Монастыри Томской области

Страница 3 из 4

ДВОЕВЛАСТИЕ

Поход в «сельсовет» был принципиально важным пунктом моей командировки. В России вскоре должно произойти судьбоносное перераспределение собственности. Государство готовится вернуть религиозным организациям то, что было отобрано после революции. Подавляющее большинство храмов и монастырей до сих пор не принадлежит Церкви. Как и земля. Все это сейчас находится в руках власти, выступающей арендодателем. А в Могочино уже почти двадцать лет существует непосредственное взаимодействие государства и Церкви, где каждая из сторон выступает полноправным субъектом.

Правда, могочинская власть обладает слабенькими управленческими ресурсами, а монастырь – «тяжеловес». По советским критериям — градообразующее предприятие. Крупнейший местный землевладелец. Получается необъективное сравнение? Но по оценкам экспертов православная Церковь, после восстановления «исторической справедливости» тоже должна стать самым мощным негосударственным собственником в России.

Сразу вспомнились слова Аллы Детлуковой. Она их сказала, специально подчеркнув, что говорит от имени власти, как глава поселения:

— У нас в Могочино Церковь фактически не отделена от государства… И, если так сложилась судьба, что Бог нам дал монастырь, то и надо жить исходя из такой реальности! Хотя многие этого не понимают. Когда в монастыре наклонилась надвратная башня, то, по жалобе населения, прилетело начальство сверху. И один из руководителей говорит: «Давайте, рушьте все!» Но он совсем жизни нашей не знает, и я ему ответила: «Пока батюшкиного благословения нет — ничего делать не буду!» А он мне: «Вы что здесь не глава?!» Нет, не понимает он ничего… У нас здесь две власти. Мы, возможно, единственный такой поселок в стране. И надо исходить из жизни. Может потому мы мирно и существуем. Не вторгаясь в сферы друг друга. Люди ведь у нас одни. И делаем мы одно дело.

Воцарится длительная пауза, когда я спрошу губернатора Томской области Виктора Кресса:

— Кому в Могочино принадлежит сегодня реальная власть?

— Монастырь там очень приличную роль играет в местной жизни…— начал он говорить, выверено подбирая слова. — Костяк общины, благодаря игумену Иоанну, создан крепкий. А это очень важно, потому что поселок — глубоко депрессивный… Честно говоря, я сам не такой уж сильно и верующий человек. По крайней мере, не крещусь на виду, как это делают некоторые. Но, считаю, что духовный стержень должен быть в каждом из нас. И именно в этом плане Церковь может серьезно помочь в его укреплении.

— На примере Томской области можно говорить о реальной отделенности Церкви от государства?

— Юридически? Да. А по жизни… Ну, какое разделение может быть в Могочино?! Точно также, как и в некоторых других маленьких селах, где есть церковь. Да что говорить, когда я сам обязал всех глав администраций содействовать строительству храмов. Мы будем помогать финансово, как помогали и в предыдущие годы. В рамках закона. И, считаю, что дело это — благое.

Из разговора с матушкой Иоанной, которая полностью рассталась с собственностью в миру, а все личные деньги отдала на нужды монастыря.

— Себя смирять и людей терпеть – самое трудное в монастырской жизни, –- говорит она. — Вначале очень многие приходили к нам не под влиянием сердца, а ради живота. Здесь ведь и угол дают, и кашу. А как послабление в городе пошло, зарплаты начали платить – они назад потянулись. Теперь больше тех, кто пришел душу спасать. В миру ведь не ведают цели жизни человеческой. Но я их за это не осуждаю.

— Матушка Иоанна, мне показалось, что сейчас в монастырь уходят не только за духовностью, но еще и за добротой…

— В основном у нас здесь те, которые жизнью выкинутые. А живем мы по заповедям христовым. Вот если я с кем поссорюсь… У меня молитва затем не идет. У меня покоя в душе нет. И тот человек тоже мучается. Я падаю ему в колени: прости меня, говорю. Мы с ним обнимаемся. И это не наигранно. Это — потребность. Это для того, чтобы мир восстановить в своей душе. Ты же понимаешь, что тебя лукавый за язык дернул…

— Светского человека этот «ритуал» прощения застает врасплох, но, тем не менее, одна из монахинь сказала мне, что «грешницей в монастыре она меньше не стала»…

— Я и о себе точно так же скажу. Просто, чем ближе к свету, тем больше пятен видишь на своей одежде.

НЕ ВСЕМ МИРОМ

Хотя и убеждала меня Алла Детлукова, что могочинцы для нее «все одинаковые», но и она, не замечая этого, тоже «раскладывает» их по разным полочкам. Спрашиваю:

— В поселок, ради спасения, приезжают сюда не только благочестивые христиане, но и пьяницы, наркоманы. Социальная ситуация ухудшилась в селе?

— Так и наших хватает, – спокойно отвечает она. — По началу было как: что-нибудь где-то случается, кричат: церковники проклятые! Начинаешь разбираться – местные. Наркоманы к нам, конечно, приезжают… Но они тоже нормальными людьми становятся. Правда, не все… В общем я отцу Иоанну не завидую. Он поступает, исходя из христианской любви… Трудно… Посмотрю на него и думаю: насколько же мне легче! А у него – тяжелейшая… Непосильная работа! Но ни разу не было случая, чтобы он отказал селу в помощи.

— А как батюшка за детей бьется! – всплескивает руками Алла Владимировна, — У нас ведь случай был … Мы отправили ребенка в приют, в Сарафановку. Семья там такая… Другого выхода не было. Батюшка узнал… В общем, мы вынуждены были привезти назад этого ребенка. Представляете?! И он взял его под свою опеку. Причем, во многих монастырских семьях есть приемные дети. Это у них такая традиция.

Тут надо напомнить, что до революции в России не было ни детских домов, ни домов для престарелых.

Алла Детлукова только одного понять не может: почему у многих монастырских беспорядок в собственных усадьбах? Сами они поясняют: мы о душе больше думаем… А местные не верят такому объяснению. Для них этот факт — притча во языцех. Впрочем, как и другой примечательный случай, но уже имеющий непосредственное отношение к самим могочинцам…

Размашистая в этих местах Обь – лихая и разгульная. Бывало, что паводком смывало целые улицы в близлежащих селениях. В Могочино от этой беды давным-давно защитились дамбой. Но однажды она не выдержала большой воды. Из местной администрации тут же начали «кричать» по радио о срочном сборе. Побежали по поселку созывать людей. Но навстречу беде могочинцы всем миром не вышли. Остались сидеть дома. А монастырские насельники появились на дамбе уже через пятнадцать минут. Они и спасли тогда поселок от затопления А если Могочино – это маленькая модель нынешнего состояния нашего общества?

Я задам этот вопрос во время беседы с игуменом Иоанном. И он ответит: «Так оно все и есть!»

КАК БЕЛАЯ ВОРОНА

Василий Луговских родился на Алтае в семье верующих родителей. Был самым младшим, двенадцатым ребенком. В четырнадцать лет остался без отца. После чего родной дядька забрал его к себе в Новосибирск и отдал на учебу в ПТУ. После армии он учился в вечернем техникуме и одновременно работал на заводе. Дослужился до начальника смены. Затем уволился и уехал в Черепаново «докармливать престарелую мать».

Несколько лет работал при Новосибирской епархии «с метлой и лопатой». Это был период его постепенного разрыва с мирской суетой. Затем строил храм в Черепаново. Митрополит Гедеон сказал: «Сам выстроил – сам и служить будешь!»

В монахи он был пострижен в 1988 году с именем Иоанн.

Сидим с ним в игуменской. По слухам она должна представлять из себя «роскошные апартаменты». Но вокруг длинного стола склад всего и вся. А на его краешке – рабочее место монаха Матфея. Тут же кухня. Возле стеночки – ряд посылок, которые послушницы комплектуют для отправки в тюрьмы.

С первого взгляда настоятель Иоанн выглядит человеком суровым. Но впечатление это обманчиво:

— Когда я вступил на этот путь создания духовной обители… Заплакал, – начал рассказывать он. — Я понимал что, чем больше людей, тем больше столкнешься с неблагодарностью, с предательством, с шкурническими интересами… А я должен всех ублажать, кормить, поить… Делать добро. Было — страшно. Весь груз на мне. Ответственность жуткая. Я, может, и хотел бы сейчас все бросить и уйти в уединение. Но обитель — мой крест. А, взяв крест, нужно идти путем веры и добродетели. Куда ведет этот путь? Знаю! На Голгофу.

Я попытаюсь его спросить о радостном, но он меня будто не услышит:

— Наша община всех нервирует. Там не работают — у нас работают. Там не рожают — у нас рожают. Мы — как белая ворона.

— Но может проблема в том, что вы сами не делаете шага навстречу Могочино. Они видят только то, что находится до монастырской стены?

— А какой еще нужно делать шаг? Храм — вот он. Что нам: брать плеть и загонять их сюда?! Какое я имею право делать насилие над их душой. Нельзя закрепощать свободную волю, которая дана свыше. И она нам на то дана, чтобы мы свободно к вере приходили. Невольник – не богомольник. А каждому потом за все воздастся.

И дальше он мне говорит, пронизанные болью слова:

— По большему счету мы, вот такие, какие есть, не нужны ни власти, ни епархии. Никому. Кроме Бога.

Этому категоричному высказыванию, наверное, способствовала сложившейся в тот момент ситуация. Прокурор Молчановского района Геннадий Калюжный предъявил иск «в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц» о запрете эксплуатации всех зданий монастыря. Причина – не оформление соответствующей документации.

По форме все верно. Только в течение восемнадцати лет приезжали сюда представители разных ветвей томской власти. В том числе и вышеназванный прокурор. Никаких претензий не предъявлялось. И вдруг вышло, что государство решилось наконец выставить на улицу старушек-монашек.

С Людмилой Ключаровой знакомлюсь возле монастырской стены. Ее дом напротив. Именно она уже несколько лет не дает спокойной жизни этой обители. Стена ей заслоняет солнце. Но суд не удовлетворил ее требования. Стена осталась на прежнем месте. Она стала доказывать, что вода со стены течет ей прямо в огород. Посредине дороги соорудили гребень. Теперь Людмила возмущается тем, что машины ездят возле ее калитки. А когда наклонилась надвратная башня – новый виток возмущения.

Мы разговаривали с ней, как раз под звуки отбойного молотка. Монастырские насельники разбирали стену, чтобы укрепить ее фундамент. Людмила скажет очень решительно:

— Я борюсь за порядочность. За честность. За правду. И если бы не было этой стены — все было бы нормально. Мне все говорят, что я против церкви… А я может в два-три раза больше их верующая… Ведь когда они приехали — мы жили с ними душа в душу. У них ничего тогда не было. А сейчас посмотрите… Откуда у них это богатство?!

Самое удивительное, что Людмила Ключарова, изредка, но ходит молиться в храм, расположенный, как раз за этой самой стеной.

А перед этим у игумена Иоанна еще одна неприятность случилась. Два монаха и четыре монахини самовольно и, как заявили: «навсегда» покинули монастырь. Что недопустимо по принятым обетам. Причиной этого стало их непринятие «сатанинских российских паспортов и ИНН» Правда, иеродьякон Киприан опомнился и вернулся обратно.

После всего этого монах Матфей подошел к настоятелю Иоанну и сказал: «Батюшка, надо Устав монастырский принимать для поддержания порядка!» Игумен ответил: «Устав примем, когда совесть совсем потеряем»

А во время воскресной службы отец Иоанн встал перед всеми прихожанами на колени и попросил прощения за свои грехи. Приняв всю вину за происходящее на себя. И такое покаяние – в истинно русских традициях православия. Правда, в почти забытых традициях.

— Вы видели глаза их детей? – спросит меня продавщица магазинчика Татьяна Веселкова. – Они у них чистые. Светлые. Непорочные. Удивительные. У наших детей не такие.

Это она так выскажется о ребятне из воцерквленных семей.

Директор сельской школы Валентина Буваева тоже поделиться откровением:

— Мы начинаем перенимать приемы работы монастырской школы. Ведь у них идет подготовка учеников индивидуально. Они учат детей рассуждать и высказывать свои мысли. Учат доказывать свою позицию. Что очень сложно с педагогической точки зрения. И еще они с самого рождения приучают их к труду через игру. Церковные дети – воспитанные. И то, что они уже не в первый раз привозят Гран-При из Москвы, становясь победителями форума «Одаренные дети России» — заслуженный результат.

Правда есть одна проблема. Монастырские школьники продолжают сдавать зачеты и экзамены в государственной сельской школе. И учителя вынуждены им ставить «неправильные» пятерки, например, вот за такой ответ по природоведению: «Бог создал Землю»

Игумен Иоанн скажет по этому поводу: «Вы поймите — мы своих детей не только учим, чтобы они в Бога верили, но и в Россию» И только тогда мне станет понятно, чем он на самом деле занимается. Тем, чем не занимается государство. Создает в муках добросовестный народ для своей страны. И сам при этом пытается стать лучше.

Монахиня Анастасия учила монастырских детей, а сама при этом мучалась вопросом: «Зачем Моисей сорок лет водил свой непокорный народ по пустыне, когда там весь путь можно было пройти менее, чем за год?» И нашла мудрый ответ: «Для того, чтобы в Землю обетованную вошло только новое поколение, родившееся не в Египетском рабстве» И тут же себя спросила: «Сколько же еще лет предстоит водить нас новому Моисею?!»

Фотовыставка, спортивный праздник и танцы. Кривошеинский район сегодня отмечает 95-летний юбилей. В праздничной программе — выставка цветов, фотовыставка «История района в лицах», марафон «Кросс наций», детская программа «Как казаки праздник спасали» и другие мероприятия.

Поздравление жителям Кривошеинского района направил и губернатор Сергей Жвачкин, сообщила пресс-служба областной администрации. Глава региона отметил богатую историю района, который с давних времен населяли коренные обские народы – кеты, остяки, кержаки.

«Мы гордимся такими высокотехнологичными предприятиями района, как «Белосток» и «Кривошеинский». Аграрии задают тон сельхозпроизводителям по всей области, обеспечивая продовольственную безопасность региона. Большой вклад в экономику и социальную жизнь района вносят предприниматели, неравнодушные люди, которые любят свою малую Родину», – подчеркнул губернатор.

Сергей Жвачкин отметил, что именно в Кривошеинском районе родился и вырос до межрегиональных масштабов фестиваль казачьей культуры «Братина», ставший визитной карточкой района и местом притяжения казачьих коллективов со всей Сибири. Также губернатор пожелал кривошеинцам счастья, радости, успехов и достатка.

Но иногда слышатся и голоса тех, к кому боги повернулись задом.
Вот стоило открыть тему о некоем схимнике, и пошли мемуары:

Слышали о монастыре в Могочино Томской области???
Там таких чудотворцев — полно! И все молятся «аки древние» и пророчествуют.
Один отец Матфей чего стоит…
И да, люди приезжают, квартиры продают, замуж по их благословению тоже выходят.
И куча трагедий!
Кстати, так и не понятно — Могочино мужской или женский монастырь? Там живут и монахи, и монахини. Догадываетесь, к чему это приводит?
В Могочино всё началось с совместного жительства игумена с игуменьей в одной келье,они так жили ещё с Черепаново вдвоём,откуда и приехали в тосмкую обл.,отношения между ними были странные,он не мог без неё,она без него и до сих пор,когда «старец» помер она бредит им,как вдова не сходит с его могилы по 10 раз на дню поёт ему литии,рекламирует его как чудотворца местным туристам,монашки ей по боку,а главное это соблюсти бредовые традиции её сожителя архим.Иоанна.Он сам не мог без её юбки и жить и ездили по стране всегда вдвоём.Архимандрита Иоанна 25 лет назад поставили наместником мужского монастыря,которого там отродясь не было (как ставить наместником того,чего нет?) и жил он не с теми кого постриг,а монахов он постриг несколько человек,а со своей сожительницей игум.Ириной.Как то это сочетается с женским монастырём,вообще не понятно. Шестой вселенский собор им не писан о том,что клирику в 5-м правиле запрещено сожительствовать с женщиной вместе,а тем более монаху.47-е правило шестого вселенского собора так же запрещает в монастыре сожительство мужчин и женщин,а тут монахи игумены вместе живут не разлей вода,как семья,вдвоём едят.Игуменья каждый день заплетала ему волосы,расчёсывала,а однажды даже застукали за тем что она ему ногти стрижёт,и нежно приглаживала волосы,как не скрывали они это,всё равно увидели и это монахи? Сводничеством о.Иоанн стал заниматься в 1996-м году,куча пар потом распались,устраивать свадьбы это было его любимым делом,все послушницы что за монашеством туда пришли разбежались,остались одни старухи,продавшие своё жильё и отдавшие ему деньги,которых он активно и стриг в монашки,симония на лицо,постриг покупается за проданную квартиру и за отданную пенсию.Сам отец Иоанн имел акции завода Винап и свои торговые точки,покупал и менял автомобили как перчатки,увлекался тачками не хило,которые он и раздаривал потом мужикам,и своим дружкам.Свою семью — и двух дочек в Черепаново он обеспечил.А монашки жили и живут убого,потому что жертвуемые деньги шли не в пользу и устройство монастыря,а в пользу его личных увлечений(чтобы убедиться достаточно туда приехать и увидеть условия проживания).Никто за ними не ухаживает,нет туалета в здании и даже ванной что б помыться.Но себе «старец» Иоанн всё сделал и устроил.Игум.Ирина его сожительница и личная нянька была.Монастыря там нет,так только видимость,в основном мужики да их беременные бабы.Многих отец Иоанн сам свозил в Могочино обещаниями сана или пострига,а так же что Могочино это избранный удел Богородицы,и что всё кругом погибнет а Могочино спасётся,многих он попросту говоря сорвал с места,обработав мозги и заманив в Могочино,многие кто мог уехал,осознав весь бред его «пророчеств»,а остались те,кто пофигист или не имеет возможности уехать.Отец Матфей так же рекламирует «великого старца» Иоанна,и его самого как преемника возвели тоже в старцы,отец Матфей по России ездил чтобы искать богатых для привлечения средств,но отец Матфей хотя бы на монаха похож,ни с какой бабой не живёт и деньгами монастырскими не сорит,а отца Иоанна монахом было назвать сложно,он был дельцом,любивший власть и строя из себя избранника прозорливца и избранника Бгородицы,которого все должны слушать,даже мирские,кому на ком жениться,то есть кому с кем спать,имена при рождении детей тоже назначал отец Иоанн.Местные не совсем адекватные под его влиянием его пиарили и книжки составляли с глянцевыми журналами,писали о мнимых чудесах и что он такой труженик,чего не было на самом деле,он командовал,был надзирателем,а свою спину никогда не гнул,мотаться любил по другим городам и перегоняя очередную тачку из Питера помер в дороге.Пророк,а сам себе не напророчил.Помирать никогда не собирался,все ждали что он станет архиереем, пророчил другим смерть,но внезапно помер сам,что и явилось шоком для его адептов.Архиереев он подкупал баблом,сытыми обедами и продуктами,вот почему до сих пор там нет порядка.Это колхоз и брачное агенство по разведению детей.
Там постригали пенсионерок,некоторые даже Символа веры не знали наизусть,а просто имущество отдали о.Иоанну это и явилось причиной пострига, пенсия это уже прибыльно,доходы нигде не фиксировались,он был полным хозяином.Представить 10 пенсионерок отдали ему свои пенсии и круглая сумма получается,а пенсионерок они собирали со всей Сибири,представляя себя некими спасителями обездоленных,да только обездоленными они в Могочино так же и остаются и бомжами.Мне пришлось там жить,с Божьей помощью пришлось свалить из этого зомбо сектанского сообщества,есть люди и хорошие,но у них изменения в мозгу тоже произошли,от этой зависимости нужна долгая реабилитация.Там действительно не монастырь,нет даже общей трапезы для монахинь,все монашки по семьям по деревне разбрелись и живут,а те кому позволили в ограде жить,общую еду едят с мужиками и детьми или готовят себе сами,игуменье до них нет дела,она на клиросе пропадает и на могиле отца Иоанна,с которым они ели и жили всегда вместе,она больше похожа на его жену и вдову,а не на игуменью,а монахини отдельно сами по себе.Я не понимаю почему до Синода и патриархии до сих пор не дошло,давно пора расследовать и комиссию по делам монастырей туда назначить.И трагедии там были и убийства по пьяне,но всё умело заминали.Там много несоответствий с монашеством,какими то парами жить начинают как в семьях,одна монахиня на краю деревни живёт с мужиком,а сколько монахинь и послушниц разочаровавшись уехали оттуда.Возводят культ личности из отца Иоанна,как при жизни,так и сейчас,поклоняются могиле,как мощам,всех паломников в первую очередь ведут на могилу к пророку и чудотворцу Иоанну и многое,сочиняют всякие чудеса и многое другое…
***
Похуже — это «по благословению» выйти замуж или жениться, а потом трагедия, по «благословению» стать священником или монахом, а потом ….. Хорошо, если встретишь таких же «благословлённых» и, проанализировав их истории, вовремя сбежишь оттуда! И сейчас, по прошествии 13 лет, думаешь: » Как хорошо, что мы вовремя сбежали!» Бог помог!
Хорошо,что рассудительность победила фанатизм!
***
Нет, это не выдумки. К сожалению.
Одна из моих знакомых прожила в этом Могочино около 9 лет. Потом ушла, в ужасе от беззаконий внутри монастыря.
Рассказывала всё то же самое, отец Андрей правильно пишет. Она, так сказать, на собственной шкуре попробовала монастырскую жизнь. Знаем её как порядочного человека, знакома с нашей семьей много лет, да и лгать ей было ни к чему.
Рассказывала и про одну келью игумена с игуменией (и даже про общую постель),
рассказывала как молодых паломниц безнаказанно насиловали, как пенсионерки жертвовали свои квартиры монастырю, как отец Иоанн пророчествовал, что станет епископом. Про деньги отца Иоанна тоже рассказывала, что стяжал он их немало.
Про идиотские благословения тоже рассказывала и про трагедии после этих благословений.
Сейчас уже всего не вспомню, это лет 10 было назад. Но уже тогда была в ужасе от этого «святого места» и поняла — туда ни ногой! Ни в коем случае!
Матфея видела несколько раз, приезжал в город, собирал возле себя толпу почитателей. Помню, что собирал деньги со всех и заманивал приехать в монастырь. Но уже тогда я испытала внутреннее отвращение и даже не стала оставаться с ним на беседу.
Когда наконец, наши епископат обратит внимание на такие вещи, которые вытворяют у них же под носом и с их же попущения. Ведь за все эти лже-благословения и трагедии придётся перед Богом отвечать!
(Если конечно, наше церковное руководство верит в Бога, а не в деньги!) Остался ли хоть один епископ с совестью?
***
Епископ Силуан хотел было в прошлый год поменять там всё,навести порядок,но духовные чада умершего архимандрита Иоанна ,которого они воспевают с утра до ночи как великого гуру и создателя их общины во главе с игуменьей встали на дыбы,и не пошли на архиерейскую Литургию,когда он служить приехал,они там обработанные влиянием своего гуру,частенько некоторые из них на психу попадают лечиться.Так что архиерею дешевле дружить с ними,хотя меня тоже удивило,если в документе Московской патриархии это место числится женским монастырём,то чего там семейные мужики делают на клиросе,чего они делают в трапезной и почему живут в ограде монастыря,где должны жить одни монашки.
Но местные монашки и сами особо не хотят жить в монастыре и живут в селе со своими огородами.мать Ирина с Матфеем по началу власть делили,одни на сторону отца Матфея встали,другие в рот игуменье Ирине смотрят презирая отца Матфея.
А епископ местный побаивается их трогать и лелеет мечту о мужском монастыре на Волоке что б Матфей построил.А по общему виду там и этот Могочинский что есть расформировать надо,потому что толкового там нет ничего.Закрыть ,и обозначить просто Никольский храм,а никакой не монастырь.Загнали зачем то туда детей организовав школу,когда есть нормальная сельская школа для этого и рожают и рожают без конца детей,женят,беременеют и опять рожают,какой это монастырь? Обман документальный и визуальный.
Сейчас епископы какие то пошли странные,им только надо что б строили,а то что люди дуреют в этих стройках,ломаются реально судьбы.И без конца владыки обвешивают наградами и восхваляют тех, кто строит.А могилу местного гуру Иоанна превращают медленно в мавзолей поклонения,зачем его там схоронили,когда есть кладбище на Волоке что бы хоронить,но это теперь как место молитв обозначено,нужны свои мощи,вот и лепят,уже тропарь ему написали,как своему небесному покровителю,вот такие нонче святые у нас появляются.А по жизни он никакой не святой,обычный мужик был с деньгами,немного тронутый на своей необычности,ни с кем властью не любил делиться,что бы все зависели только от него и очень кайфовал,от того,какие песенки ему пели и восхваляла местная алкашня,которую сам же и развёл.Кто не хочет потерять последние мозги,держитесь подальше от таких старчиков дельцов,о которых статья за мошеничество плачет.
***
Когда я приезжал, там успешно замяли случай с изнасилованием 19-летней паломницы…
только из моей памяти несколько реальных случаев «благословений» подобных старцев. Идиотизм «благословений» зашкаливает.
Один парнишка после семинарии долго не мог жениться. Переживал, поехал к «старцу». Женился «по благословению» на скромной монастырской труднице — молчаливой девушке. Девушка жила при монастыре лет 5. Счастью парнишки не было предела! Тихая, кроткая, богомольная! Через короткое время после венчания оказалось, что девушка шизофреничка со стажем. Она такое творила… То голая ночью из дома уйдёт и ходит по храмам, то окна все в доме перебьёт, то котят всех перережет…
Парнишка (уже иерей) стал объектом насмешек и издевок со стороны собратьев по служению. Развёлся, из церкви ушёл. Таксует, выпивает, пробовал совершить суицид. Глаза грустные. Хотел ведь семью, деток…
Одна молодая пара, «по благословению» продав прекрасную 3- комн. квартиру в Выборге, купила старенький домик при сибирском монастыре. Оставшиеся деньги выманили «во славу Божию на помощь обители». Лето кончилось, домик оказался гнилым, холод собачий как не топи. В поселке только монастырь со старцами, работы нет. Взвыли, одумались. Домик тоже «во славу Божию» забрал монастырь. Денег, понятно дело, никто им не вернул. Вернулись к родителям. Квартира потеряна.
Молодого приехавшего к старцу парня благословили жениться именно на той девушке, которая ему не нравилась. Но женился — «по благословению». Родился ребенок. В семье были скандалы и драки, развелись.
Семью, приехавшую к старцу «за советом» благословили перестать выплачивать взятый на бизнес кредит. За пару лет набежали такие проценты, что пришлось продать и квартиру, и машину. Вшестером теперь живут на даче, которую снимают…
Пожилую женщину благословили подбирать в свою небольшую квартирку «всех, встреченных ею» кошечек с улицы. В виде епитимьи. И так у старухи набралось их штук 40. Кормит, лечит, подбирает. Благословение нарушить боится. А соседи с ума сходят от кошачьей вони…. Но… «кошечек привечать так спасительно!»
Многодетную мать благословили уйти из семьи и стать монахиней. (Старшему на тот момент было 13, среднему 10, дочке — 6 лет.) Дети остались на «погибающего в миру» мужа. Женщину довольно быстро постригли в монахини. Дочку она пыталась брать с собой в монастырь жить, но ни девочка не выдержала режима, ни монастырское начальство не смогло потерпеть ребёнка. Вернула ребенка отцу. Прошло пару лет, все трое детей ненавидят мать-монашку!!!
Или вот ситуация. Многодетная семья рожает каждый год «по благословению». Имена деточкам даёт «старец-прозорливец, духовный наставник».
В семье с 5 детьми 4 из детей — Александры. 1 мальчик Александр и 3 девочки — Александры… В школе уже на родителей так странно смотрят…
Но тут позиция «старца» — дескать, Русь срочно надо спасть, а спасут её именно Александры…
(Хорошо, что хоть старшему имя Дмитрий нарекли до встречи с «прозорливцем»).
***
Откуда берутся старцы:
Скорбный разговор вышел сегодня, после утреннего правила, за чаем. Говорю, что в эти дни почитаем за трапезой «Великий пост», о. Александра Шмемана.
Реплика от одного из братьев: «Батюшка, а чо это за «Шман», просветите? Это тот, что Сретенской монастырь у владыки Тихона хотел захватить? Это у него голова сильно болела потом, после этого и он умер? Я читал, что отец Крестьянкин их проклял вместе с ихним «аверинцем» каким-то и они все умерли. Зачем нам эти евреи заграничные? Давайте лучше русских святых поучения читать: Александра Невского, например, Свирского, Серафима Саровского»!
«Хорошо», — говорю, -«Хотя, о. Александр не был евреем и о России так писал, как мало, кто из живущих здесь.. Ну.. Вот, можно святителя Игнатия Брянчанинова почитать».
» Да, понимаете», — отвечает сей брат, -«Он же тоже сначала католиком был.» .
«КТО? — Брянчанинов»?!?!
«Да, там шой-то не ладно у йих в семье было. Я читал»!
Человеку 56 лет. В монашестве — пять. На все возражения — один ответ:» А, што с меня взять, я неуч, в колхозе всю жизнь проработал».
Тот случай, когда, молчание — золото

Мiръ Россия Томская область село Могочино Никольский женский монастырь (Могочино)

Идёт загрузка карты…

Никольский женский монастырь — православный монастырь, был основан 1 октября 1989 года. Строительство столь масштабного монастыря в глубинке во многом связывают с подвигом невинно сосланных в село за время репрессий. При обители имеется гостиница для паломников.

История

Свято-Никольский монастырь в старинном поселке Могочино основан 1 октября 1989 года, когда в только открывшийся Никольский приход приехал иеромонах Иоанн (Луговских) с монахиней Ириной (Селивёрстовой). Под храм был оборудован деревенский дом. Приход приобрёл так-же 3 близлежащих дома — они и стали территорией будущего монастыря.

Строительство обители велось без централизованного финансирования, за счет пожертвований благодетелей. Причина появления такого духовного центра в «неперспективной» глубинке тесно связана с подвигом невинно сосланных сюда в период репрессий, а также с духовным очищением этих древних языческих мест, никогда не встречавшихся с церковной благодатью.

Тяжелейшие годы выпали на становление Могочинского монастыря, который основывался на пустом месте. 270 лет поселку — и никогда не было церкви. Не было и дорог. Одна дорога — это река, единственный транспорт — это теплоход и баржа.

В этих условиях строить монастырь, казалось бы, совершенно невозможно. Но ГОСПОДЬ судил иначе. Он послал сюда таких людей, которые своим трудом, своей верой подтвердили слова Господа, что «сила БОЖИЯ в немощи совешaется» (2 Кор. 12, 9).

Поселок Могочино находится на северных широтах,климат здесь суровый: зимой морозы до -50 градусов, жаркое лето наступает в июне, а в конце сентября уже, бывает, ложится снег. Строительный сезон поэтому длится иногда всего 3-4 месяца. Стройматериалы нужно доставлять или по реке, или на грузовиках через паромную или ледовую переправу.

Разметку под фундамент будущей церкви иеромонах Иоанн выполнил в первые же дни приезда в Могочино (начало октября 1989 года). Первыми строителями были рабочие, сокращенные в местном РСУ, и Николай Менчиков, привезенный отцом Иоанном по благословению митрополита Гедеона из Новосибирского епархиального управления.

Строительство монастыря

К 14 ноября, на удивление самих рабочих, бетонная лента фундамента для храма уже была залита. Всю зиму по благословению митрополита Гедеона завхоз епархиального управления Иван Андреевич Соснин занимался доставкой кирпича для строительства церкви (через несколько лет он был пострижен в монашество руками нашего наместника с именем Феодор).

За сезон 1990-1991 годов были воздвигнуты белокаменные стены церкви, Колокольня и шлаколитой гараж. При строительстве по благословению о. Иоанна не применялисъ современные мерные инструменты, все делалосъ по древней технологии. Поэтому в здании храма существует незначительная асимметрия, придающая ему живой вид.

В 1992 году была воздвигнута крыша и храм отштукатурен изнутри. Началось ручное рытье котлованов под фундамент монастырских стен-корпусов. К осени бетонные подземные кубы длиной 50 метров и шириной 10 метров были залиты.

В 1993-1995 годах на воздвигнутом фундаменте руками братии были воздвигнуты трёхэтажные южный и восточный корпуса.

Весь 1996 год был посвящен земляным и бетонным работам по сооружению «нулевого цикла» замыкающего круг монастырского корпуса. К осени бетонный круг фундамента был замкнут.

С ранней весны 1997 года началось масштабное строительство, т.к. нужно было освоить огромный объем работ. Работали все, помогали старушки и малые дети. За сезон был построен трёхэтажный корпус в форме буквы «П», замыкающий круг монастыря. Отец Иоанн про этот год сказал так: «7 лет строили полмонастыря, а вторую половину — за один год…» В 1998 году были подняты белокаменные башни по бокам монастыря и начато рытье монaстырских дренажных коммуникаций. Через год они были забетонированы, и началась заливка бетоном всей площади монастыря.

2000 год: забетонирован фундамент под гостиничный корпус в центре монастыря.

В 2001 году вся площадь монастыря стала сплошным монолитом, и началось возведение стен гостиничного корпуса. Кроме того, весь этот год прошел под знаком восстановления пострадавшего от пожара Свято-Никольского храма.

В 2002 году рядом со Свято-Никольским храмом поднялся красный кирпичный корпус с гаражом и гостиницей.

В 2003 году отштукатурены и отделаны изнутри гостиница, построена на гостиничном корпусе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а также снесен и заново залит уже обветшавший третий этаж южного монастырского корпуса, построенного в 1993 году.

В 2004 году цepковь Покрова отштукатурена; снесен, Зaново залит и надстроен третий этаж игуменского и части западного корпуса и построена надвратная башня.

В 2005 году закончен круг зубцов и башен на монастырских стенах, сделан переход между корпусом Покровского храма и западной стеной, построены новые кельи в южном корпусе. В 2006 году проведены подготовительные работы для постройки келий в новых корпусах, начат завоз стройматериалов на Волок для строительства Свято-Преображенского монастыря.

Современное состояние

Внутреннее убранство монастырского храма

Обитель имеет подсобное хозяйство, гостиницу для паломников, трапезную, ризную, принимает паломников и трудников.

Игумен Матфей (Черевикин)

В Никольской обители осуществляет служение игумен Матфей (Черевикин), который также служит и в Спасо-Преображенском монастыре села Большой Волок.

Игумен Матфей (в миру – Аркадий Юрьевич Черевикин) родился 6 сентября 1947 года. Его отец Юрий Яковлевич (1919-1992) – выпускник МИИЖТ, долгое время работал в Хабаровском отделении железной дороги. Мать Сима Ароновна, урожденная Китина (1920-1979), – педагог, всю жизнь посвятила образованию и воспитанию детей. Сестра Мария (1949 г.р.) – кандидат экономических наук, работает в президиуме СО РАН в Новосибирске.

Детство Аркадия пришлось на суровые послевоенные годы, полные трудностей и лишений. Рос он в очень дружной семье, в атмосфере любви и доброты. Родные вместе переживали все невзгоды и радости. Родители работали, не покладая рук, но каждую свободную минуту старались уделить детям. Аркадий стремился во всем брать с них пример, был ответственным и прилежным мальчиком, помощником в доме и опорой для младшенькой сестренки. Рос активным и жизнелюбивым, хорошо учился, играл с мальчишками в теннис и волейбол, часами просиживал у шахматной доски. Были у него и более серьезные увлечения: мальчику легко давались точные науки, особенно математика. Родителей очень радовало стремление сына к учебе, которое они всячески поддерживали. Аркадий легко побеждал в олимпиадах и спортивных соревнованиях.

Окончив девять классов общеобразовательной школы, он поступил в физико- математическую школу при Новосибирском государственном университете, где учился до 1965 года. Потом был механико- математический факультет НГУ, который он окончил в 1970 году, после чего поступил на работу в НИИ.

Крутой вираж судьбы У Господа все премудро: хотя Аркадий рос во времена безбожия, окружение, семья, литература сеяли в его душе семена доброты и любви к ближнему. Интуитивное соблюдение пятой Заповеди Божией о почитании отца и матери создало крепкий фундамент для формирования главных качеств будущего игумена – смирения, послушания и ответственности. Эта заповедь имеет величайший смысл: она подразумевает не только почитание кровных родителей, но и призывает к почитанию родителей супруга, уважению старших, начальников и духовных пастырей, усердному и безропотному исполнению обязанностей. Сейчас игумен Матфей вспоминает строки стихотворения, прочитанного много лет назад: «Бить человека по лицу я с детства не могу». Именно так воспитывали его родители. «Сегодня в контексте обыденных взаимоотношений эта фраза вызывает недоумение. К сожалению, ценности меняются не в сторону Божиих Заповедей», – вздыхает отец Матфей. Однако осознанное понимание Заповедей пришло к нему гораздо позже.

Детство в атеистической стране не могло не сказаться на его отношении к Церкви – оно было более чем прохладным. Жизнь его складывалась, как у тысяч примерных комсомольцев: успешная учеба, хорошая работа в НИИ. Казалось, так будет всегда, но в одночасье судьба сделала крутой вираж… О том, что произошло, знают лишь немногие близкие люди отца Матфея, а на вопрос о том, что привело его в храм, батюшка смиренно отвечает: «Господь привел»… Жизненные обстоятельства буквально силой втолкнули Аркадия в православный храм. В 1990 году он принял Святое Крещение. Красота богослужения, глубина православного вероучения захватили его ум и сердце. На работе он попросил изменить график, чтобы ежедневно ездить на Литургию в Вознесенский кафедральный собор Новосибирска. Постепенно Аркадий почувствовал, что только бывать на богослужениях ему мало: душа просила большего.

В 1992 году, оставив работу в НИИ, он поступил послушником в Свято-Никольский монастырь села Могочина… Иноческий путь очень труден, но тяжесть эта многократно усиливается в обители, переживающей этап становления. Вот и монах Матфей, как вспоминает батюшка, рождался в муках и со слезами, терпел тесноту, зной, холод, голод. И учился молиться. Сначала он сторожил в трапезной, спал на лавке. Потом вместе с другими послушниками перешел в дом одной из старейших насельниц Никольского монастыря монахини Голиндухи (Засмолиной). В обители нес самые разные послушания: помогал Анике Екимовичу Кирьянову — будущему протоиерею Иоанникию – в электроцехе, копал землю, таскал носилки, разбирал дом на Наргинском берегу, разгружал машины с кирпичом и пиломатериалами. Со всем приходилось справляться самому, ведь в монастыре не принято говорить «не умею» и «не хочу». Аркадий старался всему учиться безропотно, со смирением. Примером для него была матушка Голиндуха. Какое-то время монахиня жила в холодном не отапливаемом киоске, который однажды привезли на территорию обители. Не обращая внимания на лютые сибирские морозы, матушка согревала себя молитвой. Видя ее подвиг, Аркадий старался сносить любые лишения, в том числе и отсутствие еды. Ее давали дважды в день, мясо есть запрещалось, а рыба появлялась на столе только в редкие скоромные дни, которые для братии становились сродни праздничным. Меню монахов состояло, в основном, из жиденьких щей да каши без масла. Аркадию потребовалось немало времени, чтобы его плоть перестала «вопиять голодом».

Но гораздо более тяжкими были для инока не физические трудности, а борьба духовная: «Я, грешный, тогда еще Аркадий Черевикин, – вспоминает отец Матфей, – вдруг понял, что на сорок пятом году своего бытия не знаю ни жизни, ни того, чего от нее хочу. Не знал, как спастись, и почему оказался в Могочино». Решение подобных вопросов без духовного наставника невозможно. Для Аркадия им стал наместник мужского Преображенского монастыря на Волоке, духовник Свято-Никольской обители игумен Иоанн (Луговских). О нем отец Матфей говорит: «Более 15 лет я – с моим духовным отцом и свидетельствую, что он — человек, определенный Богом на путь духовничества. Мы, его неразумные дети, стараемся спастись, подражая ему. Он никогда не осуждает человека, может осудить только страсти, и всегда посоветует, как с ними справиться». Строг отец Иоанн, но без него не мыслят своей жизни ни его духовные чада, ни насельники обители. Именно отец Иоанн привел послушника Аркадия Черевикина к монашескому постригу, который состоялся 29 ноября 1992 года. Аркадий стал первым пострижеником батюшки.

Игумен Иоанн нарек Аркадия Черевикина Матфеем в честь чтимого в день его пострига апостола и евангелиста Матфея. Наречение инока именем апостола Матфея определило всю его дальнейшую монашескую жизнь. Великая радость служения Спустя несколько дней после пострига, 4 декабря 1992 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, монах Матфей был рукоположен во священный сан. Его хиротонию во иеродиакона совершил Преосвященный Тихон (Емельянов), епископ Новосибирский и Барнаульский. Следующие пять лет отец Матфей вспоминает с особой теплотой: «Я испытывал великую радость, получив возможность ежедневно служить и причащаться». Несмотря на то, что утреннее богослужение в монастыре начинается в шесть часов утра, иеродиакон Матфей, не зная ни сна, ни отдыха, вместе с монахиней Ангелиной (Бушуевой) по ночам выпекал просфоры, а днем собирал грибы и ягоды для монастыря.

Эти пять лет пролетели в молитве и послушании, словно один день, и 10 декабря 1997 года, когда церковь сугубо чтит память иконы Божией Матери «Знамение», в Кафедральном Петропавловском Соборе г.Томска, где находится этот почитаемый Томичами образ, епископ Томский и Асиновский Аркадий (Афонин) рукоположил иеродиакона Матфея в иеромонахи. В тот момент отцу Матфею хотелось лишь одного: служить Богу всей своей жизнью! Понимая важность систематического духовного образования, в 1998 году батюшка поступил на заочное обучение пастырского отделения Томской духовной семинарии. Проучившись пять лет, он защитил дипломную работу по теме «Православная антропология как основа православной педагогики». Не только учеба и богослужения занимали его время. Появилось много духовных чад, нуждавшихся в его утешении и советах. Окормлял батюшка и студентов-семинаристов. В те годы отец Матфей продолжал исполнять послушание ключаря обители, проводил экскурсии по монастырю.

За усердное служение Церкви Божией 4 апреля 2000 года его наградили на- персным крестом. А в 2004 году ко дню Святой Пасхи Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II он был возведен в сан игумена.

В апреле 2006 года отец Матфей сподобился побывать в паломнической поездке в Иерусалим и предстоять у Живоносного Гроба Господня при схождении Благодатного Огня, который каждый год в Великую Субботу сходит сюда по молитве Патриарха Иерусалимского. Игумен вспоминает, что Храм Воскресения Христова в этот день заполняется людьми разных национальностей и вероисповедания, которые с ликованием ждут милости Божией. Отец Матфей стал свидетелем того, как Господь вновь явил ее верующим. Его поразило, что в первые минуты после сошествия Священного огня никто не чувствовал его жжения, прикасаясь факелом к лицу… Пребывание на Святой Земле в великие дни воспоминания Страданий и Воскресения Христова, как убедился батюшка, совершенно меняет человека. Ему эта поездка показалась очень насыщенной, а одним из самых памятных событий для него стало погружение в воды Иордана, где Иоанн Предтеча крестил Христа. Если во дни земной жизни Спасителя эта река была многоводной, то сейчас она стала больше похожа на ручей. «Измельчала, как и вера наша», – сетует отец Матфей. «Трепетно было и предстояние на Голгофе, – рассказывает батюшка. – Там приходит ясное осознание величия Крестной жертвы Сына Божия, а душа взывает с молитвой ко Господу о прощении грехов. Именно там явственно ощущаешь, что каждый человек, согрешая пред Богом неисполнением Заповедей, становится сораспинателем Христа». На Пасху, перед отъездом в родной монастырь, игумен причастился из рук Патриарха Иерусалимского Феофила III в алтаре храма Воскресения Господня. С огромной радостью на обратном пути он вез в лампадке живой Благодатный Огонь. Ненадолго вернувшись в Могочино, в июне 2006 года игумен отправился в итальянский город Бари помолиться у мощей Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. В памятный день 22 июня отец Матфей служил Божественную литургию у святых мощей великого угодника Божия. Проскомидию игумен совершил на просфорах, выпеченных в Свято-Никольском монастыре.

Святыни

  • Икона святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. К иконе прикреплены украшения — цепочки, часы, крестики, оставленные прихожанами в благодарность за молитвенное ходатайство святой Анны перед Господом.
  • Икона святого Спиридона Тримифунтского, под иконой – часть его тапочка.
  • Свято-Крестовская икона Пресвятой Богородицы. Ежедневно перед ней проводится водосвятный молебен. Свято-Крестовская икона Божией Матери была написана по благословению митрополита Ставрoпольского и Владикавказского Гедеона после событий, связанных с захватом заложников в г. Буденновске. Очевидцы утверждают, что Её образ появился в небе после захвата заложников. Видение продолжалось несколько дней вплоть до дня их освобождения.

Престольные праздники

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Как добраться

Адрес: Россия, Томская область, Молчановский район, Могочин, ул. Советская 19

Телефон: 8 (38256) 33 438

Электронная почта: mogochino-volok@yandex.ru

Паломнику

Расписание богослужений

При обители имеется гостиница для паломников.

Питаются паломники и труженики в монастырской трапезной.

Фото

  • Гостиница для паломников

Ссылки

Никольский женский монастырь в пос. Могочино

Страница храма в соцсети

Могочино. Отец Матфей

Паломническое путешествие в Свято – Никольский женский монастырь (село Могочино Томской области)

Могочино

16 октября 1989 года состоялась закладка Свято-Никольского храма и начало строительства монастыря в селе Могочино Молчановского района. Первые службы проводились в обычном деревянном доме, сейчас же Монастырь имеет несколько корпусов; в нем расположены кельи для паломников, в которых можно забронировать место на ночь; а в 15 километрах от села, на месте бывшей деревни Волок, строится Свято-Преображенский мужской монастырь, которые верующие уже окрестили будущим Центром духовности Сибири. Накануне священники, насельники, монахи и монахини прошли до Волока крестным ходом.

Первые кадры начала строительства монастыря в настоящее время остались только на видео в архиве Храма

Помимо этого к 30-летию Свято-Никольского монастыря из типографии вышел специальный буклет. Он содержит новое жизнеописание архимандрита Иоанна, которое охватывает период с 2009 года до дня его кончины, а также рассказывает о жизни Никольской Обители с 2015 по 2019 год.

В крестном ходе приняли участие около сотни человек

Журналист: Дарья Пирогова

Фото: группа ВК «Могочино»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *