Монастыри Подмосковья

Содержание

Сегодня, когда Россия после десятилетий атеистического безумия возвращается к своим духовным истокам, отрадно видеть миллионы её жителей, осознавших, что из всех путей в жизни главной является дорога в храм. Свидетельствами этого возрождённого религиозного сознания является потребность в посещении святых мест, коими богата наша земля. Только святые места Подмосковья – это полторы тысячи храмов и двадцать четыре монастыря. Поговорим о некоторых из них.

Главный центр духовной жизни страны

Согласно статистике, ежегодно наибольшее количество паломников принимают древние стены Троице-Сергиевой Лавры в подмосковном городе Сергиевом Посаде. Он назван в честь своего основателя – преподобного Сергия Радонежского, поселившегося в 1337 году вместе со своим старшим братом Стефаном на холме Маковец, недалеко от Покровского монастыря села Хотьково.

Вскоре братья соорудили из брёвен церковь, которую освятили в честь Пресвятой Троицы. К ним стали присоединяться и другие затворники, искатели спасения души. Постепенно образовалась община, которая была преобразована в монастырь. Святостью и чистотой своей жизни преподобный Сергий возвёл созданную им обитель на уровень духовного центра русских земель, ставшего поддержкой московских князей. Известно, что в 1380 году именно здесь, отправляясь на Куликовскую битву, получил благословение Дмитрий Донской.

После блаженной кончины своего основателя, последовавшей в 1392 году, монастырь продолжал развиваться и, несмотря на то что в 1408 году был полностью сожжён татарами, сумел возродиться и занять ведущее место среди религиозных центров государства. Известна его роль в противодействии польским захватчикам во главе с Лжедмитрием. В 1742 году императрица Елизавета даровала ему статус лавры.

Как и многие святые места Подмосковья, в годы, наступившие после прихода к власти большевиков, Троице-Сергиева Лавра была закрыта. Это случилось в 1920 году. Только через четверть века правительство позволило возобновить её деятельность, но в очень ограниченных пределах. Реальный перелом наступил лишь с приходом перестройки и демократических преобразований. Сегодня в стенах лавры спасают души около двухсот монахов. В обители создано и успешно действует православное издательство, организован приём сотен тысяч посетителей монастыря.

Святые места Подмосковья: северное направление

Одним из наиболее значимых религиозных центров к северу от столицы является Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, находящийся в шестнадцати километрах от Волоколамска. Он был основан в 1479 году святым преподобным Иосифом (в миру Иосифом Волоцким), оставившим значительный след в истории русской церкви. Строился он, как и большинство монастырей того времени, из дерева, но в древней Руси обители часто играли роль оборонительных сооружений, и по этой причине его вскоре обнесли каменной стеной.

Временем больших преобразований в монастыре стал XVI век. Был построен и освящён каменный храм во имя Успения Божьей Матери, возведены многочисленные бытовые и хозяйственные постройки. В отдельные периоды истории России обитель занимала ведущее место в духовной жизни страны. Но кроме своего прямого назначения монастырь играл и роль тюрьмы. Достаточно упомянуть, что в одной из его келий был заключён царь Василий Иванович Шуйский. Многие другие исторические личности оказались его узниками.

Экскурсии по святым местам Подмосковья часто посещают интересную достопримечательность, находящуюся в селе Дарна, к северо-западу от столицы. Это церковь Воздвижения Креста Господня, построенная в 1895 году по проекту архитектора С.В. Шервуда. Её облик поражает своей красотой, гармонично сочетающей в себе элементы древнерусского зодчества и позднего классицизма. Построенное из красного кирпича здание украшено декоративной отделкой из белого камня, что придаёт ему праздничный вид.

Главной святыней церкви является находящаяся рядом с ней могила блаженной Александры, честные останки которой были перенесены сюда из села Онуфриева. К месту её погребения съезжаются многие, кто счёл для себя важным посетить святые места Москвы и Подмосковья. Исцеление от недугов является заслуженной наградой тем, кто с истинной верой и смирением обращается к ней в молитвенных прошениях. Все факты чудесных избавлений от недугов записываются в особую книгу, пополняемую каждый год новыми свидетельствами.

Село, помнящее Дмитрия Донского

Ещё одним местом, которое часто посещают экскурсии по святым местам Москвы и Подмосковья, является село Спирово, где находится церковь, построенная в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Село это очень древнее. Ещё в XV веке московский князь Дмитрий Донской пожаловал его Иосифу Волоцкому, ставшему впоследствии одним из известнейших святых Русской Православной Церкви. Преподобный основал в нём монастырь, на территории которого и была построена нынешняя церковь.

В 1825 году деревянное здание, ставшее ветхим, заменили каменной постройкой, возведённой на добровольные пожертвования монастырских паломников. Со временем при церкви открыли приходскую школу для детей из малоимущих семей, а через несколько лет — и земскую. Среди благотворителей, вносивших сюда денежные вклады, были семьи А.С. Пушкина, П.Н. Воронцова и В.Я. Телегина.

В этом же селе есть и ещё одно место, привлекающее к себе экскурсии по святым местам Подмосковья. Это находящийся неподалёку чудодейственный Богородичный источник, оборудованный купальней. Здесь первоначально поселился преподобный Иосиф, и отсюда он и его сподвижники ежедневно отправлялись трудиться над возведением построек будущей обители. Святые места Подмосковья с купелью — не редкость, но этот источник широко известен, прежде всего, своими целебными свойствами и многими случаями избавления от недугов. Ежегодно его посещают сотни тысяч паломников.

Вспоминая святые места Подмосковья, нельзя не отметить и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Волоколамском районе Московской области. За свои архитектурно-художественные особенности он был признан объектом культурного наследия России. Его строительство продолжалось в течение почти тридцати лет ― с 1865 по 1893 годы. Стиль здания храма, отличающегося необыкновенной красотой, искусствоведы относят к русскому традиционализму, весьма распространённому во второй половине XIX века.

Святые места Подмосковья: восточное направление

В Павлово-Посадском районе Московской области есть удивительное место. Это церковь Святой Троицы, построенная в XVIII веке на месте древнего языческого капища, именовавшегося по названию древних ритуальных игрищ ― Чижи. Название православной церкви и места поклонения язычников дало имя этому району. Он известен как Урочище Троица – Чижи.

Церковь и место, где она построена, овеяны многими легендами и пользуются почитанием как у верующих людей, так и у сторонников оккультизма. В «Энциклопедии загадочных мест России» В.А. Черноброва Чижи упоминаются как геоактивная зона и участок аномальной активности. В этом же издании приводятся факты наблюдения над ней различных НЛО.

Недалеко от посёлка Чёлохово Егорьевского района Московской области находится ещё одно необычное место. Это огромный камень, являвшийся, по мнению историков, объектом поклонения древних язычников. Но впоследствии, когда христианство прочно завоевало свои позиции, в эти места пришли православные миссионеры, и, освятив камень, а также находившийся рядом источник, они построили здесь вначале часовню, а затем и церковь святого Никиты ― небесного покровителя этого края.

Когда в XVII веке произошёл знаменитый церковный раскол, то, спасаясь от преследования властей, это место стали активно заселять старообрядцы, и оно получило название Обители мира. В наши дни, когда официальная церковь признала легитимность старообрядческой, и их традиции почитаются также благодатными, в эти места прибывают многие паломники, но, к сожалению, форма поклонения носит здесь зачастую оккультный характер, что выражается в различной символике, не принятой в православии.

К западу от столицы

В Можайском районе Московской области есть деревня Колоцкое, знаменитая находящимся поблизости Успенским женским монастырём, основанным в 1413 году. Летопись обители хранит в себе два знаменательных события: обретение чудотворной иконы Божьей Матери и пребывание в 1812 году в стенах монастыря фельдмаршала М.И. Кутузова. Его штаб-квартира была размещена здесь незадолго до начала Бородинского сражения.

Чудотворная икона Богородицы, хранящаяся в монастырском храме, сделала село Колоцкое столь же популярным и посещаемым, как и прочие святые места Подмосковья. Исцеление, даруемое по молитвам перед ней, заставляет стекаться сюда паломников со всех концов России. В тяжёлые годы богоборчества обитель была упразднена и её постройки разрушены. Несмотря на большой риск, чудотворный образ сохранялся верующими в их частных домах. Только с наступлением демократических перемен монастырь начал возрождаться и святой образ занял подобающее ему место.

Чудодейственные источники

Особенной популярностью в наши дни пользуются святые места Подмосковья, помогающие паломникам избавиться от недугов или достичь какой-либо желаемой цели. К таким местам относятся, например чудодейственные источники. Их вблизи столицы насчитывается около сотни. Одним из наиболее известных и, по словам паломников, наиболее чудодейственным, является источник, находящийся в Давидовой пустыне Чеховского района.

Она была основана преподобным Давидом пятьсот лет назад на берегу реки Лопасни. Монастырь там действует и поныне, а в десяти километрах от него расположилось подворье. На его территории находятся церковь и святой источник, оборудованный для удобства паломников двумя купальнями. По свидетельствам многих, кто ощутил на себе его чудотворные свойства, известно, что его воды наиболее эффективно исцеляют заболевания глаз и органов пищеварения.

Необыкновенными свидетельствами явления Божьей Благодати прославлены и иные святые места Москвы и Подмосковья. Исцеление от физических и душевных недугов влечёт к ним ежегодно сотни тысяч паломников. Многие такие места имеют широкую известность, например, Саввино-Сторожевская обитель, находящаяся вблизи Звенигорода. Основателем её был ближайший ученик преподобного Сергия Радонежского – монах Савва, пришедший в эти места более шестисот лет назад.

Недалеко от монастыря находится пещера, в которой жил угодник Божий, а рядом с ней – чудодейственный источник. Он оборудован мужской и женской купелями. Многие посетившие обитель увозят с собой бутыли святой воды, так как известно, что она помогает при различных недугах, а особенно при болезнях сердца. Кроме того, монастырь славится своими квасом и хлебом, равные которым трудно где-либо найти.

Три чудотворных ключа

Вспоминая святые места в Подмосковье, помогающие от болезней, следует упомянуть и находящийся в четырнадцати километрах к юго-востоку от Сергиева Посада, рядом с посёлком Взглядово, удивительный источник, носящий имя Гремучего. Он в полной мере оправдывает своё название, так как образующие его родники бьют из расщелин склона, падая при этом с высоты двадцати пяти метров. Производимый ими шум разносится далеко по окрестностям.

Источник состоит из трёх самостоятельных ключей, каждый из которых носит своё имя ― Вера, Надежда, Любовь, и приносит исцеление от определённой группы болезней. Так, давно замечено, что первый помогает страдающим сердечными недугами, второй ― расстройствами психики, третий ― женскими болезнями. Учёные, проводившие исследование чудодейственной воды, отметили, что по своему составу она близка пробам, взятым из знаменитых источников Кисловодска. Но пить её следует в ограниченном количестве, так как она содержит высокий процент радона.

Кстати, когда перечисляют святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж, то нередко упоминают и источник Гремучий, а точнее, тот из его ключей, что носит название «Любовь». К сожалению, не существует специальной книги, в которую бы заносились свидетельства тех, кому его воды принесли семейное счастье. А жаль, ведь на Руси издавна было принято записывать чудеса, дарованные святынями. Сколько бы интересных и трогательных историй поведали в своих записях счастливые невесты!

Источник в усадьбе Тютчева

Святые места Подмосковья нередко бывают связаны с именами выдающихся деятелей российской культуры. Одним из таких мест является усадьба, находящаяся в деревне Мураново Пушкинского района. Её история тесно связана с именами Пушкина, Тютчева, Гоголя и Аксакова. На территории усадьбы бьёт ключ, именуемый Барским. С незапамятных времён все, кто омывались его водами, получали исцеление от недугов.

В первой половине XIX века усадьба перешла во владение семьи выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева. Будучи человеком глубоко верующим, он счёл должным построить на территории своего имения рядом с чудодейственным источником храм. Когда работы были завершены, то его торжественно освятили в честь Спаса Нерукотворного. С этих пор стало традицией совершать к источнику крестные ходы, сопровождаемые обрядом водосвятия. В наши дни исследования учёных показали, что эта вода обладает высокой биологической активностью. Доказательством может служить тот факт, что поливаемые ей растения развиваются лучше своих собратьев.

Благодатная помощь в чадородии

Упоминая святые места Подмосковья, помогающие забеременеть, нельзя обойти вниманием и находящийся в Коломенском чудотворный камень, носящий в народе название «Гусь», или «Девичий». Рядом с ним находится источник. Издавна сюда приезжают женщины, мечтающие забеременеть, но не способные это сделать. Всем, кто желает получить помощь, рекомендуется, зачерпнув воды из родника, сесть на камень и, произнося про себя желание, выпить воду. Затем нужно повязать ленточку на растущее рядом дерево.

Такой обычай выходит за рамки церковного устава, но практика показывает его чудотворность, и, кроме того, к нему прибегают, как правило, те, кто не смог получить иную реальную помощь. Этот камень находится в Подмосковье, в самой же столице молитвы о беременности обычно возносят перед мощами святой Матроны Московской, покоящимися в Покровском женском монастыре.

Самый маленький город Подмосковья

Каждый, кому довелось побывать в окрестностях столицы, не должен упустить возможности посетить её многочисленные святые места. Верея (Подмосковье) ― одно из них. Это уникальный город, в котором во множестве сохранились архитектурные памятники XVIII и XIX веков. Самый маленький город Московской области вместил большое число храмов, ставших его основными достопримечательностями. Древнейшим из них является собор Рождества Христова, построенный в середине XVI века князем Владимиром Старицким. История собора тесно связана с событиями войны 1812 года и с именем освободителя Вереи от французов ― генерала Дорохова, погребённого в его стенах.

Здесь же, в районе заречья, высится древняя Богоявленская церковь. Она была основана в 1673 году и, несмотря на то что многократно перестраивалась, сохранила в себе печать русской старины, отчётливо проступающую во всех деталях её архитектурного облика. Наибольшей популярностью у жителей города пользуется Ильинская церковь находящаяся на Больничной улице. Самые ранние сведения о ней встречаются в исторических документах 1629 года. Славу церкви принесли богатый иконостас, иконы и фрески, выполненные ведущими мастерами той эпохи.

Многих интересуют святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж. Одно из них находится как раз в Верее. Это церковь Константина и Елены, что расположена на Кировской улице. Она была построена на пожертвования купцов Зенегиных в 1798 году. Когда-то её стены украшала колоритная роспись, а пышностью иконостаса она не уступала лучшим московским храмам. За годы тотального атеизма это великолепие было утрачено, но остались святость самой церкви и намоленные многими поколениями стены. На протяжении веков именно в ней чаще чем где бы то ни было происходили венчания. Может быть, поэтому в наши дни здесь принято возносить молитвы в даровании супружеского счастья.

Рассказ о святынях Вереи будет неполным, если не упомянуть церковь Входа Господня в Иерусалим, входившую когда-то в комплекс Спасского монастыря, упразднённого императрицей Екатериной II, и старообрядческую церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Известно, что до революции Верея являлась крупным старообрядческим центром Подмосковья.

По данным на 1902 год, староверы составляли почти половину населения города. Столь значительное их количество стало причиной отказа от идеи строительства здесь православного монастыря ― возникли опасения влияния старообрядцев на монахов. В наши дни, когда официальная церковь признала легитимность старообрядческой, многие святые места Москвы и Подмосковья благополучно соседствуют с их религиозными центрами.

Святой, помогающий в финансовых неурядицах

Кроме храмов и церквей, в которых можно обрести помощь в исцелении от недугов и дарование семейного счастья, а также материнства, люди нередко ищут святые места Подмосковья, помогающие в деньгах и приносящие удачу в различных деловых начинаниях. Хочется посоветовать им обратиться с молитвой к святому Спиридону, епископу Тримифунтскому.

Будучи в своей земной жизни убеждённым нестяжателем, он в чертогах Царя Небесного молит Всевышнего о ниспослании людям не только духовных, но и материальных благ. Известно множество примеров того, как молитвы перед его образом помогали выйти из трудного финансового положения или добиться успеха в предпринимательстве. В Подмосковье нет святых мест, посвящённых этому угоднику Божию, но его икону нетрудно найти в церковных лавках или заказать через Интернет.

Вера ― условие помощи в молитвах

Многочисленны и благодатны святые места в Московской области. Одних только чудодейственных источников насчитывается более ста. В начале статьи приводились данные о тысяче пятистах находящихся на её территории православных храмах, и двадцати четырёх монастырях, и о сотнях тысяч паломников, их посещающих. Эти доказательства возрождения православных традиций, столь долго находившихся в забвении, радуют сердце.

Но отправляясь в путь к той или иной святыне, необходимо помнить, что молитвы, вознесённые перед ней, обретут благодатную силу лишь при условии глубокой веры и искреннего религиозного чувства. Всегда, приближаясь к святому источнику, к чудотворным мощам или образу, нужно помнить слова Спасителя: «По вере вашей будет вам».

В наши дни множество туристических агентств организует поездки и экскурсии по местам, где обильно изливается Благодать Божья. Не упускайте возможность воспользоваться их услугами и прикоснуться к миру высших духовных сил.

ГЛАВНОЕ

  • Монастыри Московской области примечательны своей архитектурой и чудесными реликвиями и иконами, хранящимися в них.
  • Новоиерусалимский монастырь в городе Истра планировкой напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
  • Самый большой монастырь Троице-Сергиева лавра ‒ объект всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря красивой архитектуре 15-го века.
  • Многие монастыри раньше были крепостями, охранявшими подступы к Москве.
  • Все монастыри действующие, поэтому необходимо соблюдать ряд правил посещения.

К началу XX века в московском регионе было несколько десятков православных монастырей. Не все они пережили столетие, отмеченное антирелигиозными кампаниями советских властей и страшными войнами, которые в той или иной степени затронули каждую обитель. Несмотря на потери, подмосковные монастыри последние годы активно реконструируются и привлекают тысячи паломников и путешественников. За сотни лет их прославили великие православные святые, отшельники и проповедники; в них хранятся бесчисленные церковные святыни ‒ чудотворные иконы и мощи. Монастыри привлекают и своей архитектурой: для их строительства цари, патриархи и меценаты не жалели средств и приглашали знаменитых мастеров. Средневековые монастырские комплексы интересны и желающим познакомиться с русской крепостной архитектурой, поскольку они играли важную оборонительную роль в те времена, когда Москва подвергалась регулярным нападениям с запада и юга.

Нужно учитывать, что монастырские комплексы, о которых пойдет речь, – действующие монастыри. Они имеют определенный распорядок и правила посещения. В места проживания монахов на территории обители доступ может быть закрыт. По православной традиции женщины должны посещать храм с покрытой головой, мужчины ‒ наоборот. Короткие юбки и открытая одежда не приветствуются. В некоторых монастырях юбки и косынки можно бесплатно получить при входе на территорию.

Троице-Сергиева лавра

Это самый большой монастырь в России, одна из самых известных достопримечательностей Подмосковья и туристического Золотого кольца. Находится Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад (Красногорская площадь), в 70 км на северо-восток от столицы. Обитель сыграла важнейшую роль в русской истории как духовный и политический центр объединения земель вокруг Москвы. Она была основана в 1337 году одним из самых почитаемых в России святых, Сергием Радонежским (1314/1322-1392). Именно здесь святой Сергий благословил московского князя Дмитрия Ивановича на сражение с татарским войском хана Мамая, которое принесло первую важную победу в борьбе Руси против ига Золотой Орды. Троице-Сергиев монастырь был центром сопротивления завоевателям и авантюристам в смутные годы начала XVII века, когда прервалась царская династия Рюриковичей. А в конце XVII века благодаря его защите и поддержке царь Петр I победил в борьбе за престол царевну Софью.

Обитель почитали все московские и российские правители, оказывая ей покровительство. В результате монастырь получил прекрасный архитектурный ансамбль, в том числе сохранившиеся уникальные памятники храмовой архитектуры XV века, который внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Над украшением монастыря работали великие живописцы Древней Руси Андрей Рублев и Даниил Черный. Например, известная во всем мире «Троица Ветхозаветная» А. Рублева до передачи в Третьяковскую галерею находилась в именно соборе Троице-Сергиевой лавры. В Лавре хранится множество почитаемых реликвий, в том числе останки самого основателя монастыря св. Сергия Радонежского и его личные вещи.

Новый Иерусалим

Новоиерусалимский монастырь в городе Истра (Ново-Иерусалимская набережная, 1) – масштабный проект патриарха Никона (1605-1681), который, создавая при создании своей главной резиденции попытался воссоздать почитаемые места Священной Земли. Его грандиозный замысел был связан с идеей построить на Руси новый центр православного мира после ослабления позиций Византии. Собор монастыря своей планировкой напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Окрестности также получили имена палестинских святынь: сам монастырь стоял на холме Сион, близ стен был разбит Гефсиманский сад, рядом лежали горы Фавор и Елеон, а река Истра стала Иорданом. Монастырь представляет собой интереснейший памятник архитектуры XVII-XVIII века, для постройки и последующей реконструкции которого использовались самые современные техники того времени и над которым работали лучшие архитекторы, в том числе автор Петергофского дворцового комплекса в Санкт-Петербурге Б. Растрелли.

Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Один из самых интересных, живописных и хорошо сохранившихся монастырей Подмосковья. Он расположен на высоком холме Сторожи над местом впадения речки Сторожки в Москву-реку (Московская область, город Звенигород).

В монастыре находятся такие святыни, как мощи Саввы Сторожевского (ум. 1407), основателя монастыря; икона св. Пантелеймона с частицей мощей (1915), икона св. Серафима Саровского с частицей мощей; икона свв. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского с частицами мощей, икона св. Саввы Сторожевского (XVII в.), икона св. Елисаветы с частицей мощей, икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей, икона св. Спиридона Тримифунтского с тапочком, иконостас собора Рождества Божьей Матери (XVII в.); могила блаженного старца Симеона (1748-1812).

Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 1398 году преподобным монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского. Монахам сначала покровительствовал звенигородский князь Юрий Дмитриевич (1374-1434), а позже монастырь перешел под опеку московских князей и царей. Савва Сторожевский считался заступником московских правителей, и регулярные молитвенные выезды на поклонение его мощам стали для них традицией. В монастырь поступали значительные средства, позволявшие вести масштабное строительство. В XVII веке здесь появились два царских дворца: царь Алексей Михайлович (1629-1676) построил палаты для себя и своей первой жены Марии Милославской.

Эти архитектурные памятники уникальны, поскольку до наших дней дошло очень немного дворцовых комплексов старше XVIII века. Монастырь был не только духовным центром и царской резиденцией, но и крепостью, укрепления которой контролировали подступы к Москве с запада. Нынешние башни и стены построены в 1650-1654 годах. Несмотря на все исторические потрясения, до нас дошел прекрасно сохранившийся ансамбль строений XV ‒ XIX вв. Древнейший храм монастыря – собор Рождества Богородицы, возведенный в начале XV века. Это один из старейших храмов Подмосковья. Внутри сохранились фрагменты росписей XV ‒ XVI вв. Есть предположение, что они созданы иконописцами круга Андрея Рублева. Большинство же построек появилось в середине XVII столетии при царе Алексее Михайловиче.

Одна из достопримечательностей монастыря – звонница необычной формы, возвышающаяся на своеобразном двухэтажном основании, в котором также находилась церковь. Посередине висят самые большие колокола. По сторонам находятся 4 ассиметричные шатровые башенки с колоколами поменьше. Отдельно пристроена часовая башня, где помещались трофейные часы и колокол из древнего русского города Смоленска, возвращенного из польской оккупации в 1654 году.

Саввино-Сторожевский монастырь – жемчужина Звенигорода. Многие туристы посещают город в первую очередь из-за него. Кроме того, окрестности монастыря почти не затронуты современной застройкой, и отсюда открывается чудесный вид, дающий представление о том, как эти места могли выглядеть во времена царей и монахов XVII века. А в здании Царицыных палат монастыря расположена экспозиция Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Монастыри Коломны

Коломна – один из главных туристических центров Московской области, расположенный в 100 км на юго-восток от столицы. Туристов притягивают Коломенский Кремль, великолепные храмы и монастыри и знаменитая пастила. Два женских монастыря располагаются прямо на территории Коломенского кремля.

Успенский Брусенский монастырь

Эта обитель основана в 1552 году, когда по приказу царя Ивана Грозного была построена Успенская церковь в память о захвате столицы татарского ханства Казани. Ее адрес – Коломна, Кремль, ул. Брусенский переулок, 36. Изначально здесь находилась мужская община. По легенде, первыми монахами были участники казанского похода. Происхождение названия «Брусенский» точно не известно. Часто его производят от «брусьев», из которых первоначально состояла монастырская ограда. В начале XVII века монастырь пришел в упадок и позже был восстановлен как женский.

Здесь хранятся свои святыни: местночтимый образ Казанской Божьей Матери – по преданию, один из первых списков с великой Казанской иконы, явившейся в 1579 году; икона «Святые новомученицы и исповедницы Брусенского монастыря», посвященная монахиням, погибшим в период советских репрессий; список иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша»; икона святителя митрополита Филарета Московского с частицей мощей; икона святителя митрополита Дмитрия Ростовского с частицей мощей.

Наибольшего расцвета Брусенский монастырь достиг в XIX веке. Брусенских сестер поддерживали вкладами и пожертвованиями купцы Коломны, которая тогда стала важным торговым городом. Самой значимой постройкой того времени стал пятиглавый Крестовоздвиженский собор (середина XIX века). Он построен в классическом стиле с элементами, напоминающими о древнерусской архитектуре.

В 1919 году монастырь был закрыт советскими властями. Монахини подверглись репрессиям, пять из них были убиты и сейчас почитаются как православные мученицы. Архитектурный комплекс также пострадал: была уничтожена надвратная колокольня конца XVIII века и главы Крестовоздвиженского собора. В настоящее время монастырь снова действует, ведется реставрация.

Древнейший храм обители – Успенская церковь, изящный образец ранней шатровой архитектуры. Также в монастыре сохранилась ограда с декоративными узкими башенками в неоготическом стиле (1820-е гг.), хозяйственные и жилые постройки середины XIX столетия. В северном келейном корпусе открыта экспозиция, посвященная истории монастыря.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь

Ново-Голутвин монастырь (улица Лазарева, 11 А) – самый молодой в Коломне, он основан в 1800 году. Сюда была переселена часть братии из древнего Голутвина монастыря на окраине города, отсюда и название – Ново-Голутвинский. Основа сохранившегося архитектурного ансамбля старше самого монастыря: это постройки бывшего архиерейского подворья, располагавшегося на этом месте с XVII века. Главное строение монастыря – Троицкий храм, построенный в конце XVII века. Эта церковь сочетает в себе древнерусские формы и наружные украшения в стиле «нарышкинского барокко» ‒ интересной русской адаптации европейского барочного стиля конца XVII века. Также сохранился Покровский храм XIX в. и ряд жилых и хозяйственных построек XVIII ‒ XIX вв.

Ново-Голутвинский монастырь является одним из украшений Соборной площади Коломны, на небольшом пространстве которой стоят также главный городской Успенский собор, церковь Тихвинской Богоматери и церковь Воскресения Словущего. Его святыни – частицы мощей евангелиста Луки, святых Пантелеймона, первомученика Стефана, Георгия Победоносца, князя Александра Невского.

Старо-Голутвин монастырь

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь находится в живописном месте на окраине Коломны – там, где река Москва впадает в Оку (улица Голутвинская, дом 11). Это самый древний монастырь Коломны, основанный в конце XIV века св. Сергием Радонежским на средства московского князя Дмитрия Донского. После памятной победы на татарским войском в 1380 году князь и члены его семьи основали несколько монастырей в знак благодарности за божественную помощь в сражении. Святыни монастыря: части Животворящего креста и тернового венца; мощи епископа Феодосия Коломенского (XVI в.); могила Григория Голутвинского (ум. 1405), первого игумена монастыря; мощевики с частицами многочисленных святых.

Название «Голутвин» предположительно происходит от старорусского слова «голутва», обозначающего лесную вырубку, и указывает либо на просечную дорогу от монастыря к переправе, либо на место среди леса, где был построен сам монастырь. Ансамбль монастыря отличается необычным видом за счет высоких неоготических башенок. Мужская обитель пользовалась покровительством московских правителей, и в XVII ‒ XVIII вв. монастырь достиг пика могущества и благосостояния. Главный храм монастыря – Богоявленский собор – построен в начале XVIII веке. В подклете собора находится своеобразная святыня – «камушки преподобного». По преданию, первый храм на этом месте заложил сам Сергий Радонежский, а эти камни – часть его фундамента.

Красивая панорама на монастырь открывается с берегов двух рек и с железнодорожного моста через Оку.

Монастыри Серпухова

Еще два особо интересных монастыря находятся в старом русском городе Серпухов в 94 км на юг от столицы.

Введенский Владычный женский монастырь

Самый древний монастырь Серпухова, основанный в 1360 году (улица Октябрьская, 40). Его возникновение связано с именем известного русского религиозного и политического деятеля средневекового Московского княжества – св. митрополита Алексия (1292/1305-1378). По легенде, обитель была основана по указанию Богоматери, которая обратилась к Алексию во время молитвы через свою икону.

Святыни монастыря – чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша» (копия, оригинал утрачен); чудотворная икона «Введение Богородицы во храм» (копия, оригинал в городском музее); чудотворная икона «Всецарица», чудотворная икона царевича Дмитрия Угличского (фотокопия, оригинал в городском музее), мироточивая икона Георгия Победоносца (копия, оригинал утрачен); мироточивая икона Иоанна Воина (копия, оригинал в музее Андрея Рублева в Москве); мироточивый крест-голгофа. Считается, что многие другие иконы также мироточат.

Изначально здесь находилась мужская община. В 1598 году только что взошедший на московский престол царь Борис Годунов поблизости от монастыря заставил без боя отступить татарское войско. В память об этой победе Годунов развернул во Введенском монастыре большое строительство, возведя несколько новых храмов и крепостные стены. Многие из этих построек дошли до наших дней.

В конце XIX века Введенский монастырь стал центром паломничества верующих: здесь появилась чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Православные люди верят, что молитва перед этой иконой помогает от алкоголизма и наркомании. Оригинал XIX в. был уничтожен в 1929 году, однако сестры монастыря верят, что он чудесным образом уцелел и будет явлен вновь. Сейчас молитвы совершаются перед копией, которая также считается чудотворной.

Введенский владычный монастырь может привлечь не только своими святынями, но и хорошо сохранившимися памятниками конца XVI – XVII вв. Для России архитектурный ансамбль этого времени, дошедший без позднейших перестроек, ‒ достаточно редкое явление. Сохранились пятиглавый Введенский собор (рубеж XVI ‒ XVII вв.), шатровая церковь св. Георгия Победоносца (конец XVI века) со звонницей и трапезной и надвратный храм св. Феодота Анкирского (1599 год). Также в монастыре частично сохранились стены и башни монастырской крепости, построенной при Борисе Годунове.

Высоцкий мужской монастырь

На другой стороне реки Нара расположена еще одна древняя обитель – Высоцкий монастырь (город Серпухов, улица Калужская, 5/3). Он был основан на 14 лет позже Введенского Владычного женского монастыря при участии св. Сергия Радонежского на землях серпуховского князя Владимира Храброго (1353-1410). Высоцкий монастырь был важным культурным центром русского средневековья. Есть предположение, что здесь служил монахом известный иконописец Андрей Рублев. Сейчас в обители не найти древних ценностей – монастырь сильно пострадал от войн, старые фрески перекрывались новыми, богатая утварь либо оказалась в музеях, либо была спрятана монахами после революции 1917 года и до сих пор не найдена.

Несмотря на то, что здесь, в отличие от Введенского Владычного монастыря, не сохранился ранний ансамбль, Высоцкий монастырь также представляет собой живописную картину. Над рекой Нарой возвышаются его кубический пятиглавый Зачатьевский собор (возведен на рубеже XVI ‒ XVII вв., перестроен в конце XVII века), надвратная колокольня в классическом стиле (1840-1841) и крепостные стены с двумя сохранившимися башнями (конец XVII века).

Борисоглебский монастырь в Дмитрове

Дмитров – еще один город в Подмосковье, который стоит посетить каждому, кто интересуется русской историей и культурой и желает познакомиться с провинцией, сохранившей свой старый облик. Когда-то в Дмитрове было три монастыря, но только Борисоглебский пережил принудительную секуляризацию общества Екатериной II в XVIII веке.

Борисоглебский монастырь находится на улице Минина, владение 4. Его святыни впечатляют своей древностью и значением: частица креста Господня; частицы мощей апостола Андрея Первозванного, евангелистов Матфея и Луки, святых Иоанна Златоуста, Григория Златоуста и других.

Первые достоверные сведения об этом монастыре относятся ко второй половине XV века. Его главный храм посвящен первым русским святым Борису и Глебу – князьям XI столетия, сыновьям крестителя Руси Владимира Святого, которые были убиты их родным братом. Собор монастыря построен в середине XVI веке и сохранился до наших дней. До конца XVII века большинство построек оставались деревянными. Каменное строительство началось после пожара 1672 года: были возведены Святые врата (1672 год) с церковью св. Николая с трапезной (1685-1687), настоятельские кельи и ограда с четырьмя башнями (1685-1689).

Перестройки XVIII ‒ XIX столетий не слишком изменили прежний облик обители. Тяжелые времена она пережила в XX веке, когда была закрыта по решению советских властей, а на ее территории размещены сначала управление Дмитлага (лагеря для заключенных, которые строили канал им. Москвы), а позже — военная часть. В 1990-х монастырь был возрожден.

Борисоглебский монастырь находится на небольшом удалении от исторического центра в тихом районе города. Только названия окрестных улиц напоминают о темном лагерном прошлом. Посетить этот монастырь будет удобно после осмотра достопримечательностей Дмитровского кремля.

Иосифо-Волоцкий мужской монастырь

В окрестностях древнего города Волоколамска находится Иосифо-Волоцкий монастырь (Волоколамский район, село Теряево) – некогда одна из крупнейших русских обителей. Святыни монастыря – мощи и вериги св. Иосифа Волоцкого (1439-1515), основателя монастыря; Волоколамская икона Божьей Матери (копия, оригинал в музее Андрея Рублева в Москве). Монастырь был основан знаменитым средневековым церковным деятелем, борцом с ересями Иосифом Волоцким (1440-1515) в 1479 г. Он происходил из дворянской семьи, и новая община была им основана жить на землях, принадлежавших его роду. С XVI века обитель становится одной из самых богатых, пользуется покровительством царей. Здесь возводится каменная крепость. Кроме того, монастырь служит тюрьмой для политических оппонентов и еретиков. Например, здесь были заточены критики церковного землевладения Максим Грек (1470-1556) и Вассиан Патрикеев (ок. 1470 ‒ после 1531), низложенный царь Василий Шуйский (1552-1612). Здесь же содержались польские пленные солдаты в первой половине XVII в. и французские — в 1812 году.

Иосифо-Волоцкий монастырь представляет собой интересный памятник архитектуры XVI ‒ XVII вв. Во многом его монахами был сформирован и окрестный ландшафт. Монастырь окружен искусственными прудами, вырытыми для хозяйственных нужд. Сейчас Теряевские пруды являются охраняемым памятником природы. Основной ансамбль относится к концу XVII века, а единственное здание, сохранившееся с более раннего времени – Трапезная палата, построенная в 1504 году. Она повторяет редкую форму Грановитой палаты Московского Кремля: своды потолка опираются на единственный столп, установленный в центре. Вход в Трапезную палату доступен только в составе экскурсии, которую можно заказать в монастыре.

Собор монастыря посвящен Успению Богоматери и возведен в конце XVII века, как и монастырские укрепления. Особый колорит собору, как и всему монастырю, придают пояса из изразцов над окнами и на барабанах. К сожалению, первоначальная роспись стен не сохранилась, так как собор расписывался несколько раз в разных стилях. Сегодняшний вариант был создан в 1904 году. Зато резной золоченый иконостас сохранился с XVIII века.

Следующие несколько православных обителей хуже сохранились или не слишком удобно расположены. Их посещение можно порекомендовать тем, кто намерен углубленно изучить историю подмосковных монастырей.

Белопесоцкий женский монастырь у города Ступино

Находится в Московской области, Ступинский районн, город Ступино, улица. Белопесоцкая. Святыни: чудотворная икона Божьей Матери «Утоли моя печали».

Бобренев мужской монастырь под Коломной

В селе Старое Бобренево недалеко от Коломны находится небольшой, живописный Бобренев монастырь. Он был основан в конце XIV веке по приказу князя Дмитрия Донского после победы в Куликовской битве. Главным покровителем и строителем монастыря, осуществлявшим также финансирование, стал воевода московского князя, герой сражения с татарами Дмитрий Боброк Волынский (ум. 1389). Святыни монастыря – чудотворная Федоровская икона Божьей Матери, икона св. Сергия Радонежского, крест с частицей Животворящего креста, тапочек с мощей и икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского.

Сегодняшний ансамбль обители сложился в XVIII ‒ XIX вв. Считается, что ограда с декоративными башенками построена по проекту знаменитого архитектора XVIII в. Матвея Казакова (1738-1812).

Лужецкий монастырь в Можайске

Еще одна древняя обитель находится в городе Можайск (улица Герасимова, 1). В 1408 году ее основал св. Ферапонт Белозерский (1331-1426), который здесь же обрел вечный покой. В XVII и XIX веках обитель неоднократно страдала от врагов. Большинство сохранившихся строений в монастыре датируется XVII столетием. Однако есть и две более ранние церкви – собор Рождества Богородицы (1524-1547) и Введенская церковь с трапезной (первая половина XVI век). Еще один интересный объект – фундамент храма, который был, по преданию, заложен самим св. Ферапонтом. Он сложен из надгробных плит.

Николо-Пешношский монастырь

Некогда богатый и влиятельный Николо-Пешношский монастырь находится в поселке Луговой Дмитровского района на месте впадения речки Пешношки в Яхрому. В 1361 году сюда пришел жить в уединении ученик Сергия Радонежского Мефодий Пешношский (1361-1392). Он построил себе келью, перенося («пешноша») бревна через небольшую речку. От этого, как говорит его житие, и произошли названия речки, монастыря и прозвище святого. Монастырь развивался за счет средств сначала местных дмитровских князей, а затем и московских, которые присоединили к себе эти земли. В XVI веке наступил период расцвета монастыря: обитель стояла на пути из Москвы к северным русским землям и участвовала в прибыльной торговле хлебом. В это время здесь часто жили или служили важные религиозные деятели, приезжали на богомолье цари.

Никольский собор построен в XVI столетии. Он претерпел изменения в XVII ‒XVIII веках и приобрел нынешний вид: приземистый одноглавый храм, воплощающий представления о древнерусской церковной архитектуре. У западной стены монастыря – необычный вид. Собственно, стена не сохранилась – вместо нее в XIX веке были построены жилые и больничные корпуса, примыкающие к оставшимся крепостным башням. В результате получилась живописное «сплетение времен».

В 1966 году в зданиях монастыря разместился психоневрологический диспансер, который до сих пор занимает часть комплекса, что провоцирует сложные отношения врачей и монахов. Поселок Луговой, на территории которого монастырь располагается сегодня, был построен именно для персонала диспансера.

Спасо-Бородинский монастырь

Для человека, интересующегося русской историей, этот монастырь важен как мемориальный комплекс памяти солдат, погибших в Бородинском сражении в 1812 году. Находится он в Бородинском сельском поселении Можайского района Московской области. Обитель возведена прямо на поле сражения, на том месте, где находились укрепления русской армии, известные как Багратионовы флеши. Укрепления названы так по имени генерала князя Петра Багратиона (1765-1812), который командовал их обороной и был здесь смертельно ранен.

История появления Спасо-Бородинского монастыря связана с личной трагедией его основательницы – Маргариты Тучковой (1780-1852). Она была замужем за героем войн с Наполеоном генералом Александром Тучковым (1778-1812). Пара была счастлива в браке, и Маргарита не раз сопровождала мужа в походах. Но во время войны 1812 года она была вынуждена остаться дома, а Александр погиб на Бородинском поле. Вдова пыталась найти его тело, провела много часов на поле битвы среди останков тысяч солдат, но безуспешно. Тогда она решила увековечить его память: Маргарита Тучкова выкупила участок земли и с позволения императора построила храм, который был освящен в честь образа Спаса Нерукотворного. Этот образ был на знамени полка, которым командовал ее муж. После смерти сына в 1826 году Тучкова поселилась рядом с храмом. Со временем здесь образовалась община одиноких женщин, которая стала монастырем, а Маргарита – его настоятельницей.

Сейчас часть территории монастыря занимает Бородинский музей-заповедник. Домик Тучковой сгорел во время Великой Отечественной войны в 1942 году, но позже на этом же месте была возведена его точная копия – ради памяти этой великодушной и стойкой женщины.

Монастыри Москвы, духовные центры нашей столицы – излюбленные места для паломничества и исторические достопримечательности, которые часто посещают жители других стран и городов. В Москве есть и женские и мужские обители, хранящие множество древних православных святынь. Монастырские здания украшают город, а русскому православному человеку часто хотелось бы побывать на службе именно в монастыре. В Москве около полутра десятка древних обителей и относительно новых монастырей. Мы постараемся познакомить вас с монастырями Москвы, которые будет интересно посетить в качестве паломника или туриста.

Возможно, вам захочется побывать в Новодевичьем или Новоспасском монастыре, увидеть Донскую икону или просто узнать о действующих обителях города. Конечно, нельзя забывать и о том, что Бог слышит нашу молитву не только в монастыре и монастыри Москвы – это не таинственное «место силы», где молитва становится особенной, но возможность побывать в прекрасных и намоленных обителях – это великая радость для православных верующих. Перед тем, как идти в монастыри Москвы, не забудьте уточнить, открыты ли они для посещения. Некоторые монастыри живут закрытой жизнью и не всегда пускают паломников.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь – не только одно из самых красивых мест в Москве, но и одно из самых древних. Среди всех монастырей Москвы его выделяет еще и то, что он относится к Историческому музею города. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году, с тех пор он тесно связан с историей нашей страны. Важную и иногда драматичную роль монастырь сыграл в судьбах известных русских женщин.

Во время захвата литовцами, правящий тогда Иван III, отец Ивана Грозного дал обет – если удастся освободить Смоленск, в Москве будет основан большой монастырь, в благодарность Пресвятой Богородице. Смоленск был важным форпостом государства. Когда Смоленск освободили, Иван III сдержал свое обещание и начал строительство Новодевичьего монастыря. Считается, что монастырь возведен именно на том месте, где когда-то отбирали молодых девушек, которые уйдут в полон. Монастырь сразу пришелся по душе московским прихожанам, ведь не секрет, что он расположен в живописном месте.

Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы.

Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1

Донской монастырь

Донской монастырь всегда окружали легенды и удивительные события. Летом 1591 года Москва была встревожена грядущим нашествием Крымского хана. Целый день у брода через Москва-реку шел страшный бой. Там же была чудотворная икона Донской Божией Матери, которая по преданию помогала еще воинам Кукликовской битвы. Согласно древнему преданию, Крымский хан бежал благодаря молитве перед Донской иконой и заступничеству Богородицы.

Так, на месте русского стана, возник Донской монастырь. Борис Годунов построил главный собор монастыря. Чудотворная Донская икона Божией матери с тех пор считается покровительницей и заступницей Москвы. От стен города, благодаря помощи Богородицы, бежал и Тамерлан, и другие захватчики. В монастыре идет прекрасная тихая жизнь, вдали от шума большого города. Монастыри Москвы называют обителями милосердия и цветниками учености. Донской монастырь – яркий представитель самых прекрасных монастырей Москвы.

Одним из главных православных чудес монастыря считается удивительная находка мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Всегда приятно прогуляться рядом с прекрасным монастырем в тени липовых деревьев и яблоневого сада и отдохнуть от суеты, помолиться в прекрасных храмах монастыря и полюбоваться чудесными видами.

Адрес монастыря: Москва, пл. Донская, 1

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь называют первой обителью Москвы. Он расположен на Таганке. У каждого монастыря своя история и свои святые, но этот монастырь действительно считается особым. Раньше его называли «Спас на Новом», и монастырь стал наследником двух других древнейших обителей. Одна из них была основана еще в XIII веке князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского. На месте этого монастыря сейчас расположена Даниловская обитель. Другой монастырь Спаса Преображения, которому суждено было стать первой иноческой обителью города.

При великом государе Московском Иване III Кремль преобразился. На смену деревянным появляются каменные палаты. Спасский монастырь оказался стесненным новыми постройками, и Иван III повелел перенести его. В новом положении монастырь стали называть Новоспасским.

Многие правители и святители России находили здесь защиту, а некоторые и выходили на политическую арену. Даже Лжедмитрий пытался использовать для укрепления своей власти именно авторитет Новоспасского монастыря. Этот монастырь имел боевые стены и мог выстоять против нападения. Стены Новоспасского монастыря – настоящие крепостные древние стены, поэтому его так любят посещать туристы. Кроме того, монастырь в свое время стал усыпальницей предков Романовых. Именно из этого рода впоследствии появилась царская династия.

Адрес монастыря: Москва, пл. Крестьянской заставы, 10

Андреевский монастырь

Андреевский мужской монастырь находится в одном из самых прекрасных мест Москвы. Раньше монастырь называли «Преображенская пустынь». Он расположен на территории заповедника Воробьевы горы и берегов Москва-реки. Обитель была основана в XVI веке, однако, это лишь предположения. Именно к этому времени относятся первые найденные документальные свидетельства о монастыре. Историки полагают, что монастырь относится к гораздо более раннему периоду и, возможно, существует с XIII века.

Андреевская обитель сильно пострадала в годы богоборчества. С падением СССР постепенно возрождалась и церковная жизнь в Андреевском монастыре. Здесь даже организовали Патриаршее подворье и синодальную библиотеку. А в 1992 году на звонницу вернулись колокола. Возродилась здесь и монашеская жизнь. На территории монастыря уже пятнадцать лет действует общеобразовательная школа.

Паломники и посетители монастыря могут своими глазами увидеть, как постепенно возрождается прекрасная обитель. Посетить Андреевский монастырь фактически значит стать свидетелем новой истории Русской Православной Церкви.

Адрес: Москва, Андреевская набережная, 2

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь был основан в 1315 году первым святым столицы – митрополитом Петром. Когда-то он находился за пределами Москвы, в селе Высоком. Высоко-Петровский монастырь – шедевр московского зодчества, который был украшен при Петре Великом. Обитель стала уникальным памятником духовной славы своих основателей.

При Петре I монастырь был расширен. Многие здания в нем построены в память о Нарышкиных. Боголюбский храм – это видимый памятник погребения Нарышкиных. Так тесно связанный с историей России монастырь – излюбленное место для туристов.

Именно здесь расположены и уникальные памятники архитектуры. У многих Высоко-Петровский монастырь ассоциируется именно с историей России во времена Петра I, но и ценителям архитектуры будет интересно посетить прекрасную древнюю обитель. Монастырь считается небольшим, но посетить его стоит обязательно. Полвека на территории монастыря располагается удивительный храм-восьмилистник — каменный собор митрополита Петра, построенный знаменитым итальянским зодчим Алевизом Новым. Нетипичное и уникальное сооружение.

Адрес: Москва, ст. м. Трубная, ул. Петровка, 28/2

Читайте также — Монастырь без секретов

Зачатьевский монастырь

Еще в XIV веке в России возникла Алексеевская обитель. Ее назвали в честь преподобного Алексея, и это был первый женский монастырь в Москве. Женские монастыри существовали и до этого, первый был основан еще Ярославом Мудрым, но обычно они были частью мужских монастырей. Поэтому Алексеевский монастырь ошибочно называются первым в России, он стал первым именно для Москвы. Точно известна дата его основания – 1360 год. Считается, что первыми инокинями этой обители стали Иулиания и Евпраксия — родные сестры митрополита Алексия. Они были известны своими милосердием и смирением.

Именно этот монастырь в наши времена называется Зачатьевским. Зачатьевская обитель украшает район Хамовники. Она сильно пострадала в богоборческие годы, как и многие другие храмы и монастыри. Часть насельниц арестовали или сосали. Монастырские здания превратились в тюрьму и колонию для несовершеннолетних. В 90-х годах XX века началось возрождение святыни. Сейчас в монастырский ансамбль входит четыре надземных церкви и подземный храм Успения.

Зачатьевский монастырь известен тем, что Спасская церковь на территории монастыря была домовым храмом рода Римских-Корсаковых.

Адрес монастыря: Москва, пер. 2-ой Зачатьевский, 2

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель находится в районе Замоскворечье. Белоснежный храм разительно отличается от архитектуры старой Москвы. Расположился он там, где некогда пролегал путь в Золотую орду – на Большой Ордынке. Аскетичность зодчества отличает обитель милосердия. Монастырь называют «жемчужиной» Замоскворечья. После гибели своего мужа Елизавета Федоровна Романова выкупила усадьбу на Большой Ордынке и устроила там обитель милосердия и труда.

Внучка английской королевы Виктории с детства воспитывалась христианкой, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она приняла православие и сделала это не формально, а совершила свой выбор с душой. После гибели мужа Елизавета Федоровна оставила светскую жизнь и на свои средства создала обитель, в которой хотела возродить древний институт диаконисс. Сестры обители могли оставить территорию обители, чтобы помогать немощным и больным.

Великая княгиня трепетно относилась к монашеству, но не создавала Марфо-Мариинскую обитель как монастырь. Закрытая жизнь монастыря противоречила идее активно помогать страждущим и ближним так, чтобы любой мог обратиться туда. В обители милосердия сестры безвозмездно отдавали жизнь свою ближнему для Бога.

Живущие здесь сестры и сейчас трудятся в госпиталях и больницах. В монастыре открыт приют сирот, здесь же кормят неимущих и помогают страждущим. В храме собрано несколько редких икон Марфы и Марии, духовных покровительниц обители. Одна из них сохранилась еще со времен Елизаветы Федоровны.

Адрес монастыря: Москва, ст. м. Полянка, ул. Большая Ордынка, 34

Покровский монастырь

Покровский монастырь известен не только в Москве, ведь именно здесь хранятся мощи блаженной Матроны Московской. Со всех концов страны сюда едут паломники к мощам святой Матроны. Древний Покровский монастырь всегда наполнен людьми. Это – самый посещаемый монастырь Москвы. В выходные его посещают до пятидесяти тысяч человек. В монастыре также хранятся уникальные православные святыни.

Блаженная Матрона – одна из самых почитаемых в народе святых, поэтому людно в монастыре и в будние дни.

Покровский монастырь основал в 1635 году царь Михаил Федорович. Тогда его называли обителью «Покрова на убогих домах». Интересно, что Покровская деревянная церковь существовала еще до основания на этом месте монастыря. Считается, что монастырь был основан после преставления родителя царя Михаила Феодоровича — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. И именно это стало причиной, по которой в Москве появилась прекрасная обитель.

Адрес монастыря: Москва, ул. Таганская, 58

Монастырь, монашество

Свято-Данилов монастырь

Московский Свято-Данилов мужской монастырь устроен святым покровителем Москвы – благоверным князем Даниилом Московским, сыном Александра Невского. Эта обитель появилась в конце XIII века. В богоборческие годы здесь располагалась колония для несовершеннолетних. В наши дни архитектурный ансамбль монастыря полностью восстановили. Сейчас Свято-Данилов монастырь открыт для паломников и туристов.

Строения монастыря удивительны, в них сочетаются совершенно разные архитектурные стили.

Для паломников важно отметить, что в монастыре не совершают Крещение, Венчание и Отпевание. Но в храмах Свято-Данилова монастыря регулярно проходят богослужения, можно заказать молитву, поговорить со священником и просто прогуляться по территории удивительной и древней обители.

Адрес монастыря: Москва, улица Даниловскай вал, 22

Телефон монастыря: +7(495)958-11-07

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь основан на месте, где когда-то Москва-река прорвала перешеек, изменив свое течение. Перерва – от слова «прерывать». Река повернула к селу Коломенскому. Спустя многие годы, река вернулась в свое прежнее русло, а название монастыря осталось.

Трудно установить время создания монастыря. Историки относят его к эпохе Куликовской битвы. Считается, что к установлению монастыря причастен сам Дмитрий Донской. Но официально первые сохранившиеся данные о древней обители относят к 1567 году.

Обитель едва не прекратила свое существование в древности, судя по историческим документам, некогда здесь не оставалось и десятка насельников. Причина этому остается загадкой, возможно монастырь попал в немилость к Ивану Грозному. Но в середине XVII века на монастырь обратил внимание царь Алексей Михайлович. Здесь начали возводить каменные здания, в том числе, храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Здесь же оказался привезенный с Афона список Иверской иконы Божией Матери. Считается, что в Николо-Перервинском монастыре останавливалась сама императрица Екатерина II. Существует и легенда о подземном ходе, который якобы связывает монастырь с Церковью Казанской Божией Матери в усадьбе Коломенское.

Адрес монастыря: ул. Шоссейная, д.82

Телефон монастыря: +7 (495) 354-49-65

Сретенский монастырь

Сретенский монастырь считается самой маленькой, но одновременно и самой известной обителью столицы. Его основали на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Угодьями, на территории которых возник монастырь, владел боярин Семен Кучка. Именно поэтому их называли Кучковым полем. Кучково поле было местом сбора горожан. Именно здесь зачитывали указы, правили суд.

Когда Тамерлан вторгся в Рязанские земли, на Кучковом поле в очередной раз собрался весь город. Предание рассказывает, что после встречи Владимирской иконы Божией Матери, Богородица явилась Тамерлану во сне и приказала оставить эти земли. Тамерлан в ужасе бежал. С той поры известна история Сретенского монастыря.

Но Сретенский монастырь – не только уникальный памятник истории. Он известен своим хором, который прославляет Русскую Православную Церковь в России и за рубежом.

Адрес монастыря: Москва, ул. Б. Лубянка, 19

Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь расположен на Никольской улице. Это – одно из самых любимых мест для прогулок туристов, идущих на Красную Площадь. На одной из центральных пешеходных улиц города расположены не только красивые витрины магазинов, но и колокольня, созывающая на службу в древнюю обитель. Первоначально монастырь назывался «Спасом старым». Про «Спас старый» говорили, что это – «учительский монастырь». Он был основан во времена правления Бориса Годунова. А «Заиконоспасским» монастырь стал, потому что находился за иконным рядом.

При Симеоне Полоцком в монастыре действовала для подьячих, которая со временем превратилась в Славяно-греко-латинскую академию. В начале XIX века Академию перевели в Сергиев Посад, а в стенах обители продолжило работу Духовное училище.

Адрес монастыря: Москва, Никольская улица, 7-9с3

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь уже шесть веков сохраняет историческую память города. Обитель устроила княгиня Мария Андреевна в благодарность за то, что ее сын живым вернулся с поля боя. Строительство Рождественского монастыря благословил сам великий князь Дмитрий Донской.

Этот монастырь Москвы появился в конце XIV века и изначально находился в Московском Кремле. Широко известен представитель древнего московского зодчества — Рождественский собор, который был построен в начале XVI века.

При монастыре открыта певческая школа для женщин.

В монастыре также находятся несколько древних православных святынь: частица мощей святой великомученицы Варвары, Частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери.

Адрес монастыря: Москва, улица Рождественка, 20/8с15

Телефон монастыря: +7 (495) 621-39-86

Серафимо-Знаменский скит (Россия, Московская область, Домодедовский район, в 6 км южнее г. Домодедово, в 500 м от Битягово)

Что бы добраться до скита, нужно в населённом пункте Заборье повернуть возле магазина «Стройматериалы» на указателе д/о «Нефтяник». Проехав через тоннель под трассой, и миновав сельское кладбище, сверните на первую же грунтовую дорогу в лесу — и Вы у цели.

История обители такова. Она основана в 1912 г. игуменьей Ювеналией, в миру княжной Тамарой Александровной Марджановой.
Небольшой монастырский ансамбль выстроен в соответствии с теологическими канонами. Так, например ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени — в память 33 лет земной жизни Спасителя. В центре стоит церковь в честь Знамения Божией Матери и прп. Серафима Саровского с усыпальницей и престолом во имя равноап. Нины. Архитектурный стиль, в котором возведено это уникальное здание, представляет собой синтез модерна и псковско-новгородского зодчества.

Описание Серафимо-Знаменского скита

Крестчатый в плане храм увенчан шатром из 24 кокошников, по числу 24 апокалипсических старцев.В интерьере, открытый во внутрь шатёр, образует необыкновенную светотеневую моделировку всего храмового пространства, к сожалению лишённого фресковых росписей. В ограде расположены 12 небольших домиков-келий — по числу 12 апостолов, каждый имеет собственное название: Андреевский, Иоанно-Богословский и т.д. В скиту могли жить только 33 сестры — таков уж был устав.



Скит действовал 12 лет и был закрыт в 1924 г. После закрытия в стенах обители разместилась Заборьевская больница, а с 1965 г. — пионерлагерь и база отдыха завода «Криптон». В 1998 г. комплекс был возвращён церкви. Это удивительно живописное и романтическое место. В лесной глуши, среди корабельных сосен стоит миниатюрный, изысканный храм, будто сошедший со страниц древнерусских летописей…

План Серафимо-Знаменского скита

  1. Церковь Знамения и Серафима
  2. Кельи в скиту
  3. Надвратная звонница
  4. Дом притча
  5. Дом священника

Схема проезда

Серафимо-Знаменский скит

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Серафимо-Знаменский скит 55.387186, 37.749678 Серафимо-Знаменский скит

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *