Мощи Богородицы

Гробница «Матери Иисуса», исторически называемая «Пресвятой Марией», хотя исторический факт и загадка доктрины для нескольких деноминационных церквей, предлагает отличные новости для исследователей Библии, потому что ее смерть и первое место захоронения подтверждают закодированные пророческие послания и встроен в Тору.

Некоторые верят и учат, что пустая гробница Пресвятой Девы Марии, матери Иешуа (ныне почитаемой в долине Кедрона близ Иерусалима), свидетельствует о ее чудесном выходе из земли. Поэтому в 2000 году я организовал частный тур, чтобы увидеть гробницу из первых рук. Мне показали место, где археологи считают, что Мария, мать Иисуса, была похоронена в Иерусалиме (первая инстанция) в 50 метрах от бассейна Шилома. Для меня было важно поехать туда лично, так как некоторые ранние христианские писатели утверждали, что Мария умерла и была похоронена в Эфесе, а другие учат, что она была первым плодом «восхищения», а не Еноха или Иезекииля, как сообщала Тора.

Согласно католическому вебсайту «Новое пришествие», и я цитирую непосредственно из «Деяния Святого Иоанна Прохуруса», написанного (160–170) Ленцием: «Евангелист отправился в Эфес в сопровождении одного Прохура и за очень преклонного возраста, то есть после смерти Марии «.

В упомянутой ниже книге я показал, как легко получить пророческие образы спорных религиозных вопросов прямо из текстов Торы. Поскольку, по большей части, пророчества Торы свидетельствуют о событиях «Нового Завета», если кто-то желает прояснить любую точку соприкосновения с доктриной, «Найденное золотое руно» открывает коды и соотносит пророчества как ключи к более высоким уровням мудрости и понимания. Согласно пророческим образам в Торе, человеческий проводник, выбранный для того, чтобы нести Семя, из которого язычники будут участвовать в плодах завета Авраама, этот носитель семян, Мария, будет похоронен в Иерусалиме, и ее тело будет перемещено в склеп в языческой нации. См. Http://www.amazon.com/Golden-Fleece-Found-Basil-Hill/dp/1412043190.

Свидетельство в пользу Иерусалима. Апокрифические произведения второго-четвертого веков (обозначенные как общественное достояние на католическом сайте Нового Адвента), похоже, подтверждают местоположение Иерусалима. «Две буквы» B. Inatii missa S. Joanni «, написанные около 370 года, показывают, что Пресвятая Дева передала напоминание о своих днях в Иерусалиме. Дионисия Ареопагита епископу Титу (363),» Joannis liber de Dormitione Mariae «(третий-четвертый) век) и угощение» De transitu BM Virginis «(четвертый век) помещают ее могилу в Гефсиманию.

Почему же тогда религиозные люди сердятся на меня за то, что я категорически заявляю, что исторические записи о смерти, захоронении и временном пристанище Марии в языческой нации подтверждают то, что было пророчески запечатлено тысячи лет назад. Мария умерла и была не только похоронена в Иерусалиме, но позже тамплиеры перенесли свое тело, чтобы избежать осквернения непристойной оккультной организацией.

Я испытал желание приложить фотографию ее нового места отдыха, но решил не делать этого. Тем не менее, на уроке, указанном выше, я показал, что даже этот шаг соответствовал пророчеству. Хотя предыдущие авторы провели тщательное исследование тамплиеров & # 39; перемещения тел из Иерусалима, чтобы избежать осквернения, их неспособность переводить архаичные латинские тексты заставили их упустить самый важный ключ к тому, кто похоронен в конкретном охраняемом склепе.

Разве ранние исследователи полагали, что пустая гробница Марии была результатом своего рода воскресения? Пророчества не поддерживают такие. История не поддерживает такие.
Однако понятые значения слов дают нам важные ключи. Называя ее ход «Успенством», мы не имеем ни научных, ни духовных, ни пророческих оснований, чтобы повесить наши доктринальные шляпы. Исследование и карты, содержащиеся в двух книгах, перечисленных ниже, предоставят железные доказательства в поддержку утверждений, изложенных в этой статье. Оба тома можно просматривать в Интернете с помощью программ поиска внутри книги Amazon.

DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10066

Теология

В.В. Мельник

воскресение и вознесение девы марии в русском православном Богословии ХХ века

В статье затрагивается вопрос о земной кончине и посмертной судьбе Пресвятой Богородицы. Данное учение догматически оформлено в Римско-Католической Церкви как «Взятие в Небесную славу», где оно является логическим следствием догмата о Непорочном зачатии Девы Марии. Если последний решительно отвергается Православной Церковью, то по поводу первого в православной богословской среде можно наблюдать определенного рода дискуссию. Некоторые богословы принимают его с оговорками, другие — решительно оспаривают возможность принятия и правомерность провозглашения данного учения. В статье излагаются воззрения на данный вопрос как корифеев и классиков русской богословской науки ХХ в. и видных иерархов, так и ряда преподавателей духовных школ, высказывавшихся по этому поводу. Рассмотренные авторы обосновывают воскресение Богородицы христологически, как следствие Ее уникальной и особой связи с плотью воскресшего Спасителя. Встречается и антропологическое обоснование: воскресение в силу особой святости жизни Пресвятой Девы.

ключевые слова: Богородица, догмат, воскресение, телесное вознесение, Взятие в Небесную славу.

1 ноября 1950 г. Папа Пий XII в апостольской конституции Munificentissimus Deus провозгласил догмат Взятия Девы Марии в Небесную славу с телом и душой. Это был первый и единственный случай в истории, когда Римский понтифик воспользовался своим правом на безошибочное определение ex cathedra . Нужно отметить, что за 600 лет до этого Армянская Апостольская Церковь торжественно исповедала это учение в 1345 г. на одном из своих поместных соборов со следующей формулировкой: «Пресвятая Богородица силой Христовой была принята на Небеса с телом» .

Данное учение было логическим следствием предыдущего мариологического догмата о Непорочном зачатии Девы Марии, провозглашенного Папой Пием IX в 1854 г. . Если же последний неприемлем для сознания восточного христианства, то что касается второго, православие, как заявляет митр. Каллист (Уэр), «твердо верит в Ее Телесное Вознесение» . Однако позиция Православной Церкви по данному вопросу пока «четко не сформулирована и недостаточно разработана» . При этом отдельные богословские мнения все же имеются.

Профессор Киевской духовной академии Афанасий Булгаков, рассмотрев апокрифическую традицию и святоотеческие высказывания, заключил, что вера в телесное воскресение и вознесение Божией Матери обща Востоку и Западу, несмотря на то, что это верование сравнительно позднего происхождения не было всеобщим и распространялось в различных формах .

Михаил Скабалланович приводит примеры из текстов праздника Успения, подтверждающие веру в телесное воскресение и вознесение Богоматери на Небеса. Например: «Да провожают в Сион невещественные чины идущее на небо божественное тело Твое» (1-й тропарь 1-й песни 1-го канона),

Владислав Викторович Мельник — магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии (von-muller@ya.ru).

«Богородицу… не удержали гроб и смертность; ибо Ее, как Мать Жизни, преставил к жизни Поселившийся в (Ее) всегда девственной утробе» (кондак), «.смерть обручается с жизнью; по рождении (пребывая) девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, Твое наследие» (задостойник). Ученый заключает, что Дева Мария, подобно Своему Божественному Сыну, «восторжествовала над смертью, хотя. не так славно, очевидно и самостоятельно, как Он» , и, в силу этого, Своими молитвами Она теперь может «избавлять от смерти души наши».

Протоиерей Сергий Булгаков считал, что православие фактически содержит «учение о воскрешении, вознесении на небо и небесном прославлении Богоматери» и предполагает, что именно Богоматеринство Пречистой являлось залогом этого. В отличие от Своего Сына, смерть Которого была домостроительной, Богородица умерла естественной смертью в силу подвластности первородному греху. Но Ее смерть была преодолена и побеждена для Нее не собственной силой, но силой Христовой: «усопшая Богоматерь была пробуждена от успения Своим Сыном, Она была Им воскрешена. но это воскрешение лишь подтверждает силу и подлинность смерти» . Вознесение на небо воскресшей Богоматери не означало удаление от мира и разрыв всякой связи с ним и с живущими в нем людьми. Тропарь праздника говорит о том, что Мария «во успении мира не оставила».

Патриарх Сергий (Страгородский) считает, что призвание Пресвятой Девы быть Матерью Господа было, безусловно, высочайшим и совершенно особым, исключительным служением, неповторимым в истории. Но не оно само по себе является основанием для возвеличивания Богоматери. Православная Церковь, по мысли святейшего, видит основания к прославлению в Ее кончине, т. е. в Успении. Патр. Сергий полагает, что «учение о вознесении Богоматери имеет несомненные вселенские корни» , и понимает его следующим образом: «после телесной Своей смерти, Богоматерь не только бессмертной душой вступила в жизнь будущего века, но и плоть Богоматери, уподобившись плоти Воскресшего Господа Иисуса Христа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения» . «Первенец из мертвых» (1 Кор 15:20) — Христос, но именно Дева Мария является первым примером воскресения умерших для будущей жизни.

Протоиерей Георгий Флоровский говорит о том, что для Девы Марии «уже наступило исполнение того, что только предстоит человечеству» , и что Ее изъятие из-под закона смерти было «не столько «наградой» за Ее чистоту и добродетель, сколько необходимое следствие Ее служения как Матери Божией» . Также он отмечает, что все православное догматическое учение о Богоматери сводится к двум титулам, утвержденным III и V Вселенскими Соборами, — это, соответственно, «Богородица» и «Приснодева». Но богослужение праздника Успения, по его мнению, открывает нечто гораздо большее, и в данном случае именно литургическое свидетельство по своей значимости ничем не уступает свидетельству догматическому, ибо «конкретность символов подчас даже более жизненна, явственна и выразительна, чем иные логические концепции» .

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) также считает это верование общецерковным преданием: «с глубокой верой принимаем мы, православные, и вся Римско-Католическая Церковь непреложное предание Церкви о воскресении и вознесении на небо Пресвятой Богородицы» . Ее кончина, считает он, была непохожа на смерть обычных людей, когда тело теряет всякую связь с земной жизнью. «Навсегда исчезла потребность во сне, пище и питии. Началась жизнь ангельская, но не прервалась связь духовная с миром земным» . Дева Мария была «Пречистым Храмом Спаса» и находилась с Ним в самой теснейшей связи, в силу чего «тело Пресвятой Богородицы было сохранено Богом от тления и вознесено на небо» .

Владимир Лосский полагает, что Пресвятая Богородица, еще прежде конца мира, уже стоит «по ту сторону смерти, воскресения и Страшного Суда» , т. е. мы здесь видим реализованную эсхатологию. Дева Мария — первая человеческая личность, уже достигшая той высшей цели, ради которой был создан мир — обожения твари. Однако Вл. Лосский был категорическим противником возведения данного учения в степень догмата, поскольку считал, что оно относится не к публичной проповеди Церкви, как, например, догмат о Троице и Воплощении, но ко внутренней церковной традиции, о тайнах которой говорить и мыслить слишком трудно .

Протопресвитер Александр Шмеман обращает внимание на тот факт, что в праздновании Успения важна не столько фактическая сторона дела, сколько та пасхальная радость, которая исполняет Церковь — предчувствие и предвосхищение Царствия Божия. Земная кончина Пречистой Девы лишена печали, страха и ужаса — песнопения праздника рисуют нам картину довольно торжественного погребения: смерть «побеждена изнутри, освобождена от всего того, что наполняет и ужасом, и безнадежностью… смерть становится жизнью и торжеством жизни» . Успение Пресвятой Богородицы — это «заря таинственного дня» будущего воскресения мертвых.

Профессор догматического богословия Московской духовной академии Василий Сарычев полагает, что второе сошествие Святого Духа на Деву Марию в день Пятидесятницы завершило обожение Ее человеческой природы и «явилось залогом Ее славного воскрешения» . Успение, по Сарычеву, — это «переход в другую область бытия, без подчинения закону тления и обычной загробной участи, связанной с ожиданием всеобщего воскресения. Она, воскреснув, вознесена к Своему Сыну и Богу, участвуя в Его славе как первая и высшая из всех сотворенных» . В иконографии Пятидесятницы Богородицу часто можно увидеть пребывающей в центре собора апостолов, что являет Ее преимущественное положение в Церкви как «средоточия обоженного творения» .

Архиепископ Михаил (Мудьюгин) считает, что оба мариологических догмата Римско-Католической Церкви не имеют под собой никаких оснований ни в Священном Писании, ни в древнем Предании, обладающем церковным авторитетом , более того, они имеют отрицательное значение и создают дополнительные препятствия к единению христиан .

Протоиерей Алексий Князев, профессор Свято-Сергиевского института в Париже, высказывает интересную мысль: воскресение Девы Марии было плодом действия Святого Духа, по слову апостола Павла: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим 8:11). И когда в воскресении Христа Сама Жизнь победила смерть, то это, в первую очередь, сказалось на Той, Которая родила эту Жизнь по плоти. Дева Мария воскресла силой Святого Духа, «жизни Подателя», которая преображает и преодолевает закон тления: «Божия Матерь воскресла, потому что такова была сила победы над смертью, одержанной Ее Сыном. победа над смертью уже была одержана и одержали ее одновременно Две Божественные Ипостаси, сошедшие в мир: Сын как Искупитель человеческого рода и Дух Святой как податель Жизни» .

Протоиерей Владимир Сорокин настаивает на том, что Восток, тщательно сохраняя предание неразделенной Церкви о вознесении Девы Марии на небо, ничего не добавляет к нему нового и не стремится его сделать догматом. По сути, Православная Церковь сохраняет «то неопределенное положение вещей, которое сложилось к моменту разделения христианства» . Он заключает, что «вопрос о кончине Ее остается открытым» .

Итак, мы видим, что как Православная, так и Римско-Католическая Церковь, опираясь на одни и те же источники, твердо содержат учение о телесном воскресении, вознесении и прославлении Пресвятой Богородицы . Большинство православных богословов считают его общецерковной кафолической истиной. Однако

при всем своем внешнем сходстве, которое действительно наблюдается, нельзя признать внутреннюю вероучительную тождественность этого верования, как оно понимается Востоком и Западом. Православное богословие не стремится оформить это учение догматически и указывает на его принципиально иные богословские предпосылки.

Большинство богословов обосновывает такую «привилегию» преждевременной и реализованной эсхатологии для Богородицы христологически — в силу Ее уникальной и неповторимой связи с воскресшей и прославленной плотью Богочеловека Иисуса Христа. «Предвосхищая общее воскресение мертвых, ее Сын соделал Свою Матерь неотделимой частью Своего воскресшего Тела» . Но встречается и другая позиция — воскрешение было даром Деве Марии за исключительную святость Ее жизни, т. е. здесь мы видим антропологическое обоснование.

Что же касается оценки католического догмата с православной точки зрения, нам представляется оптимальной позиция протопресвитера Александра Шмемана, который, в тоне дружественного экуменического диалога, заявил, что нельзя эсхатологическую тайну объяснять рационально , поскольку язык падшего человеческого мира не в состоянии описать такие реальности. Восточное богословие, которое сознаёт преимущество апофатического пути, знает: где нельзя сказать ясно — лучше промолчать, и вместо того, чтобы быть голословным, лучше остановиться перед тайной.

Некоторые православные богословы выступили с критикой католического догмата по той причине, что он имеет под собой ошибочный и неприемлемый богословский базис — догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, который ведет и к другим выводам из этого учения — о соискуплении и о Деве Марии как посреднице благодати. С православной точки зрения, здесь приходится признать неудачный и даже опасный прецедент догматического развития мариологии в Римско-Католической Церкви .

Остается заключить, что праздник Успения Девы Марии, или «Богородичной Пасхи» (ведь богослужение содержит пасхальные мотивы — торжество над смертью, сопричастность смерти и воскресению Христа ), ежегодно напоминает всему христианскому миру, что тот путь, по которому прошел Христос, открыт для всех членов Церкви, и видимым подтверждением телесного воскресения является пример Его Пречистой Матери.

Источники и литература

1. Бартосик (2003) — Бартосик Г. Богородица в богослужении Востока и Запада. 2003. 184 с.

2. Булгаков А. (1903) — Булгаков А., проф. О принятии еще одного нового догмата в римском католицизме. Киев, 1903. 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Булгаков С. (1927) — Булгаков С., прот. Купина неопалимая. Париж: YMCA-Press, 1927. 288 с.

4. Васечко (2009) — Васечко В., свящ. Сравнительное богословие. М.: ПСТГУ, 2009. 112 с.

8. Лосский (2000) — Лосский В.Н. Всесвятая // Богословие и боговидение. М.: Издание Свято-Владимирского братства, 2000. С. 320-336.

10. Лука Крымский (2004) — Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Проповеди. Издание Симферопольской и Крымской епархии, 2004. Т. IV. 188 с.

13. Огицкий, Козлов (1999) — ОгицкийД.П, Козлов М, свящ. Православие и Западное христианство. М.: МДА, 1999. 176 с.

15. Сарычев (1973) — Сарычев В., проф. О почитании Божией Матери // Богословские труды. 1973. Вып. XI. С. 78-89.

16. Скабалланович (2004) — Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. К.: Пролог, 2004. 162 с.

19. Уэр (2001) — Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М.: ББИ, 2001. 376 с.

21. Флоровский (2000) — Флоровский Г., прот. Кафоличность Церкви // Избранные богословские статьи. М.: «Пробел», 2000. С. 141-158.

22. Шмеман (1989) — Шмеман А., протопр. Воскресные беседы. Париж: YMCA-Press, 1989. 256 с.

23. Levering (2015) — Levering M. Mary’s Bodily Assumption. University of Notre Dame Press, 2015.

VladislavMel’nik. The Resurrection and Ascension of the Virgin Mary in Russian orthodox Theology of the 20th century.

Keywords: Theotokos, dogma, resurrection, bodily assumption, Taking into Heavenly Glory.

Sources and References

3. Bulgakov S. (1927) — Bulgakov S., archpriest. Kupina neopalimaya . Paris: YMCA-Press, 1927, 288p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Levering (2015) — Levering M. Mary’s Bodily Assumption. University of Notre Dame Press, 2015.

21. Uer (2001) — Kallist (Ware), bishop. Pravoslavnaya Tserkov’ . Moscow: BBI Publ., 2001, 376 p. (In Russian).

Книга 4. Исход или Реформация
гл. 2
1. Где была похоронена Дева Мария? 2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?
1. Где была похоронена Дева Мария?
— От исторических писаний должна быть какая-то польза, — может сказать мне читатель. — Вот Вы все пишете, пишете, а какая, к богу, разница, откуда Моисей вывел евреев — из Испании али из Шарм-эль-Шейха? Один вред только туризму в государство Израиль.
Да, действительно, — задумался я. Развенчивая одни святыни, мы должны предлагать народу другие, настоящие, иначе можно нанести непоправимый вред туристической индустрии, тем более в разгар мирового экономического кризиса.
Я уже предположил, что колодец, у которого Христос разговаривал с самаритянкой, находится внутри храма Айя-София в Константинополе.
(Читатель, пусть тебя не вводит в заблуждение иронический тон в начале: я все пишу серьезно и свои слова обосновываю).
Но Айя-София — и так намоленное туристическое место.
А вот где похоронена Дева Мария?
Да, мы не спорим — Дева Мария была вознесена на небо. Но до этого она умерла и была похоронена.
Церковное предание говорит, что это произошло в Гефсимании близ Иерусалима, поскольку она стояла у креста, на котором был распят ее сын, следовательно, могла затем остаться в Иерусалиме, либо, уйдя, опять в него вернуться.
О нахождении Матери Божьей у креста прямо говорит евангелист Иоанн: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын Твой» (Ин., 19,25).
Но вот остальные трое евангелистов отчего-то выражаются туманно и обиняками: «… женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними были … Мария, мать Иакова и Иосии» (Мф., 27,55-56), «Мария, мать Иакова меньшего и Иосии… Которые и тогда, как он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему»(Мк.,15, 40-41), А Лука и вовсе не упоминает Марию среди стоящих у креста «женщин, следовавших за Ним из Галилеи» (Лк., 23,49).. И только при рассказе о Воскресении говорит о «Марии Иаковой» (Лк., 24,10).
Зачем же эти три евангелиста вынуждают читателя листать Евангелие, чтобы отыскать: «не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?»(Мф, 13, 55) и сопоставить с перечнем женщин, стоявших у креста? Не слишком ли эта сложная задача для, вполне вероятно, неграмотного христианина? Почему прямо не сказать, что у креста стояла Дева Мария? Разве это малозначимая деталь? Да и почему из списка сыновей выпали Симон и Иуда? И отчего мы до этого не читали, что Мать следовала за Иисусом и служила Ему?
Исследователи, подходящие к Евангелиям как к историческому документу, сказали бы, что тексты трех евангелистов-синоптиков (то есть излагающих сходные в основном сведения о жизни Христа) редактировались с целью согласовать их с евангелием от Иоанна. А ведь считается, что синоптики более достоверны в деталях земной жизни Иисуса, чем Иоанн.
— Опять Вы ударились в критику, — скажешь ты, читатель, — А что Вы можете предложить взамен?
Взамен я могу предложить вот это место из книги Чисел, повествующей об Исходе:
«И пришли сыны Израилевы, все сообщество, в пустыню Син, в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там» (Числа, 20, 1).
Как известно, Кадеш на иврите означает «священный».
— Позвольте, — скажешь ты, читатель, — да ведь это не та Мария! Когда был Исход, а когда Распятие?!
Вот именно — когда? Библия не дает нам никаких дат. Да, Христос в Евангелиях упоминает о Моисее, поэтому логично предположить, что Страсти происходили после начала Исхода. Но вот через сколько?
И кто расположил историю Давида и Соломона после Исхода, а не до него? И на каком основании?
Итак, что же это за Мариам?
«И взяла Мариам пророчица, сестра Аарона (брата Моисея) , в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его (фараоново войско) ввергнул в море» (Исход, 15, 20-21).
Возможно, Мариам была та самая безымянная сестра, которая способствовала усыновлению Моисея дочерью фараона (Исход, 2, 1-10). Но вот почему она названа пророчицей? Тому в Торе нет никаких оснований.
Правда, еще к ней являлся сам Господь: «И упрекали Мириам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку… И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мириам, и они вышли… И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот Мариам покрылась проказой» (Числа, 12, 1-10). По просьбе Моисея Господь исцелил Мариам через семь дней: «И сказал Господь Моисею…. пусть будет она .в заключении семь дней вне стана , а после опять возвратится. И пробыла Мариам . в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам » (12, 14-15).
Мы уже говорили, что, по нашему мнению, самые древние религиозные тексты содержит в себе Коран.Обратимся к его 19 суре «Марйам»: «Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила себе перед ними завесу (Ср. с «в заключении» из книги Чисел) …Мы (Аллах) отправили к ней нашего духа… Она сказала: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек…» … И понесла она его (Ису) и удалилась с ним в далекое место… И пришла она к своему народу… Они сказали: «О Марйам… сестра Харуна…».
Итак, Марйам сестра Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона) согласно Корану является непорочной матерью Исы (Иисуса), то есть Девой Марией..
У нас есть свидетельство, что христианская традиция поначалу с этим не спорила. Вот «Пространное житие Кирилла», датируемое XV веком:
(В Житии , кстати, рассказывается о том как Константин (он же Кирилл) Философ отправляется к хазарскому кагану, который незадолго до этого осаждал христианский Херсон и состязается там в споре о вере. После этого хазары заявили «если кто из нас будет кланяться на Запад, либо свершать еврейские молитвы, или держаться сарацинской веры, тот примет от нас скорую смерть… крестилось же тогда около двухсот человек». Читатель может сопоставить это с «каганом нашим Владимиром» из «Слова о законе и благодати митрополита Иллариона» (см. 3.2.5 http://proza.ru/2013/02/21/1832) и историей из Повести временных лет как каган Владимир, он же Владимир равноапостольный, осаждал Херсонес, устраивал спор о вере, а затем принял христианство. Воистину, читатель, сюжеты ходят из истории в историю, и, как нам кажется, есть смысл разобраться, где они происходили на самом деле. Что мы в меру сил и пытаемся сделать в этой и других своих книгах).
Итак, в Житиии оппонент в споре о вере обращается к Кириллу: «Один же из них, зело сведущий в сарацинской злобе, вопросил Философа: «Скажи мне, гость, почему вы не почитаете Магомета? В своих книгах он восхвалял Христа., говоря: великий пророк родился от девы, сестры Моисея…» (Родник златоструйный, Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков, М., Художественная литература, 1990, стр. 119). Кирилл опровергает далее то, что Магомет — пророк, но ни словом не спорит с тем, что Христос родился от сестры Моисея.
Что же выходит, если принять нашу версию, что изгнание евреев из Испании в конце 15 века — это и есть библейский Исход? http://proza.ru/2013/10/19/1486
Выходит, что Иисус после смерти своей матери Мариам покинул Испанию вместе со своими дядьями и остальными евреями. Возможно, что и морским путем.
Заметим, что, на наш взгляд, образ Моисея из Торы скорее всего синтетический, объединяющий нескольких персонажей, в том числе дона Абраванеля и Педро де Херрера (см. главу 1). А само имя Моисей было нередким среди тогдашних испанских евреев. К примеру, мудрец «врач из Малаги Моисей ибн Самуил ибн Йегуда» или «ученый раввин Моисей д’Аррагель , который в начале XV века перевел Библию с еврейского на кастильский язык» ( как известно,библейскому Моисею приписывается авторство Торы) ( Л.Поляков, История антисемитизма, Москва: Лехаим;Иерусалим: Гешарим, 1997, кн.1, гл.Мусульманская Испания и Еврейский народ Испании).
Можно вспомнить еще и талмудистов Моше(Моисея)бен Нахмана и Моше бен Ханоха. Или автора книги «Зогар» Моше бен Шема тов де Леона
Эти персоны также могли стать прототипами библейского Моисея.
Отметим и то, что рассказ об Исходе начинается с истории об избиении младенцев «Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у евреев сына бросайте в воду» (Исход, 1,22). История об изгнании евреев из Испании также изобилует всевозможными погромами, которые перекочевали и в жизнеописание Иисуса. (К примеру, уже упомянутый нами в 1 главе португальский король Мануэль насильно отбирал детей у евреев и отдавал их на воспитание в христианские семьи).
Вместе с изгнанниками из Испании Иисус и добрался до Константинополя-Иерусалима.
(Возможно, побывав до этого во Франции-Галлии-Галилее).
Об этом мы поговорим в следующих главах, как и о том, когда и почему вся библейская история была «пересажена» на новые места.
Но сейчас перейдем непосредственно к ответу на начальный вопрос: где могила Девы Марии. Собственно, мы уже его получили черным по белому: в Кадесе, то есть в испанском Кадисе или Кадиксе, считающимся древнейшим испанским городом. Но скорее всего даже не в самом Кадисе, а в находящемся от него на расстоянии 10 км, тоже на побережье, городе El Puerto de Santa Mar;a — Порте Святой Марии. Пинято объяснять это название тем, что именно из гавани этого города отправилась в путь в Новый свет каравелла Колумба «Санта Мария». Однако согласитесь — это странное дело — называть город по имени корабля. Обычно именно корабль получает свое название по «порту приписки». Тем более, что El Puerto de Santa Mar;a известен связанными со Святой Девой чудесами. В частности, Альфонсо X, якобы отвоевавший город у мавров получил зхдесь в соборе Святой Марии исцеление для своих распухших ног, о чем поведано в «Cantigas de Santa Maria» (Гимны Святой Марии)(№367). Про собор же Святой Марии сообщается, что он был открыт … да, читатель, именно в 1493 году. (Конечно, не будем столь наивными, чтобы считать, что в 1493 году открылся построенный собор. Однако, откуда-то же эта дата взялась — она могла быть связана с первым упоминанием этого места , как святого).
В 17 веке собор пострадал от землетрясения и был, как сообщается, частично перестроен.
Под церковью находятся заброшенные катакомбы, в двух перпендикулярных коридорах которых, длиной около 12 метров, в стенах — погребальные ниши. Из церкви вниз в катакомбы ведет лестница.
Вот в этих катакомбах в 1493 году и могла быть похоронена сестра Моисея и мать Иисуса Мариам-Марйам-Мария.
еще фото http://stogarov.livejournal.com/783782.html
2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?
Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela) считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. В наше время сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света», — написано в туристическом путеводителе.
А все почему? Потому что здесь в соборе святого Иакова находятся мощи Иакова Зеведеева, то есть одного из двенадцати апостолов.
Однако мы тут же сталкиваемся с рядом странностей. Во-первых, странна история появления мощей в Испании. Конечно, в христианстве много фантастических историй, но все же: пытаясь как-то связать концы с концами легенда говорит, что святой Иаков после смерти Христа проповедовал в Испании, затем вернулся в Иерусалим, где принял мученическую смерть и был похоронен. На том месте стоит собор святого Иакова в Иерусалиме. Однако два ученика Иакова отчего-то решили, что Иерусалим не подходит для погребения, и погрузили тело Иакова в лодку, которая приплыла в Испанию. Здесь Иакове был похоронен в гробнице, следы которой затерялись и которая вновь была обнаружена только в 9 веке. На месте обнаружения останков святого Иакова был построен собор святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Причем мощи снова пропали в конце 16 века и было вновь обнаружены только в веке 19-м. Напрашивается вывод, что поклонение в Сантьяго-де-Компостела слабо привязано к наличию мощей святого, а скорее к самому месту.
Но еще более, чем история с мощами, удивительны следующие обстоятельства.
«В 997 году мавры во главе с Альмансором вторглись в северо-западную часть Испании, захватив Галисию. Армия христиан была разбита, жители городов бежали в соседнюю Астурию. Сантьяго достался Альмансору без кровопролития. Осмотрев базилику, он велел ее разобрать. Ценности и колокола пленные христиане на руках несли в Кордову — столицу халифата. Однако разрушение этим и завершилось. Неизвестно, почему, но сам гроб с мощами Иакова владыка мусульман велел не трогать. Своим зодчим он приказал возвести вокруг могилы резную каменную ограду, а военным охранять святыню от посягательств. Ограда гробницы в целости сохранилась до наших дней».
В Коране присутствует слово «хавари», которое принято переводить как апостол. Однако означает оно просто последователь, приверженец. Вот типичное место из Корана: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса, сын Марьям, сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы — помощники Аллаха» ( Сура 61:14). Здесь все уверовавшие призываются стать помощниками Аллаха. Так называемые в переводе апостолы (приверженцы) ничем не выделены из остальных уверовавших. Никаких сведений о «ближнем круге» пророка Исы, а тем более об именах хавари в Коране нет. Более того, как мы не раз еще подчеркнем, для мусульманина оскорбительна сама история о распятии великого пророка Исы. Христианский апостол Иаков неразрывно связан именно с этой историей. Поэтому удивительно, что Альмансор не только не разорил могилу, но отстроил ограду и выставил вооруженную охрану.
А вот еще одно странное обстоятельство, касающееся собора в Сантяго-де-Компостела. В нем существует специальная боковая дверь для входа в храм евреев. Но позвольте, ведь именно евреи, согласно христианской доктрине, распяли Христа. Обвинение это было снято католической церковью лишь в 1965 году на Втором Ватиканском соборе. Зачем же допускать евреев к могиле апостола? Более того, с точки зрения правоверного еврея евангельский Иисус никакой не мессия, а мошенник. Зачем же евреям поклоняться мощам его апостола?
Странности развеются, если принять, что в Сантьяго-де-Компостела изначально поклонялись могиле не евангельского, а библейского Иакова. Того, кто и привел евреев в Мицраим-Испанию. Отца Иосифа и родоначальника 12 колен Израилевых. Он почитаем в христианстве, иудаизме и исламе. В последнем известен как пророк Якуб, заповедавший своим сыновьям быть мусульманами (покорными Аллаху). Истории Якуба и его сына Юсуфа (Иосифа) посвящена вся 12 сура Корана «Йусуф». Поэтому с таким почетом отнесся к его могиле Алмансор. Поэтому приходили в собор поклониться своему патриарху евреи. Поэтому Иаков считается покровителем паломников и часто изображается с посохом и сумой путника.
Напомним, что сведения о пребывании апостол Иакова в Испании — поздняя легенда, пытающаяся связать концы с концами, а вот путешествие библейского Иакова в Мицраим описано в священных книгах всех трех религий. Он и изображается часто именно в виде путника с тем же посохом в руках.
Логично, что Иаков, приведший в Испанию евреев (они же мавры — см. 4.1. 11-12), которым и принадлежала заслуга создания испанской культуры, стал в Испании объектом поклонения.
Не менее, чем сама могила Иакова, известен Путь Святого Иакова — маршрут паломников, идущих на поклонение его мощам. Путь этот проходит вовсе не по морю, по которому в Испанию де приплыли мощи апостола Иакова, а по земле. И начинается он вовсе не в палестинском Иерусалиме, а во Франции. Именно оттуда в библейский Мицраим, то есть в «страну ущелий» Испанию, и мог прийти по суше со своими сыновьями библейский Иаков.
В истории христианства часты случаи замены языческого культа на культ христианский. В этом же ряду может стоять и замена культа патриарха Иакова на култ Иакова-апостола.
Но почему в Испании произошла эта замена? Развернутый ответ на этот вопрос дадут следующие главы нашей книги (см. главы 9, 10, 11 ). Сейчас вкратце скажем следующее. После изгнания евреев (они же мавры) из Испании в 1492 году, в Европе развернулось вооруженное противостояния между нашедшими убежище в Константинополе изгнанниками-сефардами и Габсбургами. В ходе этого противоборства, по всей видимости, в Константинополе, была написано Пятикнижие, основное содержание которого состоит в описании побед сынов Израилевых над идолопоклонниками, они же католики. Противоборствующая сторона ответила созданием Евангелия, в котором описывалось кощунственное убийство великого пророка Исы евреями в Иерусалиме-Константинополе. Примирение этих двух антагонистические книг — Ветхого и Нового Заветов — состоялось, по всей видимости, только на Тридентском соборе (1545-1563). До этого пророк Иаков-Якуб, как религиозный герой евреев, являлся в изгнавшей евреев Испании «персоной нон-грата». Поэтому его культ, полностью ликвидировать который было, очевидно, невозможно, трансформировали в культ одноименного евангельского апостола.
Возможно, читатель, ты не совсем веришь мне, потому что привык доверять так называемой традиционной хронологии. В биографии святого Иакова есть, однако, обстоятельства, которые хорошо показывают, чего стоит эта хронология.
Оказывается, у апостола Иакова была еще одна ипостась. А именно Сантьяго Матамороса (Святого Иакова-Мавроборца), который сплотил христиан и вдохновил их на победу над маврами. Именно поэтому апостола Иакова считают покровителем испанской Реконкисты.
«В 844 г. в битве при Клавихо, когда испанцы под предводительством Дона Рамиро I терпели поражение от сарацин, перед ними появился всадник на белом коне со знаменем — белым полотнищем с красным крестом, и сарацины (мавры) обратились в бегство». Деревянная статуя Матамавроса Иакова с поверенными маврами в ногах коня стоит в компостельском соборе. Рубящий мавров Иаков изображен и на многочисленных иконах.
Не надо думать, что Матамороса считали лишь чудесным видением. До поры до времени участие современника Иисуса в испанской Реконкисте ни у кого не вызывало недоумения. Ведь современная хронология еще не была придумана и пророк Иса считался племянником Моисея и Аарона, как об этом сообщает Коран.
Однако, как считается, в 1583 году появляется «Исправление времен» Скалигера, то есть создается новая, а ныне общепризнанная, хронология. И сразу же герой Реконкисты апостол Иаков становится анахронизмом. «Скептики … отвергали реальность битвы при Клавихо и абсурдное мнение, что святой Иаков принимал личное участие в избиении мусульман» (T. D. Kendrick, St. James in Spain, London, 1960, p. 185). Согласитесь, что если бы речь шла об участии святого в битве в виде видения, вряд ли кому-либо это могло бы показаться абсурдным. Значит, речь шла об апостоле Иакове во плоти и крови.
Более того, «в XVIII столетии папа Бенедикт XIV дал отповедь сомневающимся … и подтвердил участие и главенство святого Иакова … в войне испанских христиан с мусульманами» (там же).
Видимо, несмотря на новую хронологию Скалигера, папе Бенедикту было не с руки пересматривать уже устоявшиеся представления. Да и, если Иисус был племянником Моисея, выведшего в 1492 году евреев из Испании, то последователь Иисуса Иаков вполне мог участвовать в сотрясавших Испанию на протяжении всего 16 века столкновениях с морисками (т.е. буквально мавришками). Папе Бенедикту, видимо, все это казалось вполне естественным.

28 августа утром мы символически вместе с Фомой неверующим приходим в храм и видим, что Богородица воскресла.

28 августа православный мир будет отмечать большой праздник — Успение пресвятой Богородицы и завершение строгого Успенского поста. Что же такое «успение» на самом деле, в чем суть этого праздника и почему он связан с постом, нам ответил наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел.

Реклама

— Владыка, что же такое успение — смерть или сон?

— Успение — это одновременно и сон, и смерть. Мы читаем в псалмах Давида: «Честна пред Господом смерть преподобных его». Смерть — явление для души временное. Смерть тела — сон для души. Мы должны перейти черту жизни земной для жизни в Вечности. Плоть наша должна исполнить волю Божью и пройти через смерть. Ей никто не может возразить, ни один суд, ни одна инстанция не может отменить волю Божью. Смерть есть божественное повеление за непослушание — первородный грех Адама и Евы. Прародители рода человеческого умерли, и их грех пал на всех людей. Грех этот передается из поколения в поколение и тлит человеческую природу. Потому блажен тот человек, который борется со своими грехами, кому удается победить этот тлен греховный. Но, даже несмотря на свою благочестивую жизнь, человек должен будет пройти через черту смерти. Людей, которые не перешли эту черту и были взяты на небо живыми, всего двое — Илия и Енох. Но они возвратятся сюда и будут проповедовать, и тогда убьют их — ибо они будут свидетелями Божественной правды.

— Получается, Богородица уснула?

— Божия Матерь была достойнее всех жен, «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». То есть она стала выше даже небесных сил бесплотных, потому что приняла вторую ипостась Бога в свою утробу и дала ей плоть. Смотрите, насколько высоко призвание мамы, женщины, тем более Богородицы. В общении между Девой Марией и архангелом Гавриилом показан весь смысл общения человека с Господом. Без согласия человека Господь не внедрится в его жизнь. Только когда Дева Мария сказала архангелу Гавриилу: «Да будет по глаголу твоему», дала свое изволение, Господь вверил в ее утробу Свое дитя — Иисуса Христа. Хотя, казалось бы, Бог ведь мог и не спрашивать? Но свобода от Господа именно такая. Господь ничего не делает в жизни человека без согласия самого человека. Божия Матерь родила, пеленала, кормила грудью — дала жизнь второй ипостаси Божией и растила его. Господь не хотел, чтобы Мария проходила узы смерти и видела страдания ада. А всю силу страданий Христа Божия Матерь претерпела здесь, на земле, как человек. Она пережила распятие Христа — видела самое страшное, что может видеть мать: страшные мучения своего ребенка. Так исполнилось пророчество: «И оружие пройдет душу твою». Неудивительно, что когда Христос воскрес, он первым делом явился своей матери, потому что она была достойна такой чести. Святые отцы говорят, что в молитве, когда мы призываем Божию Матерь, бес не может терпеть — настолько велики ее кротость и смирение. Она смирилась перед всем и стала выше всех.

Реклама

— Почему в Евангелии ничего не сказано о смерти Девы Марии?

— Есть предание о том, что Дева Мария сама попросила, чтобы о ней много не писали.

— Сколько ей было лет, когда она умерла?

— Одни говорят, что ей было 68 лет, другие — 72 года. Тогда к ней явился сам Господь и сказал те самые слова: «Радуйся, благодатная!» и дал ветвь пальмы. В нашем Успенском соборе Киево-Печерской лавры есть роспись на втором этаже, как Матерь Божия беседует с учениками, ее успение и как несут ее хоронить. Интересно, что Господь дивно совершил. Перед успением ее апостолы порывом шумного ветра были доставлены в Иерусалим (Фома не успел), после чего Божия Матерь возвестила всех о своем отшествии. Дивно было погребение: собралось множество народа. Был и человек, который хотел опрокинуть тело Божией Матери, стянув ее с кровати. Но в тот же момент его руки повисли, как плети. Потому на иконах часто изображаются руки, которые отрублены. Тогда человек возопил и попросил у нее прощения, и руки его тут же снова обрели силу. По преданиям, во время похорон облако покрыло Божию Матерь. Ее положили в гроб и оставили, а когда на третий день прибыл, наконец, опоздавший Фома и хотел попрощаться с Божией Матерью в Гефсимании, и открыли гроб — тела ее там не нашли. Это было 28 августа по новому стилю. Тогда же она явилась апостолам, которые сидели за столом за трапезой, и сказала: «Я есть с вами». Дала свое благословение. Потому этот праздник велик и радостен. В эту честь написан прекрасный молитвенный гимн.

— Как можно родить и остаться девой? Как можно умереть… и не умереть?

Реклама

— В жизни Девы Марии множество непонятного человеческому уму. Она являлась и является духовным подвижникам, чтобы помочь им. В мире существует более 1,5 тысячи икон Божией Матери, есть даже афроамериканская. Какая народность — так и выглядит лик Божией Матери.

— Было ли еще чье-то успение, кроме Божией Матери?

— Нет, она одна удостоилась такой чести. Да, мы говорим, например, «День успения преподобного Феодосия», но великий праздник — только для Богородицы. Почему говорят «усыпальница князей»? Смерть в духовном смысле есть сон, от которого мы проснемся по воскресении из мертвых. И преобразятся все: одни воскреснут для жизни вечной, а другие — для вечных мук.

— Не потому ли люди говорят, что самая прекрасная смерть — во сне и что такой должна быть смерть праведника?

— Думаю, самая прекрасная смерть — та, которую человек встречает в покаянии и радости. Поэтому дело не во сне. Смерть есть смерть, все равно закроешь глаза — будет это во сне или на бегу.

Реклама

— Как этот день нужно встретить?

— Церковь не зря установила двухнедельный пост — дань печали, переживаний того, что Божия Матерь умирает. Ведь, скорее всего, ей тоже были присущи страхи смерти. Пост этот (с 14 по 28 августа) строгий — рыба разрешается только на Преображение (19 августа). Но когда 28 августа утром мы символически вместе с Фомой неверующим приходим в храм и видим, что Богородица воскресла, — мы радуемся. Само Успение Богородицы случилось 25 августа. Но мир празднует Успение Божией Матери 28 августа — в день ее восшествия на небеса.

Владыка: «В жизни Богородицы было много чудес»

ИЗ «ЖИТИЯ СВЯТЫХ» ДМИТРИЯ РОСТОВСКОГО

«Живя в доме святого Иоанна Богослова на Сионе, Она часто удалялась оттуда на гору Елеонскую — место вознесения на Небо Сына своего; здесь в одиночестве возносила Ему усердные молитвы. Однажды во время такой уединенной молитвы о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к себе на Небо, пред нею предстал Архангел Гавриил, служивший Богородице с первых дней ее детства: он принес Ей благую весть, неотступно охранял ее во все время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Богородице, что по прошествии трех дней Она отойдет ко Христу. Архангел говорил, чтобы она не смущалась, а с радостью приняла эти слова, ибо они призывают ее в бессмертную жизнь… В знамение всего этого архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь: это была сияющая светом ветвь от финиковой пальмы; ее должны были, как сказал архангел, нести пред одром Богоматери во время погребения. Пав на колени, Богородица стала усердно благодарить Творца Своего. Она желала видеть святых апостолов, уже разошедшихся с евангельскою проповедью по вселенной, и молила Господа и о том, чтобы не видеть князя тьмы и ужасных слуг его, но чтобы Сам Сын пришел и принял ее душу в свои святые руки. Ее молитва сопровождалась чудесным явлением: масличные деревья на горе Елеонской, точно одушевленные, кланялись вместе с Богородицей… Прежде всего она сообщила о сем возлюбленному ученику Христову Иоанну и показала ему светящуюся райскую ветвь, завещая именно ему нести ее пред Своим одром. Потом повелела всем домочадцам наполнить горницу благоуханием, зажечь как можно больше светильников. Когда собралось множество людей, Божия Матерь обещала не оставлять сиротами их и весь мир: Она весь мир будет посещать, внимая его нуждам и помогая бедствующим».

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Гробница Пресвятой Богородицы — место, где согласно преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Восточном Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы.

Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Храм Успения Богородицы (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата. Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2×2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

Церковь имеет 9 престолов.

1–2. При спуске по лестнице справа находится придел в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Придел принадлежит Греческой православной церкви. В нём два престола: в честь Св. Иоакима — у восточной стены придела (по преданию св. Иоаким похоронен под этим престолом) и в честь св. Анны — у северной стены придела (по преданию она похоронена под этим престолом). Рядом с эти приделом погребена королева Мелисанда (1161 г.), о чем свидетельствует каменная плита с высеченной надписью, вмонтированная в пол.

3. Далее при спуске с левой стороны находится придел в честь Иосифа Обручника. По преданию, он похоронен под престолом в этом приделе. С 1814 г. придел принадлежит Армянской апостольской церкви.

4. Внизу справа от лестницы находится престол в честь св. Первомученика Стефана, принадлежащий Греческой православной церкви.

5. Престол в честь св. Николая, принадлежащий Греческой православной церкви — в северной части храма.

6. В западной части нижней церкви в скале возвышается кувуклия с гробом Богородицы. Главный престол находится внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери. Престол принадлежит Греческой православной церкви, но Армянская апостольская церковь тоже имеет право совершать в нём службы.

7. Армянский престол пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее.

8. Престол Сирийской православной церкви находится у северного выхода из кувуклии.

9. Придел Коптской православной церкви расположен в западной части церкви.

В начале XII в. паломник игумен Даниил впервые описал гробницу Богородицы на русском языке в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

«Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании

Каменное ложе Богородицы в Кувуклии
http://guide-israel.ru

Подземная церковь

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *