Монастырь лаки Крым

18 МАРТА — ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ, ИСПОВЕДНИКА, АРХИЕПИСКОПА КРЫМСКОГО

Чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле святителя Луки, всенародное почитание приснопамятного крымского архиепископа подвигло священноначалие Православной Церкви к внимательному изучению его жизни и творений. В результате деятельности епархиальной Комиссии по канонизации святых было составлено житие святителя, а также служба и акафист, написана икона.
Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. Правящему архиерею, архиепископу Симферопольскому и Крымскому Лазарю (Швецу) было дано разрешение Священного Синода на поднятие честных останков святителя Луки.
В ночь с 17 на 18 марта 1996 года, на Крестопоклонной седмице, во Всехсвятском храме Симферополя собрались члены епархиальной Комиссии по канонизации святых, наместники крымских монастырей, духовенство. Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь совершил молебен и попросил приснопамятного Владыку о помощи в обретении его мощей. Приблизительно около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники непрерывно служили панихиды и пели стихиры Кресту. Было очень холодно, пронизывающий в ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Но когда Владыка Лазарь спустился в могилу и своими руками поднял мощи святителя, ветер мгновенно стих и воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное «Святый Боже». Священники внесли мощи в храм Всех Святых. А у стен храма бесноватая страшным голосом кричала: «Не мучь меня, отпусти меня, святитель!..»
В течение трех первых дней Крестопоклонной седмицы Владыка Лазарь совершал Литургии Преждеосвященных Даров, и в среду, 20 марта, состоялось торжественное перенесение честных останков святителя в кафедральный Свято-Троицкий собор. Собралось все духовенство Крымской епархии и священнослужители из других областей Украины. Процессию сопровождали офицеры и матросы Черноморского флота, студенты Крымского медицинского института, жители города, многочисленные гости. За гробом вместе со священниками шли и те, кому выпало счастье быть свидетелями его святительского подвига. На торжества прибыли также родственники архиепископа Луки.
Крестный ход шел центральной улицей города. Первая остановка была сделана на Рыночной площади, где с особой торжественностью отслужили панихиду и Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь обратился со словом к присутствующим, в котором, в частности, сказал:
«Впервые на крымской земле происходит событие исключительной важности. Яркая личность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкрго) видится нам сегодня спасительным маяком, к которому к каждый из нас должен направлять свой взор, по которому должны ориентироваться общественные силы, ищущие возрождения над народа».
Затем к собравшимся обратился профессор Крымского медицинского института Кирилл Дмитриевич Тоскин, который говорил о святителе Луке к великом хирурге и ученом, научные труды которого не утратили своей актуальности и по сей день.
Сама природа оказалась созвучной духовной радости, переполнявшей сердца верующих. После холодных и пасмурных дней появилось солнце, рассеялись тучи. Так после всех лишений и гонений, которые претерпел Владыка обнажилась правда Божией славы, являющаяся нам во святых. Так свет Христов сияет и просвещает всякого, хотя не все и не всегда это видят из-за житейской суеты и душевной непогоды.
Цветы, зажженные свечи напитывались благоуханием, исходящим от мощей святого. Над ракой плыло золотое облако молитвенных песнопений обволакивая процессию, равной которой не припомнят и старожилы крымской земли. Пришедших проводить святые мощи собралось, по приблизительным подсчетам, тридцать пять — сорок тысяч. Это было трогательное зрелище. В городе царила атмосфера духовного праздника, подчиняя неверующих, привлекая маловерных. Святитель возвращался в свой собор, где служил и проповедовал пятнадцать лет. Не случайно перенесение мощей состоялось в день памяти семи священномучеников херсонесских. Прославленные святые принимали в сонм святых крымской земли святителя-исповедника Луку.
Мощи святителя Луки установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих.
Жизнь Владыки была всецело посвящена служению Богу и ближнему. Церковная история знает совсем немного примеров такого сугубого подвига — святой великомученик и целитель Пантелеимон, святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан… Но святитель Лука жил и подвизался на земле, в наше время. И потому именно сейчас, когда очевидно духовное оскудение общества, когда в глазах многих обесценено самое сокровенное вера, надежда, любовь, мы особенно пристально всматриваемся в житие святителя. Как он жил? Как боролся с неверием, костностью, ханжеством? Как побеждал грех? Как протестовал против насилия и жестокости? Каким образом благодать Божия вела его по тернистой дороге целожизненного подвига и, наконец, ввела тесными вратами в Царство Отца светов?
Будем же, по слову апостола Павла, всегда помнить наставников наших и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их (Евр. 13,7).

Осиос-Лукас

Монастырь

Осиос Лукас

Ὅσιος Λουκᾶς


Вид на алтарную часть храмов монастыря

Страна

Греция

Местоположение

Дистомон-Арахова-Андикира и Беотия

Конфессия

Православие

Епархия

Элладская православная церковь

Тип

мужской

Архитектурный стиль

Архитектура Византии

Основатель

Лука Елладский

Дата основания

ок. 946 года

Статус

памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО

Состояние

действующий

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Осиос Лукас (греч. Μονή Οσίου Λουκά, Монастырь преподобного Луки) — православный монастырь в Греции, основанный преподобным Лукой Елладским (отсюда название). Расположен на западных склонах горы Геликон в окрестностях города Дистомо (ном Беотия) и в 37 километрах от города Дельфы (ном Фокида). Монастырь знаменит мозаиками, древнейшие из которых восходят к XI веку.

История

Монастырь был основан преподобным Лукой Стириотом, который, как отшельник, поселился на склонах Геликона около 946 года. Вскоре вокруг него образовалась монашеская община, и было начато строительство первого монастырского храма во имя святой Варвары. Лука скончался в 953 году и был погребён в своей келье, над которой позднее была построена небольшая церковь. Монастырь возглавил Филофей, завершивший строительство церкви Святой Варвары. При нём, благодаря поддержке Константинополя, началось активное развитие монастыря. Был построен кафоликон, украшенный в начале XI века мозаикой, и крепостная стена вокруг монастыря.

После захвата в 1204 году столицы Византийской империи крестоносцами монастырь сильно пострадал от завоевателей: были утрачены многие его реликвии и сокровища, а сам он был передан ордену тамплиеров. Во второй четверти XIII века монастырь был разграблен ахейским князем Жоффруа II де Виллардуэном, который вывез из монастыря в Венецию мощи преподобного Луки (частица мощей осталась в одном из афонских монастырей). В 1312 году монастырь вновь был разграблен франками. Позднее монахи вернулись в него, но своё величие Осиос Лукас утратил.

При султанах Селиме I и Сулеймане I монастырь 20 лет был необитаем, кельи разрушались, а кафоликон лишился крыши. Восстановить монастырь помог константинопольский патриарх Иеремия I, также он дал монастырю независимость от местных церковных иерархов. Путешественники XVII века уже описывают монастырь как процветающий и называют его самым красивым в Греции. Во время войны за Пелопоннес между турками и венецианцами в конце XVII века монастырь был ограблен турками и албанцами.

Осис Лукос глазами путешественника Василия Григоровича-Барского, 1743 год

Монастырь был центром греческого национально-освободительного антитурецкого движения. В 1780 году в нём 95 партизан во главе с Андрицосом Верусисом в монастырской башне держали осаду против трёхтысячного турецкого войска и ушли из монастыря невредимыми. 26 марта 1821 года в монастыре епископ Салонский Исаия, вслед за митрополитом Германом, благословил лаварон (знамя) греческого национального восстания против турецкого ига. В ответ на поддержку монастырём повстанцев турки 14 июня 1822 года вошли в монастырь и разрушили его: «был сожжён иконостас церкви Богоматери, потеряна серебряная доска, на которой была написана история основания монастыря, мозаики были закопчены пламенем, разводимым в кафоликоне турками и мрамор потерял блеск».

Во время Второй мировой войны монастырь подвергся бомбардировке — в 1943 году на него было сброшено 16 бомб, которые разрушили трапезную и повредили стены кафоликона. Реставрация монастыря началась в 1958 году. По настоящее время Фонд археологических ресурсов Министерства Культуры Греции осуществляет восстановление и консервацию мозаик кафоликона. В 1980 году из иконостаса кафоликона были украдены четыре иконы XVI века, написанные Михаилом Дамаскином. В 1986 году из Венеции в Осиос Лукас вернулись мощи его основателя — преподобного Луки Елладского.

Монастырь Осиос Лукас — крупнейший из трёх памятников монументального византийского искусства XI века (наряду с Дафни и Неа Мони. В 1990 году включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время этот действующий мужской монастырь (находится в юрисдикции Элладской православной церкви) является популярным паломническим и туристическим центром Греции.

Монастырские строения

Церковь Богородицы

Древнейшей постройкой монастыря является церковь Святой Варвары (в настоящее время посвящена Богородице). Она построена в 946 — 955 годы, на деньги фиванского стратига. В ходе поздних перестроек здание церкви вошло в состав кафоликона (примыкает к нему своей южной стороной).

Строение относится к типу крестовокупольных храмов на четырёх колонках, имеет трёхконховую апсиду и увенчана куполом на парусах. В барабане купола имеются восемь двойных окон, украшенных мраморными вставками с рельефами из процветших крестов. Храм имеет нартекс и двухъярусную входную открытую галерею. Церковь является одним из лучших образцов столичного типа храмов на четырёх колоннах.

В церкви сохранились фрески XI—XII веков (в правом арочном переходе алтаря — святые Игнатий, Феофор и Поликарп; в северной половине арки диаконника — святые Харалампий, Лев Катан и Софроний) и одна фреска X века с изображением Иисуса Навина говорящего с архангелом Михаилом (обнаружена в ходе реставрационных работ 1964 года). Фигура архангела не сохранилась, сюжет был определён на основе цитаты об этом библейской событии, сопровождающей изображение. На столбе рядом с алтарной преградой сохранился декоративный фриз, окружавший утраченную фигуру Иисуса Христа.

  • Алтарь церкви Богородицы

  • Колонны церкви Богородицы

  • Купол церкви Богородицы

  • Иисус Навин (фреска)

Церковь Святого Луки (кафоликон)

План церквей Осиос Лукас
(вверху — церковь Богородицы, внизу — кафоликон)

Строительство церкви предание связывает с предсказанием преподобного Луки об освобождении Крита от сарацин: когда у него спросили о возможности освобождения острова, то он сказал «Роман спасёт Крит», а на вопрос говорит ли он об императоре Романе I, ответил «Не он, но другой». Крит освободил в 961 году император Роман II Младший и, помня о пророчестве, направил в Осиос Лукас строителей с указанием построить для монастыря церковь по подобию Святой Софии.

Кафоликон Осиос Лукас является самой крупной постройкой средневизантийского периода. Церковь крестовокупольная, имеет октогональную форму с круговым обходом в верхнем ярусе. Девятиметровый купол церкви опирается на тромпы, что возникло под влиянием армянской архитектуры. В барабане купола расположено 16 небольших окон. Пресбитерий кафоликона перекрыт небольшим куполом. Нижний уровень внутренних стен храма покрыт мраморными плитами, которые символизируют «твердь вод под твердью».

С запада к церкви пристроен сводчатый нартекс, украшенный мрамором и мозаиками, на востоке расположена выдвинутая за периметр апсида центрального алтаря. На первом ярусе под хорами расположены компартименты с крестовыми сводами, украшенными мозаиками и фресками. Хоры второго яруса украшены аркадой, выходящей в центральное пространство храма.

Центричность просторного подкупольного пространства подчёркнута с большой силой. Небольшие затенённые угловые помещения перекрыты крестовыми сводами. Видимые через трёхчастные двухъярусные арки, пересекающие боковые рукава креста, эти тесные помещения составляют своего рода богатый орнаментальный аккомпанемент, сопровождающий главную тектоническую тему центрического купольного здания.

Для строительства цоколя церкви использовался материал руин античного храма Деметры, располагавшегося рядом. Фасад выполнен из камня и плинфы (плоские квадратные кирпичи) и имеет многочисленные окна в форме двойных и тройных арок, разделённых колоннами. Фасад украшен мраморными вставками с рельефами (бичевание Христа, процветшие кресты и т. п.). В люнете окна над главным входом помещена фреска «Успение святого Луки» (преподобный умирает в окружении монастырской братии, над ним ангелы, готовые принять его душу, а у ложа изображены восемь змей, символизирующих бесов), люнеты окон над боковыми дверями также были украшены фресковой живописью, которая сильно разрушена.

В состав кафоликона входит баптистерий, расположенный на западе правого нефа и ризница, примыкающая к апсиде правого алтаря.

  • Нартекс

  • Интерьер кафоликона (центральный неф, вид на алтарную часть)

  • Вид на боковой неф

  • Фрески в боковом нефе

Крипта

Под зданием расположена крипта, построенная для того, чтобы основание кафоликона имело одинаковый уровень со стоящей рядом церковью Богородицы. Крипта имеет крестообразную форму и является нижним храмом кафоликона — в ней установлен мраморный иконостас и рака, в которой до перенесения в главный храм хранились мощи преподобного Луки. Стены крипты украшены фресками, современными мозаикам кафоликона. На их изображены ряд евангельских сцен (в том числе Страсти Христовы), апостолы, 28 фигур святых, а также преподобный Лука в окружении учеников. Академик В. Н. Лазарев характеризует фрески крипты как архаичные и считает, что над их созданием работали двое художников:

Их примитивная, жёсткая манера письма указывает на то, что они вышли из подвизавшейся здесь провинциальной школы мозаичистов.

  • Интерьер крипты

  • Интерьер крипты

  • Снятие с креста (фреска крипты кафоликона)

  • Погребение Христа и явление ангела женам-мироносицам (фреска крипты кафоликона)

Прочие постройки

Фотанамма

  • Трапезная. В ней сохранились фрески XII—XIII веков. Здание пострадало во время Второй мировой войны (разрушено во время бомбардировки в 1943 году, реставрационные проведены в конце 1950-х — начале 1960-х годов). В настоящее время в ней расположен музей византийского искусства.
  • Башня. Единственная сохранившиеся из трёх башен 285 метровой стены, окружавшей монастырь. Башня двухэтажная: первый этаж занимала водопроводная система, а верхний был небольшим храмом начала XI века с шестигранным алтарём (разрушен в XIX веке). В интерьере храма сохранились фрески с изображением чудес Иисуса Христа (в основном сцены исцеления больных). В 1877—1888 годах на башне были размещены часы и она приобрела свой современный облик.
  • Фотанамма — небольшой квадратный храм, в котором поддерживали огонь для обогрева монахов. Представляет собой крестовокупольный храм на четырёх колонках с четырёхреберным сводом, в котором сделаны отверстия для дыма. Снаружи церковь покрыта четырёхскатной черепичной крышей с дымоходом в форме башенки.
  • Хозяйственные постройки: вордонарий (место, где содержали скот), складские помещения, переоборудованные из старых келий.

Мозаики кафоликона

Мозаики кафоликона созданы в начале XI века (существуют альтернативные версии, датирующие мозаики XII веком). Над созданием мозаик работало два мастера: первый украсил наос и апсиду, второй — нартекс. Работы этих мастеров отличаются: «стиль первого мастера характеризуется известной приглаженностью и педантической аккуратностью, стиль второго, при его внешней грубости, выдаёт большую свежесть и непосредственность».

Академик В. Н. Лазарев относит мозаики кафоликона к монашескому провинциальному искусству, но отмечает монументальные качества их ансамбля, красоту мозаичной палитры и интенсивность красок:

На густых золотых фонах эффектно выделяются синие, малиновые, тёмно-фиолетовые, зеленые и розовато-малиновые цвета. Мозаичисты охотно прибегают в трактовке одеяний к шанжирующим тонам: белый цвет незаметно переходит в различные оттенки серого, зелёного, синего, фиолетового и коричневого, а малиновый цвет — в розовый. Значительные плоскости мозаик заняты мрачным чёрным цветом, в который окрашены одеяния многих святых. Лица большинства фигур имеют бледную розовато-серую карнацию, отличающуюся вялым, порою даже мёртвенным характером.

По его мнению, мозаики Осиос Лукас «лежат в стороне от линии развития константинопольского искусства, будучи тесно связаны со старыми, чисто восточными традициями». Австрийский искусствовед Отто Демус пишет:

Мозаики этого храма расположены с абсолютной симметрией относительно оси запад–восток, и даже позы, одежды и цвет второстепенных фигур во второстепенных компартиментах церкви в соответствии с их положением выбраны с учетом этой оси.

Г. С. Колпакова отмечает, что мозаики Осиос Лукас, принадлежат к классической системе церковного декора, созданной в Константинополе в IX веке и широко использовавшейся на периферии империи. По её мнению, тенденции ансамбля мозаик Осиос Лукас были использованы при создании убранства Софии Киевской.

Мозаики нартекса

В отношении техники исполнения мозаик нартекса Отто Демус отмечает:

Стиль мозаик нартекса Осиос Лукас более гибкий и камерный, что соответствует небольшим размерам этого помещения. Ведущий художник создававшей эти мозаики мастерской был более рафинирован. Вероятно, он происходил из самого Константинополя.

Стена нартекса, являющаяся наружной украшена фигурами 5 мучениц — Ирины, Екатерины, Варвары, Евфимии, Марины и Юлианы. На центральном простенке (над выходом) в медальонах помещены фигуры пяти греческих мучеников — Анемподиста, Пегасия, Акиндина, Афтония и Элпидофора. Справа от этой мозаики изображены равноапостольные Константин и Елена, стоящие по сторонам от Креста Господня, а также пять мучениц в медальонах — Анастасия, Фекла, Агата, Феврония и Евгения.

На северным окном (боковая торцовая стена) изображено «Омовение ног»: апостолы одеты в белые гиматии, в центре композиции Иисус в синем гиматии омывает ноги апостола Петра. Лицо апостола показывает душевное смятение от происходящего. Напротив него, в люнете южного окна нартекса помещена мозаика «Уверение апостола Фомы».

В парусах свода у северного окна изображены целители Косьма и Дамиан (последний утрачен) и Кир и Иоанн. Крестовой свод центрального компартимента наоса украшен изображением Богородицы Оранты в окружении Иоанна Крестителя и архангелов Гавриила и Михаила. Мозаики южного свода практически утрачены, сохранился лишь медальон с изображением святого Мокия.

На восточной стене нартекса помещена сцена Распятия Христа. Над входом из нартекса в наос (основное пространство храма) помещено изображение Христа Пантократора в золотом хитоне и ярко синем гиматии. Тимпан южного компартимента слева от Пантократора украшает мозаика «Сошествие во ад». Иисус в развевающемся белом гиматии попирает сломанные врата и замки́ ада, в правой руке он держит Крест, а левой возводит из гроба Адама (старец в белых одеждах) и Еву (фигура молодой женщины в розовом плаще). С другой стороны от Иисуса изображены Соломон и Давид в царских одеждах.

В арках (медальоны и в рост) изображены апостолы

западная стена Лука Пять мучениц Ирина, Екатерина,
Варвара, Евфимия, Марина
и Юлиана
Андрей Пять мучеников Анемподист, Пегасий,
Акиндин, Афтоний и Элпидофор
(мозаика над выходом на улицу)
Иоанн
Богослов
Константин и Елена, пять мучениц
— Анастасия, Фекла, Агата,
Феврония и Евгения
Филипп
Омовение ног ученикам
(северная — левая боковая — стена)
Симеон Целители Косьма
и Кир и Иоанн
Марк Богородица с ангелами им
Иоанном Крестителем
Иаков Мозаика частично утрачена,
сохранился Мокий
Варфо-
ломей
Уверение Фомы
(южная — правая боковая — стена)
восточная стена Матфей Распятие Христово Петр Христос Пантократор
(мозаика над входом
в основное пространство)
Павел Сошествие во ад Фома

Мозаики наоса

Апсида центрального алтаря украшена изображением Богородицы на престоле с младенцем Христом на руках. Тёмно-синие мафорий и одежды Марии выделяются на золотом мозаичном фоне, полностью покрывающем апсиду. Капеллы, расположенные в рукавах трансепта, имеют одинаковое оформление — Христос в окружении двух поклоняющихся ему ангелов, образ Богородицы Одигитрии в восточном люнете, фигура местночтимого святого в западном люнете и три медальона с ликами святых на северной и южной арках капеллы. Лик Богородицы обращён в центр храма и для того, чтобы она параллельно смотрела и на Богомладенца, в северном рукаве трансепта она держит Иисуса на левой руке, а в южном — на правой.

Купол апсиды украшен сценой сошествия Святого Духа, исходящего от этимасии, помещённой в центр композиции. Над окнами апсиды — деисус, заключённый в медальоны. Триумфальную арку перед алтарной частью украшают изображения архангелов Михаила и Гавриила.

  • Апсида с образом Богородицы и Сошествие святого Духа

  • Сошествие святого Духа

  • Апсида с образом Богородицы и Сошествие святого Духа, а также купол с Пантократором

  • Образы Богородицы в рукавах трансепта

Центральный купол был мозаикой с изображением Христа Пантократора в окружении четырёх ангелов, Богородицы и Иоанна Предтечи. Мозаика была разрушена землетрясением 1593 года и её заменили фреской, имитирующей мозаику. Образ Христа Пантократора монументален — высота Евангелия в его руке составляет 1,1 м. Между окнами в барабане купола находились изображения шестнадцати ветхозаветных пророков, но уже к XIX веку мозаики обветшали и их заменили фресковой живописью.

В тромпах помещены четыре евангельских сцены: Благовещение (не сохранилось), Рождество Христово, Сретение и Крещение. В полунишах — образы четырёх Отцов Церкви: Василия Великого, святителя Николая, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Диаконник украшают мозаики на ветхозаветные темы — Даниил во рву со львами и три отрока в пещи огненной.

Крещение Христа Принесение во Храм
Центральный купол
с фреской Иисуса Пантократора
Рождество Христово

В остальном пространстве храма помещены многочисленные изображения святых (около 150 фигур). В основном это преподобные и святые воины, то есть рать земная и небесная. Такой выбор обусловлен тем, что храм является монастырским, а в период его строительства Византия вела многочисленные войны. О провинциальном статусе обители свидетельствуют многочисленные изображения местночитым святых. Они (особенно изображения святых, связанных с основанием обители — Лука Стириот (патрональный святой храма), Лука Гурникиот, Никон Метаноит и другие) занимают места, на которых традиционно в других храмах помещались образы Отцов Церкви. В отношении характера изображений святых Отто Демус замечает, что мозаичисты

почти не пытались разнообразить колорит и оживить фигуры с помощью широкого спектра поз и жестов, и поэтому более или менее одинаковые изображения производят довольно унылое и однообразное впечатление.

Включение в число объектов Всемирного наследия

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 537
рус. • англ. • фр.

13 октября 1989 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО были номинированы три монастыря — Осиос Лукас, Неа Мони и Дафни. В апреле 1990 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием о возможности их включения в реестр. Советом были определены следующие критерии для включения данных объектов в число памятников ЮНЕСКО:

  • «Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения» (византийские мозаики Македонской династии);
  • «Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории» (Осиос Лукас является крупнейшим из архитектурных памятников средневизантийского периода).

На 14-й сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Канаде 7-12 декабря 1990 года, указанные монастыри были включены в Список объектов Всемирного наследия под номером 537.

Примечания

  1. archINFORM — 1994.
  2. 1 2 3 4 5 6 Надеждин А. Жемчужина Беотии: монастырь Осиас Лукас
  3. Oikonomides N. The First Century of the Monastery of Hosios Loukas // Dumbarton Oaks Papers. — 1992. — Vol. 46. — P. 245-255.
  4. 1 2 3 4 5 Хрипкова Е. А. Монастырь Осиос Лукас. Радость монаха и слава Греции
  5. Thymios D. Dalkas Hosios Loukas and his monastery, Athens, 2003. P. 70
  6. Thymios D. Dalkas Hosios Loukas and his monastery, Athens, 2003. P. 81
  7. 1 2 Византийская архитектура VI—XII вв. // Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции
  8. Chatzidakis M. Byzantine art in Greece, Mosaics — Wall Paintings. Athens, 1997. P. 9
  9. 1 2 Византийское искусство IX — середины XI века // Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая
  10. Д. Тальбот Райс. Искусство Византии. М., 2002. С. 82
  11. Thymios D. Dalkas Hosios Loukas and his monastery, Athens, 2003. P. 111
  12. 1 2 3 4 5 Лазарев В. Н. Мозаики Неа Мони на Хиосе и Хосиос Лукас в Фокиде
  13. Шмит Ф. И. Мозаики монастыря преподобного Луки // Сборник статей в честь проф. В. П. Бузескула. Харьков 1914. С. 318—334
  14. 1 2 3 Отто Демус. Мозаики византийских храмов
  15. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 87. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3.
  16. Advisory Body Evaluation (англ.)
  17. Report of the World Heritage Committee (Fourteenth Session) (англ.)

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Осиос Лукас
  • Надеждин А. Жемчужина Беотии: монастырь Осиас Лукас. Православие.Ru. Дата обращения 2 апреля 2009.
  • Хрипкова Е. А. Монастырь Осиос Лукас. Радость монаха и слава Греции. Дата обращения 2 апреля 2009.

Литература

  • Лазарев В. Н. Мозаики Неа Мони на Хиосе и Хосиос Лукас в Фокиде // История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  • Дэвид Тальбот Райс. Искусство Византии. — М.: Слово, 2002. — 256 с. — ISBN 5-85050-594-6.
  • Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2005. — 528 с. — (Новая история искусства). — ISBN 5-352-00485-6.
  • Paul Lazarides. The Monastery of Hosios Lukas. — Editions Hannibal, 1987.
  • Paul Lazarides. The Monastery of Hosios Lukas: Brief Illustrated Archaeological Guide. — Hannibal Publishing, 1980.

  • Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах
  • Археологические памятники Дельф
  • Афинский Акрополь
  • Археологические памятники Эпидавра
  • Духовный центр православия Гора Афон («Святая Гора»)
  • Монастыри Метеоры
  • Раннехристианские и византийские памятники города Салоники
  • Средневековый город в Родосе
  • Археологические памятники Олимпии
  • Древний город Мистра
  • Монастыри Дафни, Осиос-Лукас и Неа-Мони
  • Остров Дилос
  • Пифагорея и храм Геры на острове Самос
  • Археологические памятники Вергины
  • Археологические памятники Микен и Тиринфа
  • Исторический центр (Хора) с монастырем Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса на острове Патмос
  • Древний город Корфу
  • Археологический комплекс Филиппы

Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

mitrofanova_m

Эта история произошла со мной несколько лет назад в Крыму. Она была похожа на фильм или даже на сон — когда всё как-то не очень логично и странно, но когда кому-то начинаешь пересказывать, кажется, что ничего необычного тут нет. Но я точно знаю, что вся эта история была для меня какой-то особенной.
Мы поехали в место под названием Лаки. Это недалеко от Бахчисарая. В селе Лаки жили греки и оно было разрушено немцами в 1942-м году, сейчас же там остались развалины храма святого Луки и живёт несколько монахов, а само место считается очень сильным, да и интересна его история.
Есть мнение, что название Лаки происходит от имени святого Луки, но в Греции есть много сёл и городков с таким названием, поэтому, возможно, этимология греческая. Второй вариант весьма правдоподобен, потому что Лаки — древнее греческое село. Здесь жили потомки тех, кого вывез в Крым Алексей Орлов после Первой Архипелагской экспедиции 1769 – 1774 годов.
Результаты археологических раскопок датируют следы двух поселений VI—VII веками, в округе села — остатки свыше десятка церквей.
По данным советской переписи 1926-го года в селе Лаки проживало 240 греков (из 260-ти жителей), действовала греческая школа I ступени (пятилетка). Тут было 68 дворов, из них 26 некрестьянского типа. В Лаках в 1930-е годы был организован колхоз «Нео зои» (Новая жизнь)
В годы Великой Отечественной войны, после оккупации, 23 марта 1942 года, за поддержку партизан, село было уничтожено фашистами, 16 мирных жителей расстреляны, а оставшихся жителей выселили в район Биюк-Онлара. После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 27 июня того же года крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.
Сейчас же тут тихо, спокойно и, несмотря на случившуюся более 70-ти лет назад трагедию, весьма приятно.



3
Добираться до Лаки удобнее всего через Бахчисарай, мы ехали туда на машине

4
Скромный указатель. Если поехать прямо, то впереди будет военная часть, поэтому ехать нужно левее. Пусть дорога вас не смущает — если вы на машине, езжайте смело, пешком до Лаки ещё несколько километров в гору:

5

6

7
И вот вдалеке уже видны развалины Храма Святого Луки:

8

9
Руины церкви св. Луки, возведенной в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века:
10
Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески
11
Сама деревня была уничтожена, это событие называют Крымской Хатынью и случилось это ровно за год до сожжения Хатыни — 23 марта 1942-го года.
Свидетелем уничтожения деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске. Юрий Михайлович Спаи тогда, в 1942-м, был тринадцатилетним мальчиком.
«Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел».
12
Почему сожгли именно эту деревню?
Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню
13
После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 20 июня того же года, по Постановлению ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.
18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку. В начале 1960-х годов село признано неперспективным и расселено.
14
Храм Святого евангелиста Луки – памятник архитектуры местного значения. С тех пор как здесь в 2005-м году появился монастырь, отец Калинник все свои силы отдает восстановлению храма.
Уже готов генплан, завершается работа над проектом. Инициаторами возрождения святилища стали потомки жителей греческой деревушки
15
16
17
18
19
Рядом есть каменное строение, там живёт монашеская братия, ведутся службы
20
21
22
23
24
25
26
Если пойти по дороге вниз, то там будет скит, где жил отец Гавриил
27
Здесь нас встретили с распростёртыми объятиями. Мужчина, который назвал себя трапезарием (то есть тем, кто отвечает за трапезу, готовит и подаёт еду), сразу стал зазывать нас к столу. «О, садитесь есть! Нет-нет, садитесь есть! Сейчас предупредим отца Гавриила, что вы пришли».
Кажется, что нас тут ждали, но тут всех ждут и относятся как к своим — всех кормят, а мы как раз пришли к обеду (если бы мы знали, куда попадём, то взяли бы с собой какой-то еды, чтобы оставить тут).
Зовут отца Гавриила, старец вышел к нам. Был немного строг — мол, пришли все в косметике и в лаке для ногтей, в следующий раз приходите без. В тот момент я думала, какой вообще следующий раз? Я что, сюда вернусь? Но уезжая отсюда, я уже знала точно, что да, вернусь. Пусть не очень скоро (а ведь с этого посещения прошло уже несколько лет), но вернусь.
Правда, тот самый старец Гавриил, которого я запомню на всю жизнь, умер в ноябре 2015-го.
Я его не фотографировала, уж слишком он был настоящий. Он не имел ничего общего со священниками в церквях, он словно имел доступ к источнику высшей мудрости, такой вот мудрый старец. можно увидеть, каким он был.
28
Так же старец благословил нас на купание в купели. Но опять же пригрозил нам пальцем — в следующий раз приезжайте со своими рубахами, а пока можете взять наши — висят вон там.
Рубахи были сшиты из холщовых мешков, длинные до пят и с рукавами.
В святые источники и купели нельзя окунаться в купальниках или тем более голышом, а нужно делать это в закрытых рубахах. Почему-то хоть на крещение у проруби и выстраиваются тысячи людей, ни одного я ещё не видела в рубахе.
Вода тут жутко холодная!
29
И да, у монастыря есть свой сайт, вот он:
http://laki-monastery.ru/
30
Общение со старцем могло растянуться, а ведь мы всего-то планировали доехать до села и посмотреть на останки храма. А мне ещё и завтра лететь в Петербург, вещи не собраны, подарки не куплены…
Он говорил и говорил, я уже начала испытывать лёгкое раздражение, а потом он ещё и благословил нас над подъем на гору Святого Ильи.
А раз старец сказал, надо подниматься, и тут я уже поняла, что надо просто смириться с происходящим и получать удовольствие.
31
32
Поднимаемся, идти легко, подъем пологий. Отец Гавриил сам сюда поднимался регулярно
33
Сама гора:
34
На вершине горы находятся останки храма святой Троицы 15-го века.
На кладбище у храма обнаружено надгробье неких Феодорицы и Хаты, датированное 1362 годом и надгробие Чупана, сына Янаки и сына его Алексия, зарезанных «во дни Темира в месяце июне, в день 28, года 6872 (1364 год)».
35
Тут старец наказал прочитать акафист, который нёс с собой трапезарий. В процессе чтения к нам прилетела бабочка:
36
А на плече у самого трапезария поселился богомол:
37
Сам трапезарий оказался тут случайно — вёз уже взрослую дочь в Симферополь с проблемами, но решили заехать сюда, к старцу. Тут и остались на несколько недель, а проблемы ушли
38
39
На гору поднимаются поломницы. Надо заметить, что весь путь от остановки автобуса до села Лаки эти немолодые уже женщины проделали пешком, а это, ни много, ни мало, 8 километров
40
41
42
Удивительно смотрятся останки церкви:
43
44
45
46
47
48
49
Тут нам на встречу идёт батюшка, увидев меня с фотоаппаратом, сказал, что сам работал корреспондентом в газете и даже взял у меня фотоаппарат и сделал нам фото на память
50
51
52
53
54
55
Мы уезжаем, а этот удивительный человек, назвавший себя трапезарием, попавший сюда по воле случая, остаётся. Сказал что занимается сдачей жилья в Новом свете и найти его можно по запросу в Яндексе «Новый Свет — лучший отдых в Крыму». Возможно,
56
57
58
Обратный путь лежит мимо Качи-Кальона.
Тут тоже удивительные места, а ещё там очень красивый бисерный храм, про Качи-Кальон и храм я рассказывала
59

Как добраться до Лаки:
Добираться удобнее всего из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая до села Машино (за селом Баштановка) будет поворот с главной дороги направо, там даже есть знак, на котором написано «Лаки 8 км». Выходите из автобуса и идете по этому указателю (недалеко от Баштановки находится Качи-Кальон, про него я рассказывала , можно совместить).
До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Повернув за мостом налево, выйдете на грунтовку и через 10 км попадете на перевал, на седловине которого и расположено село Лаки (посмотреть на карте). Слева будет гора св. Ильи, на вершине которой расположены остатки часовни святой Троицы. Справа – гора Татар-Ялта. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.
Лучше всего, конечно, ехать на машине, потому что пешком в гору путь не близкий.
Координаты для навигатора: 44° 39′ 55.50″ N 33° 57′ 8.29″ E
Контакты:
Сайт

СЕЛО #ЛАКИ – ПАРТИЗАНСКАЯ #ХАТЫНЬ КРЫМА

23 марта исполнилась 74-я годовщина уничтожения фашистскими карателями и их прислужниками – «хиви» из деревни Коуш греческой партизанской деревни Лаки в Бахчисарайском районе. Эта карательная акция осуществлена в 1942 году и всегда останется в памяти поколений и как жесточайший акт геноцида, и как несмываемое пятно позора, лежащее на палачах его осуществивших. Первым населенным пунктом, с которого началась реализовываться одна из самых бесчеловечных форм геноцида в Крыму –сожжение населенных пунктов с мирным населением, был рабочий поселок Чаир в Бахчисарайском районе, уничтоженный 4 февраля 1942 года. Вторым стало село Лаки. На поселке Чаир и деревне Лаки карателями оттачивали практику последующего уничтожения десятков населенных пунктов Крыма с его жителями.

Захват и уничтожение

История гибели деревни Лаки описана достаточно подробно. Вспомним ее еще раз в этот памятный день: «Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны?» Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович СПАИ, племянник Николая Константиновича СПАИ, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда… Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком… «23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос… в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай…» в село Биюк-Онлара (ныне поселок Октябрьское). http://www.krimoved.crimea.ua/region5.html

«Так будет со всяким, кто действует против немцев»

Благодаря рассекреченным архивам МВД СССР, удалось узнать и одну неизвестную ранее страницу истории уничтожения этого села. Из протокола допроса старшей переводчицы Севастопольского отделения «СД» ОБИДОВОЙ-ХАЛИЛОВОЙ от 14 октября 1947 года было установлено, что «летом 1943 года МАЙЕР (начальник немецкой службы безопасности в Севастополе, штурмшарфюрер СС. – Авт.) был вызван в Симферополь с командой добровольцев-татар. По возвращению (…) МАЙЕР рассказал мне, что по указанию оберштурмбанфюрера ЦАПП (…) командира полиции и службы безопасности Крыма (…) и при прямом его, МАЙЕРА, участии за содействие партизанам ими были расстреляны все жители деревни Лаки Бахчисарайского района и деревня сожжена до тла.

Заслуженный архитектор Республики Крым, Почетный гражданин города Бахчисарая В.Н. БОРИСОВ

Лаки — крымская Хатынь

Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее тишиной. Эта тишина какая-то особенная, такой больше нет нигде в Крыму. Молчаливо стоят выжженные солнцем меловые горы. Не раскачивает деревья ветер. Не слышно жужжания пчел. Лишь одинокий заяц пробежит по усыпанному огромными красными маками полю. Природа молчит. Но стоит прислушаться повнимательней к этим горам и деревьям, вглядеться в алую кровь маков — и они начнут говорить. Они расскажут страшную историю, которую хранят уже 74 года:

Издавна здесь жили потомки славных листригонов. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом. В жилах местных жителей текла кровь гордых феодоритов. Того настоящего коренного крымского народа, которого уважали далеко за пределами полуострова.

Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Чужаков к себе особо не пускали, хотя встречали всегда радушно. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Так бы и рожала новых работящих крымчан лакская земля, если б в одно промозглое зимнее утро 1942 года у дома председателя колхоза «Нео зои» Владимира Лели не остановилась машина с немцами. С этого момента в Лаках началась другая жизнь.

Немцы в своей возмущенной злобе решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только церковь. Красивый храм св. Евангелиста Луки, который жители деревни возобновили на месте старого в 1904 г., стоит в до сих пор. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских неупокоенных душ. Кажется, что все они — те, кто сгорел в адском огне, кто не был предан по обычаю предков родной земле, собрались в этих стенах. Храм стоит на пригорке, окруженный плотной стеной сорной травы — крапивы, щавеля. Перед входом на земле каменные блоки от разрушенного купола колокольни. Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Поверх фресок уродливые надписи современных вандалов. Без них, к нашему сожалению и позору не мыслим не один крымский памятник старины:

Со дня Лакской трагедии минуло уже 60 лет, но рана все еще кровоточит. Десятилетия не смогли стереть из памяти людей страшные подробности уничтожения целой деревни, на месте которой ныне вспаханное поле. Не осталось даже фундаментов, зарыты колодцы, лишь полуразрушенная церковь да скромный памятник напоминают о том, что здесь, в деревне Лаки, издревле жили греки. Трудились, веселились, влюблялись, пока в их дома не пришла беда…

23 марта 1942 года деревня Лаки была захвачена гитлеровскими карателями и уничтожена. Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал Сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович СПАИ, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.

«Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское.

Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд. После освобождения Крыма Юра с матерью получили жилье в Бахчисарае. Казалось бы, жизнь стала налаживаться. Но только месяц передышки предоставила судьба этим людям. Летом 1944 года греки были высланы Крыма.

Греческий народ чтит память погибших 60 лет назад. Ежегодно, 23 марта съезжаются греки со всех уголков когда-то необъятной страны, отдают дань памяти погибшим, возлагают цветы. «А что чувствовали вы?» — задаю я Юрию Михайловичу не совсем тактичный вопрос. Отвечает он просто: «Я плакал». И сегодня обидно пожилому человеку, что «перекопали все, не оставив даже фундаментов — свидетелей трагедии. Сделали это, наверное, для того, чтобы никто лишний, раз не спрашивал, куда же делись люди». Денег на установку достойного памятника православным грекам не хватает. «Мусульманский» Рескомнац, — говорит Юрий Михайлович, — находит средства только на нужды крымских татар. А всем нам, незаконно выселенным в далеком сорок четвертом нужно собраться. И крымские татары должны признать свою вину и покаяться перед греческим народом». А вместо этого… в скромном памятнике, установленном на добровольные пожертвования, зияют три пулевых отверстия. Жители окрестных сел, понижая голос до шепота, говорят: «Татары прострелили!»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *