Монастыри Красноярского края действующие

Благовещенский женский монастырь в г.Красноярске. Учрежден в 1995 году.

Назначенный ответственным за восстановление разрушенного Благовещенского храма архимандрит Серафим (Брыскин), прибывший из г. Черногорска, вскоре подает на имя правящего архиерея Владыки Антония прошение о разрешении на создание женской обители при Благовещенском храме. На момент открытия монастыря здесь уже было 4 монахини и 6 послушниц. Настоятельницей новообразованной обители стала монахиня Екатерина (Бальва). Насельницам приходилось ночевать в гараже, не имея элементарных условий для жилья. 12 октября 1995 г. Владыка Антоний освятил новый келейный дом. 11 марта 1997 г. Высокопреосвященнейший Владыка Анитоний совершил освящение куполов и крестов. За годы восстановления, начиная с 1994 г., построены колокольня, два келейных дома для сестер, трапезная. 3 декабря 1999 г. Благовещенский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Святейший Патриарх благословил сею обитель святой иконой Казанской Божией Матери, вручая ее настоятельнице монастыря монахине Екатерине. Всего сейчас здесь живет 40 насельниц.

Дорогие друзья!

«Комсомольская правда» при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива» начинает новый проект «Время веры». Это ежемесячные бесплатные православные экскурсии и для тех, кто еще только ищет свой путь в храм, и для тех, кто его уже нашел. Мы постараемся сделать их не только запоминающимися, но и полезными. А для тех, кто не попал на экскурсию, мы готовим печатную версию в газете и на сайте, и радиоверсию на радио «Комсомольская правда».

Город, историю которого мы связываем со строительством ГЭС, на самом деле появился благодаря Знаменскому скиту. Как жили верующие на тогда еще пустынных берегах Енисея и как сейчас возрождаются церкви?

На второй православной экскурсии совместного проекта «Комсомольской правды» и Красноярской епархии «Время веры» 40 экскурсантов побывали в храме святителя Иннокентия Иркутского в Овсянке, в церкви иконы Божией Матери «Знамение» Абалакская в Дивногорске и в семейном православном лагере на Мане.

Овсянка: храм святителя Иннокентия Иркутского

У этого села есть точная дата «рождения»: 30 сентября 1671 года – в этот день была проведена первая подворная перепись жителей Красноярского уезда, и на тот момент здесь было шесть дворов.

А вот церковная жизнь началась здесь только в марте 1916 года: в Овсянке закончилось строительство храма (до этого была только часовня).

Но история у этого храма оказалась короткой. Вскоре он стал пекарней, а после войны его и вовсе разобрали. Маленький Витя Астафьев не мог помнить храм в родном селе, но в 90-е годы много сделал для его возрождения.

Деревянная шатровая церковь простой архитектуры с отдельно стоящей звонницей, была освящена в честь сибирского святого — Иннокентия Иркутского в 1998 году.

Это «холодный» храм, зимой богослужения останавливаются и возобновляются на Пасху. Сейчас здесь каждое воскресенье в 9.00 проходит литургия.

Храм приписан к дивногорскому храму, как и храм Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Усть–Мана, освященный в августе 2012 года. Это означает, что своих священников в них нет, на богослужения приезжает батюшка из Дивногорска.

Дивногорск: начало истории

История города началась в 1956 году вместе со строительством Красноярской ГЭС. Но первыми сюда пришли все же не гидростроители, а монахи Знаменского скита.

19 августа 1888 года на землях, отведенных повелением Государя Александра III Красноярскому Успенскому мужскому монастырю, в 30-ти верстах от Красноярска вверх по течению Енисея была заложена церковь новой иноческой обители, иконы Божией Матери «Знамение» Абалакская. Строителем и настоятелем Скита стал иеромонах Филарет.

Скит развивался очень быстро. Уже через четыре года после основания, в 1892 году, он получил статус самостоятельного монастыря, хотя по-прежнему именовался Скитом. Монахов здесь было уже около 50-ти, а паломников до пяти-шести тысяч в год. Скит был первой пристанью от Красноярска, что давало возможность монахам выгодно продавать пассажирам проплывавших мимо судов выпечку, мед, грибы и ягоды, крестики и свечи. Были у монахов разные мастерские, смолокуренный, кирпичный и свечной заводики, пасека, известняковый карьер, рыболовный участок под Туруханском, пашни и сенокосы. Кстати, в Красноярске еще сохранился кирпичный забор вокруг Покровской церкви, сделанный из кирпича Знаменского скита.

Настоятель Знаменского прихода протоиерей Дмитрий Карнаухов: — Средства на строительство храма собирали всем миром, в нем все — и окна, и двери, и сам сруб — сделано руками местных мастеров.Фото: Мария ЛЕНЦ

Пока был жив Филарет, Знаменский скит был и духовным центром, и как сказали бы сейчас, прибыльным производством. После его смерти в 1910 году дела пошли хуже, а начало Гражданской войны окончательно погубило скит. Весной 1920 года он был закрыт. Церковь переоборудовали в детский дом, затем отдали под опытное хозяйство Красноярского лесхозтехникума, было здесь и общежитие для приезжих гидростроителей, сейчас здесь мастерские дивногорских художников.

Остальные здания скита разобрали – не осталось ничего. Только названия в окрестностях Дивногорска еще напоминают о монастырской жизни этих мест: Филаретов ключ, Гермагенов ключ, Святой колодец, Монастырская стенка, скала Монах.

Возрождение храма иконы Божией Матери «Знамение» Абалакская: от XIX -го к XXI -му веку

В этом году 5 июля в Дивногорске освятили новый храм. Уникальный, единственный такой в крае: он полностью деревянный и очень высокий, 22 метра!

Примечательно, что новое здание не заменило собой старое, службы по праздникам проходят и в старом, и в новом храме (т.к. два богослужения в один день в храме проводить нельзя, а народу приходит много).

Фото: Мария ЛЕНЦ

Работы здесь еще много: и роспись, и охрана здания, поскольку именно требования безопасности являются главным условием возвращения сюда первой (по времени появления) и главной (храмовой) иконы — Божией Матери «Знамение». Это список со святой иконы «Знамение», самая почитаемая в Сибири, а ее название происходит от татарского селения Абалак, расположенного в 30 км от Тобольска. У дивногорской иконы есть своя чудесная история. В 1886 году, в Екатеринбургском женском монастыре некий странник, казак из Енисейской губернии Кассиан Бабенков, заказал для жителей одной из деревень Енисейской епархии икону Божией Матери. И монахиня Ангелина написала образ Богоматери – копию с явленой чудотворной иконы, именуемой Знаменской Абалакской. Икона написана на доске по золоченому чеканному фону в византийском стиле. Стоимость иконы была определена в 150 рублей. Но накануне освящения крестьяне прислали письмо и отказались от заказа: дорого. И в тот же день Бабенков получил и второе письмо из города Тюмени от неизвестного лица, в котором говорилось: «Брат Кассиан, возьми образ Богоматери и ступай в Красноярск – там тебя ожидают».

В марте 1887 года Кассиан приехал в Красноярский Успенский мужской монастырь, был принят наместником-иеромонахом Филаретом (впоследствии строителем и первым настоятелем Знаменского Скита) и рассказал ему про икону. Именно поэтому и назвали церковь во имя образа Божией Матери «Знамение» Абалакского. Так в Дивногорске появилась та самая икона, на которой сэкономили крестьяне.

Почти сразу паломники заметили благодатную силу иконы Божией Матери «Знамение» Абалакская, по молитвам к Богородице исцеляющую от недугов душевных и телесных. В 1907 году святейший Правительствующий Синод признал икону чудотворной.

Пока икону привозят в Дивногорск только на время престольного праздника. Для того, чтобы вернуть икону на ее историческое место, нужно обеспечить необходимую охрану, которой пока нет.

Манский скит: православный семейный лагерь

Все лето на берегу Маны, рядом со скитом, открыт необычный лагерь, куда всего на неделю по очереди приезжают воспитанники воскресных школ Красноярска, их в нашем городе 12.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Директор лагеря, Елена Кулагина, рассказала, что день начинается и заканчивается молитвой, а в остальном дети отдыхают, поют, читают, купаются и т.д. как и в обычном лагере.

И еще одно отличие: здесь они живут вместе с родителями, и вместе с ними отвечают за порядок, готовят завтраки-обеды-ужины.

Красивая природа, дружеские отношения и взаимопонимание, ежевечерний общий костер и сплав по Мане – такой отдых для детей можно только пожелать! Но, напоминаем, путевки в этот лагерь купить нельзя. Путь сюда начинается с воскресной школы. Что думают о своем лагере педагоги и воспитанники воскресных школ, какие песни они поют, вы услышите в радиоверсии нашей православной экскурсии на радио «Комсомольская правда» на 107, 1 FM.

Внимание!

Экскурсии на август

9 августа

Мы отправимся в Касьяновский дом, побываем на месте разрушенного и заложенного вновь кафедрального Богородице-Рождественского собора в центре Красноярска и в Троицкой церкви.

Все города имеют свою точку отсчёта, своё рождение. У Дивногорска таковой является Старый Скит – почерневший от времени, помрачневший от человеческого равнодушия, обветшавший и покосившийся. С него, заложенного монахом Филаретом, и началась история освоения живописного сибирского уголка, который впоследствии нарекли Дивногорском. Старый Скит был первым зданием, построенным среди тайги.
19 августа 1888 года, в таёжной глуши на берегу Енисея была заложена церковь, ставшая первым зданием Красноярского Знаменского мужского монастыря, или просто Знаменского Скита.

Существует легенда о том, что лес для постройки Красноярского острога летом 1628 года казаки заготавливали где-то в этих местах.
Во второй половине XVII века на территории нынешнего муниципального образования города Дивногорска появились первые русские поселения. По подворной переписи 1671 года в устье р.Овсянка числилось шесть казацких дворов, да один двор ссыльного малороссийского казака на Усть-Мане. Чуть позже недалеко от Овсянки в устье реки Слизневой появилась атаманская заимка Ивана Злобина. Спустя сорок лет казаки обосновались и в устье реки Бирюсы. Но пространство между Бирюсой и Овсянкой, где впоследствии расположился Дивногорск, по-прежнему оставалось безлюдно и покрыто лишь таёжными дебрями. Толчком к заселению этого места послужило основание в 1879 году вблизи Красноярска Успенского мужского монастыря. Для прокормления братии и нужд монастыря епископ Енисейский Акакий запросил у Синода земельный «участок, и в 1883 году по высочайшему повелению монахам в дачу» выделили 4000 десятин удобной и 602 десятины неудобной земли по реке Мана. К этому времени в Успенском монастыре набирает силу отставной унтер-офицер, бывший крестьянин Новосёловской волости, Фёдор Васильев, принявший имя при постриге – Филарет. За четыре с небольшим года Филарет прошёл путь от простого послушника до иеромонаха и наместника настоятеля монастыря. Именно ему приглянулись земли по левому и правому берегам Енисея между Бирюсой и Овсянкой. И Филарет начинает активно бороться за обмен этих земель на тот участок, что был дан в верховьях Маны.

25 января 1888 года последовало высочайшее повеление об обмене земельного участка Красноярскому Успенскому монастырю. По этому повелению 4602 десятины удобной и неудобной земли на левом и правом берегах Енисея передавались Успенскому монастырю для устроения нового Скита в вечное пользование. В этот день было официально упомянуто о строительстве Скита.
Оставалось решить ещё очень важный вопрос – финансирование строительства. С января по август 1888 года Филарет активно собирает средства для нового Скита среди горожан, но этого было слишком мало. И вот счастливое провидение познакомило его с потомственным почётным гражданином Красноярска Тимофеем Космичём Матониным – человеком богатым даже по енисейским златообильным меркам. Матонин увлёкся идеей иеромонаха Филарета основать в таёжной глуши святую обитель и выделяет под этот проект деньги. И 19 августа 1888 года на берегу ручья, впадающего в Енисей (впоследствии названного Филаретовым ручьём), на месте указанном иеромонахом, нанятые в Красноярске плотники срубили сосновый крест. Отслужив молебен, Филарет освятил место сие широким знамением Христовым, и с его лёгкой руки уже к следующему лету красовалась в тайге дремучей двухэтажная церковь, рубленная из твердокаменных лиственничных брёвен. Освятил церковь эту епископ Енисейский Тихон 8 июля 1891 года и нарекли её Знаменской в честь образа Знамения Божией Матери, нарицаемого Абалакским. Вместе с Филаретом в Скиту жило полтора десятка монахов. Кроме молитв во спасение человечества, братья вели хозяйство – возделывали землю, у них был домашний скот, мастерские. Для отдохновения души монахи создали парк – уголок получился чудесный.

Могила монаха

В 1888-1894 гг. был выстроен комплекс скитских построек, в состав которых входили: церковь Знамения богоматери (1888-1891гг.), настоятельский корпус (1891г.), трапезный корпус, часовня святителя и чудотворца Николая (1894г.), двухэтажный странноприимный корпус, три одноэтажных келейных корпуса, пекарня. Ежегодно Скит принимал до шести тысяч богомольцев. На территории Скита с 1892 года работала одноклассная церковно-приходская школа. Скит имел собственный кирпичный и смолокуренный заводы, кузнечную, сапожную, столярную и портновскую мастерские, обслуживавшие преимущественно нужды Скита. Церковь Знаменская выстроена в 1888 – 1891гг. по одному из образцовых проектов, одобренных Синодом. В 1918 году здесь же разместился Красноярский Успенский мужской монастырь.

Так началась жизнь у Дивных гор, которую после монахов продолжили здесь воспитанники детского дома, затем лесозаготовители, а потом и гидростроители.
Сам же Скит просуществовал до времён гражданской войны, в 1920 году монахи его покинули. Сегодня от обширных построек Скита остался деревянный остов церкви, приспособленный в 60-е годы под мастерские художников.
Сейчас уникальное историческое здание утрачено полностью – то, что осталось от Скита, перестраивали раз сто, под корень сломали колокольню, зато зачем-то приделали второй этаж, не сохранилось ни одного наличника.
Внутри «квартируют» дивногорские художники – там несколько интересных мастерских. В одной из них посчастливилось побывать: увидели творческий беспорядок, оригинальный реквизит, очень приятные пейзажи и редкостную фотографию – на снимке Филарет и другие монахи Скита, фото начала XX века, но точная дата не указана.

В мастерской художника

Реквизит

Орудия труда

Скит уже несколько десятилетий умирает. Местным дивногорским властям всё равно, краевым тем более. А ведь Старый Скит для Дивногорска так же символичен, как часовня на Покровской горе для Красноярска. Но власть держащие этого не хотят понимать.
kedrovnic

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *