Монастырь в башкирии

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые Кустики» расположен в живописной гористой местности, в сотне километров к северу от Уфы. С высоты холма взору открывается совершенно сказочный вид. Такое впечатление создает возведенный несколько лет назад храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, похожий на терем. По благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона был организован скит. Первые годы служить приходилось в вагончике. Построили несколько деревянных домиков для братии. Возводится каменная ограда с башенками. Над святым источником восстановлена часовня во имя преподобного Серафима Саровского, которая построена на фундаменте старой часовни, чудом обнаруженном при раскопках.

В 1901 г. была образована община женского монастыря. Строительство велось с 1901 по 1920-е гг. Главной святыней монастыря были сами Святые Кустики — место сплетения трёх берёз и двух ив, где во время оно являлся «святой старец в блестящих золотых ризах со крестом в руках», откуда был слышен необыкновенный звон невидимых неземных колоколов, где над Кустиками являлась икона Божией Матери и ходили вокруг три старца, где пребывал на воздухе никем не поддерживаемый животворящий крест, от коего исходили золотые лучи. Учредитель и первый благотворитель монастыря — Г.А. Поспелов. Основательница и первая настоятельница (1901-11 гг.) Серафима (Князева). Первой здесь была построена в 1901 г. домовая церковь во имя св. блгв. вел. Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, одного из первых русских князей, принявших смертную муку от татаро-монголов в 1238 г. Освящен храм был в декабре того же года по благословению правящего архиерея епископа Уфимского и Мензелинского Антония (Храповицкого). В 1911 г. была возведена небольшая Вознесенская деревянная церковь, ставшая ненадолго главной в монастыре. Общине помогали многочисленные благодетели. Император Николай II пожаловал обители 38 десятин пахотной земли в 30 верстах от монастыря. Значительную сумму пожертвовал обители святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В феврале 1902 г. был получен указ Святейшего Правительствующего Синода об учреждении у Святых Кустиков женской Георгиевской общины. В том же году были получены документу на закрепление за общиной 70 десятин земли, пожертвованной крестьянином Усы-Степановской волости Георгием Поспеловым. Это в честь его небесного покровителя был назван домовой храм обители. В марте 1905 г. указом Синода община была переименована в монастырь и было начато возведение кирпичного Успенского собора, призванного стать главным храмом женского монастыря; приделы — в честь св. блгв. кн. Георгия и Всехсвятский. Собор не был достроен до конца, в 1930-е гг. он разрушен до основания. Вместе с недостроенным собором была уничтожена семиглавая Вознесенская церковь, восьмигранная часовня на месте Святых Кустиков, все корпуса и кельи (около 15 зданий). Здесь была устроена коммуна, которая вскоре развалилась. И далее — полвека пустоты, тишины, запустения, плача ангелов небесных…

В 1928 г. монастырь был закрыт. Здание огромного каменного храма обители в годы безбожной власти использовалось под хозяйственные постройки. Со временем оно разрушилось, от него остался только фундамент. Возобновлён был монастырь не сразу. Вначале (1994 г.) это были робкие богослужения о. Варлаама и близких ему почитателей сего святаго места на праздник Вознесения — этот Господний праздник издавна считался здесь одним из престольных. Всё изменилось в 1997-99 гг.: по благословению Владыки Никона началось сооружение первых деревянных хозпостроек, келий и новой церкви в честь св. блгв. кн. Георгия Владимирскаго.

В 2001-02 гг. были расчищены фундаменты малой Вознесенской церкви и большого Успенского собора. Начальное строительство было организовано многими верующими из Уфы, Бирска, Павловки, Красного (Белого) Ключа. Недолго бывший монастырь назывался «Свято-Георгиевским скитом». В 2002 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон исходатайствовал перед Священным Синодом о возобновлении именно монастыря, но уже как мужского. Новое название монастыря — «Успенский Свято-Георгиевский». Достроена деревянная семиглавая Георгиевская церковь; кирпичная 8-гранная часовня, воссозданная на месте самих Кустиков на чудом найденном при раскопках фундаменте, названа во имя Иверской иконы Божией Матери. Построены новая надкладезная часовня, десяток бревенчатых келий, хозяйственный двор, пасека; начато строительство каменного ограждения монастыря с башенками. Возведена 2-этажная кирпичная трапезная с церковью. В 2003 г. был укреплён фундамент и началось воссоздание Успенского собора в прежнем виде. Летом 2004 г. стены доведены до высоты 7-9 метров. Изначальная проектная высота колокольни свыше 60 метров, в этом случае её можно будет видеть из соседних церковных сёл — Уса-Степанова, Седяша и Поляны и окрестных деревень. Праздники Вознесения Господня проходят особо торжественно, в этот день в монастырь стекаются сотни паломников, архиерейские богослужения совершаются под открытым небом у новой Георгиевской церкви. Святыни: ковчег с мощами вел. благов. князя Георгия Владимирского, ковчег со многими частицами мощей.

Сайт Уфимской епархии

Башкирия по праву считается одним из самых красивых регионов России. В нашей республике есть много удивительных мест, в которые хочется возвращаться снова и снова. Причем многие достопримечательности находятся совсем близко от Уфы. Добраться до них на автобусе или автомобиле можно буквально за один-два часа. Получается, что для путешествий вовсе не обязательно покупать дорогостоящее туристическое снаряжение и отдавать много денег за туры. Главное — желание и хорошая компания.

В минувшие выходные сотрудники информационного агентства «Башинформ» и «Общественной электрогазеты» вместе с группой любителей путешествий из Уфы и Москвы, а также членами Русского географического общества, побывали в Благовещенском и Нуримановском районах. Мы проехали по маршруту: Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики» — Павловская ГЭС — Красные скалы — село Красный Ключ. А в финале путешествия нам выпала уникальная возможность встретиться и пообщаться с известным фитотерапевтом Михаилом Гордеевым. Но обо всем поподробнее.

Из Уфы наша группа выехала в 9.30 утра, и уже через полтора часа мы подъехали к монастырю. Еще когда мы были на подъездной дороге, нам открылся великолепный вид — храмы, часовни, монастырские постройки были, как на ладони и сияли в лучах утреннего солнца.

В монастырь женщин пускают в платках и длинных юбках. Если у вас с собой нет таких вещей, не беда. Возле центральных ворот стоит специальный сундук, в котором можно выбрать юбку и платок любого размера и цвета.

Территория монастыря огромная и очень ухоженная. Следят за этим сами монахи, их, кстати, сейчас всего восемь. Основатель монастыря — игумен Варлаам. Территория обнесена высоким каменным забором с башнями и въездными воротами. На территории множество построек: величественный собор в честь Успения Божией Матери с черными куполами, золотыми крестами, колокольней и богатым внутренним убранством, храм в честь иконы Казанской Божией Матери, трапезный храм, часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, архиерейский дом, двухэтажная монастырская гостиница, котельная, более десятка домов-келий для братии, несколько хозяйственных построек.

Также на территории обители есть собственная пасека, огород, птичий двор, теплица. Монахи сами пекут очень вкусный хлеб. Его можно отведать в чайной возле центрального входа в монастырь.

Женщин, так же, как и мужчин, пускают в монастырь каждый день, время посещения — с 9 до 17:30, в воскресенье — с 7:30 до 17:30. На будничные службы паломники, не проживающие в гостинице, не допускаются. В выходные дни служба начинается в девять часов утра и идет три часа. В 12.00 раздается колокольный звон, и монахи во главе с отцом Варлаамом направляются в трапезную обедать. Присоединиться к ним могут все желающие мужчины. Есть одно условие. Во время трапезы нужно молчать. А когда зазвонит специальный колокол, нужно встать из-за стола и следом за монахами вернуться в собор на 15-минутную службу.

После службы, которая завершилась завораживающим колокольным звоном, для нас провели экскурсию по монастырю. Рассказали удивительную историю его создания. Оказывается, с середины ХIХ века жители окрестных сел и деревень наблюдали на территории будущего монастыря чудесные явления. То старец в рясе и с крестом им привидится, то колокольный звон ниоткуда послышится. Говорят даже, что на деревьях и кустах, которые росли на том месте, появлялись зажженные свечи и иконы. Отсюда и пошло название монастыря — «Святые кустики».

До революции здесь располагался Георгиевский женский монастырь. Но в 30-е годы XX века разрушили до основания. И только в 1998 году было принято решение о создании на этом месте Георгиевского подворья «Святые кустики» — филиала Успенского мужского монастыря, расположенного в Уфе. Начальником подворья был назначен эконом монастыря игумен Варлаам. Благодаря его усилиям и началось возрождение монашеской жизни на этом намоленном месте.

Попадая на территорию монастыря, испытываешь неописуемое чувство спокойствия и умиротворения. Место действительно очень сильное. Ходишь по чистым вымощенным дорожкам, любуешься красивыми храмами, соборами, часовнями, слышишь колокольный звон — происходит перезагрузка: освобождаешься от негативных мыслей, забываешь о проблемах, очищаешься.

Рядом с территорией монастыря есть колодец с очень вкусной водой. Её можно попить и взять с собой.

Также там есть купальня, в которой можно облиться. Говорят, эта вода действительно очищает и обладает оздоравливающими свойствами. Дорога к источнику лежит через лес. Снега там почти не осталось, и вовсю цветут подснежники — удивительные белые, сиреневые, голубые первоцветы.

После экскурсии мы зашли в чайную. Монахи предложили нам отдохнуть, выпить чай с постным печеньем, халвой, свежевыпеченным хлебом. Кстати, хлеб действительно очень вкусный, похож на сдобный, даже творожный привкус чувствуется. Если оставить пожертвование, буханку можно взять с собой.

Перекусив и сфотографировавшись у ворот монастыря (на территории фотографировать запрещено — отец Варлаам не дал на то благословения), мы поехали в сторону Павловской гидроэлектростанции. Дорога до нее от монастыря занимает минут 20. Фотографироваться там тоже нельзя. Но пешком прогуляться вдоль автомобильного переезда не возбраняется. Поэтому мы вышли из автобуса и дружно отправились на другой берег реки. Несмотря на то, что погода в воскресенье была теплая и солнечная, в районе ГЭС еще лежал снег.

Сооружение, по которому мы шли, монументальное. Высота плотины — 43 метра. Смотришь вниз, и страшно становится. Перепад высот просто чудовищный. Если положить руку на перила, чувствуется вибрация от напора воды, которая падает вниз. На плотине есть шлюз, через который происходит сброс воды. Шумно работают турбины гидроэлектростанции. На реке образуется пена, издалека похожая на глыбы льда.

Местность вокруг электростанции живописная. С одной стороны — скалистые горы, с другой — водохранилище. Везет местным жителям, каждый день такую красоту наблюдают из окон домов.

Следующим пунктом нашего путешествия были Красные скалы. До них мы ехали не больше 20 минут через село Павловка. С этих скал открывается прекрасный вид на гидроэлектростанцию и окрестности. Отличная обзорная площадка.

Местные жители любят там отдыхать. Также это место облюбовали местные влюбленные. Парни там признаются девушкам в любви, делают предложения руки и сердца.

Все скалы, к сожалению, исписаны граффити, «красуются» фразы типа «Здесь был Петя». Но общего впечатления это не портит. Стоишь на краю скалы, и дух захватывает от природного великолепия. Но близко к краю подходить все же опасно. Красные скалы имеют печальную известность — каждый год там кто-то разбивается.

Насладившись павловскими красотами, мы отправились в село Красный Ключ. Там у нас была запланирована встреча с фитотерапевтом Михаилом Гордеевым. По счастью в это время он как раз находился у себя на родине, «Фитоцентр М.В.Гордеева» проводит оздоровительный тур «За березовым соком и легкостью тела».

А вообще встретиться с ним — задача не из легких. У него плотный график работы. Практически все время он ведет прием в Москве, у него лечатся министры и олигархи.

С нами Михаил Гордеев беседовал больше часа. Рассказал о здоровом сне, правильном питании и пользе березового сока. Оказывается, для оздоровления организма каждый год в сезон необходимо пить березовый сок литрами — до 80 процентов от массы тела. Тогда и болеть не будете. Также фитотерапевт ответил на наши вопросы, угостил березовым соком и витаминным напитком, изготовленным на его основе. Очень вкусным! И с собой каждый из нас увез по пятилитровой канистре сока. Спасибо ему за это огромное!

На этом, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. Из села мы выехали около восьми часов вечера, даже не успев посетить источник Красный ключ. Что ж, появился повод вернуться в эти края еще раз!

Осенью ездили за грибами в сторону Бирска и после того, как собрали грузди, решили посетить Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики».

Для нас он был интересен не как религиозный объект, а скорее, как исторический памятник и ещё одна достопримечательность Башкирии.

В восемнадцатом веке на этом месте располагался Крестовоздвиженский мужской монастырь, который упразднила императрица Екатерине II. На официальном сайте Успенского Свято-Георгиевского мужского монастыря написано, что документов, подтверждающих этот факт, нет, но при закладке фундамента церкви в 1901 году, были найдены «…какие-то кирпичи странной формы, обломки глиняных сосудов, а также и человеческие кости».

С 1905-1927 годы здесь находился Георгиевский женский монастырь, после него – коммуна «Октябрь”, а в 1929 году все постройки были разрушены.

В 1998 году начали строить Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики», судя по фотографиям, стройка продвигалась медленно и лишь в последнее время ускорилась. Видимо, сказывается окончательный разворот России от науки к православию.

Название «Святые кустики” произошло от стоящих на холме двух ив и трех берез, которые переплелись между собой. После того, как люди заметили это, стали появляться разные православные «чудеса”, поэтому на этом месте и решили строить монастырь.

Находится он примерно в ста километрах от Уфы, ехать надо от Благовещенска в сторону Павловского водохранилища и, не доезжая до него около десяти-пятнадцати километров, уйти налево. Дальше до указателя на монастырь и по извилистой дороге можно подъехать к нему.

Осенью мы приехали к часам шести вечера и монастырь был закрыт для посещений. Издалека он напоминает средневековый замок, огороженный невысокой стеной, и дочка назвала его дворцом принцессы. Раз нас не пустили внутрь, объехали его вокруг. Насладились красивой природой – холмами, лесами и отправились домой, решив повторить поездку позднее.

В одно февральское воскресенье когда мороз на улице ниже тридцати градусов, но дома сидеть скучно, поехали снова в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики». Добрались быстро, машин было мало, дорога нормально почищена.

В этот раз проехали к воротам монастыря, тут гуляла мать с дочкой и больше не было никого.

За забором местами видны следы стройки, возможно начато строительство надвратного храма с церковной лавкой.

Мы пошли для начала в Храм Казанской иконы Божией Матери. Дорожка идет вдоль двух рядов домиков. Сам храм невысокий, белый с золотыми куполами. В этот день был закрыт.

Спустившись ниже дошли до Собора в честь Успения Божией Матери. Это здание большое, ещё не до конца достроенное. Сейчас строится колокольня.

Зашли внутрь, полы здесь из какого-то черного камня. В такой мороз очень порадовали, что они теплые, чувствуется монастырская котельная хорошо справляется. Жена не пошла дальше в собор, потому что монах или настоятель попросил ей одеть юбку. Поэтому просто прогулялся по нему с дочкой на руках. В целом, все так же, как и в остальных церквях, много позолоты и икон.

Рядом расположено ещё пара зданий. Одно из них в несколько этажей, оно выглядит достроенным, но без внутренней отделки. Какое из них братский корпус, а какое архирейский дом не знаю.

Пошли обратно вдоль домиков и к трапезному храму, который расположен рядом с двухэтажной гостиницей. Над входом развиваются два флага, не совсем понятно каких. Подозреваю, что один из них связан с монархистами, хотя не уверен. К этим зданиям нас не пустила собака, поэтому мы вышли через ворота и объехали эти здания с другой стороны.

Здесь заметны какие-то хозяйственные здания, что-то вроде гаражей. Чуть выше есть теплицы, их мы видели и осенью.

Активное строительство Успенского Свято-Георгиевский мужского монастыря «Святые кустики» очень заметно, даже если сравнивать его состояние во время осенней и зимней поездок. Насколько я понял, весь монастырь обнесут забором с башнями.

Отношение у меня к этому ко всему двоякое, с одной стороны столько денег вкладывается в религиозные постройки, с другой – это все таки историческая достопримечательность. Хотя было бы гораздо интереснее, если бы вместо стройки произвели раскопки старого храма восемнадцатого века. Но как бы там ни было, посетить это место стоит, как вариант – совместить с поездкой на Павловское водохранилище.

Адрес монастыря:
453455, Благовещенский район, с. Уса-Степановка

тел.:
8-917-485-34-88

email:

Монастырь — это особый мир и нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.

При посещении монастыря, пожалуйста, соблюдайте порядок и правила в месте жительства тех, кто решился на монашеский подвиг и кто уважает гостеприимство как одну из важнейших христианских добродетелей.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что на все в монастыре испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Из монастыря без благословения выходить запрещается.

Нельзя громко смеяться и разговаривать, курить, снимать видео, фотографировать и пользоваться телефоном, запрещается ходить в шортах и майках, спортивной одежде. Разговоры ведут только о духовном, про мирскую жизнь не рассказывают.

Нельзя ходить в другие кельи, кроме случаев, когда бывают направлены игуменом. При входе в другую келью, творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». И не заходят, пока не услышат в ответ: «Аминь».

Погрешности в работе друг друга покрывают любовью. Взаимное недовольство между братией, встречающееся на общих послушаниях, переносят терпеливо и смиренно. Этим приобретается опытность в духовной жизни и любовь к братии.

В отличие от мира, при приветствии за руку друг друга не берут. Вместо «спасибо» принято говорить: «Спаси, Господи».

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства, за столом молчат и внимают чтению духовных поучений.

Для проживания в монастыре необходимо получить благословение игумена и иметь паспорт. Прием гостей осуществляется бесплатно, во славу Божию. Монастырь предоставляет место в паломнической гостинице и пищу, согласно монастырскому Уставу.

Исповедь братии и паломников совершается на всенощном бдении. Отдельно, в согласованное с игуменом время, может проводиться духовное собеседование.

После повечерия, с 20:30 в монастыре – время молчания (прекращаются все дела и разговоры). Все должны находиться в своих кельях и заниматься духовным деланием.

Паломник должен соблюдать распорядок дня, вовремя приходить в храм на богослужения и на общую братскую трапезу, обеспечивать чистоту и порядок в келье. В связи с ранним началом богослужения, с 22:00 — ночной отдых.

Нарушение правил может поставь вопрос о дальнейшем пребывании в обители.

Распорядок дня

­Келейное правило

Полунощница, Утреня, Часы, Литургия

Отдых

Трапеза

Послушания

Отдых

9-й час, Вечерня

Вечерняя трапеза*

Малое повечерие

Келейное правило

* В понедельник, среду и пятницу вечерней трапезы нет (кроме сплошных седмиц).

В воскресные и праздничные дни Божественная литургия в 0930.

Накануне праздничных и воскресных дней Всенощное бдение в 2000.

В воскресенье Параклис Богородице в 2000.

Паломникам благословляется пить чай.

Чайная открыта:

  • В будни: 1500-1600, 1930-2000.
  • В воскресенье и праздники: 1300-2000.

Реквизиты для пожертвований

ИНН 0258008004
КПП 025801001

Р/счет № 40703810306190100419 в Отделении № 8598 Сбербанка России
Бик 048073601 Кор./счет № 30101810300000000601
Получатель: Религиозная организация «Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь Уфимской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». В назначении платежа указывать: Пожертвование на восстановление монастыря.

Как добраться

В 11:00 и 18:00 от стадиона Нефтяник г. Уфы, на маршрутке Уфа — Павловка до перекрестка деревня Танайка. Оставшиеся до монастыря 8 км — на попутном транспорте.

О Святых Кустиках и Красном Ключе

Павловское водохранилище – известное и многими любимое место отдыха уфимцев. После плотины река Уфа невероятно широкая, с живописными скалистыми берегами и бескрайними дикими лесами. Здесь расположено много баз отдыха. Но и помимо них в районе Павловской ГЭС есть на что посмотреть. В последние выходные уходящего лета УфаМама решила проехаться по этому несложному, но очень красивому маршруту.

Святые Кустики

В сторону Павловки из Уфы можно добраться двумя путями: через Иглино и через Благовещенск. Из города мы выехали в сторону Благовещеска, по Бирскому тракту, в направлении населенных пунктов Надеждино, Языково, Бедеева поляна. Нам предстояло проехать около 130 км. Не очень люблю эту дорогу: приходится проезжать через промышленную зону. В машину просачиваются непередаваемые «ароматы». Но конечная цель пути стоит этих мук. Караидельский и Нуримановский районы, на территории которых расположено водохранилище, одни из самых живописных в нашей республике.
Павловские просторы
Не доезжая до плотины ГЭС, рядом с селом Уса-Степановка находится удивительной силы место – Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Он был основан на этом месте еще в 1901 году и сейчас активно восстанавливается.
Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь
…Я видела много храмов и монастырей, но здесь есть что-то такое, что меня действительно тронуло. Необычная архитектура в греческом стиле, увитые диким виноградом стены монастыря, святой источник с вкуснейшей водой, изобилие с душой посаженных деревьев и кустарников, которые создают впечатление, что ты находишься где-то глубоко на юге… И все здесь честно, по-настоящему. Хлеб в монастырской пекарне за добровольное пожертвование, иконы и свечи тоже никто не продает. Просто стоят ящики для пожертвований: сколько сможешь – столько и подашь. Мы попали на дневную службу. Такую службу я слышала в православном храме впервые. Никаких заученных фраз, тихий и вкрадчивый мужской голос так верно и доступно говорил об истинных ценностях, что я просто замерла на месте и никуда мне не хотелось уходить. Так бы и стояла тут, внимая словам и вдыхая запах ладана. Честно, я далеко не во всем согласна с православной церковью. Но именно эту проповедь мне впервые в жизни захотелось впитывать, как губка. Потом я долго бродила по территории монастыря… Мысли утихли, внутри была только тишина и невероятная благость…
Гуляя по Святым Кустикам…
Святыми Кустиками это место называют потому, что согласно преданию на месте монастыря росли когда-то две ивы и три березы, которые сплелись ветвями. И было местным жителям здесь видение: святой старец в блестящих золотых ризах нёс в руках крест, и слышался звон колоколов… Эти колокола звучат теперь и внутри меня…

Лазурно-голубой Красный Ключ

Отдохнув, перекусив и вдоволь наплескавшись на Павловке, мы поехали полюбоваться ещё одним интересным природным явлением. А вы знали, что у нас в Башкирии находится самый большой родник в России и второй по величине в мире (после французского Фонтен де Воклюз)?! И многие из нас пьют из него воду каждый день, даже не догадываясь об этом! Это карстовый источник Красный Ключ.
Родник Красный Ключ — второй по величине и мощности в мире!
Красный Ключ бьет из двух карстовых воронок мощным потоком, выбрасывая до 15 кубометров воды в секунду! Геологически этот родник – это воды подземной реки Яман-Елга. Почти на всем своем протяжении длиной в 60 км, течет она на глубине 40 метров под землей и лишь изредка вырывается наружу. И глядя на Красный Ключ можно бесконечно поражаться её невероятной мощи.
На самом деле вода в источнике совсем не красная, а немного беловатая из-за высокого содержания извести. А глина, выстилающая дно озера, придает воде невероятный бирюзовый цвет. Говорят, родник раньше назывался Белым Ключом. Но пришли большевики и «перекрасили» его.По другой версии «красный» — означает «красивый». Сегодня источник Красный Ключ – Памятник Природы федерального значения, охраняемый государством.
Лазурные воды озера Красный Ключ
Вода в источнике круглый год имеет температуру +3-5 градусов. И, да, я рискнула в неё окунуться! Уух, замечательно бодрит! Теперь можно встречать осенние холода без страха!
Домой мы возвращались по другой дороге, в направлении на Чандар-Красную Горку-Урман-Иглино. Надеемся, это было не последнее наше путешествие по Башкирии в этом сезоне, и погода ещё позволит нам полюбоваться на новые красоты природы нашей республики. До встречи на УфаМаме!
Автор статьи: Ольга Бобылевич

Другие путешествия по Башкирии вместе с УфаМамой:

Идем в горы! Волшебный Иремель.
Мёда и зрелищ! Заповедник «Шульган-Таш».
Красноусольский – наш ответ Карловым Варам!
Стерлитамакские Шиханы. Коралловые рифы на суше.

Монастырь — это особый мир…
Расположен в живописной горно-лесистой местности Благовещенского района Республики Башкортостан, примерно в 100 км от столицы – города Уфы. До революции 1917 года на этом месте находился основанный в 1905 году Георгиевский женский монастырь, просуществовавший до 1927 года.
Легенда гласит — еще в восемнадцатом веке, здесь росла группа деревьев из трех берез и двух ив, причудливо сплетенных меж собой. Местный крестьянин, увидел в этих кустиках Старца в блестящих ризах и с крестом в руках. Он поведал об этом людям. И потянулись богомольцы к Святым Кустикам, и многие исцелились от болезней.
Православный мужской монастырь со строгим афонским уставом принимает гостей только по воскресениям и большим церковным праздникам.
Возрождение монастыря началось в 1998 году, с принятия решения о создании на этом месте Георгиевского подворья «Святые Кустики» от Успенского мужского монастыря г.Уфы. Начальником подворья был назначен игумен Варлаам. С его Богослужения на праздник Вознесения Господня в 1998 г. и началось возрождение монашеской жизни на этом намоленном месте.

Маршрут:

  • 7.00 час. — выезд из Уфы
  • 9.30 час. — Воскресная Литургия
  • Благословение настоятеля монастыря
  • Экскурсия по территории монастыря
  • Посещение часовни
  • Посещение святых ключей, желающие могут облиться водой в купальне в сероводородном источнике и набрать с собой
  • Трапеза в Архандарике — комната для паломников и гостей
  • Выезд в Уфу

В поездке вас ждёт знакомство в автобусе, тёплое дружеское общение, информация о святых местах, ответы на вопросы.

Стоимость тура:

Сборная группа – 1 500 руб./чел.

Для групп от 20 человек — специальные условия

В стоимость входит:
— трансфер
— регистрация группы в МЧС
— сопровождение экскурсовода
— экскурсионная программа
— организация тура В стоимость не входит:

— питание в дороге
— любые изменения программы, влекущие дополнительные расходы

Памятка туристу:

Для желающих облиться святой водой из сероводородного источника необходимо прихватить полотенце и купальник/сланцы или сорочку (для женщин), женщинам длинную юбку (платье), платок, мужчинам — рубашку с длинным рукавом, питье и еда берутся паломниками с собой по желанию, алкоголь строго запрещен! При посещении монастыря, пожалуйста, соблюдайте порядок и правила в месте жительства тех, кто решился на монашеский подвиг и кто уважает гостеприимство, как одну из важнейших христианских добродетелей. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что на все в монастыре испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Нельзя громко смеяться и разговаривать, курить, снимать на видео, фотографировать и пользоваться телефоном, запрещается ходить в шортах и майках, спортивной одежде. Святыни монастыря: — 21 святых мощей в иконе с крестом и панагией — 50 святых мощей в мощевике — Башмачок Спиридона Тримифунтского

ПРИМЕЧАНИЕ: тур состоится при наборе группы от 10 человек. Компания оставляет за собой право вносить изменения в последовательность выполнения программы без изменения объема предоставляемых услуг. Продолжительность ее отдельных элементов может меняться накануне выезда и в процессе выполнения тура. Элементы программы, зависящие от погодно-климатических условий и неподконтрольных организатору действий служб и организаций (дорожных, местной администрации и т.п.) могут быть исключены из программы, исходя из реальной обстановки на маршруте.

Бронирование

Если по какой-то причине вы не нашли интересующий Вас маршрут или пакетный тур, то наверняка наши менеджеры смогут подобрать его в индивидуальном порядке. Просто свяжитесь с нами!

Рекомендуем

Поделитесь этой записью с друзьями

В 1903 г. с приходом в епархию нового архиерея — епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганова) в губернии развернулась целая программа монастырского строительства. Комитет по возведению обители собрался в Царицыне 16 мая 1903 г. А 17 февраля 1904 г. Царицынская Дума отвела место под устройство подворья, где начал строиться небольшой каменный храм во имя Святого Духа. 28 октября 1907 г. он был освящен епископом Вольским Палладием.

В ноябре 1907 г. настоятелем подворья был назначен иеромонах Илиодор (Труфанов). Монастырь постепенно стал прирастать постройками. Верующие помогали кто рублем, кто своим трудом, кто материалами. В сборе пожертвований помогала и Марфа Семеновна Медвенская, почитаемая в Царицыне как блаженная. В итоге здания обители выросли уже в 1909 г., а окончательно строительство было закончено в первой половине 1911 г.

Храм Святого Духа расширили — к летней церкви с запада пристраивают теплую зимнюю, вмещающую до 6000 человек. Главный вход находился с западной Онежской улицы и увенчивался шатровой колокольней, а алтарь выходил на монастырскую площадь. Полное название церкви звучит так: «храм Сошествия Святого Духа на апостолов». Сам монастырь имел трех и двухэтажные здания. Его корпуса предназначались для народных гостиниц на 500 человек, номеров, квартир благодетелей и аудитории на 1000 человек, школы, рукодельной, рабочих мастерских, архиерейских покоев и келий. Также в корпусах отводилось место под типографию, еще один храм для ранних литургий вместимостью в 1000 молящихся, зал совета, канцелярию, странноприимный дом, богадельню. В подвалах размещались кухня, кладовые, погреба и ледники. С юга от храма простиралась малая площадь для отдыха братии с цветником, фонтаном и бассейном посредине.

В 1911 г. иеромонах Илиодор вновь попросил выделить во владение монастыря площадь для устройства здесь богадельни, обычной и миссионерской школ и даже учительского института, но городская Дума вновь отказала. Тогда 27 сентября 1911 г., начав рыть пещеры, Илиодор попросил прихожан о пожертвовании продуктов для рабочих. Он разделил своих последователей на две группы – собственно копателей и сборщиков провианта — «калачников» (с зажиточных верующих он потребовал принести 50 калачей). Всего в добровольцы записалась 991 семья. Среди них иеромонах проповедовал о скором пришествии Антихриста и конце света, во время которого эти пещеры должны были стать убежищем для верных, а также уверял, что скоро верующим придется скрываться здесь от «светских врагов». Илиодор сравнивал свои подземелья с катакомбами первых христиан. Он лично наблюдал за работами и работающими, приходящими как из Царицына, так и из окрестных селений, и раздавал всем участвующим специальные свидетельства на будущее погребение в катакомбах. Из докладов сыщиков, внимательно следивших за его деятельностью, следовало, что работали в основном женщины и дети. Окончание ходов он доверил немногим избранным лицам, а осмотрел все сделанное некий архитектор из Саратова, составивший и план дальнейших подземных работ. Только за 4 дня работы весь двор и все вокруг покрылось канавами до 3 саженей глубиной и 2,5 аршин шириною. Ходы уходили под храм и остальные корпуса. Усыпальницы рассчитывались на 5000 человек, в них в награду были отведены места для пещерокопателей. Над заполненной нишей усыпальницы писали имя захороненного и вешали лампаду, поддерживая неугасимый огонь. Пещеры представляли собой сложную трехъярусную систему ходов с лабиринтами. Подземелья были обложены кирпичом, под потолком делались своды. Планы их держались в секрете, но из отчета врио Царицынского благочинного о. Алексия Протоклитова мы узнаем, что усыпальница уходила на глубину 4 сажени (8,5 м), ширину имела такую же и проходила крестообразно под храмом — в длину 20 сажен (43 м) и 16 сажен (34 м) поперек. Она шла в 4 яруса, каждый высотой в 2,5 аршина (1,8 м).

7 апреля 1912 г. Святейший Синод преобразовал подворье в самостоятельный мужской монастырь 2-го класса, назначив настоятелем архимандрита Иринарха. 21 сентября 1912 г. Царицынский Свято-Духовский необщежительный мужской монастырь был преобразован в женский. 17 ноября 1913 г. при обители был освящен домовой зимний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. А в 1914 г. Царицынская Дума постановила включить в сеть учебных заведений города Свято-Духовскую церковно-приходскую школу. На начало 1915 г. монастырь содержал в своей школе 53 девочки из семей фронтовиков.

Монастырь продолжал являться одной из основных достопримечательностей уездного Царицына. Приведем для полноты картины мнение современника – ученика Урюпинского реального училища Алексея Глазкова, посетившего обитель с экскурсией в мае 1916 г. Юноша пишет о монастыре: «Он стоит на возвышенном месте, с которого открывается прекрасный вид на Волгу и город. Монастырь обнесен высокими стенами, в которых проделаны круглые отверстия, так что монастырь по внешнему виду напоминает старинную крепость. Прежде всего, мы вошли в подземелье, где основатель монастыря, известный по газетам иеромонах Илиодор, укрывался от своих «врагов». Потом пошли в монастырский собор. Собор поразил меня, прежде всего своею необыкновенной величиной. Он может вместить в себе, как нам сказали, до 15 тысяч человек. Живопись в соборе также очень красива. Вверху находятся хоры. Мы поднялись на хоры, а оттуда на колокольню, с которой открывается прекрасный вид на огромнейший город, его пристань и заводы».

А перед захватом Царицына белыми в июне 1919 г. большевики объявили по городу и уезду насильственную мобилизацию черного и белого духовенства на полевые работы. Они согнали монашествующих обоих полов в возрасте от 18 до 50 лет на возведение укреплений. В Париже в 1925 г. вышла книга «Штурм небес: сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей». В этом издании сообщалось, что царицынских монахинь сперва потащили в ЧК, где комиссарша Савинкова угрожала истребить их, как «негодных элементов», но потом все же передала их некоему Добину для рытья окопов. Между тем в монастырском храме с декабря 1920 г. устроили лазарет. Часть помещений отвели под концентрационный лагерь, — этим словосочетанием обозначался в то время губернский лагерь принудительных работ, в котором находились бывшие купцы, фабриканты, мелкие лавочники.

Большая часть монастыря была реквизирована большевиками еще после революции в 1918 г. Какое-то время здесь располагался детский дом, но средств на ремонт и эксплуатацию здания не выделялось, и оно ветшало. В 1923 г. обитель прикрыли, отдав здания комсомольской коммуне. В 1929 г. ее собор отвели под читальню и кинотеатр на 400 мест с тремя туалетами и фойе. В 1932 г. в корпусах разместилось студенческое общежитие на 200 человек для учащихся только что открытого пединститута.

С наступлением военного времени в обители заработали ремонтные мастерские. По воспоминаниям старожилов в монастыре какое-то время располагался военный госпиталь, а в подвалах прятались от бомбежек мирные жители. Среди них были и старые монашки, когда-то обитавшие в кельях монастыря. Позже в обители был создан фашистский концлагерь. После войны монастырь передали военным, которые снесли полуразрушенные корпуса и храм, возведя на оставшемся фундаменте новые здания.

С открытием Волгоградской епархии в 1991 году и прибытием сюда архиепископа Германа (Тимофеева) началась активная работа по возвращению обители Церкви. Передача занятой воинской частью территории Свято-Духова монастыря затягивалась. Свято-Духов монастырь был открыт в Волгограде 1 марта 1992 года, когда военные отдали один дом на углу улиц Чапаева и Рокоссовского. Удалось переоборудовать в Свято-Троицкую церковь бывший спортивный зал, а в помещении клуба для военнослужащих поместить Духовное училище. Сейчас в помещениях обители размещается Богословский факультет, факультет церковного пения и православной педагогики, огласительная школа и Центр православной семьи «Афон». К обители в 2011 году была приписана и часовня Иоанна Богослова, расположенная в Волгограде на склоне берега реки Царицы у 2-ой Продольной магистрали. Она стоит над одноименным источником, по воспоминаниям сталинградцев, спасавшем многих мирных жителей и солдат от жажды (рядом располагался госпиталь – ныне областная больница).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *