Мужество похоже на добродетель

ЗА­ДА­НИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАС­СТА­НОВ­КА ЗНА­КОВ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­ПОД­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ.

Осо­бен­но­сти вы­пол­не­ния за­да­ния 18.

Цель за­да­ния:Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. При такой фор­му­ли­ров­ке ответ может со­дер­жать как одну, так и более цифр. На­пи­са­ние ука­жи­те все цифры(У) очень силь­но об­лег­ча­ет за­да­ние и де­ла­ет его более лёгким, чем осталь­ные. По­это­му на РЕ­ШУ­ЕГЭ фор­му­ли­ров­ка будет толь­ко такой.

От уча­щих­ся тре­бу­ет­ся про­явить уме­ние рас­став­лять знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чинённом пред­ло­же­нии.

При этом в 100% слу­ча­ев мо­дель пред­ло­же­ния одна: это слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным с со­юз­ным сло­вом ко­то­рый. По­че­му имен­но такой тип? Ви­ди­мо по­то­му, что имен­но в пред­ло­же­ни­ях с дан­ным со­юз­ным сло­вом уча­щи­е­ся не видят гра­ниц пред­ло­же­ния, сле­дуя пра­ви­лу на­чаль­ной школы «Перед сло­вом «ко­то­рый» ставь за­пя­тую». Та­ко­го пра­ви­ла нет.

Для вы­ра­бот­ки на­вы­ка осмыс­лен­ной по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния не­об­хо­ди­мо:

1. По­ни­мать, что такое СПП , для этого об­ра­тим­ся к раз­де­лу Справ­ки ;

2. Уметь опре­де­лять ос­но­вы глав­но­го и при­да­точ­но­го пред­ло­же­ний;

3. По­ни­мать, что со­юз­ное слово ко­то­рый да­ле­ко не все­гда стоит в на­ча­ле при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния и оно может быть в раз­ном роде, числе па­де­же, с пред­ло­гом или без, что перед ним могут сто­ять дру­гие члены при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния;

4. Учи­ты­вать, что глав­ное пред­ло­же­ние может быть ослож­не­но од­но­род­ны­ми чле­на­ми, в част­но­сти, ска­зу­е­мы­ми;

5. Иметь в виду, что ино­гда в глав­ном пред­ло­же­нии могут быть при­част­ные обо­ро­ты, не­обособ­ля­е­мые за­пя­ты­ми, и ис­кать за­пя­тую для их обособ­ле­ния не нужно. Таких за­пя­тых про­сто не будет.

Рас­смот­рим пред­ло­же­ния из ка­та­ло­га РЕ­ШУ­ЕГЭ. Начнём с самых про­стых.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

Как видно из раз­бо­ра по чле­нам пред­ло­же­ния, в при­да­точ­ном от ос­но­вы ста­вят­ся во­про­сы ко вто­ро­сте­пен­ным чле­нам, и это одно пред­ло­же­ние. Гру­бой ошиб­кой было бы не за­ме­тить, что слова «уди­ви­тель­ной кра­со­той» вхо­дят в при­да­точ­ное, ведь смысл пред­ло­же­ния в том, что лю­бо­ва­лись кра­со­той, а не тай­гой во­об­ще.

Вер­ный ответ 1 и 4.

В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

, какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит.)

При­да­точ­ное стоит после глав­но­го, до­пол­не­ние «шагов» уточ­ня­ет, что не услы­шит автор имен­но их, но они при­над­ле­жат той няне, что на­зва­на сло­вом «ко­то­рой».

Ответ 2.

Более слож­ный слу­чай — пред­ло­же­ние очень рас­про­странённое.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство, какое?(от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

За­пи­шем два пред­ло­же­ния от­дель­но, за­ме­нив слово «ко­то­ро­го» на «ду­хо­вен­ство».

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

Сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние на пред­ло­же­ния, в ко­то­рых глав­ная часть имеет од­но­род­ные члены.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, ка­ко­го того?(по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Вер­ный ответ 2 и 4.

Таким об­ра­зом, сле­ду­ет от­ра­бо­тать навык ви­де­ния слов, свя­зан­ных со сло­вом «ко­то­рый», и не за­бы­вать ста­вить за­пя­тые.

…к маль­чи­ку, стар­шая сест­ра ко­то­ро­го…

…Бол­га­рия, гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ко­то­рой…

…за­ба­вы, вос­по­ми­на­ния о ко­то­рых…

…на фо­то­гра­фию, ис­то­рию ко­то­рой…

…кухню, к левой стене ко­то­рой…

и этот ряд бес­ко­не­чен.

Поиск ответа

Всего найдено: 46

Вопрос № 303362

И все-таки, еще раз к вопросу № 303356. Вопрос был о том, согласуется ли союзное слово «который» с глаголом придаточного предложения или с определяемым словом.

Ответ справочной службы русского языка

Союзное слово которые грамматически связано с глаголом избегают (требуется управление в винительном падеже).

Вопрос № 301215

Уважаемая «Грамота»! Важно не только (,) как он выглядит, но и еще множество связанных с ним вещей. Сомневаюсь насчет зпт в скобках. По Розенталю не ставится между сопоставит. и подчинит. союзами. Это как раз тот случай и корректно без зпт?

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае как — это не сравнительный союз, а союзное слово. Указанная запятая не нужна.

Вопрос № 300023

Здравствуйте, мучает вопрос меня один, общался с несколькими преподавателями, смотрел в нескольких словарях: поэтому — союзное слово или нет? если союзное, то подчинительное или сочинительное(насколько я знаю у сочинительного только один союз следствия:так что, но это СОЮЗ, а с союзными словами я немного путаюсь) заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Процитируем «Русскую грамматику»:

§ 3147. Сложносочиненные предложения, формируемые однозначными союзами дифференцирующего типа, а также многочисленными аналогами сочинительных союзов, выражают разные виды несобственно соединительных отношений.

Это предложения со значением пояснительным, противопоставления, факультативно-комментирующим, причинно-следственным и градационным. За исключением союзов то есть, а именно, а то и, связующие слова и сочетания в таких предложениях не являются союзами в собственном смысле слова: союзная функция в них производна от оценочно-квалифицирующих лексических значений соответствующих наречий, частиц, вводных слов и сочетаний.

Это такие аналоги союзов, как зато, однако, только, наконец, напротив, наоборот, вернее, точнее, скорее, все же, все-таки, тем не менее, между тем, поэтому, следовательно, значит, собственно, кстати, кстати говоря, таким образом, тем самым, иначе, иными словами, вместе с тем, более того, кроме того, сверх того, к тому же, прежде всего, во всяком случае, по крайней мере, не только, мало того, не то чтобы, не то что.

Многие из этих аналогов широко употребительны в качестве конкретизаторов при союзах недифференцирующего типа. Отличие аналога союза от собственно союза заключается в том, что в составе соединений типа и всё-таки, и однако, и тем не менее, а следовательно, а поэтому, но зато, но только, или вернее собственно союз занимает позицию конкретизируемого компонента (как правило, первую, открывающую), тогда как аналог союза выполняет конкретизирующую функцию и следует за союзом.

Вопрос № 299808

Ему было неуютно от повисшего в воздухе молчания. Но (,) что сказать, он не знал. Нужна ли указанная запятая перед «что» в данном случае? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Поскольку сочинительный союз и союзное слово стоят в самом начале предложения, запятая не требуется.

Вопрос № 299403

Ответьте, пожалуйста, союзное слово согласуется со щитом или эгидой в предложении: «Из её шкуры будущий властелин мира смастерил замечательный щит — эгиду, которую он брал с собой в каждый бой»?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: щит — эгиду, который…

Вопрос № 297239

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли применять правило о том, что не выделяется запятыми придаточная часть из одного (или однородных) союзных слов, к этому предложению: «он уже не раз бывал в этом доме и знал где что»? Или при такой формулировке, без союза «и», это неполное придаточное, которое нужно отделять запятой? И можно ли считать «где» и «что» в данном контексте парными сочетаниями ассоциативного характера и писать через дефис? Нужна ли тогда будет запятая? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае «что» — не союз и не союзное слово. Верно: знал, где что.

Вопрос № 296135

Сегодня в школе отстаивал свою точку зрения касательно запятых в данном предложении:Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ. Я утверждал, что запятая стоит только под номером 2, а учитель русского настаивал на том, что и под 1 цифрой нужна запятая, так как это, по его словам, придаточная часть. Прошу помочь мне разобраться в этом вопросе, так как с утверждением учителя я абсолютно не согласен.

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы, запятая нужна только после слова княжества. Во времена Моцарта – самое обыкновенное обстоятельство. (Интересно: если учитель считает это придаточной частью, то где, с его точки зрения, подчинительный союз или союзное слово?)

Вопрос № 295890

Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая или нет и почему в предложении: Это было красивое место, увидев которое, ты чувствуешь, как в душе рождаются, словно смутные стихи, самые неистовые грезы и где испытываешь настоящую тоску, почему-то не видя их вокруг.

Ответ справочной службы русского языка

Если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который, то деепричастный оборот не обособляется.

Также обратите внимание, что в предложении не хватает запятой после слова грезы (после придаточного).

Верно: Это было красивое место, увидев которое ты чувствуешь, как в душе рождаются, словно смутные стихи, самые неистовые грезы, и где испытываешь настоящую тоску, почему-то не видя их вокруг.

Вопрос № 294972

«После того(,) что ты сделал, видеть тебя не могу». Ставится ли запятая перед «что», т.к. «что» — союз? Или же не ставится по правилу — когда придаточная часть предложения предшествует главной, сложный союз не расчленяется — запятая не ставится? Является ли «после того(,) что» сложным подчинительным союзом? Большое спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Слова после того, что не являются сложным союзом. Что в данном случае союзное слово в роли дополнения. Поэтому запятая перед что нужна.

Вопрос № 293325

Здравствуйте! Возник спор. Во фразе: «Хотя, может, тот, что фермер. Или тот, что ремесленник.» Правильно употребить союзное слово «что» или, все-таки, «кто»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Здесь, в разговорной конструкции, уместно употребление местоимения «что».

Вопрос № 292244

Уважаемые эксперты! Разрешите наш спор. В предложении «Меня окружают люди, общаясь с которыми я расту» нужно ли ставить запятую после слова «которыми»? Дайте точную наводку на правило, а то у меня не хватает аргументов человека, не учившего правила, но понимающего логику языка.

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются, если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который. Запятая после которыми не нужна.

Вопрос № 291805

Добрый день, уважаемые эксперты Грамоты! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в данном примере: Первоначальные социальные группы часто становятся образцом для человека, ориентируясь на которые (,) он строит свою жизнь? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастный оборот не обособляется, если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе определительной придаточной части сложноподчиненного предложения (такое деепричастие от придаточной части запятой не отделяется), напр.: Перед старыми заводами возникали десятки серьёзных проблем, не решив которые невозможно было перейти к новым методам постройки кораблей.

Обратите внимание: Ваше предложение построено неудачно, его необходимо переформулировать.

Вопрос № 291773

Здравствуйте. Нужна запятая в скобках? «В каждом государстве есть место, не посетив которое(,) стыдно говорить о том, что ты побывал в этой стране».

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна. Деепричастный оборот не обособляется, если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе определительной придаточной части сложноподчиненного предложения (такое деепричастие от придаточной части запятой не отделяется; запятая ставится только перед деепричастием).

Вопрос № 288685

Здравствуйте. Нужна ли запятая после «котором»? Желание, играя на котором, можно сделать из подростков послушных кукол.

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются, если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который. Верно: Желание, играя на котором можно сделать из подростков послушных кукол.

Вопрос № 287782

Здравствуйте! Возник вопрос по деепричастному обороту, который всегда нужно выделять запятыми. Требуется ли запятая в предложении «…алгоритм, придерживаясь которого (,) можно создать красивое предложение…», если нет, то почему?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна. Деепричастие, имеющее в качестве зависимого слова союзное слово который в составе определительной придаточной части сложноподчиненного предложения, от придаточной части запятой не отделяется; запятая ставится только перед деепричастием.

Страницы: 2 3 4 последняя

Быть мужественным — значит обуздывать свой нрав. Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, т. е. направляет их туда, куда нужно и полезно.

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщин.

Сильный — не тот, кто одержал верх над слабым, а тот, кто придет слабому на помощь.

Мне не нужен тот, кто видит во мне только хорошее, мне нужен тот, кто видит во мне и плохое, но при этом, все еще хочет быть со мной!

Падает тот, кто бежит. Тот, кто ползет, не падает.

Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости.

Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит но зато тот, кто их не ищет, — не находит никогда!

Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал!

Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь.

Счастлив тот, кто сотворил свой рецепт.

Лишь тот способен добрым быть, кому пришлось от злости выть. Лишь тот узнает дружбы цену, кто испытал друзей измену. И лишь тому любовь дана, кто ненависть познал сполна.

  • Показать лучшие

Задание 18 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Задание 18 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 1 вариант

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Задание 18 № 25

Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем.

2. Задание 18 № 62

Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.

3. Задание 18 № 138

Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.

4. Задание 18 № 176

Сочетание лексического и грамматического значений (1) может образовывать сложные смысловые образы (2) анализ которых (3) позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения.

5. Задание 18 № 214

По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.

6. Задание 18 № 252

В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

7. Задание 18 № 290

Мы с восторгом (1) смотрели на великолепные берега пролива (2) мимо (3) которых (4) проплывал наш катер.

8. Задание 18 № 328

Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

9. Задание 18 № 366

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

10. Задание 18 № 404

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран на развитые и развивающиеся.

11. Задание 18 № 442 Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

12. Задание 18 № 480 Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

Задания для подготовки 2 вариант

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Задание 18 № 518

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

2. Задание 18 № 556

Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.

3. Задание 18 № 594

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

4. Задание 18 № 632

В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.

5. Задание 18 № 670

Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

6. Задание 18 № 708

В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со второй половины X века (4) сформировалось представление о единстве мира и его истории.

7. Задание 18 № 746

Я устроился (1) под деревом (2) крона (3) которого защитила меня (4) от дождя.

8. Задание 18 № 784

Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

9. Задание 18 № 822

Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.

10. Задание 18 № 860

Мохнатые ветви деревьев (1) образуют тёмный свод (2) сквозь (3) который только кое-где (4) весело проглядывает солнечный лучик.

11. Задание 18 № 899

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

12. Задание 18 № 937

Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель.

Задания для подготовки 3 вариант

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Задание 18 № 975

У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове имеется присоска (1) с помощью (2) которой (3) они прикрепляются (4) к самым различным животным.

2. Задание 18 № 1013

Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры.

3. Задание 18 № 1051

Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.

4. Задание 18 № 1089

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

5. Задание 18 № 1127

Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4) постоянно растёт.

6. Задание 18 № 1165

Художественная деталь постепенно становится символом (1) появление (2) которого (3) в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания авторского замысла эпизоды.

7. Задание 18 № 1203

В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

8. Задание 18 № 1241

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится подразделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

9. Задание 18 № 1279

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

10. Задание 18 № 1317

В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.

11. Задание 18 № 1355

Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

12. Задание 18 № 1393

Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

Задания для подготовки 4 вариант

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Задание 18 № 1431

Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) он создал лучшие свои оперы.

2. Задание 18 № 1469

Лена — главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно.

3. Задание 18 № 1507

Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3) которого (4) он испытывает истинное преклонение.

4. Задание 18 № 1545

В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.

5. Задание 18 № 1583

В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2) свидетелем (3) которого (4) он был.

6. Задание 18 № 1621

Банковский кредит — выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

7. Задание 18 № 1659

Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.

8. Задание 18 № 1697

Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.

9. Задание 18 № 1735

Перед глазами путника расстилалась река (1) по обоим берегам (2) которой (3) теснились маленькие домики.

10. Задание 18 № 1773

Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.

11. Задание 18 № 1811

Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.

12. Задание 18 № 1849 Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

Ответы к заданиям:

Вариант 4

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *