Монастырь Успения Пресвятой Богородицы

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

28 августа 2019 года православные отмечают один из двенадцати главных церковных праздников — Успение Пресвятой Богородицы.

УНИАН расскажет Вам, когда Успение Богородицы 2019, как его отмечает, зачем молиться у иконы Успения Пресвятой Богородицы.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

28 августа православная церковь воспоминает кончину (Успение) Божией Матери. Но этот праздник не только печальный из-за окончания жизненного пути Богородицы, но и радостный – ведь она воссоединилась со своим сыном Иисусом Христом.

За три дня до смерти Марии явился архангел Гавриил и известил ее о близкой кончине. В этот день апостолы оставили места своей проповеди и собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и осуществить погребение ее пречистого тела.

Находясь вокруг ее ложа, они были ослеплены ярким светом, в котором явился сам Христос в окружении ангелов и архангелов. В этот момент чистая душа Девы Марии без страданий, будто во сне, отошла к Господу.

Апостол Фома не успел на погребение Богородицы, поэтому ему после ее успения разрешили войти в пещеру-гробницу. Но там он не обнаружил тела Богородицы. Это объяснили тем, что Господь забрал тело Марии на небо.

Медовый Спас 2019: дата, традиции, что категорически нельзя делать в этот праздник

Почему праздник называется Успением

Слово «успение» означает сон. Многие верующие объясняют смысл праздника Успения в том, что нет конечной смерти и страха перед ней. То есть существует жизнь на Земле в физическом теле, а также жизнь после этого.

Успение Пресвятой Богородицы: традиции

Праздник Успения Богородицы совпадает с окончанием строгого Успенского поста. В этот день можно начинать питаться разнообразной пищей, но только если 28 августа не приходится на среду или пятницу. Если этот так, следует подождать еще один день.

По традиции, в этот день верующие идут в церковь, чтобы почтить память о Пресвятой Богородице, и молятся у ее иконы.

С Успения начинается заготовка различных припасов на зиму. С этого дня в лесах начинали собирать грибы и орехи на зиму.

Также доброй традицией у наших предков было на Успение заниматься засолением на зиму капусты, огурцов, помидоров и других овощей.

О чем молятся у иконы Успения Пресвятой Богородицы

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» считается очень сильной – перед ней просят о защите детей и взрослых от болезней и сглаза, о помощи в принятии правильного решения, в сложных проблемных вопросах. Также именно этот образ помогает достойно пройти свой земной путь и преодолеть страх перед смертью.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» считается очень сильной / grekomania.ru

Перед этим образом молятся о:

— ее защите и покровительстве;

— излечении от различных недугов;

— избавлении страха перед смертью;

— укреплении христианской веры.

Успение Пресвятой Богородицы: что нельзя делать

В этот церковный праздник запрещено:

— заниматься работой по дому – убирать, стирать, шить;

— брать в руки режущие предметы, хлеб, например, ломают руками;

Спас 2019: когда отмечаются три Спаса в августе (календарь)

— варить пищу, это якобы влечет за собой серьезные проблемы со здоровьем;

— устраивать шумные гуляния;

— ругаться и ссориться;

— желать кому-либо зла – оно непременно вернется к вам;

— разводить огонь – так можно привлечь напасть;

— ходить босиком на Успение – якобы так можно собрать все болезни;

— молодым незамужним девушкам нельзя стричь волосы, дабы не испортить судьбу.

Народные приметы на Успение

Если в этот день появилась радуга на небе — осень будет теплой

Хорошая погода – Бабье лето будет прохладным

Много паутины – примета к тому, что зима будет морозной и малоснежной

Если вода не волнуется, тогда осень будет безветренная, а зимой не будет метелей

Читайте новости шоу-бизнеса, гороскопы на канале УНИАН Lite в Telegram

Богородица уже при жизни удостоилась благословения Божьего и уповала к Нему за каждого нуждающегося в Ее сердоболии и защите

Успение Пресвятой Богородицы — единственный праздник в честь блаженной и благочестивой Девы Марии. Именно в этот день молитвы, обращенные к Ней, набирают силу. Божья Матерь при жизни обрела дар ходатайства пред Господом, моля и прося за всех, кто нуждался в Ее заступничестве.

Каждый год, 28 августа, все христиане встречают величественный праздник — день почитания Приснодевы. Любому верующему известно, что Бог безустанно борется с силами зла, даруя людям в помощь Святых угодников, каждому из которых отведена своя роль.

Именно в день Успения Божьей Матери силу набираю молитвы, обращенные к Ней. В этот праздник мы можем обратиться в молитве к Богоматери, выразить признательность за Ее благорасположение, сострадание и заботу. Ведь помощь Ее незаменима и важна для всех православных христиан, особенно когда дело касается семейного благополучия, личного счастья и необходимости в небесном заступничестве.

Вознесение Богородицы: смысл праздника

Успение Пресвятой Богородицы — воистину чистый и радостный праздник, вместивший в себя огромное количество традиций и церковных устоев. Ни одно православное торжество не сравнимо по значимости и народной любви с днем Вознесения Божией Матери на небеса.

Смысл праздника огромен. В нем поднимается тема и раскрывается вопрос вечной жизни, доступной нам в подарок за праведное существование. Каждому верующему известно, что смерть — это заслуженная награда, дарующая право на избавление от земной жизни, полной искушений и зла. И примером тому является Матерь Божия. Чья судьба была испытана гибелью единственного Сына, который после вознес ее в Царствие Небесное на руках.

Ежедневно, после казни Христа, в молитвах, Дева Мария просила Господа о скромном подарке: покинуть грешный мир, чтобы воссоединится с сыном и обрести вечную жизнь. Богородица не боялась смерти, Она с упоением ее ждала. К чему призывает и всякого живущего поныне. В этом мире мы лишь гости, настоящее счастье нас ждет на небесах.

Успение Богородицы: церковные традиции этого дня

Обязательно следует почтить память Богоматери своим скромным визитом в храм Божий, оставив очерняющие мысли за порогом церкви. Это празднество веселья, упоения и счастья, поэтому главным условием служит избавление от скорби, уныния и грусти. Пусть ваша крепкая вера, праведность и надежда воспоют в молитве к Пречистой Деве.

Церковнослужители говорят, что в этот день просить у Богоматери можно все, что пожелает душа. Только заложите в молитвы свои искренность и добродетель. Однако, заступничество Богородицы — святая награда. Матерь Божия помогает лишь тем, кто верен Сыну Ее и не скуп на слова благодарности. Поблагодарите Господа за предписанные возможности, удачу и успех в делах мирских, и все воздастся вам в троекратном размере.

О чем просить Пресвятую Богородицу в день Ее Успения

С упоением в сердце и с искренностью в словах можно уповать на помощь Небесной Владычице, моля Ее о защите, здоровье, спокойной, размеренной и счастливой жизни. Не будет лишним, если перед молитвой, вы расскажите Божией Матери о всех своих тревогах, колебаниях и испытаниях. Раскройте душу Благочестивой Деве и Она не отвернется от вас и вашей просьбы, внемля в каждое слово с глубочайшей чуткостью и любовью.

Народной памяти известны случаи явления чудес людям, молящих подле икон Богородице в день Ее Успения. Божья Матерь помогает и советом, приходя во сны или посылая на помощь ангелов. Ведь на смертном одре Приснодева поклялась остаться помощницей и утешительницей каждого христианина.

Молитвы о помощи и защите

Богородица уже при жизни удостоилась благословения Божьего и уповала к Нему за каждого нуждающегося в Ее сердоболии и защите. Необыкновенное приближение к Царствию Небесному Дева Мария сподобилась после Своего Вознесения. Она покинула мир не только во имя блаженного свидания с Сыном, но и для того, чтобы молитвами пред Ним защищать души грешные. Представ апостолам на третий день после смерти, Богоматерь сказала: «Возрадуйтесь, ибо с вами я во все дни и ночи!».

Приснодева жила на земле и известно ей о всех тяжбах, испытаниях и невзгодах мирских. При жизни Она приняла много мук и страданий. Поэтому к Ней и обращаются люди, видя в ней пример истинной веры и непокорность злу.

Всякий грешный поступок на земле причиняет Ей боль, как и наши горести находят в сердце Ее сострадание. Первая Мать не оставит без присмотра и своей помощи не одного человека, живущего с любовью в сердце к Господу. Обращаться к Богородице следует величественно.

Молитва к Богородице о защите:

«Смягчи сердца наши, Святая Богородица. Пусть сгорят в огне все напасти наши, а теснота в душе покинет сердца наши. На лик твой взираем, разделяя Твои страдания и на милосердие уповаем. Ужаснемся мы от рока Твоего, да возрадуемся силе Твоей и крепости духа. Прости жестокость нашу, лишь в Твоих силах ее усмирить. О Великая Владычица, вознеси молитвы наши до Господа и замоли за нас пред Ним греховные деяния наши. Избавьте нас от смерти внезапной и зла всякого. Озарите ум наш и проводите нас ко спасению. Уповаем в надежде во имя Царствия Небесного в руках Господа, Иисуса Христа и его Пресвятого Духа. Аминь.»

Молитва к Богородице о помощи:

«Воспеваем к милости Твоей, о Пресвятая Матерь Божия! Не отвернись от молитв наших, а избавь от бед и несчастий. Единственная Читая и Блаженная Богородица Спаси нас! Ты, многострадальная Матерь Божия, превышающая по вере и страданиям всех живущих на земле. Услышь и не покинь нас в минуты трудные, сохрани нас под покровом милосердия и сострадания Своего. Лишь подле Тебя мы находим прибежище и теплое заступничество во тьме адской. Только ты имеешь позволение обратиться к Сыну Своему и умолить его о спасении нашем и переходе в Царствие Небесное, где мы будем воспевать и славить Сына Твоего, Отца Его и Тебя, Владычицу мира во веки веков. Аминь.»

Молитв к Богородице — бесчисленное множество, но лишь в день ее Успения преобладают две из них. Начните панихиду к Пречистой Деве именно с данных молитвенных слов, не забыв о благодарности. Богоматерь проникнется к вам любовью, чуткость и лаской, ответив на все просьбы. Мы желаем вам мира в душе, крепкой веры. Берегите себя, будьте счастливы.

Монахи обустроили цветочную теплицу для украшения храмов обители В этом году в Валаамском монастыре возвели цветочные теплицы, где круглый год будут выращивать цветы, главным образом, лилии и розы. Цветы предназначены для украшения храмов и икон по большим праздникам. А в праздник Успения Божией Матери наши лилии уже радовали всех паломников своей красотой.

Даже в холодное время года монастырь сможет обеспечить себя цветами, и никакое празднование не останется без удивительного вида и благоухания лилии – «цветка Пресвятой Богородицы».

В монастырских теплицах будет выращиваться белая лилия сорта «Бах». Сорт выбран специально, чтобы все желающие, в том числе и у кого есть аллергия на сильные запахи, могли присутствовать на долгих службах. Мы будем выращивать тысячу лилий каждый год, – и это наш небольшой дар Матери Божией в знак всегдашней памяти и любви к Ней,

В теплицах выращивается более десяти наименований овощей и зелени: огурцы, помидоры, перец, салат, петрушка, укроп, лук и другие «радости» для насельников монастыря в зимний период, что особенно ценно во время больших постов.

Монахи – это дети, чада Пресвятой Богородицы, стремящиеся подражать Ей в жительстве и совершенстве. А украшение храмов и икон белоснежными воздушными лилиями, как ни что, лучше всего подходит для того, чтобы почтить Ее и напомнить друг другу о той дороге к Небу, о том пути к Раю, куда мы держим свой подчас скорбный и тернистый путь. «Цветы – остатки Рая на земле», – говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Созерцая красоту мира земного, человек может возвышать свой ум к созерцанию мира небесного, и через это возноситься к Богу.

Цветы – остатки Рая на Земле,
И может от того мы так их любим.
Вдыхая аромат, любуясь в тишине,
Мы никогда о Рае не забудем!
Прекрасные цветы – залог Любви,
Уроки красоты,
Предвестники Божественного Света!
Пронзительны, щемящи и легки,
Они нам и зимой подарят лето!
Порадуют и свежестью, и чистотой своей,
И нам пример преподнесут наглядный,
Напомнят нам о том, что лучше Рая нет,
И нам к нему стремиться надо безоглядно!

Трудами братии Валаамского монастыря: «Колумбийские ананасы из Карелии» Когда архангел Гавриил явился Пресвятой Богородице с благовестием, он преподнес Ей белоснежную лилию. Войдя к Ней, он сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33). В тот день тайна нашего спасения начала совершаться, а неизвестная никому до того Мария, стала Матерью Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

С тех пор лилия стала напоминанием того великого события, стала символом чистоты, целомудрия и девства. В те древние времена людям было непонятно состояние безбрачия, а у евреев брак и деторождение считались добродетелью и благословением Божиим. Отсутствие детей полагали как проклятье и считалось, что человек, не имеющий детей – большой грешник, неугодный Богу. Матерь Божия же так возлюбила Господа, что решила полностью посвятить Себя Ему Единому, не помышляя в Своем чистом сердце ни о чем другом. Для тех времен это был подвиг, превосходящий всякий другой, ведь он был сопряжен с непониманием, с отвержением, с одиночеством. Но для сердца, любящего Бога, нет никаких преград, желание быть с возлюбленным Господом – все перекрывает. И сердце Пресвятой Богородицы горело этим пламенем Божественной любви.

Та лилия, принесенная архангелом Гавриилом, стала образом Ее непорочной чистоты и любви, той Божественной красоты и белизны, какой были Ее святые душа и тело. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим», – сказал Ей архангел Гавриил. Она была чистая, а стала Пречистая, была благословенная, а стала Преблагословенная, была святая, а стала Пресвятая. Носившая в Себе и вместившая невместимого Бога, была превознесена Сыном Своим превыше Небес. И ныне Она честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, которую теперь величают и ублажают все роды.

Цвет белизны, цвет чистоты, цвет совершенства – Ее белая лилия. Сам Христос говорит о красоте этих цветов: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6. 28-29).

В Греции на острове Кефалония в день Успения Божией Матери совершается чудо известное всему православному миру. Между деревнями Трогониата и Демутцадата, недалеко от Аргостоли, есть часовня, построенная благочестивыми христианами в честь Богоматери и посвященная ей. Называется она «Панагия ме та кринакья» (Богоматерь с лилиями). Накануне великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, кефалоняне собирают и приносят в храм белые лилии. Эти цветы вкладываются в киот иконы Божией Матери, где и остаются без воды вплоть до праздника Успения Богородицы. В августе, когда приходит праздник, происходит диво дивное: на сухих, растрескавшихся от жары стеблях лилий распускаются нежно-белые цветы — и это через четыре с половиной месяца после того, как они были срезаны! В праздник Успения Божией Матери после литургии в церкви служится молебен, цветы освящаются и раздаются верующим, пришедшим в этот день в храм. Эти сухие стебли лилий подобны нашим душам, иссохшим от безверия и сомнения. Белоснежный цветок как бы напоминает нам, что для Бога нет ничего невозможного и что наша душа, погрязшая в грехах, тоже может расцвести и озариться благодатью Божией.

Пусть эти белые лилии, эти «цветы Пресвятой Богородицы», всегда будут для нас напоминанием и отражением Ее чистоты и смирения, а в непростые жизненные моменты – утешением, ибо, как и Она, доверивший себя Богу, никогда не будет оставлен!

Успенский Троифонов монастырь создавался в местах, где обосновались так называемые северные «запорожцы» — русские «бывальцы», «хлыны» и «изгои» разного рода, окружённые инородцами — вотяками, черемисами и татарами. И нравы здесь в ХV-ХVI веках, как свидетельствуют летописи, царили самые жёсткие и распущенные. На протяжении веков обитель выступала духовным и культурным центром, миссионером и колонизатором новых земель, защитником обездоленных и немощных. Вятский Успенский мужской монастырь основал преподобный Трифон (ок. 1546-1612) — монах Пыскорской обители, выходец из архангельских крестьян. Жители пяти вятских городов, по инициативе монаха, обратились к Ивану Грозному с челобитной о создании монастыря. В июне 1580 года самодержец дал прп. Трифону грамоту на строительство обители на месте старого городского кладбища с двумя ветхими церквами. Вятскому монастырю царь пожаловал «безданно и безоброчно» окрестные сёла и деревни с людьми, пашнями, лугами и озёрами. Царь фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, даровал монастырю, кроме того, ещё Вобловицкую волость и незаселённые земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли обитель заселяла крестьянами из Вобловицкой области, способствуя освоению обширного края. В знак особого благоволения, Фёдор Иоаннович отправил в дар вятскому монастырю двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить четыре храма — Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Среди них выделялся Успенский собор, имевший шесть шатров. О нём сообщает дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601): «На Вятке в Хлынове городе монастырь стал… деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов». Современник писал, что церковь та «велия и пречудна» и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается». Историки предполагают, что его архитектурная идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.

К началу ХVII века в обители появились 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки (погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня). По периметру монастырь обнесли деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа. С восточной стороны Успенского собора стояла надкладезная деревянная часовня. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы. Прп. Трифон ввёл в монастыре строгий общежительный устав, по которому у всех монахов были общая трапеза и имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В обители ежедневно совершались службы. В молитве, посте и трудах прп. Трифон являлся примером для монахов и приходивших в монастырь вятчан. Часть братии, состоявшая из знати, возроптала на строгость устава. В результате святого изгнали из основанной им обители, а на его место поставили его ученика отца Иону (Мамина), происходившего из дворян. Лишь в 1612 году, после долгих лет скитаний, преподобный Трифон Вятский смог вернуться в родной монастырь, где вскоре скончался. По кончине он почитался жителями Хлынова, а после обретения его мощей в 1684 году Церковь прославила архимандрита Трифона в лике преподобных. В ХVII веке значение первого монастыря Вятской земли возрастало. Он быстро осваивал новые территории. Для управления вотчинами посылались старцы, привлекавшие в них крестьян из соседних земель. Обитель вела активную миссионерскую и просветительскую деятельность. Этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинах. Монахи Трифонова монастыря становились основателями и строителями новых вятских обителей. Трифонова же обитель быстро превратилась в культурный и книжный центр Вятской земли. Послушники и монахи обучались здесь чтению и письму. Уже в начале ХVII столетия в монастыре складывается богатая библиотека (более 140 книг), содержавшая богослужебные, святоотеческие книги, поучения, жития святых и пр. В монастырских стенах велась работа по переписыванию книг и созданию оригинальных произведений. За счёт обширного монастырского хозяйства и частных вкладов были накоплены значительные средства, позволившие начать каменное строительство. В 1684 году на месте деревянного соборного храма заложили каменный — спустя пять лет новый собор освятили. В 1690 году в него были торжественно перенесены мощи святого основателя обители. Над могилой установили раку, где хранились рукописное Евангелие, посох и вериги преподобного.

С воцарением Петра I для монастыря (как, впрочем, для большинства русских обителей) наступили трудные времена. Царь, стремившийся к увеличению налоговых поступлений в казну, запретил постригать в монахи трудоспособных мужчин. Численность братии стала быстро сокращаться. Если в 1711 году в обители подвизались 128 монахов, то в 1764-м — только 32 инока. Тем не менее, в первой половине ХVIII века начинает формироваться каменный архитектурный ансамбль монастыря. Были построены Святые ворота с надвратной Никольской церковью, служившие парадным въездом в монастырь, возведены Трёхсвятительская и Благовещенская церкви. Завершилось оформление монастырского комплекса постройкой колокольни, Братского и Настоятельского корпусов и ограды с башнями. В 1744 году в Трифоновом монастыре была открыта и почти полвека действовала славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Но даже после переезда семинарии на Архирейскую дачу учащиеся продолжали обитать в монастырских стенах — здесь находилось их общежитие. Большой урон обители нанесли реформы Екатерины II. В 1764 году большая часть монастырских вотчин отошла в государственную собственность. В довершение всего монастырь сильно пострадал от частых пожаров. В 1790-е годы, при императоре Павле I, монастырю были возвращены лучшие земли и дарованы новые льготы. Особенно способствовал возрождению и процветанию обители деятельный архимандрит Амвросий (Красовский), управлявший братией в середине ХIХ века. В 1856 году он построил пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. При монастыре была организована школа для городских детей, где они учились письму, чтению, арифметике и закону Божьему. В 1880-х годах в Трифоновом монастыре подвизался известный подвижник Вятской земли — прп. Стефан Филейский. В 1894-1896 годах под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина проводились работы по реконструкции и капитальному ремонту Успенского собора. Артель иконописцев из Палеха во главе с Л. И. Париловым выполнила в нём росписи. В начале ХХ века также были отремонтированы Никольский надвратный, Трёхсвятительский и Благовещенский храмы. В то время монастырь представлял собой благоустроенную обитель с немногочисленной братией (15-20 человек) и небольшими земельными угодьями.

Как писал в 1912 году в своей «Истории Вятского Успенского Трифонова монастыря от его основания до настоящего времени» К. Селивановский, «кто бывал в Успенском монастыре при предшественниках преосвященного Павла, тот ныне приятно будет поражён теми благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители прп. Трифона. Здания монастырские ремонтированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом, выстроены вновь два дома под квартиры… По всему монастырю и квартирам проведен водопровод… Для богомольцев устроена под братским корпусом «странноприимница». Более чем 300-летнию историю монастыря прервал в 1917 году большевистский переворот. В сентябре 1918 года по распоряжению советской власти Трифонова Успенская обитель была упразднена, её насельников выслали в Пермскую губернию. В монастырских стенах разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советская партийная школа. Впрочем, уже в декабре 1918 года благодаря подвижническим трудам Юлии Александровны Лавровской была зарегистрирована Трифоновская религиозная община, в ведение которой перешло оставшееся имущество монастыря. Спустя пять лет эту общину разгромили (Ю. Лавровская по приговору суда отправилась в ссылку в Сибирь), и Успенский собор при поддержке официальных властей захватили обновленцы, изгнав оттуда сторонников Патриарха Тихона. Другие монастырские храмы были переданы различным организациям. В 1929 году Успенский собор окончательно перестал быть домом молитвы. Монастырские колокола пошли на переплавку, вещи и богослужебные предметы из храмов продали или передали губернскому музею и архиву. В качестве «лома драгметаллов» безбожное государство нашло «применение» и серебряной раке прп. Трифона Вятского. Церкви лишились иконостасов (сохранился только в Успенском соборе). Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году богоборцы разобрали колокольню Трифонова монастыря и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году исчезли угловые башни и южная стена Успенского монастыря. В храмах и монастырских постройках размещались архив, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха электромеханического завода.

Начиная с 1940-х годов верующие неоднократно обращались к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы бывшей обители, а для архива приобрести другое здание. Но на все прошения инициативная группа получала один ответ: «Собор занят, и о его передаче не может быть и речи». Уникальный архитектурный ансамбль погибал на глазах. Восстановительные работы в монастыре начались только в 1950-е годы, но велись они «фрагментарно». Здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, стены покрывались слоем влаги и плесени. Только в 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трёхсвятительская церковь, восстановлена юго-восточная и северо-западная башни, воссозданы южный участок ограды с воротами, поварня. В 1988 году, на волне перестроечных преобразований, вновь приступили к обсуждению вопроса о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. Мнений при этом рассматривалось лишь два: передать монастырь краеведческому музею или Кировской епархии. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 года Успенский собор вернули епархии. В августе 1991 года Кировский облисполком принял историческое постановление о передаче всего ансамбля Успенского Трифонова монастыря Кировскому епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящён Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. А 25 сентября 1991 года Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря в городе Кирове. Настоятелем обители стал правящий архирей — архиепископ (ныне митрополит) Хрисанф (Чепиль). С этого времени начались активные восстановительные работы в Трифоновом монастыре. Были отреставрированы палаты настоятеля и Братский корпус (в нём находятся епархиальное управление и Вятское духовное усилище), заново построена колокольня, срублена надкладезная часовня, завершена реставрация Никольской церкви, на глазах преобразился и Успенский собор, благоустроена прилегающая к храму территория.

Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №105, ООО «Де Агостини», 2011

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *