырь был основан приблизительно в конце XI века императорским указом Алексея Комнина. Изначально деревянные постройки несколько раз горели: полностью каменным монастырь стал в 1541 году, а колокольню достроили лишь в 1882 году.

Многочисленные строения, из которых состоит монастырский комплекс, относятся к разным эпохам, а мозаики и фрески внутри построек были созданы в конце XX века художниками из разных стран.

Ещё одна важная дата в истории монастыря — 1926 год, когда своё церковное восхождение здесь начал Макарий, впоследствии первый президент Кипра. Могила Макария находится в 2 километрах от монастыря и обычно становится ещё одни обязательным пунктом назначения для паломников и туристов.

В Исследовательском центре Киккского монастыря, учреждённом в 1986 году, находятся библиотека и архив. В экспозиции монастырского Музея, который открыт для посетителей ежедневно с 1992 года, представлены произведения христианского искусства: иконы, вышивки, рукописи, облачения и многое другое; в залах играет византийская музыка (вход в музей платный).

Монастырь Махерас

Ставропигиальный мужской монастырь Махерас, посвященный Богородице, расположен в 50 километрах от Никосии. Название монастыря (и иконы, на месте обнаружения которой он был возведён) происходит от греческого слова «нож»: согласно легенде, именно ножом расчищали себе дорогу святые Неофит и Игнатий, обнаружившие спрятанную в зарослях икону в 1145 году.

В конце XIV века в монастыре пытались скрыться от чумы король Кипра Яков I и его жена Элоиза.

В центре монастыря находится трёхнефовая церковь, внутри которой можно увидеть фрески и, конечно, икону Богоматери. Кельи и другие монастырские строения расположены вокруг церкви и выдержаны в византийском стиле. Несколько десятков монахов, которые в настоящее время проживают в монастыре, занимаются сельским хозяйством.

Рядом с монастырем расположен музей, посвященный народному герою Григориосу Авксентиу, который прятался в одной из пещер во время сражений за независимость от Британии и был убит.

Монастырь Святого Георгия Аламану

Женский монастырь Святого Георгия Аламану находится недалеко от Лимассола. Монастырь, изначально мужской, был основан немецкими отшельниками, пришедшими из Палестины, приблизительно в XII веке и получил своё название в честь одного из монахов («Аламану» переводится с греческого как «германский»).

Во времена Средневековья монастырь был заброшен, а в конце XIX века иеромонах Паисий возвёл на его месте новый храм и монашеские кельи. В 1949 году в монастырь переехали монахини из обители Святого Антония в Деринии, и он стал женским. Со временем монахини возвели на территории монастыря новый храм и церковь.

В наше время монахини, населяющие монастырь, занимаются садоводством (на территории монастыря растёт множество цветов), пчеловодством, рукоделием, а также пишут иконы. Мёд и другие натуральные продукты, произведённые в монастыре, можно купить тут же в небольшом магазинчике. Кроме того, посетители монастыря могут набрать здесь святой воды в действующем источнике. Через монастырь пролегает дорога к чистому и пустынному пляжу под названием «Белые камни» — одному из самых живописных мест в округе.

Монастырь Тродитисса

Монастырь Тродитисса — ещё один мужской православный монастырь Кипра, находящийся на высоте около полутора тысяч метров над уровнем моря в горах Троодос, недалеко от деревни под названием Платрес. Легенда гласит, что примерно в 1250 году Богородица явилась двум отшельникам и указала им, где следует построить монастырь, что они и сделали. Монастырь несколько раз страдал от пожаров и был перестроен. Современные постройки относят к концу XIX века.

Главные святыни монастыря, посмотреть на которые приезжают сюда паломники, — это чудотворная икона Божией Матери «Троодитисса», написанная, как считается, самим Лукой, и чудотворный кожаный Пояс Пресвятой Богородицы, инкрустированный серебром и золотом, который, по преданию, способен излечить женщину от бесплодия.

При монастыре работает издательство, выпускающее книги о современном православии, которые продаются тут же в небольшом магазинчике.

Официально монастырь закрыт для широкой публики и принимает только верующих и паломников.

Монастырь Святого Николая Кошатника

Монастырь Святого Николая, расположенный в 10 километрах от Лимассола, — самый почитаемый кошками монастырь на Кипре. Эти животные были завезены сюда по морю по приказу царицы Елены, основавшей монастырь в 327 году, для того, чтобы очистить местность от ядовитых змей — кошки прекрасно справились с этой задачей и, с тех самых пор, пользуются любовью киприотов.

В средние века монастырь был заброшен, а 1983 году его двери вновь открылись после реставрации.

По сей день жизнь нескольким монахиням скрашивают около сотни кошек, которые получают здесь прекрасный уход, а в день праздника Святого Николая (покровителя рыбаков, именем которого назван монастырь), по сложившейся давным-давно традиции, — ещё и весь улов, который удалось добыть местным рыбакам.

Сестры, живущие в обители, занимаются садоводством, поэтому во дворе монастыря растёт множество цветов. В оливковой роще, расположенной при монастыре, трудятся наемные рабочие, а оливковое масло, изготовленное из собранного урожая, можно купить у монахинь в магазине при монастыре вместе с другими продуктами и изделиями ручной работы.

Монастырь Святого Креста (д. Омодос)

Монастырь Святого Креста в горной деревне Омодос — это объект культурного и исторического наследия острова, на территории которого сейчас нет действующей обители. Главный храм монастыря, построенный в 210 году и перестроенный впоследствии, функционирует как приходская церковь. Считается, что царица Елена передала монастырю несколько святынь, которые хранятся тут и по сей день. Среди них — часть Животворящего Креста и фрагмент Уз Христовых (часть верёвки, которой был привязан к кресту Христос), мощи святителя Николая Чудотворца и святого апостола Филиппа.

В XVI веке монастырь был разграблен турками, а в начале 1800-х перестроен по приказу Епископа Хрисанфа. Свой нынешний вид монастырская церковь приняла в середине XVIII века, в создании росписей участвовали художники из Российской Империи.

Несмотря на то, что монастырь последние годы не является действующим, все сохранившиеся постройки охраняются, а поток паломников, стремящихся увидеть святыни, не ослабевает.

Монастырь Божией Матери Трикуккя

Монастырь Божией Матери Трикуккя — один из женских монастырей Троодоса, который славится своим гостеприимством. Монастырь, расположенный в двух километрах от высокогорной деревни Продромос, был построен в XII веке и несколько раз перестраивался с тех пор.

Главные святыни монастыря — чудотворный образ Божией Матери, который, как считается, защищает молящихся от стихийных бедствий, а также икона Серафима Саровского.

Монахини-подвижницы, живущие в монастыре, угощают паломников и гостей чаем с хлебом и джемом, который они самостоятельно изготавливают из местных продуктов.

Монастырь Святого Ираклидия

Женский православный монастырь Святого Ираклидия расположен в 20 километрах от Никосии, близ селения Политико. Саркофаг священномученика Ираклидия, а также икона Святого, которой приписывают чудодейственные свойства, хранятся на территории монастыря. Кроме того, здесь хранится частичка мощей апостола Варнавы.

Женским монастырь стал в начале XII века. В последующие века он несколько раз был разрушен в результате нападений и стихийных бедствий, однако, древние иконы остались в сохранности. С середины XIX по середину XX века монастырь функционировал как обычный приход, но в1962 году архиепископ Макариос III дал своё благословение на возрождение монастыря. С тех пор здесь был построен из камня новый храм в честь Иоанна Предтечи. Также на территории монастыря расположены кладбище, колокольня и тихий монастырский сад.

Послушницы монастыря посвящают много времени иконописи, а также занимаются вышивкой, пчеловодством и приготовлением восточных сладостей, которыми можно угоститься здесь же.

Монастырь Айя-Напа

Монастырь Айя-Напа, современное здание которого было построено в XIV веке, находится на популярном Кипрском курорте, в километре от побережья, и привлекает внимание не только паломников, но и многочисленных туристов. Монастырь построен в не вполне типичном для Кипра стиле Итальянского Ренессанса; его название переводится как «Святой лес» и происходит от названия иконы Панагии Напы («Всесвятой Леса»), найденной в этой местности.

В наши дни монастырь представляет из себя музей, а исповедоваться и причаститься можно в новом храме, построенном поблизости; в часовне, расположенной непосредственно на территории монастыря, можно увидеть древние иконы и поставить свечку.

Сейчас в монастыре регулярно проводятся церковные собрания, конференции и фестивали.
Вход свободный.

Монастырь Святого Мины

Монастырь Святого Мины был возведён неподалёку от деревни Вавла во время правления династии Лузиньянов (XV век). Изначально монастырь был построен как мужской, а на его территории располагались мастерские и маслобойня.

В XVIII веке монастырь был заброшен вплоть до середины XX века, когда здесь появилась женская обитель.

Главная святыня монастыря, расположенная в правой части иконостаса, — икона Святого Минаса (в честь которого и назван монастырь) авторства знаменитого иконописца Филарета. Паломники стекаются в монастырь, чтобы помолиться о материальных благах, а те прихожане, которым действительно удалось немного разбогатеть, оставляют рядом с иконой цепочки из золота и другие драгоценности. Кроме того, считается, что образ Святого Мины возвращает утраченное здоровье.

В монастырской лавке можно приобрести мёд, варенье и сладости, изготовленные монахинями.

Монастырь св. Феклы

Монастырь Святой Феклы, как и несколько других монастырей Кипра, был основан в IV веке царицей Еленой, которая совершила весьма плодотворную остановку на острове по дороге из Иерусалима в Константинополь.

В конце XVIII века в монастыре была построена однонефная базилика, а также монастырские корпуса, в которых жили монахи.

Во время турецкого владычества монастырь был заброшен, а во второй половине XIX века из него сделали школу, в которой обучались местные дети.

Во второй половине XX века монастырь возродился в качестве женского. Рядом с входом в монастырь расположен источник со святой водой, а у входа в церковь можно увидеть фотографии детей, исцеленных, как считается, целебной глиной, источник с которой находится тут же.

Монастырь открыт для посещения ежедневно.

Монастырь Святого Иоанна Лампадиста

Монастырь Святого Иоанна Лампадиста был построен в XI веке. Монастырь находится в деревне Калопанайотис, в центральной части горного хребта Троодос. После основания монастырь был освящен в честь Святого Ираклидия, проводника апостолов Варнавы и Павла во время их паломничества, но впоследствии его переименовали в честь Святого Иоанна, который, по легенде, был отравлен родителями своей невесты за то, что хотел стать монахом, а не жениться. Ослепший Иоанн провёл свои последние годы в монастыре Святого Ираклидия и умер в 22 года. После смерти он стал известен среди местного населения как чудотворец, и монастырь начал носить его имя.

Сейчас на территории монастыря расположены три церкви, соединённые арочной галереей: первая была построена при основании монастыря в XI веке, вторую возвели в честь Святого Иоанна (в ней выставлены мощи Святого, приносящие здоровье верующим), а третью, Латинскую часовню с фресками в итало-флорентийском стиле, достроили в XV веке.

В наше время на территории музея работает музей византийских икон. Комплекс монастыря включен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Панагия ту Синти

Монастырь Панагия ту Синти был построен в XIII веке на пересечении рек Ксерос-Потамос и Синти. Монахи, жившие в монастыре вплоть до конца XVI века, занимались сельским хозяйством и изготавливали оливковое масло. В период Венецианского владычества монастырь был перестроен и сильно изменён, а турки-османы хотели построить на его территории мечеть.

Впоследствии монастырь был возвращён христианам и процветал вплоть до начала XX века, а затем постепенно пришёл в запустение.

Осенью 1966 года монастырь, частично превратившийся в развалины, был объявлен памятником древности; со временем, здесь начались работы по восстановлению и реставрации зданий и внутреннего убранства.

В наши дни монастырская церковь полностью восстановлена, и в ней иногда проходят службы, крещения и другие православные обряды.

В самую жаркую и сухую погоду, водопады в горной системе Троодоса даруют путешественникам желанную прохладу. Они окружены величественными скалами и непривычной для летнего Кипра яркой и сочной зеленью.

Наиболее популярные водопады на Кипре – Каледония, Меса Потамос, Милломерис и Хантара. Поход к любому из них позволит наиболее полно узнать природу горного Кипра. Появится возможность увидеть характерные для этой местности эндемичные растения и животных в их естественной среде обитания.

Каледония

Существует версия, что так водопад Каледония на Кипре оказался назван одним шотландцем, обнаружившим, насколько местность вокруг напоминает его родину, тогда называемую Каледонией. Несмотря на то, что это не самый высокий водопад, его считают наиболее интересным. По пешеходной тропе к нему в течение года поднимаются десятки тысяч туристов.

Находится Каледония на реке Криос Потамос, название которой переводится как «Холодная река», немного севернее деревни Пано Платрес. Его высота 13 м. Водопад относится к Национальному парку Троодос. Тропа проходит рядом с руслом реки, причем ее даже пересекает. И хотя Криос Потамос невозможно назвать глубокой рекой, о соответствующей обуви путешественникам все же необходимо позаботиться заранее.

Неподалеку, в сосновом лесу, можно увидеть высокие столетние деревья, колючий можжевельник, растущий на небольших холмиках. А также символ Кипра – золотистый дуб и необычное, для туристов из России, земляничное дерево, которое считается отличным медоносом. Интересно, что шиповник и барбарис в этих местах чуть выше колена. Среди многочисленных кустарников и других растений можно встретить таблички со сведениями и научными данными о них на английском и латинском языках.

У подножья водопада установлены скамейки. Здесь стоит отдохнуть, полюбоваться искрящимися на солнце мельчайшими каплями, порой превращающимися в удивительную, по насыщенности цвета, радугу.

Добраться до водопада несложно. Можно пройти пешеходную тропу «Каледония», длина которой 3 км. Ее верхняя точка находится поблизости от летней резиденции президента кипрской республики, не более двух километров от площади деревни Троодос. Начинается тропа на площадке, расположенной на дороге под наименованием «Семь сестер». На местной парковке есть табличка с картой маршрута.

Есть дорога к водопаду через Псило Дендро, там стоит посетить ферму, где выращивают форель. В местном ресторане отлично готовят. Свежая форель, которую запекают на гриле, необычайно вкусная, поэтому многие опытные туристы советуют пробовать ее на обратном пути, когда уже не надо никуда спешить и можно задержаться подольше.

Милломерис

Высота водопада Милломерис на Кипре 15 м. Он также находится на реке Криос Потамос. Еще недавно дорога к Милломерису была почти непроходимой, поэтому знали о нем лишь немногие. А теперь все дороги расчищены, убраны камни препятствующие передвижению, появился небольшой мостик, который значительно облегчил переход с одного берега реки на другой.

Окрестные пейзажи настолько красивы, что в походе не обойтись без фотоаппарата. Кроме различных трав и деревьев, многочисленных кустарников, на память обязательно останутся маленькие и шустрые оляпки, сойки, дрозды, другие суетливые и порой очень любопытные птицы, медлительные хамелеоны.

Пешеходная тропа берет начало рядом с церковью Фанеромени, в деревне Пано Платрекс. Ее длина — 1 200 м. На машине добраться можно довольно быстро, ведь от деревни Пера Педи всего чуть более 4 км, а от Пано Платрес, в направлении Мониатиса всего 3,8 км.

Хантара

Водопад высотой в 8 м, образовался на реке Диплос Потамос. Ее название, в переводе значит «Двойная река», то есть, река у которой два русла. Слово «андара» переводится как «шум воды». Этот небольшой, но довольно «громкий» водопад расположен на высоте 1 035 м над уровнем моря. Неподалеку — форелевая ферма. Там всегда есть возможность приобрести свежую рыбу, чтобы впоследствии ее приготовить.

От деревни Фини к водопаду ведет сельская дорога, длиной 1,5 км. В деревне можно познакомиться с работами местных гончаров, побывать в кипрском Музее народного искусства Фаниса Павилакиса. Протяженность других дорог ведущих к Хантаре, гораздо больше.

Меса Потамос

Самый малый из горных водопадов, расположен северо-западнее деревни Сайтас, на реке Меса-Потамос. Несмотря на то, что его высота всего 7 м, вода, падающая на скалу, а затем вновь струящаяся с нее вниз, выглядит очень красиво и буквально завораживает наблюдателя. Это, так называемый, двойной водопад.

От ближайших деревень Мониатис и Платрес, он находится на расстоянии около 6 км. Отправившись в путешествие к водопаду, можно запланировать и посещение древнего монастыря. Тимиос продромос построен в XII веке, на южном склоне Троодоса, но в письменных источниках упоминание о нем относится лишь к XV веку.

Открыть для себя горные водопады Кипра можно самостоятельно, однако к ним не очень удобно добираться на общественном транспорте. Все же автобусы ходят очень редко. Для того чтобы отправиться в путь на арендованном автомобиле, нужно хорошо знать небольшие сельские дороги с многочисленными поворотами и зигзагами. Проще всего купить экскурсию. Это позволит за короткое время осмотреть все запланированные достопримечательности, хорошо отдохнуть и познакомиться с такими удивительными местами горного Кипра.

Совсем недалеко от Никосии среди пышных лесов расположился один из самых знаменитых действующих православных монастырей Кипра – монастырь Махерас. Свое название он получил благодаря чудотворной иконе Божией Матери Махериотыссы, что переводится как «ножевая». По легенде, икона, написанная апостолом Лукой, была привезена на Кипр из Константинополя во времена иконоборчества и спрятана в горах. Долгое время никто точно не знал, где она находится. Но в XII веке двум монахам-отшельникам Игнатию и Неофиту удалось отыскать пещеру, которая и служила тайником для иконы. Чтобы пробраться сквозь густые заросли в пещеру, монахи использовали найденный неподалеку нож. Так как на греческом слово «нож» звучит как «махери», то сама икона и монастырь, возведенный на месте той пещеры, и были названы Махерас.

Средства на постройку монастыря по просьбе Неофита и Игнатия выделил сам император Константинополя Мануил Комнин – сначала там поставили небольшую часовню, а со временем на том месте появился целый комплекс с церковью, жилыми и хозяйственными постройками, который активно развивался. Кроме того, Махерас получил статус ставропигиального, т.е. независимого от местных епархий, а подчиняющегося напрямую патриарху.

К сожалению, два масштабных пожара – в 1530-м и 1892-м годах – практически полностью уничтожили монастырь, спасти удалось лишь знаменитую икону Божьей Матери. Сгорел даже тот самый нож, с помощью которого она была найдена. Однако постепенно Махерас, хоть и медленно, но восстанавливался. Вновь отстроен он был лишь к 1900 году.

После обретения Кипром независимости в 1960 году жизнь монастыря наладилась – все здания были отреставрированы, появились новые часовни и церкви. Также там был установлен памятник Григорию Афксентиу – «орлу Махера», герою Кипра времен борьбы с британскими колонизаторами.

На данный момент в Махерасе проживает несколько десятков монахов, которые занимаются сельским хозяйством.

Всего 37 фото
Никольский монастырь – один из самых древних в Москве. Многие, даже, не догадываются, где располагались эти монастыри, потому как их следов уже практически не осталось. А ведь когда-то, в средние века, их было очень много, как и монастырских подворий. В самом названии Николо-Греческий монастырь можно уже находить ответы. Считается, что Никольский монастырь был представительством и приютом греческих монахов с Афона.
Меня чрезвычайно заинтересовала история этого монастыря еще и потому, что рядом с ним находился Богоявленский монастырь, о котором я в свое время писал, и в старых фотографиях Найденова есть одна, снятая с колокольни Богоявленского монастыря, на втором плане которой высится величественный, но разрушенный в 1935 году, Никольский собор Никольского монастыря. Эта фотография тогда меня просто заворожила. Кроме того, в свое время, несколько лет, я регулярно ходил на работу от станции метро Театральная (тогда Площадь Свердлова), и как оказалось, по территории именно Николо-Греческого монастыря и совсем не догадывался об этом. Многие, наверное, знают этот небольшой пешеходный переход от Площади Революции к Никольской улицеи когда вы проходите пустырь во дворе – это и есть место Никольского собора монастыря, а все здания вокруг являлись его келиями. Фактически, переход сейчас один такой. Основной пешеходный переход к ГУМ от здания Музея Ленина закрыт уже лет десять, а людской поток к Красной площади обычно протекает через Воскресенские ворота у Исторического музея.
Если что-то воодушевляет, меня уже не остановить). Это как раз и относится к теме истории Никольского монастыря. Вот так, постепенно, по мере её изучения, передо мной возникала картина прошлого монастыря, и безликий пустырь на месте пешеходного перехода к Никольской улице, постепенно стал заполняться призрачными архитектурными формами, объемом снесенного Никольского собора и любопытными деталями исторических личностей бывавших здесь. Однако, давайте, разберемся с информацией поподробнее, потому, что только так возможно понять все хитросплетения удивительной судьбы этой обители — одного из древнейших московских монастырей.
Никольский монастырь стоял на посаде Москвы уже в конце XIV века, когда еще не было стены Китай-города, а прилегающая к восточной стене Кремля территория — называлась «посадом». У подножия городской крепости «садились», то есть селились ремесленники и торговцы. Считается, что именно этот монастырь оставил историческое имя Никольской улице, хотя по другой версии оно произошло от надвратного образа святителя Николая, находившегося на одноименной Никольской башне московского Кремля.
Это вид с Богоявленского переулка на Никольскую улицу. Слева, когда-то, была земля Богоявленского монастыря.

Монастырь был основан в те далекие времена, когда здесь проходила древняя Смоленская дорога из Киева на Владимир, и будущая Никольская улица была ее началом от Кремля через посад – ее появление историки датируют XIII веком. Вероятно, в конце XIV века она уже называлась Никольской, по местному монастырю, но после того, как в 1395 году москвичи встретили на дороге чудотворную Владимирскую икону, спасшую Москву от Тамерлана, весь участок пути от Кремля и до границы Земляного вала (Садового кольца) стал называться Сретенской улицей. Лишь возведенная в 1530-х годах крепостная стена Китай-города отрезала посадскую улицу от Сретенской дороги, и она окончательно стала именоваться Никольской. В летописи это имя первый раз упоминается в 1547 году, когда венчался на царство Иван Грозный.
Никольская улица

Осталось неизвестным, когда и кем был основан Никольский монастырь. Впервые он упоминается в летописях в 1390 году при великом князе Василии I, сыне Дмитрия Донского, но уже тогда монастырь именовался «Старым», что, возможно, указывает на раннее время его появления в Москве. Летописец упомянул Никольский монастырь, повествуя о прибытии в 1390 году в Москву из Константинополя митрополита Киприана, с сопровождавшими его греческими монахами. Здесь, на посаде, митрополит, готовясь к торжественной встрече с великим князем Василием I, вместе с прибывшими священнослужителями облачился «у Николы Старого» в архиерейские облачения, и с крестным ходом они направились отсюда в Кремль, в Успенский собор.
Сразу отмечу, чтобы было понятно, что мы видим на Красной линии Никольской улицы — из примечательных зданий Никольского монастыря остался вот этот Доходный дом, отреставрированный в 2014 году — с колокольней Никольского монастыря с часовней Николая Чудотоворца, сооруженный в 1902 г. по проекту архитектора Г.А. Кайзера. Остроконечные элементы архитектуры этой колокольни утрачены, но мы еще увидим на старых фото не только колокольню, но и как здесь все выглядело до революции.

Историков прибытие Киприана навело на мысль, что уже в ту пору Никольский монастырь был связан с православными греками, и вероятно, являлся их московским пристанищем. Кроме окружения московского митрополита, в Москву «по единоверию» приезжали греческие монахи за сбором пожертвований на свои обители. Также греческое духовенство искало защиты у Москвы: митрополиты Трапезунда и Адрианополя приезжали просить о помощи, когда на их города наступала турецкая армия. Возможно, что все они традиционно останавливались по прибытии в Никольском монастыре. Однако этот монастырь тогда был и местом заключения для провинившихся русских священников. Так, в нем более трех лет находился под арестом новгородский архиепископ Иван.
В 1840-х гг. К. Аверин обнаружил остатки древних построек на позднем Казанском подворье, стоящем справа от Богоявленского монастыря (если смотреть с улицы). Он датировал их XVI в. и определил как остатки первоначального Никольского монастыря. Самым загадочным для истории оказалось месторасположение Николы Старого. Еще в XIX веке ученые обнаружили следы этого древнего монастыря не на левой стороне Никольской улице, где он стоял до революции, а на ее противоположной стороне, подле Богоявленского монастыря (с западной его стороны).

Первоначальное расположение Николы Старого обозначено на карте красным контуром, Нового — соответственно — зеленым.

Сейчас мы в Ветошном переулке. Слева, на дальнем плане — Никольская улица.
Место бывшего Казанского подворья (а еще ранее — Николы Старого), а точнее, фасад современного здания на этом земельном участке, обозначено затянутым строительным полотнищем. Это Ветошный, 11.

Судя по датировке найденных монастырских сооружений XV–XVI вв., он был основан в этом месте и простоял до времени Ивана Грозного. Там и состоялась торжественная встреча митрополита Киприана, а один дореволюционный историк даже считал, что в стенах Николы Старого игумен Давид постриг в монахини несчастную Соломонию Сабурову, бездетную супругу великого князя Василия III, хотя принято считать, что это произошло в Рождественском монастыре.
Тем временем, старый Никольский монастырь (у Ветошного переулка) оставался также местом ссылки опальных русских священников. В 1568 году сюда переехал из Кремля святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский, после того, как отказался благословить царя на богослужении в Успенском соборе. После ареста святителя заточили в Богоявленском монастыре, а потом Иван Грозный сам определил местом его заключения монастырь Николы Старого, назначив ему содержания 4 алтына в день.
Новый Никольский монастырь нес несколько старомосковских названий. Первое из них – «За иконным рядом», как назывался и соседний Спасский монастырь, основанный в 1600 году, кстати, на земле Никольского монастыря. Древний Иконный ряд, где москвичи приобретали себе иконы, тянулся от Богоявленского переулка до Печатного двора. Оттого в народе Никольская называлась «священной улицей».

Второе прозвище Никольского монастыря было «за Ветошным рядом», поскольку поблизости тянулся и другой древний торговый ряд, где торговали мехом (по-старинному ветошью) а потом и поношенными вещами. Третье и самое известное – «у крестного целования», так как здесь в допетровской Москве находился Никольский крестец. Крестцами назывались места в Китай-городе, где стояли часовни, куда приводили народ к древней присяге – целованию креста. Их было всего три, по числу посадских улиц — Никольский, Ильинский, Варварский. В Никольском монастыре была своя часовня святителя Николая, и здесь приводили к присяге участников судебного разбирательства в спорных случаях — во свидетельство правоты тяжущиеся целовали крест и образ св. Николая, ну а прежде такие вопросы решались в судебных поединках, когда за правду бились на дубинах.
Монастырская часовня святителя Николая Чудотворца, известная с 1646 года, была особенно чтима в Москве: перед образом святого угодника, привезенном с Афонской горы, горела неугасимая свеча. И в народе существовал благочестивый обычай – каждый день в сумерки брать огонь от этой свечи в часовне, и зажигать от него свечи и ночники в своих домах. Обычай сохранялся вплоть до времени Петра I, запретившего и часовни, и крестцы.

Замечательная история Никольского монастыря продолжилась в XVII веке, когда обитель окончательно перешла во владение Афонских монахов. В 1648 году с Афона были привезена в Москву великая святыня – список с чудотворной Иверской иконы, чудесно явившейся афонским инокам и ставшей их защитницей и покровительницей. В Москве узнали об этой иконе и захотели иметь ее список у себя, о чем просили архимандрита Афонского Иверского монастыря, прибывшего в Москву для очередного сбора пожертвований. Просьбу выразил «собинный друг» царя, тогда еще архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх. И в октябре 1648 года москвичи встречали Иверскую икону у Неглиненских (будущих Воскресенских) ворот Китай-города: ее с благоговением перенесли в Никольский монастырь.
За этот бесценный дар царь Алексей Михайлович в 1653 году позволил грекам на Афонском подворье в Никольском монастыре совершать богослужения на родном, греческом языке, а спустя год из оного монастыря удалили всех русских иноков. В ту пору Никольский монастырь стал центром пристального внимания патриарха Никона, хотевшего даже стол иметь из греческих блюд. Никон лично посещал обитель, где монахи во главе с архимандритом угощали его греческими кушаньями и за то получали скромные денежные подношения.
Чудотворная Иверская икона Божьей Матери

Вскоре Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы заказали новый список и тоже поместили его в Никольском монастыре. Там икона пробыла еще три года, пока для нее строили часовню у Неглиненских ворот. И 19 мая 1669 года, в день перенесения чудотворного образа в новую часовню царь Алексей Михайлович пожаловал греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольским монастырем Афонскому Иверскому монастырю. С тех пор московский Никольский монастырь стал именоваться Греческим. «Под страхом опалы и гнева» гречанам было запрещено лишь привозить с собой заграничные товары, дабы не смущать москвичей, и не превращать монастырь в торговый центр, и не нарушать строгие правила московской торговли.

Вскоре вокруг Никольского монастыря образовалось нечто вроде греческой колонии, так как установление богослужения на греческом языке естественно привлекло к нему «цареградских» и всех элладских купцов. Для них подле монастыря был устроен Греческий гостиный двор, откуда явилась первая московская кофейня: по праздникам и на отдыхе «сыны эллинов» собирались в отдельном здании, пили гретое вино и кофе, курили, общались, пока содержатель заведения готовил им горячую пищу. Греки селились в районе Никольской и на Ильинке целыми семьями. И именно в Никольском монастыре на первых порах остановились ученые греки, братья Лихуды, приглашенные в Москву по рекомендации восточных патриархов для преподавания в Греческой школе, а потом и в Славяно-греко-латинской академии, устроенной при их содействии.
Рассмотрим, заодно, «по ходу » повествования, некоторые архитектурные детали старой колокольни Николо-греческого монастыря, часовни Николая Чудотворца со стороны Никольской (образ часовни до сих пор угадывается — она расположена прямо под колокольней)

В Петровские время близ Никольского монастыря по причине «греческой веры» обосновались и грузины, переселившиеся в Россию, в их числе сам грузинский царь, поэт, переводчик и полиглот Арчил II, который с конца XVII века жил в этом монастыре.
Также, петровская страница в истории Никольского монастыря связана с именем Кантемиров — молдавского господаря Дмитрия Кантемира и его потомков. Их род происходил от самого Тимура (Тамерлана), и фамилия означала «Хан-Темир». Кантемир поддержал царя Петра в его борьбе с Турцией, и после неудачного Прутского сражения 1711 года ушел с семьей и двумя тысячами подданными в Россию. За верность он был пожалован титулом светлейшего князя, каменным домом в Москве на Никольской улице рядом с Греческим монастырем, многочисленными имениями в России и подмосковным владением Черная Грязь, которое в 1775 году Екатерина II выкупила у его наследника и переименовала в Царицыно. Кантемиры не только много жаловали в Никольский монастырь, но и всячески обустраивали его, так как он стал их фамильной усыпальницей.

Первые крупные пожертвования в монастырь и возведение нового соборного храма Д. Кантемир начал в 1713 году, когда умерла его жена Кассандра. В 1723 году Кантемир-старший умер, и согласно воле покойного его похоронили рядом с первой женой в монастырском соборе. Под конец своей жизни Петр I повелел разобрать обветшавший собор и выстроить новый, но царская воля исполнилась много позднее. В 1727 году греки выстроили нижний каменный соборный храм во имя святителя Николая Чудотворца. Вероятно, в него перенесли афонский образ святителя, так как при Петре часовни были запрещены. А в 1734-36 гг. наследники Кантемира возвели над ним вторую, верхнюю церковь, освященную сначала во имя Иверской иконы, а потом во имя Успения. По преданию, сооружение этой новой церкви произошло после того, как на Никольской улице погибла дочь Кантемира Марья, фрейлина Анны Иоанновны и тоже была похоронена в родовой усыпальнице.
Это вид Никольского собора с колокольни Богоявленского монастыря (на втором плане). Фото из альбома Н.А.Найденова, 1883 г.

А в 1744 году здесь обрел последний покой самый знаменитый представитель рода Кантемиров – Антиох Дмитриевич Кантемир, русский сатирик и посол России во Францию. Кроме них, в монастыре хоронили представителей грузинской и русской знати, и архимандритов обители. В 1760 году в Успенской церкви был освящен придел во имя святителя Дмитрия Солунского, устроенный тщанием московского грека Андрея Кондикова по именинам отца и позднее упраздненный. С тех пор соборный храм стал двухэтажным, с Никольской улицы к нему вела прекрасная каменная лестница. Вторая церковь монастыря, при братских кельях устроенная еще в 1644 году, была освящена во имя святых Константина и Елены, и в 1767 году Матвей Дмитриевич Кантемир обустроил ее заново.

Кстати, на этом редком фото, справа, видна вышеупомянутая колокольня над часовней святителя Николая Чудотворца, детали декора которой мы, только, что осматривали выше.
Это второй ярус собора.

Есть и другая версия, опирающаяся на предание: будто бы Константино-Еленинский придел существовал в старом монастырском соборе, разобранном по указу Петра, и, узнав о том, Матвей Кантемир соорудил церковь с этим посвящением при братских кельях, она соединялась переходом со вторым ярусом соборного храма. Ниже, под Константино-Еленинской церковью, находилась древняя часовня св. Николая, с чудотворным образом святителя, привезенным с Афонской горы. Колокольня стояла отдельно.
Кстати, вот это — как раз то самое место, где проложен существующий переход от Площади Революции к Никольской.

Для ориентировки — выкладываю недавнее фото примерно с это же ракурса. На этом пустующем месте и стоял величественный Никольский собор Николо-греческого монастыря.

В 1737 году Никольский монастырь сгорел в печально знаменитом Троицком пожаре – название произошло от того, что бедствие разразилось в праздник Святой Троицы, в его огне погиб и кремлевский Царь-колокол. В ходе поновления сложился ансамбль монастыря, сохранявшийся до самого конца XIX века.
Верхняя часть Никольского собора. Фото снято, очевидно, с колокольни Заиконоспасского монастыря.

Николо-греческий и Заиконосспаский монастыри. Справа — как раз эта самая колокольня.

К концу правления Екатерины II пришел в ветхость непрочно построенный Кантемирами собор, и в 1795 году его верх обрушился. Греческое духовенство обратилось к императору Павлу I с просьбой об обновлении храма. Тот выдал 15 тысяч рублей, и столько же собрали пожертвований от проживавших в Москве греческих купцов. Храм, очевидно, был поновлен с участием Матвея Казакова, луковичная главка храма покоилась тогда на изящной шейке.
Заодно уж, давайте осмотрим двор Никольского монастыря. Сейчас здесь новый сквер.

В 1812 году монастырь разделил судьбу московских храмов и сильно пострадал от наполеоновских полчищ. После победы обитель восстановили. И уже в 1820-х годах в ее стенах приключилась история, облетевшая всю Москву. Здесь, в монастырских палатах, поселился на покой престарелый московский «миллионщик», греческий дворянин Зой Зосима, «достопочтенный любитель и усерднейший благотворитель учености», не имевший наследников, обладавший несметными сокровищами, которого в 1824 году обманул поручик Сивинис греческих корней, приехавший в Москву пытать счастья на государственной службе. Он предъявил греку фальшие рескрипты от императора и похитил у Зосимы деньги «на борьбу с Турецким игом», а также обманом завладел его сокровищами, получив их с целью организации выставок, но, в свою очередь, сам был обманут своим подельником, который играл роль адъютанта московского генерал-губернатора, и скрылся с ценностями в той же Турции.
Это доходный дом — вид со двора — довольно непритязательный. Никольский собор соединялся с ним, а точнее с часовней Николая Чудотворца, поэтому его внутренним фасадом не заморачивались.

Колокольня Никольского монастыря со двора.

В 1892 году Никольский монастырь был зачислен в Синодальное ведомство, но оставался в зависимости от Афонского Иверского монастыря и от Константинопольского патриарха. В верхнем Успенском храме находилась Иверская икона, и ее праздник был установлен, по Афонскому обычаю, в третий день Пасхи. На Никольской улице далеко за красную линию выступала часовня святителя Николая.
Бывшие восточные кельи Никольского монастыря.

Фасад келий выходит непосредственно к стене Китай-города…

… и на Никольскую улицу.

А эти кельи граничат с запада с кельями Заиконоспасского монастыря.

Они также выходят на Никольскую…

Торговый корпус Никольского-Греческого монастыря — самый заметный как во дворе, так и со стороны китай-городской стены из-за своего цвета покраски кирпичей «А-ля Исторический музей». Год постройки здания 1893-1895 гг.

Его фасад тоже «смотрит» на Площадь Революции.

Вот он — поближе… Вообще, сейчас это — бизнес-центр «Престиж на Никольской».

Все сооружения монастыря к концу XIX века сильно обветшали, и на рубеже столетий он был реконструирован по проекту архитекторов Г.А.Кайзера и К.Ф. Буссе: снесены большинство старых построек, и Константино-Еленинснкая церковь с часовней, и старая колокольня. В 1902 году Г.Кайзер выстроил огромное здание на Никольской, 11, точно по красной линии улицы. Оно было одновременно и часовней, и колокольней, увенчанное главкой с крестом и со звоном, от которой ныне осталась только ротонда. А ниже, под ротондой, где еще видны арочные окна с кокошниками на фасаде, располагалась часовня, в которую с улицы вело большое красивое крыльцо. В его воротах устраивали свои лавки московские букинисты. (Это здание чудом уцелело до наших дней, это на нем я и делаю постоянный акцент). Церковь же святых Константина и Елены была упразднена.
Монастырь закрыли в начале 1920-х годов, собор сломали в 1935 году. Румынские власти, которым тогда принадлежала Молдавия, затребовали к себе останки князя Дмитрия Кантемира, и они были перенесены в Яссы, где покоятся доныне. Прах же его знаменитого сына затребован не был, так как его сочли русским подданным, и могила Антиоха пропала при сносе Никольской обители. Часть надгробий была передана в музей при Донском монастыре.

Теперь на месте собора – пустырь (как мы и убедились), главка на шейке с крестом сломана, а уцелевшие корпуса бывших келий заняли научные учреждения и различные мастерские с магазинами. Сохранившееся здание часовни с бывшей колокольней позднее передали Московскому историко-архивному институту. И ныне уцелевшие здания сдаются в аренду коммерческим организациям, несмотря на то, что там открылось Патриаршее подворье. В настоящее время колокольня приписана к главному собору бывшего Заиконоспасского монастыря Спаса Нерукотворного.
Летом 2007 года главный археолог города Александр Векслер на своей пресс-конференции сообщил, что в районе Китай-города планируется воссоздать один из древнейших монастырей Москвы — Николо-Греческий, который был построен в XIV веке. Главный археолог столицы добавил, что «сейчас» уже разработан проект по восстановлению фундамента Никольского собора. Он выразил надежду, что воссоздать уникальный памятник русской архитектуры можно будет в течение нескольких лет. Как мы видели, пустырь «благополучно» пережил почти девять лет с момента этого заявления. 36.
Наверное, что-то нужно сказать в заключение… Скажу только то, что, — как много может скрываться за банально-привлекательным свежеотреставрированным фасадом затейливого здания на Никольской… Кстати, справа от Никольского монастыря — левое крыло Историко-Архивного института, что мы видим на фото ниже, на этом месте был Московский печатный двор, Синодальная типография, но — это уже совсем другая история…)

«Не желаю вводить в обман, но число святых, что воссияли
своею славою на святом острове, неисчислимо».
Леонтий Махера, Кипрский летописец, ХV век
На Кипре родились, жили, совершали чудеса, принимали мученическую смерть многие святые. Особо почитают здесь Пресвятую Богородицу. От названий Ее кипрских икон веет теплом: «Сладкое Лобзание», «Милостивая», «Златая Милость», «Кормилица», «Всепомощница», «Целительница». На Кипре находятся 3 образа Богородицы, написанные апостолом Лукой еще при жизни Пречистой. Важнейшие монастыри Кипра были основаны благодаря чудесным обретениям икон Божьей Матери.
Киккский монастырь
В густых лесах, покрывающих горный массив Троодос, однажды охотился герцог Эммануил Витомитис, византийский наместник Кипра. Заблудившись, он встретил отшельника Исайю. Герцог пытался расспросить старца, как найти дорогу, но монах находился в молитве к Богу и не прервал ее ради беседы с вельможей. Разгневанный герцог жестоко обругал отшельника и ударил его. Через некоторое время герцога разбил паралич. Тогда он вспомнил о своем поступке и просил Исайю о прощении. Монах простил и по его молитве Витомитис выздоровел. Он обещал выполнить любую просьбу своего избавителя.
Однако просьба старца оказалась неожиданной. Он попросил привезти на Кипр из Константинополя драгоценнейшую святыню императора Алексия Комнина — икону Богоматери, написанную святым евангелистом Лукой. Герцог и Исайя отправились в Константинополь. У императора в это время заболела дочь, и он, узнав о силе молитв и о чудесах монаха, которые тот сотворил с герцогом, пригласил Исайю во дворец.
Дочь императора поправилась. Исайя повторил свою просьбу, но царь не хотел расстаться с иконой. Монах вернулся к себе. Через некоторое время император сам был поражен болезнью и вынужден был снова просить помощи Исайи. После исцеления он решил выполнить просьбу монаха, пойдя на некоторую хитрость. Император выставил в зале оригинал и копию иконы, покрытые сенью, и предложил герцогу Витомитису выбрать образ для отправки на Кипр. Герцог молился Богородице о помощи. На одну из икон села пчела, указав Витомитису на оригинал. Однако император решил отправить на Кипр копию.
Тогда ему явилась Богоматерь и приказала отправить оригинал. Так икона попала на Кипр. По указу императора с 1576 года она скрыта бархатной пеленой, чтобы никто не дерзнул увидеть сияющих ликов Пресвятой Богородицы и Ее Божественного Младенца.
В 1669 году Патриарх Александрийский Герасим приподнял пелену и тотчас ослеп. После покаянных молитв он получил исцеление и оставил письменное завещание: никогда не нарушать Священного закона. Так и стоит чудотворный образ с покрытым ликом Пречистой и Ее Сына.
Монастырь Панагии Хрисороятиссы
«Златоточащая» — так переводится название чудотворного образа Панагии Хрисороятиссы. Она была написана апостолом Лукой. Путь иконы на Кипр был долгим. Насельница одного из монастырей Малой Азии в период иконоборчества (VIII век) отдала ее благочестивой женщине, которая спрятала святыню у себя дома. Когда и там иконе стала грозить опасность, женщина пошла к морю и пустила ее по волнам, надеясь, что Бог не даст ее погубить. Икону нашел рыбак на берегу недалеко от Пафоса и отнес в пещеру, где через 400 лет ее отыскал отшельник Игнатий. Он увидел исходящий из пещеры свет.
Икона удивительно красива. На ней Богородица изображена в сияющей короне, багряные ризы затканы золотым орнаментом, изображающим плоды граната. Она славится чудесами на весь мир.
Церковь Панагия Ангелоктисти
Небольшой храм Панагии Ангелоктисти в деревне Кити знаменит на весь мир. С золотого фона мозаики смотрят пронзительные огромные глаза Богоматери, вокруг — мерцание свечей и благословенная тишина. По преданию, церковь за одну ночь сотворили Ангелы, отсюда и пошло ее название. Панагия Ангелоктисти — три, соединенных под одной крышей храма. Постройки относятся к XI веку. Здесь много реликвий: иконостас 1855 года, древние иконы святителя Николая и пророка Иоанна Крестителя, но самое главное — мозаика, украшающая алтарь. Это шедевр VI века ранневизантийского периода. На золотом фоне мозаики изображена Богородица в темном одеянии, рядом ярко выделяется младенец Иисус. С обеих сторон от Нее архангелы Михаил и Гавриил — протягивают Ей сферы, которые держат в руках.
Монастырь Ставровуни
Самый древний на Кипре монастырь — Ставровуни (IV век). Историк Евсевий, сопровождавший императрицу Елену в Иерусалим, описывает историю возникновения обители. На пути со Святой Земли в Константинополь корабль императрицы попал в шторм и пристал к берегам Кипра. Кроме Креста Спасителя на судне еще находились два креста, на которых были распяты разбойники. Согласно преданию, ночью один из крестов исчез, и вскоре его обнаружили парящим над горой Олимп. В ту ночь святой Елене явился ангел, приказал разрушить языческий храм на вершине и воздвигнуть христианский.
Уезжая с Кипра, Елена пожертвовала для храма один из крестов и часть Креста Спасителя. Вскоре на горе, которая стала называться Ставровуни, от греческого «гора Креста», возник монастырь. Главной его святыней был Крест, прибитый к монастырской стене. Частичка Креста Спасителя хранится в ларце.
Монастырь Троодитисса
Инок Троодитисс жил в сложную для всего христианского мира эпоху, когда в Византии начались преследования икон и иконопочитателей. Спасаясь от иконоборцев, Троодитисс отправился на Кипр. С ним была икона Пресвятой Богородицы, которая позднее была названа в честь монаха — «Троодосской». Около 25 лет он жил в монастыре святого Николая. После нашествия арабов поселился в горах, в пещере, где и прожил остаток жизни.
После смерти монаха в пещеру стали приходить охотники и жители ближайших деревень, чтобы поддерживать огонь в лампаде у иконы Пресвятой Богородицы. В 990 году рядом с пещерой построили маленькую часовню, а в 1250 году появился монастырь в честь этого чудотворного образа. Здесь хранится пояс, помогающий от бесплодия. Монастырь находится на высоте почти 1500 метров над уровнем моря, поэтому его иногда называют «первая ступенька к небесам».
Церковь Лазаря Четверодневного
Этого храму 1100 лет. В нем находится гробница святого Лазаря — любимого ученика и друга Христа. Иисус часто бывал в доме его сестер Марии и Марфы. Когда Лазарь умер, Его не было рядом. Но Спаситель почувствовал смерть друга и сказал, что должен «разбудить» его. Когда отодвинули камень от пещеры-гробницы, Иисус сказал: «Лазарь, иди вон», и Лазарь вышел. Многие неверующие уверовали, а Лазарь дал обет всю жизнь посвятить служению вере.
Однако иудейским первосвященникам не нужно было живое доказательство этих чудес, они хотели убить Лазаря. Он был посажен в лодку без весел, которую пустили в море.
Ее чудесным образом прибило к берегам Кипра, недалеко от Ларнаки. Через несколько лет на острове побывали апостолы Павел и Варнава, которые рукоположили Лазаря в епископы Ларнаки. 18 лет святой был епископом и с этим временем связано много преданий.
Святой Лазарь хотел встретиться с Пресвятой Богородицей, но не мог отправиться в Палестину из-за угрозы от иудеев. Поэтому он снарядил за Ней корабль. Путь Богородицы оказался очень трудным, корабль попал в шторм, и волей Божьей Она прибыла сначала на Афон, а затем на Кипр. Пресвятая Богородица передала Лазарю много даров, которые были изготовлены Ею самой.
Лазарю было 63 года, когда он умер. На месте его погребения была построена церковь в его честь. Одной из достопримечательностей храма является иконостас, выполненный выдающимся мастером резьбы по дереву Хаджисаввасом Талиадоросом, который трудился над ним 9 лет. В подземной части храма находятся два саркофага, в одном из них найден гроб с мощами святого Лазаря. Сейчас они почивают в позолоченном серебряном ковчеге и выставлены в центре храма.
Монастырь святителя Николая (Кошачий)
Монастырь святителя Николая — царство кошек, здесь их великое множество. Находится он в деревне Акротири на берегу живописного залива, названного в честь кошек — «Каво Гата». А появились здесь примерно в 327 году благодаря святой Елене. Однажды, во время сильной засухи, вокруг озера, где жили люди, расплодились ядовитые змеи. Жизнь стала невыносимой, и они покинули эти земли.

Императрица Елена приказала отправить на Кипр тысячу кошек для уничтожения змей. Они прекрасно справились с этой миссией — остров был очищен, и люди вернулись в родные места. За кошками был нужен присмотр. Для этого в 327 году по указу императора Константина был построен монастырь святителя Николая. Монахи должны были кормить животных и заботиться о них, на что специально выделялись деньги. Как все монастыри во время нашествия турок (в 1570 году), он был разграблен, а его обитатели убиты. Только в 1983 году здесь появились две монахини — Эльбида и Касиани, которые сделали его действующим. Традиция была продолжена. Сейчас монастырь процветает, сюда приезжает много паломников и туристов.
P.S. Кипр можно объехать на автомобиле всего за день. Но не хватит и месяцев, чтобы налюбоваться дивной природой, поклониться всем его святыням и вдоволь накупаться в теплом море. Это поистине остров любви и красоты.
Ольга ДЕВЯТКОВА, журнал «Путь Пилигрима»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *