Мученица Агния римская

Агнесса Римская

В Википедии есть статьи о других людях с именем Агнесса.

Агнесса Римская


Агнесса с гербом графини фон Верденберг (Мастер из Месскирха, ок. 1531)

Родилась

ок. 291

  • Рим, Римская империя

Умерла

304

  • Рим, Римская империя

Почитается

в христианстве

В лике

мучениц

День памяти

в Католической церкви 21 января, в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю)

Медиафайлы на Викискладе

Агне́сса Римская (Агне́са, А́гния, Анна (лат. Agnes); ок. 291 года — ум. 304 год) — христианская мученица из Рима периода императора Диоклетиана; отвергла сватовство сына римского префекта ради христианской веры; одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых.

Художественно-символически изображается с ягнёнком — в честь Агнца Божьего (лат. agnus Dei), то есть Христа.

Исторические сведения и предание

Святая Агнесса. Мозаика в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (Рим)

Наиболее древними источниками о мученичестве святой Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё — вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ей явился ангел — он принёс девушке светлое покрывало. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали, и они со стыдом покидали публичный дом. Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.

Традиция относит дату мученичества Агнессы на 21 января 304 года. Агнесса погибла в юном возрасте (предположительно ей было около 12 лет).

Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Голова святой Агнессы находится в реликварии крипты церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Прославление

Хусепе Рибера. Святая Инесса. 1641

Почитание св. Агнессы возникло в Риме в IV веке, вскоре распространилось по Западной Европе. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм — Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Имя св. Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.

Иконография

Иконографические символы св. Агнессы — белый агнец, изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Агнец — не в честь её имени, образованного от греч. Ἁγνὴ; agne, «непорочная»; но в честь Христа, которого Иоанн Креститель назвал «Агнцем Божьим» (лат. agnus Dei). Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

Традиции

21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословения двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов.

> Примечания

Литература

на русском языке

  • Католическая энциклопедия. Издательство францисканцев. М, 2002.
  • Макаров А. И., Сусленков В. Е. Агния, мц. Римская // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 259-260. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Агнесса / Овсиенко Ф. Г. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 186. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.

на других языках

  • Johann Peter. St. Agnes of Rome // Catholic Encyclopedia. Vol. 1. New York: Robert Appleton Company, 1907.

> Ссылки

Святая Агнесса Римская — быль, ставшая христианской легендой

Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты для миллионов верующих. В ее честь воздвигнуты базилики Сант Аньезе-ин Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами в Риме. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован Церковью и запечатлен в сердцах ищущих и страждущих. Что мы знаем о ней?

Житие Святой Агнии дошло до нас в нескольких редакциях. Достоверно известно лишь немногое. Например, ее имя Agnese (греч. agnox) — священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно также:

— Ее социальное положение — родилась в семье так называемых liberti, т. е. официально освобожденных от рабства. Возможно, ее родители были зажиточными людьми.
— День ее великомученической смерти — 21 января.
— Возраст — от 12 до 13 лет. А также место захоронения — там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами (см на карте Рима).

Можно предположить, что Агнессу казнили во времена Великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 — 313 годах. К тому времени, по подсчетам некоторых историков, в Римской империи насчитывалось не менее 6 млн. христиан, многие из которых участвовали в органах государственного управления. К тому же времени или чуть раньше (295 год) относится Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. В значительной степени претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы и амбиций местных градоначальников — префектов.

Легенда о самоотверженной любви к богу

Грустная легенда гласит о том, что в далекие времена, когда у власти стоял император Диоклетиан, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта был безнадежно влюблен в юную девушку по имени Аньесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты и владеет даром колдовства. Префект, следуя предначертаниям Дамасского эдикта и в немалой степени руководимый негодованием, приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне — красивейшая площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.

По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Юную Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант Аньезе ин Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом — это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога и его силу в воскрешении простых смертных.

Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись ступней великомученицы, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. Тогда юную девушку заклали как агнца (см. картины ниже).

Проведенное недавно исследование костей Святой Агнессы в самом деле не обнаружило следов огня.

Полезно: Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне — подробное описание и полезные сведения

Послесловие

В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь — не что иное, как символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы. В Древней Греции такими ветвями награждали победителей соревнований. Агнец — это символ непорочности и чистоты.

Очень важно понимать силу образа Святой Агнессы в контексте событий того времени. В условиях преследований и пыток, которым были подвержены ранние христиане Рима, не удивительно, что демонстрация принадлежности к гонимой язычниками религии требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным, потому и произвело сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка была неимоверно почитаемой в IV веке, а ее невинность с течением времени стала самым существенным атрибутом легенды.

В 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Всего каких-то 10 лет спустя. К сожалению, не раньше.

Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим ответственным проектом трудились лучшие таланты Рима — Джироламо Райнальди и Франческо Борромини.

Образ Святой Агнессы в искусстве — галерея фотографий

Буррини, Джованни Антонио. Агнесса, читающая книгу (XVII в.)
Массимо Станционе. Святая Агнесса (XVII в.)
Доменикино. Святая Агнесса (XVII в.)
Онорио Маринари. Святая Агнесса (XVII в.)
Эрколе Феррата. Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура находится в церкви Сант Аньезе-ин Агоне, Рим.
Марко Бенефиал (1750). Мученичество Святой Агнессы. Место: церковь Сантиссима Тринита дельи Спаньоли, Рим.
Джузеппе де Рибера (1641). Святая Агнесса — Дрезден, Германия.

P.S. Голова Святой Агнессы находится в крипте базилики Сант Аньезе на площади Навона и доступна для поклонения бесплатно. Хотим напомнить читателям, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в экскурсии гидов сайта. Будьте готовы к волнующей встрече с христианским прошлым.

Советуем ознакомиться святая агния римская молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Мученица Агния (Анна) Римская, дева

Родилась в Риме от благочестивых родителей и была воспитана в христианской вере. В 13 лет она отказала в замужестве сыну начальника области и, не принеся жертву богине Весте, была нагой отправлена в непотребный дом. Но по Божию изволению у нее выросли такие длинные волосы на голове, что покрыли все ее тело как одежда, а в доме встретил ее Ангел Божий и покрыл таким блистающим сиянием, что от этого блеска нечестивые юноши не могли смотреть на нее. Когда св. Агния начала молиться, то увидела перед собой белую одежду, сотканную ангельскими руками. Юноша, виновник зла, вошел к Агнии и хотел совершить над ней насилие, но пал бездыханным, преданный Ангелом Божиим сатане. По просьбе отца юноши святая дева воскресила своей молитвой умершего, который стал прославлять Бога. И от этого 160 человек уверовали во Христа, крестились, а спустя некоторое время язычники отсекли головы им и воскрешенному юноше.

Тогда св. мученица Агния была предана жестоким мучениям, после которых ей воткнули в гортань меч, от чего она и предала свой дух Господу.

Молясь у гроба св. Агнии, от рук язычников пострадала сверстница ее Эмерентиана, которую похоронили вблизи св. Агнии. Спустя много лет дочь Константина Великого Констанция исцелилась от тяжкой болезни на гробе св. Агнии, устроив в благодарность на месте погребения ее церковь во имя св. мученицы, а затем и девичий монастырь.

Подвиг мученицы Агнии – “обет, превышающий законы возраста”

«Еще не созревшая для наказания, она уже созрела для победы; недоступная для поражения, она способна для получения венца», – так писал святитель Амвросий Медиоланский о святой, чья память празднуется сегодня. В своем труде «О девах» («De Virginibus») святитель восторгался добродетелью юной девушки, которая, еще не зная жизни, «так легко расставалась с ней». Она буквально стремилась к исповедничеству.

Святая мученица Агния пострадала в 304-м году, в правление императора Диоклетиана. Ей было 12 лет. Она была «благородна по происхождению и прекрасна лицом», – так писал о ней святитель Димитрий Ростовский. Красота девы Агнии по собственному ее решению была предназначена Небесному Жениху, Которого она, восприняв святое Крещение, возлюбила всем сердцем. А потому, когда к ней посватался юноша из знатной и богатой семьи, он был отвержен и узнал, что Агния уже обручена с Другим Женихом. Пытаясь понять, кто перешел ему дорогу, юноша выяснил, что Агния – христианка. Отец юноши, областоначальник Симфроний, начал преследовать Агнию: то ласковыми уговорами, то угрозами, которых иное девичье сердце не выдержало бы и сдалось, он пытался склонить ее отказаться от своей веры и поклониться языческим богам. Не думая более о своем сыне, начальник задался целью отвратить девушку от христианства. Он разрешил ей сохранить девство – стать весталкой. На это девушка ответила с удивительной в таком возрасте рассудительностью: «Если ради моего Небесного Жениха я презрела живого человека, как могу я теперь поклониться бездушному камню?» Агния бесстрашно выслушала угрозу отправить ее в непотребный дом. Она знала, что Господь не оставит на поругание ее добродетель девства. Как только ее обнажили, чтобы в таком виде провести по улицам для пущего бесчестия, у девушки вмиг выросли длинные волосы, прикрывшие наготу. А в заточении явился ей Ангел и принес прекрасное светлое одеяние. Непотребный дом был освящен пребыванием в нем святой девы. Все, кто приходил туда с греховными желаниями, уходили изменившимися – с твердым намерением не служить более греху. Пришел туда и незадачливый жених. Едва подойдя к Агнии, он упал замертво. По молитве святой девы юноша ожил. Ни он, ни его отец больше не хотели преследовать Агнию. Но на девушку, совсем еще девочку, ополчился весь народ, который видел совершенные ею чудеса и теперь жаждал ее смерти. «И насколько постыдна эта жестокость, не пощадившая даже детского возраста, настолько же, напротив, велика была сила веры, которая нашла себе доказательство даже в этом возрасте», – пишет святитель Амвросий. Мученица шла на казнь как на брачный пир: «Видя ее радостный лик, люди думали, что она идет под венец» (из гимна свт.Амвросия, посвященного мученице Агнии). Огонь костра, на который возвели мученицу, не причинил ей ни малейшего вреда – пламя быстро угасло. Тогда один из воинов по приказу нового начальника, опасавшегося народной смуты, воткнул ей в горло меч.

Это произошло на римской площади, ныне известной как «Пьяцца Навона» («Навона» – искаженное «ин агоне» – «у игрищ»). Во времена мученичества святой Агнии здесь располагался цирк императора Домициана. Сегодня на этой площади красуется церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, построенная в 17 веке. В крипте церкви находится глава мученицы Агнесс, как называют эту святую итальянцы.

Есть еще одна римская церковь в честь святой девы-мученицы, связанная с эпохой Константина Великого. После казни родители Агнии забрали ее тело и погребли близ Нометанской дороги. К мощам мученицы в последней надежде пришла в 342 году дочь императора Констанция. По преданию, чудом исцелившись от тяжелой неизлечимой болезни, Констанция основала храм в честь святой Агнесс, сегодня это – базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-мура («Церковь Агнессы за городскими стенами»). Ежегодно 21 января – в день памяти святой мученицы в католической церкви – в базилике мессу служит Римский Папа. Во время богослужения он освящает двух ягнят. Животных покрывают двумя пелеринами, символизирующами добродетели святой Агнии: белая пелерина – девство, а красная – мученичество. На Страстной неделе ягнят постригут, и из их шерсти в мастерской будут изготовлены паллии – особый знак архиепископского достоинства – узкие ленты с шестью черными крестами.

В нашей стране почитание святой мученицы Агнии не получило такого широкого распространения, как на католическом Западе, и носит скорее эпизодический характер. Так, в подмосковном монастыре Казанской иконы Божией Матери в деревне Колычево в честь мученицы Агнии освящен придел одного из двух больших храмов – Преображенского.

Преображенский храм в Казанском

Почитание девы-мученицы здесь – не случайность. В начале 19 века у источника рядом с деревней была чудесным образом явлена Казанская икона, на которой помимо лика Пресвятой Богородицы были изображены святые мученицы – Маргарита и Агния. Промысел Божий о монастыре, основанном здесь в 1885 году схимонахом Макарием, проявился довольно скоро: первую игумению звали Маргарита, вторую – Агния. При второй игумении было выстроено новое здание монастырского комплекса – Преображенский храм, к которому примыкал келейный корпус. По благочестивому желанию игумении один из приделов храма был освящен в честь ее небесной покровительницы – мученицы Агнии Римской. В 1918 году монастырь был закрыт, а зданиях его устроена богадельня. С 1960-х годов здесь расположился психоневрологический интернат. А здание храма Преображения с приделом в честь мученицы Агнии стало столовой интерната. Сегодня в облике столовой с трудом угадываются черты православного храма. Однако монашеская жизнь возрождается, причем промыслительные для обители имена мучениц Агнии и Маргариты снова звучат в этих стенах: первой настоятельницей вновь обретенной обители стала монахиня Маргарита (ныне игумения Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря), а монахиня Агния и по сей день живет в Казанском монастыре и молится своей святой покровительнице.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

Агния (Анна) Римская, мц. – житие

&nbsp Агния (Анна) Римская, мц.

Мученица Агния (Анна) Римская, дева

(память 21 января и 5 июля по старому стилю)

Тогда св. мученица Агния была предана жестоким мучениям, после которых ей воткнули в гортань меч, от чего она и предала свой дух Господу.

Молясь у гроба св. Агнии, от рук язычников пострадала сверстница ее Эмерентиана, которую похоронили вблизи св. Агнии. Спустя много лет дочь Константина Великого Констанция исцелилась от тяжкой болезни на гробе св. Агнии, устроив в благодарность на месте погребения ее церковь во имя св. мученицы, а затем и девичий монастырь.

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Статья опубликована участником 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

АГНИЯ РИМСКАЯ

Родилась в Риме от благочестивых родителей и была воспитана в христианской вере. В 13 лет она отказала в замужестве сыну начальника области и, не принеся жертву богине Весте, была нагой отправлена в непотребный дом. Но по Божию изволению у нее выросли такие длинные волосы на голове, что покрыли все ее тело как одежда, а в доме встретил ее ангел Божий и покрыл таким блистающим сиянием, что от этого блеска нечестивые юноши не могли смотреть на нее. Когда святая начала молиться, то увидела перед собой белую одежду, сотканную ангельскими руками. Юноша, виновник зла, вошел к Агнии и хотел совершить над ней насилие, но пал бездыханным, преданный ангелом Божиим сатане. По просьбе отца юноши святая дева воскресила своей молитвой умершего, который стал прославлять Бога. От этого 160 человек уверовали во Христа, крестились, а спустя некоторое время язычники отсекли головы им и воскрешенному юноше.

Тогда мученица Агния была предана жестоким мучениям, после которых ей воткнули в гортань меч, от чего она и предала свой дух Господу. Святая дева была похоронена родителями недалеко от города Рима, при Номентанской дороге. Случилось это около 304 года.

Вскоре, молясь у гроба святой, от рук язычников пострадала сверстница ее Эмерентиана, которую похоронили вблизи святой Агнии. Спустя много лет дочь равноапостольного Константина Великого, Константина, исцелилась от тяжкой болезни на гробе святой Агнии и устроила в благодарность на том месте церковь во имя неё, а затем и девичий монастырь. Мощи святой и ныне почивают на прежнем месте, в храме святой Агнии “за стенами” (Сант-Аньезе-фуори-ле-мура).

Литература

  • “Память святой мученицы Агнессы Римской” в кн.: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Авто-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – Т. III, с. 327-328.

Святая агния римская молитва

– Слава Тебе, всемогущий, всеми исповедуемый и прославляемый Отец Господа нашего Иисуса Христа, чрез которого Ты избавил меня от руки нечестивых людей, сохранил от скверны мою душу и тело мое соблюл чистым! Вот и теперь небесною росою от Духа святого прохлаждается для меня огонь, пламя разделяется, и вся сила огня устремляется на слуг, старающихся сжечь меня. Благодарю Тебя, достойно славимый Боже, за то, что и среди пламени Ты даешь мне безбоязненный путь к Тебе. Я уже вижу исполнившимся то, во что я веровала; на что я надеялась, то имею, и желаемое получила. Исповедую Тебя устами и сердцем; к Тебе я устремилась всеми чувствами, и вот иду к Тебе, Живому и Истинному Богу, с Господом нашим Иисусом Христом и Святым Духом, живущему и царствующему во все веки, аминь

Святая мученица Агния родилась в древнем Риме и была воспитана родителями в христианской вере. На тринадцатом году жизни она временною смертью избавилась от смерти вечной и обрела нескончаемую жизнь, так как возлюбила единого Подателя жизни и привязалась к Нему от юности. Она была юна годами, но стара совершенным разумом, – юна телом, но единою души ее была мудрость (Прем.Сол.4:9), прекрасна лицом, но еще прекраснее глубиною веры. Воспламененная любовью к Сладчайшему Иисусу, родившемуся от Пречистой Девы, она обручилась с Ним своим девством, и кроме Него, никого другого не хотела иметь своим женихом. Благородная по происхождению и прекрасная лицом, она своею красотою настолько привязала к себе очи и сердце одного юноши, сына областоначальника Симфрония, что, когда он увидел ее возвращавшуюся из женской школы, тотчас воспламенился любовью к ней, а затем, расспросив о ней и узнав дом ее родителей, начал посылать к ней обильные дары, обещая еще больше, и прося, чтобы она согласилась стать его невестою и сочеталась с ним браком. Святая Агния отвергла все эти дары, как бы сор, нисколько их не ценя; о себе же она говорила, что она обручена лучшему Жениху и имеет от него лучшие и более ценные дары: будучи невестою Его, она не может оставить его и изменить своей преданности и любви к Нему. Но этот юноша со дня на день воспламенялся все большею любовью к ней и признавал себя почетнейшим и более достойным, сравнительно со всеми другими благородными юношами. Полагая же, что девица желает от него лучших даров, он приготовил в большем количестве и более ценные камни и жемчуг, драгоценные сосуды и одежды, и сам принес их к ней, умоляя то лично, то чрез знакомых, друзей и соседей, чтобы она никого не предпочитала ему. Он указывал на свое знатное происхождение, на богатства, дома, наследственные земле, которыми она удет владеть, если согласится обручиться с ним. Тогда святая начала говорить более ясно:

– Отойди от меня, разжигатель греховного пламени, страстный любитель скверны, снедь, уготованная вечной смерти! Отступи от меня, так как тебя предупредил уже другой Жених, Который подарил мне гораздо большие украшения и обручил меня перстнем веры Своей. С Ним ты не можешь сравниться ни по происхождению, ни по званию. Он возложил на меня иные отличия духовной красоты. Он обложил мою десницу и шею многоценными камнями, дал в уши мне серьги из бесценных изумрудов, опоясал меня светло-блестящим жемчугом, положил знамение на лице моем, чтобы я не предпочитала ему никакого другого жениха, одел меня златотканою одеждою и красил меня бесчисленными ожерельями; кроме того, Он показал мне бесценное сокровище, которое обещал дать мне, если я сохраню веру в Него. Потому-то я не могу ни смотреть на кого-либо другого, чтобы не обесчестить первого Жениха своего, ни оставить Того, с Кем я крепко связана союзом любви. Его знатность – высочайшая, могущество – самое крепкое, красота – великолепнейшая, любовь – сладчайшая, превосходящая всякую благодать; Им уже уготован и чертог для меня. Голос го приятен мне; уста его уже источили для меня мед и молоко; его чистыми объятиями я уже искренно привязалась к ему; плоть его уже объединилась с моею плотью и кровь его красила мое лицо. Матерь его – Дева, а Отец его жены не нал. Ему служат Ангелы; солнце и луна удивляются его красоте; но его повелению мертвые воскресают; от прикосновения к Нему больные исцеляются; богатства его никогда не умаляются и сокровищницы не пустеют. В Него Одного я храню еру и ему всецело вверяю себя. Имея его своим мужем, я станусь девою; любя его, буду непорочна; прикасаясь к Нему, станусь чистою; от этого брака не бывает детей; чадородие нем безболезненно, а плоды сожития с каждым днем умножаются.

Тропарь воскресный, глас 7.

Разрушил еси Крестом Твоим смерть, / отверзл еси разбойнику рай, / мироносицам плач преложил еси, / и апостолом проповедати повелел еси, / яко воскресл еси, Христе Боже, / даруяй мирови / велию милость.

Яко нашего воскресения сокровище,/ на Тя надеющияся, Всепетая,/ от рова и глубины прегрешений возведи;/ Ты бо повинныя греху спасла еси,/ рождши Спасение наше; / яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева,/ и по рождестве паки пребываеши Дева.

Не ктому держава смертная/ возможет держати человеки:/ Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея;/ связуемь бывает ад,/ пророцы согласно радуются,/ предста, глаголюще, Спас сущим в вере:/ изыдите, вернии, в воскресение.

Непосредственно для Мчц. Агнии тропаря не написанно.

Здравствуйте, уважаемые гости форума! Хочу рассказать Вам историю своей доченьки. Лерочка родилась 29 сентября 2012 года здоровым ребёнком на 41 неделе беременности. На 5-е сутки нас благополучно . читать далее »

18 декабря 2017 в 13:29 — Виктор Шамонин

Зимний лес Зимний лес загадочный, Серебром укрыт, Месяц резво-радостный, Колки теребит. Кроткими овечками Облака стоят, Огоньками-свечками, Звёздочки горят. Снежные узоры, Реченька . читать далее »

16 декабря 2017 в 21:09 — Андрей Рыбак

Счастлив ли ты Зайчик? Святой Апостоле Андрее, преподобный отче Иоанне Дамаскине, вмц. Варвара и мц. Иулиания молите Бога обо мне. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со . читать далее »

15 декабря 2017 в 00:12 — Андрей Рыбак

Банковские карты Программист об УЭК, карте жителя! читать далее »

14 декабря 2017 в 15:45 — Костюченко Сергей

“. дающий просящему премудрость и разум. ” (из молитвы священника на Трисвятое Второй ключевой смысл: формирование Соборного Дара Богу. Совершается Проскомидия – Приношение: формируется Соборный . читать далее »

13 декабря 2017 в 22:34 — Андрей Рыбак

Белая форма наших биатлонистов Полный расклад полета олимпийского движения Climbing.ru читать далее »

11 декабря 2017 в 15:35 — Андрей Бузик

Самую древнюю тюркскую руническую надпись, выбитую на скале на берегу реки Чуя в Республике Алтай, удалось расшифровать. И сказано там, что «небо было всегда». И под этим «вечным небом» построена . читать далее »

8 декабря 2017 в 22:59 — Андрей Рыбак

Ты, это. Если чё, заходи Курс биткойна побил очередной максимум, что вызвало волнения среди сторонников и противников криптовалют. В лайв-стриме телеканала Царьград эксперт Денис Давыдов рассказал о . читать далее »

7 декабря 2017 в 13:50 — Андрей Рыбак

рога Беседа о. Виктора Кузнецова “Пир во время чумы” читать далее »

6 декабря 2017 в 20:49 — Сергей И.

Одуванчик ЖЕЛТЫЙ ЖЕНЬШЕНЬ: САМОЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО – ОДУВАНЧИК! У нас одуванчики чаще всего воспринимают как сорняк. В лучшем случае из них плетут с детьми веночки или используют для . читать далее »

Парашютизм

График работы Skycenter на новогодних праздниках. На календаре уже 18 декабря, поэтому пришло время сообщить о графике работы Skycenter на новогодних праздниках. 31 декабря аэродром не работает! А . читать далее «

Новый год в Ерыдаге. Группа альпинистов их 5 городов страны 30 декабря к 19 часам заезжает в приют у подножья Ерыдага. 31 декабря состоится первое учебное занятие по теме: “Акклиматизация, . читать далее «

18 декабря 2017 в 16:26 — Андрей Бузик

6 декабря по старому стилю / 19 декабря по новому стилю вторник Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 335). Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – Свт.: Евр., 335 зач., . читать далее »

18 декабря 2017 в 13:21 — Виктор Шамонин

Заяц – шалунишка заяц Заяц по лесу бежал, На полянке заяц встал, Медвежата перед ним, Заяц стал неудержим, Строил рожицы, свистел, Свысока на них глядел: – Медвежата, съем я вас, Ел таких уже не . читать далее »

16 декабря 2017 в 14:15 — Андрей Рыбак

Патриарх Кирилл ОБРАЩЕНИЕ КО ВСЕМ ПРЕЗИДЕНТАМ, НОБЕЛЕВСКИМ ЛАУРЕАТАМ, ЛИДЕРАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ КАСАТЕЛЬНО ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Президентам России, Китая, США, канцлеру . читать далее »

14 декабря 2017 в 22:35 — Андрей Рыбак

Теплообменник на дымоход. Выживание в экстремальных условиях Теплообменник на дымоход – это удачный способ организовать отопление в тех комнатах дома, где не установлены печи. Такое устройство можно . читать далее »

14 декабря 2017 в 15:10 — Андрей Рыбак

Равноапостольный преподобномученик Косма Этолийский Христиане, здесь у нас нет родины. Эта земля не наша: суша была создана для животных, море для рыб, воздух для птиц. Бог потому и создал нас . читать далее »

13 декабря 2017 в 09:56 — Андрей Рыбак

Сергий Алиев Сергий Алиев: Конец делу венец! От слов к делу! читать далее »

10 декабря 2017 в 13:58 — Андрей Рыбак

Паисий Святогорец и старец Тихон. 5 серия. Исповедь прп Паисий СвятогорецОчередная 5-я серия фильма рассказывает о прп. Паисие Святогорце, охватывая 1966-67 годы. Это самый тяжелый период жизни . читать далее »

8 декабря 2017 в 19:50 — Андрей Рыбак

Повсюду измена, трусость и обман Монах Симеон Афонский. Истина Высказывания афонского старца Симеона из альбома: “Афон врата вечности”. Хорошо преодолеть повседневную суету и уменьшить . читать далее »

7 декабря 2017 в 11:19 — Андрей Рыбак

Как казаки фашистов рубали. (Кущёвская атака) Как казаки фашистов рубали. (Кущёвская атака) читать далее »

5 декабря 2017 в 13:52 — Андрей Рыбак

Старец Григорий, игумен афонского монастыря Дохиар Как антихристы Евросоюза поработили Грецию. Говорит старец Георгий. Афон Интервью игумена Григория. Монастырь Дохиар читать далее »

Парусный спорт

Парусное сообщество Приморского края подвело спортивные итоги сезона-2017 Конкурс Яхтсмен года Приморского края 2017 выиграли Дмитрий Ходырев и Мария Кислухина. Они завоевали главные кубки года, . читать далее «

“Погибшие дают возможность учиться на своих ошибках. “. Интервью с Сергеем Шибаевым. Интервью с Сергеем Шибаевым, редактором журнала ЭКС , а также – КМС, инструктором 1 категории, членом . читать далее «

18 декабря 2017 в 14:53 — Андрей Рыбак

В плену иллюзий Сергей Солнцев. Западная цивилизация без иллюзий Специалист по системному анализу Сергей Солнцев рассказывает об особенностях мышления и восприятия человека, как их используют для . читать далее »

18 декабря 2017 в 12:52 — Андрей Рыбак

Пыжиков А. Об открытии «второго фронта» против Русского мира … Некоторое время назад в «паутине» завелся историк Пыжиков (как всегда, от хозяйского нерадения, что-нибудь да заводится). Пыжиков . читать далее »

15 декабря 2017 в 18:40 — Андрей Рыбак

Совесть есть от рождения у всех. “Понятие совести, столькими безумцами порицаемое и ещё большим их числом — отвергаемое, тем не менее существует и всегда существовало, это вовсе не измышление . читать далее »

14 декабря 2017 в 18:14 — Андрей Рыбак

все объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом. Профессор Башкирского университета Нажип Валитов доказал существование единой Высшей силы, благодаря которой все объекты во Вселенной . читать далее »

13 декабря 2017 в 22:48 — Андрей Рыбак

Апостол Андрей Первозванный. Греческая фреска, о. Кипр, XI в. Мученичество святаго Апостола Андрея. Посланіе Пресвитеровъ и Діаконовъ Ахаіи. 1. Всѣ мы Пресвитеры и Діаконы Ахайскихъ церквей . читать далее »

12 декабря 2017 в 14:12 — Андрей Бузик

Жажда путешествий и полное отсутствие страха, желание быть первым и покорять новые вершины, в прямом смысле, – все это о нем. Поздравления с днем рождения принимает Федор Конюхов. За свою жизнь он . читать далее »

9 декабря 2017 в 22:23 — Андрей Рыбак

икона Богородицы “Знамение” Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Знамение» Кондак 1 Избранной Воеводе и благой Одигитрии, путеводящей нас к Небесному Граду, приидите, припадем вси, града зде . читать далее »

8 декабря 2017 в 10:39 — Юлия Бутурлина

Дорогие москвичи ( у кого есть детки от 0 до 18 лет) , весьма рекомендую успеть на акцию! мцр дети До 15 декабря в МЦР-Дети проходит акция “Консультация 5 специалистов по цене одной”! Теперь при . читать далее »

7 декабря 2017 в 11:01 — Андрей Рыбак

старец Иосиф Исихаст Чистота ума и сердца по учению старца Иосифа Исихаста Проф. Георгий Мандзаридис Православное богословие говорит о загрязнении или омрачении человека, сотворенного «по образу . читать далее »

4 декабря 2017 в 17:03 — Андрей Рыбак

Борец Александр Карелин Слово – Александр Карелин читать далее »

Молодежный чемпионат мира. Анастасия Чернова: Результат очень хороший, перспективы для развития есть . Лидерами сборной России на 47-м первенство мира, проходившем в Санье (Китай), оказались . читать далее «

Сегодня в Капруне прошли соревнования девушек второго этапа Кубка Европы по фристайлу в дисциплине слоуп-стайл. Лана Прусакова, как и вчера, заняла второе место. Вторая спортсменка из нашей команды – . читать далее » Оценка 4.9 проголосовавших: 906
Картина из Дрезденской галереи Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом (исп. La Santa Agnes en la prisión, 1641) испанского художника Хосе де Риберы запомнилась мне ещё с детства. Она производила такое сильное впечатление, по-видимому, потому что девочке, изображенной на картине, было, как и мне тогда, 12-13 лет. Легенда, связанная со святой Инессой (по-другому, Агнессой, Аньессой, Агнией), трогала меня до глубины души.
В центре полотна изображена коленопреклоненная девичья фигурка в темнице. Длинные волнистые волосы скрыли ее наготу. Большие сияющие глаза устремлены к небу. Почти детское личико хранит следы печали. Кажется, что само полотно излучает свет. У Риберы образ Инессы — воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Считается, что этот образ, один из самых пленительных в мировом искусстве, написан с дочери художника.
Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты. В ее честь в Риме воздвигнуты базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован церковью. В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь — символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы, агнец — это символ непорочности и чистоты. Что мы знаем о ней?
1. Житие Святой Агнессы дошло до нас в нескольких редакциях. Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на панегирике De Virginibus святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на празднике святой Агнессы в январе 375 или 376 года — самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В проповеди есть такие слова: «Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самих себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы».
Имя Agnese (греч. agnox) означает священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно, что родилась она в семье зажиточных людей. Великомученическую смерть приняла 21 января, когда ей было от 12 до 13 лет. Место её захоронения — там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Голова Святой Агнессы покоится в крипте базилики Сант-Аньезе на площади Навона. На фото — маленький придел с золотым ковчегом, перед которым всегда горят свечи. А в ковчеге — честная глава святой Агнессы (внизу, в окошечке, виден череп). В православной традиции — святая Агния.
Можно предположить, что Агнессу казнили во времена великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 — 313 годах. К этому времени в Римской империи насчитывалось не менее 6 миллионов. христиан. Чуть раньше (295 год) был принят Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. Претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы местных градоначальников — префектов.
Во времена императора Диоклетиана, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта Прокопий был влюблен в юную девушку по имени Агнесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты. Префект приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.

По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Поэтому Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом — это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. Мужчины приходили с дурными намерениями, а уходили уверовавшими. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога.
Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись её ступней, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.
Святой Амвросий писал: «Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру».
Палачу Агнесса сказала: «Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам». После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентана (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы за Крепостными Стенами.).
Во времена Диоклетиана ранние христиане Рима подвергались преследованиям и пыткам. Не удивительно, что демонстрация принадлежности к христианству требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным. Поэтому стойкость девочки произвела сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка особо почиталась в IV веке, а ее невинность с течением времени стала важным атрибутом в её почитании.
Уже в 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика. До сих пор в базилике Святой Агнессы за Крепостными стенами 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии (элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви, представляющий собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами).
2. Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим проектом трудились лучшие архитекторы Рима. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) начинал возводить Джироламо Райнальди, а закончил Франческо Борромини в 1657 году.
Оказавшись на площади Навона рядом с базиликой Святой Агнессы, вспомнила о впечатлениях детства, поэтому первым делом мы с мужем отправляемся туда.
3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини.
4. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.
5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы.
6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью.
7. Всё внутреннее пространство пронизано светом.
8. Все сюжеты воплощены в скульптурных формах. В центральном нефе изображено детство Христа и Иоанна Крестителя.
9. До сих пор в базилике проходят традиционные богослужения, мессы и религиозные обряды. Кроме того, каждый четверг и пятницу в половине седьмого и в семь соответственно там проводятся концерты старинной классической и камерной музыки.
10.
11.
12. Горельефы левой стороны.
13.
14. Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура (Эрколе Феррата) изображает мученицу в пламени костра.
15. Горельефы правой стороны.
16.
17. Скульптура Святого Себастьяна в правом нефе.
18. После осмотра базилики, под впечатлением от красоты её внутреннего убранства выходим на площадь Навона. Современный барочный облик пьяцца Навона связан с именем Папы Иннокентия Х. Именно ему пришла в голову мысль — облагородить запущенное пространство в центре города.
19. И прямо напротив церкви видим фонтан. Другие времена — другие нравы: многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навона.
20. Знаменитый фонтан «Четырех рек» работы Джан Лоренцо Бернини (1648-1651) возвышается в центре площади. Он украшен аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, символизирующими, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. В центре фонтана установлен египетский обелиск, покрытый иероглифами. Его высота 16,53 метра.
21.
22.
23.
24.
25. По краям площади имеются еще два фонтана: на фото — фонтан Нептуна. Но настроение у нас сейчас не такое, чтобы внимательно осмотреть площадь, и мы покидаем этот праздник жизни.
Несколько слов о художнике: Хосе или Хусепе де Рибера (1591-1652) — испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях. Подробно о художнике.

В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь — не что иное, как символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы. В Древней Греции такими ветвями награждали победителей соревнований. Агнец — это символ непорочности и чистоты.

Очень важно понимать силу образа Святой Агнессы в контексте событий того времени. В условиях преследований и пыток, которым были подвержены ранние христиане Рима, не удивительно, что демонстрация принадлежности к гонимой язычниками религии требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным, потому и произвело сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка была неимоверно почитаемой в IV веке, а ее невинность с течением времени стала самым существенным атрибутом легенды.

В 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Всего каких-то 10 лет спустя. К сожалению, не раньше.

Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим ответственным проектом трудились лучшие таланты Рима — Джироламо Райнальди и Франческо Борромини.

АГНИ

Имя этого бога для русского уха звучит совершенно понятно: огонь, огни (первая буква произносится обычно как «а»). Культ Агни предполагает не просто огонь как таковой, а прежде всего жертвенный, который обеспечивает связь людей с богами. Поэтому Агни часто упоминается вместе с Сомой. Кроме того, в плане философском, воздаются почести духу огня, огненосной субстанции, одной из главнейших природных стихий.

«Агни — бог огня, — пишет индолог Н.Р. Гусева, — может считаться богом уникальной судьбы: на протяжении всего исторического периода, в течение которого индийцы его почитали, т. е. начиная с конца II тысячелетия до н. э. и вплоть до наших дней, всегда имело место религиозное преклонение перед ним и всегда ему приписывали одни и те же чудодейственные свойства и его ставили в один ряд с самыми влиятельными богами. Функциональные нагрузки большинства богов исторически менялись и частично утрачивались, тогда как верующие индусы в современной Индии продолжают приписывать Агни те же качества и функции, которые ему приписывались ведическими и, совершенно очевидно, доведическими арьями; гимном Агни начинается Ригведа».

Такая удивительная стабильность образа бога объясняется его ясной принадлежностью к данному явлению (объекту) природы, сопровождающему жизнь человеческую со времен не только доисторических, но и более древних, когда еще только формировался облик людей современного вида, как предполагается, в связи с широким использованием огня и приготовлением обработанной на костре пиши.

У арийских племен огонь сопровождал человека от рождения, когда на домашнем алтаре приносили жертвы богам, при посвящении, свадьбе, самых разнообразных ритуалах; на смертном одре, где сжигалось тело, освобождая нетленную душу, и после смерти, на поминках. Существовал особый обряд добывания священного огня. Согласно Ригведе, огонь-Агни «породила счастливая древесина для трения»; «знаток существ вложен между двух кусков дерева для трения»; «добывайте трением, о мужи, провидца недвуличного»: если они добывают трением руками, он ярко зажигается среди кусков дерева, алый, как скаковой конь».

Безусловно, способ добывания огня трением — очень древний — должен был выглядеть как волшебство, священнодействие. Но здесь еще есть уподобление огня правде («провидцу недвуличному»). В Ведах о священном огне (отождествленном, между прочим, с дыханием) сказано: «Поистине служение этому огню — правда. Тот, кто говорит правду, подобен тому, кто изливает топленое масло на зажженный жертвенный огонь. Так воспламеняет он этот огонь. Жар его все усиливается. С каждым днем он становится более сильным».

«Поистине Агни есть речь», — сказано там же. Но кроме дыхания и речи его соединяют с зарождением жизни. Когда из вселенских вод возникло мировое яйцо, «Зародыш внутри был создан в виде Агри . Он есть Агри, ибо он был создан как начало этой вселенной. Поистине он — Агри, и называют его Агни тайно. Ибо боги любят неявное».

Здесь мы вновь сталкиваемся с игрой слов, когда созвучие предполагает сходство смысла. Так через структуру языка человек стремится понять то, что, возможно, было вложено предками в те или иные слова. Метод, конечно, замечательный, но требующий большой осмотрительности (как видим, к Ведам восходит зарождение такой области знаний, как палеолингвистика). В космогоническом аспекте соединение Агри с Агни означает, что огонь был у истоков жизни. Более того, он остается основой жизни и познания. В «Шатопатха-брахмане» приведены такие рассуждения:

«Дхира, сын Шатапарни, приблизился к Махашале, сыну Джабалы. Его спросил он: «Что познав, приблизился ты ко мне?» — «Огонь познал я». — «Какой огонь познал ты?» — «Речь». — «Каким становится тот, кто познал этот огонь?» — «Способным говорить становится тот, — ответил он, — речь не покидает его».

Далее выясняется, что огонь претворяется в зрение, мысль, слух, дыхание. Дхира говорит: «Поистине дыхание есть этот огонь. Поистине, когда человек засыпает, в дыхание входит речь, в дыхание — зрение, в дыхание — мысль, в дыхание — слух. Когда он просыпается, они вновь рождаются из дыхания…»

Наконец, Агни называется и поглотителем пищи. Когда Индра предложил совершить жертвоприношение в честь своих братьев Агни и Сомы, они согласились олицетворять этот ритуал: «Один из них стал поглотителем пищи, другой — пищей. Поистине Агни стал поглотителем пищи, Сома — пищей».

Если сопоставить все то, что было сказано в приведенных выше текстах о свойствах и назначении огня-Агни, он предстает — помимо всего прочего — как символ жизненной энергии, процесса горения внутри живого организма, догадка замечательная! Ведь процесс жизнедеятельности в науке принято сопоставлять с медленным горением, для поддержания которого служит дыхание (потребление кислорода) и питание (использование «горючего»).

Конечно, древнеиндийские мудрецы не размышляли о химических основах жизнедеятельности. Однако суть проявления жизни как одного из воплощений огненосной и светоносной стихии они постигли верно. Ведь то, что мы называем калорийностью пищи, есть и ее «агнийность» (в смысле энергоемкости, которую усваивает человеческий организм). Но не будем забывать, что Агни был для древних индийцев не только воплощением огня, но и мифологической фигурой. У ритуального костра они взывали к нему как посреднику между людьми и богами: «О Агни, только та жертва и тот обряд, которые ты охватываешь со всех сторон, идут к богам».

Согласно преданию, Агни появился на свет сам по себе (по другим версиям — из вод, на небе или от соединения матери-земли с отцом-небом, что можно толковать как вертикальный разряд молнии). Боги пожелали, чтобы он стал приносить для них жертвенные дары. Он испугался, что с угасанием жертвенного огня зачахнет и он, а потому решил укрыться в безбрежных водах. На земле воцарился мрак, которым воспользовались демоны, чтобы установить свое господство.

Пришлось богам отправиться на поиски Агни. Им помогла рыба, для которой был нестерпим жар Агни. Она открыла богам его убежище. Разгневанный Агни проклял рыбу, и с тех пор не способны рыбы кричать от боли, вовсе лишены речи и не выносят не только огня, но даже света и тепла.

Есть ли в этом мифе потаенный глубокий смысл? Вряд ли. Далеко не всегда люди рассказывали только мудрые притчи или поэтически украшенные философские идеи. Нередко в памяти народа сохранялись занятные, а то и пикантные истории, бесхитростные волшебные сказки.

Но для людей, конечно же, главными были не фантасмагории или поэтические образы, которые навевает трепетный и могучий, изменчивый и в то же время постоянный огонь костра. Бог Агни был прежде всего воплощением света и тепла, который разгоняет вкрадчивых демонов ночи, поднимается в небо, унося с собой молитвы и гимны; Агни, сплачивающий семью вокруг домашнего очага.

Может показаться странным, что в древности у людей огонь не ассоциировался с грозной и губительной силой, враждебной человеку и всему живому. «Для большинства гимнов характерно, — писал В.Н. Топоров, — что Агни горит, сияет, освещает, обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, открывает двери тьмы, укрепляет небо и землю, охраняет их, восходит на небо, рождает оба мира, живет в воде; знает все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны; наблюдает за всем на свете, правит законом; приводит богов на жертвоприношение. Агни дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, поощряет певцов, поражает врагов, тьму… Из его эпитетов особенно известны: Джатаведас — «знаток всех существ» (или «знающий о предшествующих рождениях»), Танунапат — «сын самого себя», Вайщванара — «принадлежащий всем людям»…»

Почему в этом длинном перечне отсутствуют «отрицательные» черты? Разве не было тогда сильных лесных и степных пожаров? Разве огонь не пожирал жилища? Вероятно, причины бытовых пожаров люди по справедливости связывали не столько со стихией огня, сколько с «человеческим фактором». С действующими вулканами, огнедышащими горами, арии встречались редко, а лесные и степные пожары тоже были делом рук самих людей (как тогда, так и ныне). Вот почему Агни считался богом света, добра, истины.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Агния: значение имени, происхождение, характер обладательницы

В наши дни девочек принято называть редкими именами. Одним из самых древних и почитаемых среди них является имя Агния. Значение имени и судьба его обладательницы заслуживают тщательного изучения. Ведь в библейских приданиях для святой покровительницы этого именования отведена особая роль. Она – символ невинности, душевной твердости и жертвенности. Не случайно ее христианским символом является белый агнец. О том, как может сложиться судьба Агнии в современном мире, пойдет речь в этой статье.

Происхождение

Имеются различные мнения относительно происхождения имени Агния. Некоторые связывают его с древним мужским именованием Агний. Значение имени восходит к греческому «агнос» и переводится как «невинный». От этого же слова происходит и редкое женское имя Агнетта. Другие в корне не согласны с вышеуказанной точкой зрения и утверждают, что имя Агния может быть формой имени Агнесса. На латинском «agnus» означает «ягненок», или «агнец». Вероятно, все эти имена исторически связаны между собой, однако вопрос о том, какое из них появилось раньше, а какое — позже до сих пор занимает умы дотошных ученых. Остановимся на том, что имя Агния понималось древними как обозначение чистоты и невинности его обладательницы.

Варианты произношения

Рассматриваемое нами имя очень распространено в странах Европы. Однако его произношение у разных народов сильно различается. Например, в Англии девочек называют Агнессами и Эгнессами, во Франции в ходу имена Аниз, Аньес, Анис и Аньез, в Испании – Инес, в Германии – Агнес, в Италии – Аньезе, в Украине – Агния, Агнеса, Инесса, в в Греции – Агни, Португалии – Инеш, в Белоруссии – Агнета, Агния, в Венгрии — Агнеш, Агнета, Аглент, в Польше — Ягнешка, Агнешка, в Чехии – Анежка, в Нидерландах – Агнес, в Норвегии — Агнете, Агнес, Агнета, в Швеции — Агнета, Агнис, Агнес, в Финляндии — Ауни, Ауне, в Шотландии – Айгнейс, Айгнес, в Ирландии – Агнеш. Кроме того, во многих странах распространена уменьшительно-ласкательная форма имени Ася.

Святая покровительница

В православных календарях не упоминается имя Агнесса. Однако в них зафиксированы именования Агния и Агний. Значение имени как нельзя лучше соответствует христианским заповедям, призывающим соблюдать невинность и чистоту. Поэтому особенно почитаема среди святых покровительниц имени католическая святая Агния (Агнесса) Римская, помогающая невинным девушкам. Согласно преданию, она жила на рубеже III и IV веков в Риме и была тайной христианкой. На ней захотел жениться сын местного префекта, но мученица отвергла его сватовство и тут же подверглась всевозможным гонениям. Агнию отправили в публичный дом, но ни один мужчина не смог приблизиться к ней. Тогда девушку бросили на костер как ведьму, но пламя на месте ее казни так и не разгорелось. В конце концов, она погибла от меча римского легионера. Святая скончалась в очень юном возрасте – ей было всего 12 лет. Ее память христиане чтут 21 января.

Характер

Внешне Агния может улыбчивой, приветливой и сговорчивой, однако никто не способен сбить ее с намеченного пути. Твердые внутренние установки придают ей необычайную выносливость и целеустремленность. Она верит, что всего может добиться самостоятельно, поэтому рассчитывает только на собственные силы. Она обязательно получит высшее образование в престижном вузе, найдет себе высокооплачиваемую работу и встанет в один ряд с самыми известными и уважаемыми людьми в своем окружении. Сила воли, выдержка, принципиальность и максимализм станут для нее хорошим подспорьем в достижении намеченной цели.

В характере Агнии можно выделить только одну по-настоящему отрицательную черту — она крайне эгоистична. Совершая то или иное действие, она редко задумывается над тем, как к нему отнесутся окружающие. Только серьезная работа над собой поможет ей избавиться от этой пагубной черты характера.

Детство

Значение имени Агния для девочки придает его обладательнице эмоциональность, пластичность и подвижность. Она растет дружелюбным и открытым ребенком, но при этом имеет твердый и решительный характер. На Агнию очень влияет среда, в которой она воспитывается. Девочка сильна духом, умеет держать себя в руках, но часто не видит в этом никакой пользы, поэтому может быть крайне агрессивной и вспыльчивой. Она любит открыто проявлять свои эмоции и порой обижает людей своей излишней откровенностью. Однако переживания окружающих мало волнуют Агнию. Она обладает завышенной самооценкой и не хочет скрывать свои чувства. С ранних лет родителям стоит приучать эту девочку к веселости и добродушию. Тогда ей удастся избежать многих проблем в жизни.

Карьера

Несмотря на свое неумение сглаживать острые углы, может добиться серьезных карьерных высот Агния. Значение имени наделяет ее энергичностью и аналитическим умом. Она великолепно умеет просчитывать последствия своих действий и заранее угадывать расстановку сил в любой ситуации. Если ей не изменит хладнокровие, она сумеет одержать верх над любым противником.

Значительных успехов в творческой сфере может добиться неистовая Агния. Значение имени, характер его обладательницы свидетельствуют о том, что она может стать выдающейся актрисой, писателем или дизайнером. Кроме того, она может избрать профессию архитектора, музыканта, художника или журналиста. В творческой среде ее искренняя и эмоциональная натура сможет полностью реализоваться.

Любовь

Верным и надежным товарищем является для своего партнера Агния. Значение имени говорит о том, что его обладательница – натура преданная и чувственная. Разрыв с любимым человеком может стать для нее тяжелым ударом, от которого ей трудно будет оправиться. У нее нет секретов от второй половинки. Эта открытость не всегда оценивается мужчинами по достоинству. Некоторым не хватает интриги в отношениях с ней, и они начинают искать более загадочных и непостижимых женщин.

Брак

Супружескими отношениями очень дорожит преданная Агния. Значение имени диктует ей определенные рамки поведения. Если в юности она может быть эмоционально несдержанной и агрессивной, то с появлением ребенка становится более ответственной и спокойной. В браке Агния с головой погружается в заботы о детях и супруге порой забывая о собственных интересах. Обладательница этого имени умеет найти контакт со своим избранником и жить с ним «душа в душу» на протяжении многих лет. По-настоящему счастливой ее могут сделать только теплые доверительные отношения с супругом.

Совместимость

Сложным характером отличается темпераментная Агния. Значение имени указывает на то, что у нее могут сложиться гармоничные отношения с Ипполитом, Епифанием, Изяславом, Сидором, Никоном, Лавром. Неблагоприятный союз у обладательницы этого имени с Ратибором, Феликсом, Рюриком, Самуилом. Абсолютное счастье ожидает Агнию с Александром, Марком, Вячеславом, Андреем, Константином, Виктором, Степаном, Федором или Денисом. Брачные отношения с Сергеем, Игорем, Юрием, Алексеем, Дмитрием, Михаилом, Николаем, Глебом или Борисом, скорее всего, потерпят крах.

Теперь вы знаете, какую судьбу предвещает своей обладательнице имя Агния. Происхождение и значение этого именования для вас теперь тоже не секрет. Оно может принести удачу, вдохновить на великие свершения, придать незаурядную твердость и огромную силу духа. Однако его носительнице нужно быть более дипломатичной и вежливой, чтобы избегать ненужных конфликтов и проблем.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *