Монастырский приказ Петра 1

Монастырский приказ

Монасты́рский прика́з — в соответствии с 13-й главой Соборного уложения 1649 года, высший центральный судебный орган для духовенства в Московском государстве от митрополитов до церковных причётников, а также населения церковных вотчин. Был закрыт царским указом 19 (29) декабря 1677, восстановлен 24 января (4 февраля) 1701 года Петром I, окончательно упразднён Именным указом от 14 (25) января 1725 года, будучи преобразован в Камер-контору Святейшего синода.

История создания

Монастырский приказ и Переносных дел Приказ упоминаются в записных книгах в 1628, 1629 и 1670 годах. С 1653 года называется Монастырский приказ. Под этим названием приказ просуществовал до 1677 года.

До половины XVII века Церковь как корпорация, за немногими исключениями, пользовалась полной автономией. Развитие государственной централизации вступало в противоречие с таким положением вещей. Необходимость изыскания финансовых средств для покрытия государственных расходов вызывала стремление к ограничению церковных привилегий, прежде всего вотчинного землевладения монастырей и архиерейских домов, в XV — XVI веках. В XVII веке оно выразилось в ограничении церковного суда в Уложении 1649 года.

При Патриархе Филарете в 1620-е были учреждены Патриаршие приказы: Разрядный, Дворцовый, Казённый. Ранее функции, вменённые приказам, как простые поручения исполняли Патриаршие чиновники. Учреждённый Уложением 1649 года Монастырский приказ стоял вне органов церковного управления, а потому вызывал недовольство духовенства. Исключение по судебным делам было сделано только для Патриарха, его чиновников и людей, живших в Патриарших владениях.

Очень скоро в Приказе стали заседать светские чиновники: думные дворяне, окольничии и дьяки.

В 1677 году Фёдор Алексеевич упразднил Монастырский приказ, передав его дела Приказу Большого Дворца, а финансовые дела Приказу Новой чети.

В 1701 году Пётр I восстановил Монастырский приказ, и поручил патриаршие, архиерейские и монастырские дела боярину И. А. Мусину-Пушкину.

Фактическая роль

Согласно Уложению 1649 года, Монастырский приказ должен был быть только судебным органом, но фактически он исполнял функции финансовые, административные и полицейские по церковным делам; осуществлял сбор денежных средств с церковных имений.

Патриарх Никон был непримиримым противником и критиком Монастырского приказа, что явилось одной из сущностных причин его конфликта с Царём Алексеем Михайловичем.

Примечания

  1. Глава XIII о Монастырском приказе, а в ней 7 статей
  2. Указ царя и великого князя Фёдора Алексеевича Об уничтождении Монастырского приказа.19 (29) декабря 1677 года
  3. Указ Императора Петра I об учреждении Монастырского приказа….24 января (4 февраля) 1701 года
  4. Указ Императора Петра I об именовании Монастырского приказа Синодального Правительства Камер-Конторою.14 (25) января 1725 года

Литература

  • Василенко Н. П. Приказы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Горчаков М. И. Монастырский приказ. (1649—1725 г.): Опыт историческо-юридического исследования.. — СПб., 1868.
  • Гаврила Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр. 317

См. также

  • Приказ (орган управления)

Это заготовка статьи по истории России. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Смотреть что такое «Монастырский приказ» в других словарях:

  • МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение в России в 1650 1725 гг. Ведал административно финансовыми и судебными вопросами церковного управления … Юридический словарь

  • МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение в России в 1650 1725. Ведал административно финансовыми и судебными вопросами церковного управления … Большой Энциклопедический словарь

  • МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ — МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ, центральное государственное учреждение в России. Образован в 1649. Ведал административно финансовыми и судебными вопросами церковного управления. Упразднён в 1677, но в 1701 восстановлен Петром I. С учреждением Сената в 1720… … Русская история

  • МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ — государствен. установление, существовавшее в России XVII и XVIII вв. и заведовавшее имуществами монастырей и архиерейских домов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

  • Монастырский приказ — центральное государственное учреждение в России в 1650 1725. Ведал административно финансовыми и судебными вопросами церковного управления. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

  • Монастырский Приказ — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия

  • Монастырский приказ — центральное государственное учреждение в России. Образован в 1649. Ведал административно финансовыми и судебными вопросами церковного управления. Упразднён в 1677, в 1701 восстановлен Петром I. С учреждением Сената в 1720 Монастырский приказ влит … Энциклопедический словарь

  • Монастырский приказ — русское государственное установление XVII и XVIII вв., назначением которого было в XVII в. сосредоточение в ведении верховной государственной власти судебных дел духовенства и подвластных ему лиц по земельным имущественным отношениям, а в XVIII в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Монастырский приказ — один из органов центрального правительственного управления в Русском государстве, осуществлявший контроль над церковными вотчинами. Создан около 1650. С 1701 выполнял также ряд судебных и административных функций по отношению к… … Большая советская энциклопедия

  • МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ — центр. правительств. учреждение в России. Основан в 1650 для управления монаст. вотчинами. Противником М. п. был патриарх Никон, требовавший его ликвидации. Под давлением высшего духовенства в 1675 М. п. был упразднен и его функции были переданы… … Советская историческая энциклопедия

1764 год

Годы

1760 · 1761 · 1762 · 1763 — 1764 — 1765 · 1766 · 1767 · 1768

Десятилетия

1740-е · 1750-е — 1760-е — 1770-е · 1780-е

Века

XVII век — XVIII век — XIX век

2-е тысячелетие
XVI век — XVII век — XVIII век — XIX век — XX век
1690-е 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699
1700-е 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709
1710-е 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719
1720-е 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729
1730-е 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739
1740-е 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749
1750-е 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759
1760-е 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769
1770-е 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779
1780-е 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789
1790-е 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799
1800-е 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809
Хронологическая таблица
1764 год в других календарях

Григорианский календарь 1764
MDCCLXIV
Юлианский календарь 1763—1764 (с 12 января)
Юлианский календарь
с византийской эрой
7272—7273 (с 12 сентября)
От основания Рима 2516—2517 (со 2 мая)
Еврейский календарь 5524—5525

ה’תקכ»ד — ה’תקכ»ה

Исламский календарь 1177—1178
Древнеармянский календарь 4256—4257 (с 22 августа)
Армянский церковный календарь 1213
ԹՎ ՌՄԺԳ
Китайский календарь 4460—4461
癸未 — 甲申
чёрная овца — зелёная обезьяна
Эфиопский календарь 1756 — 1757
Древнеиндийский календарь
— Викрам-самват 1820—1821
— Шака самват 1686—1687
— Кали-юга 4865—4866
Иранский календарь 1142—1143
Буддийский календарь 2307
Голоценовый календарь 11764
Японское летосчисление 1-й год Мэйва

1764 (тысяча семьсот шестьдесят четвёртый) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в воскресенье. Это 1764 год нашей эры, 764 год 2 тысячелетия, 64 год XVIII века, 4 год 7-го десятилетия XVIII века, 5 год 1760-х годов.

События

  • 8 марта — Екатерина II издала указ о секуляризации церковных земель и около 2 млн душ монастырских крестьян передано в ведение Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне стали называться экономическими крестьянами.
  • 24 марта — правительница Австрии эрцгерцогиня Мария Терезия издала декрет о запрете ввоза иностранных товаров во все наследственные земли Габсбургов кроме Тироля.
  • Упразднение гетманства в Малороссии.
  • Плохой урожай в Южной Италии. Волнения крестьян и горожан.
  • 1764—1795 — Король Польши Станислав II Август.
  • Конвокационный сейм в Польше. Ограничение «либерум вето» и ряд других реформ.
  • Изобретение прялки «Дженни».
  • Екатерина II купила в Европе 250 картин, что послужило основанием Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
  • 1763—1766 — Массовое переселение немецких колонистов в Россию и Саратовское Поволжье.
  • 22 октября — Разгром англичанами при Буксаре соединённых сил бенгальского наваба Мир Касима (англ.)русск., наваба Ауда Шуджи ад-Даулы и афганцев. Наваб Ауда был вынужден подписать кабальный «субсидиарный договор» с компанией.
  • Ноябрь — Указ французского короля, подтвердивший роспуск ордена иезуитов.
  • 1764—1765 — Крестьянское восстание в провинциях Кодзукэ, Симоцукэ, Мусаси (Япония).
  • Запрет английским парламентом выпуска бумажных денег в колониях.

> Наука Основная статья: 1764 год в науке > Музыка Основная статья: 1764 год в музыке

Родились

См. также: Категория:Родившиеся в 1764 году

  • 8 апреля — Николай Петрович Резанов, русский государственный деятель, почётный член Петербургской Академии наук, один из учредителей Российско-американской компании (ум. 1807).
  • 18 апреля — Иван Михайлович Долгоруков (Долгорукий), князь, русский государственный деятель, поэт и драматург (ум. 1823).
  • 7 июня — Карл Генрих Ланг, немецкий историк (ум. 1835).
  • 19 июня — Хосе Хервасио Артигас, один из руководителей освободительного движения против испанского и португальского колониальных режимов в Южной Америке, национальный герой и отец-основатель уругвайского государства (ум. 1850).
  • 27 июня — Павел Петрович Соколов, русский скульптор (ум. 1835).
  • 28 августа — Мари-Жозеф Шенье, французский драматург, поэт и публицист (ум. 1811).
  • 12 сентября — Виктор-Жозеф Этьен де Жуи, французский писатель, драматург (ум. 1846).
  • 7 декабря — Клод-Виктор Перрен, маршал Франции, герцог Беллунский
  • 31 декабря — Максимен-Жозеф Эммануэль Гидаль (1764—1812) — французский генерал эпохи Наполеоновских войн (ум. 1812).

Скончались

См. также: Категория:Умершие в 1764 году

  • 16 июля Иван VI — российский император с 1740 по 1741 года.
  • 4 ноября — Черчилль, Чарльз — английский поэт и сатирик (род. 1732).
  • Ноябрь — Семён Челюскин — русский полярный мореплаватель.

1764 год:

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

► 1764 год

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. СИЭ т.1 — С.128.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Годы

1760 · 1761 · 1762 · 1763 — 1764 — 1765 · 1766 · 1767 · 1768

Десятилетия

1740-е · 1750-е — 1760-е — 1770-е · 1780-е

Века

XVII век — XVIII век — XIX век

II тысячелетие
XVI век — XVII век — XVIII век — XIX век — XX век
1690-е 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699
1700-е 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709
1710-е 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719
1720-е 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729
1730-е 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739
1740-е 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749
1750-е 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759
1760-е 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769
1770-е 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779
1780-е 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789
1790-е 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799
1800-е 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809
Хронологическая таблица
1764 год в других календарях

Григорианский календарь 1764
MDCCLXIV
Юлианский календарь 1763 — 1764 (с 12 января)
Юлианский календарь
с византийской эрой
7272 — 7273 (с 12 сентября)
От основания Рима 2516 — 2517 (с 2 мая)
Еврейский календарь 5524 — 5525

ה’תקכ»ד — ה’תקכ»ה

Исламский календарь 1177 — 1178
Армянский церковный календарь 1213
ԹՎ ՌՄԺԳ
Китайский календарь 4460 — 4461
癸未 — 甲申
чёрная овца — синяя обезьяна
Эфиопский календарь 1756 — 1757
Древнеиндийский календарь
— Викрам самват 1820 — 1821
— Шака самват 1686 — 1687
— Кали-юга 4865 — 4866
Иранский календарь 1142 — 1143
Буддийский календарь 2307

1764 год — високосный год, начинающийся в воскресенье по григорианскому календарю. Это 1764 год нашей эры, 764 год II тысячелетия, 64 год XVIII века, 4 год 7-го десятилетия XVIII века, 5 год 1760-х годов.

События

  • 24 марта — правительница Австрии эрцгерцогиня Мария Терезия издала декрет о запрете ввоза иностранных товаров во все наследственные земли Габсбургов кроме Тироля.
  • Упразднение гетманства в Малороссии
  • Ноябрь — Указ французского короля, подтвердивший роспуск ордена иезуитов.
  • Плохой урожай в Южной Италии. Волнения крестьян и горожан.
  • 1764—1795 — Король Польши Станислав II Август Понятовский.
  • Конвокационный сейм в Польше. Ограничение «либерум вето» и ряд других реформ.
  • Изобретение прялки «Дженни».

  • Екатерина II купила в Европе 250 картин, что послужило основанием Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
  • Екатерина II издала указ о секуляризации церковных земель и около 2 млн душ монастырских крестьян передано в ведение Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне стали называться экономическими крестьянами.
  • 1 сентября 1763 г. для развития искусств и ремесел, Екатерина Вторая, Императрица и самодержица Всероссийская, подписывает высочайший манифест об учреждении в городе Москве Императорского Воспитательного Дома, впоследствии превратившегося в Ремесленное Учебное Заведение, в Императорское Высшее Техническое Училище и в МГТУ имени Н. Э. Баумана, сегодня старейшее и всемирно известнейшее высшее учебное заведение России. 21 апреля 1764 г. состоялось его торжественное открытие.
  • 1763—1766 — Массовое переселение немецких колонистов в Россию и Саратовское Поволжье.
  • 22 октября — Разгром англичанами при Буксаре соединённых сил Мир Касима, наваба Ауда и афганцев. Наваб Ауда был вынужден подписать кабальный «субсидиарный договор» с компанией.
  • 1764—1765 — Крестьянское восстание в провинциях Кодзукэ, Симоцукэ, Мусаси (Япония).
  • Запрет английским парламентом выпуска бумажных денег в колониях.

Родились

См. также: Категория:Родившиеся в 1764 году

  • 11 февраля — Жозеф Шенье (Marie-Joseph Blaise de Chénier), французский драматург, поэт и публицист; брат А. М. Шенье (ум. 1811).
  • 8 апреля — Николай Петрович Резанов, русский государственный деятель, почётный член Петербургской Акакдемии наук, один из учредителей Российско-американской компании (ум. 1807).
  • 18 апреля — Иван Михайлович Долгоруков (Долгорукий), князь, русский государственный деятель, поэт и драматург (ум. 1823).
  • 7 июня — Карл Генрих Ланг, немецкий историк (ум. 1835).
  • 19 июня — Хосе Хервасио Артигас, национальный герой Уругвая, чтимый, как «отец уругвайской нации».
  • 27 июня — Павел Петрович Соколов, русский скульптор (ум. 1835).
  • 12 сентября — Виктор-Жозеф Этьен де Жуи, французский писатель, драматург (ум. 1846).
  • 7 декабря — Клод-Виктор Перрен, маршал Франции, герцог Беллунский

> Скончались

См. также: Категория:Умершие в 1764 году

  • 15 июля Иван VI — российский император с 1740 по 1741 года.

> См. также

Навигация по темам

Примечания

  1. СИЭ т.1 — С.128.
  2. Большая Советская энциклопедия

Манифест о секуляризации монастырских земель

Высочайший Манифест от 29 февраля 1764 г.

Божию милостию МЫ, ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ, Императрица и Самодержица Всероссийская, и прочая, и прочая, и прочая Объявляем всенародно Прадед НАШ, блаженныя и вечнодостойныя памяти государь царь и великий князь АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, в 1649 году, учреждая правосудие в подданном своем наро-де, усмотрел количество имений духовных, не по намерению подателей употребляемое, помышлять начал о распоряжении оных и обращении на действительныя дела Церкви Христовой; но преемник его, НАШ вселюбезный ДЕД Император ПЕТР Великий с первых лет своего царствования то самое делом произвел. Сей высоких дарований государь в 1701 году генваря 31 дня обращать начал указом своим все имения недвижимыя духовныя на истинную пользу душеспасительную ж, для которой благочестивые податели награждали церковь Божию в империи НАШЕЙ. Он повелел графу Мусину-Пушкину взять оныя под свое ведение, и разпорядить на благолепие церковное и на достодолжное и незазорное содержание олтарю служащим, а остатки по-святить определил на учреждение училищ духовных, на пропитание Отечеству послужившим и оставшимся в старости, ранах и болезнях, бедным и неимущим. Но чтобы удобнее желаемого конца достигнуть, в 1720 году составил он Духовный регламент, и все сии спасительныя дела предал в исполнение тем же властям духовным под правлением учрежденнаго тогда Синода. В 1724 году генваря 20 дня повелел он описать, сколько за осьмигривенным подушным окладом останется из духовных вотчин во всем государстве хлеба для содержания нищих, сирот и монахов, им служащих, такожде службу Божию и на училища; а по том генваря 22 дня учредил Камер-коллегию для всех с имений духовных сборов, полагая статы на епархии и монастыри, на соборы и прочил церковный места, а остатки употребить на госпитали.

Почему у Синода с Сенатом были тогда разсуждения, и определено того же 1724 года Монастырский приказ переименовать Камер-конторою с принадлежащим к ней учреждением; но не судил Бог сего столь богоугодного дела довершать великаго духа монарху, а кончиною его осталося все оное без исполнения. В следствие чего бабка НАША, блаженныя памяти государыня Императрица ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА, 1726 года июля 12 дня и сентября 26 повелела быть Коллегии экономии синодального правления, и в первом указе все дела духовныя Всероссийской Церкви оному препоручила; а земския и экономию всех церковных деревень в правление отдала той Коллегии единственное. То самое подкрепляемо было повторяемыми указами при покойной Императрице АННЕ ИОАННОВНЕ в 1736 и 1738 годах, доколе Синод при Вселюбезнейшей НАШЕЙ тетке, в Бозе почивающей Императрице ЕЛИСАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ, сам испросил ту Коллегию экономии в 1744 году отставить, а своим надзиранием обязался размножать экономию и употреблять доходы с вотчин духовных по намерению родителя ЕЯ. Но не достигши и чрез то до совершения, понудило ея величество в 1757 году сентября 30 дня, присутствуя в Конференции, объявить, что монастыри, не имея власти употреблять доходы церковные инако, как на положенные законами родителя ея расходы, суетное себе делают затруднение управлением деревень, а иногда и налогами, от чего и крестьяне их приходят в ослушание, и по тому начала было в том родителя своего делать разпорядки; однако ж блаженная и ея кончина достигнуть того не допустила.

Таковое было действие и старание о разпоряжении на дела богоугодныя имений духовных от времени государя Императора ПЕТРА Великаго через шестьдесят и три года в Бозе почивающих бывших до НАС монархов: но для чего оное конца своего не достигло, о том МЫ не изследываем, а осталося НАМ, как видим, судьбами Божиими, приняв скипетр в Империи НАШЕЙ перво всего утвердить в народе те дела спасительныя Церкви НАШЕЙ православной, о которых столь много прежде было помышляемо. МЫ, в воздаяние Божияго к НАМ благословления, одно то положили на сердце, чтоб общее народа НАШЕГО благо, НАШИМ собственным благополучием почитаем и для того, приемля первое всего за основание к тому дела душеспасительныя Церкви НАШЕЙ православной, определили труд, предпринятый НАШИМИ предками, по истинному и богоугодному их намерению к концу привести. Ревность НАША к Богу и вере НАШЕЙ православной первым подвигом были дело сие с поспешением начинать, дабы МЫ не явилися безответны пред Его судом, да не возмнит же кто, яко бы желание НАШЕ было достояние благочестивых подателей, церквам единожды посвященное, обратить на какое-либо употребление, свету и его суете служащее. Но кто может столь не разумен и дерзновен пред Богом явится, чтоб благолепие церковное, поучение народа, нищим призрение, в старости, ранах и болезнях послужившим за веру и Отечество содержание не принимал за те добродетели, к которым НАС прямая вера Христова поучает? И не МЫ ли, самодержавную власть от Бога приявши над многими народами, паче всех земных о том помышлять должны? Сии и прочия к тому служащия размышления верою и законом, а к кому и собственною НАШЕЮ любовию к исполнению должности НАШЕЙ в сердце НАШЕМ питаемыя, понудили НАС дар Божий по завету Его обратить на сии богоугодныя дела, и составляющее не малую часть доходов государственных, а некоторыми властями безпорядочно иногда управляемое привести в такой порядок, о котором предки НАШИ чрез шестьдесят лет и больше трудилися, но не окончали.

Для сих причин в прошлом 1762 году ноября 29 числа учредили МЫ при Дворе НАШЕМ Духовную коммиссию, состоящую их трех духовных персон и из пяти светских, которой повелели быть под НАШИМ единственным ведением, снабдив оную довольною от НАС инструкциею, за НАШИМ собственноручным подписанием, и помощию сего департамента под НАШИМИ часто даваемыми резолюциями и повелениями по многим той Коммиссии докладам, достигли МЫ совершить следующее:

1. Понеже в камер-коллежской ведомости по последней ревизии оказалось всех архиерейских, монастырских и церковных крестьян девять сот десять тысяч восемь сот шестьдесят шесть душ, и управление столь великаго числа деревень духовными часто переменяющимися властями происходило тем самым домам архиерейским и монастырям тягостное, а временем или за расхищением служками, или и за незнанием прямаго хозяйства деревенскаго безпорядочное и самим крестьянам разорительное; сверьх же того многия епархии, монастыри, соборы и белое священство так были не уравнены, что одни перед другими весьма малые доходы, а другие и никаких не имели, то МЫ, учредя Коллегию экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оныя вотчины, со всеми казенными в них наличностьми под свое ведение и управление. А яко Коммиссия за сходственное и удобное крестьянам без отягощения их нашла и о том НАМ свое мнение представила, чтоб на каждую душу вместо всех архиерейских и монастырских пашенных и сенокосных работ и всякаго рода хлебных и других окладов положить оброку денежнаго по полтора рубли с души, то МЫ, оное коммисское представление утвердя, повелели по тому окладу и начать собирать с сего 1764 года генваря с 1 числа; а вместо того

2. Все архиерейские домы и мужеские и девичьи монастыри, имевшие за собою до сего времени вотчины, разделили на три класса, на которые, так, как и на вотчинные и ружные соборы и церкви сделали особенные статы, и в них имянно означили, сколько домов архиерейских и мужеских и девичьих монастырей в тех классах по древним ное довольствие, где дали пристойное пропитание и чужестранным духовным, которые за православие или изгнаны от других иноверных, или по неимуществу в отечестве их пропитания, в НАШЕЙ империи убежища по единоверию себе ищут; а напоследок и стат жалованью Святейшаго Синода и его в Москве Конторе из тех же в Коллегию доходов определили, так, как и дом Патриарший Синодальный удовольствовали.

<…>

За таковыми знатными расходами, единственно к славе, имени Божия служащими, оставалось НАМ самое важное устроить, о чем предки НАШИ в Бозе почивающие монархи, столь долговременно паче всего трудилися, а именно: дабы часть доходов определить от тех имений, которыми боголюбивые податели церкви Божия наградили больным, престарелым, дряхлым и за веру и любовь по ревности к отечеству, в тяжелой воинской, морской и сухопутной службе, раны понесшим. Сами пастыри духовные в церкви поучают, сколь великая есть жертва Богу разумевать на нища и убога и ведать скорбь их и болезни, а паче от службы без пропитания изнемогших и оставшихся, и коликаго вечнаго воздаяния от Бога каждый християнин надеяться за призрение таковых должен; коль-ми паче МЫ, принявши от небесныя силы бремя правительства всех НАШИХ народов, к устроению таких дел одолжаемся, и не церковь ли сама, питая нищих и болящих, сей дар в снедь им принести от избытков своих долженствует? Для того МЫ знатную годовую сумму от той же Коллегии экономии определили на пенсии верно и долговременно служившим и без пропитания оставшимся офицерам, на инвалидов, на госпитали, богадельни и на многия по смерть временныя дачи, такожде вдовам и сиротам. И всего более двух сот пятидесяти тысяч рублей в год к тому назначали, так, как-то особливо в росписаниях находится НАМИ, конфирмованных. Но для твердаго и непоколебимаго порядка и самой Коллегии экономии в Москве и к ея Конторе в Санкт-Петербурге определили МЫ стат с довольным каждому в оных чину и служителю содержанием из тех же доходов. При окончании же всех сих богоугодных дел, когда МЫ с крайним НАШИМ прилежанием все то раз-сматривали, что Коммиссия духовная, по повелению НАШЕМУ росписав, НАМ всеподданнейше представляла, ревность НАША к Церкве православной побудила НАС сверьх всего, что МЫ в оном росписании нашли, исправили и высочайше уже конфирмовали, прибавить еще подаяния повсягоднаго епархиям, монастырям, соборам и церквам ружным, а притом и инвалидам от собственнаго сердца НАШАГО движения и усердия к Церкве святей до сорока тысяч рублей на раздел, которую сумму и повелели МЫ из Коллегии отпускать повсягодно по приложенному при сем особливому росписанию во все места. И дабы всем НАШИМ верноподданным известно было подробное всему вышеписанному объяснение, то МЫ все то, что утвердили, при сем напечатать и публиковать во всем государстве Сенату НАШЕМУ указали. Сим образом богоугодныя дела, о которых предки НАШИ столь долговременно трудилися, делом самим, МЫ совершили, и тем Богу послужили. Не НАМ, но имени Его буди Слава.

Дан в Санкт-Петербурге февраля 26 дня 1764 года.

Подлинный подписан собственною ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако:

ЕКАТЕРИНА

Печатан в Санкт-Петербурге при Сенате февраля 29 дня 1764 года

Опубликовано: Законодательство Екатерины II. В 2 т. Том 1. М.: Юридическая литература, 2000.

Секуляризация монастырских земель в России

Исторически с принятием христианства церкви и монастыри могли иметь в своем владении и пользовании земельную собственность. Монахи имели право пользоваться только общей собственностью, принадлежащей монастырю и предназначенной для минимального продовольствия, благотворительности, финансирования духовных школ, а также для церковного строительства. Право собственности на землю было зафиксировано в византийском Номоканоне, который в русской традиции стал именоваться Кормчей книгой Православная энциклопедия

В России историю секуляризации можно проследить с конца XV века, когда ставилась под сомнение правомерность увеличения церковного землевладения. Процесс приобретения имений духовенством вошел под контроль Ивана IV. В конечном итоге, при нем было запрещено увеличивать церковные и монастырские земельные владения. В XVII столетии на основании Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 года был образован Монастырский приказ. В его компетенцию входил вопрос о сборе доходов с земель духовенства.

При Петре I не было единого закона о секуляризации, но на практике монастырские земли подлежали частичной конфискации. В первой четверти XVIII века имения духовенства сократилось примерно на 6 тысяч крестьянских дворов.

Важные перемены в области церковного законодательства произошли при императоре Петре I. Главным источником для последующих реформ стал Духовный Регламент, подготовленный императором совместно с епископом Феофаном Прокоповичем и подтвержденный подписями духовенства Московской губернии 25 января 1721 года. Закон определял правовое положение духовенства в Российской империи и имел большое влияние на церковную политику второй половины XVIII века.

Екатерина II стала продолжать основные направления церковной политики Петра I, хотя за время ее царствования было предпринято множество нововведений. Секуляризационная реформа была нацелена на улучшение общего финансового положения в стране. В первый год правления Екатерины II дефицит бюджета составлял 8 % от суммы доходов .

Реализация церковной реформы началась с решения Екатерины II на время отменить указ о секуляризации церковных имений Петра III, подписанный им 19 февраля 1762 года. В данном случае под секуляризацией понимается передача земельных владений монастырей вместе с жившими на них монастырскими крестьянами в ведение государства. Такое решение было принято 12 августа 1762 года. Основные положения церковного законодательства Петра III в Сенате были подвергнуты критике. В одном из манифестов отмечалось, что император проявлял грубое неуважение к православной вере, более того «начал помышлять и о разорении самых церквей…»

Вскоре императрица вернулась к решению вопроса о секуляризации церковных имений. Мера по их возвращению в собственность духовенства была предпринята на короткое время.

29 ноября 1762 года была учреждена специальная Комиссия о духовных имениях Полное собрание законов Российской империи. — СПб, 1830. — Т. 16. — № 11716.. В нее вошли: новгородский митрополит Димитрий (Сеченов), санкт-петербургский архиепископ Гавриил (Кременецкий), переяславский епископ Сильвестр (Страгородский); обер-прокурор князь А. С. Козловский, князья А. Б. Куракин, С. В. Гагарин, сенатор граф И. И. Воронцов и статский советник Г. Н. ТепловПравославная энциклопедия. Русская Православная Церковь — М., 2000. — С. 115.. Новый вариант реформы разрабатывался в течение полутора лет..

В 1763 году в соответствии с докладом о духовных имениях была образована Коллегия экономии, находящаяся в ведении Сената. Коллегия должна была управлять бывшими духовными имениями вместе с бывшими монастырскими крестьянами, вести хозяйственный учет и содержать учрежденные духовные штаты Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). — М.: РГГУ, 2001. — С. 392..

Завершающий этап реформы был реализован 26 февраля 1764 года с изданием Манифеста о секуляризации церковных имений. В результате, все имения Синода, архиерейских домов и монастырей были лишены порядка 910 тысяч душ крестьян и 8,5 миллионов десятин земли. Секуляризация предусматривала денежную компенсацию для монастырей и архиерейских кафедр. Двадцать шесть епархий были разделены на три категории. В соответствии с этим назначался фиксированный доход.

В первую категорию вошли Новгородская, Санкт-Петербургская и Московская епархии, которые получали соответственно 11031, 15 000 и 7510 рублей в год. Государственное жалование на мужские монастыри первых трех классов насчитывало в среднем по 60-70 рублей на человека, а в женских монастырях — по 30 рублей .

Секуляризация предусматривала введение монастырских штатов, согласно которым определялся порядок содержания монастырей. Большинство из них относились к третьему классу и заштатным (почти 300). Всего в штаты вошло 272 монастыря, то есть менее четверти из общего числа в Великороссии. 573 монастыря были упразднены, что составляло от всего количества 54%. Незакрытые монастыри (около 195 по численности) существовали за счет небольших земельных участков, которые обрабатывалась местными монахами. При этом государственного жалования они не получили. Данное положение отразилось в докладе от 31 марта 1764 года «О безвотчинных и на своем содержании состоящих монастырях и пустынях» Денисов В. В. История монастырей Верхнего Поволжья (вторая половина XVIII — начало XX вв.). — Ярославль, 2012. — С. 60..

В ходе реформы некоторые монастыри стали приписными или новыми приходами. Они могли использоваться также для государственных нужд. Например, московский Симонов монастырь использовался под казармы.

В ходе секуляризации, предпринятой Екатериной II, значительно изменилось экономическое положение приходского духовенства.

Материальное обеспечение причта, согласно Духовному Регламенту, находилось в ведении прихода, а установление фиксированных денежных доходов входило в обязанности Святейшего Синода.

Основным источником дохода приходского духовенства была плата прихожан за церковные требы. Доходы от них были незначительными. Они составляли в среднем от одного до четырех рублей в год на штат приходской церкви.

При Екатерине II были установлены минимальные суммы за требы. За крещение младенца для оплаты предписывались три копейки, за свадьбу и погребение взрослых — десять. Исповедь и причастие к этому ряду не относились. В остальном каждый прихожанин мог жертвовать по своему усмотрению. Указанные нормы вывешивались в храмах для всеобщего сведения..

Средний размер доходов священника в приходе включал в себя оплату за требы, помощь пищевыми продуктами, урожай с земли, приписанной к приходской церкви, который священнику нередко приходилось обрабатывать самому. Кроме того, иереи могли пополнять свои доходы, обучая детей чтению и письму в народных школах, занимаясь переплетным делом. Денежный доход одного из сельских священников, оставивших после себя дневник, составлял 10 рублей в год. Доход от участка земли достигал 40 рублей, а натурой он получал примерно 21 рубль в год.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *