Муромский монастырь онежское озеро

История

Основание

Муромский монастырь предположительно основан в конце XIV-начале XV века.

Легенда о создании монастыря описывается в «Повести о Муромском острове».

Основателем обители считается преподобный Лазарь Муромский, отправившийся в 1342 году по поручению кесарийского епископа к новгородскому святителю Василию и оставшийся на Руси. После смерти святителя Василия Лазарь пошёл, как повелел ему духовный отец, «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего».

На Муромском острове, по преданию, Лазарь построил жилище и часовню. К Лазарю начали стекаться иноки, монастырь разрастался. При жизни основателя монастыря, пришедшими из Киева иноками, была возведена первая в Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской. Затем была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. А маленькая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии — на кладбище.

Первый монастырь

В 1612 году в эпоху смутного времени монастырь подвергся разорению «от немецких и литовских людей».

В 1786 году Муромский монастырь был обращён в женский, а в 1787 году упразднён.

Приход упраздненного Муромского монастыря

В 1788—1867 годах храмы упразднённого монастыря существовали как приход.

В 1838 году при закрытом монастыре проживали крестьянская девица Феодосия Тихоновна Кизилова с 8 странницами, которые хотели открыть здесь женскую обитель. Однако их прошение об открытии женского монастыря в 1843 году было отклонено Синодом.

В 1860—1866 годах прихожанами был возведён новый Успенский храм с двумя приделами — Рождества Иоанна Предтечи и Иоанна Рыльского. Над его притвором была устроена колокольня с 12 колоколами, один из которых — трёхпудовый — был отлит ещё в 1508 году.

Возрождённый монастырь

В 1867 году монастырь восстановили с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нём был учреждён дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, пудожского почётного гражданина И.И. Малокрошечного.

В 1891 году была построена и освящена каменная пятиглавая церковь Всех Святых, украшенная на северной и южной стенах вделанными над окнами овальной формы иконами преподобных Лазаря и Афанасия Муромских (Афанасий Муромский был игуменом монастыря в середине XV века и почитаем наравне с преподобным Лазарем). На втором этаже каменного корпуса расположился домовой храм святителя Николая. Главные святыни обители — мощи преподобных Лазаря и Афанасия Муромских — находились под спудом в двух часовнях. Монастырь окружала каменная ограда. Кладбищенская ограда (1867) считается последней страницей в истории северных монастырских оград.

В XIX веке над Лазаревской церковью был возведён деревянный храм большого размера, заключивший её в футляр. Служба в церкви совершалась только раз в год, в Лазареву субботу.

В 1912—1913 году в ссылке в монастыре находился основатель секты «иннокентьевцев» иеромонах Балтского Феодосиевского монастыря Иннокентий (Иван Левизор).

Советские годы

После установления советской власти церковь Воскрешения Лазаря была заброшена.

В 1919 году на территории Муромского монастыря была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. 30 августа 1930 года было принято постановление о её закрытии.

После 1945 года здесь располагался дом инвалидов.

В 1954 году архитектор А. В. Ополовников произвёл её замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас XVI века. В 1959 году храм разобрали и перевезли на плотах в Кижи, где реставрировали по проекту Ополовникова. Храм занял место в списке музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.

С середины 1960-х место запустело.

Новейшая история

В 1991 году обитель была передана Русской Православной Церкви, началось возрождение монастыря.

К концу XX века сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, разрушенный братский корпус. В настоящее время восстановлены: братский корпус, в котором разместились зимняя церковь святителя Николая, трапезная, кельи. Защитная часовня над Лазаревской церковью перестроена в летний храм, отреставрирована колокольня. Монастырь по-прежнему остаётся местом строгой уединённой жизни.

Карелия Муромский монастырь

Муромский Свято-Успенский монастырь пожалуй древнейший в Карелии, основан примерно в конце XIV, начале XV века. Отличается от других действующих монастырей Карелии скромностью и простотой, собственно и подъездных дорог в Муромский монастырь нет. Сюда не стремятся высокопоставленные чины, добираются лишь паломники водой и немногочисленные туристы на подготовленных джипах. Путь лежит через Кукорецкое болото (разбитая гать), разрушенный мост, потом по песку и воде Онежского озера, следом затопленная водой лесная дорожка (камни/бревна). Либо договориться с рыбаками карельской деревни Гакугса которые отвезут желающих в монастырь на моторной лодке.

Более шестисот лет назад на юго-восточный берег Онежского озера населенного племенами саамов пришел греческий монах Лазарь. Тогда Карелия входила в состав Великого Новгорода которую осваивали землепроходцы, добирались монахи с «словом божьим». Преподобный Лазарь из Царьграда пришел с целью обратить в христианскую веру полудикие племена Карелии. История создания монастыря и «Житие Лазаря Муромского(Олонецкий патерик) позднее причисленного к лику святых сохранились в исторических документах. Конечно, за столетия история много раз переписана, наверное добавлена куча необычных церковных чудес. Правда это либо нет, уже никто не узнает! Но именно греческого отшельника Лазаря считают первооснователем православного Муромского Успенского мужского монастыря Карелии.

Легенда гласит, десять лет Лазарь из Константинополя провел в обители архиепископа Новгородского и Псковского Василия. Духовный отец инока Лазаря (будущего основателя монастыря) умер от холеры, инок решил вернуться домой (Константинополь). Тут во сне случилось видение, где духовный пастырь (Василий) велел монаху отправится «в северную сторону к острову, что на озере Онего и прославить имя Божьей Матери». Тогда Карелия была владением Великого Новгорода, а хозяином острова Муромский новгородский посадник Иван. Долго просил Преподобный Лазарь богача отдать остров для строительства монастыря, но получил отказ. Хотя позднее новгородский посадник Иван увидел видение, где умерший архиепископ Новгородский Василий приказал передать остров Муромский Лазарю.

Этому воспротивилась родня посадника и пустынный остров Карелии Преподобный Лазарь Муромский купил за 100 гривен серебра. Отправился в нелегкий путь вместе со сборщиками податей. Добравшись до Муромского окруженного озерами, лесами и топкими болотами срубил отшельник хижину, крест и маленькую часовню. Позже преподобный побывал в Новгороде, где получил из рук посадника Василия (сына Ивана) вечную дарственную грамоту на остров, озеро Муромское, реки и воду, покосы и земли принадлежавшие владельцу. Сын посадника вернул Лазарю ранее взятые деньги + дал щедрое пожертвование на строительство Муромского монастыря.

Племена лопарей не приняли христианского благочестия и добродетели Лазаря Муромского. Саамам выживающим в условиях севера намного ближе языческая вера, то есть поклонение земле, лесу, воде которые кормят. А исполнение заповедей и почитание неведомого Бога вызывало бурю негативных эмоций. Преподобного часто били и константинопольский отшельник страшно боялся аборигенов Карелии питающихся сырым мясом.

Выкопал Лазарь Муромский пещеру в горе, где частенько скрывался от побоев. Очередной раз лопари пришли к избушке монаха, но самого не нашли. Преподобный прятался в своей пещере и хижину сожгли, чудом уцелела икона Успения Пресвятой Богородицы, которой благословляли монаха при постриге. Видимо Царица Небесная хранила ревностного служителя дожившего до 105 лет, лопари не убили божьего угодника. По преданию к монаху пришел саамский вождь со словами: «Исцели сына рожденного слепым, тогда мы покинем остров.» Прочитал Лазарь Муромский молитву, окропил больного святой водой, приложил к образу Богородицы. Неисповедимы пути господни, случилось чудо и слепой прозрел. Радостный отец удалился в стойбище и принес отшельнику еду и шкуры. Большинство саамов ушли дальше на север Карелии!

В древности вдоль Онежского восточного побережья проходил торговый путь, на остров люди заглядывали часто. Дружинники, служивые люди, миряне, паломники по святым местам, некоторые принимали иноческий постриг. Православный мужской монастырь на Онежском озере разрастался. Пришли соотечественники из греческих земель, старцы из Киева Иона и Ефросин, Феодосий (из Афона) носивший цепи из железа (вериги). Он предложил назвать мужскую обитель Карелии Муромским Свято Успенским монастырем.

  • 1391 г — передав управление монастырем и братией афонскому старцу Феодосию настоятель Лазарь Муромский умирает.
  • Писцовые книги XVI—XVII веков упоминают, что в монастыре построены деревянные церкви: «Воскрешения Лазаря», «Во имя Успения Пресвятой Богородицы Печерской» и «Рождества Иоанна Предтечи с трапезой», монашеские кельи, хозяйственные постройки.
  • 1419 г. — Муромский монастырь Пудожского уезда Карелии посещает Новгородский архиепископ Симеон, который отмечает обитель как «Великую святыню для окрестных жителей».
  • 1612/13 г — Обитель в Карелии сильно пострадала от нападения «немецких и литовских людей». Разграблен и сожжен.
  • 1787 г — Муромский Свято-Успенский монастырь упраздняют.
  • 1867 г — обитель восстанавливают с отрытием дома для убогих и престарелых людей. Штатное расписание семь монахов без казенного содержания. Большую денежную помощь монастырю оказывали пудожские купцы благотворители И. И. Малокрошечный и его зять А. П. Базегский.
  • 1866 г — строится белокаменный собор Успения Божией Матери.
  • 1887 — древнейшую церковь Воскрешения Лазаря закрыли футляром (церковь большого размера). Богослужение монахи проводили исключительно в Лазареву субботу (шестая неделя Великого поста).
  • 1891 г — Возвели красного кирпича храм во имя Всех Святых. Построена каменная ограда вокруг Муромского монастыря.

Обитель Карелии росла и хорошела до установления советской власти. Позднее монастырское имущество национализировали, в жилых помещениях обители поселился леспромхоз, организована сельскохозяйственная коммуна и. Троцкого. Для святого места это имело печальные последствия, монастырские строения уничтожены либо потеряли первоначальный вид. Земля перепахана, осквернена, не пощадили даже могилы. После ВОВ здесь поселили изуродованных инвалидов.

  • В шестидесятых годах Муромский Свято-Успенский монастырь Карелии опустел окончательно.
  • 1959 год в Кижский архитектурный заповедник перевозят более/менее сохранившуюся церковь Воскрешения Лазаря (1390 г).
  • Бог поруган не бывает, с 1992 года монастырь на Муромском мысу восстанавливается.

Братии в монастыре крайне мало, работы безумно много. Строятся на малые пожертвования, живут крестьянским хозяйством и средств на восстановление катастрофически не хватает. Также сказывается оторванность монастыря от цивилизации, купить даже гвозди большая проблема, но обитель восстанавливают! Монастырские монахи удивительные люди, достойные продолжатели трудов преподобного Лазаря Муромского.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *