Монастыри в Краснодарском крае

Пустынь Феодосия Кавказского (Горный)

Храм в честь иконы Божией Матери Живоносный источник, Пустынь Феодосия Кавказского

В начале XX века в этом месте поселился монах Феодосий. Праведная уединённая жизнь способствовала появлению у этого человека божественного дара прозорливости и исцеления. Молва об отце Феодосии быстро разлетелась по Северному Кавказу, к нему потянулись сотни людей, прося совета и излечения недугов. Вскоре на этом намоленном месте появился источник святой воды. Советская власть изгнала из Горного отца Феодосия, его отправили в ссылку, а монахинь, которые жили здесь, расстреляли в лесу (сейчас на этом месте стоит кованный крест и горят поминальные свечи). В 90-х годах XX века пустынь Святого Феодосия Кавказского обрела новую жизнь. Был благоустроен источник святой воды, построена часовня.

Адрес: Россия, Новороссийск, Верхнебаканский сельский округ, хутор Горный.

Пустынь находится на окраине посёлка Горный на трассе А-146, при въезде со стороны Крымска. Вы увидите справа бетонную стену и припаркованные возле неё автомобили и автобусы, здесь нужно оставить машину, затем пройти под железной дорогой по мощному тоннелю постройки конца XIX века и углубляться в тенистый буковый лес. По пути Вы увидите пасеку и торговые ларьки с мёдом, травами, сувенирами.

Крестовая мужская пустынь (Солохаул)

Крестовая мужская пустынь (Солохаул)

Монастырь «Крестовая Пустынь» был задуман по подобию афонских, с Афонским уставом, и как монастырь сербско-русского духовного единения и дружбы, о чем свидетельствуют надписи на русском и сербском языках на мраморных плитках, заложенных в колонны монастырского храма. В 1997 г. по благословению духовника Святейшего Патриарха и Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) иеросхимонах Рафаил (Берестов) с братией организовали на Русском Кавказе скит от Валаамского монастыря.

Монастырь расположен в поселке Солохаул в живописнейших предгорьях Кавказа, в верховьях реки Шахе.

В монастыре объединены храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, братские келии и трапезная. На втором этаже расположена домовая церковь в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

По дороге в монастырь, в том месте, где дорога ответвляется на поселок Нижний Солох-Аул, возведена часовня во имя Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица». В июне 1999 года часовню освятил епископ Майкопский и Армавирский Филарет (Карагодин) в сослужении духовенства Сочинского благочиния.

Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский р-н, с. Солохаул, ул. Кошмана, 10

Телефон: +7-928-263-83-33, +7-938-439-90-05.

Успенский женский монастырь (Кореновск)

В 1911 году в центре станицы Кореновской было построено двухэтажное здание. На первом этаже располагался купеческий банк, на втором смешанная прогимназия (для мальчиков и девочек из богатых семей). Занятия гимназистов начинались с богослужения в храме свт. Николая Чудотворца, который находился в здании прогимназии.

Успенский женский монастырь (Кореновск)

После октябрьского переворота 1917 года здесь располагались педучилище и авиашкола, а после Великой Отечественной войны – топографическая воинская часть. В 80-х годах военные переехали в специальный городок, и особняк был заброшен.

В 1991 году архимандриту Виссариону (Макарову), возглавлявшему местный Свято-Успенский приход, местные власти передали под будущий монастырь ветхий дореволюционный особняк в центре города. Первые насельницы обители вместе с отцом настоятелем с воодушевлением принялись за реставрационные работы. 21 мая 1992 года Свято-Успенский женский монастырь был утвержден Священным Синодом

Адрес: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Красная, 104

Телефон: 4-81-91.

Подворье Краснодарского женского монастыря иконы Богородицы «Всецарица» (ст. Пластуновская)

Храмы подворья напоминают собой древние православные святыни Византии, Палестины и Святой Руси. И путник, оказавшись здесь, словно перемещается во времени и в пространстве. Вот Храм Благовещения Пресвятой Богородицы — внешне повторяющий собор Святой Софии в Константинополе, построенный в XI веке. Уменьшенная копия его есть теперь на кубанской земле. Часовня-колокольня в честь великомученика и Победоносца Георгия напоминает нам о колокольне Иоанна Великого в Московском Кремле (Россия, XVIII в.), чьи черты воплощены в ней. Храм в честь преподобного Саввы Освященного по своим внутренним размерам соответствует первой пещерной келье этого святого подвижника в Великой Лавре Саввы Освященного в Иудейской пустыне на Святой Земле (Палестина, V-VI вв.). В древнерусском (XIV в.) стиле построена часовня святителя Николая Чудотворца. Источник в честь Тихвинской иконы Божией Матери обустроен по подобию древнего Иверского источника Богородицы на Святой Горе Афон в Греции. В древнерусском стиле сложены и стены монастыря — с 4-мя угловыми башнями и Ангелами-прапорцами (флюгерами) на башнях. Образцом им послужили стены монастырей Золотого Кольца России, над возрождением которых тоже немало потрудился Вячеслав Николаевич Ижиков.

Проезд: Ехать по Ростовской автотрассе М 4 «Дон» до ст.Пластуновской Динского района, подворье находится немного северо-западнее ст.Пластуновской на берегу реки Ставок (1301-й км автотрассы М4 «Дон» Москва – Сочи).

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Алефтина_Ивановна Троица. Народные обычаи и традиции празднования Троицы.

День Святой Троицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.
В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы:
— о Церкви;
— о спасении всех молящихся;
— о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.
По русской традиции, пол храма и домов верующих в День Святой Троицы устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Троица — очень красивый и любимый в народе праздник.


Василий Игоревич Нестеренко (род. 1967) Троица.

Абакумов Михаил Георгиевич. На Троицу. 2005 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878–1927). Крестный ход. 1915 г.

Верещагин Василий Васильевич. Троицын день. Село Коломенское.

Суходольский Петр Александрович. Троицын день.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:

  • На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри.
  • В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей, которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу: ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.
  • В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем.
  • В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу. Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют – повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.

Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями:

Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.
Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу — жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы. Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки. В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина…


Вострецова Анастасия (род. 1981) Праздник Троицы.

Нестеров Михаил Васильевич (1862 — 1942) Троицын день. 1881 г.

Неизвестный художник середины XIX века Троицын день в Красном селе близ Москвы 1840-е

Дыдышко Олег. Праздник Святой Троицы.

В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878–1927) Пикник 1920 г.

Сычков Федор Васильевич . Танец.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа — так называемые «невестины смотрины». С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу. Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве.

Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901) Троицын день. 1887 г.

Максимов Василий Максимович. (1844 — 1911) Сборы на гулянье.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878–1927) Троицын день 1920 г.

В этот день для девиц пекли козули – круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу, которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.
Через эти венки девушки кумились – подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок, переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу. После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.

Алексей Иванович Корзухин. Девичник. 1889 г.

Михаил Боскин. Хоровод. 1910 — е гг.

Елена Юркина. Хоровод на Троицу.

Современная федоскинская лаковая миниатюра. Хоровод.
Современная федоскинская лаковая миниатюра. Хоровод.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *