Мощи ефросиньи суздальской

3. Холоп князя Вяземского Трифон попал в плен во время набега татарского мурзы и был уведен в Казанское ханство, откуда вскоре Трифону удалось бежать. Узнав об этом, князь Вяземский стал настаивать на возвращении Трифона в вотчину. Как решал данную ситуацию Судебник 1497 г.?

4. По Судебнику 1550 г. кому отойдет наследство человека, умершего без духовной грамоты, если:

– остались сын и вдова умершего;

– остались две дочери.

5. На торгу была приобретена лошадь, которая была опознана как украденная. Что необходимо было предпринять по Судебнику 1497 г. для решения этого вопроса?

Вариант 3

1. Василий судился с Тихоном из-за долгов последнего. При этом Василий подкупил дьяка, подделавшего подпись Тихона, что было впоследствии выявлено. Каков будет исход дела по Судебнику 1497 г.?

2. На основе Судебника 1550 г. решите задачу:

Стенька, ранее попадавшийся на воровстве, украл свинью у купца. Какое наказание ожидало Стеньку?

3. Купец Никодим указал на смерда Фрола как на душегуба и разбойника, виновного в разграблении его обоза и гибели сопровождающих лиц. Фрол был приговорен к смертной казни, однако купец настаивал также на возмещении причиненного ущерба. Удовлетворил ли суд Московского государства гражданский иск в уголовном процессе по Судебнику 1497 г.?

4. Неожиданно умер молодой священник, не имевший детей. Как распределится его имущество по Судебнику 1550 г.?

5. Холоп Андриян, подвергнутый пытке за церковную кражу, показал на смерда Архипа как на своего подельника. Как должен был действовать суд Московского централизованного государства в отношении Архипа в том случае, если он раньше уже наказывался за кражу? В том случае, если до этого в отношении него не было обвинений?

Вариант 4

1. Емельян купил лошадь у Родиона без свидетелей. Яким признал в этой лошади свою, которую у него украли 3 месяца назад. Как решит дело суд?

2. Дворянин Яким подал в суд на купца Третьяка, был присужден к полю, однако в день поединка Аким и Третьяк решили спор полюбовно. Должны ли они оплачивать судебные пошлины по Судебнику 1497 г., в том случае, если не стояли «у поля»? Если разрешили свой спор уже на самом «поле»?

3. Крестьянин Семен купил на торгу у незнакомого мужика новую подводу. Спустя неделю на Семена подал в суд крестьянин из соседнего села, обвинив его в краже подводы. Как мог Семен доказать свою невиновность по нормам Судебника 1497 г.?

4. Посадский человек Ермила Фрязин предъявил иск к купцу Никите Усу по поводу того, что указанный человек не возвращает деньги, взятые в долг четыре года назад. За это время срок отдачи дважды переносился по соглашению сторон. Два месяца назад у Фрязина произошел пожар, закладная на долг погибла в огне. Узнав об этом, купец отказался возвращать деньги. Ни одна из сторон не представила неопровержимых доказательств, в связи с чем суд присудил «поле». Как разрешалось дело в результате поединка по нормам Судебника 1497 г.? Какое вознаграждение полагалось должностным лицам суда?

5. Лука, задержанный за кражу имущества, указал на крестьянина Ефима как на своего подельника, с которым он совершал кражи. Имели ли процессуальное значение эти показания по Судебнику 1497 г.? Если да, то какие процессуальные действия допускались при их проверке?

Темы рефератов

• Отраслевые органы управления в Русском государстве в XVI – XVII вв.

• Жалованные грамоты как форма закрепления феодальных иммунитетов в Московском централизованном государстве.

• Власть и общество в средневековой Руси.

• Русское семейное право XV—XVI вв.

Тема 4.

Соборное уложение 1649 года

План

1. Сословно-представительная монархия в России. Центральные и местные органы власти и управления.

2. Общая характеристика Соборного Уложения 1649 г. Его значение в истории русского права.

3. Категории населения по Соборному Уложению.

4. Основные черты гражданского права: право собственности, обязательственное право, право наследования.

5. Виды преступлений и система наказаний.

6. Суд и процесс.

Литература

Источники

Памятники русского права. Вып. IV. М., 1957.

Российское законодательство X—XX вв. Т. 3. М., 1985. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990.

Монографии, статьи, пособия

Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989. Развитие русского права в XV—XVII вв. М., 1986.

Софроненко К.Н. Соборное Уложение 1649 г. – кодекс русского феодального права. М., 1958.

Тихомиров М.Н., Епифанцев П.С. Соборное Уложение 1649 г. М., 1991.

Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. М., 1973.

Задания

1. Начертите схему центральных и местных органов власти со-словно-представительного периода.

2. Какие институты уголовного права закреплены в Соборном Уложении: 1) ст. 198 гл. X; 2) ст. 200 гл. X; 3) ст. 226, 227, 228 гл. X;

4) ст. 283 гл. X; 5) ст. 20 гл. XX; 6) ст. 19 гл. XXII.

3. Охарактеризуйте суть изменений в нормах гражданского права по сравнению с законодательством XVI в.

4. Используя статьи Соборного Уложения, составьте две-три ситуационные задачи.

5. Раскройте сущность таких понятий и терминов, как «извет», «новая четверть», «мостовщина», «правеж», «вотчина», «поместье», «казнь без всякой пощады», «мытник», «церковный мятеж».

Задачи

Вариант 1

1. Какое наказание ждет иноверца, хулившего прилюдно Деву Марию?

2. Стрелец одного из Московских полков Семен Жеглов, недовольный размером жалованья и постоянными задержками его выплаты, кричал в кабаке: «Какое жалованье – такая и служба! Сколько платит, столько и царствует!». По указке кабатчика стрелец был схвачен приставами и брошен в застенок Приказа Тайных Дел.

Как будут квалифицированы действия Семена Жеглова по Соборному Уложению 1649 г.? Какое наказание ожидает стрельца?

3. Посадский человек Кирьян Стрехов занял под 20% годовых у купца Скорина 15 рублей. Заемная кабала (договор займа) была оформлена с соблюдением всех формальностей на трехлетний срок. По истечении срока, ссылаясь на отсутствие необходимой суммы, Стрехов попросил отложить выплату. Купец Скорин отказал в отсрочке и обратился в суд с иском. Какое решение вынесет суд по данному иску? Какой порядок исполнения решения суда предусматривает в этом случае Соборное Уложение?

4. Крестьянин Иван Демидов посеял хлеб на земле, которую сосед считал своей. Сосед начал травить эти посевы, выгоняя туда на пастьбу свой скот. Иван попытался помешать этому, в том числе и силой. В одной из драк он был ранен соседом и обратился в суд. Какое решение принял суд?

5. Стрелецкая вдова Ефросинья в блуде прижила себе двойню, мальчика и девочку. Спасаясь от срама, она пыталась детей утопить в колодце, при этом мальчик захлебнулся насмерть, а девочку спасла соседка. Какое наказание ждет Ефросинью?

Вариант 2

1. В донесении барского холопа говорилось, что его хозяин-воевода вошел в сговор с литовскими властями и пропускал литовских купцов в Россию без оформления «проезжих грамот». Выяснилось также, что о делах воеводы знала и его супруга, и старшие сыновья, а приказчики воеводы даже готовили заговор против царя.

Опишите процесс следствия и суда по этому делу.

2. У Прасковьи Панфиловой родился внебрачный сын. Предполагаемый отец ребенка вскоре женился на ней, но через год она утопила ребенка в отместку за многочисленные измены мужа. Какое решение может ожидать Прасковью по Соборному Уложению?

3. Крестьянин Тит два раза был пойман при попытке кражи царских кур и за то был бит кнутом. Однако вскоре он в третий раз повторил попытку. Какое наказание его ждет?

4. Черносошный крестьянин Устин испортил межу дворянского надела – переставил колья, увеличив свой надел, а новые земли припахал. Как разрешить дело?

5. Пригласив в гости соседа, дворянин Тетерев затеял ссору и ударил гостя кнутом по лицу, за что сосед отсек ему саблей кисть руки. Тетерев обратился в суд. Каким может быть исход дела по Соборному Уложению?

Вариант 3

1. Дьяк Иноземного приказа Федор сделал себе документы на дворянство, подделав царскую подпись и перевесив печать государя с другой грамоты. Что его ждет?

2. Матвей Селезнев был подобран «детьми боярскими», когда лежал под забором в состоянии опьянения с бутылкой вина в сумке. На допросе Матвей показал, что напился он в доме дьяка Серафима, получив от него вместо денег вино за постройку курятника. При обыске у Серафима, подтвердившего слова Матвея, была изъята бочка вина, которую он держал «безъявочно». Серафим уже дважды привлекался к ответственности за корчемство, а Матфей – за злоупотребление корчемного вина. Какое наказание ждет Серафима и Матвея?

3. Вдова с двумя малолетними детьми приютила у себя беглого холопа, вскоре выйдя за него замуж и родив в браке еще двоих детей. Спустя десять лет случайно холоп был опознан хозяином, который приехал забирать свое имущество: холопа, его жену, четырех детей и все имеющееся имущество. Старший пасынок заступился за отчима, заявив при этом, что отчим бежал из плена и, следовательно, он свободен. Во время спора завязалась драка, в которой старший сын получил увечья. На суде он заявил, что является «государевым человеком» (стрельцом) и требует возмещения нанесенного ему вреда. Каково решение суда?

Юридические задачи

Юридические задачи.

Кейс задач по «РУССКОЙ ПРАВДЕ».

Задача № 1. Горожанин укрыл у себя беглого холопа. Беглеца обнаружили на 2й день. К какому решению придет суд?

Задача № 2. Смерд Ростислав ударил оглоблей тиуна, который замахнулся на него мечом, в результате этого удара Тиун скончался. Какое решение вынесет суд?

Задача № 3. После смерти тиуна Свенельда, осталась 7 детей: 2 незамужние дочери и 3 сына от законной жены и 2 сына от рабы (наложницы). Как будет поделено наследство по нормам Русской правды?

Кейс задач по «СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1949года».

Задача № 1. Стрелецкая вдова Ефросинья в блуду прижила себе двойню – мальчика и девочку, спасаясь от срама, она пыталась детей утопить в колодце, при этом мальчик захлебнулся насмерть, а девочку спасла соседка. Какое наказание ожидает Ефросинью?

Задача № 2. Скончался барин, у которого остались пятеро детей от 2х браков и молодая вдова, которые полюбовно договориться не смогли и обратились в суд. При этом каждый из наследников показывал завещание, написанное в его пользу. Какое решение примет суд?

Задача № 3. Посадская жена Марфа, рано овдовев, стала зарабатывать, устраивая тайные любовные свидания в своем посаде, привлекая в блуд как замужних, так и девиц из бедных семей. Об этом узнал на исповеди приходской священник и донес властям. Как решилось дело в таком случае по нормам соборного уложения 1649 года?

Задача № 4. посеял хлеб на земле, которую сосед считал своей. Сосед начал травить эти посевы, выгоняя туда на пастьбу свой скот. Янкин попытался помешать этому в том числе и силой. В одной из драк он был ранен соседом и обратился в суд. Какое решение примет суд?

Задача № 5. Жена с радостными восклицаниями выбежала за околицу, чтобы встретить мужа, возвращающегося с ярмарки, однако, лошадь испугавшись, внезапно появившегося человека, понесла в сторону, изувечив женщину. Не в состоянии забыть случившиеся, жена обратилась в суд. Во время судебного расследования, выяснилось, что женщина беременна, какое решение примет суд, согласно соборному уложению 1949 года. Как бы изменилось решение суда, если бы жена, например, отравила мужа, а не обратилась в суд?

Кейс задач по «АРТИКУЛУ ВОИНСКОМУ 1715 года».

Задача № 1. Офицер Силепин склонил к сожительству купецкую дочь Анфису, обещая на ней жениться после окончания летней компании. Вскоре полк выехал за пределы города, а когда вернулся на зимние квартиры, беременная Анфиса потребовала узаконить с ней отношения. Так как Селепин отказался это сделать, Анфиса обратилась к полковому командиру. Какое решение должен был принять командир по нормам Артикула воинского 1715 года.

Задача № 2. Ротный командир Берсенев, получал жалование на своих солдат скрыл людские потери, в количестве 14-ти человек и получил жалование по полному штату. Решите дело по нормам артикула.

Задача № 3. Дворянин Косоруков из ревности решил отравить своего сослуживца Васильева, недавно женившегося на его любимой девушке, пригласив своего счастливого соперника на дружескую пирушку. Косоруков накормил его ядовитыми грибами, приготовленными специально для него. Это обстоятельство было позже подтверждено другими участниками вечеринки. Как должен быть наказан грибник Косоруков по нормам Артикула воинского 1715 года.

Задача № 4. , находясь с полком в Курляндии, изнасиловал местную батрачку. Какое наказание ожидало его по нормам Артикула воинского. Изменилось бы наказание, если бы было доказано, что девица относилась к категории скверных девиц?

Решение:
Задача № 5. Два солдата Самарин и Горыздра поменялись друг с другом шинелями, при этом один доплатил другому определенную сумму денег. Какие артикулы (статьи) рассматривали подобные взаимоотношения?

задача № 6. За нанесение оскорбления офицер вызвал своего однополчанина на дуэль, в ходе которой оба получили смертельные ранения, от которых скончались. По данному факту возбуждено уголовное дело. Какое решение может быть принято?

Преподобная Евфроси́ния (в миру Феоду́лия) Суздальская, княжна

Кондак 1

Избранная от чрева матерня, угоднице Христова княжно Евфросиние, прославляюще прославльшаго тя Христа Господа, хвалебная приносим ти песни, мати преподобная: ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Икос 1

Ангелов Царица и Мати Господа, провидящи равноангельное житие твое, услыша молитву святых твоих родителей и разреши тобою неплодство их, трикратно тем явившися во сне в знамение твоего избрания, блаженная. Мы же таковое о тебе Божие смотрение прославляюще, взываем ти:

Радуйся, святый плоде, молитвами неплодствовавших испрошенный; радуйся, честный даре, Приснодевою безчадствовавшим дарованный.

Радуйся, чудным фимиамом, яко будущее благоуханное селение Духа, до зачатия предзнаменованная; радуйся, в предъосвященном молитвою и Божиим благословением чреве зачатая.

Радуйся, по зачатии, яко чистая голубица, от Пречистыя Девы даемою голубицею предъобразованная; радуйся, до рождения Царицею неба и земли в служебный лик себе предъизбранная.

Радуйся, еяже рождение Богородицею со святыми Антонием и Феодосием яве предвозвещено быти; радуйся, ейже имя, яко имевшей быти верною Богу рабою, Феодулия пронареченно бысть.

Радуйся, рождением своим бывшее свыше обетование оправдавшая; радуйся, по рождении абие великое свое предназначение проявившая.

Радуйся, еще в пеленах сущи, пост иноческий державшая; радуйся, от сосцу доилицы, егда тоя мяса ядяше, николиже млека вкусити хотевшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 2

Видяще родители твоя, яко услышана бысть молитва их о тебе, блаженная, и чудящеся о явлениих Богоматере, во сне яко яве бывших, слагаху тая в сердце своем: велие же некое о тебе Божие смотрение в тех провидяще, радостно вопияху Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети хотя, по рождении твоем, Божие о тебе изволение, боголюбивая мати твоя, молящися, усну и виде себе во сне окриленну, в высоту парящу и тя, отроковицу, Богу в руце вдающу: чесо ради, посвящяющи тя по святом крещении, вручи тя покрову и заступлению Царицы Небесныя. Мы же таковое предъустроение о тебе славяще, хвалебно взываем ти:

Радуйся, по изволению Божию в дар Богу от рождения определенная; радуйся, изначала, яко в небесная парити имущая, предъуказанная.

Радуйся, от купели живаго со Христом общения взыскательницею быти предъявленная; радуйся, во святом крещении во Христа облекшися, хритоподражательницею быти назнаменанная.

Радуйся, в троекратном во имя Пресвятыя Троицы погружении во свете лица Ея пребывати начавшая; радуйся, в белы, во образ чистоты, ризы одеянием в чин непорочных вступившая.

Радуйся, с возложением креста на выю благое иго Христово носити восприявшая; радуйся, с препоясанием чресл бодренною подвижницею Христовою быти себе показавшая.

Радуйся, с горящею при купели свещею в светлый лик благодатно освященных вчиненная; радуйся, в троекратном окрест купели хождении, яко обрученная Христу невеста, ликовавшая.

Радуйся, в залог вечнаго с Небесным Женихом единения святым миром запечетленная; радуйся, в осуждение всякия скверны греховныя на всех чувствах знамение дара Духа Святаго приявшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 3

Силою свыше управляема, преуспевала еси возрастом и благодатию у Бога и человек: о чесом родители твои и ужики радующеся, Богу, из уст младенец хвалу себе совершающему, взываху: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще в памяти бывшая о тебе знамения и чудящеся необычному в отрочестве разуму твоему, родители твоя разсудиша наипаче поучением божественных книг возгревати живущий в тебе дар благодатныя жизни, еже и соверши сам боголюбивый родитель твой святый благоверный князь Михаил. Хвалу воздающе таковому о тебе родителей твоих мудрому попечению, взываем ти:

Радуйся, премудрости Божией пространное приятелище; радуйся, младенцем открываемых таин верное хранилище.

Радуйся, отроковице, млеком слова животнаго воспитанная; радуйся, дево, чистыми токи небесных истин напоенная.

Радуйся, теплотою учения родительскаго огнь любве к Господу в сердце твоем возгревшая; радуйся, живыя стремления юности от земных к небесным возведшая.

Радуйся, невесто, отцем по плоти в уневещение Христу Господу руководствованная; радуйся, красото, паче всех красных мира красоты райския любити наученная.

Радуйся, розго лозы истинныя, вертоград Христов измлада украшавшая; радуйся, древо, от корене свята плоды благи рано приносити начавшее.

Радуйся, из детства чистотою небесным силам подобившаяся; радуйся, во всю жизнь осенением Приснодевы в непорочном девстве сохранившая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 4

Бурю внутрь имеяху помышлений родители твоя, егда приспе время преподавати ти внешняя учения, да не како теми охладится сердце твое к небесным, ведуще же страх Божий и святое житие богомудраго болярина Феодора, того призваша научити тя всякой внешней мудрости, Богу просвещающему умы воспевающе: Аллилуиа.

Икос 4

Слышащи преподаваемая тебе о мире Божием учения, яко пчела, от внешних собирала еси сок, силою действовавшия в тебе благодати сладчайшаго паче меда Господа, в духовный сот превращала еси той, и вся искушающи, добрая точию держала еси. Таковую мудрость твою хваляще, взываем ти:

Радуйся, от видимых тварей к невидимым Божиим возносившаяся; радуйся, от красот мира к Краснейшему паче всех любовию возгаравшаяся.

Радуйся, созерцанием Небес, славу Божию поведающих, к снисканию славы пренебесныя воскрилявшаяся; радуйся, от излияния света солнечнаго на злыя и благая богоподобной любви научавшаяся.

Радуйся, во образе солнца, Всевидящее Око Божие умным оком своим зрети учившаяся; радуйся, в различии славы солнца, луны и звезд, различие Небеснаго по делом прославления познававшая.

Радуйся, от воздыханий суете неволею повинувшияся твари, блаженный о гресех плач восприявшая; радуйся, в тяготе вещей земных тяготу грехов проразумевавшая.

Радуйся, стремлением огня горе горняя мудрствовати научавшаяся; радуйся, прехождением образа мира сего в любви к благом непреходящым утверждавшаяся.

Радуйся, в строении вещей земных тайны устроения спасения прозревавшая; радуйся, яко злато огнем искушаемое, очистительный искушений огнь радостно терпети предначинавшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 5

Боготечной звезде, волхвов к Солнцу Правды приведшей иногда, подобящися, в дому и княжении родителей твоих на путь спасения приводила еси всех, на святое житие твое взиравших и словес данныя тебе премудрости слушавших, иже тобою просвещаеми, Богу, тя умудряющему, радостно взываху: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще тя умом и красотою паче всех дщерей высокородных славну, сынове княжестии молением стужиша родителем твоим, пояти тя ищуще, но не получиша желаемаго, Богу лучшее нечто о тебе устрояющу. Мы же, о тебе путем Божиим чудящеся, взываем ти:

Радуйся, красотою души паче неже лепотою тела всех другинь превосходившая; радуйся, святостию жития паче неже благородством рода прославившаяся.

Радуйся, славных и прекрасных искателей твоих нивочтоже вменившая; радуйся, Краснейшаго паче всех человек всем сердцем взыскавшая.

Радуйся, к единому жениху Христу тайным сердца желанием влекомая; радуйся, Тому, Егоже возлюби душа твоя, невидимым Божиим промышлением блюдомая.

Радуйся, единаго Господа невозвратным помыслом себе избравшая; радуйся, умом и сердцем в нем исчезавшая.

Радуйся, именем Иисуса паче мира благоуханна услаждавшаяся; радуйся, теплотою любве Христовы паче солнца светозарна согревавшаяся.

Радуйся, во еже духовне Христу обручитися достойно себе уготовлявшая; радуйся, боголюбезным добронравием внутрь и вне богато себе украсити ревновавшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 6

Провозвестницы бывше божественнаго о тебе промышления родители твоя, тайным Божиим велением влекоми, соизволиша на моление Мины, князя Суждальскаго, паче других искателей твоих и родом и делы славна, и на Бога все упование возложше, на брак тя с ним благословиша, воспевающе вся премудре Строющему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет утешения в души твоей, егда в слезных молитвах поведавши скорби сердца твоего Владычице Богородице, о внезапном устроении жизни твоей не по сердцу твоему, услышала еси радостный Тоя глас, волю родителей исполнити тебе повелевавшей, и не разоритися обетом и желанием твоим обещавший. Таковое Матери Божией к тебе благоволение славяще, ублажаем тя, вопиюще:

Радуйся, невесто, дивными путьми во объятия Христова наставленная; радуйся, дево, матерним Приснодевы попечением руководствованная.

Радуйся, теплым воли родителей повиновением связуемая; радуйся, и неизменным желанием девства снедаемая.

Радуйся, таковое в сердце распятие ради Господа претерпевшая; радуйся, преданностию воли Божией, яко на Крест себе в жертву Богу принесшая.

Радуйся, любовь ко Господу с покорностию родителем сочетавшая; радуйся, уповательным послушанием и честь браку воздавшая, и честнейшее брака девство сохраншая.

Радуйся, на брак ити напутствованная, и в безбрачии пребыти несомненно чаявшая; радуйся, на пути во мрак сокровенных о тебе путей Божиих с трепетом воззревавшая.

Радуйся, в приражении недоумений о будущем на камени упования крепко утвердившаяся; радуйся, в данном тебе Богородицею обетовании, яко на лоне матернем, упокоевавшаяся.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 7

Хотящу тако Божию вседержительству, князь Мина, еще не доспевшей тебе града Суждаля, предаде дух свой в руце Божии. Ты же от всяких уз земных свободу улучивши, радостно воспела еси славу Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показала еси добродетель, блаженная, егда твердое восприяла еси намерение не возвращатися в дом родителей, вселитися же во граде Суждале, во обители положения ризы Божиея Матере, идеже сокровища своя бедным иждивши, ангельский образ прияла еси. Таковое твое мудрое о себе и спасительно бывшее нам изволение славяще, взываем ти:

Радуйся, во уповании своем не постыжденная; радуйся, получением желания своего обрадованная.

Радуйся, от треволнений мира в небурном пристанищи укрывшаяся; радуйся, вожделенному тебе лику дев радостно сопричетшаяся.

Радуйся, вся утехи земныя во уметы вменившая; радуйся, сокровища вена твоего руками нищих в небесныя сокровищницы предпославшая.

Радуйся, любве ради ко Христу в нищету Его облекшаяся; радуйся, всю славу мира иноческим смирением поправшая.

Радуйся, в пострижении иноческом желанием строгаго постничества горевшая; радуйся, с принятием иноческаго образа духовное всеоружие восприявшая.

Радуйся, по оставлении мира о едином на потребу точию помышлявшая; радуйся, по вселении в обитель черноризиц, духом в общении ангел и святых жити наченшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 8

Странно житие восприяла еси во обители, преподобная, смиривши себе паче всех: княжна бо сущи, черноризицам проста рода ради Христа служила еси, поношением Христовым честь рода своего возвеличивши, Богу, дивныя подвиги твоя прославльшу, Емуже вопием: Аллилуиа.

Икос 8

Вся в вышних была еси духом, преподобная, и божественною укрепляема благодатию, во всех добродетелех преуспевала еси, образ совершеннаго иноческаго жития всем, сподвизавшимся ти, подавающи. Темже ублажаем тя, всехвальная:

Радуйся, подвигом добрым подвизавшаяся; радуйся, течение свое добре совершившая.

Радуйся, страхом Божиим всякое нечистое желание побеждавшая; радуйся, памятию о смерти всякое суетное попечение отгонявшая.

Радуйся, пощении и бдении плоть свою смирявшая; радуйся, умным деланием душу свою выну горе восторгавшая.

Радуйся, всегдашним уединением от соблазнов мира чувства своя соблюдавшая; радуйся, бодренным трезвением от злых помыслов сердце свое охранявшая.

Радуйся, в молитвах неусыпная и в чтении божественных книг ненасытимая; радуйся, на всякое послушание скорая, на исполнение же воли своея косная.

Радуйся, терпения, кротости и любве зерцало; радуйся, сердечнаго сокрушения, всегдашняго плача и покаяния правило.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 9

Ангелоподобным житием просиявши, жезл настоятельства прияла еси, блаженная, и, добре правящи обитель сию, молитвою и примером жизни своея, словом научения и устроением чина иноческаго, души, тебе вверенныя, к Богу приводила еси, научающи вся пети Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствующий язык не может изглаголати мудрости твоея начальственныя, егда дев от вдовиц отделила еси, да не како от взора и речей помыслы о сластех житейских приемше, осквернятся теми в сердце своем и в добром течении своем запяты будут. Чесо ради дань хвалы тебе приносяще, взываем:

Радуйся, душ боголюбивых мудрая руководительнице; радуйся, невест Христовых неусыпная блюстительнице.

Радуйся, в управлении своем простоту с мудростию соединившая; радуйся, в начальствовании своем снисхождение с взыскательностию сочетавшая.

Радуйся, строгость власти материнскою любовию умерявшая; радуйся, материнскую любовь строгостию власти отрезвлявшая.

Радуйся, мудрыми наставлении добрых в добре утверждавшая; радуйся, и единым взором неисправных к исправности подвизавшая.

Радуйся, крепкою молитвою невидимыя стрелы вражеския от обители отражавшая; радуйся, мудрыми порядками внешния соблазны мира от сестр отвращавшая.

Радуйся, теплыми попечении земную обитель в рай претворившая; радуйся, устроением истиннаго иночества вход в Царство Небесное всем угладившая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 10

Спасти хотя тобою души многих, милосердый Господь многими дары обогати тя, преподобная, чудотворения и пророчества, прозорливости же и слова помазаннаго, имиже прославляющи ущедрившаго тя Господа, подвигла еси пети Ему всех: Аллилуиа.

Икос 10

Стена была еси обители твоей, егда от неистовства Батыева молитвами твоими сохранила еси ю невредиму. Таковое дивное твое заступление поминающе, взываем ти:

Радуйся, трудолюбным Богу служением дерзновение к Нему стяжавшая; радуйся, совершенным страстей очищением Божие благоволение к себе привлекшая.

Радуйся, благодатей богоизбранный сосуде; радуйся, духа благодвижный органе.

Радуйся, алчущия ведения души манною божественных истин питавшая; радуйся, благочестивых чувства благоуханием обетований услаждавшая.

Радуйся, недуги душевныя словом действенным врачевавшая; радуйся, болезни телесныя именем Иисусовым исцелявшая.

Радуйся, будущая, яко настоящая, провидевшая; радуйся, дальняя, яко близ сущая зревшая.

Радуйся, помышления сердечная Духом Божиим прозревавшая; радуйся, потаенныя страсти Божиим озарением обличавшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 11

Пение всякое превосходят небесная утешения, богоблаженная, имиже труды и подвиги твоя увенча Христос Господь в небесных обителех, идеже водворяющися, со ангелы и всеми святыми непрестанно воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподателен светильник всякаго утешения была еси по преставлении твоем, преподобная мати: яви бо тя Христос Господь молитвенницу и ходатаицу всем, с верою к тебе прибегавшим. Мы же, твоим заступлением ограждаеми, зовем ти:

Радуйся, по преставлении своем Господом неба и земли милостивно приятая; радуйся, по отшествии от земных в небесных обителех водворенная.

Радуйся, венцем славы за смирение венчанная; радуйся, на престоле царствия за победы над страстьми посажденная.

Радуйся, от манны сокровенныя за сокрушение и слезы услаждаемая; радуйся, от древа животнаго за многия лишения питаемая.

Радуйся, с Царицею Небесною у Престола Царя царей предстоящая; радуйся, с ангелы и всеми святыми заступлением своим нас приосеняющая.

Радуйся, мати, и с неба любящих тя теплотою любве согревати не преставшая; радуйся, и среди небесных утешений земных чад своих не забывшая.

Радуйся, ходатаице усердная, прибегающих к тебе не посрамляющая; радуйся, молитвеннице крепкая, смиренных к тебе молитв не презирающая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 12

Благодать на благодать бысть нам открытие нетленных мощей твоих, преподобная, в нихже источник всякаго утешения стяжавше, величаем возвеличившаго тя Христа Господа, благодарно поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Дивнаго во святых Своих Господа, тя, яко избранную невесту Свою, славою и честию венчавша, и твое милостивое и скорое во всех нуждах наших заступление и всепоможение прославляюще, благодарно зовем ти:

Радуйся, всеусердная наша предстательнице; радуйся, неотступная наша хранительнице.

Радуйся, обители сея твердое ограждение; радуйся, града нашего верное защищение.

Радуйся, скорбящим отрадо и утешение; радуйся, обидимых прибежище и заступление.

Радуйся, болящих неоскудное врачевание; радуйся, бедствующих благонадежное избавление.

Радуйся, благочестивым царем нашим скорая помощнице; радуйся, христолюбивому воинству необоримая споборнице.

Радуйся, сене, от праведнаго гнева Божия нас укрывающая; радуйся, росо, огнь всяких скорбей и страстей прохлаждающая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 13

О преславная мати, приими малое сие тебе наше приношение, и твоим теплым у Престола Божия ходатайством избави нас от враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей, от всякаго губительства и вечныя смерти, да с тобою и всеми святыми в Царствии Небесном сподобимся пети Богу Спасителю нашему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Царица …» и 1-й кондак «Избранная от чрева матерня …».

Молитва

О преславная мати, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще иконе твоей и на сию со умилением, яко живей ти сущей, взирающе, молимся тебе усердно: приими прошения наша и принеси я ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение многое к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, на вся же благая дела и начинания наша щедрое благословение и от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша! Тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы суть нужды наша духовныя и житейския: призри на ня матерним оком и твоими молитвами вся злая от нас отврати, паче же злых и богопротивных обычаев умножение. Утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да во всем житии нашем, словесы же и писании и делы, славится всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь.

>Молитвы святым

Память: 18 сентября / 1 октября (Прославление), 25 сентября / 8 октября

Преподобная Евфросиния Суздальская примечательна не только своей аскетической жизнью, но и целостным проницательным умом, духовной мудростью. Обладала даром пророчества, по ее молитвам обитель преподобной уцелела при нашествии татар-монголов. Ее просят в молитве о приобретении мудрости, любви, молитвенности, ревности о вере, о защите от злых людей и воров, воздержанности от любой похоти.

Преподобная Евфросиния Суздальская с 20 клеймами жития. Икона, последняя четверть XIX века

Тропарь преподобной Евфросинии Суздальской, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу приимши, бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Евфросиние, дух твой.

Ин тропарь преподобной Евфросинии Суздальской, глас 4

Святая твоя память Суждальскую страну веселит, верныя же вся созывает во всечестный храм твой, идеже ныне совершается всеславная память твоя, Евфросиние преподобная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобной Евфросинии Суздальской, глас 2

Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, в чертог Того пресветлый прията была еси, идеже ныне водворяющися с лики Ангелов и святых, молися, молимся, Христу Богу, части дев юродивых избавитися нам.

Ин кондак преподобной Евфросинии Суздальской, глас 6

Женише мой Сладчайший, Христу взываше прекрасная Евфросиния, ибо сладость любве Твоея душу ми надеждею впери и красота милости Твоея сердце ми услади, сопотрудитися страдании по Тебе имущи на Тя надежду, да достойну мя сотвориши чертога с мудрыми девами и ликовствовати у Тебе причтимся. Темже, преподобная, почитающе подвиг трудов твоих, молим тя: моли не зазритися и нам чертогу двери.

Ин кондак преподобной Евфросинии Суздальской, глас 8

Девства чистотою возжегла еси свещу своего разума и просветила еси душевную чистоту, пощением же и бдением плоть поработила еси духу, темже, преподобная Евфросиние, почитающе подвиги трудов твоих, молимся: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобной Евфросинии Суздальской

О преславная мати, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще иконе твоей и на сию со умилением, яко живей ти сущей, взирающе, молимся тебе усердно: приими прошения наша и принеси я ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение многое к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, на вся же благая дела и начинания наша щедрое благословение и от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша! Тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы суть нужды наша духовныя и житейския: призри на ня матерним оком и твоими молитвами вся злая от нас отврати, паче же злых и богопротивных обычаев умножение. Утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да во всем житии нашем, словесы же и писании и делы, славится всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь.

>Величание

Ублажаем тя, преподобная мати Евфросиние, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

>Акафист преподобной Евфросинии Суздальской:

  • Акафист преподобной Евфросинии Суздальской

>Канон преподобной Евфросинии Суздальской:

  • Канон первый преподобной Евфросинии Суздальской
  • Канон второй преподобной Евфросинии Суздальской

Житийная и научно-историческая литература о преподобной Евфросинии Суздальской:

  • Преподобная Евфросиния Суздальская (краткое житие) — Православие.Ru
  • Преподобная Евфросиния Суздальская — Православная энциклопедия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *