Муром святыни

Вид на Муром из-за Оки. Фотограф — Вячеслав Заикин (bine)

Здесь представлены стихи, написанные муромскими авторами И. Данилов, Ю. Солонин, Н. ГОРШКОВА, Л. Мысова и Т. Илюлина для газеты Муромский край.

Мой Муром

Прости, что искренней строкою
Тебя я прежде обходил —
Я навсегда пленен тобою,
Старинный город над Окою.
Меня ты строго не суди…

С тобою я сроднился с детства.
Родную красоту твою
Я, как от всех напастей средство
И как бесценное наследство,
Своим детишкам отдаю

Неумолимо дни несутся,
Но здесь, на окском берегу,
Еще бревенчатою Русью,
Как в заповедном захолустье,
Я надышаться не могу.

Среди твоих тенистых улиц,
Хранимый силою икон,
Я зачарованно любуюсь
И вновь восторженно волнуюсь
Заслышав колокольный звон

Традиций древних воплощенье —
Мой город в куполах церквей.
Моё высокое почтенье
За это сладкое волненье
Под сенью святости твоей

И. Данилов

Встреча на Оке

Женщина с янтанрными очами!
Посмотреть на Вас и на Оку —
Вот и всё, что надо старику,
Дабы уцелеть в душевной драме
Все вокруг так круто изменилось!
Мир объят смятеньем и тоской,
Но лечусь я Вами и Окой,
Чтобы мне и пелось, и любилось.

Все еще возможно излеченье,
Если только в мире есть пока
Женщина и древняя река
И любви извечное теченье.

Ю. Солонин

Муромская русь

Душой-то я из Молотиц,
Из Мурома, из леса с полем.
Там отблеск розовых зарниц,
Грибов и ягод там раздолье.
То неглубогая Ушна,
То мать-Ока блеснут волною.
Оттуда я. У на весна
Полна цветенья и покоя.
Душой с другого бережка
Я — из Окулова и Липни.
Не разделяет нас Ока,
Пусть даже области различны.
Всё это — Муромский уезд.
Вот я оттуда, из Приочья.
Один и тот же древний лес
И облаков кудрявых клочья.
Я из Навашина душой,
Как и из Мурома, ведь это
Родинмый край российский мой,
Где в разноцветной дымке лето.
Где колосятся ржи поля,
В лесах — малина с земляникой.
Родная русская земля,
И я здесь — дочь Руси великой.
Из родников воды напьюсь
И поклонюсь святым озерам.
Родная Муромская Русь,
Моя душа, моя опора

Л. Мысова

Городов, где я бывала,
Всех не счесть.
Но всегда я твёрдо знала:
Город есть,
Что стоит на окском левом Берегу,
И куда вернуться смело я могу.
Встретит он садов цветеньем
По весне,
Соловьиным майским пеньем
На заре
Поброжу по переулкам
Не спеша,
И забьётся сердце гулко.
А душа
Вдруг замрёт.
Навеет встреча
С прошлым грусть.
Как придёт ночь — не замечу,
Ну и пусть.

Н. ГОРШКОВА.

РУСЬ

Родимая матушка Русь —
Всевышнего храм с колокольней.
Ты радость и светлая грусть,
Раздольный наш мир хлебосольный.
На улочках в ряд терема,
Вдали на посаде — церквушки.
Здесь чудо твоё — хохлома
И Палеха роспись в избушках.
Как можно тебя не любить,
Как можно тобой не гордиться!
Потомкам здесь русичей жить
И древним святыням молиться.
Вдыхаем твой воздух родной
Со свежестью раннего утра,
С душистой смолою лесной,
Росой, что блестит перламутром.
С зарёй над притихшей Окой
В округе слышны перезвоны.
Запомним тебя, Русь, такой,
Как облик Пречистой с иконы.

Т. ИЛЮЛИНА.

Детская площадка в Муроме

Что за чудо – городок,
Игорь Лашманов нам построить смог.
Посмотрите-ка ребятки,
Это детские площадки.

Есть качели, карусели,
У газонов лавочки.
Для девчонок и мальчишек
И для старой бабушки.

Закаляйтесь, развивайтесь,
Отдыхайте дружно.
Только детскую площадку
Чур, беречь вам нужно.

Чтоб ни кто не мог испортить
Комплекса спортивного.
Ведь на свете лучше нет
Отдыха активного.

Если все вокруг сияет
Шутки смех веселье.
Это значит, что у вас
С площадкой новоселье.

Море солнца и улыбок
Радость поздравления.
Значит праздник удался
Это без сомнения!

Жительница микрорайона Южный — Бугрова Людмила Павловна написала стихотворение в честь открытия детской площадки Лашмановым И.В.

***

Улицы, которых нет,
огороды и подворья.
Впереди — в окошке свет —
церковь Божия на взгорье.

Влажный ветреный рассвет.
День, наполненный трудами.
Мир преданий и примет.
Гроб с мощьми в соборном храме.

Два подряд монастыря,
изукрашенных богато.
Скачут три богатыря, нет, четыре, изращаты.

И глядят, как на Торгу,
что раскинулся широко,
на траве иль на снегу,
жизнь кипит во славу Бога.

Неизвестный автор

***

Овраг такой глубокий, точно ров
и вместе вал от древних укреплений.
И от земли — вибрации, как зов
десятков прежде живших поколений.

Здесь все — не старше Грозного царя.
От ранних лет ничто не уцелело.
Но так же поднимается заря,
и тот же брег, и русский дух — все цело.

И церкви сохранились кое-где,
из камня — вместо первых, деревянных.
И замысел — как будто по мечте,
по воле Божьей сложен, не по плану.

Быть может, белокаменный собор
здесь тоже был, как в Володимер-граде.
И кремль, и за стенами княжий двор,
всегда готовый к бою и к осаде.

И улицы как будто русла рек;
обители, сроднившиеся с кручей.
Да, времени ужасен мерный бег.
Но Мурома бессмертен дух могучий.

Неизвестный автор

***

В БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

Рано. Зябко. Высоки ступени.
В церкви малолюдно и темно.
Ставлю свечку как заведено.
Преклоняю у мощей колени.

Непривычно тут — не то что бедно
не хватает фрески на стене.
Весь народ столпился в глубине:
в малом храме ранняя обедня.

Необычны чем-то образа.
Слишком будто ярки одеянья,
очень уж распахнуты глаза.
Есть свое и в этом обаянье.

Череда к гробницам золотым:
поклониться Муромским святым.

Неизвестный автор

***

ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Такой узорный — будто соткан.
А. с троил-то Богдан Цветной,
большой купец, Московской сотни,
в сторонке Муромской родной.

Чтоб было вдовам и сиротам
где приютиться от невзгод,
задумал монастырь — и вот он:
шатры, и кельи у ворот,

и тонких главок пятисвешник.
В соборе — чинно, белизна.
На клиросе, где место певчих,
сестрица юная одна.

В приделе гроб с мощьми положен.
И монастырь опять живой.
И храмоздателя, быть может,
здесь помянут за упокой.

Неизвестный автор

***

От кремля на горе Воеводской
раскрывается град, как рука.
И согласно с течением Окским
веер улиц изогнут слегка.

Прихотливее линий ладони, так, как
на душу Бог положил, как
нездешний .ландшафт на иконе, как
прообраз небесных вершин.

Неизвестный автор

***

На улице, на набережной, дом —
чудесный долг, с классическим фасадом
с фронтоном, полуциркульным окном, с
карнизом или даже колоннадой.

Ворота; в глубине как будто двор, из-за
забора — вишни куст цветущий. Но
ветхость дома — как немой укор и тем,
кто в нем, и мне — мимоидущей

И будет очень горько покидать
жильцам его родимые пенаты.
И будут долго-долго вспоминать и
двор, и куст, и милый лик фасада.

***

Может быть, и здесь играл оркестр
духовой, военный, вечерами.
Звуки наполняли все окрест.
Кавалеры, наклоняясь к даме,

не спеша гуляли вдоль аллей.
Сад благоухал цветущей липой.
И трубач, всепризнанный Орфей,
сыпал все руладами и сыпал.

Гимназисты в форменках внакид
наслаждались волей и покоем.
А весна погожая стоит,
вечер теплый и не мучит зноем.

Вот с супругой Градский Голова,
вот еще купеческие лица.
Галстуки, погоны, кружева…
Господа, извольте веселиться!

Во Владимирской области есть небольшой город – Муром, который славится многочисленными древними храмами, монастырями и святыми местами. Город этот необыкновенный! Попадая в него, точно окунаешься в атмосферу древности, попадаешь в сказку из детства. Ритм жизни здесь спокойный и размеренный, поэтому оставаться в городке, вдали от суеты, хочется как можно дольше. Красота пейзажей и архитектура, которая отлично сохранилась с древних времен, завораживают!

Мое пребывание здесь продлилось всего три дня, но даже за такой маленький срок город успел полюбиться, сюда хочется возвращаться снова и снова.

Самостоятельное путешествие в Муром

Поездка моя была самостоятельной и спонтанной. Готовясь к экзамену по древней литературе, я читала повесть о Петре и Февронии Муромских. История благоверных вряд ли оставит кого-то равнодушным, меня очень заинтересовала. Как только я сдала экзамены, купила билет до Москвы, а оттуда добралась поездом до Мурома.

Ехать от столицы около пяти-шести часов. Несмотря на то, что в дороге я очень устала, первым делом захотелось отправиться по святым местам и достопримечательностям. А посмотреть здесь есть на что!

Культура семьи и верности

Необычайной красоты Свято-Троицкий женский монастырь виден издалека. Не составит труда найти его, так как любой горожанин расскажет, как пройти к монастырю. К слову, люди здесь очень добрые, улыбчивые и отзывчивые, что усиливает ощущение того, будто ты попадаешь в сказочные времена. Я заметила, что здесь много влюбленных парочек, семей и детишек.

Жизнь сердца – это любовь, а смерть его – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла в наше сердце: это цель нашего существования. Иоанн Кронштадтский.

Жители города как будто единогласно поддерживают культ семьи и верности. Из-за чего городской менталитет вызывает у приезжих туристов, вроде меня, удивление и восторг. Здесь хочется оставаться долго, такой светлый и чистый город!

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Основал его купец Тарасий Цветнов в 1643 году. Ранее здесь был собор Бориса и Глеба, затем открыт Свято-Троицкий храм. С момента основания купцом монастырь пребывает в неизменном виде, украшен коваными золочеными крестами.

Святые Петр и Феврония

Я не ехала сюда с целью просить любви у святых, но основной целью моей поездки был Свято-Троицкий женский монастырь, где находятся мощи святых Благоверных князя Петра и княгини Февронии. Они почитаются в России как покровители семьи и брака. Когда я попала внутрь монастыря, и вошла в храм, стали происходить необычные вещи, к которым я обычно отношусь скептически. Я сообщила всего лишь нескольким людям, что поеду в Муром. Конечно, меня попросили за них помолиться, поставить свечи и заказать молебен.

Мощи святых Благоверных князя Петра и княгини Февронии

Женский монастырь в Муроме

Я держала в голове несколько имен, но когда стала молиться, в памяти начали вплывать имена тех, с кем я много лет не общаюсь и даже не вспоминаю о них. Или тех, кто не является мне близким, но если подумать, именно эти люди нуждаются в любви больше всех. Например, почти десять лет одна из моих знакомых страдает от безответного чувства, другая никак не может выйти замуж, несмотря на то, что уже «возраст такой». Мне вспомнилась совсем недавно образовавшаяся семья, где влюбленные перед браком вынуждены были жить в разлуке несколько лет.

Эти истории просто были в моем сознании, но удивительным образом только самые нужные имена стали появляться в тот момент. Ну и конечно, я попросила достойных женихов своим подружкам, и себе, теперь за наше будущее я спокойна.

Бог ведет нас верной тропой. Мы, православные, верим ему, доверяем себя, свою жизнь. Поэтому мы под надежной защитой. Тихон Шевкунов, Несвятые святые.

Мощи святых Петра и Февронии Муромских

Я побывала на двух службах, но почему-то никак не решалась приложиться к мощам святых. Ведь мне пришлось проделать такой путь, я так мечтала об этом! Мне все казалось, момент должен быть особенным, торжественным, я не решалась просто взять и подойти. Когда я все же собралась с силами, меня захлестнуло чувство облегчения, что это произошло. Я приложилась к мощам святых и могу с осознанием завершенного дела отправляться дальше. Несколькими минутами позже в храм вошли паломники.

И тут вдруг сказали, что храм закрывается до вечера, к святым могут приложиться только незамужние и неженатые. Подумать только, неизвестно, сколько они проехали, какой путь проделали, но даже не приложились к мощам святых..

И с этими мыслями отправилась в Свято-Благовещенский мужской монастырь, который находится неподалеку.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Был построен в 1553 году Иваном Грозным при походе на Казань. Позднее его разрушали и грабили поляки, поэтому на протяжении последующего времени обитель год за годом восстанавливали. В монастыре покоятся мощи святого Василия Муромского.

Мое впечатление от монастыря было иным, нежели при входе в Свято-Троицкий монастырь. Здесь, в Благовещенском монастыре, намного больше паломников и прихожан. Возле монастыря множество автобусов и машин, у входа даже устроили ярмарку. Обрамляет монастырь громадная каменная стена с угловыми башнями, завершающими внешний облик архитектуры храма. Монастырь, на удивление, отлично сохранился, несмотря на то, что в 1979 году сильно пострадал от сильного пожара, уничтожившего город.

Свято-Вознесенский храм

Николо-Набережный храм, прямо на берегу Оки

Спустя семь лет в Благовещенском храме был установлен новый иконостас в стиле барокко, который и сейчас сохранился в том же виде. Стоит отметить, что старинный иконостас, как и все внутреннее устройство храма, поражает и завораживает своей роскошью и грандиозностью. На него невозможно не обратить внимания. Возникает огромное желание долго и детально все рассматривать. Это еще одна причина, по которой за пару дней Муром не осмотришь.

Все время пребывания в Муроме я приходила сюда каждый день, а также посетила Свято-Вознесенский храм и Николо-Набережный храм, который стоит прямо на берегу Оки. И самый заметный в городе, так как видно его отовсюду. Но каждыйиз здешних храмов особенный. Все из них мне не удалось обойти, но я очень хочу вернуться, чтобы посмотреть это достояние Русской Православной Церкви. Эти места по возможности нужно посетить каждому верующему, поездка в Муром останется в памяти надолго.

Наиболее ранние упоминания о женском Воскресенском монастыре в Муроме относятся к 1566 году. Какие в то время в нем существовали церкви, нам неизвестно. Достоверное их описание впервые было сделано только в начале XVII века: «За ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем две церкви шатровых: а) Воскресения Господня деревянная на подклети, о трех верхах шатровых, с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и собора Архистратига Михаила; б) церковь деревянная теплая во имя Введения Божией Матери» (Опись Бориса Бартенева 1637 года) .
Каменным монастырский собор стал только в середине XVII столетия. В 1655-1658 годы на средства купца Семена Федоровича Черкасова в обители, располагавшейся на высоком берегу Оки, в Кожевенной слободе, возвели Георгиевскую церковь (она не сохранилась до нашего времени), собор во имя Воскресения Господня и храм Введения Пресвятой Богородицы с колокольней. Последние две церкви построили на месте более древних – деревянных . Своим обликом Воскресенская церковь напоминает соборы других монастырей Мурома: Троицкого — возведенного немного раньше – в 1642 году и Благовещенского – несколько более позднего (1664 год). По композиции собор Воскресенского монастыря представляет собой пятиглавый храм с высоким кубом в основании. С западной стороны к нему примыкает трапезная с двускатным перекрытием. Кроме того, с северной и западной сторон его охватывает крытая галерея-гульбище с крыльцами, увенчанными четырехгранными шатрами .
Судить о первоначальном декоративном убранстве собора сейчас не представляется возможным, так как в 1792 году он пострадал от пожара, а в конце XIX века его оштукатурили, т.е. покрыли древнюю кладку толстым слоем цементного раствора. На рубеже столетий в соборе выполнили новые росписи. В это же время он получил четырехскатное перекрытие, окончательно исказившее его облик. Оно уничтожило очарование от ставшей традиционной в Муроме «горки» из двух рядов чередовавшихся больших и малых кокошников сложного профиля, дополненных небольшими кокошничками в основании барабанов. Кроме этого, барабаны с главками, очертания которых напоминают соборы ранее упомянутых монастырей, плохо согласуются с позднейшим перекрытием и создают впечатление «чужеродности». Следует отметить, что столь ярко выраженная разница в размерах кокошников верхнего и нижнего ряда, является отличительной особенностью именно этого храма. В убранстве соборов других муромских монастырей она отсутствует.
От «родного» декора Воскресенского собора уцелели некоторые детали: широкий карниз, некогда украшенный разноцветными изразцами, лопатки, разделяющие поверхность стен на три части, нарядные наличники окон на южной и северной стенах, а также на стенах трапезной. Рисунок оконных обрамлений с завершениями в виде нарядных, словно «лепных» кокошников высокого рельефа, использовали и ранее, и позднее — зодчие, возводившие Троицкий собор и надвратную Казанскую церковь с колокольней в Троицком монастыре, собор Благовещенского монастыря. Галерею украшает пояс «ширинок» в нижней части и резные столбики-балясины, форма которых была явно заимствована из декора крылец Благовещенского собора и его колокольни. Очень знакомыми кажутся и другие детали крылец Воскресенской церкви с их «висячими» и «ползучими» арками и прихотливой формой опорных столбов. И то, и другое явно выполнялось по образцу парадного крыльца Благовещенского собора. В целом, галереи, трапезная и крыльца собора во имя Воскресения Христова, хотя и были, по всей вероятности, пристроены к нему позже, но вполне органично дополнили его композицию.
После упразднения монастыря в 1764 году собор стал приходской церковью и оставался ею вплоть до 1929 года, т.е. до самого закрытия. Немного погодя в нем устроили спортзал для секции бокса. К 1990-м годам, когда обитель вернули церкви, этот уникальный храм, по своей красоте некогда стоявший в одном ряду с соборами Троицкого и Благовещенского монастырей, но во многом сильно отличавшийся от них, находился в плачевном состоянии. В ходе работ, проведенных в 2007-2010 годах, его привели в порядок, но первоначальный облик вернуть не удалось.
Библиография:
Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.37, 43
Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 34, 37
Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 5
Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 34, 35
Чернышев В.Я. Муром. Исторический очерк-путеводитель. Муром, 2007

Храмы на Оке – пояс Богородицы

Муром, как и его города-собратья по древности — Ростов, Новгород, Полоцк, Белозерье — упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом. Это значит городу значительно больше чем 1140 лет, и он намного старше Москвы.
При слове Муром в сознании русского человека возникает образ былинного богатыря. Однако сквозь былинность муромского лесного края, опоясанного рекой Окой («поясом Богородицы»), отчетливо проявляются реальные исторические лица и события. Они-то и прославили Муром как твердыню православия, сохранившую и древние обители, и нетленные мощи святых, и чудотворные иконы, а главное — живую Христову веру.

На 150-тысячное население в Муроме действуют четыре монастыря (два мужских, два женских), шесть приходских храмов (включая храм в селе Карачарово, которое теперь примыкает к городу) и 6 часовен. Еще строится две церкви в новых районах города и одна часовня при Муромском железнодорожном вокзале. В двух воинских частях существуют полковые храмы: в честь Св. блгв. князя Александра Невского и Св. мч. Иоанна Воина.
Свет православной веры принес в тогда языческий тогда Муром его первый князь — Св. блгв. Глеб-страстотерпец. В своем княжеском замке на берегу Оки он построил храм Всемилостивого Спаса, где впоследствии был основан мужской монастырь, упомянутый в летописи как «монастырь Спаса-на-бору» под 1096 годом.
Только в следующем 1097 году новому Муромскому князю Константину (Ярославу Святославовичу) Бог содействовал крестить дотоле упорствующее в язычестве муромское племя. Он чудесно прославился тем, что бесстрашно вышел к бунтующим язычникам один без оружия, усмирил их и обратил в веру Христову. Тогда на глазах у разъяренных муромцев, вооружившихся убить князя-христианина, произошло чудо. Князь поднял над толпой, принесенную им с Вышгорода икону Божией Матери. Святой лик испускал сияние, подобно солнцу. Народ пал на колени, умилившись, и просил крещения. С тех пор икону стали именовать «Муромской».
Мощи Св. блгвв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора поныне почивают в основанном им Благовещенском монастыре. Народ приходит им поклониться.

Всероссийским церковным почитанием окружены имена и других Муромских угодников Божиих:

Преп. Илия Муромский (упомин. в 1188г.), воин, затем Киево-Печерский инок, святые мощи которого почивают в Ближних пещерах. В родном селе прп. Илии Муромца — Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме Свв. мчч. Гурия, Самона и Авива, находится чтимый образ Святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца.

Свв. блгвв. князья Петр и Феврония (в иночестве Давид и Евфросиния – скончались 775 лет назад). Их многоцелебные мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре и прославлены многими чудесами, отчего поток паломников и богомольцев не иссякает в обители.

Свт. Василий Рязанский и Муромский, чудотворец (1295г.) окормлял муромскую паству после разорения края Батыем. Однако был оклеветан и изгнан жестокосердными муромцами. Когда же чудесным образом поплыл епископ по быстрине Оки на своей мантии с Муромской иконой Божией Матери, горожане пролили слезы покаяния, но Святитель уже покинул их…
В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 году в монастыре (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Св. прав. Иулиания Лазаревская, Муромская (+ 1604 г.). Прославилась благочестивой жизнью в Смутное время. В голод и эпидемии милостиво питала и одевала убогих, ухаживала за больными, чему отнюдь не противоречила ее знатное дворянское происхождение. За это Иулиания Осорьина именуется верующим народом Иуалианией Милостивой. Нетленные мироточивые мощи святой были обретены 23 августа (8 августа ст. ст.) 1615 г. Ее гроб до сих пор источает благовонное миро. Мощи совершают исцеления. Ныне рака с мощами Праведной Иулиании находится в Николо-Набережной церкви Мурома.

В связи с 400-летием преставления Св. прав. Иулиании восстанавливается церковь Михаила Архангела с. Лазаревское (в 6 км от Мурома), где была погребена Святая и до 1920-х годов находились ее мощи. В селе находятся святые чудодейственные источники.

Помимо десяти всецерковно канонизированных святых, поименованных выше, в Муроме известны еще 12 подвижников – местночтимых святых. Это, прежде всего, первый муромский епископ Василий, крестивший муромское население (мурому) вместе с князем Константином (сохранилась его гробница в подклете Благовещенского собора);
преп. Антоний Грошовник, схимонах Спасского монастыря и сотаинник прп. Серафима Саровского (о нем написано в Серафимо-Дивеевской летописи); прав.
Гавриил (Ястребов, + 1897) — протоиерей Муромский, почитавшийся как старец Св. Иоанном Кронштадтским, и др.

В трех упомянутых обителях Мурома особенное почитание воздается чудотворному Виленскому кресту (XVII в.) — в Свято-Троицком женском монастыре. В нем хранятся мощи 20-ти вселенских Святых.

Благовещенский мужской монастырь в 1812 году стал убежищем главных московских святынь — Владимирской и Иверской икон Божией Матери, привезенных сюда из Первопрестольной архиепископом Августином. С тех времен список Иверской иконы Царицы Небесной в этой обители прославлен многими чудесами.

Древнейший в России Муромский Спасский монастырь (старше его только Киево-Печерская Лавра), как уже было сказано, основан Св. блгв. князем Глебом. В нем принял постриг в схиму и скончался св. князь Петр Муромский. В монастырском соборе (построен царем Иоанном Грозным в честь покорения Казани) находится привезенная в XIX веке со Святой горы Афон чудотворная икона Божией Матери — «Скоропослушница», почитаемая далеко за пределами Муромской земли.

Четвертый монастырь в Муроме — Свято-Воскресенский женский монастырь. В нем за прошедшие тринадцать лет также была возрождена иноческая жизнь Он завершает с севера прекрасный ансамбль Муромских монастырей и храмов, раскинувших по берегу Оки свои купола и звонницы. Поистине только пояс Богородицы может быть столь красив и лучезарен.

Дыхание молитвы объединяет в Муромских храмах седую древность и сегодняшний день.

Преп. Илия Муромский (упомин. в 1188г.), воин, затем Киево-Печерский инок

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *