Монастырь в сарове

Успенский мужской монастырь – Саровская пустынь

История Успенского мужского монастыря начинается в XVII веке, когда в глухих Саровских лесах в месте слияния двух рек – Сатиса и Саровки поселился инок Феодосий, а затем инок Герасим. Неоднократно эти пустынники наблюдали чудесные явления: свет, сходящий с неба на то место, где впоследствии были построены соборные храмы, колокольные звоны, раздававшиеся из-под земли. Оба подвижника предрекали этому месту великое будущее.

Позднее сюда пришел инок Введенского монастыря, расположенного в Арзамасе, Исаакий (в миру и в схиме Иоанн), который и стал первостроителем Саровской пустыни. Поселившись в лесу, на месте молитвенных подвигов Феодосия и Герасима, Исаакий выстоял в борьбе с искушениями, одиночеством и прочими тяготами отшельнической жизни. В 1692 году он начал копать в склоне горы пещеру, которая послужила основанием Саровских пещер, сохранившихся и доныне. Постепенно к Исаакию присоединялись желающие жить строгой пустыннической жизнью и образовалось монашеское поселение.

16 июня 1706 года была освящена первая церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм был построен чудесным образом за пятьдесят дней в глухом лесу при отсутствии денежных средств. Жители окрестных селений пришли на помощь и безвозмездно трудились на строительстве храма, жертвовали церковную утварь, иконы, ризы, богослужебные книги, колокола.

День освящения церкви Живоносного Источника по монастырской традиции считался днем официального основания Саровской пустыни и всегда торжественно отмечался в Сарове.

Подвижник Исаакий на основе древних христианских традиций составил Устав обители. Устав был строгий и предусматривал общность всего имущества, общую трапезу, беспрекословное подчинение братии настоятелю, выбор настоятеля из пострижеников монастыря, обязательное страннолюбие. Также было установлено церковное пение древнего образца – столповое, знаменного распева. Музыка, звучавшая в Саровских храмах, записывалась не нотами, а крюками и исполнялась в унисон. Посещавшие Саровскую пустынь богомольцы писали, что напевы были древние, совершенно особые, протяжные, напоминавшие ветер, который гулял и шумел по обширному Саровскому лесу. Позднее Устав Саровской пустыни был принят такими монастырями России, как Санаксарский и Валаамский, Флорищева и Высокогорная пустыни и др.

Прославилась Саровская обитель и своими насельниками и подвижниками. Наиболее известные из них – строитель Дорофей, строитель Ефрем, игумен Назарий, Марк-молчальник, и, конечно, святой преподобный Серафим Саровский.

Светильник земли русской святой преподобный Серафим Саровский пришел в обитель в 19 лет и всю жизнь подвизался в Саровской пустыни. Особое попечение по наказу Пресвятой Богородицы преподобный оказывал Дивеевской обители. Его наставлениями и молитвами Дивеевская община росла и укреплялась, насельницы ее бережно сохранили наставления и предсказания великого старца. Ныне его святые мощи как великая святыни пребывают в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря.

Более сорока монахов из числа саровской братии за период с 1714 по 1873 год были поставлены настоятелями в других обителях.

При игумене Нифонте, управлявшем обителью 33 года и скончавшемся в 1842 году, Саровская пустынь получила свое окончательное внешнее устройство. Всего в монастыре было воздвигнуто девять храмов, колокольня, келейные корпуса, многочисленные хозяйственные постройки.

Главной святыней и украшением Саровского монастыря являлся пятиглавый Успенский собор, у алтаря которого был погребен преподобный Серафим Саровский. Собор был освящен в 1744 в честь Успения Божий Матери с приделом в честь Архангела Михаила и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Особенностью Успенского собора являлся алтарь, устроенный на месте старой одноглавой так называемой Демидовской Успенской церкви. Средняя часть старого храма служила алтарем, а прежний алтарь – монастырской ризницей, в которой хранилось большое количество драгоценных священных сосудов, святых крестов, Евангелий, около 500 священнических облачений. Здесь же хранилось Евангелие – дар императора Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны. В соборе был резной позолоченный пятиярусный иконостас, множество икон, украшенных серебряными ризами. С 1903 года после прославления в лике святых здесь пребывали мощи преподобного Серафима Саровского.

Храм Серафима Саровского строился в 1897-1903 годах на месте разобранного братского корпуса, включавшего келлию преподобного Серафима. Сама келлия была сохранена в объеме нового храма. Саровские торжества 1903 года, посвященные прославлению батюшки Серафима в лике святых, закончились освящением нового храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года о его ликвидации. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД. На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммунна фабрики № 4 НКТ. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта. После нее в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. 11 февраяля 1943 года было принято постановление ГКО о начале работ по созданию атомной бомбы. Общее руководство было возложено на заместителя председателя ГКО Лаврентия Берию. В феврале 1947 года постановлением Совета Министров СССР КБ-11 было отнесено к особо режимным предприятиям с превращением его территории в закрытую режимную зону.

Возрождение обители началось в 1990 году, когда был зарегистрирован первый православный приход города Сарова. В 2002 году Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в котором в годы советской власти размещался театр. В ходе восстановительных работ было обнаружено основание келлии батюшки Серафима. По сохранившимся фотографиям и описаниям сегодня келлия восстановлена. К столетию со дня прославления преподобного Серафима в лике святых в 2003 году храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 2006 году, в год 300-летия основания обители, Указом Священного Синода объявлено о возобновлении Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни.

Храмы монастыря

Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского
Храм в честь Сошествия Святого Духа
Пещерный храм в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Часовня в Дальней пустыньке

Святыни монастыря

Келья преподобного Серафима Саровского (восстановленная)
Усыпальница («Сень») преподобного Серафима Саровского
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Умиление»
Камень, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский
Домик-келлия преподобного Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)
Памятник преподобному Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Монастырь
Свято-Успенская Саровская пустынь
Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор. 1904 г.
Страна Россия
Город Саров
Конфессия Православие
Епархия Нижегородская и Арзамасская
Тип Мужской
Дата основания начало XVIII века
Известные насельники Серафим Саровский
Последний настоятель иеромонах Никон (Ивашков)
Сайт Официальный сайт

Ошибка скрипта<validator-fatal-error>

Свя́то-Успе́нская Саро́вская пу́стынь — мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

История монастыря Править

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Л. Денисова — насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь.. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем, невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Оренбургской крепости 16 лет. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каменский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербуржским Анатолием.

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

Духовное возрождение Сарова Править

26 сентября 1989 года Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.

В 1990 в Сарове был организован православный приход.

Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.

В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево.

2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Аясов. В апреле 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.

В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.

В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.

В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.

В 1999 году на колокольне были установлены колокола, выполненные по расчетам одной из лабораторий ВНИИЭФ. 13 июля 2003 года на колокольню установлен крест.

В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря

17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.

27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса, в котором в последнее время находилась Детская школа искусств. В этом здании планируется разместить духовно-просветительский центр, а несколько комнат выделено для детской студии «Родничок» при православном творческом объединении «МіР».

9 сентября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил Храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.

22 декабря архиепископ Георгий провёл совещание на котором подвёл итоги за год по воссозданию церкви в честь святых Зосимы и Савватия: больше года потребовалось на освобождение помещений и снос здания, построенного на месте храма, разработку проектной документации. В ночь на 23 декабря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию в Саровском пещерном храме в честь святых Антония и Феодосия Печерских.

29 июня 2010 года архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Леонид И. Денисов Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. — 4-е. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви (А. Д. Ступина), 2005 (1904). — С. 39. — 703 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94625-061-2
  2. Романов, Дмитрий 29 июня — день основания Саровской пустыни. Нижегородская и Арзамасская епархия (29 июня 2010 года). Проверено 28 июля 2010.
  3. 3,0 3,1 3,2 100-летие прославления преп. Серафима Саровского. Хроника восстановительных работ. Нижегородская епархия. Проверено 5 сентября 2009.
  4. История города Арзамас-16 до 1946 года
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 100-летие прославления преп. Серафима Саровского. Хроника возрождения православной жизни в Сарове в 1989—2003 гг.. Нижегородская епархия. Проверено 5 сентября 2009.
  6. Церковная хроника г. Сарова
  7. 7,0 7,1 Подъем креста на колокольню Саровского монастыря, Нижегородская епархия, 13 июля 2003 года
  8. Обсуждается вопрос о восстановлении древнего Саровского монастыря официальный сайт МП 14 декабря 2005 г.
  9. ЖУРНАЛ № 61//ЖУРНАЛЫ заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви (17-19 июля 2006 года) Официальный сайт МП 19 июля 2006 г.
  10. В Сарове возобновляется монашеская жизнь. Официальный сайт МП 20 июля 2006 г.
  11. 11,0 11,1 Первосвятительский визит в Саров и Дивеево, Нижегородская епархия, 2 августа 2006 года
  12. 12,0 12,1 В планах развития Саровской пустыни — восстановление храмов, просветительская и издательская деятельность, Нижегородская епархия, 3 сентября 2009 года
  13. Муниципальных учреждений на монастырской площади больше нет. Официальный сайт администрации г.Сарова. Проверено 7 сентября 2009.
  14. У детской студии «Родничок» при православном творческом объединении «МіР» появится свое помещение, Нижегородская епархия, 30 сентября 2009 года
  15. 15,0 15,1 Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыням Саровской пустыни, Нижегородская епархия, 9 сентября 2009 года
  16. Архиепископ Георгий провел в Сарове совещание по восстановлению храма святых Зосимы и Савватия (фото, видео). Нижегородская епархия (22 декабря 2009 года). Проверено 8 января 2010.
  17. Архиепископ Георгий: «День монашеского пострига – это день второго рождения» (видео). Нижегородская епархия (23 декабря 2009 года). Проверено 8 января 2010.
  18. Высоцкая, Светлана Архиепископ Георгий в Сарове освятил пять икон, написанных для храма в честь Святого Духа. Нижегородская и Арзамасская епархия (29 июня 2010 года). Проверено 28 июля 2010.
  19. Высоцкая, Светлана Архиепископ Георгий в Сарове совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия (фото, видео). Нижегородская и Арзамасская епархия (30 июня 2010 года). Проверено 28 июля 2010.

Ссылки Править

  • Сайт монастыря Саровская пустынь
  • 100-летие прославления преп. Серафима Саровского. Нижегородская епархия. Проверено 5 сентября 2009.
  • Монастырь до революции // из книги С. В. Булгакова «Настольная книга священно- церковно- служителя», Москва, 1993, стр. 1539—1541
  • Архиепископ Георгий совершил Божественную литургию в храме в честь Святого Духа на Ближней пустыньке Саровского Свято-Успенского мужского монастыря (фото, видео), Нижегородская епархия, 9 июня 2009 годаpl:Monaster Zaśnięcia Matki Bożej w Sarowie

Саровский монастырь

Саровский монастырь

Монастырь
Саровский монастырь
Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор. 1904 г.
Страна Россия
Город Саров
Координаты 54°55′34″ с. ш. 43°19′30″ в. д. / 54.926111° с. ш. 43.325° в. д. (G)
Конфессия Православие
Епархия Нижегородская и Арзамасская
Тип Мужской
Дата основания начало XVIII века
Известные насельники Серафим Саровский

Саро́вский монасты́рь (Саро́вская Успе́нская пу́стынь) — бывший мужской монастырь, основанный в начале XVIII в городе Сарове Тамбовской губернии (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

  • 1 История монастыря
  • 2 Духовное возрождение Сарова
  • 3 Примечания

Духовное возрождение Сарова

26 сентября 1989 Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.

В 1990 в Сарове был организован православный приход.

Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.

В конце 1990 произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского; в июле 1991 мощи были перенесены в Дивеево.

2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владими Аясов. В апреле 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.

В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.

В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.

В 1998 Ядерным Центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.

Высказывалась возможность восстановления монастыря

17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря.

Примечания

  1. История города Арзамас-16 до 1946 года
  2. Церковная хроника г. Сарова
  3. Обсуждается вопрос о восстановлении древнего Саровского монастыряофициальный сайт МП 14 декабря 2005 г.
  4. ЖУРНАЛ № 61//ЖУРНАЛЫ заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви (17-19 июля 2006 года) Официальный сайт МП 19 июля 2006 г.
  5. В Сарове возобновляется монашеская жизнь. Официальный сайт МП 20 июля 2006 г.

Ссылки

  • Монастырь до революции // из книги С. В. Булгакова «Настольная книга священно- церковно- служителя», Москва, 1993, стр. 1539—1541
  • Саровская Пустынь — 300 лет. Фотогалереи
  • Столетие канонизации преподобного Серафима Саровского. Саров сегодня. Фотогалереи

Свято-Успенская Саровская мужская пустынь

Россия Нижегородская область Саров

Идёт загрузка карты…

Свято-Успенская Саровская пустынь основана в начале XVIII века, здесь подвизался преподобный Серафим Саровский. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви.

При монастыре имеется комплекс подземных пещер.

Современное состояние

26 сентября 1989 года Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.

В 1990 в Сарове был организован православный приход.

Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.

В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево.

2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.

В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.

В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.

17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола.

В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.

В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 года на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил Президент России В. В. Путин.

В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря.

17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.

27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса.

9 сентября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил Храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.

29 июня 2010 года архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

12 ноября архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года, на следующий день купол с крестом были установлены. Высота строящегося храма достигла 47,5 метра. 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.

С 17 июля 2012 года телетрансляции стали вестись с новой вышки, построенной на федеральные средства, а 18 июля начался демонтаж старого телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря.

21 декабря митрополит Георгий на втором этаже храма совершил Великое освящение придела в честь Преображения Господня.

В 2016 году в Саровской пустыни началось восстановление Успенского собора.

>Святые

  • прп. Серафим Саровский

Святыни

  • келья прп. Серафима Саровского (восстановленная)
  • усыпальница («Сень») прп. Серафима Саровского
  • чтимая икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
  • чтимая икона Божией Матери, именуемая «Умиление»
  • чтимая икона Божией Матери, именуемая «Живоносный источник»
  • камень, на котором тысячу дней и ночей молился прп. Серафим Саровский
  • домик-келлия прп. Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)
  • памятник прп. Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)

>Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Серафим Саровский, преподобный — 15 января, 1 августа

>Видео

Как добраться

Адрес: 607190, г. Саров, Нижегородская область, проспект Мира, д. 40

Саровская пустынь: решить нерешаемое

Даже гуляя по Дивеево и восхищаясь его прекрасным монастырём, внутренне ощущаешь, что всё это неполноценно, несамодостаточно, отсутствует некая гармония. Что в этой раскрытой книге твои ноги перемещаются лишь по её правой, более поздней странице, однако есть ещё и страница левая, под названием «Саровская пустынь». Они как два крыла, друг без друга не могут.

Да, незримое, сакральное присутствие Саровской пустыни в Дивеево ощущаешь очень сильно. Во всём. Так и хочется перефразировать классика:

«Мы говорим Дивеево – подразумеваем Саров.

Мы говорим Саров – подразумеваем Дивеево».

А попав на источник в Цыгановке, понимаешь всё окончательно – это когда из-за поворота глухой лесной дороги внезапно открывается вид на белоснежные высотные дома современного города. Так и хочется воскликнуть – да вот же он, город Святого Серафима! Да – в заточении, да – автоматчики, да – колючая проволока, но колокольня-то видна! Высокая, стройная, словно перископ подводного ракетоносца, надёжно спрятанного от посторонних глаз под толщей океана.

На колокольне этой, правда, вместо креста – телевизионная антенна, но ничего, переживём. К тому же это ещё вопрос – кто там кого больше охраняет: автоматчики монастырь или наоборот. Но об этом мы ещё поговорим…

Первые встречи

В годы гласности и перестройки, когда многие тайны нашей державы начали слегка приоткрываться, внимательный советский читатель мог уже без труда, из газет, что-то узнать об академике Ю.Б. Харитоне, о Л.П. Берии и, собственно, о Федеральном ядерном центре в г. Арзамас-16 (Сарове).

Именно таким читателем был тогда и я. Помню, в 1991 году встречался в Ульяновске с предпринимателями «оттуда». Если помните, в России это были жуткие годы разгула бандитизма. Посетовали мы тогда на трудности движения товара через КПП «объекта». Но при этом запомнилась их мимолётная фраза: «А зато у нас нет рэкета»! И действительно, этот аргумент был тогда очень весомый.

«А Вы в монастырь или на запретную зону?»

Но всё-же первое знакомство с этим таинственным и грозным городом (конечно, заочное) произошло у меня чуть позже, в феврале 1996 года в Дивеево, у стойки администратора гостиницы «Московская». Местная девушка – простенькая, обычная, вдруг спросила:

– А Вы приехали в монастырь или на запретную зону, в командировку?

Спросила так деловито и буднично, что я сразу понял: сегодня, в этой гостинице, я скорее всего встречу не только православных паломников…

Так оно и случилось.

Тогда на свою первую в жизни исповедь я приехал к преподобному Серафиму именно как паломник – понурый, растерянный и «с поджатым хвостом». Но куда денешь годы работы на военном заводе? Поэтому, присмотревшись к некоторым постояльцам, интуитивно понял – свои, оборонщики. Их почему-то безошибочно узнаёшь, выделяешь в любой толпе. Возможно, по двум приметам: особому интеллекту в глазах и по незримой печати носителя государственной тайны. Серьёзный, сосредоточенный взгляд, неразговорчивый, даже замкнутый для посторонних – таков он, оборонщик, или, как говорят в войсках – заводчик (представитель завода-изготовителя). В общем, закрытая каста. Наверное, в самом Сарове гостиниц для них тогда не хватало, и «Московская» была этими людьми просто переполнена.

«Автономка» длиною в сорок лет

То, что в Советском Союзе настоящего, полноценного социализма так и не было построено – неправда. Он был. Правда, не в масштабе «одной, отдельно взятой страны», а в масштабе одного, отдельно взятого города. И имя его – «ЗАТО Саров». Ключевой идеологический принцип социализма «от каждого по способностям – каждому по труду» здесь был реализован полностью. Но это была его особая версия – социализм «с военным лицом»: истощённая и обескровленная войной страна-победитель создала здесь своим учёным идеальные условия, однако и ждала от них очень и очень многого. И.В. Сталин, награждая И.В. Курчатова, потом говорил: «Если бы мы с атомной бомбой опоздали на один-полтора года, то, наверное, “попробовали” бы ее на себе».

«Ставка была больше чем жизнь»

В воспоминаниях Ю.Б. Харитона о том времени можно найти суровые и горькие строки: Л.П. Берия даже не скрывал, что в случае неудачи группы Харитона все они будут расстреляны, а их место в Арзамас-16 займёт другая команда учёных. Она уже намечена, собрана в Москве (А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др.) и в любой момент готова приступить к работе.

Поэтому не будем удивляться, что неприятный холодок пистолета у виска здесь ощущали довольно многие – что поделаешь, ведь ставка была больше чем жизнь!…

Этот закрытый от посторонних глаз город иногда хочется сравнить с атомной подводной лодкой, которая, нырнув однажды, на долгие сорок лет полностью исчезла из вида. Ради любви к своему Отечеству «экипаж» добровольно пожертвовал всем – порвал контакты с родителями, с малой Родиной, с друзьями, абсолютно исчез из обычного советского общества. Не забудем и об огромном риске для жизни наших «подводников» – ядерные технологии ещё только зарождались, а значит, были ненадёжны и смертельно опасны.

Однако на этом маленьком пятачке земли государство сумело создать им прекрасную инфраструктуру – полки магазинов ломились от дефицитного в СССР товара, появились санатории, базы отдыха, больницы, школы, институт, даже свой театр. Разместился он, правда, в храме преподобного Серафима (1949–2003), и его сценой стал священный алтарь. А историческую келью Батюшки, пребывавшую внутри храма, конечно же, снесли. Помещения монастырских корпусов заняли секретные лаборатории, величественные храмы – Успенский (1951) и «Живоносного Источника» (1954) – взорвали. Чудом уцелела лишь колокольня – говорят, что лишь благодаря негласной поддержке могущественного Б.Г. Музрукова, директора КБ-11. Сослался, что, мол, городу нужна хорошая радиосвязь. В итоге вместо креста укрепили на ней антенну. Спаси его, Господи!

И вот, спустя сорок лет, этот секретный советский «атомоход» получил команду на всплытие. Но что он увидел на поверхности? Измену, трусость и обман. Хоть не всплывай!

Гигантская советская империя грамотно демонтировалась, извечные враги объявлялись друзьями, ядерный щит страны внезапно стал «не актуален», финансирование науки свернулось практически до нуля.

И кто же первый протянул руку помощи физикам-ядерщикам?

Русская Православная Церковь! Та самая, храмы которой были «кем-то» разрушены и осквернены. Святые источники которой были «кем-то» залиты бетоном, на алтарях храмов которой десятилетиями плясали комедианты… Именно она, в лице своего предстоятеля – Патриарха Алексия Второго, не поминая обид, заключила с Ядерным центром договор о сотрудничестве и смогла реально защитить его, достучавшись до президента Ельцина.

А разве иначе могла тогда поступить наша Церковь – Мать российской государственности? И есть ли такая мать, которая откажется помочь своему ребёнку? Пусть даже неблагодарному и неразумному…

Вскоре, в 1991 году, состоялся визит в г. Кремлёв (тогдашнее название Сарова) Патриарха, а в 1992 году приехал туда и президент России.

В итоге финансирование понемногу возобновилось, и ядерный город выжил: сохранил кадры, научные разработки, а значит, и свою смертельную опасность для наших западных и восточных «партнёров». И это прекрасно!

Дальше – больше… В 1993 году нижегородские областные депутаты присвоили зданиям Саровского монастыря юридический статус памятников истории и культуры. Появился тогда и музей «Саровская пустынь». А в 1995 году этот благотворный процесс получил и федеральное признание – указом Президента России монастырь стал памятником федерального значения.

«Местный канал отмечает лишь кражи велосипедов и взломы садовых домиков»

В самом же стотысячном городе был и остаётся образцовый порядок: дети гуляют до темноты, и родители за них совершенно не волнуются. Его жители могут совершенно спокойно покидать Саров в любое время суток, но для посторонних вход в город закрыт. Серьёзные происшествия в нём крайне редки. Но если случаются, то после отбытия срока наказания такому жителю доступ в город закрывается уже навсегда. В основном же местный «Канал 16» отмечает лишь кражи велосипедов и взломы садовых домиков!

Нам бы их проблемы…

О «месте и роли личности в истории»

Наступил Великий пост 1996 года. Меня вновь потянуло в Дивеево. Так, в апреле, я снова оказался там – у маленькой дощатой купальни Казанского источника.

Вечерело. Впереди под красноватыми лучами заходящего солнца раскинулся красавец монастырь, а вдали, где-то за полями и лесом, словно былинный Китеж-град, угадывался могучий ядерный город. Очередь в купальню продвигалась медленно, и неспешный разговор паломников зашёл тогда именно о нём.

Большинство из нас, вчерашних комсомольцев и коммунистов, были в религии полнейшими неофитами, поэтому и рассуждали мы тогда соответственно, «по-рабочекрестьянски», – прямолинейно и категорично. Например, какая-то ревностная тётечка из очереди громко проворчала:

– Вот ведь куда сатана пробрался! В святой город! Самого батюшку Серафима опорочили! Где святость – туда бесы и лезут!

Дело в том, что у многих из нас в то время прочно сидела в голове популярная пацифисткая логика: атомное оружие – зло, сам факт его разработки, производства и обладания – порочен и греховен, а раз к созданию Ядерного центра приложил руку Л.П. Берия – значит, по определению, всё в нём должно быть разрушено и переосмыслено. И – финальный тезис: с религиозной точки зрения само соседство имени святого Серафима Саровского с советским Атомградом сугубо оскорбительно.

Странно, но почему-то не было тогда у меня и мысли, что в действительности всё обстоит совсем по-другому: наоборот – пребывание Ядерного центра именно в Сарове, под незримым молитвенным покровом самого батюшки Серафима есть свидетельство особого Промысла Божия о нашей Родине, о России, о её защите и целостности.

Не он ли, преподобный отец Серафим, гнал от себя будущего декабриста, разрушителя монархической России? Не он ли 1000 дней и 1000 ночей на коленях вымаливал для России победу над наполеоновскими ордами?

Именно он – тихий и скромный саровский труженик.

А теперь посчитаем, сколько длилось пиковое сверхнапряжение советских ядерщиков? Когда решался вопрос: жить – пусть Советской, но всё же России – или сгореть в атомном пожаре? Ответ – с 1946 по 1949 год. Тогда в Семипалатинске наши учёные смогли-таки взорвать первое советское ядерное устройство и этим спасти Россию уже от других орд – НАТОвских. Но, простите, это те же самые 1000 дней и 1000 ночей!

Ничего не приходит нам в голову о «месте и роли личности в истории»?…

Так что же, размещение Юлием Борисовичем Харитоном Ядерного центра именно в Сарове – это милость Божия, случайное совпадение или «сугубое оскорбление» великого святого? «Опорочили Батюшку» или, сами того не ведая, вовремя спрятались под его спасительную епитрахиль?

Думаю, ответ очевиден.

Несостоявшаяся «вербовка»

В конце 1996 года у нас, в Ульяновске, заработала газета «Православный Симбирск», и однажды я познакомился с одной милой благочестивой бабулечкой, у которой Тихвинская икона Божией Матери ночью вдруг озарилась неизъяснимо ярким светом. Разговорившись с ней, узнаю, что скоро к ней должен приехать в отпуск её сын, житель Сарова. К тому времени я уже был в курсе, что внутри города остались потрясающие по духовной ценности святыни – пустыньки, родники, сам монастырь… Как же тут устоять от «вербовки» потенциального корреспондента?

В назначенный день прихожу к бабушке и вижу перед собой пожилого мужчину, спокойного, слегка медлительного. Однако взгляд – почти исподлобья, на лице ни тени улыбки, сплошное напряжение. Минут пятнадцать рассказывал ему о том, как нам важно знать новости о православной жизни внутри Сарова, иметь современные фотографии основных духовных памятников, тем более что ничего противозаконного в этом не было абсолютно! Но тщетно – всё более и более напрягаясь, сын бабули чётко, чеканя каждый слог, гневно прорычал: «Я – на это – не пойду!»

О физиках и… огнеборцах

А вот другая история. Зимой 1997 года привёз в Дивеево очередную группу паломников из Ульяновска. Наш видавший виды «Икарус» дорогу в Цыгановку не перенёс и предательски, посреди глухого леса, слёг в сугробах– пробило корпус двигателя!

Сорок женщин, мокрых после купания в источнике, остались греться в автобусе, а мы со вторым водителем отправились за трактором. Идти решили в ближайшее село Сатис.

Смеркалось. Километра полтора по снежной целине порядком измотали. Зато в посёлке нас ждала удача – оказалось, здесь расположена крупная часть МЧС, пожарники. Через десять-пятнадцать минут мы уже сидели в кабинете командира и терпеливо ждали, когда бойцы экстренно прогреют на морозе двигатель нашего тягача.

Из окна кабинета виднелся плац с небольшой войсковой церковью, а наш разговор плавно съехал на тему Сарова. И тут с подачи моего собеседника таинственный город немного приоткрыл для меня свою ежедневную и беспощадную реальность: да, дикая, буквально циклопическая мощь Атомграда всегда под надёжным контролем, но случись что «на объекте» –первыми в пламя бросятся именно они, эти простые русские офицеры и солдаты МЧС.

Компромисс найден, устроит ли он ФСБ и Росатом?

Наверное, многие верующие сейчас размышляют: как сделать так, чтобы сохранить режимное состояние жизни Сарова и его градообразующих учреждений, не нарушить секретность и в то же время дать возможность православным всего мира посетить пустынь и помолиться на святой земле преподобного Серафима? Неужели оптимального решения не существует? Но мне кажется, нерешаемых вопросов не бывает – было бы желание их решить…

В голову почему-то сразу пришли воспоминания поездок на метро в Новосибирске (метромост через р. Обь) и в Москве (метромост над Москвой-рекой между Лужниками и МГУ). Также вспомнилось посещение в Ульяновске гигантского самолёта «Руслан», когда, поднимаясь сзади по рампе, входишь внутрь огромного грузового салона лайнера. Всё это дало толчок к размышлению, и нужное решение вскоре появилось.

Делюсь.

В основе моего предложения лежит принцип мостового перехода. На бетонные сваи-опоры ложится труба, имеющая в поперечном сечении форму прямоугольника. Внутри этой «прямоугольной трубы» – пешеходного коридора – и будут перемещаться паломники. Размеры сторон его примерно 4×3 метра. Высота опор примерно 8-10 метров, в зависимости от рельефа городской местности.

Начало трубы находится примерно в районе Цыгановского источника, на общедоступной территории – просто это место географически наиболее близко к зданиям Саровской пустыни. Затем, поднимаясь вверх, труба преодолевает рубежи охраны и идёт непосредственно над территорией города в сторону монастыря. Миновав его, она продолжает движение к Ближней пустыньке в районе озера Боровое, а затем – к Дальней пустыньке. Там она завершается. У монастыря и у Ближней пустыньки из трубы делаются боковые съезды на землю. Возможно, с использованием эскалатора.

Интернет-сервис «Яндекс» с готовностью подсказывает – общая длина перехода составит чуть более шести километров. А именно:

– участок «Цыгановка – монастырь» = 2 км 460 м

– участок «Монастырь – Ближняя пустынька» = 2 км 000 м

– участок «Ближняя пустынька – Дальняя пустынька» = 1 км 680 м

Итого = 6 км 140 м

Вопросы организации и безопасности могли бы решаться так:

1. Формируются три новые охранные зоны – территории собственно монастыря, а также площадок Ближней пустыньки и Дальней пустыньки. Они обносятся высокой стеной (по принципу звукопоглощающих ограждений на МКАДе в Москве), если требуется – создаётся контрольно-следовая полоса. По периметру снаружи – посты охраны.

2. Для обеспечения доступа в монастырь жителей Сарова или его гостей изнутри города в ограждении монастыря создаётся новое КПП. Степень его «строгости» такая же, как и у остальных, действующих.

3. Вход в тоннель паломников с «большой земли» строго фиксируется охраной в компьютерной базе данных. Стоят рамки металлоискателей. Паломники, не имеющие никаких документов, не допускаются. Заявочное время пребывания мягко и корректно, но всё же держится на контроле. Это не исключает возможность ночёвки в монастыре, но всё-же контроль не отменяется. Впрочем, для ночёвок больших групп паломников возможно строительство отдельного здания гостиницы снаружи Сарова, в районе Цыгановки.

4. На случай пожара в тоннеле предусмотрены аварийные выходы.

5. Внутри тоннеля – постоянные посты сотрудников Росгвардии, видеоконтроль и полное отсутствие наружных окон. Транспортные коридоры проектируются так, чтобы посетитель, зайдя в тоннель у Цыгановки и выйдя из него или у монастыря, или к Пустынькам, не имел возможность визуально наблюдать сам закрытый город.

6. Учитывая большую длину тоннеля, возраст паломников и их различные физические возможности, внутри транспортного коридора возможна организация регулярного движения двух микропоездов на электрической тяге (электрокары). Также возможно перемещение по нему пешком или на велосипедах.

7. В ночное время массовое движение по тоннелю ограничивается.

Да, жёсткий контроль и ограничения будут чувствоваться, но… православные паломники всё поймут правильно.

Но есть и другой вариант – когда пешеходный коридор-труба проходит низко, буквально на уровне земли. Но это уже детали, и проектировщики лучше нас определятся, какой вариант лучше.

Финансовая сторона вопроса также небезнадёжна. Особенно при объединении усилий Росатома, городских властей, Московской Патриархии и благотворителей. Думаю, многие из них сочтут за честь помочь такому богоугодному делу.

Довольны будут все

Изучая странички саровских интернет-ресурсов, можно почувствовать отношение жителей Ядерного центра к религиозной проблеме города. Если грубо, то расстановка мнений следующая: воинственных, непримиримых и организованных атеистов практически нет. Атеистов спокойных и терпеливых пугает лишь перспектива массового и бесконтрольного допуска в город «паломников и попрошаек». Для них спокойствие в родном городе и закрытость от внешнего мира – приоритет номер один. А появление мостового транспортного коридора навсегда снимает для атеистов «угрозу» массового проникновения в сам город «несметных толп православных паломников» и, как следствие, ликвидацию для Сарова статуса закрытого города.

С верующими жителями Сарова всё намного проще. Да, все они тоже противники открытия города для внешнего мира, но при этом, как люди православные, прекрасно понимают всемирную духовную значимость саровских святынь. И скорее всего, их не смутят те некоторые неудобства, которые возникнут с появлением непосредственно внутри города нового КПП – православная солидарность наверняка возьмёт здесь верх. К тому же наружные стены транспортного коридора – идеальное место для красивой городской рекламы.

Так что предлагаемый компромисс, скорее всего, устроит все слои внутреннего саровского социума.

Возвращение к святыне

Что же касается нас, людей для Сарова внешних, то нашему восторгу здесь не будет предела! Ведь соединятся два берега одной реки.

Помню гигантский крестный ход из Сарова в Дивеево 1 августа 2003 года на празднике 100-летия обретения мощей преподобного Серафима. Людское море! Торжество из торжеств, но… с учётом суровых реалий особо режимного объекта «ЗАТО Саров». Внутри него побывать удалось тогда лишь единицам. Основная масса верующих смиренно ожидала святые мощи снаружи, у КПП.

Уверен, очень быстро решился бы и вопрос наполняемости Саровского монастыря монашеской братией. В лучшую сторону изменится и финансовое состояние обители, поскольку вряд ли найдутся паломники, приехавшие в Дивеево и упустившие возможность посетить духовную родину Батюшки – Саровскую пустынь. И неизбежно рано или поздно оба духовных центра – Дивеево и Саров – в сознании верующих всего мира ментально сольются в нерасторжимое единое целое.

По пророчеству Батюшки, мощами своими он останется лежать в Дивеево, но что касается его личных вещей, то, возможно, будет принято логичное решение передать их в Саров. И как знать, если будет на то воля Божия и благословение нашего Патриарха, не вернётся ли в свою родную обитель – Саровскую пустынь, в келью батюшки Серафима, подлинник иконы Божией Матери «Умиление», пребывающий сейчас в патриаршем храме г. Москвы, что в Чистом переулке? Дай то Бог!

Сергей Серюбин – председатель приходского совета храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» г. Ульяновска

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *