Мпда и с

ВБК МПДА – простая аббревиатура: всего семь больших букв, всего три с половиной года обучения, всего семь путешествий в Троице-Сергиеву Лавру к преподобному Сергию Радонежскому. За этот небольшой период времени сердце навсегда прикипело к этому святому месту, к людям, которые делали мое пребывание здесь, в Лавре, в Академии, раем. Земным раем, где царила атмосфера любви, чуда, радостного ожидания познания истины. Мы, слушатели Курсов, были «обласканы» изнутри, с головы до пят, наполнены теплом, исходящим от каждого, кто встречал нас в Академии. Разве можно забыть уроки иеромонаха Варнавы (Лосева), когда он учил нас, что богослужение – это не только регулярные посещения церковных служб, не только молитвы и дела милосердия, но ежеминутное предстояние перед Творцом во внимании сердца ко всему происходящему вокруг? Разве можно было без благодарных слез внимать глубочайшему анализу церковнославянских текстов, соединенному с пастырской любовью и нежнейшим психологизмом нашего дорогого батюшки Алексия Агапова? Это невозможно забыть, это помогает всегда выходить из сложных ситуаций, когда тебя захватывают помыслы – пугающие, похищающие мир души, заставляющие сжиматься сердце… И тогда вспоминаешь, что «ложь – это то, чего нет», а «истина – это животворящая сила». И все встает на свои места.

Что дали мне Курсы? Во-первых, возможность познания себя и Бога, возможность находить выход из любой трудной ситуации, поскольку на Курсах были даны верные жизненные ориентиры и указан правильный путь.

ВБК дали возможность продолжить свое маленькое служение в Церкви: уже 18 лет я преподаю в Воскресной школе при Спасском Соборе г. Минусинска (юг Красноярского края). Сегодняшняя ситуация, которая характеризуется доступностью медийных ресурсов, требует от преподавателя навыка не только позволяющего профессионально донести информацию, но и сделать так, чтобы у слушателей загорелись сердца. Вот это-то горение сердец мы и увидели у всех наших дорогих преподавателей, которые отдавали нам свое тепло.

Отец Киприан(Ященко). Как оценить его уникальную программу, составленную специально для Богословских Курсов? Изначально, оглядев список предметов, многие из нас буквально хватались за голову: «Разве это можно усвоить?» Теперь же, по окончании Курсов, понимаешь, что всё на своих местах. Результатом усвоения этой программы стало понимание того, что к любому вопросу нужно подходить комплексно, включая, как взаимосвязанные фрагменты, данные разных наук.

Отец Никодим (Шматько) на своих занятиях открывал для нас многочисленные методики донесения материала, правильно используя технические ресурсы, которые ранее были недоступны. Батюшка совместил в себе умение использовать новые методики и традиционные формы подачи материала: он умел так преподнести материал, что мы становились детьми, внимающими его трогательным образам и определениям. Составленные им схемы, графики, таблицы позволяли четко классифицировать рассматриваемые процессы.

Отец Алексий Котельников – он был нашим маяком. Его, всегда бодрый и решительный настрой, мотивировал нас не сдаваться, даже если казалось, что сил и возможностей больше нет. А каким милующим нас мы увидели его перед экзаменом по Богословскому минимуму! Казалось, он переживал больше нас; как батюшка старался нас успокоить и настроить на спокойный и позитивный тон. Разве можно это забыть…

И мы становились другими. От сессии до сессии мы трепетно ожидали времени нашей новой встречи, – и оно приходило и накрывало нас радостью взаимного общения, совместного переживания успехов, радостью новизны познания, возможностью единодушия. Я часто задавалась вопросом: «Ну почему здесь так хорошо? Почему нам так тепло друг с другом?» А потом поняла, что из нас, таких далеких по местам постоянного проживания, разных по возрасту, по социальному положению, Господь творил Свою Церковь!

Вспоминая время обучения в Лавре, отмечаешь одну особенность пребывания у преподобного Сергия – нам, приехавшим издалека, проделавшим путь в несколько тысяч километров, никуда больше не хотелось перемещаться; мы почти никогда не покидали пределов Лавры, но при всяком удобном случае бежали к преподобному, чтобы помолиться за успех нашего обучения. Мы понимали, что без чудесного заступничества любимого батюшки Сергия нам не прожить. Вначале, только приезжая на сессию, мы просили о помощи, благодарили за возможность находиться в этом святом месте – в сердце России. Затем навыкли делиться нашими тревогами о будущем нашей Родины, справедливо полагая, что именно здесь, на этом месте святое сердце Игумена земли Русской услышит нас, ответит своей святой молитвой ко Владыке Вседержителю, и успокоится земля Русская от очередного мятежа и плена. Так незримо, но ощутимо для нас, протягивалась связующая нить, образовывалась связь времен и поколений. И невольно вспоминался эпизод из жития преподобного Сергия, когда он увидел чудесных птиц, разлетающихся в разные стороны. Видимо, по-прежнему обитель преподобного является «питомником» добра и света; по-прежнему заботится Пресвятая Богородица о просвещении русских сердец! А как не заботиться – наш народ крещен, но не просвещен.

О том свидетельствует и опыт нашей Воскресной школы (существующей уже четверть века), в частности, лектория для взрослых. К нам приходят люди разного возраста, в надежде узнать и понять истинный смысл веры. Вопросы, интересующие наших учеников, порой бывают очень «детскими», порой люди блуждают «в трех соснах». Но все они ищут островок спасения в мятежном житейском море. И мы стараемся создать для них хоть сколько-нибудь похожую атмосферу, которую мы ощутили на наших дорогих Высших Богословских Курсах. Своими силами только, без опыта обучения в ВБК при МПДА, сделать это просто невозможно. До сих пор, поражаясь в душе от случившегося со мной, вторю себе: ВБК – это лучшее, что было и есть в моей жизни!

Парфенова Ирина, выпускница 15 группы ВБК МПДА,

Преподаватель Воскресной школы при Спасском Соборе города Минусинска.

Посвящается всем Учителям прошлого, настоящего и будущего. Гуру – это океан знания. В этом океане один ученик выбирает камни, а другой жемчуг, и этот выбор зависит от ученика.

Шива Пурана

Совсем недавно на одном мероприятии вздрогнула от фразы: «А сейчас выступит наш духовный учитель, наш гуру маркетинга! Попросим!».

Мы так привыкли к тому, что сейчас, в эпоху Кали-Юги, столько древних и светлых понятий обесценено. Уже никого не коробит, когда странных, полубезумных и развязных людей, которые растлевают общество с эстрады и телевидения называют именем небесных светил – звездами. Вот и с понятием Духовный Учитель произошло так же.

Однако благодарю ведущего вышеозначенного мероприятия – его фраза дала мне возможность поразмышлять и обратиться к первоисточникам.

Как найти Духовного Учителя?

Не скрою, с тех пор как я встала на путь Ведического мировосприятия, я всё время искала ответ на этот вопрос. Того Единственного, который скажет самое важное для меня, направит и будет опекать на пути и мне станет понятна его духовно-нравственная позиция. Известна ведическая мудрость: «Готов ученик – готов и Учитель».

– Духовный Учитель и ученик встретятся только тогда, когда последний будет готов к восприятию во всех смыслах.

Авансов здесь быть не может. На Пути было много больших и светлых людей, моих современников, которые давали опору и знания. Были древние труды, написанные сотни и тысячи лет назад и их авторы, которые ведут всех, кому посчастливится соприкоснуться с их мудростью, понять, чем особенна духовно-нравственная культура Учителя. Так кто же из них мой?

Обратилась к Ведам.

Духовный Учитель, Будда, ученики Будды

Ведические писания говорят нам о трёх видах познания.

Пратьякша, буквально значит – непосредственное восприятие, наш собственный опыт. Не самый совершенный вид восприятия. Хотя большинство опирается исключительно на него. Вслушайтесь в речи, звучащие в социуме: «Я думаю… Мне кажется…». Попробовать их переубедить практически невозможно. Хотя на деле — увидим ли мы объект, потрогаем ли его — мы не можем быть уверены, что он именно такой. Органы наших чувств несовершенны и многое ускользает от нашего зрения, слуха, обоняния, осязания и тактильной чувствительности.

Анумана — размышления, использование ума, логики. Пищей для размышлений будет чужой опыт — устный или описанный. Иными словами, наша задача «вычислить» наиболее авторитетного и компетентного носителя мнения и принять его во внимание.

И следующий уровень познания мира — Шабда, или буквально звук. Звук от авторитетных источников. Принцип в том, что мы их не оспариваем, не размышляем, а мы просто берём и принимаем. Такими источниками для меня могут быть только ведические писания. Самые древние, написанные на самом близком к моему родному русскому — санскрите.

Реализуя своё естественное право на Шабду, Ануману и Пратьякшу, что я могу принять из Вед, мнения других и своего опыта и определиться, кто такие Гуру-Духовные Учителя?

Брахма, автор Сергей Пидгайко, oum.ru

Веды нам говорят о существовании различных проявлений учителей — их пять:

  • -Будхи (Разум)
  • -Антахкарана (Совесть)
  • -Мукхья-прана (вид Божественной энергии в сердце)
  • -Шикша-гуру
  • -Дикша-гуру

Давайте проясним.

Итак. Разум. Не беспокойный и вертлявый наш ум, а именно разум, который в нужный момент всегда нам подскажет: «Остановись! Не делай этого!». Если мы проигнорируем его голос, мы не послушаем своего первого и самого верного Учителя, который всегда с нами.

Совесть — на родном языке это Совместная Весть со своим Родом, с предками, коих за нами не счесть. Они жили, любили, выполняли свой долг, шли на войну защищать землю и наше с вами право родиться и жить сейчас. Они оставили нам на тонком плане свой опыт, истинные вселенские правила жизни. Голосом Совести в нас говорит Бог. Это ещё одно проявление Учителя, нас учат через совесть. Если человек слышит голос своей Совести, и она чиста, то он будет всё время находится в спокойствии и счастье. Остановите свой суетливый бег по жизни! Прекратите пустую болтовню! Прислушайтесь к голосу своей Совести.

Мукхья-прана — вид энергии, находящейся в сердце. Эта божественная энергия очень тонко нас ведет. Помогает распознать грань, когда мы, уверенные в своей благости и праведности зацикливаемся на собственной непогрешимости и начинаем идти против истины. Кто никогда не произносил: «Сердцем чувствую надо сделать именно так!»? Энергия огромной любви и сострадания заключенная в нашей Мукхья-пране как верный Духовный Учитель говорит, что даже к хорошему не стоит привязываться. Поскольку даже хорошее – временно.

Будда, Шива, Брахма, Вишну, Рама, Хануман, Сарасвати, Шеша, Нарада, Ганеша, Парвати, фильм клуба OUM.RU

Шикша-гуру. Обучающий. Это может быть любой человек, который выше нас по духовному развитию. Он может нам дать наставления. И он может быть не один. Один дает нам видение, куда двигаться в духовном плане, другой – дает наставления, как построить свой материальный достаток, помогая другим. Если мы погрузимся в воспоминания, каждый может назвать своих Шикша-гуру. Они рядом! Их нам посылает, и будет посылать Судьба! От самых светлых воспоминаний не забудьте перейти и к таким, которые никак не заподозришь в том, что они тоже подпадают под эту категорию. Идете по улице и видите сквернословящего бомжа. И что вы поймете в этот момент, что так нельзя опустить свою божественную природу, что вы сострадаете ему — все это бесценный опыт, который изменил вас и сделал этого человека вашим Шикша-гуру. Это было проявление Всевышнего для вас. Вы сели в поезд и у вас несколько часов. Завязывается разговор. Вы прощаетесь с попутчиком и оба уносите удивительные открытия, которые изменят вашу жизнь. Вы оба Шикша-гуру друг для друга.

Дикша-гуру. Посвящающий. Дикша — это непосредственный наш Учитель, которого МЫ САМИ выбрали нашим учителем. Он, конечно, может сказать, что не берёт учеников. Но это ничего не меняет. Просто оба в этот момент реализуют своё космическое право на свободу выбора. Если этот Гуру не скрывает свои знания, делится ими открыто и его цель вернуть нас к Богу, а мы их принимаем и следуем наставлениям — он наш Дикша-гуру.

Это должна быть очень высокая, светлая личность. Святая. Но это и накладывает обязательства на ученика. Глубокое уважение и следование наставлениям. Никакого панибратства, попытки сократить дистанцию во всем. Бывает, что ученик со временем начинает критиковать своего Учителя. Значит, суть его изменилась. Он стремится к новому этапу. Но непочтительное отношение к нему, критика приведут к очень тяжелым последствиям. Следует всегда помнить об этом.

В шиваитских писаниях Махадеву приписывают следующие наставления: «Положение Гуру в этом мире выше положения Бога. Так же, как свет восходящего солнца рассеивает тьму, также речи нашего Гуру проникают в наше сердце. Они рассеивают тьму невежества внутри нас и освещают все светом знания. Прибежище Гуру – как сияние света! Для тех, кто не уважает Гуру, сомневается в нем, пренебрегает им – конец неизбежен. Без согласия и благословения Гуру никакая работа не может достичь своего достойного завершения. Вместе с тем – возможности и ответственность Гуру не зависят от успешности его учеников. Ибо он – это океан знания. В этом океане один ученик выбирает камни, а другой жемчуг. Этот выбор зависит от ученика».

Махадев, Шива, автор Сергей Пидгайко, oum.ru

Меня эти слова просто потрясли…

Истинный Путь Духовного Учителя приравнен к Пути Бога!

А являемся ли мы с вами для кого-нибудь Учителями? Да, дорогие друзья! В роли Шикша-гуру мы были не раз, наверняка. Каждый день своими словами и поступками мы являем собой еще один вид Учителя, согласно Ведам. Это не совсем отдельный, шестой вид, но он назван и я его тоже назову — вартмана-прадакшика-гуру. Указывающий направление.

Припоминаете? «Тебе бы йогой заняться». «Не задерживайся в постели позже 6 часов утра – наступает время капха -доши и ты весь день будешь ленив и вял». «Прочти йога-сутру Патанджали, там ты найдешь ответ». Мы указываем путь. И есть одно незыблемое правило – если человек, которому вы указали путь, достиг высот в духовной сфере, то вы с ним возвышаетесь тоже, даже если вы не достигли пока совершенства.

Все эти советы, наставления, которые мы получаем от перечисленных проявлений гуру, помогают нам в нашей духовной сфере. Будьте внимательны и бдительны – услышьте их!

Вишну, автор Сергей Пидгайко, oum.ru

В заключение позвольте привести один исторический факт. Я об Александре Македонском. Александр всегда был почтителен и прислушивался к своим Учителям. Во время похода в Индию он встретился с учёным Чанакья пандитом. Уровень его был невероятно высок, как истинный Духовный Учитель он обладал пониманием Вед, знанием неразрывных между собой наук: аюрведы , йоги, астрологии, ведической хиромантии, аюрведической минераллотерапии и множества других. Он несколько дней беседовал с Александром не как с поработителем и захватчиком, а как с человеком, несущим глубокую душевную травму – такова была духовно-нравственная культура Учителя. Молодой македонский царь был для него открытой книгой. Он сказал ему – ты не хочешь стать завоевателем, ты хочешь отомстить за отца. Также он сказал, что наставник, который направляет на гибель из-за честолюбивых мотивов, не может сказать о себе: «Я — Духовный Учитель». А им у Александра на тот момент был не кто иной, как сам Аристотель. Он страстно желал увековечить себя, став наставником великого завоевателя. Ты не сможешь освободить народы от рабства, также сказал Чанакья, поскольку у освобожденных останется сознание рабов. Лучше проповедуй и строй школы. Также он сообщил ему о том, что погибнет царь молодым. Надо сказать, эта встреча-соприкосновение приоткрыла ему духовный мир Учителя, оказала на Македонского глубокое влияние. До нас дошли сведения о том, что он серьёзно изменил деяния. Вернулся из Индии другим.

Кем был для Александра Чанакья пандит? Конечно Духовным Учителем — проявлением Всевышнего на пути этого неординарного человека в истории.

Мы все с вами в вечной, наивысшей парампаре. Услышьте и распознайте всех своих Учителей! Становитесь ими сами. Искренняя любовь и сострадание к людям дадут вам верные слова. Благодарю всех Учителей прошлого, настоящего и будущего!

ОМ!

  • Актуальные обсуждения
    • «Благочестивые» отговорки
    • «Благочестивые» отговорки. Окончание
    • «Благочестивые» отговорки. Продолжение
    • «Бог в душе» — НЕ СПАСИТЕЛЬ!
    • «Мы, христиане, – не от мира сего.»
    • «Помяни мя, господи, во Царствии Твоем!»
    • Cтать монахом на время поста
    • «А точно ли это печенье постное?» О фарисеях
    • «Вы не от мира сего» (Ин. 15: 19)
    • «Концентрированное Евангелие» Беседа о Страстной седмице
    • «Мы были такими же, как вы» Два взгляда на одну проблему
    • «Надобно трудиться для каждого человека»
    • «Пост дает возможность реализовать наивысшее право и свободу: право на святость и свободу от греха»
    • «Человек – это звучит…»
    • «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»
    • «Я вас научу, как надо!» О лжепастырях и пастырских заблуждениях
    • Аскетическая симфония
    • Без Христа спасенья нет
    • Бес, покоя лишающий. О борьбе с беспокойством
    • Беседа о покаянном делании
    • Беседа о Таинстве Крещения
    • Бесстыдство изгоняет божественную Благодать.
    • Библейский взгляд на причины и сущность болезней
    • Благочестие показное и подлинное
    • Богослужебное пение и музыка
    • Борьба за пост
    • Брак даёт шанс научится истинной любви
    • Быть совершенным
    • В надежде «спрятаться» от Бога
    • В наших венах течет Христова кровь Беседа о Божественной литургии и Святом Причастии
    • В наших сердцах Богу нет покоя. Беседа о вИдении своих грехов
    • В разделе «Методика преподавания» размещен доклад С.Ю. Дивногорцевой «Православная педагогическая культура России: история и современность»
    • В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
    • В чем торжество Православия?
    • Возможно ли следование Христу вне Церкви?
    • Воля творить добро
    • Вопросы об аде и рае
    • Выбор веры
    • Граница фарисейства — противопоставление себя окружающим
    • День Обрезания Господня – это день Закона Божия
    • Дни особого поминовения усопших
    • Дорасти(ть) до пастырства
    • Дружба, влюбленность, любовь
    • Дружба: труд и подвиг
    • Духовное бесплодие
    • Духовные советы и пожелания румынских старцев на Рождество Христово
    • Духовный опыт: истинный и ложный
    • Евангелие — книга про каждого из нас
    • Евангелие: правда о вечной жизни
    • Если бы все, кто принимает крещение…
    • Ещё немного о неофитских немощах
    • Живая связь с Богом Пастыри о важности догматов Церкви
    • Жизнь в тысячу рублей, или К чему приводит осуждение
    • Закон и Благодать
    • Закон любви
    • Зачем Бог сотворил мир?
    • Зачем становиться монахом.
    • Значение церковнославянского языка для духовного образования
    • Имеем ли мы право на обиду?
    • Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
    • Исповедь – не роман, а борьба
    • К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
    • К чему приводит компромисс с совестью
    • Как быть с Ветхим Заветом как с Законом?
    • Как вырастить счастливого ребёнка
    • Как делиться пасхальной радостью с ближними
    • Как добродетели превращаются в карикатуру
    • Как мы будем жить после Пасхи?
    • Как понимать заповеди блаженства
    • Как правильно читать Библию
    • Как праздновать Новый год и как встретить Рождество
    • Как преобразить свой внутренний мир
    • Как сохранить духовную ревность Великого поста в пасхальные дни? Ответы пастырей
    • Как стяжать любовь к… ближним? Ответы пастырей
    • Каким нужно быть алтарнику
    • Каковы истинные ученики Христовы и сыны Воскресения
    • Каяться нужно — в прошедшем времени
    • Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
    • Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней.
    • Люди не постятся, потому что не знают смысла поста
    • Мамочкино богословие
    • Мера поста
    • Методические и практические рекомендации об организации воскресной школы
    • Минимум кары и безграничность любви
    • Миссия в большом городе Беседа с прот. Игорем Фоминым
    • Можно ли быть счастливым без Христа?
    • Можно ли верить снам?
    • Молитва — не долг, а кислород души.
    • Монастыри русского севера
    • Монашество и жизнь в миру – единый путь
    • Мораль и нравственность.
    • Мы призваны к радости! Беседа с прот. Георгием Бреевым
    • Мы христиане в теории
    • Нападения на христиан
    • Научиться вмещать милость Божию
    • Не давать ничему ложной цены
    • Не любить – противоестественно для человека
    • Не только верить, но верить и служить
    • Невежество и безразличие
    • Непослушание – препятствие любви
    • Нужно ли бояться собственного страха?
    • О важности изучения церковной истории
    • О внешнем виде христианина
    • О выборе монашеского пути и мифах, связанных с ним
    • О крещении без катехизации. Чему научил нас 1917 год
    • О любви к ближнему
    • О молитве на клиросе
    • О поминовении усопших
    • О последствиях греха
    • О православном романтизме
    • О реальной и мнимой грубости церковных работников.
    • О свойствах Церкви и ее границах
    • О Священном Предании
    • О священстве.
    • О семье и браке
    • О судьбе
    • О христианском отношении к собаке
    • О Царстве Божием
    • О чтении Священного Писания
    • Об иконопочитании и почитании святых
    • Об участии верных в Евхаристии
    • Образ Отцовства небесного
    • Община сегодня — это как костер в тундре
    • Окно в горний мир
    • Окунаться ли в крещенскую прорубь?
    • Оправдание Авраама верой
    • Освящение жилища
    • Основа оглашения – Любовь, а не Закон
    • Оставь ребенка в покое. Часть 1 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Оставь ребенка в покое. Часть 2 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Осуждение и греховность.
    • От «попросить» до помолиться. О наших отношениях со святыми
    • От крещения кровью до проверки временем
    • От слов твоих…
    • Ощутить в полноте пасхальную радость. Советы пастырей
    • Пастыри о духовном родоначальнике русского народа
    • Пасха в Евангелии и Апокалипсисе
    • Пасхальная радость — дар и труд
    • Патриарх Иосиф и бесплодная смоковница
    • Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста
    • Подделка Церкви христианством
    • Позволительное с полезным. Может ли христианин участвовать в протестах?
    • Покаяние как любовь
    • Полнота жизни в Церкви.
    • Последняя заповедь блаженства
    • Почему мы отпадаем от любви?
    • Почему священство далеко от народа
    • Почему со временем охладевает вера?
    • Праведный Иов: образ надежды через страдание
    • Правильное отношение к посту
    • Правильное отношение к церковным проблемам
    • Православие и современность
    • Пребудьте в любви!
    • Проблемма происхождения мира
    • Пять правил о пасхальной радости По каким правилам живет пасхальная радость в душе, и что делать, если она уходит?
    • Раб, наемник или сын?
    • Размышление о собственных грехах
    • Размышления о древних и новых мучениках
    • Религия радости
    • Рождество Христово: как ощутить радость праздника
    • С самим собой собеседование
    • Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим
    • Самостоятельность влечет за собой ответственность
    • Свобода совести и вероисповеданий
    • Связь с Богом – фундамент нашей связи с ближним
    • Святость – это не безгрешность и не совершенство
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2
    • Семейная жизнь и аскеза
    • Сердце без тайности — пустая грамота
    • Слава Богу за всё» Святитель Игнатий (Брянчанинов) о благодарности Богу
    • Слово Божие всегда должно звучать в сердце
    • Слушаться — значит любить
    • Смысл анафемы
    • Совесть как категория нравственного сознания.
    • Современные христиане
    • Сограждане святым и свои Богу
    • Созерцая «Троицу» Икона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи
    • Стыдно грешить, а не каяться
    • Уйди от меня, Господи…
    • Участие в богослужении ― наша жизнь со святыми
    • Христианская святость
    • Христианство и экономика: дело не в «измах»
    • Христос и «Я»
    • Чаша двух Заветов
    • Человек, если бы ты знал свою ценность!
    • Человеческая воля
    • Что значит: «люби ближнего своего»
    • Что мешает нам прощать в прощенное воскресенье
    • Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным
    • Чтобы не уйти…
    • Широкое сердце Православия
    • Язык Церкви для детей. Изучение церковнославянского — обогащение или проблема?
  • Жития святых
    • Авва Зосима Палестинский
    • Апостол Андрей Первозванный
    • Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит, Афинский, епископ
    • Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ
    • Апостол от 70-ти Кодрат Афинский и Магнезийский, епископ
    • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, и мать их преподобная Феодотия
    • Благоверная Тама́ра Грузинская, царица
    • Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
    • Благоверный князь Дими́трий Донской
    • Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор
    • Благоверный князь Яросла́в Мудрый
    • Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
    • Блаженный Августин Аврелий, Иппонийский, епископ
    • Великомученик Гео́ргий Победоносец
    • Великомученик Дими́трий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
    • Исповедник Иоа́нн Васильев
    • Исповедник Иоанн Блинов
    • Мученик Гавриил Фомин
    • Мученик Димитрий Власенков
    • Мученик Димитрий Спиридонов
    • Мученик Иустин Философ
    • Мученик Михаил Новоселов
    • Мученик Никифор Зайцев
    • Мученица Евдокия Сафронова
    • Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская)
    • Мученица Пелагия Балакирева
    • Мученицы Ольга и Феоктиста
    • Праведный Алексий Мечёв, протоиерей
    • Праведный Па́вел Таганрогский
    • Праведный Фео́дор Ушаков, воин
    • Праведный Филаре́т Милостивый, Пафлаго́нянин
    • Преподобноисповедник Арефа (Митренин), иеромонах
    • Преподобноисповедник Гаврии́л (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Ираклий (Мотях), схимонах
    • Преподобноисповедник Лео́нтий (Стасевич), Михайловский, архимандрит
    • Преподобноисповедник Севастиа́н (Фомин), Карагандинский, архимандрит
    • Преподобноисповедница Матро́на (Власова), инокиня
    • Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах
    • Преподобномученик Филаре́т (Пряхин), игумен
    • Преподобномученица Ирина Фролова, послушница
    • Преподобномученица Мария (Цейтлин), монахиня
    • Преподобномученица Пелагия (Тестова), инокиня
    • Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские
    • Преподобный Алекса́ндр Свирский, игумен
    • Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев)
    • Преподобный Антоний Великий
    • Преподобный Варсонофий Оптинский
    • Преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский, игумен
    • Преподобный Дими́трий Прилуцкий, Вологодский, игумен
    • Преподобный Ефрем Сирин
    • Преподобный Зосима (Верховский)
    • Преподобный Ио́сиф Песнописец, пресвитер
    • Преподобный Иоа́нн Дамаскин, песнописец
    • Преподобный Иоа́нн Рыльский
    • Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский, игумен
    • Преподобный Иов Почаевский, игумен
    • Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен
    • Преподобный Иосиф Оптинский
    • Преподобный Исаа́к Сирин, Ниневийский, епископ
    • Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен
    • Преподобный Иустин (По́пович), Челийский
    • Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин, иеромонах
    • Преподобный Косма Маиумский, епископ, творец канонов
    • Преподобный Макарий (Глухарев), Алтайский
    • Преподобный Макарий Великий, Египетский
    • Преподобный Макарий Оптинский
    • Преподобный Максим Грек
    • Преподобный Нектарий Оптинский
    • Преподобный Нестор Летописец, Печерский
    • Преподобный Паисий Величковский
    • Преподобный Роман Сладкопевец
    • Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
    • Преподобный Сергий Радонежский
    • Преподобный Симеон Новый Богослов
    • Преподобный Три́фон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей
    • Преподобный Феодосий Печерский, игумен
    • Равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский
    • Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ
    • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский
    • Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси, чудотворец
    • Святитель Антоний (Смирницкий), Воронежский, архиепископ
    • Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец
    • Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
    • Святитель Варсоно́фий Тверской, епископ
    • Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ
    • Святитель Геннадий Новгородский, архиепископ
    • Святитель Григо́рий Палама, Солунский (Фессалоникийский), архиепископ
    • Святитель Григорий Антиохийский, патриарх
    • Святитель Григорий Нисский, епископ
    • Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский
    • Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
    • Святитель Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиепископ
    • Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов), епископ
    • Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский, Чудотворец
    • Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
    • Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), митрополит
    • Святитель Иоасаф Белгородский, епископ
    • Святитель Иона, Ханькоуский Чудотворец
    • Святитель Кирилл Александрийский, архиепископ
    • Святитель Кирилл Туровский, епископ
    • Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский
    • Святитель Лев I, папа Римский
    • Святитель Макарий (Невский), Московский, Алтайский, митрополит
    • Святитель Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский, епископ
    • Святитель Некта́рий Э́гинский, Пентапольский, митрополит
    • Святитель Николай Мирликийский, чудотворец, архиепископ
    • Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский
    • Святитель Петр, митрополит Московский, всея России, чудотворец
    • Святитель Серафи́м (Соболев), Богучарский, архиепископ
    • Святитель Симеон Солунский, архиепископ
    • Святитель Спиридон Тримифунтский, епископ
    • Святитель Тара́сий Константинопольский, архиепископ
    • Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
    • Святитель Феофан, Затворник, епископ Вышенский
    • Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит
    • Святитель Фотий, патриарх Константинопольский
    • Святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей
    • Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские
    • Священноисповедник Алекса́ндр Орлов, пресвитер
    • Священноисповедник Владимир Хираско, пресвитер
    • Священноисповедник Николай (Могилевский), Алма-Атинский, митрополит
    • Священноисповедник Петр Чельцов, пресвитер
    • Священноисповедник Сергий Правдолюбов, Касимовский, пресвитер
    • Священномученик Алекса́ндр (Петровский), Харьковский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр (Щукин), Семипалатинский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр Лихарев, пресвитер
    • Священномученик Александр Гневушев, пресвитер
    • Священномученик Анатолий (Грисюк), Одесский, митрополит
    • Священномученик Аркадий (Остальский), Бежецкий, епископ
    • Священномученик Васи́лий (Зеленцов), Прилукский, епископ
    • Священномученик Василий Измайлов, пресвитер
    • Священномученик Влади́мир Введенский, пресвитер
    • Священномученик Владимир (Богоявленский), Киевский, митрополит
    • Священномученик Владимир (Медведюк) и преподобномученица Татиана (Фомичева)
    • Священномученик Горазд (Павлик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ
    • Священномученик Дионисий Александрийский, епископ
    • Священномученик Евгений Васильев, пресвитер
    • Священномученик Ермоген Московский и всея Руси, патриарх
    • Священномученик Зинон Веронийский, епископ
    • Священномученик Иларион, архиепископ Верейский
    • Священномученик Илия Громогласов, пресвитер
    • Священномученик Иоа́нн Честнов, пресвитер
    • Священномученик Иоанн (Поммер), Рижский, архиепископ
    • Священномученик Иоанн Кочуров, Царскосельский, пресвитер
    • Священномученик Иоанн Фрязинов, пресвитер
    • Священномученик Ипполит, Мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников
    • Священномученик Ириней Лионский, епископ
    • Священномученик Константин (Голубев) Богородский, пресвитер и иже с ним два мученика
    • Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский, мученик Алексий, пресвитер и мученик Алексий
    • Священномученик Никола́й Розов, Петроградский, пресвитер
    • Священномученик Николай Виноградов, пресвитер
    • Священномученик Николай Восторгов, пресвитер
    • Священномученик Николай Искровский, пресвитер
    • Священномученик Николай Попов, пресвитер
    • Священномученик Николай Тохтуев, диакон
    • Священномученик Павел Добромыслов, Рязанский, пресвитер
    • Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ
    • Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский
    • Священномученик Поликарп Смирнский
    • Священномученик Се́ргий Орлов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Рохлецов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит
    • Священномученик Сергий Лавров, пресвитер
    • Священномученик Сергий Мечев, пресвитер
    • Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Фаддей (Успенский), Тверской, архиепископ
    • Священномученик Феодосий Беленький, пресвитер
    • Священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский
    • Сщенномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, пресвитеров
  • Заблуждения и ошибки
    • «Знамения на небе». Объяснение феномена НЛО
    • «Отмененный» чемпионат
    • 500 лет победе и поражению Мартина Лютера
    • Cжигала ли Церковь книги?
    • «20 лет я соблюдал все обряды и законы ислама» Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
    • «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
    • «Исповеди бывших» — новая форма атаки на Церковь
    • «Ищите Бога-Личность!» Интервью с отцом Серафимом Маджмударом
    • «Небесное гражданство»: не будем самоуверенны
    • «Нести свет во тьму, но самим не становиться тьмой…» Беседа с протоиереем Николаем Погребняком
    • «Самый счастливый человек в Европе» и его путь к Православию
    • «Я пришла к Православию, потому что это Христова Церковь». Беседа с бывшей мормонкой
    • Авторитет Церкви и наша интеллигенция
    • Актуальность симфонии Церкви и государства
    • Апофеоз восточного папизма
    • Атеизм в ассортименте
    • Безумие нашего времени
    • Берегись… игрушки!
    • Бесы, или Почему не спасают «отчитки»
    • Битва за семью – дело спасения мира
    • Благовестие и прозелитизм
    • Благодарность
    • Благодатно ли инославное священство?
    • Бог — изгнанник на земле
    • Богословское осмысление вопросов экологии
    • Божественный дар веры и атеистическое мировоззрение
    • Братские отношения
    • Вавилонская башня нашего времени
    • Вам кто-то «сделал»? Да это вы сами все сделали…
    • Вера и естественнонаучное знание
    • Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
    • Вера и нравственность как основа научного познания
    • Вечно юная и вечно древняя. Как меняется Церковь?
    • Возвращаясь в покинутый дом: Православная жизнь в современной Германии
    • Возможна ли реинкарнация?
    • Воспитать воспитателей в семье
    • Встреча патриарха и римского папы
    • Встреча современного Запада с восточной сотериологией
    • Встреча учености и святости
    • Выбор веры
    • Гламур и наши дети
    • Гражданский брак – не брак?
    • Грех как форма любви
    • Дата католической Пасхи
    • Две лжи о Церкви как основа для филетических расколов
    • Демонизация детского сознания
    • Диалог с атеистом
    • Женщина спасается чадородием?
    • Живет ли Бог в моей душе?
    • Жить как хочется
    • Зачем вы придумали Пасху?
    • Зачем жить по заповедям? Или три заблуждения о христианской жизни
    • Зачем нужны догматы?
    • Иконография Святой Троицы. Можно ли изображать Бога Отца?
    • Индульгениция или покаяние?
    • Иноверие и инославие
    • Интернет, вечность и Страшный суд
    • Испытание Новым годом
    • Истоки богохульства в современной культуре
    • Историческое оправдание поста, или преодоление повсеместного заблуждения
    • История возникновения календарного вопроса.
    • История есть Промысл Божий о каждой стране и каждом народе
    • Как быть?
    • Как вывести бытие Бога через понятие Бога?
    • Как не попасть в секту
    • Как относится к чудесам в других вероисповеданиях?
    • Как относиться к ереси и еретикам
    • Как пережить предательство?
    • Как распознать секту и самому не стать сектантом
    • Как чужому стать своим, а своему не стать чужим
    • Как я перешел из католицизма в Православие
    • Какое время – наше?
    • Когда толерантность становится предательством? Ответы пастырей
    • Кришнаиты как они есть
    • Кто завяжет нам шнурки? Немного об околоцерковных суевериях
    • Кто, когда и зачем нас крестил?
    • Куда ведет погоня за Лилит?
    • Культ наслаждения
    • Курение – это грех? Ответы пастырей
    • Латинское ложное учение о Деве Марии
    • Лютеров догмат
    • Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни
    • Можно ли молиться вместе с католиками?
    • Можно ли представить себе райское блаженство?
    • Можно ли прощать не прощая?
    • Можно ли совершать зло ради добра?
    • Над мудростью эллинов и чудесами иудеев Раннехристианские апологеты о вере и разуме, философии и Откровении
    • Народные целители и их «молитвы»
    • Неверие и суеверие.
    • Недочеловечество
    • Нужна ли православному христианину йога?
    • Нужны ли Православию монашеские ордена?
    • О богохульстве
    • О браках с инославными
    • О вере, неверии и нашем выборе
    • О Воздвижении, толерантности и Юлиане Отступнике
    • О добродетели, искаженной до неузнаваемости
    • О злых духах
    • О йоге и прочих восточных практиках
    • О колдовстве и порче
    • О крещении без веры
    • О ложной ревности и внутрицерковной полемике
    • О мнимой праведности
    • О Православии и католичестве
    • О Православном Предании и отступлении от Него
    • О Предании Церкви и сектантских преданиях
    • О предметности и продажности
    • О предопределении
    • О предопределении
    • О протестантизме, католичестве и «латинском пленении»
    • О различии между счастьем и удовольствием
    • О хорошести без Церкви
    • О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
    • Огнем и мечом? Миф неоязычников о кровавом крещении Руси
    • Одиночество: беда? вина? роскошь?
    • Одному ли Богу поклоняются мусульмане и христиане?
    • Ориген и либерализм в Церкви
    • Осторожно, неоязычество!
    • Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать
    • Перевоплощение или воскресение в Вечную жизнь?
    • Повсеместное заблуждение о посте.
    • Поиск истины, или Обретение истинной веры
    • Пока есть время
    • Полезна ли йога для бессмертной христианской души?
    • Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского
    • Помощь нашим усопшим
    • Последний человек
    • Почему не стоит бояться конца мира
    • Правда без любви
    • Православие и иконопочитание
    • Православие или протестантизм?
    • Православие – это прошлое и будущее Европы
    • Праздник ли масленица?
    • Празднование Пасхи.
    • Праотец Авраам в христианской, иудейской и мусульманской традициях
    • Причины неверия
    • Прогулки по воде: как поверить в невозможное?
    • Проповедь Евангелия Христова в современном мире
    • Пророчества не от Бога.
    • Протестантское отношение к кресту
    • Протестантское учение о спасении только верой
    • Пустота вместо счастья.
    • Раскол как болезнь
    • Рассказ об одном чуде.
    • Реинкарнация: почему Православие не может её принять?
    • Религия сильного человека: христианство или ислам?
    • Сайентология — угроза миру
    • Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь
    • Сбваются ли астрологические прогнозы.
    • Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма
    • Святоотеческое учение о догмате и ереси
    • Священное Писание – часть жизни Церкви
    • Священное Писание, Церковь и наука
    • Священное Предание
    • Священное Предание и человеческая самодеятельность
    • Смена языка для народа – это катастрофа. О сквернословии и не только
    • Смерть, которой ждут.
    • Современные иконоборцы
    • Современный протестант
    • Сознательное богохульство
    • Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
    • Стоит ли еврею креститься?
    • Субкультура — не детские забавы
    • Торжество Православия
    • Ультиматум Церкви
    • Учение о человеке в христианстве и неоязычестве
    • Филиокве — это хула на Святого Духа.
    • Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
    • Хочешь обратить? Выслушай! Протоиерей Олег Стеняев о современном язычестве и законах миссии
    • Христианство и демократия
    • Христос без Креста. Рассуждения о современном протестантизме.
    • Церковные суеверия
    • Церковь и всемирное государство.
    • Церковь и проблема эвтаназии
    • Что значит Воскресение Христа в нашей жизни?
    • Что нужно знать о гаданиях на Святки?
    • Что препятствует стать православным
    • Что такое каббала?
    • Что такое оккультизм
    • Что Христос оставил людям
    • Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни
    • Эволюционное мудрование
    • Этот бесконечный конец света. Об адвентистах и их «пророчествах»
    • Являются ли инославные членами Церкви?
    • Яйца с образами О новом виде иконоборчества

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *