Мужественно суровый

§ 39. Сложные прилагательные

1. Пишутся слитно:

сложные прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому или по способу согласования (железнодорожный ← железная дорога), или по способу управления (вагоноремонтный ← ремонт вагонов), или по способу примыкания (легкораненый ← легко ранить). Например:

горноспасательная станция (спасание в горах)

деревообделочный завод (обделка дерева)

естественноисторические условия (естественная история)

естественнонаучные взгляды (естественные науки)

левобережная низменность (левый берег)

машиностроительные предприятия (строительство машин)

машинописное бюро (письмо машинами)

мелкобуржуазная идеология (мелкая буржуазия)

народнохозяйственный план (народное хозяйство)

защитные насаждения (защита полей)

рельсопрокатный стан (прокат рельсов)

сельскохозяйственные культуры (сельское хозяйство)

сложноподчинённое предложение (сложное по способу подчинения)

среднесуточная добыча (средняя за сутки)

трудоспособное население (способное к труду)

Правило, распространяется на написание сложных прилагательных (не являющихся именами собственными), образованных от сочетания прилагательного с существительным, выступающего в роли географического названия: великолукский ← Великие Луки, вышневолоцкий ← Вышний Волочёк, карловарский ← Карловы Вары.

2. Пишутся слитно многие сложные прилагательные, употребляемые в качестве научно-технических терминов:

азотнокислый

бессрочноотпускной

вечнозелёный

воздушносухой

геологоразведочный

двояковогнутый

дикорастущий

длинноволокнистый

живородящий

заднебедренный

заразнобольной

засухоустойчивый

кишечнополостные

конноспортивный

контрольносеменной

кремнефтористоводородный

кругло ремённый

мнимоумерший

молочнокислый

молочнотоварный

мясоконсервный

насекомоядные

нервнотрофический

носоглоточный

обоюдоострый

обратноконический

обратносердцевидный

пахотнопригодный

первобытнообщинный

переднежаберный

плодоовощной

пологопадающий

поперечнополосатый

продолговатомозговой

прочнокомковатый

рассадопосадочный

реакционноспособный

резкопересечённый

свеженадоенный

свежескошенный

смешаннослойный

спинномозговой

теснопальчатый

торфонавозный

торфоперегнойный

условнорефлекторный

формальнологический

хлебопекарный

хлебопроизводящий

хлопкоткацкий

хлопкоуборочный

хлопчатобумажный

хлористоводородный

хромовокислый

хромолитографский

хромоникельмолибденовый

цветоустойчивый

церковнославянский

частновладельческий

частнокапиталистический

частнохозяйственный

черепицеделательный

членистоногие

шерсточесальный

щёлочноземельный

энергосиловой

энергохимический

языкотворческий

яйцезаготовительный

Некоторые из этих слов состоят из частей, которые отдельно не употребляются: конноспортивный (первая часть несамостоятельна), насекомоядные (обе части несамостоятельны), узкогрудый (вторая часть не является самостоятельным словом).

3. У многих сложных прилагательных терминологического характера в качестве первой части используются слова:

высоко-: высоковитаминный, высокооплачиваемый;

низко-: низколетящий, низкоперегнойный;

глубоко-: глубокорасположенный, глубокоуважаемый;

мелко-: мелкомасштабный, мелкозернистый;

легко-: легкоподвижный, легкорастворимый;

тяжело-: тяжелогружёный, тяжелораненый;

трудно-: труднодоступный, труднопроходимый;

широко-: широкодоступный, широкопредставительный;

узко-: узковедомственный, узкоспециальный;

много-: многоотраслевой, многослойный;

мало-: малозначащий, малопосещаемый;

сильно-: сильнодействующий, сильнощелочной;

слабо-: слабокислый, слаботорфянистый;

толсто-: толстоногий, толстостенный;

тонко-: тонкоголосый, тонкомолотый;

густо-: густомахровый, густонаселённый;

крупно-: крупноблочный, крупнопанельный;

круто-: крутоизогнутый, крутоповёрнутый;

остро-: острогнойный, остродефицитный;

плоско-: плоскопараллельный, плоскочашевидный;

чисто-: чистосеребряный, чистошерстяной;

выше-: вышесредний, вышеуказанный;

ниже-: нижеперечисленный, нижеподписавшийся.

В тех случаях, когда каждая часть сложного слова может употребляться самостоятельно, слитное написание сложного прилагательного объясняется тем, что первая часть (высоко-, широко-, много-, сильно-, ниже- и т. п.) не выступает в роли самостоятельного члена предложения, поэтому перестановка частей сложного слова невозможна без изменения его терминологического характера: высокоорганизованный, глубокоуважаемый, нижеподписавшиеся и т. п.

4. При наличии пояснительных слов обычно образуется свободное словосочетание (наречие и прилагательное или причастие), а не терминологическое сложное слово. Ср.: густонаселённые районы — густо населённые беженцами трущобы; малоисследованные проблемы — мало исследованные наукой области медицины. Случаи слитного написания типа экономически слаборазвитые страны, несмотря на наличие пояснительных слов, являются единичными.

Играет роль также порядок слов: сложное прилагательное, как правило, предшествует второму существительному, а словосочетание обычно следует за ним; ср.: скоропортящиеся продукты — продукты, скоро портящиеся в летнее время.

Запомните: в сложных словах ставится одно ударение (иногда с побочным ударением на первой основе): малоприспосо́бленный, а в словосочетаниях два самостоятельных ударения: ма́ло приспосо́бленный к засухам.

5. Пишутся слитно сложные прилагательные с первой частью четверть: четвертьфинальные игры, четвертькровные животные.

6. Пишутся через дефис:

1) сложные прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием: анархо-синдикалистский, северо-восточный, юго-юго-западный, норд-остовый, лейб-гвардейский, иваново-вознесенский, нью-йоркский.

Примечание. При наличии приставки такие прилагательные пишутся слитно: антисоциалдемократический, приамударьинский.

7. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные от сочетания имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий, например: вальтер-скоттовские романы, жюль-верновская фантастика, робин-гудовские приключения, джек-лондоновские произведения, лев-толстовский стиль, ерофей-павловичская платформа (от названия станции Ерофей Павлович), бойль-мариоттовский закон, ильфо-петровская сатира, Иван-Иванычев пиджак, Анна-Михайловнина кофта.

Примечания: 1. В отдельных случаях встречается слитное написание таких прилагательных: козьмакрючковская удаль, тарасобульбовская сила и др.

2. Прилагательное, образованное от иноязычной фамилии, перед которой стоит служебное слово, пишется слитно:дебройлевская гипотеза (ср. де Бройль).

3. Прилагательные, образованные от восточных составных собственных имен лиц (китайских, корейских, вьетнамских и др.), пишутся слитно:чанкайшистская клика (ср. Чан Кайши), хошиминовское правительство (ср. Хо Ши Мин).

8. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные из двух и более основ, обозначающих равноправные понятия; между частями таких прилагательных в их начальной форме можно вставить сочинительный союз и или но:

торгово-промышленный капитал (ср. торговый, и промышленный)

беспроцентно-выигрышный заём (ср. беспроцентный, но выигрышный)

агитационно-пропагандистская кампания

вопросо-ответная форма

выпукло-вогнутая линза

желудочно-кишечный тракт

журнально-газетный киоск ‘

кожевенно-обувная промышленность

красно-бело-зелёный флаг

отчётно-выборный съезд

плодово-овощной совхоз (но: плодоовощной ← плодоовощи)

рабоче-крестьянское происхождение

русско-немецко-французский словарь

сдельно-премиальная оплата труда

сердечно-сосудистый спазм

Славяно-греко-латинская академия

стале-проволочно-канатный цех

торжественно-сентиментальный стиль

хозяйственно-организационный момент

целлюлозно-бумажный комбинат

шахматно-шашечный клуб

экспрессивно-эмоциональное выступление

Примечание. Первой частью сложных прилагательных этого типа может быть как основа существительного, так и основа прилагательного. Ср.: ликёро-водочные изделия (т. е. из ликера и водки) — ликёро-водочная промышленность (т. е. ликёрная и водочная); приёмосдаточный пункт (т. е. прием и сдача) — приёмо-переводные экзамены (т. е. приемные и переводные).

9. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки:

Военно-медицинская академия (ср. Военная медицинская академия)

добровольно-спортивные общества (ср. добровольные спортивные общества)

народно-освободительное движение (ср. народное освободительное движение)

официально-деловой стиль (ср. официальный деловой стиль)

проектно-конструкторские расчёты (ср. проектные конструкторские расчёты)

сравнительно-исторический метод (ср. сравнительный исторический метод)

счётно-решающие устройства (ср. счётные решающие устройства)

феодально-крепостнический строй (ср. феодальный крепостнический строй)

электронно-оптический усилитель (ср. электронный оптический усилитель) и др.

В прилагательных этого типа в качестве первой части нередко используются основы:

военно-: военно-революционный, военно-хирургический, военно-юридический и т. п. (слова военнообязанный, военнопленный, военнослужащий принадлежат к другому типу словообразования);

массово-: массово-политический, массово-поточный, массово-физкультурный;

— народно-: народно-государственный, народно-демократический, народно-революционный (прилагательные народнохозяйственный образовано от подчинительного сочетания народное хозяйство, а народнопоэтический — от сочетания народная поэзия);

Примечание. Некоторые сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, пишутся слитно: новогреческий язык, раннерабовладельческий строй, сероукраинская порода, старорусские обряды и др.

10. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком: горько-солёная вода (т. е. соленая с горьким привкусом), раскатисто-громкий голос (т. е. громкий, переходящий в раскаты), мирно-непротивленческая политика, ушибленно-рваная рана.

Примечание. Особенно часто прилагательные этого типа встречаются в языке художественной литературы:

безгрешно-чистая красота

бесцветно-бледная толпа

блестяще-красное оперение попугая

влажно-махровые цветы

глубоко-нежная улыбка

грациозно-величественный жест

грустно-сиротливая ива

дымно-горький запах

жёлчно-раздражённый тон

мужественно-суровый вид

невольно-горячая слеза

нескладно-тоскливо-неловкие звуки

нетерпеливо-выжидательное настроение

прозрачно-воздушная радуга

рахитично-хилое настроение

резко-сухой звон

робко-ласковый голос

смущённо-счастливое лицо

тайно-счастливое стремление

торжественно-угрюмый облик

тревожно-несвязные думы

уныло-серый цвет

холодно-сдержанный человек

чудно-упругие локоны и т. п.

11. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов:

бледно-голубой

блёкло-розовый

бутылочно-зелёный

голубовато-фиолетовый

золотисто-красный

иссиня-чёрный —

лимонно-жёлтый

молочно-белый

мутно-зеленый

пепельно-седой

светло-жёлтый

сиренево-голубой

тёмно-синий

тускло-серый

чёрно-бурый

ярко-красный и др.

12. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные терминологического характера (ср. выше, п. 2):

амплитудно-частотный

атомно-молекулярный

бобово-злаковые

буржуазно-демократический

веерообразно-складчатый

газо-пылевой

гнойно-воспалительный

гортанно-глоточный

грудинно-рёберный

древесно-кустарниковый

железо-каменистый

желудочно-печёночный

заправочно-сливной

зелено-моховой

злако-бобовый

инфекционно-аллергический

интегрально-дифференциальный

каменно-бетонный

клеверо-тимофеечный

комплексно-сопряжённый

ланцето-яйцевидный

люцерно-злаковый

магнито-мягкий

металло-диэлектрический

молочно-мясной

мясо-молочный

мясо-растительный

мясо-шёрстный

наклонно-направленный

овально-сводчатый

огненно-жидкий

округло-шаровидный

опытно-мелиоративный

отгонно-пастбищный

пищеводо-кишечный

плече-шейный

подвздошно-рёберный

поточно-механизированный

пространственно-временной

рыхло-комковато-пылеватый

рычажно-шатунный

сборочно-автоматический

сверлильно-нарезной

сдельно-прогрессивный

слесарно-штамповочный

словарно-справочный

торфяно-болотный

удлинённо-ланцетовидный

уплотнённо-пористо-трещиноватый

феодально-земледельческий

физкультурно-спортивный

фосфорно-калийный

хозяйственно-организаторский

центробежно-лопастный

челюстно-лицевой

шарнирно-роликовый

шёрстно-мясной

щёлочно-кислотный

щёчно-глоточный

экспедиционно-транспортный

электронно-вычислительный и др.

Примечание. Некоторые из сложных прилагательных этого вида имеют в первой основе суффиксы -ат-, -ист-, -ов-:

зубчато-ланцетовидные листья

метельчато-щитовидные соцветия

плёнчато-чешуйчатая оболочка

продолговато-эллиптическая форма

рыхловато-пористый слой

складчато-бороздчатые полосы

ступенчато-симметричное расположение

волнисто-изогнутые пластины и др.

волокнисто-дерновая почва

песчанисто-парниковый грунт

пятнисто-испещрённая кора

сосудисто-волокнистая ткань и др.

дерново-подзолистая земля

известково-серый отвар

корково-столбчатый слой

лугово-степная полоса

плодово-ягодные культуры

Часто в качестве первой части сложного прилагательного выступают основы:

вертикально-: вертикально-сверлильный, вертикально-фрезерный;

горизонтально-: горизонтально-ковочный, горизонтально-сверлильный;

поперечно-: поперечно-строгальный;

продольно-: продольно-строгальный и т. п.

13. Пишутся через дефис сложные прилагательные, у которых основа первой части, образованная от слов иноязычного происхождения, оканчивается на -ико: диалектико-материалистический, историко-архивный, критико-библиографический, медико-судебный, механико-термический, политико-массовый, технико-экономический, химико-фармацевтический и т. п.

Примечание. Слитно пишущиеся слова с первой основой велико- (великодержавный, великомученический, великосветский и др.) относятся к другому типу словообразования.

14. Пишутся через дефис сложные прилагательные, входящие в сложные географические или административные названия и начинающиеся с основы восточно-, западно-, северно-/северо- или южно-/юго-: Восточно-Европейская равнина, Западно-Корейский залив, Северо-Западный Пакистан, Южно-Австралийская котловина.

Примечание. В нарицательном значении подобные прилагательные пишутся слитно и со строчной буквы. Ср.: Западно-Сибирская низменность — западносибирские реки; Южно-Уральская железная дорога — южноуральская флора и фауна.

Если название имеет значение собственного имени, не являясь, однако, географическим или административным наименованием, то сохраняется дефисное написание, но с прописной буквы пишется только первая часть сложного прилагательного: Алма-атинская киностудия.

15. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов, например: литературно-художественный ← художественная литература; словарно-технический ← технический словарь.

16. При употреблении ряда сложных прилагательных возможно использование «висячего» дефиса: семнадцати- и восемнадцатилетние юноши и девушки; кукурузо-, картофеле-, льнохлопко- и силосоуборочные комбайны.

17. Следует различать сложные прилагательные (со слитным или дефисным написанием) и словосочетания, состоящие из наречия на -о/-е и прилагательного или причастия. В словосочетаниях к наречию, играющему роль отдельного члена предложения, можно поставить соответствующий вопрос. Ср.:

морально-политический уровень — морально устойчивый человек («в каком отношении устойчивый?»);

общественно-исторические законы — общественно опасные элементы («опасные для кого?»);

промышленно-транспортный отдел — промышленно развитая страна («развитая в каком отношении?»).

Наречие может указывать также на степень признака, выраженного прилагательным или причастием: максимально сжатые сроки; невозмутимо бесстрастный вид; умеренно тёплый климат.

Чаще всего первым компонентом словосочетания выступают наречия абсолютно, диаметрально, жизненно, истинно, максимально, подлинно, последовательно, прямо, резко, строго, сугубо, явно, ясно и др.:

абсолютно необходимые меры

безупречно порядочные манеры

внутренне содержательный человек

глубоко задумчивый взгляд

демонстративно небрежная причёска

диаметрально противоположные предложения

жизненно важное решение

изнурительно долгий путь

исконно русское слово

истинно дружеская помощь

исчерпывающе полный ответ

классово чуждые взгляды

максимально точные данные

намеренно резкий отказ

невозмутимо спокойный тон

неизменно ровные отношения

неизменно сердечное гостеприимство

неизъяснимо сладкие звуки

ненасытно жадный к знаниям

неуловимо быстрый полёт ракеты

ослепительно голубое небо

особо тугоплавкие металлы

откровенно насмешливая улыбка

подлинно братская поддержка

подозрительно быстрое согласие

подчёркнуто контрастное сравнение ‘

последовательно миролюбивая политика

празднично нарядное платье

принципиально новый проект

прямо пропорциональные величины

резко отрицательный ответ

сильно перенапряжённый режим

строго логический вывод

сугубо пристрастный приговор

тонко очерченный контур

угрожающе опасное положение

удивительно яркие краски

уморительно забавная пьеса

художественно полноценное произведение

чисто французская галантность

экстренно спешная почта

явно неприемлемые условия

ясно выраженная воля и т. п.

Примечание. Обычно отдельно пишутся наречия на -ски, в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, выделяющие, подчеркивающие его в каком-либо отношении:

ангельски кроткое отношение

детски наивные высказывания

практически ненужное новшество

рабски покорная готовность

теоретически важная проблема

товарищески чуткое внимание

фанатически слепая преданность

химически чистый состав

энциклопедически разносторонние знания

юридически сложный случай и т. п.

18. Возможно различное написание одних и тех же определений в зависимости от их понимания. Ср.:

болезненно-тоскливый стон (‘слышится боль и тоска’) — болезненно тоскливый стон (‘слышится тоска, свидетельствующая о боли’);

искусственно-напыщенная поза («искусственная и напыщенная’) — искусственно напыщенная поза (‘искусственно созданная напыщенность’);

металлически-звонкий голос (‘звон с добавочным оттенком металла’) — металлически звонкий голос (‘звонкий, как металл’);

мещански-провинциальные манеры (‘провинциальные с оттенком мещанства’) — мещански провинциальные манеры (‘по-мещански провинциальные’);

мужественно-суровый вид (‘мужественный и суровый’) — мужественно суровый вид (‘выражающий мужественную суровость’);

уродливо-жалкая поза (указывается признак с дополнительным оттенком) — уродливо жалкая поза (‘жалкая до степени уродливости’).

Чем ближе по значению элементы сочетания основ, чем они синонимичнее, тем заметнее выражается в них признак с добавочным оттенком, что дает основание для употребления сложного прилагательного с дефисным написанием: грубо-отталкивающий вид; безгрешно-чистые цветы; дружески-тёплый приём; прозаически-пошлые речи; канцелярски-инструктивная форма изложения.

Поделиться:

Большинство современных людей загружены стрессом и не реализуют свои таланты и свою природу, борются с жизнью. «Законы гармонии и успеха» – это тренинг о том, как быть самим собой, одновременно быть успешным, целостным и гармоничным внутри. Есть успех женщины, который отличен от успеха мужчины, есть успех во взаимоотношениях, есть успех в здоровье, есть успех в понимании себя. Чем мужская природа отличается от женской? Мужчина всегда лидер, он хочет доминировать, но это эгоистичная мужская природа.

Чистая мужская природа – это покровительствовать, заботиться, защищать. А женская природа – это ведомая природа. Когда женщина пытается лидировать, она разрушает контакт с собой.

Женская природа – это мягкость, целомудрие, верность – вот это все женщина. У всего живого есть свое предназначение. Например, чайка рождается, чтобы быть чайкой, дуб появляется, чтобы быть дубом, они не должны завидовать друг другу. Ровно настолько, насколько мы будем соответствовать этим вселенским энергиям – мужской и женской – в своей жизни, в своих поступках и в своих мыслях, ровно настолько мы будем счастливы и удовлетворены.

Большая часть современной психологии – это психология ситуативная, которая помогает в решении каких-то отдельных ситуаций. С самого начала, когда мы начинали наш проект «Психология третьего тысячелетия», мы сказали, что мы не хотим действовать ситуативно. То есть мы не просто хотим помочь человеку в решении какой-то одной ситуации, мы хотим дать ему настоящее образование, настоящее знание, которое изменит всю его жизнь.

Есть один небольшой секрет: чтобы улучшить семейные отношения, нужно менять себя, а не другого человека. Чтобы улучшить отношения в семье, нужно думать о тех качествах другого, которые нас вдохновляют, видеть некие сильные его качества, какие-то ресурсные. То есть если наш ум направлен на другого человека именно в этом аспекте, мы сразу чувствуем тепло и вдохновение с ним общаться, жить, сотрудничать. Но как только наш ум отправляется к недостаткам другого человека, сразу мы чувствуем себя очень плохо.

Поэтому секрет улучшений отношений с любым человеком – это наш ум, на что он направлен – на поиск недостатков или на поиск достоинств.

И еще один важный секрет состоит в том, что когда мы думаем о достоинствах человека, то на тонком плане мы ему посылаем сильнейший импульс, чтобы он таким и становился. То есть у другого человека спонтанным образом эти качества и начинают раскрываться. Это то, как женщина, например, творит мужчину. Она творит его, прежде всего, в уме. Ум женщины по своей психической силе в 9 раз сильнее, чем у мужчины. Именно поэтому женщина творит мужчину, а мужчина, когда он хочет заботиться о женщине, он пробуждает в ней все лучшие качества и вот так они создают очень хорошие отношения.

Один из важных законов гармонии – человеку важно жить в соответствии со своим предназначением. Каждому из нас дается свой путь в этом мире. Если человек идет каким-то другим путем, завидуя другим, ища какое-то престижное место, там где тепло, выгодно, то он может чего угодно добиться на внешнем плане, получить какой угодно успех, но он никогда не будет удовлетворен и счастлив. Счастье, удовлетворение, приходят тогда, когда человек живет той жизнью, которая ему дана. Как жить в согласии с самим собой?

Нужно размышлять, какие ценности для меня самые важные. Большинство людей сейчас живут ценностями, которые навязаны извне: модой, неким социальным давлением. Большинство людей сейчас очень сильно оторваны от самих себя. У нас массовая культура, мы даже мыслим шаблонно, мы шаблонную одежду какую-то носим, у нас есть представления какие-то шаблонные о том, что хорошо, а что плохо. Это означает, что индивидуальности практически нет. Сейчас у людей индивидуальность в основном чисто внешняя – что-то надеть, что-то приукрасить.

Но индивидуальность внутренняя у большинства людей исчезла. Люди испытывают одни и те же эмоции, они в основном в стрессе, в разочаровании, в гневе, в зависти, в жадности – вот стандартные эмоции современных людей, этих эмоций не очень много. Есть только один способ, чтобы избавиться от зависти – нужно стать самим собой. Когда я не удовлетворен, я буду завидовать счастью другого человека, его успеху. Но если я удовлетворен, счастлив, я занимаюсь своим делом, у меня есть контакт с собой, радость внутренняя. Буду ли я завидовать другим? А зачем? У меня же счастье внутри.

Зависть возникает тогда, когда внутри пустота.

4 3693 1 Июля 2018 в 10:24 Автор публикации: Диана Кирсс, семейный врач

От жертвы до кумира…

Всегда ухоженный, стройный и гибкий, собранный и ответственный, тонко чувствующий, добрый и умный. Таков развитый кожно-зрительный мужчина — новейшее явление в природе человека. Правда, ему не всегда удается таким стать. А точнее сказать, крайне редко.

Ошибки воспитания, психотравмы, давление ложных установок общества мешают ему получить достаточное развитие и состояться во всю величину природного потенциала.

В школе именно он чаще всего подвергается унижениям и гонениям, назначается на роль жертвы. Да и в более взрослой жизни все складывается далеко не всегда радужно. Страхи, фобии, панические атаки, переодевания в женские платья вплоть до желания сменить пол, гомосексуальные связи — вот краткий перечень его проблем.

Одним своим видом он вызывает неприязнь брутальных мужиков, а порой и агрессию. Субтильный юноша, так напоминающий девушку. Вся его внешность привлекает внимание: широко распахнутые хлопающие глаза, жеманные манеры, вызывающая одежда, стильная прическа, а иногда и макияж… Кокетничает, эмоционирует, говорит с придыханием. И да, среди девочек ему гораздо комфортнее, чем среди мальчишек.

Что за явление этот кожно-зрительный мальчик и от чего зависит его столь разная судьба? Почему он так часто становится жертвой и как выйти из негативного сценария?

Нежилец

С самого начала истории человечества главным было выжить. А значит, добыть пищу, а не быть съеденным самому. Голод диктовал жесткие условия.

Обычный мужчина — прежде всего добытчик и кормилец, он и зверя завалит, и врага убьет, не дрогнув.

Наличие зрительного вектора у мужской особи автоматически лишало возможности добыть себе пищу. Потому что зрительный человек даже букашку раздавить не может. Добрый, чувствительный, жалостливый — «ни жить, ни умереть». Тяжелейшее напряжение между желанием выжить и невозможностью это сделать. Тело хочет жить, а психика шиворот-навыворот — не может поддержать это желание. Поэтому скорее сам отдаст себя «на съедение», чем причинит кому-то вред.

Мужчина, который не способен быть охотником, — лишний рот для стаи. И кожно-зрительный мальчик становился жертвой ритуального каннибализма на заре человечества — служил выживанию стаи своим телом… Это важный момент, объясняющий его страхи.

С развитием культуры сопереживание, сострадание, любовь стали общим ценностным рядом, и человеческая жизнь обрела неприкосновенность. Кожно-зрительный мальчик стал выживать, хоть жил и непродолжительно. Слабенький здоровьем, он часто погибал от болезней в раннем возрасте. Так что, пока соплеменники веками нарабатывали свои видовые роли, развивались в своих желаниях и способах их реализации, кожно-зрительные мужчины этой возможности не имели.

И только в последние столетия с развитием медицины они стали выживать, и мы стали видеть кожно-зрительных мальчиков массово. Особенностью этих хрупких, пугливых, женственных мужчин и сегодня является отсутствие наработанной видовой роли и, как следствие, нежелание работать. А значит, отсутствие места в мужской иерархии — права на «поклевку» и женщину.

Отсюда это общее ощущение, что он «не мужчина», его неспособность вписаться в коллектив — он не ранжируется, у него как бы и нет там места. Его роль только-только начала нарабатываться. И все это становится причинно-следственными связями всех тех жизненных сценариев, которые сегодня он проживает.

  • Жертва. Без места в общей иерархии

Это кожно-зрительные мальчики становятся жертвами в детском коллективе. Дети — это, по сути, первобытная стайка, проходящая все этапы развития человека. Их культурный слой еще только нарабатывается, и без регуляции взрослых они всегда объединяются на неприязни. К выбранной жертве. Потому что по-другому они еще просто не умеют. И такой жертвой становится тот, кто каким-то образом выделяется из детского коллектива. Чаще всего это кожно-зрительный мальчик. Пугливый и беззащитный, не участвующий в общем ранжировании, как бы не имеющий своего места среди других мальчиков.

Гонения только усугубляют его природные страхи, реанимируют его древний бессознательный страх быть съеденным, тормозят развитие чувственности, способности сострадать — главного залога возможного успеха всей его жизни.

  • «Немужик». Чуткое сердце в мужском теле

А все почему? Это из кожно-зрительного мальчика папка (с анальным вектором) хочет вырастить настоящего мужика. И это становится самой частой причиной всех последующих трагедий этого необычного мальчика. Отец чует, что ребенок какой-то не такой. Слабенький, добрый, чувствительный, немужественный. Отец стыдится такого сына, называет его нюней, слабаком, бабой, требует прекратить реветь, «не распускать сопли», учит защищаться, быть сильным, отдает на борьбу. То есть всячески ломает его природу, которая кардинально отличается от его представлений о «настоящем мужчине».

Отец боится опозориться. Боится собственных страхов перед собственной сексуальностью. Чем больше этих страхов, тем с большим остервенением он лепит из сына мужика.

Зрительный вектор несет в себе огромный потенциал чувственности, и в этом его сила. Как никакие другие, подобные дети способны к состраданию и любви. В потенциале это проводники культуры и сострадания в мир, который сгорает от неприязни. Развиваясь чувственно, зрительный ребенок развивает и свой образный интеллект, второй по мощи и потенциалу после звукового. В современном мире на все это есть огромный спрос. В искусстве, культуре, образовании, социальной сфере, медицине, сфере обслуживания.

В гармониста не стреляют! Это о них. Развивая свои врожденные свойства, они прекрасно вписываются в общество.

Что нас делает по-настоящему счастливыми — успех, сила? Нет, душевные связи с другими людьми. Если кожно-зрительный мужчина научается любить, то он всегда сумеет построить гармоничные отношения, а значит, будет счастлив. Как любой любящий человек, он светится. А люди, нередко обремененные тяжелыми переживаниями, тянутся к теплоте сердца, к светлым эмоциям. Тем более что кожно-зрительный мужчина, не имеющий привычной для человека животной природы, вызывает к себе особое доверие, располагает. От него не исходит опасность. С ним будут хотеть общаться, брать на работу, иметь с ним дело. Развитие чувств — это главное и единственное, что может ему помочь состояться в жизни и быть принятым другими людьми. Любовь освобождает от страха.

А вот кулаков у мальчиков со зрительным вектором нет. Даже не пытайтесь их «вырастить». Погубите ребенка. И драться не научится, и любить тоже. Таким образом навсегда останется в страхах. И будет искать утраченное чувство защищенности и безопасности доступными ему способами.

  • Ошибка природы? Причины желания сменить пол

Страх смерти — первая и самая сильная эмоция в зрительном векторе, она — корень всех других эмоций. С нее все начинается, в том числе развитие каждого зрительного ребенка. Именно потому он боится темноты — глаза безоружны перед темнотой и могут пропустить опасность.

Страх — это его точка отсчета. В дальнейшем эта эмоция превращается в способность сопереживать, любить. Если зрительный ребенок развивается правильно, то страхи уходят и на их место приходит любовь.

И альтернатив нет. Либо страх, который сводит с ума, запирает дома, заставляет бояться собственной тени. Либо любовь, которая протягивает ниточки теплых связей между людьми и расцвечивает жизнь красками. В промежутке есть только разные соотношения любви и страха, которые и определяют те жизненные сценарии, которые проживает кожно-зрительный мальчик.

В корне страха кожно-зрительного мальчика — страх быть съеденным каннибалом. И когда он не развивается чувственно, когда чувствовать ему запрещают, когда слезы от глубоких переживаний считают проявлением слабости — он застревает в страхах. И интуитивно начинает мимикрировать под девочку. И обнаруживает, что его страх уходит. На душе легчает. Почему?

Потому что в отличие от кожно-зрительных мальчиков кожно-зрительных девочек каннибалы не трогали. У этих девочек была своя видовая роль, которая обеспечивала им выживание и алиментацию. Поэтому, надевая мамины трусики и подкрашивая губки, кожно-зрительный мальчик ощущает, что жизнь-то налаживается! И естественно, ему приходит мысль, что бог ошибся, поместив его женскую душу в мужское тело.

Желание смены пола приходит с ростом страхов. В какой-то момент спрятаться в женских трусиках уже не получается, и появляется мысль изменить пол, на самом деле стать девочкой, в обличье которой так комфортно. Да, только кожно-зрительные мужчины переодеваются в женское белье и мечтают о смене пола. И это не ошибка природы, а следствие глубинного страха за свою жизнь.

Проблема в том, что смена пола ничего не меняет. Психика кожно-зрительного мальчика — на сто процентов мужская, он мужчина, и им остается. A огромная эмоциональная амплитуда зрительного вектора по-прежнему не наполняется любовью. А значит, страхи продолжают его мучить и в теле девочки. Не говоря уже о трагических судьбах таких людей.

  • Гомосексуал и альфонс. Сексуальность как средство выживания

Это кожно-зрительный мужчина может стать парой для гомосексуала. И не потому, что он сам гомосексуален, нет, а потому, что его сексуальность, так же, как сексуальность кожно-зрительной женщины, является средством для сохранения себя. Не для продолжения рода, как у всех других, а именно для собственного выживания. Хотя с репродуктивной функцией у таких людей все в порядке.

Не имея видовой роли, следовательно и животного права на «поклевку» и женщину, кожно-зрительный мужчина не имеет и животного стыда. Его сексуальность, в отличие от других мужчин, не ограничена табу. С другой стороны, не имея видовой роли и не получив должного развития, не желая трудиться, он не очень приспособлен к жизни и не может сам обеспечить себе чувство защищенности и безопасности, как это делает любой мужчина, реализуя себя на благо общества, выстраивая общую систему безопасности, а попросту говоря — работая. Поэтому, гонимый страхами, кожно-зрительный мужчина ищет чувство защищенности и безопасности доступными ему способами и с готовностью входить в интимные отношения с тем, кто предлагает ему покровительство и защиту.

Именно такие мужчины становятся альфонсами и жиголо. Это они бессознательно создают запрос на защиту и привлекают к себе гомосексуальных мужчин — обладателей анального вектора в состоянии фрустраций или с задержками психосексуального развития.

И все это становится судьбой кожно-зрительного мужчины по одной основной причине — их неразвитой чувственности. И как следствие — остановка психосексуального развития с фиксацией на страхах. Панические атаки, социофобия, любые другие страхи и фобии, использование своей сексуальности для выживания — все это становится естественным следствием несостоявшегося развития чувственности.

Если в детстве кожно-зрительного мальчика наказывали физически, били, то он приобретает еще и мазохистские наклонности. При неразвитой чувственности и застревании в страхах получается сценарий жертвы. В этом случае его природа формируется таким образом, что он неосознанно ищет опасных ситуаций, где сможет пережить единственные доступные ему сильные эмоции — страх и боль, страх и унижение. Принцип наслаждения наоборот. Несчастная жизнь.

При нормальном развитии кожно-зрительный мужчина способен любить женщину. И пусть у него нет наработанной видовой роли, но у него есть таланты. Когда он их реализует, у него не возникает нужды в покровителе.

Другая судьба

Евгений Плющенко, Дима Билан, Джастин Бибер, Грегори Лемаршаль и другие известные актеры, певцы, фигуристы — тоже являются кожно-зрительными мужчинами, но только получившими прекрасное развитие своих врожденных свойств.

Развитый кожный вектор задает им тактильный талант, невероятную пластику, подвижность, гибкость ума и тела. Талант перевоплощения и подражания. Соревновательность, стремление к победе. Сообразительность и логическое мышление. Невероятную адаптивность и переключаемость. Способность к самоограничению и дисциплине. Целеустремленность и ответственность.

Развитый зрительный вектор — это талант созидания красоты, гиперэмоциональность, оформленная в чувства к другим людям. Талант чувствования, эмоционального включения в другого человека, проживания его чувств как своих.

Зачем это мужчине? Чтобы нести в мир прекрасное, чтобы рождать любовь и сопереживание в других, задавать новый уровень чувствования мужчинам, снижая уровень ненависти и неприязни, от которой буквально трясет общество.

Как мы себя чувствуем, посмотрев душевный фильм? Или постановку в театре, которая потрясла до глубины души? Это рождает в нас ответные чувства, и внутренний трепет вытесняет раздражение, сопереживание приходит на место ненависти. Прекрасная игра настоящих актеров, чувственная песня кожно-зрительного мужчины — это своего рода психотерапия. Но это еще не все.

Сейчас кожно-зрительный мужчина идет по пути развития кожно-зрительной женщины, можно сказать, своей векторальной сестры, которая эту видовую роль нарабатывала тысячелетиями. На нее он, кстати, и похож, а ни на какую другую женщину. Но это не его предел.

Если кожно-зрительная женщина создала культуру, основанную на ценности человеческой жизни, то роль кожно-зрительного мужчины — создание следующего этапа культуры — сострадания к душевным состояниям человека.

Лишенный той животной природы, которая есть у всех других мужчин, кожно-зрительный мужчина гораздо больше человек, чем мы все. У него нет животных табу и стыда, регулирующих наше поведение, отсекающих социально неприемлемые проявления, но благодаря развитию зрительного вектора он способен, как никто другой, отличать добро и зло и может наработать такой высокий нравственный уровень, который будет охранять его от дурных поступков больше, чем нас животный стыд, который сегодня утрачивает свою силу ограничителя недопустимого поведения.

Есть большая разница — сдерживать неприязнь под влиянием природного табу (втайне желая его нарушить) или на самом деле не иметь в душе этой клокочущей неприязни к другим людям. Испытывать искреннюю эмпатию и сопереживание к каждому человеку. Развитый кожно-зрительный мужчина есть чистая любовь — так же, как неразвитый есть сплошной страх. Именно кожно-зрительный мужчина несет в себе потенциал развития культуры — ее новый и завершающий виток — гуманизм мужского типа, сохраняющий не тело, а душу.

Пока еще кожно-зрительный мужчина не соответствует этому уровню по содержанию, но по форме уже задает тон всему мужскому миру, принуждает выглядеть как он — ухоженным, подтянутым, вкусно пахнущим, модным. Так называемые метросексуалы — это кожно-зрительные мужчины. И они становятся массовым явлением на улицах Нью-Йорка и даже Москвы.

Мир стремительно метросексуализируется. И женщина сегодня хочет жить с мужчиной, способным чувствовать, любить. И это тоже повышает спрос с других мужчин. Неграмотные психологи называют это феминизацией общества. А это новый мужчина. Мужчина-человек, а не мужчина-зверь. Став тем, кем он должен стать, кожно-зрительный мужчина выполнит роль последнего трамплина к звуковому раскрытию психики, восприятию человека человеком через включение.

Будущее культуры. Потенциалу быть?

Сегодня мы сгораем от внутреннего напряжения неудовлетворенностей. Желание получать выросло, эволюционировало и подчинило нас себе. Мы хотим получать больше, чем когда-либо, а вот реализовать это часто не можем или делаем это за счет других, и потому ощутить заветное счастье так и не удается. И это внутреннее напряжение выплескивается раздражением и ненавистью, которую уже невозможно сдерживать. Наработанные ранее ограничители неприязни — табу, закон, культура — не справляются с этой задачей. И новый уровень развития культуры, который способен задать только высоко развитый кожно-зрительный мужчина, необходим уже сегодня, сейчас. Для нашего общего выживания.

А пока мы травим кожно-зрительного мальчика, глушим его природу, стараясь вырастить из него того, кем он не является, мы не даем ему развиться и состояться. И тормозим наступление следующего этапа нашего общего развития, создавая цейтнот.

Накапливающиеся коллективные фрустрации, не имея действенного культурного ограничителя, создают предпосылки к войне. Несмотря на то, что каждый отдельный человек уверенно скажет, что не желает войны, тем не менее при любом конфликте видно, как легко мы срываемся на крик, мат и пускаем в ход руки… Как охотно мы отобрали бы у другого то, что хотим иметь сами, невзирая на причиненный другому ущерб.

Последний виток культуры необходим нам как переходное звено перед раскрытием природы человека звуковиками. Создание особых звуковых связей через понимание другого как себя, ощущение его желаний как своих окончательно изменит наше восприятие действительности и позволит, наконец, избавиться от неприязни друг к другу, ощутить единство и сохранить целостность.

А пока… Как минимум нужно помочь состояться кожно-зрительным мальчикам. О том, как их правильно развивать, можно подробнее прочитать в статье. Исчерпывающую информацию об этом явлении и всех нюансах, бегло упомянутых в статье, вы можете узнать на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Диана Кирсс, семейный врач Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Оказывается, что мужчина и женщина — не такие уж похожие существа. Отличия между ними не заканчиваются на уровне анатомии. Куда большая разница проявляется на уровне психологии. Финский журнал «Новые рубежи» составил список отличий в характере и поведении между женщинами и мужчинами. Думается, прочитать его будет интересно всем без исключения.

Выражения. Слова, которые срываются с уст женщины, попавшей молотком не по гвоздю, а по пальцам, можно смело выпускать в эфир. То, что вырывается в таких случаях у мужчин, трансляции не подлежит.

Движения. Замахиваясь, чтобы что-то бросить, женщина отводит руку не вбок, а назад. Женщина не прикусывает сигарету зубами, не оставляет ее во рту, но всегда держит в руке. По раскаленной гальке женщина идет на цыпочках, мужчина — на пятках. Женщины затыкают уши пальцами, мужчины закрывают их ладонями. Когда вы просите женщину передать вам зажигалку, она ее вам передает, а не бросает, проверяя вашу реакцию. Женщины никогда не почесывают в затылке — это портит прическу.

Зеркала. Мужчины смотрят в зеркало только затем, чтобы оценить свой внешний вид. Женщины оценивают свой внешний вид, заглядывая в любой отражающий предмет, будь то собственно зеркало, витрина или даже полированный капот автомобиля.

Телефон. Мужчины считают телефон средством связи и используют его как передатчик информации. Женщина может погостить у подруги несколько дней, но, вернувшись домой, немедленно позвонит ей и поболтает еще добрый час.

Покупки. Когда женщина собирается в магазин, она составляет предварительно список необходимого, покупает все, что намечено, и возвращается домой. Мужчина же собирается в магазин только тогда, когда из продуктов в холодильнике остаются лишь ссохшийся лимон да полбанки пива.

Обувь. Придя на работу, женщина меняет удобную уличную обувь на более изящные туфли. Сев за стол, она незаметно снимает туфли: кто же в состоянии мучить свои ноги целый рабочий день? Мужчина обычно не меняет свою обувь на протяжении дня.

Выход из дома. Когда мужчина говорит, что он готов к выходу, это значит, что от выхода его отделяет лишь посещение туалета. Та же фраза в устах женщины означает, что до выхода ей нужно успеть вымыть голову, погладить наряд и, разумеется, сделать макияж.

Конец любовного романа. Женщины, как правило, плачут и делятся своей душевной мукой с подругами. После этого, написав стихотворение на тему «Все мужчины — свиньи», женщина довольно уверенно встречает завтрашний день. Для мужчин период романа — это «то время, когда мы общались с…». Месяцев через шесть после разрыва мужчина может позвонить своей бывшей подруге часика в 3 ночи после изрядного «принятия на грудь», чтобы проинформировать ее о том, что, хотя ненависть все еще не утихла в его сердце, он готов простить ту, которая «сама во всем виновата». Если она согласна перемыть накопившуюся у него за полгода посуду.

Печать и тело. На страницах изданий для мужчин множество фотографий обнаженных женщин. На страницах женских журналов такие фото тоже не исключение. Причина в том, что женское тело — прекрасное творение природы и его не грешно показать в обнаженном виде. Мужское же тело покрыто волосами, неуклюжее, его не следует демонстрировать при дневном свете. Большинство мужчин при виде обнаженного женского тела проявляют к нему живейший интерес. У женщин снимок обнаженной мужской натуры вызывает обычно прилив веселья.

Секс. Женщины желают 30—40 минут любовных игр, предваряющих собственно объятия. Мужчины на «предварительную подготовку» отводят 30—40 секунд, причем они засчитывают в этот срок и путь от ресторана до квартиры. Занимаясь сексом, женщина думает о том, красиво ли она выглядит. После этого она не хочет спать, а желает беседовать и целоваться.

Ванная комната и связанные с ней ритуалы. В ванной комнате мужчины обычно присутствуют шесть предметов: зубная щетка, зубная паста, пена для бритья, бритвенный станок, кусок мыла, а чаще обмылок, и полотенце, захваченное из какого-нибудь мотеля. В ванной комнате среднестатистической женщины вы найдете 437 предметов, большинство из которых обычный мужчина вряд ли сможет опознать. Приняв ванну, женщина (неважно, длинноволосая, стриженая или переболевшая тифом) наматывает себе на голову чалму из полотенца хотя бы на минуту. Причины возникновения этого восточного ритуала неизвестны.

Потомство. Женщины знают о собственных детях все: срок следующего посещения зубного кабинета, день важного для отпрыска спортивного состязания, историю его последней влюбленности, лучших друзей своих чад, их любимые блюда, тайные страхи и мечты. Представления мужчин о существах небольшого роста, обитающих в их квартире, весьма расплывчаты.

Флора и фауна. Женщины боятся пауков, червяков и мышей. Им не нравятся гусеницы, даже самые красивые. Женщины любят кошек. Мужчины утверждают, что тоже любят кошек, но, когда женщины нет дома, норовят спровадить это животное куда подальше. Мужчина не понимает, почему его подруге нравятся эти драные веники, которые она почему-то называет «композициями из сухих цветов». Женщина уезжает на неделю и просит мужчину поливать цветы в ее отсутствие. Мужчина, естественно, обязуется это делать. Женщина возвращается и обнаруживает, что все цветы погибли. Никто не знает, почему так случилось.

Одежда и аксессуары. Женщина одевается по-разному для похода в магазин, прогулки с собакой, ответа на телефонный звонок, выноса мусора, чтения книги, приготовления пищи. Мужчины меняют свое привычное одеяние только в случае свадьбы или похорон.

За рулем. Если женщина, ведя машину, понимает, что заблудилась, то останавливается на ближайшей бензоколонке и спрашивает совета. Мужчины считают подобное поведение чисто женской слабостью и часами раскатывают по незнакомой местности, подбадривая себя фразами типа «Как интересно найти новый путь к дому!» или «Ага, вот и универмаг — теперь совсем недалеко».

Удары ниже пояса. Наблюдая за боксерским матчем и видя удар ниже пояса, мужчина может взвыть и согнуться в три погибели, так как только ему известна острота той боли, которую испытывает спортсмен. Женщина никогда по-настоящему не поймет, почему футболисты, выстраиваясь в стенку, делают смешную «горку» ладонями. Поэтому она даже не вздрагивает, когда киногерой получает удар ботинком в промежность.

Игрушки. Маленькие девочки любят играть в игрушки. К подростковому возрасту их интерес к этому начинает пропадать. Мужчины никогда не теряют интереса к игрушкам. Чем старше они становятся, тем дороже и непрактичнее становятся их игрушки. Типичные игрушки мужчин: автомобили, мини-телевизоры, мобильные телефоны, графические калькуляторы, маленькие роботы, по команде предлагающие разные напитки, видео- и компьютерные игры, любые другие пищащие и мигающие предметы.

В раздевалке. Мужчины говорят в раздевалке о деньгах, хоккее и женщинах. Они завышают свои доходы, мало что знают о хоккее, а их истории о женщинах, как правило, выдуманные. Женщины говорят в раздевалке только о сексе. Говорят прямо, без утайки, их описания очень детальны и живописны. Они никогда не врут.

Вкусы. Мужчинам нравятся женщины. Женщинам нравятся только несложные вещи, например мужчины.

ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА (МУЖСКОЙ ОБРАЗ) Ц е л и и з а д а ч и : познакомить учащихся с изображением образа русского богатыря в живописи, литературе и музыке, с творчеством П. Корина; дать представление о вооружение древнерусского воина; развивать умения определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; совершенствовать навыки работы с гуашью; воспитывать у детей интерес к живописи. О б о р у д о в а н и е : для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – альбом, гуашь. З р и т е л ь н ы й р я д : репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; М. Врубеля «Микула Селянинович»; А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»; П. Корина «Александр Невский». Л и т е р а т у р н ы й р я д : С. Д. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»; отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей­разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин», Илья Муромец и разбойники». М у з ы к а л ь н ы й р я д : запись фрагмента из симфонии А. П. Бородина «Богатырская»; хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». I. Организационный момент. Х о д у р о к а Добрый день, прошу внимания: Рассмотрим описание Внешнего образа и подвигов Богатырей народных. II. Беседа по теме урока. У ч и т е л ь . Для защиты земель русичи строили оборонительные сооружения – крепости, использовали леса, озера, реки, холмы для защиты от врага. Но не только стены защищали наших предков от врагов. Именно тогда сложилось в русском народе представление о русских богатырях, воспетых в былинах. Учитель демонстрирует произведения В. М. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье», М. Врубеля «Микула Селянинович». – Вглядитесь в мужественные фигуры, спокойные уверенные лица. Какой смысл вкладывался в понятие красоты русского мужчины, на ваш взгляд? Звучит фрагмент симфонии А. П. Бородина «Богатырская». Учитель читает стихотворение С. Д. Дрожжина: ПЕСНЯ МИКУЛЫ СЕЛЯНИНОВИЧА Хорошо весной, Поле чистое, Муравой­травой Ты украшено, Да цветочками Все душистыми В утро майское Принаряжено. От сырой земли Рожь­красавица К небу синему Подымается, Там поет­звенит Пташка вольная, Колокольчиком Заливается. Есть где, молодцу, Разгуляться мне, С кем померяться Крепкой силою. Когда выйду я, Не погневайся, – Красоты твоей Не помилую! Вольной пташкою Не заслушаюсь, Распашу твою Гладь зеленую, Развернусь с косой И всю травушку Соберу в стога, Засушенную. Рожь серпом кривым Срежу спелую, Смолочу ее Я до зернышка, Уложу в мешки, Поклонюсь тебе И скажу: «Прощай, Чисто полюшко!» В ы в о д : воином русский человек становился только в дни годин и лихолетья, в мирные дни он был крестьянином, пахарем, сеятелем, кормильцем. У ч и т е л ь . Былины повествуют о мужественной борьбе русских людей против врагов­кочевников, нападавших на страну. Народ наделяет богатырей – самоотверженных защитников земли русской – высокими физическими и моральными качествами: силой смелостью, мудростью, ненавистью к угнетателям крестьян. Наиболее популярный герой былин – богатырь Илья Муромец, крестьянский сын «из города из Мурома, из того ли села да с Карачарова». Много подвигов совершил Илья: уничтожил злое Идолище, победил Калина­ царя, убил Соловья­разбойника. Учитель может прочитать отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей­ разбойник» о том, как Илья Муромец по дороге в «стольный Киевград» повстречал Соловья­разбойника и расправился с ним. Как завидел его Соловей­разбойничек, Засвистел тут Соловей по­соловьиному, Закричал, собака, по­звериному, Зашипел, проклятый, по­змеиному, – Так все травушки­муравы уплеталися, Все лазоревы цветочки осыпалися; А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат, А у старого казака Ильи Муромца А конь на корни да спотыкается. А у старого казака Ильи Муромца Его сердце богатырское не сдрогнуло, А берет он в руки плеточку шелковую, А удары давает все тяжелые … Да берет он свою стрелочку каленую, Натянул тетивочку шелковую, Наложил он стрелочку каленую, Да спустил тетивочку шелковую, Его тую ль стрелочку каленую, – Так просвистнула стрелочка каленая, А попала в Соловья­разбойника, А попала ему да во правой висок; Она сбила Соловья да из сыра дуба Во сыру землю да и во ковыль­траву. Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич. Он также совершил немало подвигов: уничтожил Змея на Ручей­реке, победил богатыря Дуная. (В классе может быть прочитан отрывок из былины «Добрыня и Змей».) Как выскакал Добрыня на крутой берег, Зачерпнул песку да ведь шляпу ведь. Как тут­то только да Змея налетела, Хотелось ей склевать да ведь наскоре, – Махнул ведь шляпой да пошибал, Ушибил три хобота нелучших, Пала ведь Змея на сыру землю. Скочил Добрынюшка на белую грудь: «Как побью, Змею, я тебя теперь». Как тут Змея ему взмолилася: «Не буду я летать по Русиюшке, Не буду я хватать да народу­то, Не буду я глотать да скотины ведь». Добрыня ведь спустил­ка Змею туто. Но Змея не сдержала свое слово, и Добрыня уничтожил ее. Еще один богатырь часто встречается в народных былинах – это Алеша Попович. Он молодой, смелый, сметливый, хотя и не такой сильный, как Муромец и Добрыня. Можно прочитать детям отрывок из былины «Алеша Попович и Тугарин», в котором говорится, как Алеша хитростью и смелостью победил «поганое чудо Тугарина Змеевича». Да едет Тугарин по чисту полю, Крычит он, зычит да во всю голову: «Да хошь ли, Олеша, я конем стопчу, Да хошь, ли, Олеша, я копьем сколю, Да хошь, ли Олеша, я живком сглону?» На то­де Олешенька ведь верток был, Подвернулся под гриву лошадиную; Да смотрит, собака, по чисту полю, Да где­да Олеша нынь стоптан лежит; Да в та поры Олешенька Попович­то Выскакивал из­под гривы лошадиной, Он машет шалыгой подорожною, По тугариновой­де по буйной головы; Покатилась голова да с плеч, как пуговица, Свалилось трупье да на сыру землю. В беседе по картине учитель обращает внимание учащихся на характеристику богатырей, на роль пейзажа и колорита картины в раскрытии образов богатырей. – Какое чувство вызывает у вас картина В. М. Васнецова «Богатыри»? Обобщая ответы учащихся о характере богатырей, учитель подчеркивает, что народ Древней Руси наделил своих любимых героев национальными чертами характера, свойственными русским людям, – отвагой, находчивостью и великодушием, способностью принести любую жертву для защиты своего отечества. Истинно русское выражено и в пейзаже – в той степной местности, где расположилась богатырская застава. Природа так же величава и красива, как и сами богатыри. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во все самое лучшее, самое надежное и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ. У ч и т е л ь . Другая картина М. В. Васнецова «Витязь на распутье». Еще с 1871 года образ витязя на распутье постоянно занимал воображение Васнецова, чему свидетельство – множество подготовительных набросков и проб, сохранившихся в его альбомах. Сюжет подсказала ему былина «Илья Муромец и разбойник»: Наехал он на три дороженьки, Три дороженьки он, три росстани. На тех росстанях лежит там бел горюч камень. А на камени том подпись подписана: «На леву ехати – богатому быть, На праву ехати – женату быть, Как прямо ехати – живу не бывати, – Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». И раздумался старый Илья Муромец, Илья Муромец, сын Иванович: Да в которую дороженьку будет ехати? Первый вариант «Витязя на распутье», написанный в 1878 году, судя по плохой фотографии, был намного слабее, чем второй, окончательный вариант, относящийся к 1882 году, а ныне хранящийся в Русском музее. – Какое чувство вызывает у вас картина В. М. Васнецова «Витязь на распутье»? – Какие средства выразительности использовал художник для передачи настроения и образа витязя? Учитель обобщает ответы учащихся: Скифская, половецкая, печенегская дикая бескрайняя степь буйно поросла сочными травами; желтые лишайники облепили вековые валуны; черная птица – вещунья несчастья резко выделяется на фоне сероватого неба, еле заметно подсвеченного зарей; череп и кости напоминают о смерти. И в этой степи, из которой едва ли выбрался благополучно хотя бы один заезжий чужак, задумался, понурив голову в шлеме, былинный богатырь Илья Муромец. Жутью веет от каждой детали картины, опасен бескрайний степной простор, и трудно, почти невозможно пояснить, каким чудом Васнецов создает впечатление, что витязю ведомо все, что будет, и вместе с тем решение принято. Он уже выбрал прямую дорогу и недолго промедлит на распутье. Видимо, нравственный пафос, одушевлявший Васнецова, заключается в том, что зловещее предсказание на камне не имеет над витязем обязательной силы; он развеет колдовские чары степи, подчинит ее своей воле и не остановится, пока не добьется своего, скольких бы опасностей ни пришлось избегнуть, скольких врагов победить, каких бы ужасов ни встретить лицом к лицу… Известно, каким горячим патриотом был Васнецов, как свято верил он в силу и мощь простого русского человека, и вот его собственные слова о «Витязе», сказанные уже в глубокой старости. «Я, – сказал Васнецов, – хотел… показать, в чем сущность моего народа, какие у него отличительные качества среди других народов вселенной. Мы – поэты, а без поэзии, без мечты, нельзя ничего делать в жизни. Мы, не щадя себя, боролись и будем бороться за независимость своей земли. Русские люди – витязи на распутье – никогда не боятся того, что сулит нам будущее». К этому трудно что­либо добавить. Учитель демонстрирует репродукцию картины П. Корина «Александр Невский». Звучит хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». У ч и т е л ь . Много раз нападали западные соседи на новгородские владения. В июле 1240 года пришла тревожная весть: по Неве движется шведская флотилия под командованием Биргера. Князь Александр не промедлил ни минуты. Тревожно гудит над Новгородом вечевой колокол, собирая горожан: псы­рыцари идут на Русь­матушку, надо защищать свой край от врага. Собрав новгородскую рать и дружины соседних земель, Александр Невский двинулся к Чудскому озеру, где русские богатыри честью, славой и победой увенчали свой ратный подвиг. Легендарным защитником русской земли изобразил П. Корин Александра Невского в своей картине. – Каково выражение лица Александра Невского на картине? (Выражение лица суровое, непоколебимое: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»). – Какое чувство вызывает у вас картина П. Корина «Александр Невский»? – Какие средства художественной выразительности использовал художник? (Композиционный прием (выбор формата и размера холста, линия горизонта), выразительность графического решения (силуэт фигуры А. Невского) и характер колористического решения (краски сдержанно­суровы). Велика была вера художника в мужество и стойкость русского народа, подвергшегося суровому испытанию. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси, показав его нерасторжимую связь с простыми и могучими людьми, с народом, с самой Русской землей. Всю высоту узкого вертикального формата холста занимает фигура воина в богатырских доспехах, с мечом в руках, над его головою развевается древний стяг. Скуп и лаконичен пейзаж, сопровождающий изображение князя­воина: Волхов, медленно несущий свои свинцовые воды меж низких берегов, златоглавая новгородская София. Мужественна живопись Корина, чеканными, гранеными формами строит он фигуру князя, закованного в боевую броню. Сдержанно­суровы краски таким путем художник добивается предельной картины; сконцентрированности волевого начала. Суровый лаконизм образа оправдывает выбор изобразительных средств. Учитель демонстрирует репродукцию картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Русское войско во главе с князем Дмитрием Донским стоит на возвышенности, откуда хорошо видна местность – другой берег реки Непрядвы, где скапливаются и готовятся к бою полчища татар. Вышли русские люди на смертную схватку с ненавистным врагом, топтавшим нашу родную землю. – Как изобразил художник поле будущей битвы? – Какое впечатление создается от картины? – Что убеждает нас в предстоящей победе русского войска? В ы в о д : ясное, яркое утро, изображенное на картине, предвещает успешный исход страшной битвы – предвестницы освобождения русского народа от ига Золотой Орды. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Дружно все тихонько встали. Ручками похлопали – раз, два, три! Ножками потопали – раз два, три! Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три – дыши ровней. Ручками похлопали – раз, два, три! Ножками потопали – раз, два, три! III. Знакомство с воинским снаряжением. Учащиеся рассматривают репродукции картин В. М. Васнецова, А. П. Бубнова, П. Д. Корина и рассказывают о снаряжении русских воинов. У ч е н и к и . Кольчуга надевалась поверх обычной одежды, она имела боковые разрезы, облегчавшие посадку на лошадь. Кольчуга была дорогой, поэтому простые воины носили часто кожаную рубашку с нашитыми на нее металлическими бляхами. Необходимой частью воинского снаряжения был остроконечный шлем в форме луковицы (напоминавший купол церкви), со спадавшей на плечи и защищавшей шею кольчужной сеткой. Богатыри пользовались надежным оружием: щитом, мечом, копьем, а также топором и луком со стрелами. Но более всего русский богатырь любил свою землю, любил возделывать ее, растить хлеб. IV. Самостоятельная работа учащихся. 1. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Древнерусский воин­защитник». Учитель предлагает учащимся найти на рисунке древнерусских воинов и помочь им выбрать оружие из предметов, представленных на карточках. Учащиеся с помощью булавок прикрепляют принадлежащее воинам оружие. 2. В ы п о л н е н и е за д а н и я : изобразить портрет богатыря гуашью на больших листах бумаги. При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, отрабатывается умение изображать человека. П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь р а б о т ы : 1) лист расположить вертикально; 2) пометить размеры богатыря – достаточно крупно, во весь лист; 3) наметив пропорции фигуры, рисуем голову, воинское снаряжение, фигуру, усиливая образную характеристику богатыря выразительными деталями, цветом; 4) проработка деталей; 5) дать название рисунку (написать на обратной стороне). С п р а в к а д л я у ч и т е л я . Колорит (фр. coloris, от лат. color – краска, цвет) – система отношения цветов и их оттенков в художественном произведении. Колорит является одним из важнейших средств создания художественного образа. V. Итог урока. Экспресс­выставка; оценка работ; уборка рабочих мест. Домашнее задание: познакомиться с репродукциями произведений русских художников о труде крестьян; подобрать русские пословицы о труде.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *