Монастыри серпухов

645 лет назад, на высоком берегу Нары, недалеко от впадения её в Оку, близ города Серпухова была основана одна из древнейших русских обителей — Свято-Высоцкий монастырь. История основания монастыря связана с именами преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли русской; его ученика — преподобного Афанасия и серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. В 1373 году войско Золотой Орды устремилось на Русь и опустошило Рязанское княжество. Возникла острая необходимость в усилении южных рубежей Московской Руси, прикрытии важнейшего пути с Оки к Москве, который проходил через Серпухов. Укрепив свой стольный град крепкими дубовыми стенами, князь Владимир Андреевич «восхотев возградити себе монастырь в Серпухове», который во время нападения врага мог служить предградием, а в дни мира хранил бы русский град молитвой. За помощью в этом богоугодном деле князь обратился к преподобному Сергию, знаменитая Троицкая обитель которого находилась в радонежских лесах, в уделе Владимира Андреевича. Князь хорошо знал и любил преподобного, часто посещал его обитель, помогал ей и пользовался духовными советами святого старца. Он также прекрасно знал учеников Преподобного, среди которых особо чтил преподобного Афанасия за его добродетели и мудрость. Его и просил Владимир Андреевич у Преподобного Сергия в настоятели новой обители. «Великия ради любви боголюбивого князя и веры, яже имеяше к святому» преподобный откликнулся на просьбу князя, и 2 декабря 1373 года со своим любимым учеником Афанасием пешком пришёл в пределы Серпуховские. С великой радостью Владимир Андреевич встретил святых путников. Обойдя окрестности града Серпухова, в версте от города на возвышении, которое в народе носило название «Высокое», они избрали красивое место для будущей обители.

Монастырь решили воздвигнуть во имя Богоматери, в честь Зачатия Ее святой праведной Анной. Когда было расчищено поросшее лесом место для обители, преподобный Сергий стал на колени и, воздев руки к небу, произнёс горячую моливу. Затем Сергий обратился к Афанасию с наставлением и увещанием быть ревностным пастырем постничествующей братии. Князь Владимир Андреевич со своей стороны усердно просил Афанасия потрудиться в строении обители и обещал дать монастырю все необходимые для этого средства. Пробыв несколько дней в Серпухове, преподобный Сергий, возложив всё упование на Бога и Пресвятую Богородицу, благословил своего ученика на устроение нового монастыря и удалился в свою обитель. Тяжело переживал преподобный Афанасий разлуку со своим духовным отцом после того, как был поставлен настоятелем Высоцкой обители, но, уповая на благословение и молитвы преподобного Сергия и обещанное содействие князя Владимира Андреевича, он ревностно принялся за устроение нового монастыря.

Построили деревянную церковь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и близ неё жилые кельи для игумена и братии. В это же время возвели и оборонительные сооружения монастыря: ров и земляной вал с установленной на нём рубленой крепостной стеной. Высоцкий монастырь представлял собой полноценную небольшую крепость и был на Руси одним из первых в этом роде, так как большинство русских монастырей приобрели оборонительные функции лишь с ХVI столетия. Современники отзывались о новоустроенной обители как о «чудесной и весьма красивой». Вокруг преподобного Афанасия стали собираться монашествующие, число которых постепенно умножалось. Среди них он вскоре приобрёл достойных учеников, просиявших впоследствии святостью жизни, — преподобного Никона, преемника преподобного Сергия по настоятельству в Троицкой обители, и преподобного Афанасия, второго игумена Высоцкого монастыря.

Серпуховский князь Владимир Андреевич и в частности Свято-Высоцкая обитель оставили свой след в разгроме Золотой Орды. Князь Владимир Андреевич, возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители останки своей дружины, воинов-серпуховичей. Над братской могилой он воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве. Через восемь лет после первого посещения, весной 1381 года преподобный Сергий вместе со святителем Киприаном вновь прибыл в Серпухов к князю Владимиру Андреевичу, чтобы крестить его сына Иоанна и освятить построенные в камне Зачатьевский собор и тёплую Покровскую трапезную церковь. За богослужением преподобного Афанасия Старшего возвели в сан игумена, а будущего его преемника по настоятельству Афанасия Младшего рукоположили в сан иеродиакона. Эта встреча святых мужей в стенах Высоцкого монастыря имела впоследствии большое значение. Митрополита Киприана и преподобного Сергия объединяла одна цель — духовное возрождение Руси. Эта великая идея могла осуществиться лишь при активном содействии князя Владимира Андреевича — человека высокой культуры, широкого ума и глубокой духовной жизни и, что немаловажно, бывшего вторым лицом в Московском княжестве после великого князя Димитрия и имевшего колоссальный авторитет среди всех слоёв русского народа.

Высоцкий монастырь с момента своего возникновения сразу же стал значительным культурным центром. Серпуховский князь «кельи устроил, и всех потребных довольно исполнив и иконами, и книгами, и освященными сосудами…» Сам преподобный Афанасий был известен не только как человек добродетельный и образованный, но и как искусный мастер книжного дела. При нём в монастыре была организована превосходная мастерская письма, в которой писцы работали над созданием и переписыванием книг.

Как уже было сказано, к 1382 году в Высоцкой обители были построены: белокаменный соборный храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, тёплая каменная церковь Покрова с трапезной, деревянные настоятельские покои и кельи для братии. Окружала эти постройки рубленая крепостная стена на земляном валу, опоясанная рвом. Таким образом, за восемь лет при активном содействии князя монастырь был красиво устроен и основательно укреплён, о чём житие преподобного Сергия Радонежского повествует: «В мале времени Божиею благодатью устроен бысть монастырь зело красен, общее житие изрядно, и прозвася именем Высокое. Бысть множество братии, славных и великих мужи, от них же епископи произведены бышя, и бысть монастырь славен, иже и доныне Божиею благодатью». В 1382 году потомок Батыя, Тохтамыш, двинулся на Русь отомстить за победу на Куликовом поле. Хан торопился, чтобы врасплох застать великого князя Димитрия. Он гнал своё войско к Москве. Первым на его пути был Серпухов. Удар был стремительный. Город был сожжён. Русь, потеряв многих доблестных воинов в Куликовской битве, не могла противостоять этому нашествию. «Только один Владимир Андреевич, — писал известный русский историк Н. И. Костомаров, — не изменил себе: выехавши из Волока, ударил он на вражеский отряд, разбил его наголову и взял много пленников. Этот подвиг так подействовал на хана, что он начал отступать назад к рязанской земле, опасаясь, чтобы русские, собравшись, не ударили на него».

В мае 1387 года патриарх Цареградский грамотою вызвал Киприана в Константинополь. Об этом Киприан поспешил уведомить своего духовного друга, игумена Афанасия, посланием в котором писал: «Благословение о Святом Духе возлюбленному сыну моему Афанасию игумену со всею о Христе братиею. Да будет тебе известно, сын мой, что я еду в Царьград на лошадях через Волошскую землю…» Афанасий тогда решился поехать вместе с ним в Константинополь. Управление Высоцким монастырём передал он ученику своему, тезоименитому ему Афанасию. По прибытии в Константинополь они разместились в обители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по-гречески «Продрома». Здесь Афанасий, по словам летописца, «отъиде в Царьград и купи себе тамо келью, дал андрофат» (денежный взнос, дававший право на пожизненное содержание в монастыре). В этом монастыре преподобный собрал вокруг себя учеников из русских иноков, с которыми вместе занимался молитвою, переводом и списыванием богослужебных книг и святоотеческой литературы. Эти книги отсылались на Русь, имевшую в том особую потребность после монгольского разорения.

Вторым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий Младший. В 1375 году двенадцатилетним отроком пришёл он на Высокое, имея горячее желание иноческой жизни. Под руководством любимого учителя преподобного Афанасия Старшего он прошёл многолетнюю школу монашеского послушания и в 1387 году принял от него настоятельство. При Афанасии Младшем монастырь продолжал процветать, умножалось и число братии. В 1395 году (как сообщает Карион Истомин в составленном им в 1697 году житии преподобного Афанасия) из Царьграда в Высоцкий монастырь прибыл греческий иеромонах Виктор, передавший игумену Афанаию Младшему от его предшественника и любимого наставника Афанасия Старшего семь больших поясных икон византийского письма Деисусного чина и «иныя потребныя вещи». Эти иконы были написаны талантливейшим византийским мастером специально для Зачатьевского собора Высоцкого монастыря по заказу князя Владимира Андреевича, что для того времени было уникальным явлением. Утверждают, что этот Деисусный ряд икон привлёк внимание Феофана Грека и Андрея Рублёва, которые специально посещали Высоцкий монастырь. Несомненно то, что под воздействием «Высоцкого чина» Андрей Рублёв создал свой знаменитый «Звенигородский чин».

Появление «Высоцкого чина» оказало сильное впечатление на современников, о чём долго вспоминали в рукописях того времени. Этим прекрасным иконам суждено было сыграть важную роль в русской культуре, особенно в иконографии Руси. Преподобный Афанасий преставился ко Господу 12 сентября (ст. ст.) 1395 года в возрасте 33 лет. Согласно завещанию, он был погребён против западных дверей под лестницей Зачатьевского собора. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов неприятель и некоторые жители города видели, как из Высоцкой обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой чёрной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом чудесном заступничестве преподобного было доложено царю. Издревле преподобный Афанасий Младший почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, града Серпухова и его пределов. И по сей день по его молитвам, от святых его мощей люди получают благодатную помощь и исцеление. По смерти преподобного Афанасия Младшего в 1395 году настоятелем Высоцкой обители стал преподобный Никита — сродник и ученик преподобного Сергия Радонежского. Он управлял монастырём в течение девятнадцати лет. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. После разорительного набега Едигея в 1408 году настоятельские попечения Никиты ещё более умножились. От непомерных трудов он начал терять зрение и в 1414 году, уйдя на покой, ушёл в Боровский Высоко-Покровский монастырь. Здесь под его духовным руководством в течение семи лет находился инок Пафнутий — будущий основатель Боровской Рождества Богородицы обители. Около 1421 года преподобный Никита отправился на север и в 1426 году в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрёл место последнего упокоения. На протяжении столетий память о святом Никите благоговейно хранилась жителями Костромы, почитавшими его как небесного покровителя своего города и Богоявленско-Анастасиина монастыря. Время управления монастырём первыми тремя святыми настоятелями преподобными Афанасием Старшим, Афанасием Младшим и Никитою составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница. В дальнейшем история монастыря тесно связана с историей Серпухова.

Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны крымчаков. Так в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, появился под стенами Серпухова. Его воины прошли по городу огнём и мечом, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая всё на своём пути. Монастырь, как и вся округа, был разграблен и сожжён. Вскоре наступило «Смутное время» междуцарствия, тогда Высоцкая обитель вновь претерпела много бедствий от господствующих всюду произвола и грабежей. Под Серпуховым устраивались сборы войск, на которых обычно присутствовали цари, великие князья, бояре и воеводы. Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царём. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». От именитых лиц «на высокое» часто поступали крупные денежные вклады, передавались вотчины с пашнями и лесами, жертвовались богослужебные книги, сосуды, облачения и прочее.

В ХVI веке в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. С воцарением на русском престоле Михаила Фёдоровича Романова для всей страны настало время благоденствия. В монастырь снова стали поступать вклады от благочестивых людей. Особенно значительными они были в 20-40-е годы ХVII века. Время правления царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича явилось для древней обители благоприятной порой возрождения. Наиболее щедрые пожертвования поступали от представителей рода Нарышкиных, вотчина которых находилась на серпуховской земле, и особенно от царицы Натальи Кирилловны, матери императора Петра I. К концу ХVIII века на средства всё тех же Нарышкиных и прочих вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 70-е годы вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями. К середине ХVIII века Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись большая ризница и большая библиотека. 26 февраля 1764 года указом императрицы Екатерины II все церковные земли были конфискованы в пользу государства и введены штаты содержания духовенству, которые в итоге составили лишь 1/8 от получаемых ранее Церковью доходов. В связи с этим из 953 существовавших на тот момент было закрыто более половины, оставлено только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании. Здания закрытых обителей обращались в казармы, госпитали, дома для инвалидов и т.п. Число монашествующих, проживающих в монастырях, уменьшилось почти в три раза. В 1764 году практически все земли у высоцкого монастыря были изъяты, а сам он отнесён к разряду третьего класса. Лишённый средств к существованию, монастырь обеднел и стал быстро приходить в упадок.

С начала ХIХ века благосостояние обители вновь стало расти. На пожертвования начали реставрироваться старые храмы и строиться новые. Поток паломников увеличился. Около 1840 года была сооружена трёхъярусная колокольня (взамен старой, рухнувшей от времени), во втором ярусе которой расположился храм во имя трёх святителей и учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Освящение этой церкви в 1843 году совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В 1872 году была расширена Покровская церковь за счёт пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовавшего ранее при монастырской больнице, здание которой разобрали. Следующая реставрация Покровского храма была осуществлена в 1902 году на средства казначея Свято-Троицкой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), являвшегося с 1904 по 1906 год епископом Серпуховским, впоследствии архиепископом Вологодским. В 1878 году при настоятеле Мелетии I в память 500-летия обители над местом погребения преподобного Афанасия Младшего вместо деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных, был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского.

В 1896 году на средства фабриканта Н. Н. Коншина по проекту известного русского архитектора Р. И. Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех Святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже. В то время в Высоцком монастыре находилось немало святынь, достойных внимания. В Зачатьевском соборе — это семь икон прекрасного пеисьма, присланных из Царьграда в 1395 году преподобным Афанасием Старшим для Деисусного ряда иконостаса Зачатьевского собора. Сейчас шесть икон находятся в Третьяковской галерее и одна в Русском музее Санкт-Петербурга. Также в соборе находилась храмовая икона Зачатия Пресвятой Богородицы с частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны; икона была покрыта серебряно-позлащённой ризой (весом около 25 кг). Венец Богоматери был украшен алмазами. Налево от Царских врат находился Тихвинский образ Божией Матери в серебряной, вызолоченной ризе, которая усердием боярыни Мелании Тимофеевны Нарышкиной в 1697 году была обильно украшена стразами и драгоценными камнями. На ней также были многочисленные привесы, что свидетельствовало о почитании иконы. Рядом была икона Знамения Божией Матери, покрытая сплошным серебряным вызолоченным окладом, весом около 20 кг, изготовленная серпуховским гражданином А. И. Ивакиным. Эта икона первой половины ХVII века была замечательна своим письмом. На клеймах её были изображены события войны суздальцев с новгородцами, давший богатый материал для изучения быта, костюмов и вооружения Древней Руси. Также в соборе, в особом киоте, в виде складня хранились частицы святых мощей, пожертвованные в 1855 году девицей из дворянкого сословия Е. Н. Плещеевой. В Сергиевском храме Царские врата, по описанию историков прошлого столетия, представляли собой один из лучших образцов русской резьбы по дереву ХVII века. В храмах и ризнице монастыря находилось около 20 серебряных вызолоченных, резных кипарисовых и других напрестольных крестов искусной работы; самые старинные из них относились к концу ХVII века.

К началу ХХ века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроеннейших обителей России.

Из книги «Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь». Издательство Высоцкий мужской монастырь, 2009 г.

Материал подготовила Наталья Топоркова

С давних времен русские обители строились на красивом месте, чтобы место Божией славы издали было видно всем. Так и пустынь преподобного Давида расположена на холмистом берегу реки Лопасни, в нынешнем предместье города Чехова. В этой местности речка делает живописный изгиб. Берега ее окружены стеной густого леса, который простирается на несколько километров.

Святой Давид, основатель обители, причислен Русской Православной Церковью к лику преподобных. Это значит, что через подвиг монашеского уединенного жития он направлял все силы своей души на угождение Богу, творение добра. Будучи чуть более двадцати лет от роду, Давид оставил суету мира сего и удалился в Пафнутиев Боровский монастырь. Было это предположительно в начале 1470-х гг. Чуть позже он принял постриг с именем Давид в честь преподобного Давида Солунского. Приняв монашество, юный Давид окончательно отрекся от мира сего и славы.

После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и, приняв монашеское пострижение 13 февраля 1460 года от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей.

По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвещенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.

В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года незадолго до своей кончины посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием. Более пятидесяти лет подвизался преподобный Давид в монашестве, был отцом-кормильцем всего окрестного населения.

Недалеко от Свято-Вознесенской Давидовой пустыни находится село Талеж. Это небольшое село, расположенное рядом с подмосковным городом Чехов, известно далеко за пределами Москвы и Московской области. Здесь, в подворье Давидовой пустыни, находятся храм во имя преподобного Давида Серпуховского, звонница, родник со святой водой, мужская и женская купели. Верующие люди считают, что вода из святого источника в Талеже целебная, особенно благотворно ее воздействие на страдающих заболеваниями глаз и органов пищеварения.

Первое упоминание о Талеже относится к 1328 году. Стоит отметить, что это место связано со многими известными людьми. В XVIII веке Талеж по велению Екатерины II перешел во владение графа Владимира Орлова, который спустя некоторое время построил здесь Храм Рождества Богородицы. Существует множество легенд, связанных с этим удивительным местом. Появляются и разные современные легенды. В годы советской власти монастырь пришел в запустение и потом был восстановлен при финансовой помощи влиятельных бизнесменов.

До сих пор идут споры о том, каким образом был восстановлен монастырь. Дело в том, что в 90-е годы Давидовой пустыни жертвовали деньги люди с сомнительной репутацией, например Антон Малевский. Тем не менее, именно благодаря усилиям этих людей восстановлена святая обитель. По одной из версий, сын Антона Малевского был сильно болен в раннем детстве, после посещения источника в Талеже болезнь отступила, и предприниматель пожертвовал деньги на восстановление Давидовой пустыни и источника. И сейчас есть свидетельства благодатной помощи болящим людям, искупавшимся в талежском источнике.

Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. Православные люди приходят сюда, чтобы испить живительной влаги и обрести утешение, унося с собой частицу благодати Всевышнего.

На огороженной охраняемой территории, находятся собственно святой источник, над которым возвышается часовня в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник, храм-часовня во имя преподобного Давида, звонница, две купальни: мужская и женская, беседка и дом священника. В этом месте хочется находиться. Здесь царит какая-то неповторимая атмосфера. Ландшафтный дизайн территории продуман до мелочей, всё сделано для людей.

В восточной части села Талеж находится Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он также относится к подворью Давидовой пустыни. В 1939 году в храме были прекращены службы, и постепенно он пришел в запустение. К счастью, силами братии Вознесенской Давидовой пустыни и местных предпринимателей храм был восстановлен и более чем через 70 лет здесь начали служить литургии. В храме до сих пор идут реставрационные работы, но красоту внутреннего убранства и внешнего величия можно увидеть уже сейчас. Красота монастыря поражает своим величием и простотой одновременно, многовековая история нашей страны и современность переплелись воедино. И на страницах истории святой обители появляются новые случаи благодатной помощи болящим и страждущим.

В подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, неподалеку от ее впадения в Оку, живописно раскинулась древняя обитель — Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика Афанасия. Свое название монастырь получил от места, находящегося на высоком красивом холме, в народе называвшемся «Высокое».

В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: «… любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших…»

Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».

По всем вопросам проживания в в монастырской гостинице обращайтесь на электронную почту паломнического корпуса: v.mon.hotel@gmail.com
Либо по телефону: 8 985 059 73 36

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

В Покровском храме обители перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая чаша» неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга пьянства и других греховных страстей. В левый нижний угол иконы вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы.

Водосвятный молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша».

Поклонение святым мощам преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, игумена Высоцкого, и других святых, чудотворному образу Божией Матери «Взыскание погибших», чудотворной иконе вмч. Георгия Победоносца.

Серпуховской Введенский Владычный женский монастырь

Святыни обители: под спудом святые мощи первостроителя и настоятеля монастыря преподобного Варлаама, мироточивые Крест-Голгофа, чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», «Всецарица», икона Георгия Победоносца. Всего в монастыре более 30 мироточивых икон.

Вознесенская Давидова пустынь

Поклонение святым мощам Небесного покровителя обители преподобного Давида, игумена Вознесенского.

В стенах монастыря хранится множество святынь: частица хитона Спасителя, частица Ризы Пресвятой Богородцы, копия Гвоздя Распятия Господня с частицей подлинного Гвоздя, ковчег с частицами мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея, ковчеги с частицами мощей святых угодников Божиих (святителя и чудотворца Николая, святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Моисея Угрина, великомученицы Анастасии Узорешительницы, преподобного Давида Солунского и других святых).

Источник преподобного Давида (подворье Вознесенской Давидовой пустыни) в селе Талеж. Много исцелений по молитвенному предстательству преподобного Давида происходит на Святом источнике.

Серпуховский Распятский монастырь, 6 августа 2014

Женский монастырь в честь Распятия Христова (Новорождественский) (не действ.)

  • Адрес: Россия, Московская область, Серпуховский район, г. Серпухов, ул. Калужская, д. 40
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Храм Рождества Христова на серпуховском Посаде впервые упомянут в Сотной книге князя В.С. Фуникова в 1552 году, церковь была деревянной. В приходе церкви значились 10 бывших дворов бобровников. В 1620 г. в приход Рождественского храма входят 14 дворов в которых жили кузнецы, пушкари, серебряники. В 1652 году храм перестраивался или обновлялся, так как в апреле этого же года была выдана новая благословенная грамота на один престол — Рождества Христова.

Около 1662 года при Рождественском храме уже существовал женский монастырь, так как под этим годом в документах упоминается настоятельница-старица Маремиана. Другие источники относят основание монастыря к 1695 году.

В 1701 году у монастыря не было никаких владений кроме часовни, находившейся в городе, и дававшей в год 1-2 рубля дохода. Сестры жили «мирским подаянием, Христовым именем». Первоначальные постройки обители оставались деревянными. Монастырский комплекс состоял из храма с колокольней, келий, ограды со Святыми воротами. Главное сооружение обители, храм Рождества Христова, был двухпрестольным, с шатровыми главами, имел два этажа, трапезную. На колокольне висели четыре колокола.

В 1715 году за монастырем числится два двора с пятью душами мужского и тремя женского пола. В 1724 году монастырю были пожалованы в вечное владение «пустовыя церковные земли Воскресенские в том же серпуховском уезде».

Серпуховский Распятский собор, 24 декабря 2013

В середине XVIII века в монастыре был построен кирпичный собор в честь Распятия Господня.

В XVIII веке территория монастыря обнесена невысокой кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями, часть которой уцелела до настоящего времени.

В 1764 году монастырь был упразднен, его собор обращён в приходской храм.

Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат.

Храмы монастыря

Собор в честь Распятия Господня (см.) был заложен в 1718 году, однако строительство прервалось в 1721 году и было завершено лишь в 1749-1751 гг.

Надвратная колокольня Серпуховского Распятского монастыря, 24 декабря 2013

Надвратная церковь-колокольня выстроена из кирпича во второй половине XVIII века. Основание трехъярусного здания занимают святые ворота с двумя калитками и помещение надвратной церкви. Выше поднимается четверик колокольни, несущий восьмигранник звона. Композиционная основа сооружения близка московской Сухаревой башне. В детальном убранстве использованы пилястры, рустовка углов, фигурные наличники, филенки. Уникальный памятник архитектуры барокко, одна из высотных доминант центра города, длительное время находится в бесхозном состоянии, вследствие чего пришел в аварийное состояние. Уцелев в годы гонений на церковь, храм-колокольня в 1980-е годы утратил все крыши, лишился значительной части архитектурного убранства (в частности, почти всех белокаменных карнизов, в нескольких местах пробиты своды) и продолжает разрушаться. Реставрационные работы пока не проводились, здание законсервировано. Церковь является объектом культурного наследия федерального значения .

Настоятельницы монастыря

  • Евфимия
  • Евстолия (упомин. 1715)

Использованные материалы

  • Серпухов. Распятский монастырь. // Сайт «Народный каталог православной архитектуры»
  • Распятский монастырь. Распятия Христа собор. // Донской ставропигиальный мужской монастырь
  • Серпухов. Надвратная колокольня Распятского монастыря. // Сайт «Народный каталог православной архитектуры»

Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *