Московские церковные ведомости

Московскiя церковныя вҍдомости, 1898-й г., № 37, с. 503–504.

Изъ с. Рождествена (Московскаго уѣзда).
(Освященiе храмовъ).
(Корреспонденцiя).

23-го августа въ селѣ Рождественѣ, на Сходнѣ, Московскаго уѣзда, въ 6-ти верстахъ отъ станціи Химки Николаевской ж. д., происходило двойное торжество. Съ разрѣшенія преосвященнѣйшаго Нестора, епископа Дмитровскаго, были освящены старый деревянный храмъ въ честь Рождества Христова и новый большой каменный трехпрестольный храп также въ честь Рождества Христова.
Торжество началось съ вечера 22-го августа. Въ 6 часовъ былъ благовѣстъ ко всенощному бдѣнію, которое одновременно было совершено въ двухъ храмахъ — въ старомъ и въ новомъ. 23-го августа въ 6 часовъ утра началась ранняя обѣдня и малое освященіе стараго храма. Освященіе совершали и служили литургію священники с. Павшина о. В. Никологорскій с. Спасскаго-Тушина свящ. о. В. Друговъ при діаконѣ церкви московской Практической Академіи Григоріѣ Діаконовѣ и пѣніи хора крестьянъ деревни Мишина. Въ 9 часовъ началось освященіе главнаго каменнаго храма въ честь Рождества Христова. Чинъ освященія и літургія были совершены мѣстнымъ благочиннымъ свящ. С. А. Николъскимъ, съ настоятелемъ храма священникомъ А. Терновскимъ, села Ангелова священникомъ Холмогоровымъ, с. Матвѣевскаго, Подольскаго уѣзда, священникомъ А. Терновскимъ при діаконѣ Страстнаго монастыря Щедровѣ и хора пѣвчихъ С. М. Знаменскаго. За богослуженіемъ о. Терновскимъ было сказано приличествующее торжеству слово.
Нужда въ постройкѣ новаго храма ощущалась уже давно. Деревянный приходилъ въ ветхость, къ тому-же онъ былъ очень невмѣстителенъ, и въ большіе праздники народъ стоялъ на улицѣ. Неудобство этого послѣдняго обстоятельства особенно было ощутительно зимою: службу за дверями храма плохо было слышно, да и опасно стоять долгое время на улицѣ съ открытой головой, и въ церкви немногимъ лучше — вверху паръ, а въ ноги несетъ холодъ. Иниціатива построенія храма и приведеніе ея въ исполненіе принадлежить мѣстному священнику о. Александру Терновскому. Поступивъ въ с. Рождествено въ 1888-мъ году, онъ скоро увидалъ главную нужду своихъ прихожанъ и рѣшилъ ей помочь, но церковная касса, въ количествѣ только 8.400 р., заставила его отсрочить исполненіе своего рѣшенія и подумать объ изысканіи нужныхъ средствъ на это большое дѣло. Но приходская нужда все болѣе и болѣе заставляла себя чувствовать, и вотъ о. Терновскій 1-го января 1890 года созываетъ своихъ прихожанъ на общій церковный сходъ и высказываетъ имъ свои мысли. Прихожане съ радостію принимаютъ мысль своего пастыря о построеніи новаго каменнаго храма, но, по своей бѣдности, деньгами помочь не могутъ, а составляютъ приговоръ о безплатномъ подвозѣ матеріала въ продолженіе всей постройки. Было выбрано удобное мѣсто, выработанъ планъ, и храмъ былъ заложенъ съ разрѣшенія Владыки Митрополита Іоанникія 22-го іюля 1890-го года. Начатое дѣло о. Терновскій продолжалъ со свойственнной ему энергіей молодаго человѣка. Неоднократно являлись препятствія, кажущіяся непреодолимыми, и только твердая вѣра въ помощь Божію поддерживала энергію молодаго батюшки. Было, напр., время, когда церковныя деньги и пожертвованія московскихъ благотворителей были истрачены, мѣстныя средства использованы, матеріала не стало, работы должен были остановиться. О. Терновскій не падалъ духомъ, а по-немногу продолжалъ изъискивать средства, такъ что работы пошли хотя и не бойко, но и не останавливались. Наконецъ онъ, пригласивъ двухъ почетныхъ прихожанъ, отправлается (уже не въ первый разъ) къ сосѣду фабриканту г. Сувирову и убѣждаетъ его помочь бѣдному храму, не дать рабочимъ уйти прежде времени. Г-нъ Сувировъ жертвуетъ матеріала на 1000 рублей, чтобы дотянуть дѣло до осени. Черезъ день онъ присылаетъ извѣстiе, что всѣ работы вчернѣ беретъ на себя. Въ 1891-мъ году храмъ былъ оконченъ вчернѣ. Спустя нѣкоторое время благотворитель, г. Сувировъ, взялъ всѣ издержки и по внутреннему устройству храма на себя, и работы пошли безъ задержки. Въ 1895 г. храмъ был оштукатуренъ внутри и сложены печи, въ 1896 г. окрашенъ внутри масляной краской, на колокольню повѣшенъ въ 204 п. 30 ф. колоколъ, поставлены иконостасы въ 2-хъ придѣлахъ, правомъ, во имя св. пророка Илiи, и лѣвомъ, во имя свят. Алексiя. 11-го августа 1895 г. было совершено освященiе означенныхъ придѣловъ. Наконецъ, въ наст. году окончены всѣ работы: поставленъ трехъ-ярусный, бѣлый съ позолотой, иконостасъ въ главномъ храмѣ, написаны иконы, куплена утварь, и т. п. Новоосвященный храмъ является, по красотѣ своей и благолепiю, однимъ изъ лучшихъ храмовъ Московскаго уѣзда. Слава и благодаренiе Христу Спасителю, въ честь Рождества Котораго освященъ храмъ!
Мало того — главный жертвователь по построенiю и украшенiю храма, г. Сувировъ, возобновилъ и отдѣлалъ заново и старый храмъ, какъ сказано выше, пришедшiй въ ветхость, и который было предположено сломать. Утварь его значительно поновлена новою. Этотъ послѣднiй храмъ деревянный, построенъ въ 1758-мъ году намѣстникомъ Чудова монастыря Iосифомъ.

О́БЩЕСТВО ЛЮБИ́ТЕЛЕЙ ДУХО́ВНОГО ПРОСВЕЩЕ́НИЯ (ОЛДП), рос. пра­во­слав­ное ре­ли­ги­оз­но-про­све­ти­тель­ское об­ще­ст­во (1863–1918). Ос­но­ва­но в Мо­ск­ве по ини­циа­ти­ве митр. Фи­ла­ре­та (Дроз­до­ва) в це­лях рас­про­стра­не­ния сре­ди ду­хо­вен­ст­ва и на­ро­да «ре­ли­ги­оз­но-нрав­ст­вен­ных зна­ний». Из­на­чаль­но дея­тель­ность ОЛДП бы­ла свя­за­на с от­кры­той в 1863 Моск. епар­хи­аль­ной б-кой. В за­ле б-ки в Вы­со­ко­пет­ров­ском мо­на­сты­ре про­хо­ди­ли об­щие со­б­ра­ния ОЛДП, за­бо­тив­ше­го­ся о по­пол­не­нии б-ки пе­чат­ны­ми из­да­ния­ми и ру­ко­пи­ся­ми (ру­ко­пис­ный от­дел от­крыт в 1877; в 1913 б-ка на­счи­ты­ва­ла 30 тыс. книг, 400 на­зва­ний пе­рио­дич. из­да­ний и 1264 ру­ко­пи­си 15–19 вв., 648 из них с 1921 хра­нят­ся в Епар­хи­аль­ном со­б­ра­нии ГИМ). В 1902–17 ОЛДП, вклю­чая Цер­ков­но-ар­хео­ло­гич. му­зей (от­крыт в 1900), по­ме­ща­лось в Моск. епар­хи­аль­ном до­ме. При поч. по­пе­чи­тель­ст­ве моск. ми­тро­по­ли­тов ОЛДП управ­ля­лось вы­бор­ным со­ве­том. Пред­се­да­телями совета бы­ли ар­хим. Иа­ко­в (Крот­ко­в) (1863–70), про­тои­е­ре­и И. Н. Ро­ж­де­ст­вен­ский (1870–1892), И. Д. Пе­тро­пав­лов­ский (1892–94), М. С. Бо­го­люб­ский (1894–1902), И. Ф. Ман­све­то­в (1902–08; прот. Н. И. Бо­голюб­ский, из­бран­ный пред­се­да­те­лем в 1905, не был ут­вер­ждён) и Н. Д. Из­веко­в (1908–17). Чле­на­ми ОЛДП, по­ми­мо моск. ду­хо­вен­ст­ва и пре­по­да­ва­те­лей Мо­с­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии и се­ми­на­рий, бы­ли свет­ские учё­ные и ли­те­ра­то­ры (И. С. Ак­са­ков, Н. И. Бар­суков, Е. В. Бар­сов, В. П. Бе­з­обра­зов, О. М. Бо­дян­ский, Ю. Ф. Са­ма­рин, С. М. Со­ловь­ёв, И. И. Срез­нев­ский, С. Н. Тру­бец­кой и др.). Осн. фор­ма­ми дея­тель­но­сти ОЛДП бы­ли со­бра­ния его чле­нов с пред­став­ле­ни­ем до­кла­дов и их об­суж­де­ни­ем, по­вре­мен­ные и пе­рио­дич. из­да­ния. При ОЛДП су­щест­во­ва­ли от­де­лы: ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гич. и ико­но­ве­де­ния , пуб­лич­ных бо­го­слов­ских чте­ний, за­ко­но­учи­тель­ский, вне­бого­слу­жеб­ных со­бе­се­до­ва­ний, рас­про­ст­ра­не­ния ду­хов­но-нравств. книг. В С.-Пе­тер­бур­ге су­щест­во­вал фи­ли­ал (Пе­тер­бург. от­дел) ОЛДП (с 1872); его за­се­да­ния по­се­щал Ф. М. Дос­то­ев­ский.

Статьи в издании «Церковный Вестник»

1. Свящ. Владислав Кумыш. Сщмч. Платон, епископ Ревельский (1869- 1919) // 2000, №1-2. С. 22-29.

2. И.В. Попов. Новомученик протоиерей Алексий Ставровский // 2000, № 3. С. 13-16.

3. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, исповедник. // 2000, №3. С. 13-16.

4. И.В. Попов. Протоиерей Петр Скипетров // 2000, №4. С. 20-27

5. И.В. Попов. Великий князь Димитрий Константинович // 2000, №5. С. 25 – 33

6. О канонизации святых в Русской Православной Церкви (беседа с прот. Георгием Митрофановым) // 2000, № 6-7. С. 25-29

7. Прославление святых на Юбилейном архиерейском соборе.

«Деяниие собора о соборном прославлении новомучеников

и исповедников» // 2000, №8-9. С. 9-30.

8. Икона собора новых мучеников и исповедников российских. //2000, №10. С. 19-35\

9. Свящ. Владислав Кумыш. Мученичество как таинство православной веры (памяти сщмч. Серафима (Чичагова) // 2000, №11. С 43-47.

10. А.К. Галкин. Митрополит Григорий (Чуков) и сщмч. Вениамин Петроградский // 2000, №11. С. 48-52.

11. О.В. Губарева. Иконописное изображение святых царственных страстотерпцев // 2001, №3. С. 37-45.

12. А.А. Воронцов. Новомученица схимонахиня Мария Гатчинская // 2001, №4. С. 27-31.

13. Свящ. Владислав Кумыш. Новомученик иерей Николай Бессонов, пресвитер Лучиногорский // 2001, №6-7. С. 45-50.

14. Свящ. Владислав Кумыш. Новомученик Анатолий Евгеньевич Мамонтов // 2001, №8 -9 . С. 39- 42.

15. Свящ. Владислав Кумыш. Новомученик прот. Николай Кулигин, пресвитер села Рыбацкое // 2001, № 10. С. 35-38.

16. Послание Поместного собора Православной Российской Церкви 1917 года по поводу кончины прот. Иоанна Кочурова // 2001, 310. С. 28-31.

19 Свящ. Владислав Кумыш. Новомученица княжна Кира Ивановна Оболенская (1889-1937) // 2002, №1-2. С 41 — 48.

20. Свящ. Владислав Кумыш. Новомученица Екатерина Андреевна Арская // 2002, №3. С. 41-43.

23. Иеромонах Нестор (Кумыш). Новомученик Николай Покровский, пресвитер села Никольское (1895-1937). // 2002, №5. С. 35-38.

24. иеромонах Нестор (Кумыш) . Новомученица Иоанникия, игумения Тихвинская (1859-1937) // 2002, №6-7. С 42-44.

23. Иеромонах Нестор (Кумыш). Сщмч. Арсений, игумен Тихвинский (1872-1937) // 2002, №8 — 9. С. 56 – 59.

25. Иеромонах Нестор (Кумыш). Новомученик Емилиан Панасевич, пресвитер Тихвинский (1875-1937) // 2002, №10. С. 38 – 41.

26. Иеромонах Нестор (Кумыш). Новомученик Петр Успенский, пресвитер Петербургский (1876-1918) // 2003, №1 – 2. С. 40- 45.

28. Иеромонах Нестор (Кумыш). Новомученица монахиня Феодосия (Тошина, 1874 – 1937) // 2003, №3. С. 32 -35.

29. иеромонах Нестор (Кумыш). Священномученик Вячеслав Силин, пресвитер Петербургский. (1877-1918). //2003, №4. С. 35 – 36.

30. Иеромонах Нестор (Кумыш). Новомученик Арсений Иванович Голосов, пресвитер Суйдинский, Гатчинский.// 2003, №5. С. 46-47.

31. Иеромонах Нестор (Кумыш). Жизнеописание оптинского схимонаха Иосафа (Моисеева) исповедника (1889- 1976).// 2003, №6-7. С. 44-50.

32. Иеромонах Нестор (Кумыш). Архимандрит Евгений и иже с ним убиенные новомученики Александро-Свирские // 2003/ № 8-9. С. 47- 55.

33. Иеромонах Нестор (Кумыш). Церковный староста Михаил Иванович Усанов (1865-1937) // 2003, №11. С. 52-53.

34. Иеромонах Нестор (Кумыш). За Христа пострадавшие. Соловьев Феодор Иванович (1870-1937) // 2003, №12. С. 26-28.

36. Иеромонах Нестор (Кумыш). За Христа Пострадавшие. Священник Александр Дубровский (1866 — 1918) // 2004, №3. С. 28- 30.

39. М.В. Шкаровский. Священномученик протоиерей Викторин Добронравов // 2004, №10-11 и №12; 2005, 1-2.

40. Л.И. Соколова. «… А он тропари Рождеству поёт» (протоиерей Михаил Павлович Чельцов) // 2005, №3. С. 21-24.

41. Игумен Дамиан (Залетов). Связующая нить времен (к 50-летию кончины протоиерея Василия Верюжского) // 2005, №4. С. 21-24.

42. Лидия Соколова. Новомученики Охтинские // 2005, №10. С. 22-24

43. Владимир Цыганков. Последний духовник царской семьи. О протоиерее Александре Васильеве // 2005, №12. С. 24-28.

44. Сергей Наконечный. Левашовское мемориальное кладбище // 2006, № 3. С. 47.

45. Сергей Наконечный. Музей Новомучеников в храме Всех скорбящих Радосте на Шпалерной // 2006, №4. С. 47.

46. Лидия Соколова. Сораспявшийся Христу. Новомученик Михаил Новицкий // 2006, №11. С. 27-29.

48. Л.И. Соколова «Живительный кладезь»
Церковный вестник № 3, 2004

49. Л.И. Соколова Священномученик Григорий Сербаринов
«Церковный Вестник.» №8-9 2003

50. Л.И. Соколова У каждого своя Голгофа. Церковный Вестник №8-92005-01-01

51. Л.И. Соколова «свидетельствуем о подвиге» Церковный
Вестник №13 2005.

52. Л.И. Соколова Икона из храма Новомучеников и
исповедников Российских Церковный Вестник №11, 2003

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *