Мониторинг СМИ

Как известно, информация – важный ресурс любой деятельности, обладание которым дает серьезное преимущество. Учитывая, что сегодня материалы бесконечно генерируются и распространяются через самые разные каналы, обработка большого потока данных становится критичным и обязательным условием успешной деятельности. Особенно, если речь идет о PR, а поддержание конкурентоспособности через управление медиа-полем вокруг компании – ваша прямая обязанность.

Оперативного мониторинга текущей ситуации уже недостаточно, необходимым становится качественное изучение смыслов и контекстов, которые не только представляют картину настоящего, но дают основание для прогнозирования. Справиться с растущим объемом информации помогают другие основные ресурсы – время и деньги. Именно сроками, задачами и бюджетом будет определятся оптимальный способ мониторинга и анализа данных.

В этом обзоре инструментов поиска релевантных данных мы попробуем разобраться существует ли золотая середина между быстро/дешево/качественно.

Печатные издания

Печатные издания, пожалуй, одни из самых трудоемких ресурсов для сбора и обработки. Выбор инструмента их мониторинга во многом зависит от количества времени, которым вы располагаете при поиске, и имеющегося бюджета.

Бесплатные инструменты подразумевают методичный ручной поиск в сети подходящих ресурсов и публикаций. В этом помогут:

  • Электронные архивы изданий (к сожалению, они есть далеко не у всех газет и журналов).
  • Расширенный поиск по источнику на базе систем Яндекс и Google (подойдет лишь в том случае, если нужная периодика дублируется в сети).

Ручной поиск становится необходим, когда качественная составляющая анализа преобладает над количественной или поиск является разведывательным. Тогда при меньшем объеме информации в результате получается содержательное описание ситуации или объекта, которое может стать основной для будущего глубинного анализа.

В каких же случаях можно/нужно/удобно использовать бесплатные способы мониторинга:

  • знакомство с определенной темой, проверка адекватности поискового запроса, подготовка к более глубокому по охвату и проникновению анализу;
  • решение краткосрочных/текущих задач, которые покрывают малые периоды времени;
  • поиск по конкретному ресурсу/изданию/источнику.

Альтернативным, но уже не бесплатным, вариантом поиска по печатным и прочим изданиям выступают электронные библиотеки.

Это эффективный профессиональный инструмент, предоставляющий доступ к полнотекстовым публикациям из сотен изданий и ресурсов одновременно. Такие базы в автоматическом режиме собирают и хранят информацию по множеству СМИ в России и мире. Доступ для постоянной работы в подобных системах платный, но есть возможность получить тестовый аккаунт — правда, с ограниченным функционалом.

Однако, этого будет достаточно для просмотра простых запросов и быстрого, ознакомительного анализа небольшого массива данных.

К наиболее популярным электронным базам СМИ на российском и зарубежных рынках относятся:

  • Интегрум
  • Фактива
  • Медиалогия
  • Публичная библиотека
  • Lexis Nexis

Электронные СМИ и социальные сети

Электронные СМИ и социальные медиа имеют свою аудиторию и функциональную направленность. На подобных площадках пользователи дают оценки и высказывают суждения, которые сложно получить «формальными методами» (например, опросами).

Ценность социальных медиа состоит в стихийно создаваемых дискуссиях вокруг объекта, которые умелый специалист может модерировать и направлять в русле актуальных PR-целей. Для сбора и анализа таких данных тоже существуют бесплатные и бюджетные инструменты.

Бесплатные инструменты мониторинга социальных медиа

Яндекс.Блоги. Сервис позволяет выполнить поиск ключевого слова/объекта по блогозаписям и комментариям к ним. Поиск настраиваемый. Есть возможность задать область поиска (оставив только блоги в целом, или блогозаписи, либо лишь комментарии в блогах), можно указать имя блогера, название сообщества, а также местоположение автора и период поиска.

Google Trends. Сервис, что логично, основывается на данных поисковой системы Google и показывает, как часто пользователи ищут определенный объект/словосочетание по отношению к общему объему поисковых запросов во всем мире. Результаты поиска отображаются простыми и понятными графиками, на которых можно увидеть не только динамику роста/снижения количества упоминаний интересующего нас объекта, но и распределение популярности запроса по регионам, городам и языкам.

Платные системы мониторинга социальных медиа

Платные системы мониторинга в автоматическом режиме собирают данные по соцсетям и блогам, предлагая в качестве результата сводную матрицу сообщений, с заданными параметрами (тональность, география, авторы, ссылки на записи, количество откликов пользователей– репостов и лайков).

На российском рынке к таким системам, например, относятся:

  • YouScan
  • IQBuzz
  • Brandspotter
  • Brandanalytics
  • SemanticForce
  • Wobot

Каждая система проводит мониторинг и анализ по похожим алгоритмам, но глубина охвата ресурсов у всех разная. Сервисы не идентично охватывают форумы и отзывы, из-за этого релевантность финальной выдачи может варьироваться. Отдельно стоит отметить, что автоматический мониторинг может допускать ошибки в качественных оценках сообщений (например, указание тональности сообщений), что приводит к дополнительной ручной перепроверке параметров.

Важно понимать, что при автоматическом поиске по блогам, в выдачу попадают только открытые для поисковиков сообщества и профили. Закрытые группы и профили не индексируются поисковиками и не попадают в платные системы мониторинга. К другим ресурсам, которые также можно отсматривать только вручную, относятся и комментарии к редакционным материалам, отраслевые форумы, отзывы в интернет-магазинах и не охваченные автоматическими системами профили пользователей Facebook.

Каждая рассмотренная система мониторинга имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому, выбирая инструмент для сбора данных, нужно четко понимать:

  • какая задача должна быть решена с помощью полученной информации;
  • каким временем вы располагаете на реализацию поиска;
  • какие источники предстоит проанализировать .

Исходя из ответов на эти вопросы, вы сможете выбрать наиболее подходящий вариант для оптимального поиска.

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 История Выпуск 2 (25)

УДК 070:271.2″1990-2000″

СПЕЦИФИКА ПРАВОСЛАВНОЙ МЕДИАСФЕРЫ В РОССИИ В 1990-2000-Е ГОДЫ НА ПРИМЕРЕ ПЕЧАТНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

М. А. Доброхотова

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 izeda@yandex.ru

Рассматриваются функции и специфика православных средств массовой информации, проводится сравнение со светскими медиаресурсами по таким признакам, как целевая аудитория, учредитель, состав редакции и авторов, принцип функционирования, стилистические приемы. Обозначаются некоторые проблемы, проистекающие из особенностей православных СМИ: сложность актуализации православного учения для читателя, использование светского языка и журналистских приемов, низкая квалификация авторов, недостаток финансовых средств. Выделяются официальные, социально ориентированные и епархиальные печатные периодические издания, которые анализируются с точки зрения особенностей политики, стилистики, авторского состава. Прослеживается развитие православной периодики.

Ключевые слова: медиасфера России, Русская православная церковь, печатные периодические издания, функции православных медиа, епархиальные СМИ.

Русская православная церковь, столкнувшаяся в начале 1990-х гг. с необходимостью наладить взаимодействие с разными группами общества, стала использовать с этой целью и средства массовой информации. Созданная церковью печатная периодика, как наиболее доступный большинству граждан канал коммуникации, призвана была обратиться к каждой целевой аудитории на понятном ей языке и рассказать об интересующих ее темах. Представленное сегодня на медиарын-ке многообразие православных газет и журналов разного содержания и идеологического характера призвано обеспечить решение поставленной задачи. Для того чтобы составить наиболее полное представление об этом канале коммуникации между Русской православной церковью, государством и обществом, следует обратить внимание на то, как развивался такой социальный институт как православная медиасфера, определить ее особенности и структуру. Представляется необходимым выяснить, какие формальные и неформальные правила регламентируют деятельность православной медиасферы, какие периоды можно выделить в ее развитии и какой спецификой обладают общероссийские и местные православные издания.

По мнению А. Васневой, историю религиозных печатных СМИ в России следует рассматривать начиная с 1990 г., с принятия новой редакции закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» , определившей институциональное поле их деятельности. Русская православная церковь наряду с другими религиозными организациями приобрела статус юридического лица и вместе с другими правами и обязанностями получила право «производить и распространять религиозную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания» .

Специфику православных СМИ можно охарактеризовать, сравнив их со светскими по ряду критериев: функциям, принципу деятельности, учредителю, составу редакции и авторов, целевой аудитории и техническим параметрам.

Если основными функциями светских СМИ наряду с информированием выступают обучение и развлечение (с превалированием последнего), то задачи религиозных медиа другие. В 2007 г. на открытом семинаре «Между миссией и медиа: православные СМИ в России» главный редактор журнала «Нескучный сад» Ю. Данилова и главный редактор журнала «Фома», председатель синодального информационного отдела В. Легойда сформулировали основную миссию и задачу православных средств массовой информации. Она заключается в миссионерстве, т.е. в «помощи в построении христианской жизни на уровне повседневной рутины» . Нельзя не признать справедливость данного высказывания, однако хотелось бы добавить, что трактовать задачу православных медиа в таком узком, прикладном, зна-

© М. А. Доброхотова, 2014

чении было бы ошибкой. Не менее важными являются привлечение людей в Церковь, проповедь православия, формирование адекватного образа Русской православной церкви в обществе. Как подчеркивает ответственный редактор «Церковного вестника» С. Чапнин, функции православных СМИ заключаются в катехизации, воспитании и образовании . Для достижения этих целей Московская патриархия использует различные медийные каналы, что позволяет охватить максимально широкую аудиторию.

Принципы деятельности светских и православных СМИ имеют как сходство, так и различие. Зачастую светские медиа существуют за счет государственных и муниципальных заказов, а православные финансируются Московской патриархией или православными организациями. Однако если первые направлены на извлечение прибыли и могут быть ликвидированы в случае убыточности, то задача православных медиа заключается в исполнении отмеченных функций и прибыль не является критерием для закрытия издания.

Учредителем православных изданий выступают Московская патриархия и ее синодальные отделы, епархии и монастыри, общественные организации и деятели, братства. С. Чапнин подчеркивает, что, пожалуй, наибольшее влияние на развитие православных средств массовой информации оказывает позиция собственника или редактора. «Медийные проекты Церкви построены не на том, что нужно Церкви сегодня, а на том, как тот или иной хозяин СМИ или главный редактор интерпретирует сегодняшние нужды и потребности Церкви» .

Состав редакции и авторов разнороден у обоих типов СМИ: главным редактором может выступать видный общественный деятель или профессиональный журналист. В качестве авторов наряду со штатными журналистами привлекаются эксперты (в православных СМИ в качестве экспертов могут выступать священнослужители). В редакции православных СМИ зачастую работает «духовник» издания, который выступает советчиком, а порой и его цензором.

Казалось бы, целевой аудиторией православных СМИ являются прежде всего клир и миряне. Однако большинство медиаресурсов стараются ориентироваться на более широкий круг читателей, поскольку одной из задач этого канала коммуникации Церкви с обществом выступает миссионерство. В рассматриваемый двадцатилетний период вслед за светскими СМИ система православных медиа диверсифицировалась. Появились издания для женской, детской аудитории, «профессиональные» журналы (например «Церковный ювелир»), сохранилось значительное количество популярных медиа, ориентированных на массового потребителя. В этом многообразии спектра православные медиа схожи со светскими.

Говоря о средствах, используемых СМИ, необходимо отметить, что православные издания наравне со светскими используют разнообразные приемы: как интервью с экспертами (учеными, артистами, культурологами, психологами и другими) для аргументации позиции, так и броские заголовки (например «Мертвенное пятно во мраке» в журнале «Русский дом»). Стилистика изложения и подача материала также может быть различной: от бульварной («Вновь наш город святой великомученицы Екатерины подвергается нашествию публичного лидера российских содомитов, Бориса Моисеева» ) до аналитической («фильм талантливый, заслуживающий внимания, но часто излишне романтизирующий своего героя и Гражданскую войну» ). В оформлении материалов используются иллюстрации, фотографии, разные шрифты. В православных изданиях размещается реклама (рекламируются церковные издательства, фирмы по производству предметов культа). Тираж православных изданий сопоставим со светскими, а качество оформления может быть и низким, как у еженедельных заводских бюллетеней, и высоким, как у светских аналитических еженедельников.

Специфика православных медиа порождает и ряд проблем, одна из которых — необходимость соблюдать разумный баланс между церковной позицией и интересами читателей . Так, протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что «мы (Русская православная церковь. — М.Д.) слишком увлеклись прикладными, а значит, вторичными вещами — разговорами о «Коде да Винчи», о фильме «Омен» и т.д.» .

Спорным является и вопрос о необходимости нравственной оценки Церковью явлений и событий, происходящих в стране. Одни полагают, что священнослужителям необходимо сосредоточиться на духовном служении и заботе о пастве , другие считают, что анализ происходящих в мире событий является прямой обязанностью Церкви . Ряд исследователей подчеркивают, что из этой проблемы вытекает другая: сложность актуализации

православного учения и его оценки через призму общественных процессов .

Одной из проблем является целеполагание: зачастую редакция и авторы издания не могут объяснить, для чего существуют православные СМИ и каковы механизмы достижения поставленных задач . Также отмечается проблема падения интереса к печатной периодике в обществе, где все большую популярность приобретают электронные СМИ .

В начале 2000-х гг. в Интернет-портале «Религия и СМИ» развернулась дискуссия по вопросу взаимодействия Церкви и СМИ. Обозреватель портала А. Морозов обозначил проблему различия «форматов»: «надмирность» Церкви, насыщенность религиозных сюжетов нюансами, которые не могут быть отражены через средства массовой информации без определенных изменений. Так, участие в литургии и таинствах (крещении, причастии, исповеди и др.) невозможно передать посредством СМИ. Специфика православия, его обращенность «вовнутрь», на созерцание и молитву, а не на создание религиозной этики также порождают трудности при конвертации церковной риторики на язык медиа. Дополнительные ограничения на тематику публикаций о православии накладывает заинтересованность светских медиа в основном в двух сюжетах: социальном служении Церкви и проявлениях религиозного экстремизма. Особенности церковных процессов и содержательная ориентация светских СМИ представляют, по мнению автора, серьезную проблему, разрешением которой является отказ Церкви выходить в медиасферу . Аналогичную позицию заняла постоянный обозреватель «НГ-Религии» Н. Кеворкова: «.у Церкви в запасе вечность, поэтому информационные кампании — слишком мелко для нее<…> ее сила не в них» .

В. Легойда, признавая обозначенными А. Морозовым трудностями, подчеркивал, что с подобными проблемами «сталкивался всегда и везде любой миссионер. И никогда эта проблема не полагалась неразрешимой» . Задача Церкви заключается в поиске эффективных методов работы со СМИ и форматов адекватного «свидетельства о вере и жизни Церкви» . Журналист Р. Жолудь и протоиерей Иоанн (Свиридов) предлагали вспомнить многовековые традиции церковной проповеди, которая доносила сложные религиозные истины до населения в простых формах .

Не менее актуальны вопросы финансирования издания и распространения печатной периодики, поскольку они требуют больших затрат. Руководитель пресс-службы Московской патриархии отмечает: «Информационный продукт — один из самых дорогих. <.> Нужны профессионалы, и церковные структуры должны понимать, что это стоит денег» .

Но, пожалуй, наиболее важной проблемой является профессионализм журналистов, пишущих о Церкви и религии, что связано с отсутствием на протяжении многих лет развитой сети религиозных образовательных институций. В этом солидарны и С. Чапнин, и социолог религии и журналист А. Щипков, и ответственный редактор газеты «НГ—Религия» М. Смирнов. Именно корректное, непредвзятое отражение деятельности Церкви в СМИ и искреннее свидетельство «о евангельских ценностях и подлинной жизни во Христе» , написанное «таким образом, чтобы читатель захотел пережить» этот опыт , являются целью медийной политики Русской православной церкви.

При относительно небольшом количестве православных изданий (4,5% от общего количества печатных СМИ России) они предназначены для аудитории любого возраста, пола и сферы занятий. Могут быть выделены три группы таких изданий: официальные (издания Московского патриархата и его синодальных отделов, доносящие официальную позицию Русской православной церкви), социально ориентированные (продукция различных независимых издательств и братств, позиционирующих себя в качестве православных, но по позиции отличающихся от официальной церковной) и региональные (епархиальная печатная периодика, отражающая как официальную церковную позицию, так и отличающиеся от нее мнения не только журналистов, но и священнослужителей).

Таблица отражает разнообразие православной периодики, ориентированной на различные аудитории, имеющей тираж от 1000 до более 35000 экземпляров.

На основании представленных примеров можно сделать вывод о двух волнах появления православной печатной продукции. Первая волна приходится на начало 1990-х гг. В это время появляется целый спектр изданий: от консервативно-патриотического «Русского дома» до журнала «Православная беседа», пытающегося найти точки соприкосновения православия и светской жизни. Вторая волна приходится на середину 2000-х гг. Тогда массово начинают издаваться специализи-

рованные православные газеты и журналы, ориентированные на определенную аудиторию (женскую, детскую) либо посвященные определенной тематике (здоровью, профессиональной деятельности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура православных печатных периодических изданий современной России

Издание Первый год Тираж,

выпуска экз.

Официальные издания

Журнал Московской патриархии 1931 25 000

Церковный вестник 1989 30 000

Миссионерское обозрение (журнал Синодального мис- 1996 3 000

сионерского отдела)

Узкоспециализированные издания

Церковный строитель 2004 14 000

Церковный ювелир 2004 14 000

Социально ориентированные православные издания, в том числе:

Радонеж 1995 30 000

Русский дом 1996 36 000

Фома 1996 30 000

Нескучный сад 2001 10 000

Православная беседа 1992 3 000

Ориентированные на женскую аудиторию

Славянка 2005 15 000

Ориентированные на детскую аудиторию

Настя и Никита 2009 15 000

Православная радуга 2002 5 000

Ориентированные на молодежную аудиторию

Вера молодых 2002 2 000

Наследник 2005 10 000

Посвященные вопросам семьи и воспитания

Виноград 2005 6 000

Посвященные вопросам здоровья

Православный просветитель 2009 10 000

Епархиальные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московские епархиальные ведомости 1990 18 000

Нижегородские епархиальные ведомости 2001 21500

Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник 2000 3 000

Православная газета (Екатеринбургская епархия) 1994 30 000

Православная Пермь 1995 10 500

Примечание: использованы материалы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ; Федеральной службы государственной статистики РФ

Причин зарождения первой волны, по нашему мнению, несколько. С одной стороны, это явная потребность в заполнении пустующей ниши, существовавшей на российском рынке СМИ в начале 1990-х гг., когда значительное количество граждан начало проявлять интерес к православию вообще и Русской православной церкви в частности. С другой стороны, это экономические условия развития медиасферы в России. Согласно Я. Засурскому , с начала 1990-х гг. вплоть до кризиса 1998 г. бизнес вкладывал значительные деньги в развитие средств массовой информации. Не менее важным фактором развития православной периодики в России является деятельность Издательского совета Русской православной церкви, направленная на количественный и качественный рост церковных изданий.

Причин зарождения второй волны также несколько. Экономическая ситуация в стране ста-

билизировалась в начале 2000-х гг., что позволило владельцам свободных капиталов обратиться к поиску новых нишевых рынков. Значительную роль в данном процессе сыграли создание пресс-службы Московской патриархии и передача функций по информационной работе новому органу, что дало возможность и Издательскому совету, и пресс-службе более эффективно решать поставленные перед ними задачи. Нельзя не упомянуть и укрепление союза Церкви и государства, что также сказалось на развитии «специальной» конфессиональной периодики.

За два рассматриваемых десятилетия изменились не только количество и содержание православных медиаресурсов, но и способы их распространения. В 1990-е гг. основными каналами распространения православных изданий были церковные лавки и свечные ящики в храмах. Рост спроса на православную периодику способствовал тому, что редакции и спонсоры активно начали работу над выстраиванием системы распространения, и сегодня православную прессу можно приобрести по почтовой подписке, в том числе корпоративной , а ряд журналов «хорошо продается в обычных киосках, рядом со светскими изданиями» .

Особого внимания заслуживает содержание изданий, на которое оказывает влияние целый ряд факторов, прежде всего социально-экономическая и политическая ситуация в стране и мире. Наиболее значимые события, происходившие в рассматриваемый период, находили отражение в православных СМИ. В 1990-е гг. большинство публикаций были посвящены таким актуальным для своего времени вопросам, как либерально-демократические реформы Ельцина, война в Чечне, существование сект, проект закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В 2000-е гг. акцент сместился на освещение политического курса В. Путина, экономического кризиса, процесса реституции церковной собственности и введения в школьный курс предмета «Основы православной культуры», хотя ситуация в Чечне и проблема сект по-прежнему оставались актуальными. Не менее значительное влияние на содержание оказывает позиция редакции и целевая аудитория, на которую ориентируется издание.

Опираясь на анализ православной печатной периодики на примере таких изданий, как «Журнал Московской патриархии», «Радонеж», «Русский дом», «Фома» и «Нескучный сад» за 19902000-е гг., можно выделить общие для разных типов изданий черты. Во-первых, материалы, посвященные жизни Церкви и православию, занимают в среднем от 26 (в газете «Радонеж») до 44% (в журнале «Фома») от общего объема статей в номере. Во-вторых, большинство изданий много внимания уделяют социальным вопросам (в среднем от 16% материалов в журнале «Фома» до 34% в журнале «Нескучный сад»). Реже всего в изданиях освещаются темы науки, искусства и культуры (в среднем от 7% материалов в журнале «Нескучный сад» до 25% в журнале «Фома»).

Однако официальные и социально ориентированные православные издания имеют ряд существенных различий: если первые длительное время находились в поиске своей содержательной концепции и целевой аудитории, то социально ориентированная пресса изначально создавалась исходя из четкого понимания своего читателя и контента. Представленные на рынке православные медиа значительно различаются не только содержанием, но и формой подачи материала. Разница в стилистике статей позволила выделить два типа социально ориентированной прессы: массовый и аналитический.

Для первого типа характерны эмоциональность и критичность в подаче материала. По словам руководителя пресс-службы Московской патриархии, «в «Радонеже» был свой язык, иногда и грубоватый и наотмашь» . Не менее яркую характеристику стилистическим особенностям изданий данного типа дал журналист А. Морозов: «Образ был своего рода патриотически-барочный, такое полукоммунистическое православие, которое было замешено на несколько мрачном пафосе — русском оружии, князьях и тому подобное. Это было первое поколение воцер-ковленных партийных активистов, и оно немного мрачновато смотрело и воспринимало жизнь. Это образ «Русского Дома»» .

Для второго типа изданий характерен взвешенный подход к рассматриваемой теме, аналитичность, отказ от излишней эмоциональности, сдержанность и аргументированность позиции.

У обоих типов изданий православной прессы — аналитического и массового — есть содержательная специфика. В первом случае редакция более пристальное внимание уделяет мировоззренческим вопросам, тогда как во втором чаще публикуются статьи на злободневные, сиюминутные темы. Но ряд актуальных для православной аудитории вопросов, таких как введение ИНН или изу-

чение предмета «Основы православной культуры», рассматривается всеми православными медиа. Отметим, что деление на типы достаточно условно и в массе православной периодики встречаются «гибридные» издания.

Епархиальные православные издания представляют собой отдельную группу, исследованную на примере СМИ Пермской и Екатеринбургской епархий. Они демонстрируют, насколько различны картины развития местной православной прессы. В первые годы существования епархиальные медиаресурсы обычно развивались по единому сценарию: «1990-е — были годы хозяйственного восстановления. <.> Газету епархия была в состоянии делать ну в лучшем случае на уровне заводской многотиражки» . Затем православные региональные СМИ развивались по разным сценариям. В Перми длительный период епархиальный газеты сохраняли первоначальный вид, в Екатеринбурге за эти годы был создан медиахолдинг, включающий в себя теле-, радио-, Интернет- и печатные издания.

Ключевым фактором развития епархиальных СМИ является позиция архиерея. Продолжительный период в Церкви не разрабатывалась единая информационная стратегия. Поэтому именно позиция правящего архиерея определяла развитие издания, его содержательное наполнение, стилистику, а также объем финансирования. В начале 1990-х гг. Московская патриархия передала значительный объем полномочий на уровень епархии, в том числе касающихся медиасферы.

Подводя итог, отметим, что средства массовой информации Русской православной церкви прошли значительный путь развития за двадцать лет существования Российской Федерации. В начале 1990-х гг. православные медиаресурсы были представлены несколькими официальными институциями, такими как «Журнал Московской патриархии», «Церковный вестник» и издания синодальных отделов Русской православной церкви, которые выпускались на бумаге невысокого качества в черно-белом варианте и содержательно представляли собой информационные бюллетени, ориентированные на специфическую и немногочисленную аудиторию, состоящую из клира и во-церковленных мирян.

Со временем ситуация в православной медиасфере начинает меняться. В 1990-е гг. появляются первые газеты и журналы для широкой аудитории, такие как «Радонеж», «Русский дом», «Фома», затрагивающие не только церковные вопросы, но и острую социальную проблематику. Целевой аудиторией данных журналов оказались не только верующие люди, но и сомневающиеся. К сожалению, качество печати большинства изданий на протяжении 1990-х гг. оставалось невысоким, в том числе из-за отсутствия постоянных источников финансирования (газеты и журналы существовали на средства от продаж и пожертвования читателей). На эту ситуацию оказывал влияние и человеческий фактор. По словам В. Легойды, «многие издания создавались по принципу «надо, чтобы было», очень часто без понимания того, что качественный медийный проект в любом случае дорогой, затратный» . Иначе говоря, редакция и авторы не имели ни профессионального образования, ни опыта работы в данной сфере, что также сказывалось на качестве печатной периодики. «В основном сюда (в православную журналистику. — М.Д.) идут журналисты-пенсионеры, отчасти — историки-краеведы, а еще чаще — просто активные миряне, не имеющие профессиональной подготовки, но готовые работать «во славу Божию», т.е. бесплатно» .

Тем не менее система православных СМИ продолжала развиваться. Новый качественный скачок произошел в середине 2000-х гг. Во-первых, появился целый ряд качественных специализированных печатных периодических изданий, ориентированных на конкретную аудиторию: женщин, детей, подростков, родителей. Издания, существовавшие уже несколько лет, также начали активно работать над качеством выпускаемого продукта. В результате к концу десятилетия многие газеты и журналы выходили на качественной бумаге в полном цвете, с красочными художественными иллюстрациями. Ряд изданий смог привлечь к финансированию спонсоров. В состав редакции и авторов кроме священнослужителей вошли светские журналисты, психологи, историки и другие специалисты, что положительным образом сказалось на уровне публикуемых материалов. Поэтому сегодня мы можем говорить о развитом рынке православной печатной периодики, который в состоянии предложить целый спектр качественных изданий для любого читателя. Иерей Александр (Троицкий), сотрудник синодальной библиотеки, характеризует ситуацию в данной сфере следующим образом: «Становится все больше самостоятельных, более содержательных материалов, чем раньше. Газеты уже не ограничиваются перепечаткой творений святых отцов, а все

больше предлагают читателям краеведческие, местные агиографические и другие материалы, местные новости, а также, что очень важно, новости из сети Интернет, доступной пока еще далеко не всем читателям. И, наконец, нынешние православные газеты отличаются тем, что все чаще знакомят читателей не только с церковными, но и с общественными событиями, чего практически не было 20 лет назад» .

Поскольку СМИ показали себя эффективным каналом коммуникации между Церковью, государством и обществом, можно, на наш взгляд, прогнозировать дальнейшую эволюцию православных медиаресурсов: увеличение финансирования, развитие технической базы, рост профессионализма кадров, использование новых содержательных и стилистических подходов к подаче материала.

Библиографический список

Диакон Федор Котрелев. Новости о вечном // Нескучный сад. 2006. №5 (22).

Жолудь Р. Религиозная журналистика: конфликт лежит в поле практики. URL:

http://www.religare.ru/2_1049.html (дата обращения: 29.10.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России. М., 2002.

Иерей Василий Секачев. Махновия на TV // Нескучный сад. 2007. 16 июля.

Интервью с В.Р. Легойдой. Нравственное измерение должно присутствовать в общественной жизни // Журн. Моск. патриархии. 2010. № 1.

Интервью с настоятелем Всесвятского храма протоиереем Алексеем Марченко 31.03.2012 г. // Архив автора.

Между миссией и медиа: православные СМИ в России // Нескучный сад. URL:

http://www.nsad.ru/?issue=13&section=10031&article=725 (дата обращения: 29.10.2013).

Морозов А. Вера в мире коммуникаций. URL: http://www.religare.ru/2_309.html (дата обращения:

29.10.2013).

Морозов А. Церковные СМИ все еще в упадке. URL: http://www.pravmir.ru/cerkovnye-smi-vse-eshhe-v-upad/ (дата обращения: 04.02.2013).

О свободе совести и религиозных организациях: закон СССР. М., 1990. № 1689-1. Открытое письмо по поводу «нашествия публичного лидера российских содомитов, Бориса Моисеева» // Православная газета Екатеринбургской митрополии. 2004. №39.

Прот. Всеволод Чаплин. Жить так, как если бы «конец света» наступал через полчаса // Новый Ковчег. 2007. №1.

Прот. Иоанн Свиридов. Особенности евангелизации в новой России // Вестник Московского государственного университета. Сер.: Журналистика. 1995. №3.

Хруль В. Религиозный этос как фактор регулирования журналисткой деятельности: теоретические предпосылки и практические препятствия / Вестник Московского государственного университета. Сер.: Журналистика. 2010. №5.

Дата поступления рукописи в редакцию 24.05.2014

THE SPECIFICS OF ORTHODOX MEDIASPHERE IN RUSSIA IN THE 1990-2000s ON THE EXAMPLE OF PRINTED PERIODICALS

М. А. Dobrokhotova

Perm State National Research University, Bukirev str., 15, 614990, Perm, Russia izeda@yandex.ru

Bakina O. Sovremennaya pravoslavnaya zhurnalistika: opyt regional’nykh SMI. Kirov, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zasurskiy Ya.N. Desyat’ let svobody pechati v Rossii. M., 2002.

Ierey Vasiliy Sekachev. Makhnoviya na TV // Neskuchnyy sad. 2007. 16 iyulya.

Kishkovski S. Vozrozhdenie pravoslavnykh SMI v Rossii. URL:

Mezhdu missiey i media: pravoslavnye SMI v Rossii // Neskuchnyy sad. URL:

M. A. ffoöpoxomoea

O svobode sovesti i religioznykh organizatsiyakh: zakon SSSR. M., 1990. № 1689-1.

КСЕНИЯ ЛУЧЕНКО о церковном понимании задач журналистики и о том, как устроены православные медиа

© Павел Пахомов / OpenSpace.ru


Благостная корпоративность
Православную журналистику типологически можно отнести к тематическим нишевым СМИ: есть издания спортивные, есть экономические, а есть и религиозные. С другой стороны, о православной журналистике можно говорить как о журналистике корпоративной. Так же, как у корпоративных СМИ, целевая аудитория православных изданий делится на внутреннюю (члены корпорации) и внешнюю. Все православные медиа (будь то официальные сайты, телеканалы, приходские листки или независимые порталы) страдают от этой двойственности, ищут баланс между двумя целевыми аудиториями… и чаще всего его не находят.
Недавно на сайте «Православие и мир» была опубликована серия интервью с журналистами, писавшими на православные темы или руководившими православными медиапроектами в последние 20 лет. Бывший заместитель главного редактора «Вечерней Москвы» Евгений Стрельчик, который в 1993 году запускал как вкладку к «ВМ» первую неподцензурную православную газету «Церковный вестник», говорит в интервью о том, что «православная журналистика живет не по законам свободной прессы, она работает на узкий корпоративный клан, небольшую целевую аудиторию — то есть это, по сути дела, многотиражка». Однако эта «многотиражка» имеет широкую сеть распространения, которая тоже делится на внутреннюю (по церковным лавкам и специализированным магазинам) и внешнюю (как у всех — подписка, киоски, супермаркеты).
Одна из главных проблем православных медиа последних лет — подчиненное положение журналистики по отношению к пиару. Советник председателя Синодального информационного отдела (сокращенно Синфо — церковное учреждение, которое выполняет функции министерства печати и пресс-службы одновременно) Елена Жосул в интервью «Комсомольской правде» сказала, что «в классическом варианте журналистика и пиар — это две сферы деятельности, которые должны быть разделены. Но у нас ситуация сейчас такова, что очень часто эти функции в православной медиасреде взаимосвязаны». И сам председатель Синфо Владимир Легойда, и некоторые другие церковные чиновники и священники не раз говорили, что одна из основных задач православной журналистики — «донесение мнения Церкви», то есть — пиар.
Конечно, Церковь как общественный институт не может обойтись без пиара, но Церковь как Тело Христово, сообщество верных, занимается проповедью Слова Божия, миссией. Однако сегодня уже слышны голоса, что пиар и миссия — одно и то же, и в вульгарном смысле так и есть. Ведь именно «методология» апостолов и христианских проповедников лежит в основе современных public relations. Термин «миссия» широко используется в корпоративных коммуникациях, а во многих крупных компаниях есть должность «евангелиста» — продвинутого совершенного пиарщика. Церковь в некотором смысле пытается вернуть себе технологии, выросшие когда-то из ее практик. Но это уже крайне обмирщенные, светские технологии, не только лишенные первоначального содержания, но и пользующиеся весьма сомнительными с точки зрения христианской этики средствами. Корпоративность православных изданий влечет за собой явное преобладание пиара над журналистикой.
Церковное понимание задач журналистики входит в противоречие с классической теорией журналистики, преподаваемой студентам журфаков и медиашкол по всему миру. В классическом понимании СМИ не поучает читателя, не транслирует ему единственно верную точку зрения, а заставляет думать, самостоятельно делать выводы, излагая факты и мнения. Но существует и другая журналистика, типологически близкая к партийной печати советского времени, — это пропаганда, маскирующаяся под журналистику. Здесь отменяются профессиональные стандарты качества и возникают такие критерии, как лояльность, «как бы чего не вышло». Современная российская журналистика в целом этим испорчена, особенно — региональные СМИ, целое поколение журналистов выросло в нулевые и не представляет, что может быть иначе. Самоцензура превалирует над профессиональной этикой. В православных изданиях эта ситуация гиперболизируется: нехватка денег и профессионализма, искреннее отношение к пропагандируемой организации доводит жанр до абсурда.
В итоге православные СМИ в совокупности создают виртуальную картину церковной жизни, из которой сложно судить о том, что реально волнует церковных людей: пишут о выдающемся, благостном, положительном, а о проблемах и конфликтах в лучшем случае упоминают, если высказана официальная точка зрения. При этом журналисты, интересующиеся православной тематикой, но работающие в светских СМИ, нащупывают эти проблемные точки, но не всегда могут их адекватно описать. Например, в прошлом году заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич написал репортаж «Очень маленькая вера», который вскрыл целый пласт противоречий церковной жизни, в том числе между простым духовенством и мирянами с одной стороны и административным церковным аппаратом с другой. При этом обида героев репортажа на «православного журналиста Соколова-Митрича» была такова, что обсуждение реальных проблем, поднятых в тексте, осталось на периферии дискуссии, а в центре стояло «личное дело» автора. В церковных изданиях поднялся шквал публикаций, созывались круглые столы и виртуальные обсуждения, главной целью которых было перебить эффект от публикации Митрича, доказать, что он в своих выводах заблуждается. Сам Соколов-Митрич не раз признавался, что вовсе не этого результата хотел достичь своей публикацией.
Ликбез для вечного неофита
Собственно, качественных журналистских материалов — аналитики, расследований, неудобных вопросов — сегодня от православных СМИ мало кто ждет. Ждут преимущественно материалов для аудитории, которую можно условно назвать «вечный неофит». Именно на эту многочисленную и неоднородную по социальному положению, возрасту и степени вовлеченности в церковную жизнь аудиторию работают сегодня почти все православные медийные ресурсы.
В интервью интернет-изданию «Татьянин день» главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов (на «Эхе» уже второй сезон выходит православная передача с протоиереем Максимом Козловым) на вопрос, чего не хватает, на его взгляд, православным СМИ, ответил: «Первое, о чем я хотел бы прочитать, — это жития святых, написанные современным языком. Каждый день, делая программу «Метеоскоп», мы говорим о народных приметах, а также говорим: сегодня день святого Антония. А кто это? Где это найти на человеческом языке — story, как Библия для маленьких. Не забывайте, что религиозность у нас во многом наносная, потому что традиции 70 лет не было. Кто такой святой Фома, кто такая святая Христина в православной традиции? Почему именно в этот день? Я хотел бы нормальную историю бедной пастушки, которую я мог бы прочитать и пересказать сыну или из которой я бы понял, почему именно этот святой — покровитель интернета или еще чего-нибудь».

Парадокс в том, что на самом деле значительная часть православных изданий как раз об этом. На церковном языке такой христианский ликбез называется катехизацией. Православные СМИ дают справки и отвечают на вопрос «Как жить?» (в девяностые даже выходила газета с таким названием). Жития святых, описание смысла таинств и молитв, исторические рассказы, рецепты постных блюд, советы священников по житейским вопросам — основной контент православных изданий. Это глянцевый формат, так называемый лайфстайл. Но в православных изданиях он, как правило, перемешан с официальными новостями и серьезными «установочными» публикациями, «доносящими мнение Церкви». Целевая аудитория таких изданий получается размытой: пишут как бы для нецерковных людей, а читают те самые «вечные неофиты», которым постоянно нужны подсказки для построения собственной идеальной православной жизни. Страницы:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Следующая «

Отправить:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *