Мощи митрофания воронежского

Деревянная доска (кипарис!), крепкая, с минимальным изгибом, без жучка.

Левкас, темпера, покрывная олифа.

Живопись на иконе в очень хорошем состоянии. В относительно недавнем прошлом икона была покрыта глянцевым лаком, что придало ей блеск.

Икона Тихон Задонский и Митрофан Воронежский – это паломническая икона XIX века, экземпляр, безусловно редкий и очень востребованный образ, помогающий преодолеть многие трудности, получить исцеление от душевных и телесных недугов, икона, которой молятся за взрослых детей, желая помочь им найти себя в жизни, обрести семью, икона для хорошей работы.

Размер: 8.7 х 11.2 х 0.9 см.

Икона видео:

Как найти хорошую работу? Как выглядит икона от пьянства? Нужна икона для создания семьи?

Требуется икона бесогон? А ответ на все вопросы один – Вам нужна и обязательно поможет икона с образами двух чтимых русских святых – Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, и именно такую паломническую икону 19 века Вы можете купить у нас!

Старинная паломническая икона, образ, освященный паломником на святых чудотворных мощах еще до революции, кипарисовая доска, хорошее состояние, удобный размер для ношения с собой, доступная цена, доставка по всей России!

В 19 веке в России чрезвычайно развито паломническое движение, люди едут поклониться Святыням Палестины, Афона, но они хотят преклонить колени в молитве и в Русских Палестинах – в монастырях и храмах, где прославились наши святые подвижники.

Одними из мест поклонения были обители в Воронеже и Задонске, городах, которые располагаются рядом и в которых хранились высокочтимые святые мощи чудотворцев Тихона Задонского и Митрофана Воронежского.

Необычность чудотворений заключалась в том, что Господь даровал возможность святым исцелять по молитве от самых разных телесных и душевных недугов, а кроме того давал людям возможность молиться чудотворцам Митрофану и Тихону о своих взрослых детях, прося у святителей помощи в учебе, устройстве в жизни, успеха в поиске работы и второй половинки для создания счастливой и крепкой семьи.

И тогда и сегодня многие люди сталкиваются в своей жизни с проявлениями бесовщины, так вот именно икона с образами Митрофана Воронежского и Тихона Задонского – незаменимый помощник верующего человека в защите от проявлений темных сил. Достаточно разместить икону в Вашем доме, чтобы больше не чувствовать никакого потустороннего негатива.

Конечно, можно пойти и купить в церковной лавке новую икону с образами Митрофана и Тихона, но мы хотим обратить Ваше внимание на то, что перед Вами сейчас не совсем обычная старинная икона!

Дело в том, что паломническая икона обладает особой силой, ведь эту икону еще до революции 1917 года изготовили в монастырских мастерских и она еще тогда была освещена церковнослужителями. Но это еще не все. Паломнические иконы покупали с той целью, чтобы собственноручно приложить к Святыням – святым мощам праведников и чудотворцев.

То есть эта икона также прилагалась к ракам с мощами и конечно, обладает особой помогающей силой.

Но есть и еще одно обстоятельство, которое надо учитывать и понимать особенность данной старинной иконы, ее действенную силу. Дело в том, что в постреволюционное время был совершен чудовищный акт надругательства и вандализма над святыми останками, осуществленный силами революционных деятелей и нацеленный на разрушение православной веры.

Икона, которая может стать Вашей уже сегодня, была освещена и приложена к мощам святых чудотворцев задолго ДО этого момента.

Кроме всего выше сказанного Вы должны также понимать, что перед Вами сейчас намоленная икона, то есть икона, обладающая особой целительной и помогающей энергетикой, накопленной благодаря любви к образу прошлыми поколениями людей, бережно хранивших образок более ста лет! А раз хранили икону и берегли, значит, она помогала!

Мы также обязаны сказать и о редкости подобных икон, которых осталось крайне мало и каждая из них обладает особой культурной и религиозной ценностью!

Память святого: Тихон Задонский, святитель, епископ Воронежский, чудотворец: 1августа, 26 августа (второе обретение мощей (1991).

Святые Тихон Задонский и Митрофан Воронежский, о чем молятся, о чем просят: эта икона сравни иконе святого Никиты Бесогона, или иконе святого Нифонта, то есть осуществляет бесогонную функцию.

Наряду с этим такая икона помогает в исцелении душевных недугов, помогает обрести спокойствие и равновесие.

Святитель Тихон известен своей помощью в исцелении от беснования. К святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования.

Святителю Митрофану Воронежскому молятся об исцелении от беснования, одержимости, исцеляет он от расслабления (паралича), от других телесных и душевных недугов.

Святитель Митрофан Воронежский почитается как покровитель учащейся молодежи и как устроитель судеб взрослых детей. Молитва святому Митрофану помогает обрести взрослым детям семью, детей, устроиться в обществе.

Вы можете купить старинную намоленную целительную и защищающую икону с образами святителей Митрофана и Тихона для себя или в подарок!

Дни памяти: 19 июля (1 августа) , 7(20) августа (Обретение мощей), 4(17) сентября (Второе обретение мощей), 23 ноября (6 декабря)

На пути ко Христу

Святитель Митрофан Воронежский, по его собственным воспоминаниям, происходил из благочестивой христианской семьи. Родился он на территории Владимирской губернии, 6 ноября 1623 года.

О детских и юношеских годах жизни святителя Митрофана доподлинно известно немного. В миру он звался Михаилом, воспитывался в рамках Православных традиций, в духе добра, любви к Богу и доверия Церкви. Достигнув зрелого возраста, женился, имел сына, Ивана, питал к нему тёплые отцовские чувства. Оставшись без супруги, на сороковом году жизни отрекся от суеты мира сего и поступил в Золотниковскую общежительную обитель, располагавшуюся близ города Суздаля. Предполагается, что родной отец Михаила принадлежал к духовенству.

Сделав выбор в пользу монашества и поступив в монастырь, Митрофан смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много молился, и Бог был ему в помощь. С течением времени слава о подвигах и добродетелях Митрофана вышла за пределы обители и разлилась по округе.

Братия соседней обители, Яхромской, разумея в нём ревностного, духовно опытного подвижника и не имея на тот момент настоятеля, стали просить у церковного начальства поставить его над ними игуменом. Эту просьбу поддерживали и монастырские крестьяне. Руководство, найдя в этом рациональное зерно, пошло им навстречу.

Игуменская деятельность

В 1663 году Митрофан был возведен в иерейское достоинство и посвящен в игумена. На этом посту он проявлял себя как заботливый, любящий наставник, добрый руководитель. Занимаясь духовным воспитанием братий, много внимания он уделял и благоустройству обители.

В первый год правления монастырём отец Митрофан приобрёл богато оформленное Евангелие. Затем, прибегнув к пожертвованиям благотворителей, организовал строительство нового, более вместительного, чем имевшийся, храма.

Пастырская ревность, инициатива и хорошие организаторские способности игумена Митрофана не ускользнули от внимания Патриарха Иоакима, и он предложил ему место настоятеля в более известном Желтоводском (Унженском) монастыре. Отец Митрофан смиренно принял это предложение. Он правил этой обителью около семи лет. За период его руководства обитель преобразилась: отстроился прекрасный Благовещенский храм, с колокольней и трапезой; было написано множество икон. Но главное: его деятельность благоприятствовала духовному преображению братий.

Государь Феодор Алексеевич, питая к отцу Митрофану уважительные чувства, имел с ним общение. Похожие чувства питали к игумену и некоторые представители царского двора.

В 1682 году, в соответствии с решением Московского Собора 1681 года, была образована Воронежская епархия. Поскольку в то время среди народа усилились раскольнические настроения, постольку было понятно, что новую епархию должен возглавить твёрдый в убеждениях, мудрый и ревностный пастырь. Царь выбрал на это место чтимого им игумена Митрофана. Церковное руководство идею одобрило и поддержало.

Епископский путь

2 апреля 1682 года патриарх Иоаким торжественно посвятил отца Митрофана во епископа Воронежского.

Смерть царя Феодора, почившего вскоре после этого события, послужила причиной задержки святителя Митрофана в столице. Кроме того ему надлежало присутствовать при обряде венчания на царство двух Алексеевичей: Иоанна и Петра; во время совершения этого обряда святитель Митрофан поднёс на блюде венец, который, затем, был возложен с молитвой на голову Петра.

Кроме того епископ Митрофан принял участие в Соборе, организованном против бесчинства раскольников и происходившем в Грановитой палате.

Прибыв к месту своего епископского служения, святитель обратился через окружное послание к подвластному духовенству, где призвал священнослужителей к строгому соблюдению веры и ответственному отношению к пастве. В рамках послания он выделил три важнейших аспекта в деле управления Христовым стадом: словом, священнодействиями и молитвами, личным примером.

Учитывая масштаб разгула раскольнических настроений в стране, с самого начала служения святитель Митрофан ставил задачей борьбу за церковное единство. Основу единства внутри паствы он видел в единстве веры и послушании голосу Церкви.

В числе первых дел на своей кафедре епископ Митрофан организовал строительство нового, каменного храма в Воронеже. Строительство длилось около пятнадцати лет. Всё это время епископ служил в деревянной церкви. Когда работы близились к завершению, ко всеобщему сожалению выяснилось, что во время постройки были допущены ошибки, связанные с недостаточным опытом каменщиков, и здание храма признали ненадёжным.

В духовно-нравственной области святитель Митрофан проявил себя как добрый и милостивый архиерей. Отмечают, что он был доступен не только для приближенных и сановитых особ, но для всех, включая простолюдинов; обычным делом служения для святителя было посещение узников в темницах; кроме того он проявлял особую заботу о сиротах и вдовах.

Материальное положение Воронежской кафедры оставляло желать лучшего. Дело в том, что поступление средств на епархиальные нужды сильно зависело от количества и размеров приходов, тогда как Воронежская епархия в этом отношении значительно уступала другим. Случалось, что по поводу ряда церквей между начальством Рязанского и Воронежского духовенства происходили конфликты. В этой связи Рязанское руководство посылало Патриарху жалобы о неправомочном окормлении отдельных храмов Воронежским святителем. Реагируя на эти неприятные сигналы, Патриарх, в 1696 году, определил своей грамотой точные территориальные границы Воронежской епархии и объяснил спорящим сторонам, какой из двух архиереев каким храмом должен владеть.

Позднее, в 1699 году, царь Пётр, проникнувшись бедственным положением Воронежской кафедры, отписал от Рязанской епархии несколько городов с их уездами и приписал их к Воронежской.

К епископу Митрофану Пётр относился положительно. В свою очередь и святитель почитал царскую власть, называл её данной Богом и требовал такого понимания от народа.

Когда Пётр строил на Воронежской верфи корабли, святитель рассказывал людям, что это необходимо для пользы Отечества, и поддерживал тех, кто был занят на тяжких работах, добрым пастырским утешением и молитвой. Узнав, что на нужды Отечества срочно требуются большие денежные средства, святитель, собрав всё, что было в епархиальной казне — 6000 рублей — безотлагательно передал собранную сумму государю.

После того как царь Пётр взял Азов, он тут же отправил посланника сообщить святителю Митрофану, что отныне тот будет именоваться епископом Воронежским и Азовским.

Вообще же святитель не раз выручал государя деньгами. Между тем, Пётр ценил его не только за помощь Отечеству, но и за монашеские добродетели. Об этом свидетельствуют и его отзывы, и сами факты посещения святителя для испрашивания у него благословения.

Однажды царь Пётр, пребывая в Воронеже, по каким-то соображениям пригласил епископа Митрофана к себе. Тот пошёл к царю пешком, а когда приблизился к адмиралтейству, увидел идолов, развернулся и удалился к себе. Царь же, узнав о случившемся, вознегодовал и вновь послал за епископом. Вернувшись, посыльный передал государю, что святитель готов придти к нему, царю, с визитом лишь при условии, что идолы будут убраны прочь. Темпераментный Пётр, услышав такие слова, воспылал ещё большим негодованием и опять отправил посыльного, повелев передать, что если святитель тут же не явится к нему, то подвергнется казни, как ослушник, преступник. Святитель вновь проигнорировал приглашение, ответив через царского посыльного, что хотя царь и может умертвить его тело, но не душу, которая в руках Божьих.

Понимая, в чём состояла причина «дерзости» святителя, самодержец сумел потушить в себе пламень гнева. Между тем сам святитель, не зная, чем именно закончится эта ситуация и сознавая, что грозное царское слово может исполниться, предался молитве. Вскоре царь услышал, как в большой колокол бьют благовест. Когда он, не понимая, что бы это значило, послал разузнать, вернувшийся доложил, что святитель готовится к смерти и желает молиться соборно о вечном спасении. Царь, по-хорошему изумившись пастырской твёрдости и благочестию, повелел снести идолов (в действительности это были статуи, вероятно, стоявшие как предметы искусства), донести до святителя слова царской милости и попросить не беспокоить народ странным звоном.

После этих событий царь проникся к епископу Митрофану ещё большим уважением. Святитель дожил до глубоких седин.

Чувствуя приближение смерти, он составил Духовное завещание верующим, а при самом конце земной жизни принял схиму и новое имя Макарий, отдал распоряжения насчёт своего погребения. В день кончины, 23 ноября 1703 года, святитель по-христиански простился, предался молитве и предстал перед Высшим Судьей.

Царь Пётр, прибывший в тот день в Воронеж, хотел посетить любимого пастыря, но застал его уже при смерти. Пётр долго держал его руку, а потом закрыл ему очи.

Тропарь святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 4

Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога // стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 8

Воздержанием тело духу поработив, / душу же равноангельну сотворив, / святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, / и ныне, всех Владыце предстоя, // моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Тропарь Димитрию, митрополиту Ростовскому, Митрофану и Тихону, епископам Воронежским, глас 8

Якоже древле на Востоцех трие велицыи святителие, / сильный словом Василий, / глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн, / тако и днесь в стране полунощней / три новоявленная светила веры на тверди церковней востекоша:/ столп веры Митрофан,/ слово истины в лице царю исповедавый, / и обличитель раскола Димитрий, / мечем обоюду острым вся козни его разсекий, / и помазания полный сосуд Тихон, / тихостию словес своих грешника к покаянию призвавый. / О велицыи трие святителие земли Российския, / молите Христа Бога, Емуже угодни бысте, // спастися душам нашим.

Кондак Димитрию, митрополиту Ростовскому, Митрофану и Тихону, епископам Воронежским, глас 3

Иже в поздния наша роды и в последняя времена / обуреваемых треволнением житейских страстей и хладом безверия недугующих / в скорби душевней утешивший и теплотою вашея веры согревавший, / трие новоявленный святителие Российстии, / Димитрие, Митрофане и Тихоне, / на камени Православия утвердите ны / и, яко чадолюбивии отцы, // духовная чада ваша стезею заповедей отеческих в Царствие Христово вслед себе руководите.

Будущий святитель Митрофан (в миру Михаил) родился 6 ноября 1623 года во Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в семье священника.

Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел сына Ивана. Известно, что некоторое время будущий епископ был приходским священником в селе Сидоровском Суздальской епархии недалеко от г.Шуи.

Монашество и игуменство

На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. В 1663 году он поступил в Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где был пострижен в монахи под именем Митрофана, а через 3 года рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую обитель (Яхромский Космин монастырь), которой управлял в течении 10 лет. После Святитель Митрофан был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл 7 лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.

Монастырь игумена Митрофана часто посещал царь Феодор Алексеевич Романов, который нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра — Воронежская епархия, царь Феодор Алексеевич предложил назначить первым её епископом игумена Митрофана.

Епископ Воронежский

2 апреля 1682 года игумен Митрофан был хиротонисан во епископа Воронежского. Хиротонию совершил Патриарх Всея Руси Иоаким.

После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За период жизни в Москве он участвовал в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра.

Святителю Митрофану также пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле 1682 года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах.

В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от Москвы, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало — некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты (на территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения). Монастыри также находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам — благотворителям монастырей, чем духовной власти. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае, привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол или отвлекали от хождения в церковь.

Прибыв в епархию, святитель Митрофан, в первую очередь, обратился к священникам своей епархии с архипастырским посланием, которое было проникнуто одной мыслью — о величии и святости пастырского служения.

В течение 20 лет трудился святитель на Воронежской кафедре. За это время святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Одной из первых забот св. Митрофана было построение нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и освящена в 1692 году. Великих трудов стоило это строительство святителю. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище.

За 20 лет служения святителя Митрофана в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.

Святитель Митрофан и царь Пётр I

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с царем Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии.

Святитель Митрофан одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским».

В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен.

«Духовное завещание»

В своей келейной жизни святитель Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой – молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. За несколько лет до кончины он составил «Духовное завещание», в котором дал пастырские наставления для всех христиан: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь».

Кончина

Святитель Митрофан скончался 23 ноября 1703 года. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного Макария Унженского, основателя монастыря. Погребен он был вБлаговещенском соборе в Воронеже на 12-й день после кончины. Похороны прощли с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

Похороны свт. Митрофана Воронежского и обретение его святых мощей. Слева изображен Петр Великий. Религиозная картина ΧΙΧ века

Обретение мощей святителя Митрофана и канонизация

Спустя 14 лет после смерти святителя Митрофана, в 1717 году, Благовещенский собор начал рушиться от близости рвов из-за нетвердости фундамента и его разобрали, чтобы из этого же материала построить новый. Строительство началось в 1718 году и закончилось в 1735 году. Тело святителя Митрофана было перенесено «в правое крыло собора». Именно тогда было замечено, что тело Святителя нетленно.

Через 100 лет, весной 1831 года, был проведен ремонт собора. Необходимо было обследовать фундамент на прочность и перестелить пол. При ремонте разобрали церковный помост и обнаружили склеп святителя Митрофана с разломленным отверстием наверху. Через него и увидели раскрытый гроб (крышка стлела) и нетленное тело епископа Воронежского.

6 августа 1832 года в день Преображения Господня состоялось открытие мощей святителя Митрофана. На этом событии присутствовало около 50 тысяч человек.

Открытие мощей святителя Митрофана 6 августа 1832 года

Мощи торжественно были перенесены из Благовещенского (на время ремонта) в Архангельский собор. Благовещенский храм вновь открылся для верующих в 1833 году. Тогда же были перенесены мощи Святителя Митрофана. К этому событию воронежские купцы устроили серебряную вызолоченную раку весом семь пудов.

В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. От его святых мощей по милости Божией начали происходить многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. При соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице.

История Благовещенского собора в советское время

В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежденБлаговещенский Митрофанов монастырь.

С Благовещенским собором тесно связано имя священномученика Тихона (Никонорова), архиепископа Воронежского и Задонского. 13 мая 1913 года Тихона назначили на Воронежскую кафедру. Архиепископ совершал богослужения в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года) в третий день Рождества Христова Тихон был повешен на царских воротах алтаря Благовещенского собора. Его сгубила Гражданская война, ярым противником которой он являлся.

3 февраля 1919 года большевики ворвались в собор во время богослужения и пытались опорочить святые мощи Митрофана, сдернув с них одеяния и подняв на штыки. Тут же был проведен акт вскрытия мощей, по которому их признали поддельными. Митрофановский монастырь объявили оплотом контрреволюционных сил и по решению органов Советской власти закрыли. В 1922 году большевиками был инициирован раскол Православной церкви, Благовещенский собор стал обновленческим.

20 августа 1929 года, в «Митрофанов день», органы советской власти запретили все богослужения. Некто партийный Варейкис объявил присутствующим, что мощи святителя изымаются в связи с закрытием Благовещенского собора на нужды социалистического строительства. Мощи епископа Воронежского Митрофана были переданы в Воронежский Краеведческий музей. В этот же день на площади у Благовещенского собора состоялись народные гулянья. В них участвовали все пять воронежских оркестров, исполнявших революционную музыку.

Во время Великой Отечественной войны собор был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века.

Возведение нового собора началось только в 1998 году. Вновь построенный собор не имеет внешнего сходства с утраченным. Он состоит из двух частей: верхнего и нижнего храмов, и способен вместить до 6 тысяч человек. Новый собор является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира — его высота 97 метров.

Благовещенский кафедральный собор Воронежа

Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года. 5 декабря 2009 года из Покровского собора, в котором в 30-е годы XX века размещался Краеведческий Антирелигиозный музей, в Благовещенский Собор торжественно были перенены святые мощи святителя Митрофана Воронежского и святителя Тихона Задонского.

Мощи святителя Митрофана Воронежского

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 4

Трудно реализовать протест в авторитарном государстве. Тебя схватят. Отдельные люди готовы были пострадать, но чтобы архиереи протестовали – такого не было. Кроме святого Митрофана. Память 20 августа

Петр Первый; гравюра, фрагмент. Митрофаний Воронежский; икона, фрагмент

Был избран игуменом

Михаил (так звали будущего святителя (1623-1701)), сын священника и сам священник, в 40 лет овдовел. В горе утешала только молитва и он принимает решение уйти в монахи.

При постриге отец Михаил получил имя Митрофан, с которым и вошел в историю как первый Воронежский епископ. Жизнь в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери так нравилась ему, что он дал обет не покидать пустынь до смерти. Уже в начале монашеской общежительной жизни его отличает мирный дух, уважение и почтение ко всем, независимо от чинов.

Но вот соседнему с пустынью Яхромскому Космину монастырю понадобился игумен, и братия просит своего епископа поставить им иеромонаха Митрофана. Епископ идет на встречу, Митрофан становится игуменом – очень строгим к себе и очень заботливым и внимательным к другим. До конца своих дней Митрофан переживал о том, что не смог выполнить обета не покидать пустыни.

Всю жизнь личные желания отца Митрофана не исполнялись. Кроме последнего, уже на смертном одре.

Зато братия Яхромского монастыря не могла нарадоваться, а сам Яхромский монастырь в те годы был известен как обитель учеников Христовых, связанных между собой любовью – не на словах, а на деле.

Затем игумена Митрофана переводят настоятелем в богатый Унженский монастырь. Боль расставания с духовными чадами снова смягчает молитва, и на новом месте будущий святитель продолжает молиться за них.

Епископ и царь

Портрет молодого Петра Первого Готфрида Неллера. Фрагмент. Изображение: wikipedia.org

Ко времени первой встречи с царем святителю Митрофану было около 60-ти, Петру — десять.

Виктор Маркович Живов, доктор филологических наук, профессор МГУ и Калифорнийского университета в Беркли, специалист в области истории русской литературы и культуры:

«Это время известно как неспокойное, еще сильны действия трагического церковного раскола в Русской Церкви. В апреле 1682 года умирает старший брат Петра – царь Федор Алексеевич. Десятилетнего Петра объявляют новым царем. Но через месяц, после восстания в результате борьбы боярских партий, Петр уже делит трон со своим сводным братом Иваном Алексеевичем.

В том же апреле 1682, в самых первых его числах, сжигают на костре протопопа Аввакума, церковный Собор учреждает новые епархии для борьбы с расколом. Среди них — Воронежская, выделенная из огромной Рязанской.

В Москву, на поставление в епископа новой кафедры призван игумен Унженской обители Митрофан, он становится невольным свидетелем кровавых сцен первого стрелецкого восстания и распрей бояр.

25 июня 1682 года новопоставленный святитель участвует в венчании на царство юных государей — Иоанна и Петра. Так встретились на своем первом историческом перекрестке запуганный кровавым бунтом мальчик и умудренный опытом, почти шестидесятилетний игумен».

Но управлять по-настоящему Петр начал после подавления стрелецкого бунта 1689 года. Тогда он казнил публично 2000 человек. Патриарх Адриан, политик и дипломат, здесь не удержался и пришел к Петру с иконой в руках печаловаться за бунтарей.

Петр его прогнал со словами: «Зачем ты пришел сюда с этой иконой! Бог нас поддерживает, а не этих мятежников».

И вот такому гневному царю, прогнавшему печаловавшегося за людей патриарха, решился противоречить рядовой епископ.

Рядовой, но прогрессивный, в отличие от многих архипастырей и простых священников, прозывавших втихую Петра «антихристом», союзник Петра в его открытости всему лучшему в Европе.

Митрофаний поддерживал инициативы Петра, способствовавшие просвещению Российской державы, помогал в создании нового морского флота, жалуя на это крупные средства.

В 1700 году во время войн со Швецией в армии не хватало казны на жалование «ратным людям морского воинского флота в Воронеже» — Митрофаний выдал 4000 рублей. А когда царь приказал переливать на пушки церковные колокола, святитель и тут подсобил средствами – не отдавать же земли отечества шведу! Митрофаний знал резон и понимал, где уступить практической пользе, а где не уступить.

Что касается раболепствования и копирования без разбора всего иноземного, насмешки над своим, — тут прогрессивный владыка был на редкость тверд и по-умному критичен. Даже к царю.

Ведь царь часто сам приезжал к Митрофанию, когда бывал в Воронеже, о многом говорил и советовался с ним.

Царь извинился

Епископ Митрофан посещает царя. Изображение: wikipedia.org

Однажды Петр I, быв в своем воронежском дворце, пригласил святителя к себе.

Святитель заметил во дворе статуи обнаженных героев языческой мифологии: Зевсов, Уранов, нимф и красавицы Венеры. Увидел – развернулся — ушел.

На вопрос царя – мол, как же так – святитель ответствовал: «Пока Петр не уберет этих идолов, не могу войти во дворец»…

Возмущенный царь передал святителю, что, если он тут же не явится, то будет казнен. Ответ святителя стал эталонным по прямоте и мужеству для всех добрых пастырей Церкви:

«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21). Тело мое в царских руках, и он властен умертвить оное, а на душу мою никакая человеческая власть не простирается, но неприлично православному Государю ставить языческих болванов и тем соблазнять простые сердца.

Итак, лучше мне умереть, нежели боязливым молчанием, ради человекоугодия, изъявить как бы соизволение свое на нечестивое взирание на языческих богов, на поставление и хранение с честию на видном месте их кумиров, что является соблазном для младенствующего простого народа».

После этих слов святитель Митрофан стал готовиться к смерти. Он решил послужить всенощное бдение вечером и велел звонить в самый большой колокол Благовещенского собора Воронежа. Царь, услышав колокольный звон, поинтересовался у слуг: «Какой завтра праздник?» Ему ответили, что никакого большого праздника завтра нет.

Тогда Петр I отправил людей спросить у святителя о причине звона. Святитель Митрофан ему передал: «Мне, как преступнику, словом царским изречена казнь смертная, и того ради я, приготовляясь к смерти, спешу принести Господу Богу соборное с церковью о грехах моих моление».

Царь был поражен смирением святителя. Он тут же приказал снести статуи и попросил прощение у праведника. После этого события Петр I проникся еще большим уважением к смелому епископу.

Современному читателю такой выпад епископа может показаться в лучшем случае «чудным», а сам епископ — «некультурным», незнакомым с понятием аллегории, пронизывающей все западное искусство времен от ренессанса до ампира. Но ведь епископ не для себя старался!

В XVII веке простой российский человек воспринимал все, скажем так, простодушнее, глазами. Что мог подумать русский мужик, глядя сквозь дворцовую чугунную ограду на любовную сценку мраморных Зевса и нимфы в саду дворца православного государя? Не советовать же ему «Диалектику мифа» почитать, которой тогда и написано не было.

А епископ думал как раз о таких мужиках, о народе, пастырем которого он был поставлен. И что показалось ему смутительным — о том он прямо сказал царю.

Виктор Маркович Живов: «Эта воронежская история особенно запомнилась народу, потому что царь, которого сам патриарх не смог упросить о милости, смирился пред непослушным епископом. Обычно Петру не перечили. Во всяком случае, открыто.

Трудно реализовать протест в авторитарном государстве. Тебя схватят. Был уже Ларион Докукин, который свои тетради, обличающие Петра, прибил к Троицкому собору в Петербурге. Такие всплески были, и людей тащили в Преображенский приказ, и оттуда они живыми не выходили. Отдельные люди готовы были пострадать, но чтобы архиереи протестовали – такого не было».

Более чем скромен

Святитель Митрофаний Воронежский. Миниатюра. Изображение: pravicon.com

Дружба царя, большие полномочия и материальные ресурсы не изменили монашеского образа жизни святителя Митрофана: жертвуя огромные средства на различные церковные и государственные нужды, святитель не имел лично ничего своего, все свое время отдавал служению. Современники о нем говорили: «более чем скромен».

Святитель широко помогал нуждающимся людям, при этом не чинился – кто православный и русский, а кто иноземец в беде.

Из архиерейской казны Митрофаний выдавал одежду, для нищих устраивал столы. Умиравших на чужбине бедных гастарбайтеров хоронил и погребал на свои средства.

В соборный синодик он велел внести для постоянного поминовения имена тех, которые «при первопрестольнике преосвященном Митрофане скончались без покаяния и без причастия».

«Не осталось у меня такого другого святого старца»

Погребение святителя. Фрагмент иконы. Изображение с сайта voronezh.ru

В 1699 году епископ серьезно заболел и решил принять схиму. Но царь приехал и стал отговаривать Митрофания от ухода от дел, не хотел отпустить друга-епископа. Епископ послушался, ведь он был монах, и последние четыре года своей жизни провел на «работе».

Владыка любил думать и рассуждать о смерти, загробной участи, часто молился за умерших. К своему погребению он все приготовил сам. Не имея личных средств, просил, чтобы пожертвование за поминовение погребавшим и хору выдавалось из домовой архиерейской казны.

Перед самой смертью владыка исполнил свое давнее желание — был пострижен в великую схиму с именем Макарий.

А в гроб лечь в схимническом облачении не получилось: царь не захотел и владыка опять смирился. По мнению царя Петра, епископу приличествовало «на людях» носить пышное облачение, соответствующее высокому сану.

В день смерти святителя – 23 ноября 1703 года – Петр I прибыл в Воронеж и застал Митрофания уже при смерти. Царь долго держал руку святителя, а потом закрыл его глаза своей рукой.

При погребении владыки Митрофания в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Во­ро­не­жа, когда представители духовенства хотели взять гроб для перенесения, Петр I сказал, обратившись к своей свите:

«Стыдно нам будет, ежели мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем тело его сами».

Сказав это, царь первый взялся за гроб святителя и с главными военачальниками понес его в соборный храм. Когда погребение окончилось, Петр I громко сказал: «Не осталось у меня другого такого святого старца, ему же да будет вечная память».

После смерти святителя стали происходить чудеса на его гробнице, а его тело было обнаружено нетленным. Прославление Митрофания в лике святых состоялось 20 августа (по новому стилю) 1832 года.

При подготовке статьи использовались:

Архиепископ Димитрий (Самбикин). Делай благо, бегай злаго. Деятельность святителя Митрофана на Воронежской кафедре. М.: Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского. 2003. – 47 с.

Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский, как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. — Воронеж, 1904.

Духовное завещание святого Митрофана, епископа Воронежского (по книге Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. — М.:Изд-во Сретенского монастыря, 2007 г. — 288 с.: ил. — (Жития святых))

В Дивногорье дивной красоты не только горы…

Многие воронежцы до сих пор помнят, какие огромные очереди выстраивались к Поясу Богородицы — святыне, которую привозили в нашу страну в конце 2011 года. Прикоснуться к ней тогда отправились и многие воронежцы.

Между тем в нашей области тоже есть немало святынь, экскурсии к которым предлагает Паломнический отдел Воронежской и Борисоглебской епархии.

Главная святыня нашего региона — мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, которые находятся в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа.

С его именем связано очень много паломнических маршрутов. Так, верующие могут посетить Адмиралтейский храм, построенный в честь Успения Божией Матери, в котором совершалось богослужение еще при первом епископе Воронежском Митрофане. В этом храме Петр Первый читал «Апостол» за богослужением.

В Благовещенском кафедральном соборе находятся мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.

— Святителя Митрофана почитают не только воронежцы. Еще когда я был студентом духовной семинарии и паломничал на остров Валаам, то там, в монастыре, в иконостасе, видел икону святителя, — рассказал «Комсомолке» отец Сергий Моздор, настоятель Покровского собора, председатель Паломнического отдела Воронежской и Борисоглебской епархии. — Очень почитается он и на Афоне. Во многих областях нашей страны есть храмы, посвященные этому святому. Долгие годы мощи святителя находились в Покровском соборе. Мне до сих пор приходят письма от почитателей святителя с просьбами помолиться за них у мощей первого епископа Воронежского.

Также в Благовещенском соборе находится часть мощей святителей Тихона, епископа Воронежского и Задонского, чудотворца и священномученика Петра (Зверева), который был воронежским архиепископом в тяжелые советские времена. Потом его взяли под стражу, депортировали на Соловки, где он умер мученической смертью. Несколько лет назад по благословению Патриарха Кирилла делегация Воронежской и Борисоглебской епархии ездила на Соловки, откуда и привезла мощи священномученика.

Есть в кафедральном соборе и святыни вселенского масштаба. Среди них — ковчежец с частицами мощей святых апостолов, учеников Христовых, часть мощей мученицы Наталии, преподобных отцов Киево-Печерских, а также иконы с мощами святителей преподобного Силуана Афонского и священномученика Власия. В икону святителя Спиридона Тримифунтского вложена частица облачения (башмачок), бывшая на его святых мощах.

Алексиево-Акатов монастырь во время своего визита в Воронеж в сентябре 2011 года посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

— Мы предлагаем нашим землякам посетить Акатов монастырь, где сохранилось первое каменное строение — колокольня. Скоро будет 300 лет Никольскому храму, — продолжает отец Сергий. — Мы хотим рассказать нашим землякам об их истории. Например, в упомянутых храмах есть намоленные иконы. Так, в Акатовом монастыре находится очень почитаемая икона Божией Матери «Живоносный Источник» и икона целителя Пантелеймона.

Паломнический отдел также предлагает воронежцам познакомиться с храмовым архитектурным разнообразием, посмотреть прекрасные росписи наших храмов. Среди них — великолепно расписанный Никольский храм, Покровский собор, в котором сейчас завершается ремонт. В соборе находится часть мощей святителя Митрофана, икона с мощами святителя Николая, которые привезли из итальянского города Бари, а также преподобного Серафима Саровского.

Воронежцы могут посетить и святыни нашей области. Самая значимая достопримечательность — пещерные монастыри. Это Дивногорский мужской и Костомаровский женский монастыри. Сейчас возрождается Белогорский монастырь.

О возрасте пещерных монастырей спорят до сих пор.

Есть разные версии о дате их основания. Одни говорят, что речь идет о годах гонения на христиан. Здесь можно вспомнить римские катакомбы, в которых молились верующие, скрываясь от преследования первые три века нашей эры. Другие считают, что наши монастыри похожи на каппадокийские храмы (современная Турция), где жили и совершали богослужения христиане, убегавшие от преследователей.

— Правда, некоторые считают, что их построили в более позднее время — когда на рубежи Руси с юга нападали кочевники. В паломнических поездках мы стремимся показать также красоту и глубину православия.

Также паломнический отдел советует посетить воронежские источники. Пожалуй, самый известный из них — источник святителя Митрофана. По преданию, он возник по молитвам первого епископа Воронежского. Долгое время это место было завалено мусором, однако люди приходили туда, набирали воду.

— Сейчас там строится храм, есть купель, где можно совершить омовение и получить не только духовную поддержку, но и исцеление от физических недугов, — говорит отец Сергий Моздор. — В Острогожске есть источник в честь Казанской иконы Божьей Матери. Воронежцам он мало известен, а вот у местных очень почитается. Когда мы везем туда верующих, то останавливаемся около него, чтобы они могли набрать воду.

Костомаровский женский монастырь — одно из излюбленных паломнических мест воронежцев.

ЗНАЙ!

Паломнический отдел находится во дворе Покровского собора. Работает в будни с 9.00 до 17.00, в воскресенье с 9.00 до 15.00. Выходные дни там только в великие церковные праздники. Справки можно получить по телефонам: (473) 255-40-05 (факс) и 220-89-37. Принимаются как индивидуальные, так и групповые заявки. Можно также попросить составить специальный маршрут.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *