Мощи алексия мечева

16 июня 2001 года на Введенском кладбище в Москве были обретены честные останки известного старца в миру протоиерея Алексия Мечева. 29 сентября 2001 года святые мощи батюшки торжественным крестным ходом, в котором приняли участие тысячи людей, перенесли из Новоспасского монастыря в храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке, о чем сообщали почти все центральные и столичные СМИ, в том числе и «Московский журнал» («Помяни всех притекающих к раке твоей»: » 12, 2001). Этот номер очень быстро разошелся, и вскоре к нам начали обращаться читатели с просьбой повторить публикацию.
Мы исполняем просьбу наших читателей в годовщину события, по оценке Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «первостепенного значения для всего столичного града». Статья «Помяни всех притекающих к раке твоей» — меньше всего авторская, она основана исключительно на свидетельствах очевидцев и не содержит никакой «репортажности» — иначе мы бы не решились на этот шаг. Название оставлено прежнее. Текст печатается с минимальными, чисто техническими сокращениями и сопровожден новыми фотографиями, которые публикуются впервые.
Но сперва скажем несколько слов о том, как живет сегодня храм святителя Николая в Кленниках (в добавление к тому, что сообщалось в статье).
Иконописцы Кузьмины завершили роспись той части нижнего храма, где установлена рака с мощами праведного старца. С раннего утра и до позднего вечера сюда идут и едут паломники со всей России. Да и богослужения в храме теперь совершаются ежедневно утром и вечером. У мощей часто служат молебны приезжающие сюда со своей паствой священники из других московских храмов и монастырей.
Нынче притекающих к раке святого праведного Алексия Мечева встречает его образ в полный рост, с частичкой мощей, выполненный Ириной Васильевной Ватагиной, — с этой иконой маросейцы теперь совершают крестные ходы.
Появилась в храме и новая икона Божией Матери «Призри на смирение» — именно в день ее празднования состоялось перенесение мощей старца Московского Алексия (о неслучайности такого совпадения говорит тот факт, что одной из главных черт батюшки было подлинное духовное смирение…) Написала ее И.В.Волочкова. Ее рукой, по словам настоятеля храма протоиерея Александра Куликова, ангелы водили (Ирина Владимировна перенесла тяжелую болезнь, и было мало надежды, что она сможет и далее заниматься иконописью), как и при создании еще двух образов — иконы Пресвятой Богородицы, Покровительницы всея Руси, а также епископа Ковровского Афанасия (Сахарова). Из тридцати трех лет своего служения исповедник Афанасий тридцать лет провел в ссылках, тюрьмах и лагерях, где написал новую службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. Епископ Афанасий был тесно связан с Маросейской общиной. Он рукополагал во священники будущего владыку Стефана (Никитина), материал о котором «Московский журнал» публиковал в » 2 за 1996 год. Нынешним летом на Маросейке в день Всех святых, в земле Российской просиявших, икона новомученика Афанасия стояла рядом со Всехсвятским образом…
В публикации декабря прошлого года мы писали, что на Божественной Литургии, которую совершил в храме святителя Николая в Кленниках Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 30 сентября 2001 года, присутствовал старейший член Маросейской общины, духовное чадо отца Алексия Мечева В.В.Быков. Сейчас Владимир Владимирович заканчивает работу над книгой воспоминаний обо всех священниках и, что не менее ценно, обо всех прихожанах храма святителя Николая в Кленниках, которых помнит со времен служения здесь старца Алексия.
Появляются все новые свидетельства о чудесных исцелениях и подании благодатной помощи по молитвам к святому праведному Алексию Мечеву. Так, вскоре по перенесении мощей одна женщина рассказала, что шла тогда крестным ходом, будучи сильно удрученной нерешенностью своей проблемы с жильем, и молила отца Алексия о помощи. И буквально через несколько дней получила ордер на квартиру — причем на Маросейке, рядом с батюшкой! Другая женщина, заказывая в храме благодарственный молебен, поведала, что накануне крестного хода у нее так болела нога, что она едва могла передвигаться. Но на крестный ход отправилась, решив: «Сколько пройду — столько пройду, а там что Бог даст». И прошла весь путь, после чего забыла о своей болезни!
С появлением в храме святых мощей старца поступает все больше свидетельств о чудесах, совершившихся по молитвам к нему и до его канонизации. Например, настоятель Свято-Троицкого храма города Архангельска протоиерей Алексей Денисов и его матушка Ирина Анатольевна сообщили следующее (этот рассказ, помещенный в изданном в 2002 году «Житии святого праведного Алексия, старца Московского», мы приводим в кратком изложении). В мае 1998 года их дети заболели ветряной оспой. Младшей дочери Варваре тогда исполнилось всего 1 год 4 месяца. У нее держалась высокая температура, и врачи высказывали серьезные опасения насчет возможных осложнений. Скоро Варя начала было поправляться, но тут ножка девочки пришла в расслабленное состояние. 25 мая из Москвы с семинарской сессии вернулся отец Алексей. Перед сном он приложил к больной ножке девочки привезенный с могилы батюшки цветок и помолился. На следующее утро Варю доставили в больницу. Когда развернули одеяло, она вдруг встала и пошла. Врач, осмотрев девочку, не обнаружил никакой патологии…
И последнее. Настоятель и прихожане храма святителя Николая в Кленниках обращаются ко всем, кто сам стал свидетелем чудесной помощи отца Алексия, а также слышал о подобных случаях от других людей: приходите либо пишите на Маросейку, где все эти сведения бережно сохраняются для последующего издания.

***

В августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором в великом сонме новомучеников и исповедников Российских XX века был прославлен настоятель московского храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках в 1893-1923 годах, известный старец в миру протоиерей Алексий Мечев. Этим же соборным постановлением предписывалось: «Честные останки новопрославленных святых именовать святыми мощами. Когда местонахождение их известно — воздавать им достодолжное почитание…»
Где упокоился отец Алексий, к счастью, все знали. В 1923 году его похоронили на Лазаревском кладбище, которое спустя десять лет было ликвидировано. Батюшку перенесли на Введенское (в XVIII-XIX веках — Немецкое) кладбище в Лефортове. Очевидцы того памятного перезахоронения — епископ Стефан (Никитин), монахиня Иулиания (Соколова) и другие — рассказывали, что когда вскрыли могилу, обнаружили нетленные останки старца (тление тронуло лишь один из суставов на левой ноге)…
В предписании Московской Патриархии от 24 сентября 2001 года, то есть вышедшем уже после обретения честных мощей, говорилось: «В связи с тем, что… отец Алексий был настоятелем храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках, принято решение о переносе его святых мощей торжественным Крестным ходом из Новоспасского монастыря (Крестьянская площадь, 10) в храм святителя Николая в Кленниках (ул. Маросейка, 5) 29 сентября 2001 года для дальнейшего… молитвенного почитания и поклонения».
В храме святителя Николая в Кленниках очень надеялись, что рака с мощами отца Алексия займет свое место здесь к 22 июня — первой после прославления годовщине блаженной кончины старца. Однако все как-то не складывалось: без конца возникали вопросы-препятствия, в том числе и со стороны кладбищенского начальства, которые приходилось решать-преодолевать. А время шло. И вдруг все устроилось разом, подобно тому как в природе затянувшееся ненастье в конце концов сменяется солнечными днями: был назван день эксгумации — 16 июня, час — 19.00; специально созданную Патриаршую Комиссию по поднятию мощей возглавил епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), наместник московского Новоспасского мужского монастыря.
16 июня 2001 года в шесть часов вечера настоятель храма святителя Николая в Кленниках протоиерей Александр Куликов в последний раз отслужил литию и молебен на могиле старца Алексия, любовно украшенной букетами цветов. Слабый ветерок колыхал пламя свечей. Мерцающие блики ложились на иконы, среди которых были и новонаписанные образы святого праведного Алексия, старца Московского. Позднее все присутствующие единодушно отмечали пережитое ими во время этой литии чувство несказанной радости и какого-то неземного умиления. И еще вспоминали, что, придя на кладбище, застали на могилке батюшки серого кота, который никак не хотел уходить, крутился рядом до глубокой ночи, пока не «проводил» отъезжающие с кладбища машины (этот факт мы приводим исключительно для полноты картины)…
В 19 часов кладбищенские рабочие приступили к раскрытию могилы. Начали молиться прибывшие вместе с Комиссией монахи. В какой-то момент, когда на время смолкло пение, один из рабочих спросил: «А почему монахи не поют» У них молитвы кончились, что ли»» (этот забавно-трогательный эпизод мы также приводим из соображений фактологической точности).
Вдруг налетел ураган — со шквальным ветром и ливнем. Поразительно, что он разразился именно над участком, где находилась могила старца, обойдя стороной всю остальную территорию Введенского кладбища (так утверждали и служители кладбища, и те, кто пришел сюда после урагана)! Все мгновенно вымокли до нитки. Большого труда стоило растянуть над раскрытой уже могилой заранее заготовленную полиэтиленовую пленку, которую буквально рвало из рук людей, пытавшихся укрепить ее на шестах.
Все это, как позже выяснилось, длилось минут пять — казалось же, что гораздо дольше, и прекратилось так же внезапно, как и началось.
Вот-вот должна была показаться крышка гроба. Рабочих сменили археологи. К тому времени стемнело. Включили прожектора. Присутствующие, кроме членов Комиссии, стояли за заградительной бечевой. И вот тут произошло то, что иначе как чудом не назовешь: в ночном воздухе разлилось не выразимое словами благоухание. Археолог спросил у находившихся наверху: «Кто-нибудь что-нибудь чувствует»» Сразу несколько человек ответили утвердительно. Благоухание не было постоянным, оно накатывало волнами, всякий раз вызывая у присутствующих тихое ликование.
Глубокой ночью честные останки святого праведного Алексия Мечева повезли в Новоспасский мужской монастырь, чтобы должным образом приготовить их к торжественному перенесению в родной храм старца.
И вот настало 29 сентября 2001 года. К Новоспасскому монастырю прибыло практически все свободное на тот момент от послушаний московское духовенство, непрерывно стекался народ. В 14 часов рака с мощами старца была вынесена на площадь перед монастырем, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен. Крестный ход тронулся по улице Большие Каменщики, сразу растянувшись более чем на километр. Впереди шло духовенство — необозримая череда желтых облачений. Московские власти перекрыли для движения транспорта весь маршрут Крестного хода — через Таганскую площадь по улицам Гончарной и Яузской, далее по Астаховскому мосту на Солянку и через Лубянский проезд — к Маросейке. Шествие заняло около трех часов. В нем приняло участие, по официальным данным, десять тысяч человек. Духовенство и прихожане расположенных на пути следования Крестного хода храмов и монастырских подворий встречали его колокольным звоном, пением тропарей, кондаков и величаний святому. Александрийское подворье на Славянской площади встретило Крестный ход по своему обычаю. Афанасий, епископ Киринский, экзарх блаженнейшего Папы и Патриарха Петра Александрийского и всея Африки, с каждением обошел раку. Тропарь святому праведному Алексию пелся на греческом языке. Большой детский хор пел по-славянски. Дети усыпали путь идущих лепестками цветов.
Позже многие участники Крестного хода, даже те, кто не очень-то привык ходить пешком, предпочитая автомобиль, а также больные и немощные говорили, что даже не заметили, как дошли — «пролетели» весь путь на одном дыхании, словно на крыльях…
Наконец достигли храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Раку внесли и установили в нижнем храме, куда до конца Всенощной шли и шли паломники поклониться святым мощам. Праздничное Всенощное Бдение началось на втором этаже. А на следующий день, 30 сентября, Патриарх Алексий II совершил в Никольском храме Божественную Литургию, на которой через столько непростых десятилетий довелось присутствовать духовному сыну старца Алексия 93-летнему Владимиру Владимировичу Быкову и духовной дочери отца Сергия Ирине Николаевне Чертковой.

***

Маросейская община времен старца Алексия и его сына священномученика Сергия — явление совершенно особое.
В 1893 году отца Алексия Мечева назначили священником маленькой и в то время малопосещаемой Никольской церкви на Маросейке. Восемь лет он ежедневно служил литургию при пустом храме. Постепенно к молитвеннику и прозорливцу Алексию Мечеву потянулись люди со всей России. В 1919 году вместе с ним начал служить рукоположенный во иерея его сын Сергий. Созидалось то, что позже было названо «духом Маросейки», который прихожане продолжали хранить и после закрытия храма в 1932 году, и после мученической кончины в 1941 году отца Сергия, которому старец завещал свою паству. Когда в 1990 году храм вернули Церкви, новые прихожане еще застали тех, кого ласково называли «маросейскими старушками» — живых носителей традиций. Так сохранялся и сохраняется «дух Маросейки».
Он ярко проявился и в том, что на протяжении многих лет община непоколебимо верила: будет и прославление, и обретение мощей старца Алексия, а даст Бог, — и отца Сергия. Еще храм полностью не вернули, а прихожане начали, по сути, подготовку к прославлению отца Алексия, продолжавшуюся все это десятилетие. Собирались документы, воспоминания о нем его духовных чад. В начале 1991 года вышел в свет первый в России «Московский приходской сборник» (приложение к «Московскому журналу»), посвященный Маросейской общине. Свидетельства о прозорливости и о благодатной помощи отца Алексия по молитвам к нему продолжали поступать и после того, как на их основе было издано его Жизнеописание к церковному прославлению (2000). Так, «Московский журнал» в » 8 за 2000 год опубликовал заметку потомка владельцев знаменитой Прохоровской (Трехгорной) мануфактуры В.И.Прохоровой об исцелении старцем известного художника Р.Р.Фалька, который в конце 1930-х годов сам рассказывал эту историю Вере Ивановне.
Все это время не прекращались труды по восстановлению и благоукрашению церкви в Кленниках. Только за последний год был обустроен нижний храм с двумя приделами: во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, который расписала иконописец Ирина Васильевна Ватагина со своими учениками, и во имя святого праведного Алексия, старца Московского, и священномученика Сергия (Мечевых) — его расписали Алексей Алексеевич, Нина Хайдаровна и Елена Алексеевна Кузьмины.
…Сегодня к святому праведному Алексию Мечеву с утра до вечера притекает людская река. День начинается с того, что у раки с его мощами возжигается лампадка, священник открывает крышку и служит молебен. Поздним вечером здесь снова служится молебен, крышка закрывается, гасится лампадка. Так теперь живет Маросейка. У всех прихожан одно чувство: в Дом вернулся Хозяин. С его возвращением приход обрел и новые храмовые праздники — дни памяти старца Алексия и священномученика Сергия (Мечевых). Праздники уже утверждены Патриархом, который, кстати, после Божественной Литургии в храме святителя Николая Чудотворца в Кленниках 30 сентября 2001 года отметил, что трудами и молитвами общины во главе с настоятелем протоиереем Александром Куликовым не только сам храм буквально возродился, но, главное, внутренняя жизнь общины сохраняется близкой к той, какой она была.
Крестный ход 29 сентября 2001 года, по словам Патриарха Алексия II, стал событием первостепенного значения для всего столичного града. Именно оно по своим духовным последствиям, которые мы во всем объеме сегодня не в силах даже представить, воистину подводит итог ушедшего века и начинает новое тысячелетие нашей истории, вновь открывая, казалось бы, почти утраченную «небесную вертикаль».

Житие святого праведного Алексия, пресвитера Московского

Старец в миру, святой праведный Алексий Мечёв, получивший известность в первой четверти XX века, родился в Москве 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора.

Отец его, Алексей Иванович Мечёв, сын про­тоиерея Коломенского уезда, в детстве был спасён от смерти на морозе в зимнюю ночь святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коло­менским. В числе мальчиков из семей духовенства Московской епархии, отобранных по критерию достаточной музыкальности, он был привезен поздним вечером в Троицкий переулок на митро­поличье подворье. Детей посадили ужинать. Вдруг Владыка встревожился, быстро оделся и вышел осмотреть прибывший обоз. В одних санях он об­наружил спящего мальчика, оставленного там по недосмотру.

Увидев в этом Промысел Божий, митрополит Филарет отметил особым вниманием и попечени­ем спасенного им ребенка, постоянно заботился о нем, а в дальнейшем — и о его семье.

Рождение о. Алексия произошло при знамена­тельных обстоятельствах. Мать его, Александра Дмитриевна, при наступлении родов почувствовала себя очень плохо. Роды: были трудные, затянулись, и жизнь матери и ребенка оказалась в опасности.

В большом горе Алексей Иванович поехал по­молиться в Алексеевский монастырь, где по слу­чаю престольного праздника служил сам митро­полит Филарет. Пройдя в алтарь, он встал в стороне, но от взора Владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?», — спросил он. «Ваше Высокопреос­вященство, жена в родах умирает». Святитель мо­литвенно осенил себя крестным знамением: «По­молимся вместе… Бог милостив, все будет хоро­шо», — сказал он. Потом подал ему просфору со словами: «Родится мальчик, назови его Алексием в честь празднуемого нами сегодня святого Алек­сия, человека Божия».

Рождение ревностного служителя у Престола Божия знаменательно совпало со временем совершения Божественной литургии; первые минуты жиз­ни будущего непрестанного молитвенника о страж­дущих людях были встречены и овеяны молитвами великого Святителя Русской Православной Церкви, который сам был беспримерным молитвенником.

В семье регента Чудовского хора царила жи­вая вера в Бога, проявлялось радушное гостепри­имство и хлебосольство; здесь жили радостями и горестями каждого, кого Бог привел в их дом. В двухкомнатной квартирке в Троицком переулке всегда было многолюдно, постоянно останавливались родные и знакомые, которые знали, что им здесь помогут и их утешат.

Всю жизнь о. Алексий с благоговением вспо­минал о самоотверженном поступке матери, кото­рая взяла к себе овдовевшую сестру с тремя деть­ми, несмотря на то, что и самим было тесно с тре­мя своими — сыновьями Алексеем и Тихо­ном и дочерью Варварой. Для детей пришлось со­орудить полати.

От родителей Алексей перенял добросердечное отношение к людям, привычку ставить на первое место удобство других, постоянно быть на людях.

Среди родных и двоюродных братьев и сестер Леня, как звали Алексея в семье, выделялся мяг­косердечием, тихим миролюбивым характером. Он избегал ссор, хотел, чтобы всем было хорошо; лю­бил развеселить, утешить, пошутить. Все это вы­ходило у него благочестиво. В гостях, в разгар игр в детских комнатах, Леня вдруг становился серье­зен, быстро удалялся и прятался, замыкаясь в себе от шумного веселья. Окружающие прозвали его за это «блаженный Алешенька».

Учился Алексей в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семина­рии. Он был очень старательным, исполнитель­ным, готовым на всякую услугу. Оканчивая семи­нарию, так и не имел своего угла, столь необходи­мого для занятий. Чтобы приготовиться к ответу, ему часто приходилось заниматься ночами.

Вместе со многими товарищами по классу Алек­сей Мечёв имел желание поступить в университет и сделаться врачом. Но мать решительно воспро­тивилась этому, желая иметь в нем молитвенника. «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником», — заявила она с твердостью. Пойти против воли матери, которую так уважал и любил, Алексей не мог. Впоследствии Батюшка был очень ей благодарен за выбор жизненного пути.

По окончании семинарии Алексей Мечёв 14 октября 1880 года был определен во псаломщика Знаменской, на Знаменке, церкви Пречистенско­го сорока. Здесь ему суждено было понести тяже­лое испытание.

Настоятель храма был человек крутого харак­тера, неоправданно придирчивый. Он требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые лежали на стороже, обходился грубо, даже бил, случалось и кочергой замахивался. Младший брат Тихон, посещая Алексея, нередко заставал его в слезах. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, тот же все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм. И впоследствии благодарил Господа, что Он дал ему пройти такую школу, а настоятеля о. Геор­гия, вспоминал как своего учителя.

Уже священником о. Алексий, услышав о смер­ти о. Георгия, с готовностью пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы, к удивлению знавших отношение к нему почившего.

О. Алексий говорил, что подобные люди указы­вают нам наши недостатки, которые мы сами-то за собой не замечаем; они помогают нам бороться со своим «яшкой». Два у нас врага — «окаяшка» и «яшка». «Яшкой» батюшка называл самолюбие, че­ловеческое «я», тотчас заявляющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемля­ет. «Таких людей надо любить как благодетелей», — учил он в дальнейшем своих духовных детей.

В 1884 году Алексей Мёчев женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчано­вой. В том же году, 18 ноября, был рукоположен Преосвященнейшим Мисаилом, епископом Мо­жайским, во диакона к Георгиевской, на Лубянке, церкви Сретенс­кого сорока.

Сделавшись служителем алтаря, диакон Алек­сий испытывал пламенную ревность о Господе, а внешне проявлял величайшую простоту, смирение и кротость. Брак его был счастливым. Анна Пет­ровна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных за­бот. В жене о. Алексий видел друга и первого по­мощника на своем пути ко Христу и был устрем­лен к совершенствованию при ее содействии. Дру­жескими замечаниями жены он дорожил и слушал их так, как иной слушает своего старца: тотчас ис­правлял отмеченные ею недочеты и был покоен в уверенности, что ее любящий глаз досмотрит и укажет то, что сам он в себе не заметил и упустил.

19 марта 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен епископом Нестором, уп­равляющим Московским Новоспасским монасты­рем, во священника к Николаевской, в Кленниках, церкви Сретенского сорока. Хиротония состо­ялась в Заиконоспасском монастыре.

Маленькая церковь свт. Николая в Кленниках находилась на улице Маросейке и приход ее был очень мал, в непосредственной близости высились большие, хорошо посещаемые храмы.

Готовясь к пастырству, о. Алексий имел завет­ным желанием попасть в какую-нибудь глухую деревню, «где народ попроще», отдать себя бескоры­стному служению людям и объединить их в креп­кую духовную семью во Христе по образу Перво-апостольской Церкви: «Мне казалось, что среди простых людей достигнуть этого будет легче».

Получив вопреки своему стремлению приход в столице, о. Алексий всецело предал себя воле Божией и твердо решил терпеливо трудиться на том месте, какое указал ему Промысел Божий. В основу своего дела он положил молитву и духов­ное бодрствование, возлагая успех всецело на бла­гословение Божие.

Став настоятелем одноштатной церкви свт. Ни­колая в Кленниках, о. Алексий ввел здесь ежеднев­ное богослужение, в то время как обычно в малых храмах оно совершалось лишь два-три раза в сед­мицу. Приходил Батюшка в храм часам к пяти утра, сам и отпирал его. Благоговейно приложившись к чудотворной Феодоровской иконе Божией Мате­ри и другим образам, он, не дожидаясь никого из причта, готовил все необходимое для Евхаристии, совершал проскомидию. Когда же подходил уста­новленный час, начинал утреню, за которой неред­ко сам читал и пел; далее следовала литургия.

«Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии ба­тюшка. — Один протоиерей говорил мне: «Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. За­ходил в церковь — пусто. Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь». Но о. Алексий этим не сму­щался и продолжал служить.

По установившемуся тогда обычаю москвичи говели раз в году Великим постом. В храме же Николы-Кленники на улице Маросейке можно было в любой день исповедаться и причаститься. Со вре­менем это стало Москве известно. Описан случай, когда стоящему на посту городовому показалось подозрительным хождение неизвестной в очень ранний час по берегу Москвы-реки. Подойдя, он узнал, что женщина впала в отчаяние от тягот жиз­ни и пришла топиться. Он убедил ее оставить это намерение и пойти на Маросейку к о. Алексию…

Скорбящие, обремененные горестями жизни, опустившиеся люди потянулись в этот храм. От них пошла молва про его доброго настоятеля.

Жизнь духовенства многочисленных малых приходов того времени была материально тяжела, плохими часто бывали и бытовые условия. Неболь­шой деревянный домик, в котором помещалась семья о. Алексия, был ветхим, полусгнившим; сто­ящие вплотную соседние двухэтажные дома зате­няли окна. В дождливое время ручьи, сбегая вниз с Покровки и Маросейки, текли во двор храма и в подвал домика, в квартире всегда было сыро.

Матушка Анна Петровна тяжело болела, у нее началась сердечная водянка с большими отеками и мучительной одышкой. Она жестоко страдала и стала просить о. Алексия перестать ее вымаливать. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 года в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

О. Алексий очень горевал и был безутешен. Од­нажды в разговоре о значении скорбей он расска­зал о себе: «Господь посещает наше сердце скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей. Так было в моей жизни. Случилось у меня боль­шое горе — лишился я подруги жизни после мно­гих счастливых лет совместной жизни. Господь взял ее и для меня померк весь свет. Заперся я у себя в комнате, не хотел выходить к людям, изли­вал свою скорбь пред Господом».

В то время приехал в Москву ныне прославлен­ный святой праведный о. Иоанн Кронштадтский. Знакомая с ним и очень близкая о. Алексию купеческая семья Беловых, жившая в доме № 9 по Маросейке и владевшая распо­ложенными на его первом этаже продовольствен­ными магазинами, пригласила его к себе домой. Сделано это было, несомненно, для встречи с кронштадтским пастырем о. Алексия.

«Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил о. Алексий, когда вошел о. Иоанн. «Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил о. Иоанн, — тебя посещает Господь. Оставь свою ке­лью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь — нет на свете горя больше твоего, а ты будь с наро­дом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».

После встречи с праведным Иоанном Кронш­тадтским о. Алексий был приглашен сослужить с ним в одной из московских церквей.

Благодать, Божия, обильно почивающая на кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь о. Алексия. Сказанное ему он при­нял как возложенное на него послушание. Батюш­ке о. Алексию открылись новые горизонты. К вос­приятию благодати старчества он был, несомненно, подготовлен многими годами поистине под­вижнической жизни.

Искавших в маросейском храме помощи, над­ломленных тяжелыми обстоятельствами, взаим­ной неприязнью, погрязших во грехах, забывших о Боге, о. Алексий встречал с сердечной привет­ливостью, любовью и состраданием. В душу их все­лялись радость и мир Христов, появлялась надеж­да на милость Божию, на возможность обновле­ния души. Проявляемая по отношению к ним лю­бовь вызывала у каждого ощущение, что его боль­ше всех полюбили, пожалели, утешили.

Враг всякого насилия, Батюшка никогда не возлагал бремени тяжелого послушания. Подчер­кивая необходимость внешнего подвига, хотя бы самого малого, указывал, что прежде всего следу­ет взвесить силы и возможности. Но на что уж ре­шился, то нужно выполнять во что бы то ни стало, невзирая на усталость и другие обстоятельства. Иначе цель не достигается. И неизменно требовал хорошего отношения к родным и близким.

«Путь ко спасению, — постоянно повторял о. Алексий, — заключается в любви к Богу и ближ­ним». Любовь к ближним должна не деклариро­ваться как якобы направленная на все человече­ство, но начинаться в работе над собой в малом кругу своей семьи, в буднях повседневной жизни, во взаимоотношениях с теми, с кем Господь нас поставил. Нужно утеснять себя ради блага близ­ких нам людей, перестраивать свою душу, перела­мывать свой характер так, чтобы ближним было легко с нами жить.

О. Алексий имел благодатный дар прозорли­вости. Приходящие к нему могли видеть, что ему известна вся их жизнь, как ее внешние события, так и их душевные устремления, мысли. Раскры­вал он себя людям в разной степени. По своему глу­бокому смирению всегда стремился не показывать полноты этого дара. О каких-либо подробностях, деталях еще неизвестной собеседнику ситуации он обычно говорил не напрямик, а рассказывая об якобы имевшем недавно место аналогичном слу­чае. Указание как поступить в конкретном деле Батюшка высказывал только раз, Если пришедший возражал, настаивал на своем, то о. Алексий уст­ранялся от дальнейшего разговора, не объяснял к чему приведет неразумное желание, даже не повто­рял первоначально сказанного. Мог иногда дать и требуемое от него благословение. Тем, кто пришел с покаянным чувством и преисполнен­ным доверия, он помогал, предстательствуя за них перед Господом и прино­ся избавление от трудностей и бед.

Имея задачей расширить сферу пастырской де­ятельности, о. Алексий стал посещать находящий­ся неподалеку Хитров рынок, пользовавшийся дурной славой. Он проводил там беседы с завсег­датаями городского дна. Посещение тех мест при­шлось через некоторый срок оставить из-за все возраставшей нагрузки в храме и вызовов на тре­бы в различные концы Москвы.

О. Алексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращаться в труд­ных для семьи обстоятельствах. Не в правилах его было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. Он умел говорить о мо­ральных аспектах семейных ситуаций, не затраги­вая болезненного самолюбия находящихся в кон­фликте сторон. И его приглашали на требы в кри­тические моменты.

Приезжая в готовую развалиться семью, ба­тюшка приносил в нее мир, любовь и всепрощаю­щее понимание всех и каждого. Он не порицал ни­кого, не укорял, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до осознания своей вины, вызывать у них чувство рас­каяния. Это рассеивало тучи злобы; и виноватые на­чинали чувствовать в своих поступках неправоту.

Надлежащее понимание нередко наступало не сразу, но позже, когда человек, вспоминая слова о. Алексия и глубже заглядывая в свою смягчив­шуюся душу, мог, наконец, увидеть, что рассказы эти имели прямое к нему отношение, и понять, какой новый путь был для него намечен.

В нижнем жилом этаже храма батюшка открыл начальную церковноприходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих роди­телей. Дети осваивали там и полезные для них ре­месла. В течение 13 лет о. Алексий преподавал де­тям Закон Божий в частной женской гимназии Е.В. Винклер.

Благословив на писание икон свою духовную дочь Марию, пришедшую к нему в храм девочкой-подростком вскоре после смерти отца, священни­ка и художника Николая Александровича Соколо­ва, батюшка о. Алексий способствовал этим воз­рождению в дальнейшем древнерусской иконопи­си, которая находилась в забвении несколько сто­летий, уступив место живописи.

Богослужения в храме о. Алексий стал совер­шать в ту пору не только утром, но и вечером (ве­черню и утреню). По воскресным и праздничным дням говорил проповеди.

Проповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием. То, что он гово­рил, трогало сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. Он не пользовался ораторс­кими приемами, сосредоточивал внимание слуша­телей на евангельских событиях, житии святых, сам оставаясь полностью в тени.

Молитва о. Алексия никогда не прекращалась. Она наполняла его храм, создавая в нем атмосфе­ру намоленности, которая ощущалась всеми приходившими. На своем при­мере батюшка показал, что при всем житейском шуме и суете города можно быть далеким от всего земного, иметь непрестанную молитву, чистое сердце и предстоять Богу еще здесь, на земле.

Когда его спрашивали, как наладить жизнь прихода он отвечал: «Молиться!» Призывал своих духовных чад молиться за панихидами: «Еще раз ты войдешь в соприкосновение с усопшими. Ког­да же предстанешь перед Богом, все они воздвиг­нут молитвенно за тебя руки, и ты спасешься».

О. Алексий очень чтил святыню храма чудот­ворную Феодоровскую икону Божией Матери и часто служил перед ней молебны. Однажды в пред­дверии событий 1917 года во время молебна он уви­дел, что из глаз Царицы Небесной покатились слезы Это видели и присутствовавшие богомольцы. Батюшка был так потрясен, что не смог продолжать службу, и заканчивать ее пришлось сослужившему священнику.

Число молящихся в храме все увеличивалось. Особенно после 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленные беды, устреми­лись в храмы в надежде на помощь Божию. После закрытия Кремля часть прихожан и певчих Чудова монастыря перешла по благословению влады­ки Арсения Жадановского в храм о. Алексия. По­явилось немало молодежи, студентов, которые увидели, что революция вместо обещанных благ принесла новые бедствия, и стремились теперь постичь законы духовного мира.

В эти годы начали служить на Маросейке по­лучившие образование, ревностные молодые свя­щенники и диаконы, в их числе сын о. Алексия о. Сергий Мечёв, рукоположенный во иерея в Великий Четверток 1919 года, о. Сергий Дурылин, о. Лазарь Судаков и другие. Они помогали и в про­ведении лекций, бесед, организации курсов по изу­чению богослужения. Но нагрузка на о. Алексия возрастала — слишком многие желали получить его благословение на какое-либо дело, выслушать его совет. Батюшке приходилось и раньше принимать часть приходивших к нему в своей квартире в до­мике причта, построенном перед Первой мировой войной известным издателем И.Д. Сытиным. Те­перь же можно было видеть нескончаемые очере­ди у дверей домика, летом приезжие оставались ночевать во дворе храма.

В тяжелые годы гражданской войны и всеоб­щей разрухи, при отсутствии информации о повсеместном ее распространений, среди жителей сред­ней полосы появилось немало желающих продать здесь все и переехать в хлебородные южные обла­сти страны, на Украину. О. Алексий не давал бла­гословения на переезды, предостерегал от опасно­го шага куда-то бежать на свою погибель. Приво­дил слова Господа, сказанные Им в предупрежде­ние народу иудейскому через пророка Иеремию (XLII, 10-16, 22), не бежать от рабства вавилон­ского в Египет, где всех ожидает смерть от меча, голода и моровой язвы. Оставшимся же будет яв­лена милость Божия и избавление.

Велико было смирение о. Алексия. Никогда не обижался он ни на какие грубости по отношению к себе. «Я что… я убогий…» — говаривал он. Заста­вив духовную дочь вспомнить на исповеди, что она плохо говорила о своей родственнице, да не придала этому значения, он сказал ей: «Помни, Лидия, что хуже нас с тобою во всем свете никого нет».

Сторонился батюшка проявлений по отноше­нию к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб, а если приходилось участвовать, то старался встать позади всех. Тяготился награ­дами, они обременяли его, вызывали его глубокую, искреннюю скорбь.

В богослужении о. Алексия сердца молящихся трогало чтение и пение им покаянных молитв. Ве­ликий канон Андрея Критского на первой неделе Великого поста он читал с плачем, плакали и бо­гомольцы. На пасхальной заутрени, как вспоми­нал его сын о. Сергий в письме к духовным детям из ссылки, Батюшка, радостный и ликующий в эту ночь, со слезами пел древним самоподобном икос, повествующий об оплакивании Христа женами-мироносицами. Чувствовалось, что вся внутренняя его рыдает при словах «и плачим, и возопиим: о, Владыко, востани, падшим подаяй воскресение». Плакал и взывал он о себе, о падших людях, про­сил даровать всем воскресение.

Истинными духовными друзьями о. Алексия были современные ему оптинские подвижники — старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) и скитоначальник игумен Феодосий (Поморцев). Они изумлялись подвигу московского старца «во граде яко в пустыни». О. Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к о. Алексию. Старец Некта­рий говорил кому-то: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть о. Алексий».

О. Феодосий, приехав как-то в Москву, посе­тил маросейский храм. Был за богослужением, ви­дел, как идут вереницы исповедников, как истово и долго проходит служба, подробно совершается поминовение, как много людей ожидают приема. И сказал о. Алексию: «На все это дело, которое вы делаете один, у нас бы в Оптиной несколько человек понадобилось. Одному это сверх сил. Господь вам помогает».

В единомыслии с о. Алексием был наместник Чудова монастыря в Кремле архимандрит Арсений (Жадановский), с 1914 года — епископ Серпуховс­кой. Он высоко ставил пастырскую деятельность батюшки, мудрого городского старца, «приносяще­го людям нисколько не менее пользы, чем какой-либо пустынник. Он в образе иерея, был одним из тех подвижников, о которых пророчествовал прп. Антоний Великий, говоря, что придет время, когда иноки, живя среди городов и суеты мирской; будут сами спасаться и других приводить к Богу».

Святейший Патриарх Тихон всегда считался с отзывом Батюшки в случаях хиротонии, затем предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того вре­мени вскоре были прекращены. Отношение духо­венства к Батюшке было весьма различным. Мно­гие признавали его авторитет, часть пастырей были его духовными детьми и последователями, но не­мало было и тех, кто критиковал его.

Дважды батюшку вызывали на собеседование в ОГПУ (в конце 1922-го и 17/30 марта 1923 года). Запрещали принимать народ. Во второй раз бесе­да была недолгой, так как увидели, что он тяжело болен, страдает очень сильной одышкой.

В последних числах мая по новому стилю О.Алексий поехал, как и в прошлые годы, отды­хать в Верею – небольшой городок Московской области, где у него был маленький домик. Перед отъездом служил в маросейском храме свою пос­леднюю литургию, прощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом.

Скончался о. Алексий в пятницу 9/22 июня 1923 года. Последний вечер он был радостен, лас­ков со всеми, вспоминал отсутствующих. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель.

Церковные общины Москвы во главе со своими пастырями приходили одна за дру­гой петь панихиды и прощаться с почившим до самого утра следующего дня. Чтобы дать возможность всем пришедшим помолиться, служили вечером две заупокойные всенощные — одну в церкви и другую во дворе. Литургию и от­певание совершал во главе сонма духовенства ар­хиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Да­нилова монастыря. Незадолго до смерти о. Алексий написал преосвященному Феодору письмо, прося его об этом. Владыка Феодор находился тог­да в тюрьме, 7/20 июня был освобожден и смог исполнить желание батюшки.

Всю дорогу до кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить о. Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище исповедник Христов Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был востор­женно встречен множеством народа. Исполнились слова Батюшки: «Когда я умру — всем будет ра­дость». Святейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.

О. Алексий говорил при жизни своим духовным чадам, чтобы они приходили к нему на могилку со всеми своими трудностями, бедами, нуждами. И многие шли к нему на Лазаревское кладбище.

Через десять лет в связи с закрытием Лазарев­ского кладбища останки о. Алексия и его жены были перенесены 15/28 сентября 1933 года на клад­бище «Введенские горы», именуемое в народе Не­мецким. В перенесении участвовали члены Маросейской общины иконописец Мария Николаевна Соколова, псаломщик и регент левого хора церк­ви Петра и Павла в Лефортове Клавдия Никаноровна Невзгодина, староста уже закрытого в 1932. году храма свт. Николая в Кленниках врач-невро­патолог Сергей Алексеевич Никитин, только что вернувшийся по отбытии срока из лагеря, в буду­щем — епископ Стефан. Владыка Стефан расска­зывал, что тело о. Алексия было в ту пору нетлен­ным. Лишь на одной из ног нарушился голенос­топный сустав и отделилась стопа.

Все последующие десятилетия могила о. Алек­сия была, по свидетельству администрации кладби­ща, самой посещаемой. Люди узнавали о старце, слу­шая рассказы о полученной помощи, а позднее — читая публикации о нем. Многие, прося его заступ­ничества в своих бедах и трудных житейских обсто­ятельствах, бывали утешены батюшкой.

После Великой Отечественной войны над мо­гилой батюшки за деревянным крестом был по­ставлен белый мраморный памятник. Говорят, что это сделал кто-то из его духовных детей, эмигри­ровавших на Запад. О. Алексий высказывался о том, что забудут название места, где расположен маросейский храм (Маросейка была переимено­вана в улицу Богдана Хмельницкого), и что к нему приедут из Франции духовные дети.

При отсутствии надписей на кресте и памят­нике ориентиром для впервые приходящих явля­лись «два креста», второй из них – тот небольшой что над памятником. Через некоторое время деревянный крест был снят племянником Марии Николаевны Соколовой; она использовала дерево на доски для икон.

Регулярно приходилось добавлять земли на могильный холмик: просившие у о. Алексия по­мощи уносили ее с собой.

В 1990-х годах, после открытия храма свт. Нико­лая в Кленниках, памятник был надписан. В ниж­ней части надгробия снова стояли близкие сердцу о. Алексия слова апостола Павла: «Друг друга тяготы носи́те и тако исполните закон Христов».

За свою священническую жизнь о. Алексий со­здал удивительную духовную общину в миру, дей­ствительно возродившую, как он и хотел, дух древ­ней апостольской Церкви. О. Алексий и его общи­на, впоследствии возглавленная его сыном о. Сер­гием Мечёвым, привлекли и объединили многих замечательных людей — священников и мирян. Эта община одна из немногих выдержала времена са­мых страшных гонений и воспитала новое поко­ление ревностных служителей Церкви и благочес­тивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христианской жизни, кото­рой научал о. Алексий.

В 2000 году от Рождества Христова централь­ным событием юбилейных торжеств стали освяще­ние воссозданного Кафедрального Соборного хра­ма Христа Спасителя и проходивший в нем Юби­лейный Архиерейский Собор Русской Православ­ной Церкви. Одним из основных деяний Собора явилось причисление к лику святых многих под­вижников веры и благочестия, прославивших Гос­пода своей праведной жизнью, а также мученичес­ким и исповедническим подвигом. В числе кано­низированных на этом Соборе были праведный старец Алексий, пресвитер Московский, и его сын священномученик Сергий.

По прославлении в лике святых праведного Алексия Мечёва было принято решение об обре­тении его честных мощей. Специально созданной Патриаршей Комиссией во главе с Преосвященнейшйм епископом Орехово-Зуевским Алексием 16 июня 2001 года мощи старца Алексия были об­ретены на московском кладбище «Введенские горы», в месте его погребения, и доставлены в Но­воспасский монастырь для подготовки их ко все­народному поклонению.

С особой торжественностью, с преднесением икон храма и хоругвей многих церквей, при пере­звоне колоколов и молитвенном пении честные мощи новопрославленного угодника Божия были 29 сентября 2001 года Крестным ходом перенесе­ны из Новоспасского монастыря в храм святителя Николая в Кленниках, где старец Алексий 30 лет трудился настоятелем. На следующий день, 30 сен­тября, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил здесь праздничную Божественную литургию.

Теперь к мощам праведного Алексия, старца Московского, как и в дни его жизни, с утра до ве­чера притекает людская река.

Имеется множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к стар­цу. Много таких случаев было отмечено при вос­становлении храма на Маросейке. В дни памяти Батюшки несколько раз неожиданно приходила помощь в оформлении документов, в срочных де­лах по ремонтным работам в храме и церковном домике; поступали пожертвования. На опыте из­вестно, когда в скорби обращаются к нему: «Ба­тюшка о. Алексий, помоги», — помощь приходит очень скоро. Это укрепляет веру в то, что о. Алек­сий стяжал от Господа великую благодать молить­ся за тех, кто к нему прибегает.

Так назвали храм в народе, имевшем испокон веков склонность сокращать названия.
Мария Николаевна Соколова, впоследствии монахиня Иулиания, стала известным высоко чтимым иконописцем. Большинство из современных наших художников-иконописцев являются прямо или косвенно ее учениками. При Московской Духовной Академии Мария Николаевна организовала в 1958 г. иконописный кружок и вела его в течение 23 лет, стремясь открыть обучающимся духовный смысл православной иконы. Иконописные труды, в том числе и наставнические, продолжены ученицами Монахини Иулиании: в Московской Духовной Академии и Троице-Сергиевой Лавре — Екатериной Сергеевной Чураковой, в Москве — Ириной Васильевной Ватагиной, возглавляющей иконописную школу при храме свт. Николая в Кленниках и являющейся профессором факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».

Значение имени Алексей:

Алексий — имя греческого происхождения, переводится как «защищать», «отражать», «предотвращать»

Именины, день Ангела у Алексеев:

30 марта — день памяти преподобного Алексия, человека Божьего

Святые с именем Алексей

Преподобный Алексий, человек Божий (конец IV — начало V вв.)

Преподобный Алексий родился в Риме в знатной благочестивой христианской семье. С шести лет будущий святой начал изучение светских наук. При этом особое его внимание привлекало Священное Писание. Такой интерес к Слову Божьему решающим образом отразился на его последующей судьбе. С юношеского возраста Алексий начал вести строгую христианскую жизнь: исправно постился, раздавал милостыню, под дорогостоящей одеж­дой носил грубую ткань. Когда он достиг совершеннолетия, родители решили женить его. Святой же уже тогда мечтал сохранить свое девство в подражание Христу. Однако, не смея противоречить желанию родителей, Алексий согласился на брак.

После того как завершились свадебные торжества, святой, находясь наедине со своей женой, передал ей обручальное кольцо со словами: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». Той же ночью он тайно покинул город и на кораб­ле отправился в Эдессу (город на территории современной Турции). Здесь он раздал все свои деньги нуждающимся и сам начал нищенствовать около церкви. Хлеб и вода составляли его каждодневный рацион, а все деньги, которые ему жертвовали, он раздавал городским беднякам.

Тем временем родители всюду разыскивали своего пропавшего сына. Их слуги побывали и в Эдессе, где видели Алексия на паперти у храма, но не признали и ни с чем вернулись к господину. Мать и жена святого долго еще оплакивали пропавшего.

17 лет преподобный прожил в городе. Однажды случилось необыкновенное. Пономарю, служившему в той церкви, у которой нищенствовал преподобный Алексий, был голос от Пресвятой Богородицы: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем». Ему было открыто, что этот человек — нищий, который долгие годы живет на улице около храма. Пономарь тут же исполнил повеление. Чудесное событие привлекло множество людей, которые, узнав о святой жизни Алексия, хотели своими глазами увидеть праведника. Преподобный, испугавшись такого пристального внимания, поспешно сел на корабль и навсегда покинул город. Буря принесла его судно к берегам родной Италии. Он оказался в Риме, где как нищий поселился у дома своего отца. Родитель не узнал своего сына и велел слугам приносить страннику еду со своего стола. Так многие годы святой провел под окнами своих родителей, которые оплакивали своего пропавшего сына, не подозревая, что он совсем рядом. Все это время Алексий безропотно переносил насмешки и оскорбления со стороны прислуги.

Преставление святого Алексия. Книжная миниатюра

Почувствовав приближение смерти, Алексий раздобыл хартию (бумагу) и, описав на ней всю свою жизнь, просил за все прощения у родителей и жены.

В этот же день во время воскресной торжественной литургии, на которой присутствовал сам император, все находящиеся в храме ясно услышали голос, который доносился из алтаря: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Три дня христиане молились о том, чтобы открылось имя этого праведника. Наконец, в четверг собравшиеся услышали: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана».

Они нашли преподобного Алексия уже почившим. Епископ прочитал все, что было написано в прощальном письме святого. Тогда мать, отец и жена Алексия со слезами поклонились ему. Мощи преподобного были торжественно погребены в церкви святого Вонифатия.

Другие известные святые с именем Алексий:

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси чудотворец

(между 1292–1305—1378)

Родился в боярской семье. Константинопольским патриархом он был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси. Обладая глубоким умом, святой фактически был главой усиливающегося тогда Московского княжества. Святитель не только вел умелую дипломатическую политику, но и много сделал для укрепление будущей столицы. В частности, положил начало строительству Московского Кремля. Он пользовался особенной благосклонностью в Орде, после того как исцелил жену хана от слепоты. Мощи святителя Алексея покоятся в Москве, в Богоявленском соборе в Елохове.

Святой праведный Алексий Московский (Мечёв)

(1859–1923)

Родился в семье регента хора Чудова монастыря. В марте 1893 года был назначен священником храма святого Николая в Кленниках. Здесь он оставался настоятелем до самой кончины. Поначалу в храме не было прихожан, так что батюшка служил каждый день в одиночестве. Однако постепенно верующие Москвы узнали о его праведной жизни, и вскоре вокруг отца Алексия сложилась одна из самых известных общин в городе. Святой очень тяжело переживал смерть своей жены, но сумел найти в себе силы и продолжил служение. Он стал одним из самых известных и почитаемых духовников в России. В 2001 году мощи праведного Алексия были обретены и перенесены в храм, в котором он прослужил всю свою жизнь.

Священномученик Алексий (Нечаев)

(1875–1937)

Родился в священнической семье. Закончив семинарию, служил в родной Тверской губернии до 1929 года. Случилось так, что власти потребовали от него уплаты произвольного налога в таком размере, что, даже если бы священник продал все свое имущество, у него не хватило бы денег. За это отец Алексий был приговорен к трем годам тюрьмы. После освобождения святой продолжил служение, однако в 1937 году вновь предстал перед судом. По тогдашним традициям ему было предъявлено обвинение в «контрреволюционной антисоветской агитации». 27 ноября отец Алексий был расстрелян. Его канонизация состоялась в 2000 году.

Интересные факты:

Церковное, православное имя Алексей

Алексей и Алексий — одно и то же имя, Алексий — церковнославянский вариант имени Алексей.

Самое раннее изображение святого

— в крипте (подземное сводчатое помещение под алтарем храма) базилики святых Вонифатия и Алексия на Авентинском холме в Риме предположительно датируется VIII веком.

Базилика святых Вонифатия и Алексия, человека Божия в Риме

Житие преподобного Алексия, человека Божьего, было очень популярно в Западной Европе.

Так, граф Тибо Шампанский (1201–1253), французский поэт, написал поэму, в которой впервые на старофранцузском языке изложил подвиги святого.

Тибо Шампанский

На Руси житие святого Алексия

— было одним из самых читаемых.

Композитор Римский-Корсаков создал музыкальное произведение

— кантату для хора с оркестром на духовный стих «Алексей Божий человек».

Святитель Алексей — покровитель метрополитена

1 марта 2014 года на официальной встрече с работниками Московского метрополитена Патриарх Кирилл объявил святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, покровителем метрополитена.

«Отчего все святые апостолы, все до единого приняли мученический венец, погибли на крестах, были усечены мечом, а апостол Иоанн Богослов дожил до глубокой старости и мирно скончался? — спросил как-то батюшка Алексий, — оттого, что у апостола Иоанна была такая безпримерная, великая, неодолимая христианская любовь, что ее силе и мучители покорялись, и гонителей обезоруживала она, их злобу она загасила и превратила в любовь». У о.Алексия была именно такая любовь к ближним, и все его наставления, проповеди и слова — о любви. Он был богат этой милующей любовью, и каждому приходящему казалось, что именно его о.Алексий любит больше всех.

Алексий Мечёв родился 17 марта 1859 года в Москве в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора.

С рождения жизнь о.Алексия связана с именем Cвятителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Он в своё время спас отца Батюшки от смерти на морозе и, увидев в этом промысел Божий, в дальнейшем заботился о спасённом ребёнке, а в последствии и о его семье.

Во время рождения о.Алексия (а роды у его матери, Александры Дмитриевны, были трудные) молился вместе с Алексеем Ивановичем Мечёвым об удачном разрешении его жены от бремени и предсказал: «Родится мальчик, назови его Алексием в честь празднуемого нами сегодня св. Алексия, человека Божия».

Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям.

Всю жизнь отец Алексий с благоговением вспоминал о самоотверженном поступке матери, которая взяла к себе свою сестру с тремя детьми после смерти ее мужа, несмотря на то, что и самим было тесно с тремя своими детьми — сыновьями Алексеем и Тихоном и дочерью Варварой. Для детей пришлось соорудить полати.

Алексей отличался тихим, миролюбивым характером, любил развеселить, утешить, пошутить. Но от шумного веселья удалялся, в разгар игр вдруг становился серьезен и убегал. За это прозвали его «блаженный Алешенька».

Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом, чтобы наиболее плодотворно служить людям. Но мать воспротивилась этому: «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником». Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери не пошёл. Впоследствии он понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери.

По окончании семинарии Алексий был определен в Знаменскую церковь Пречистенского сорока. Настоятель храма отец Георгий был человек крутой и придирчивый. Он требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые лежали на стороже, обходился грубо, даже бил. Но Алексий все сносил безропотно и не высказывал жалоб. Впоследствии он благодарил Господа, что он дал ему пройти такую школу. Уже будучи священником отец Алексий пришел на отпевание отца Георгия, со слезами благодарности и любви провожая его до могилы.

«Таких людей надо любить как благодетелей», — учил он в дальнейшем своих духовных детей. Они указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, и помогают нам бороться со своим «яшкой». Два у нас врага: «окаяшка» и «яшка» — батюшка называл так самолюбие, человеческое «я».

В 1884 году Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика 18-летней Анне Петровне Молчановой и был рукоположен во диакона. К Анне сватались женихи-семинаристы, но она всем отказывала. Но лишь только познакомилась с Алексием, твердо сказала матери-вдове: «вот за этого маленького – пойду». Брак его был счастливым. Анна Петровна была с «характером» и на фотографиях ранней молодости смотрела из-под нахмуренных бровей. Но взаимная любовь этот характер заметно улучшила. На дальнейших снимках этот взгляд потеплел, напряженность черт лица сгладилась. Анна нежно любила мужа и глубоко сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот. В жене отец Алексий видел друга и первого помощника на своем пути ко Христу, он дорожил дружескими замечаниями жены и слушал их так, как иной слушает своего старца; тотчас стремился исправлять замеченные ею недостатки.

В семье родились дети: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), умерший на первом году жизни, Сергей (1892) и Ольга (1896).

19 марта 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен во священника маленькой одноштатной церкви Николая Чудотворца в Кленниках Сретенского сорока. Отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу.

«Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии батюшка. — Один протоиерей говорил мне: «Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто… Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь»».

Но отец Алексий этим не смущался и продолжал служить. По действовавшему тогда обычаю москвичи говели раз в году Великим постом. В храме же «Николы-Кленники» на улице Маросейке можно было в любой день исповедаться и причаститься. Со временем это стало в Москве известно.

Как-то раз стоявшему на посту городовому показалось подозрительным поведение неизвестной женщины в очень ранний час на берегу Москвы-реки. Подойдя, он узнал, что женщина пришла в отчаяние от тягот жизни и хотела утопиться. Он убедил ее оставить это намерение и пойти на Маросейку к отцу Алексию. После этого случая, скорбящие и обремененные горестями жизни люди потянулись в этот храм. Батюшка всем спешил уделить внимание и утешить.

Небольшой деревянный домик, в котором помещалась семья о. Алексия, был ветхим, полусгнившим; в квартире всегда было темно и сыро. Скоро у матушки Анны Петровны началась сердечная водянка с отеками и мучительной одышкой. Она так страдала, что стала просить мужа перестать её вымаливать и скончалась 29 августа 1902 года в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Отец Алексий был безутешен. Для него померк свет и он не хотел выходить к людям. В то время приехал в Москву святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. О.Алексию устроили с ним встречу. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил его о. Алексий. «Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил о. Иоанн. — Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить… Войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».

Благодать, Божия, обильно почивающая на кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь о.Алексия. Он вступил на путь старчества, к которому уже был подготовлен многими годами подвижнической жизни.

Всех приходящих о.Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. Каждому казалось, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. Батюшка никогда не возлагал бремени тяжелого послушания, указывая, что прежде всего следует взвесить силы и возможности. Но на что уж решился, то нужно выполнять во что бы то ни стало, иначе цель не достигается.

«Путь ко спасению, — постоянно повторял о.Алексий, — заключается в любви к Богу и ближним». Нужно утеснять себя ради блага близких нам людей, перестраивать свою душу, переламывать свой характер так, чтобы ближним было легко с нами жить. «Будьте для всех «солнышками»,- говорил он.

Отец Алексий теперь никогда не остается один, с утра до вечера отдаёт себя людям, он для них уже не только пастырь, а родной отец и заботливая мать. Вскоре о старце заговорила вся Москва. Церковь уже не может вместить всех желающих, «с раннего утра до поздней ночи толпится народ, среди простых людей, появляются профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, артисты». Одно время о.Алексий стал посещать находящийся неподалеку Хитров рынок, пользовавшийся дурной славой. Он проводил там беседы с завсегдатаями городского дна. Но вскоре из-за все возрастающей нагрузки ему пришлось оставить это.

Крайне скудный в средствах, батюшка Алексий все-таки не проходил мимо нужды и горя ближнего. Однажды в Рождественский сочельник батюшка, сам имевший многодетную семью, оставил всё содержимое своего кошелька у больной женщины, которую пришел причастить. Приехав домой, он с горечью подумал: «Вот там нищета, и здесь нищета, там полуголодные дети, и здесь полуголодные дети, — правильно ли я поступил, что все отдал другим, а своим ничего не оставил?» Господь чудесно разрешил недоумение праведника. Неожиданно появился благотворитель, который пожертвовал о.Алексию достаточную сумму.

Никогда не обижался он ни на какие грубости по отношению к себе. «Я что… я убогий…» — говаривал он. Сторонился батюшка проявлений по отношению к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб, а если приходилось участвовать, то старался встать позади всех. Тяготился наградами, они обременяли его, вызывали его глубокую, искреннюю скорбь.

Проповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием. Главным их достоинством было то, что они несли практическое указание — как быть и что делать.

Когда его спрашивали, как наладить жизнь прихода он отвечал: «Молиться!» Призывал своих духовных чад молиться за панихидами: «Еще раз ты войдешь в соприкосновение с усопшими. Когда же предстанешь перед Богом, все они воздвигнут молитвенно за тебя руки, и ты спасешься».

Батюшка не одобрял, когда родители, стремясь в церковь, оставляли детей одних без призора. Благословляя мать с ребенком, и указывая на младенца, он ей внушительно говорил: «Вот здесь твои и Киев, и Иерусалим».

В нижнем жилом этаже храма Батюшка открыл церковно-приходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих, в течение 13 лет преподавал Закон Божий в женской гимназии Е.В. Винклер; способствовал возрождению древнерусской иконописи, уступившей место живописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (в последствии монахиня Иулиания).

О.Алексий очень чтил святыню храма чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и часто служил перед ней молебны. Однажды в преддверии событий 1917 года во время молебна он увидел, что из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Это видели и присутствовавшие богомольцы. Батюшка был так потрясен, что не смог продолжать службу, и заканчивать ее пришлось сослужившему священнику.

Храм Святителя Николая в Клённиках

Интерьер храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке

Число молящихся в храме все увеличивалось. Особенно после 1917 года и среди них немало молодежи, студентов, разочаровавшихся в революционных идеалах. После закрытия Кремля часть прихожан и певчих Чудова монастыря перешла в храм отца Алексия. В храме стали служить молодые образованные священники, помогая о.Алексию в проведении лекций, бесед, в организации курсов по изучению богослужения. В их числе сын отца Алексия отец Сергий Мечёв, рукоположенный во иерея в Великий четверток 1919 года, ныне также прославленный в лике святых как священномученик.

В тяжелые годы гражданской войны и всеобщей разрухи, многие хотели переехать в хлебородные южные области страны, на Украину. О.Алексий не давал благословения на переезды, приводя слова Господа, сказанные иудеям через пророка Иеремию не бежать от рабства вавилонского в Египет, где всех ожидает смерть. Оставшимся будет явлена милость Божия и избавление.

Отец Алексий создал удивительную духовную общину в миру. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей. Особого внимания заслуживает традиция агап в общине. В ночь с субботы на воскресение (примерно с 1919 года) служилось всенощное бдение, затем литургия, а после нее в одном из помещений храма устраивалась трапеза с общением на духовные темы и чтением псалмов. Трапезы назывались агапами. Первоначально беседы на агапах выстраивал сам о.Алексей, но постепенно стал передавать ситуацию в руки собравшимся.

«Сюда заранее, кто мог, приносил что-нибудь из овощей, хлеб, сахар или конфетки карамельки для чая. Расставлялись столы, скамьи, стулья; приходили священнослужители и батюшка. Батюшка принимал участие в общей трапезе и, как на беседах по средам у себя на квартире, что-нибудь рассказывал, затрагивая самые насущные вопросы жизни и взаимоотношений. Высказывался кто-нибудь из присутствующих».

О. Алексий строил и межчеловеческие духовные и душевные отношения. Начал он просто с внимательного, ответственного, сострадательного отношения к своим духовным чадам, потом стал завязывать отношения между ними, постоянно трудился «над созиданием тесной духовной семьи». Он посылал кого-нибудь из сестёр навестить другую, заболевшую; давал что-нибудь съестное снести ей, благословлял, когда поздно возвращались, одну сестру ночевать у другой. И радовался, когда вечер проходил в чтении хорошей духовной литературы, и обязательно – в совместной молитве на ночь. Не благословлял ходить туда, где больше рассказы о новостях и прочая болтовня. Благословлял периодически собираться без него, указывая, что прочитать и на что обратить внимание. Постепенно о. Алексий приучил своих духовных чад служить друг другу кто чем мог, жить радостями и горестями друг друга.

Истинными духовными друзьями о.Алексия были современные ему оптинские подвижники — старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) и скитоначальник игумен Феодосий (Поморцев). Они изумлялись подвигу московского старца «во граде яко в пустыни». Старец Нектарий говорил кому-то: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть о. Алексий».

Почитал батюшку и архимандрит Арсений (Жадановский) как «мудрого городского старца, приносящего людям нисколько не менее пользы, чем какой-либо пустынник»; и святейший Патриарх Тихон, всегда считаясь с отзывом Батюшки в случаях хиротонии.

Дважды батюшку вызывали на собеседование в ОГПУ. Запрещали принимать народ. Во второй раз беседа была недолгой, так как увидели, что он тяжело болен, страдает очень сильной одышкой.

Епископ Арсений говорил: «Но если молитва бодрит и освежает человека, то принятие на себя страданий ближних сокрушает сердце пастыря, делает его физически больным». Батюшка Алексий стал страдать той болезнью сердца, от которой впоследствии скончался…

В последних числах мая о.Алексий уехал в Верею, где отдыхал прошлые годы. Он предчувствовал, что уходит навсегда. Перед отъездом отслужил в своём храме последнюю литургию, попрощался с духовными детьми и с храмом.

— Батюшка, как тяжело думать, что вас не будет.

— Глупыш, я всегда с Вами буду…

Скончался о.Алексий в пятницу 9/22 июня 1923 года. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель.

Литургию и отпевание совершал архиепископ Феодор (Поздеевский), о чем просил его в письме сам батюшка незадолго до смерти. Владыка Феодор находился тогда в тюрьме, 7/20 июня был освобожден и смог исполнить его желание. Всю дорогу до Лазаревского кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить о.Алексия в последний путь прибыл Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения и с восторгом встреченный народом. Исполнились слова Батюшки: «Когда я умру — всем будет радость».

Через 10 лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки о.Алексия и его жены были перенесены на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Над его могилой стоял мраморный памятник с небольшим крестом над ним. В нижней его части высечены столь близкие сердцу о.Алексия слова Апостола Павла: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов».

Мощи святого праведного Алексия Мечёва

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексий Мечёв был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Отец Алексий был канонизирован одновременно со своим сыном, священномучеником Сергием, и со множеством новомучеников и исповедников Российских. В 2001 году совершилось обретение мощей святого праведного Алексия Московского и перенесение их в храм свт. Николая. В настоящее время мощи святого праведного Алексия Мечёва находятся в Московском храме святителя Николая в Кленниках.

Из духовных поучений старца Алексия Мечева

«При скорбях нужно не роптать и не спорить с Богом, а с благодарностью к Нему молиться. Господь не так, как люди; люди, если что-либо от кого потерпят, стараются отплатить, но Господь и в скорбях старается нас исправить. Если бы мы знали, как терпят другие, то не роптали бы».

* * *

«Со слезами прошу и молю вас, будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь вас поставил членом».

* * *

«Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться; так старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел».

* * *

«Господь говорит: «Доколе Я в мире, Я — свет миру», — этим Он говорит, что наш долг — светить другим. А между тем, мы сами ходим во тьме, не только уж не светим другим, поэтому мы должны обращаться к Господу, просить у Него помощи, потому что мы, как бы сильны ни были, какие бы преимущества не имели, мы все-таки без Бога — ничто; и потом у нас великое множество грехов, и потому сами мы не можем достигнуть того, чтобы светить и согревать других. И Господь зовет нас в Свою Церковь и говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы», — перестаньте надеяться на свое я, ищите помощи у Меня. В такое время тяжелое можно ли говорить, что смерть далека от нас, нет… ко многим из нас очень и очень близка. Так спешите же исполнять свой долг, к которому призвал вас Господь, потому что, как Он Сам сказал, когда наступит ночь, тогда никто не может делать; всему, что мы ни делали доброго или злого, — всему конец. Поэтому спешите понять, в чем ваш долг, который мы должны исполнять со страхом и трепетом, какой вам дан талант от Господа.

А мне хочется плакать, и плакать, и плакать, видя, как многие из вас дожили до седых волос и не увидели своего долга, как будто не было никакой благодати, ничто их не касалось, как будто они были слепы от рождения. Нельзя же злоупотреблять милосердием Божиим без конца, проводить время в превозношении, злобе, ненависти, вражде. Господь зовет: приидите ко Мне, пока вы живы, и Я успокою вас».

* * *

«Бывают минуты, когда очень хочется какому-нибудь человеку помочь, это, несомненно, Господь располагает так сердце на спасение другого; только будьте чистыми сосудами, чтобы Он мог через вас действовать и иметь орудием в Своих руках».

* * *

«Господь и со Креста не сердится, простирает к нам руки и зовет нас. Хотя все мы Его распинаем, но Он есть любовь и готов все нам простить. У нас иногда считается простительным, когда устанешь, раздражиться или еще что (себе позволить), но при каких бы ты обстоятельствах ни находился, как бы ты ни устал или ни был болен, ты должен делать только так, как заповедовал Христос».

Тропарь, глас 5:
Помози́ в беда́х, уте́ши в ско́рбех, / па́стырю до́брый, о́тче Алекси́е. / По́двигом бо ста́рчества ми́ру просия́вый, / ве́ру и любо́вь Христо́ву во мра́це беззако́ния испове́дал еси, / боле́знуя се́рдцем о всех притека́ющих к тебе́ // И ны́не за ны Бо́га моли́, любо́вию чту́щия тя.

Кондак, глас 2:
Ве́лии труды́ любве́ и милосе́рдия подъя́л еси́, / пра́ведный ста́рче Алекси́е, / от свята́го па́стыря Кроншта́дтскаго благослове́ние на по́мощь стра́ждущим прия́в, / бе́ды и ско́рби людски́я яко вери́ги на ра́мо свое́ возложи́. / Мы же ве́дуще тя моли́твенника дерзнове́нна ко Го́споду, со умиле́нием зове́м ти: // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Молитва святому праведному Алексию Московскому Мечёву:
О, всечестный и преблаженный отче наш Алексие, дивный старче Московский и всея Церкве Российския похвало и радование! Велию любовь ко Господу имея, заветы евангельския непреложно исполняя, душу твою за паству полагал еси, милующим сердцем болезнуя о всех, просящих твоея помощи. Приими малое сие моление наше, и яко в земном житии твоем отирал еси всяку слезу, облегчал еси всяку скорбь, так и ныне, милосердый молитвенниче и ходатаю наш, возьми тяготы, болезни и скорби наша, исполни страждущая сердца радостию, умоли Человеколюбца Бога о прощении безчисленных прегрешений наших, да очистив душу покаянием, к деланию доброму приступим. Ей, старче благий, буди и нам пастырь добрый, наставляя на стезю спасения, да молитвами твоими безпорочно преидем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное, идеже ты со ангелы и всеми святыми предстоиши Престолу Святыя Троицы, славяще Безначальнаго Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Согласно легендам, Святой Алексий родился в богатой христианской семье. С юношества парня учили помогать нуждающимся. Родители нашли сыну жену, но он в первую брачную ночь отдал ей кольцо и отправился на поиски настоящей веры. Алексий прибыл на территорию современной Турции, отдал людям одежду и все, что у него было. Около семнадцати лет он жил на милостыню. Вынести все тяготы ему помогла неподдельная молитва Господу, хлеб и вода.

Алексия искали слуги, которых послали родители, но подав милостыню бедняку, они не узнали в нем Алексия. Когда местные святители хотели привлечь Святого Алексия к службе в храме, тот бежал домой. Родители не узнали сына, но приютили его в каморке. Там и жил Алексий до самой смерти. На иконе изображен нищий боголюбивый человек, который всю жизнь предназначил аскетичной вере и молитве.
Образ Алексия можно презентовать в качестве именной иконы в качестве подарка в день крещения или именин тому, кто носит это же имя. Икона святого может помочь настроиться на добрый лад в молитве и вспомнить все, о чем хотелось бы попросить Бога. Молитва к Алексию поможет вылечить затяжные заболевания и их последствия, освобождает молящегося от ударов судьбы, способна помочь преодолеть гонения и неуважение. Также молитва укрепит духовно и изменяет отношение к недоброжелателям в сторону на принятия и сочувствия к грешнику.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *